Дорогие авторы! Ничего личного. Только желание высказать свое мнение о прочитанном. Поэтому почти не касаюсь ошибок, речевых недочетов. Содержание - вот моя цель.
Топтыгин Михаил Потапович "Год Совы, эпоха Филина"
Автор, я в затруднении. Замысел понятен, теме конкурса повествование соответствует. Но... Что же меня смущает? Отсутствие рассказа как такового с яркими персонажами, сюжетом, кульминацией, развязкой. В аннотации к рассказу, как я понимаю, автор озвучил свою задачу. Показать, как школьник воспринимает учителя. Да, читатель, я думаю, эту авторскую задачу в тексте нашел и осмыслил. Но лично мне не хватило жизни в этом тексте - яркой, красочной, бурлящей. Одним словом, жизни. Есть некие лица - не могу назвать их действующими - так как они себя не раскрыли в действии. И есть декларации, которые действующие лица произносят. Умные правильные мысли, но изложенные так сухо, так бесстрастно. Жаль! Заявка на интересного героя была: Филин, действительно, интересен. Но он только обозначен - и все. Я догадываюсь, что автор вспоминает былое. Но эти воспоминания не удалось приодеть в художественную форму.
Александров Владимир Викторович "Бабочник"
Трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет. Вот и я настроилась на анализ реальных коллизий реальной школьной жизни бабника. Тем более, что начало рассказа располагало к такому настрою. Но автор очень быстро дал понять, что жизнь реальная ему не интересна. А когда по экрану монитора запорхали бабочки, я поняла, что жизнь, лишенная логики и смысла, тоже прекрасна и удивительна, даже если старушки с унылой обреченностью все падают и падают из окна. И разбиваются. Но мимо этого окна стаями летают дрессированные бабочки и вечером дружно возвращаются в теплицу. А значит, гармония жизни неизбежна. Даже если жизнь абсолютно абсурдна. Старушки- падают, бабочки - летают. Каждому - свое. И уж совсем не кстати: а может старушки тупо падали из окна, стараясь разглядеть бабочек? Но вернемся к конкурсу. Я прагматик до мозга костей, но рассказ меня очаровал. Что-то в этих бабочках есть. И черт с ним со смыслом. Не все ли равно, как человек находит себя в этом прекрасном мире? Пиная футбольный мяч или дрессируя бабочек? И в том, и в другом не больше смысла, чем в восходе или закате. Но до чего ж красиво.
О неких огрехах, присутствующих в тексте, говорить не буду. Они легко устранимы.
Александров Владимир Викторович "Спецшкола"
Заявка хороша. И рассказ выдержан в стиле заявленной темы. Остроумно, язвительно. Неожиданно. Школа для жуликов. Почему нет? И все-таки не оставляет ощущение некоего лохотрона, который автор, насмешничая, предлагает читателям и жюри. Последние доверчиво тычут пальчиком в стаканчик, уверенные, что шарик там. Ан нет! Шарик совсем в другом месте. Вроде бы о школе, а не о ней. Вроде бы в тему, но в другую тему. Совсем в другую. Но талантливо. Бесспорно талантливо.
Козлова Лилия Львовна "Дважды два..."
Текст сыроват, плохо вычитан. Акцент Шотика выписан не удачно, поэтому на слух никак не воспроизводится и не воспринимается. А ведь свои рассказы надо обязательно читать вслух, тогда многое становится понятным: что убрать, что оставить, что исправить. Рассказ, на мой взгляд, не получился. Это просто теплые воспоминания о школе, которым не хватило авторской обработки.
Топтыгин МИхаил Потапович "Машка и Филин"
Отдельные отрывки просто блестящие. Настолько образные, хлесткие, живые. Но в целом - нечто рыхлое, неудобоваримое. Автор, Вашему рассказу нужен хороший редактор, который вычеркнет все длинноты, сократит предложения и расставит точки. Автор, надо учиться ставить точки как можно чаще. Это главное умение автора. Ну, или одно из главных. И еще: любому рассказу нужна динамика либо событий и действий, либо мысли. Без динамичности текст закисает, как молоко в тепле. И последнее: теряюсь в догадках - кто рассказчик?
Капустин Вад. "Воплощение"
Каюсь, не люблю фантастику. Ну, не мое это. И если бы не долг преноминатора - бросила б читать после первого же абзаца. Но долг обязал дочитать до конца. Очарована абсолютно. Удивительно чистая и прозрачная вещь. Вот такое у меня возникло ощущение от прочитанного. Автор, Вы молодец.
Козлова Лилия Львовна "Физика и лирика"
Милая зарисовка, написанная тепло, с юмором. Из серии: а у нас на физике... Всего лишь зарисовка, не рассказ. Хотя бы потому, что сюжет не выписан. В начале автор рассказывает о подаренной ручке. Подробно. По логике повествования ручка должна "выстрелить". Но нет. Автор, предавшись приятным воспоминаниям, рассказала о ручке, и перешла к следующей истории - разрисованному учебнику физики. Так эти два эпизода и остались не связанными эпизодами, не объединенными в одно целое. Эпизод с учебником забавен. Но не больше. Если бы эту историю пересказывали дети друг другу на переменке, тогда все понятно и никаких претензий. Но эту историю через жизнь, через жизненный опыт пересказывает взрослый человек. И читатель вправе требовать глубины, осмысления, некоего анализа. Этого не произошло и забавная история осталась лишь забавной историей - не больше.
Толорая Ольга Владимировна "Заразная"
Итак, рассказ про очередное "чучело". Что ж, тема детской дедовщины по-прежнему актуальна. Но между "Чучелом" и "Заразной" две большие разницы, как говорят в славном городе Одессе. Постараюсь объяснить, почему. В "Чучеле" зритель всей кожей чувствовал высокий нравственный посыл героини. Зритель после просмотра фильма уходил с пониманием: нельзя обижать и травить человека. Нельзя. Маленькая девочка победила своих мучителей не с помощью стула, камня, биты, пистолета и так далее. Она победила их нравственно. Ради этого стоило снимать фильм. И зрители его до сих пор помнят. А рассказ "Заразная", прежде всего, - недобрый рассказ. СтОит ли напоминать, что литература должна, ДОЛЖНА! пробуждать в человеке добрые чувства? Но ни в коем случае не будить в нем зверя. Что же мы имеем в рассказе? Какой вывод должен сделать читатель? Все вокруг звери, и разбираться с ними надо с помощью кулаков или стула? Хороша наука! Нет, автор, никогда я не соглашусь с Вами. Ради таких выводов, такой науки не стоит переводить бумагу. Автор, Вы свою героиню опустили до уровня окружавших ее зверенышей. А должны были зверят поднять до уровня своей героини. В жизненной истории было не так? Ну, так что ж! Вы же АВТОР! А не видеокамера, бесстрастно записывающая все, что видит. Где Ваша оценка событий? Где Ваша авторская, творческая фантазия. И где ВАша авторская позиция? Увы, увы. Хорошо, допустим, ребенок извлек из этой ситуации отрицательный опыт. Но тогда Вы, автор, должны были расставить акценты, Без назидания, ненавязчиво. Но этого не случилось. Возможно, на ВАше изложение повлияло нечто глубоко личное. Возможно, это Ваша история. Но тогда мутной воде надо просто дать отстояться. Просто отстояться. Муть осядет, и вода вновь станет прозрачной. И вот тогда напишите эту историю снова.
Фадеонов Елисей Диарович "Я боюсь"
Очередная милая зарисовка из детства, но не рассказ. Увы.
Олонцева Анастасия "Коса до пояса".
Хороший рассказ. Читается легко, герои зримые и живые. Есть опечатки, ошибки, но они не портят главного. Рассказ состоялся, рассказ получился. Автору респект!
Путятин Александр Юрьевич "Школа, она всем - школа"!
Молодец! Как я есть классный руководитель, на минутку, ставлю отлично! Для одноклассников объясняю: цепляет с первого слова и держит в напряжении до конца. Это дорогого стоит. Язык живой, читается легко, герои не ходульные, говорят, как живые люди.
Вад Капустин "Возмездие"
Автор, Вы - гений! И смеялась, и плакала. И совсем забыла, что я строгая классная руководительница. Читала, как самый простой читатель и наслаждалась. Конечно, отлично! И даже с плюсом! Обязательно зайду на ВАшу страничку в предвкушении новых открытий.
Ильина Ирина Игоревна "Сорвался с поводка"
Очень теплый рассказ о становлении личности. Взрослеть - нелегкое дело. Взрослеть в окружении истово любящих родных - нелегкое вдвойне. Автору удалось живо, без нудной назидательности показать как птенец встал на крыло. Замечательно.
Ильина Ирина Игоревна "Неожиданные разоблачения"
Очень добротный рассказ о том, как важно слушать друг друга и слышать. Причем, в любом возрасте. Автор, вы - мастер. Рассказ трогает душу. Сразу хочется все, что накосячил в своей жизни, немедленно исправить. Хочется работать над собой, становиться все лучше и лучше, а к людям относиться все чутче и чутче. Во, как Вы меня зацепили. Ситуация внешне незатейлива, и рассказано очень просто, но в целом - ощущение глотка чистой воды.
Работха Радж Протабович "Очкарица"
Не верю. Поступки героев в тексте не мотивированы. Возможно, в жизни все так и было. Внешне. Но тогда автору просто не удалось или узнать, или понять, почему взрослые люди действовали и говорили именно так. Пьяный врач - мог быть вполне.Но вот в школе... Если к ребенку и ее маме относились негативно все без исключения, допустим, по национальному признаку. Это одно. Такое вполне могло быть. Хотя тоже вызывает сомнение: чтобы абсолютно все гнобили ребенка, чтобы ни одного человеческого лица рядом не было - сомнительно. Но тогда так и надо было рассказывать. Если же причины другие, в рассказе они обязательно должны быть озвучены. Учительница, которая не любит ребенка за то, что он хорошо учится, робкого, старательного, не языкатого - вообще сказочный персонаж. А так - действуют какие-то монстры, как в плохом ужастике. Я думаю, автору просто не удалось справиться с материалом..
Skier "Поцелуйчики"
Хороший, добротно сделанный рассказ. Написан человеком, который любит людей и доброжелательно смотрит на мир. И это чувствуется. Читателю передается теплая энергетика автора. Автор, спасибо за подпитку! Катька хороша: нравственный человечек. Родители - вменяемые люди, живые, любящие. И только педагог - существо вдвойне несчастное. Детей не любит и не понимает, да еще и в личной жизни проблемы. Такого педагога надо бояться, как чумы. Но других-то где взять? Чтоб талантливые и умные, и психологи, и счастливые. Да и есть ли такие?