Жил один рыжий человек, у которого не было глаз и ушей. У него не было и волос, так что рыжим его называли условно. Говорить он не мог, так как у него не было рта. Носа тоже у него не было. У него не было даже рук и ног. И живота у него не было, и хребта не было, и спины. Ничего не было! Так что непонятно, о ком идёт речь...
Даниил Хармс.
"Случаи. Голубая тетрадьN10"
"Дельфийского Атриума" никогда не существовало.
Об этом я вам заявляю с полной ответственностью. Так повелось: одни движут массами и вращают ногами планету, а другие посвящают жизнь сотворению мифа и вкушают плоды сладкого самообмана. Оставим за историками право судить, кто же из вышеназванных в итоге оказывается в большем выигрыше.
Начнём с того, что "Дельфийский Атриум" был идеальным прикрытием. Спрятавшись за ним, легко было реализовывать какие-то идеи, имевшие музыкальные очертания. И совсем не важно, сколько их там, находящихся за этой уютной стеной: один человек или все десять...
Конечно с "Атриумом" связаны многие прекрасные моменты моей (да и не только моей, наверное) жизни. Так всегда бывает, когда созданная тобой картина оживает, и ты оказываешься в этом сказочном, нарисованном мире. Ты радуешься этому чуду словно ребёнок до тех пор, пока не спадёт пелена с глаз и всё волшебство пока ещё на самом кончике твоей кисти.
"Дельфийский Атриум" имел не одну попытку превратиться из не имеющего конкретных очертаний мифа в реально действующий коллектив. Все они заканчивались одинаково плачевно.
То, что потом надписывалось на магнитофонных кассетных коробках, было чем-то сродни иллюзии. Вроде слушаешь кассету, и не возникает сомнений в том, что записанное на ней плод творчества музыкантов, которые так давно играют вместе и вместе же пишут эту самую музыку. Однако стоит повнимательней приглядеться и тотчас видны находящиеся на арене цирка фокусник с аккомпанирующей ему труппой помощников, в сущности таких же прохвостов-иллюзионистов. Впрочем, если приглядеться ещё внимательней, можно обнаружить, что никакого цирка, никакой арены также не существует.
"Атриум" был виртуальным задолго до того, как это стало модно и общедоступно. При этом без помощи Интернета. Хотя, впрочем, даже виртуальным ему не суждено было быть, ведь его, как уже упоминалось в самом начале этого сумбурного пролога, никогда не существовало. Поэтому всё написанное ниже не более чем фрагменты из далёкого уже прошлого и никакая это не биография.
ПРОЛОГ
Впервые в Кёниге я оказался в 1990 году. Летом. В августе.
Почему-то уже тогда, прогуливаясь по узеньким европейским улочкам, я понял, что в этом городе когда-нибудь обязательно буду жить.
Калининград, где как правильно заметил посетивший его некогда Гребенщиков"смешались советчина с неметчиной" вообще здорово напоминал декорированную съёмочную площадку какого-то сказочно-фэнтэзийного фильма. Тут можно было найти всё, от мрачных многовековых бастионов до безобидного скверика с причудливыми скульптурами. А уж бродить по настоящим каменным мостовым здесь можно было до бесконечности.
Калининград, Кёнигсберг или просто Кёниг стал для меня родным спустя два года, когда я переехал в него на постоянное место жительства (по-крайней мере тогда, в 92-ом мне казалось, что оно постоянное). И опять же это было летом. В августе.
Самую прекрасную половину этого месяца я провёл у моря, в посёлке с говорящим названием Дивное, где утренние и дневные часы посвящал исследованию возвышающихся над пляжем зелёных утёсов, а вечером с упоением читал книгу японских сказок, сидя в гамаке под дикой грушей. Время тогда, казалось, текло неспешной рекой и впереди грезилось какое-то необыкновенно прекрасное ЗАВТРА.
Наверное, это лето запомнилось мне не случайно. Быть может именно тем летом, незримо для меня уходило беззаботное детство, чтобы никогда больше не вернуться. Впрочем, даже если отбросить всю сентиментальность нельзя не упомянуть о том, что перспектива в первый день осени переступить порог нового учебного заведения после оканчивающихся каникул не радовала. Особенно если это заведение-специализированная школа-лицей.
А вот здесь стоит немного притормозить и позволить повествованию сделаться несколько подробнее. Посвятим лицею вступительную часть, потому как именно благодаря этому самому лицею познакомились, скажем, мы с Сашей, который имеет далеко не самое последнее отношение к "Дельфийскому Атриуму" и без которого весь последующий рассказ был бы бессмысленным.
Итак, точка отсчёта: сентябрь 1992 года.
ТРАНКВИЛИЗАТОР
Когда вместе с тобой в классе учатся всего трое юношей в противовес двадцати
пяти девушкам едва ли тут удастся избежать общения. Общение в таких случаях возникает сразу и порой вне зависимости от того: нужно оно тебе или нет?
Ни в коем случае не хотелось бы обидеть прекрасную половину человечества (а ей, как уже давно доказано всеми возможными науками, являются исключительно дамы), но вот интересное наблюдение: если эта самая прекрасная половина численностью своей превосходит все остальные проявления человечества на отдельно взятом участке земного шара (например мужчин и например в школе-лицееN49, порог которого я переступил злополучным первосентябрьским днём) общение собственно с дамами здесь не то, чтобы усложняется, оно практически НЕВОЗМОЖНО. Малочисленные мужчины становятся прозрачной субстанцией, и держаться друг за друга, дабы окончательно не раствориться в разноцветной восхитительной массе, где смешались косички, юбочки, перешёптывания, переглядывания и все остальные атрибуты женской природы.
Держались мы на весьма и весьма почтительном расстоянии, которое позволяло не только не становится героями многочисленных сплетен и интриг, но и порой даже находиться далеко за пределами бурной классной жизни, пребывая, однако же, в самой её сердцевине. И поверь мне, читатель, это поистине высокое искусство!
А какие ещё могут возникнуть разговоры на фоне учительских рассуждений на извечные терзающие умы не одного поколения филологов (а класс, в котором вы учитесь, к примеру, филологический) темы? А за окном ещё тёплый солнечный сентябрь? А немного пройдя по Советскому проспекту заветный ларёк с разливным? Или альтернатива разливному, здесь же по соседству, холодное пиво в литровой кружке с белоснежной шапкой пены? Когда раздаётся долгожданный звонок, ноги сами устремляются по проторенной тропе. Сначала по улице Кирова, потом поворот на Советский, Северный вокзал, а вот и наш ларёк. Как мы вовремя, только-только подвезли свежего холодного пива. Что? Детям до 16 не наливают! Кто сказал? А, написано на окошке? Ну так что же, всякое пишут. Безобразие конечно, но ещё как наливают, и особенно детям до 16. Да и не только пиво.
И вот опять-таки возвращаясь к разговору об общении и т.д. Пойдёт ли с вами к тому же ларьку хотя бы одна из той пёстрой массы, где "косички да юбочки, перешёптывания да переглядывания"? Однозначно, нет! Ни одна! А если попробовать заинтересовать? Пробовали. Заинтересованности не наблюдалось. Так о каком общении тут может идти речь?
Уф! Будем считать, что вступительная часть на этом окончена и перейдём непосредственно к "Транквилизатору", который возник всё у того же ларька. Хотя, наверное, он ниоткуда и не возникал, просто появился как бы сам собой, а мы его впитали в себя вместе с пивом из наших кружек.
* * *
Сашка замечательно играл на фортепиано. Это выяснилось спустя пару дней нашего с ним знакомства. То есть 3 сентября (читатель, если ты настоящий или будущий историк, запомни эту знаменательную во всех отношениях дату!). Как-то мы за разговорами о питерском роке, где не в последнюю очередь всплывали имена Цоя и Гребенщикова добрели до сашкиного дома и, воспользовавшись отсутствием его родителей, принялись фиксировать на магнитофон всё, что крутилось на тот момент в головах.
А крутилось: "Дождь для нас","Уходи","Проснись, это любовь","Прогулка романтика"Цоя. "Аделаида", "Поколение дворников", "Боже, храни полярников"Гребенщикова. Сашка на ходу подбирал гармонии, а я высоким ломающимся голосом напевал и изображал перкуссию при помощи спичечного коробка. Сашкина "OSACA"зловеще хрипела, то и дело намереваясь сжевать плёнку и потом воспроизводила с ужасным треском и дребезжанием всё то, что условно можно считать первыми кирпичиками закладываемого фундамента будущей иллюзорной группы "Дельфийский Атриум". Удивительно, что и по сей день, сохранились эти записи в совершено жутчайшем качестве пусть не первоисточника, но хотя бы одной из сделанных тогда с него копий.
Тогда, осенью 1992 года, подобные домашние сессии становились чем-то вроде послеурочного ритуала. Сначала отсиживали занятия, затем бежали за пивом или вином, затем возникало логическое завершение в виде записи какой-нибудь звучащей сначала acapella на улице, а затем уже под аккомпанемент фортепиано песни наших рок-мэтров из братского Кёнигу города Питера.
Почему возникала потребность в записи всей этой самодеятельности сейчас вспомнить довольно сложно. Как, впрочем, и объяснить. Видимо, крепко засела тогда в головах потенциальных филологов строчка из стихотворения известной поэтессы: "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда..." Ох, не знали, не знали!
Ближе к зиме под вывеской "Транквилизатор"было записано целых две аудиокассеты, где кроме нетленок упомянутых выше авторов появились и наши с Сашей первые сочинения. "Сочинения" носили характер либо юмористически-сатирический (вроде частушек про наших до неприличия правильных одноклассниц, но не в коем случае не пошлые), либо возвышенно-романтический (глупые наивные песенки о несчастной любви и неразделённых чувствах). Вот яркий пример, где Саша замечательно передал метания одинокого влюблённого:
О, мой заветный плод желаний,
я весь сгораю по тебе.
Я весь измучался не зная,
как ты относишься ко мне...
И вот настал тот день отчаяния,
когда я от тебя узнал,
что не достоин я внимания,
которого я так искал...
Но я не плакал, не смеялся,
а долго молча, я страдал.
"Но видно сердцу не прикажешь,
а душу водкой не зальёшь", -
однажды я себе сказал
и с пониманьем оправдал
Тебя...
И убедившись в очевидном
накинул петлю я на крюк...
Ну и так далее...
С долей чёрного здравого юмора.
Аккомпанемент по своей простоте очень мило соседствовал с текстом. Если послушать, к примеру, "Искушения святого Аквариума"то становится очевидно, что пусть ты даже в недалёком будущем автор таких прекрасных сочинений, как: "Контрданс"или "Моей звезде" ты неизбежно начнёшь с чего-то, вроде: " Бустера в ночи", а то и вовсе с хрюканий в микрофон и псевдоиндустриального скрежета. Тут нельзя не без гордости признать, что мы с Сашей в микрофон не хрюкали (да и вообще не замечали за собой подобного). Правда, и ничего подобного той же "Звезде" так и не написали. По-крайней мере я.
Итак, запись собственных творений происходила в новогоднюю ночь. Так на стыке 92/93 гг. наш новоявленный сочинительский с Сашей тандем сделал первые робкие шаги.
* * *
Зима в Калининграде вообще особое время года. Влюбляешься в неё сразу и навсегда. Несмотря на отсутствие снега и на то, что не покрываются льдом реки. Воздух всё едино пропитан зимой и как-то сразу хочется петь об этом.
В идеале, правда, хочется не только петь, но и подыгрывать себе, скажем, на гитаре. Но что делать, когда ты не владеешь этим инструментом, да и вообще никаким другим? В такие моменты кажется, что постигнуть таинство игры настолько же нереально, как прогуляться пешком до Луны.
-Джим Моррисон совершенно не умел играть на гитаре,- как-то заметил Сашка. - Он просто напевал свои песни Манзареку, и потом тот сочинял к ним музыку. Можем попробовать...
Было и такое.
Впрочем, тогда Джим Моррисон был для меня не больше чем заокеанским трубадуром, и мне было абсолютно по барабану, о чём и как он поёт. Сашка же уже тогда с упоением слушал выпущенную "Мелодией" пластинку "Зажги во мне огонь". В отличие от меня Сашка всегда двигался на несколько шагов вперёд.
Да, так о чём я? Кажется о зиме...
Итак, петь о Зиме не очень получалось, зато получались в пугающих количествах поэтические зарисовки, которые в основном появлялись во время уроков. Не много не мало-целая тетрадь, пролистав которую Сашка в один прекрасный момент перестал показывать мне свои стихи. Как он тогда был прав! Только по прошествии нескольких лет я осознал, что всё личное иногда очень полезно прятать далеко "в стол".
А то и ещё дальше...
Откуда она берётся эта юношеская уверенность в своих силах? Откуда весь этот размах и ощущение крыльев за спиной? Ведь не было и не будет их там никогда! По-крайней мере здесь, на земле. Да только попробуй, поверь в это когда тебе пятнадцать!
* * *
Зима 93-го имела незабываемый привкус "Агдама", которого за три морозных месяца было выпито немало. Продавался он в первую очередь в розлив за какие-то весьма символические деньги. Хотел бы привести конкретную цифру, но затрудняюсь. Помню одно: дёшево! О пиве на тот момент вообще забыли. Ещё бы, ведь даже ребёнку понятно - " Агдам" вставляет несравнимо круче!
Впрочем, если " Агдам" получил почему-то именно разливную "прописку", прочие алкогольные и не менее замечательные напитки находились там, где им и положено находиться. В вино-водочных отделах гастрономов и продавались бутылками.
Один из многочисленных нынешних рекламных слоганов уверяет, что "не все йогурты одинаково полезны", перефразируя мудрых рекламщиков, замечу " не все спиртные напитки одинаково приятны"! Хотя, это конечно дело вкуса, какое пойло вы предпочтёте на данный момент. Одному " Анапа"- чудесный нектар, другому подавай какой-нибудь "JohnnyWalker". Однако есть и такие напитки, которые единогласно признаны всеобщей отравой и, тем не менее, их пьют. И ещё как пьют! Во-первых: местный продукт! Во-вторых: опять-таки дёшево! В-третьих (что немаловажно!): вставляет не по детски!
Вот, например, алкогольный напиток " Янтарь". Бесцветный, сорок градусов, пахнет водкой (но не водка!), обладает настолько чудодейственными свойствами, что выпивший его наш с Сашей одноклассник Денис Мартынов из тихого и безобидного юноши с книгой Кастаньеды в руках превращался в сущего безумца. Разгорячённый, с красной мокрой рожей он гонялся по городу за троллейбусами, намереваясь разорвать их на несколько частей, а позже занялся поисками маленьких девочек, на которых мечтал написать сам, а заодно призывал это сделать всех окружающих. В последнем своём рвении, говорят, весьма преуспевал в своё время.
Или вот кубинский ром " HavanaClub"!На вкус ещё противнее, чем "Янтарь". Всё те же сорок градусов, опять же бесцветный (или почти? не помню), но сшибает напрочь! Как-то выпив, его мы с Сашей, проделали утомительно долгий путь от магазина где-то в Центральном районе до наших домов, во время которого Саша не раз падал буквально " лицом в грязь", танцевал с машинами на проезжей части и никак не давал мне тем самым опьянеть. Доставив слабеющего друга до его парадной, я поплёлся к себе через длиннющий эстакадный мост и очутившись вскоре в своей постели заснул крепким сном. И только наутро, в туалете, я открыл для себя все особенности этой "огненной воды", после чего ещё в течение нескольких дней моё лицо имело определённый зеленоватый цвет.
В перерывах между дегустациями " Транквилизатор" видимо что-то записывал, но я, если честно, об этом плохо помню. Вся наша алкогольная одиссея неожиданно вырулила на финишную прямую, а сам финиш показался нам сколь неожиданным столь и очевидным. Мы, вдруг, поехали в Питер!
ВИЗИТ В ПИТЕР
Оказаться в Петербурге мечтает, наверное, каждый.
Кому-то не терпится оказаться на Дворцовой площади и часами разглядывать Эрмитаж с Зимним. Кому-то больше по вкусу Дворцовая набережная, где открывается прекрасный вид на Стрелку Васильевского острова, могучие колоны, величавые разводные мосты и на саму Неву, что пугает и очаровывает одновременно своей бездонной темнотой, и волны которой неистово бьются о молчаливый гранит.
Кому-то достаточно просто побродить по Невскому проспекту. Кому-то подавай музеи да памятники, и чтобы непременно фото на память. Да много чего ещё в Питере хочется увидеть, потрогать, почувствовать...
Петербург достаточно щедрый город! Дарит себя всем жаждущим и не скупится на теплоту. Мы ощутили это в первый же день приезда. Был, конечно, и подвох...но, по порядку.
Десантировались мы на Варшавский вокзал, сели в автобус и он повёз нас вдаль от неописуемых красот Центра, а если конкретно в спальный район именуемый Купчино. Купчино, в своё время, являлся отправным пунктом для юных Гребенщикова с Джорджем, для ещё более юных Цоя с Рыбой, для... ну вообщем для основной массы питерского андеграунда конца 70-х начала 80-х. Ну, а почему бы "Транквилизатору" не пойти проторенной дорожкой? Подобная мысль посетила меня, когда наш автобус петлял между одинаково страшными серыми домами, где, словно маяки мелькали то тут, то там спасительным тусклым светом винные и пивные ларьки (к ним мы, понятное дело, ещё вернёмся).
Теперь о щедрости Петербурга. Щедрость начала проявляться ещё утром, едва мы оказались в одной из многочисленных купчинских столовых. Нам предложили горячий сытный завтрак, т.е. хорошенько заправили перед первой ознакомительной многочасовой прогулкой. И опять-таки почти бесплатно. И вот мы сыты и готовы к путешествию.
Едва оказавшись на Невском сразу стало ясно, что перед нами именно тот самый Невский, что представлялся нам по песням всё тех же БГ, Цоя (потому что никакого Майка, к примеру, мы тогда слыхом не слыхивали). Грязные, облупившееся фасады красивейших домов. Сквозные, пахнущие мочой парадные. Уводящие в никуда арки дворов, которые " как колодцы, но нечего пить". Всё это, как не парадоксально, пленяло сердце и радовало глаз.
В первый же день был исхожен весь рок-центр (так всё же рядом!) начиная от "Сайгона" и заканчивая ул. Софьи Перовской. Кажется "Сайгон" уже тогда превратился в магазин итальянской сантехники, а знаменитый рок-клуб, что на ул. Рубинштейна, 13, закрылся на вечный ремонт. Но какое это, скажите, имеет значение для впечатлительный провинциалов? Тут одних только эмоций через край...
Сидя в скверике рок-клуба, где все стены пестрили надписями, типа: "Витя-Саратов любит тебя!" или "Записывайтесь в армию"Алисы"!", хотелось выпить чего-нибудь эдакого и прокричать что-то вроде: "Рок-н-ролл мёртв, а мы ещё нет!", что собственно и сделали. Пить, правда, не стали. Во-первых: центр, мало ли что. Во-вторых: наш класс вместе с руководителем ещё планировал посетить музей-квартиру Пушкина на Мойке. В-третьих: напьёмся сейчас, что делать вечером?
Да простят меня почитатели таланта великих и вечно живых классиков творивших в славном городе на Неве, я не стану здесь распространяться о посещении этих самых музеев-квартир. Кто спорит, не всякий раз перед твоими глазами предстаёт письменный стол, за которым создавались "Маленькие трагедии" и не так часто поднимаешься по лестнице, что когда-то внимала шагам гения сотворившего "Белые ночи". Я сам, помнится, впервые оказавшись в Бонне, в доме-музее Бетховена с замиранием сердца смотрел на сохранившиеся рукописи нот и восхищался какой-то необъяснимой красотой старинных музыкальных инструментов. Однако, всё это прекрасный материал для другого не менее содержательного повествования. А может быть я просто не в силах описать всё так как хотел бы в силу своих более чем скромных способностей повествователя?
Наш первый день в Питере заканчивался. Наступил многообещающий вечер. Назовём его "Вечер под номером 777".
* * *
Почему 777?
Читатель, полагаю, ты и сам уже догадался. Оказаться в Питере и не попробовать этот знаменитый портвейн весьма и весьма глупо!
Вообще портвейн-жидкость для избранных. Редко бывает, что от него не тошнит, не выворачивает. Если ты выпил, прошло определённое количество времени, а чувствуешь ты себя всё так же прекрасно как в момент принятия первого стакана (другой тары для портвейна нет и быть не может!), безусловно, ты и есть тот самый избранный!
Что же касается 777, то тут мало быть просто избранным. Надо если не родиться, то хотя бы жить в Петербурге и с младых лет вобрать в себя этот мерзостный ни с чем несравнимый вкус. Тогда пей этот портвейн хоть бочками - будешь живёхонек и счастлив. В конце концов, не водка и не технический спирт какой-нибудь!
Судя по историческим документам портвейн, долгое время считался, чуть ли не фаворитам среди винных напитков. Моряки, что привозили его в трюмах своих кораблей походили на чародеев из диковинных стран, где этот чудесный напиток черпали должно быть прямо из небесных рек. Однако ж к тому моменту как появился напиток с тем же названием, но о трёх цифрах реки изрядно обмелели.
Сначала нам его и пробовать-то не хотелось, уж больно цвет у него отпугивающий. Но любопытство всегда возьмёт верх в таких случаях и вот уже первые стаканы наполнены до краёв. Ну, поехали...
Бр-р-р!!! Даже представить противно. Выпили!
Первое впечатление (обычно обманчивое, но, как правило, самое верное!) - выпили яду и срочно нужно противоядие. Но после противоядия (вы только представьте себе, портвейн (!) надо закусывать (!)) тотчас возникло желание ПОВТОРИТЬ!
И как нам только наливала эти стаканы тётенька из ларька? У неё ведь и самой, наверное, дети есть? Ну ни капли жалости в глазах. Вот это профессионализм, вот это выдержка!
После третьего стакана мы, наконец, осознали какую страшную глупость делаем. Подходившие к ларьку местные заполняли портвейном пустую тару (например, бидон) и быстро исчезали в питерском сумраке. И никто вот так запросто из стакана у ларька не пил. НИКТО! И ведь действительно, что делать если ноги откажут в самый неподходящий момент или милиционер какой мимо пойдёт? Так там прямо у ларька же и повяжут. И доказывай потом местным властям, что ты вовсе не с единственной целью прибыл в сей славный град, а именно выпить весь разливной портвейн. Словом, пора было сваливать. Только с портвейном. Но, позвольте, где прикажете искать тару? Вопрос бил наповал.
И вот тут снова Питер оказался щедр и милостив к нам. Та же самая тётенька из того же самого ларька как-то неожиданно обнаружила пустую бутылку 0,5л. Куда быстро налила нам пахучей и желанной жидкости и мы, очень бережно взяв посуду из её рук, словно бы это была амфора из далёкого исторического прошлого, неуверенно побрели в гостиницу.
Весь следующий дебош происходил в нашем с Сашей номере. Почему-то ни сидевший у входа вахтёр, ни наш классный руководитель, встретившийся нам в коридоре, ничего не унюхали. И напрасно! Потому как одних из состояния покоя и равновесия выводит громко играющий по соседству магнитофон, других тупой до неприличия собеседник, а третьих передозировка спиртным. Только в отличие от того же Дениса Мартынова (см. ранее) мы не хотели рвать на части троллейбусы и писать на маленьких девочек (оно и понятно: под окнами проезжали только трамваи, а наши одноклассницы на маленьких девочек ну никак не походили!). В состоянии дикой растерянности мы оглядывали друг друга. "Чья это пьяная рожа?", - пронеслось в мозгу у Саши. "Что это за чудовище?", - успел спросить себя я. "Демоны!", - осенило обоих. Завязалась неравная схватка с адским отродьем. Недолгая. Без победителей и проигравших, но рухнули оба. Демоны исчезли.
Портвейн в бутылке так и остался нетронутым.
Неожиданно для себя мы выпустили на свободу злого джина (а то и сразу нескольких!), ибо ощущали мы себя тем вечером настоящими бесноватыми. Переполняющие нас бесы устроили нам экзекуцию. Они практически одержали победу, и нам оставалось только горько сожалеть о нашей недальновидности. О, как мы были слепы! Плачевный итог предвещали три зловещие цифры на этикетке, каждая из которых на одну единичку отступала от ненавистного всему человечеству Числа Зверя!
Таким образом, с 777 было покончено. Раз и навсегда!
* * *
Вышеописанное - единственный случай, когда совместное распитие спиртных напитков привело к малоприятным последствиям. Особо пытливый читатель, не выдержав, спросит, куда мы с Сашей подевали ту бутылку, наполненную под завязку портвейном. И я честно отвечу - не помню! Не пили - точно, не выливали - точно! Подарили? Кому? Вахтёру, или может быть нашему классному руководителю? Должно быть, демоны с собой прихватили, когда делали ноги...
Может Саша помнит?
Дальнейшее пребывание в Питере проходило до противного монотонно: завтрак - музей, обед - выставка, ужин - спектакль. Оно, конечно, совсем не плохо, но вот так четыре дня подряд! Увольте! Было, правда, свободное времяпровождение, которое мы использовали по полной.
Как-то нас даже забросило с Сашей на проспект Ветеранов, где Виктор Цой жил в конце 80-х до переезда в Москву. На Ветеранов вроде оставались его жена Марианна и сын Саша. Не скажу, что неимоверно интересное занятие болтаться среди домов-кораблей (уникальная по своей ужасной планировке квартир постройка, встречающаяся, кажется, только в Питере!) и пытаться найти дом под номером 101, но зато когда ты его находишь - радуешься как ребёнок! Почему? Кто его знает. Мы часто радуемся тому, что находим, а объяснить своей сиюминутной радости порой не в силах. Наверное, представлялось, как, выйдя из вот этой вот парадной и идя по этому вот самому тротуару, музыкант напевал что-то вроде: " улицы ждут отпечатков наших ног". Ну или что-то другое.
Вернувшись в Кёниг "Транквилизатор"попытался по горячим питерским следам записать все песни, что неотступно следовали за нами по пятам в рок-столице. Мы, что есть мочи, орали "Маму-анархию", в противовес ей осторожно начинали "Игру"и ловили "Музыку волн, музыку ветра". Подлая "OSAKA"дождалась-таки своего часа и с удовольствием "съела" добрую часть той плёнки. Особенно досталось почему-то песням Бориса Борисовича. Но никто её в этом не винил. Съела ну на здоровье. И записывали еще. Время было такое.
ВТОРАЯ СЕРИЯ
Записывали до тех пор, пока не поняли, что надоело. В смысле не записывать, а играть одно и то же. Хотелось чего-то свеженького. И тогда появилась "Вторая серия". Изначально, как якобы последние неопубликованные песни Цоя, в чём убеждал нас наш собрат по филологическим мукам Мартынов.
В Питер ехать по непонятным причинам он отказался, и пока мы с Сашей исследовали Северную Пальмиру навострил свои лыжи к родственникам в Ярославль, откуда и привёз сей раритет.
Верилось в то, что "это всё Кино" c трудом. И вот почему.
Сейчас, когда для получения любой информации (пока мы говорим только о музыке, а если ещё точнее - о рок-музыке) достаточно хорошенько порыться в Интернете или полистать различные печатные издания, трудно представить, что в начале 90-х эту самую информацию приходилось добывать по крупицам. Того, что можно было прочитать в газетах, катастрофически не хватало, и единственный выход из сложившейся ситуации заключался в появлении на нашем горизонте человека, знающего о рок-музыке не понаслышке.
Когда в городе появился первый подпольный рок-магазин с символичным названием "Ливерпуль", об этом стало известно всем жаждущим. В магазине можно было найти интересные пластинки отечественных и западных рокеров; металлерам предлагались майки, косухи, банданы; любителям украшать стены - плакаты, а любителям почитать - книги. Было бы желание. И оно было.
Заправителем сего рок-оазиса являлся олдовый рокер со стажем по фамилии Погорелов (запомните эту фамилию!). Вся свежая информация поступала к нему прямо из первых рук, т.е. ему удавалось беседовать с известными исполнителями, устраивать чаепитие с патриархами отечественной звукозаписи в лице А. В. Тропилло. Он даже помог заядлому кёнигскому битломану Диме Юцису(запомните и эту фамилию!) завязать переписку с самим Колей Васиным, который, как известно, знает о TheBeatlesнамного больше, чем они сами.
С помощью того же Погорелова мы выяснили, что обнаруженные Мартыновым последние записи "Кино" таковыми не являются, а принадлежат перу весьма талантливых стилизаторов из города N (возможно всё того же Ярославля), которые именуют себя "Второй серией". Впрочем, песни от этого хуже всё равно не казались!
Всю зиму мы аккуратно перепевали эти самые песни, попутно обучаясь игре на шестиструнной гитаре. Вернее, обучался Саша, который за весьма короткие сроки так в этом преуспел, что мог уже дразнить меня такими неизбежными для начинающих рок-гитаристов хуками, как: "SmokeintheWater"DeepPurpleи "AnotheroneBitestheDust"Queen. Однако если в подобных случаях всё ограничивалось банальными рифами, то цоевские "Пачку сигарет" и "Звезду по имени Солнце"Саша исполнял на всех шести струнах. Самое забавное из всего этого то, что строй гитары тогда едва ли можно было назвать "классическим". Вместо ми - си - соль - ре - ля - ми Саша настраивал свой инструмент не иначе как: ми - до - ля - фа - ре - си, т.е. интервалами каждому музыканту известными как терции. Придумывая какие-то полуаакорды, он успешно "снимал" хит за хитом и при прослушивании не возникало ни малейшего сомнения в том, что музыка подобрана не точно. По-крайней мере у меня. Стоит ли говорить, что и я начал своё обучение на гитаре с подобной настройки.
К счастью, Саша очень скоро осознал допущенную ошибку и уже спустя несколько дней обе гитары были настроены "как надо". Тяга к сочинительству собственных песен возникла (у меня, например) едва был взят первый, пусть и неправильный, аккорд. Сейчас я даже вспоминаю, что первая песня называлась "Времени сирень"и даже смутно припоминаю мелодию и слова. По-моему она даже была мною тотчас же записана, но, увы (а может ура!), не сохранилась.
Теперь "Транквилизатор"звучал почти как настоящая группа. К фортепиано дополнилась гитара, а к гитаре дополнились бонги, на которых играл сашин друг и сосед Андрей Боровской. Складывалось такое ощущение, что играть теперь можно всё! Хочешь отечественный рок-набор, а мало тебе - так, пожалуйста, бери ииграй "Nothingelsematters" из репертуара Metallica!
Сохранившиеся плёнки того периода ясно дают понять, как далеко мы ушли от бессмысленного "лабания" и уже вплотную приблизились к осознанному звукоизвлечению. Хотя, может это мне только казалось и не в последнюю очередь из-за более менее сносного качества записи? Писались мы тогда на андреевский "Panasonic". В любом случае это был уже не только "Транквилизатор", его-то к тому моменту как раз не было!
НАБРОСКИ
В большинстве случаев к сольным работам приходят, когда за спиной багаж из достаточного количества песен исполняемых не один год группой, в которой ты находишься на правах музыканта (а может быть даже лидера). Вот тогда хочется чего-то совсем другого и возникает желание доказать всем (в том числе и себе), что ты способен на нечто большее. Не у всех это одинаково успешно получается, но почти все без исключения через это проходят.
Мой первый сольный альбом под символическим названием "Наброски"появился практически месяц спустя моего обучения игры на гитаре. При этом ни одной собственной песни на нём не было. Зато в наличии имелись все исполняемые "Транквилизатором"вещи за последнее время. Стандартный набор: Цой, БГ, "Вторая серия". Всего одиннадцать песен, к которым позже добавилось несколько простеньких инструментальных пьес, что в принципе можно расценивать как скромный авторский вклад в данную работу, но в основном это было очередное собрание cover версий.
Первым (и последним) кто услышал "Наброски" был Саша. Он отреагировал на услышанное весьма своеобразно: в тот же день записал свою подборку практически тех же самых песен, сам её прослушал и тотчас стёр. Впоследствии он утверждал, что это был единственный верный способ положить конец бесконечному перепеванию чужих композиций и первый настоящий признак того, что мы созрели для чего-то большего.
- Надо собственные песни писать, - заявил он.
Заявление было громким и многообещающим. Сначала написание песен представлялось чем-то вроде взятия Эвереста (прежние попытки не в счёт!). Потом, при пробных записях выяснялось, что даже из самых завалящих стихов эти самые песни очень даже неплохо выходят. И тут песни вдруг сами начали сыпаться на голову как град небесный. При том появлялись вместе с каждым нововыученным аккордом. И пошло: новый аккорд - новая песня, два новых аккорда - две новые песни, и.т.д.
При прослушивании дебютного альбома "Кино" -"45"складывалось ощущение, что Цой постигал искусство написания песен схожим образом.
Возможно, так оно и было. У него теперь уже не спросишь!
* * *
Мы сидели втроём на пустой веранде детского садика, уютно расположившегося во дворике сашиного дома и придумывали название для будущей группы.
- Из одного слова или из нескольких? - спросил Андрей.
- Из одного, - ответил я.
- Из нескольких, - ответил Саша.
После первых же преложенных названий (к счастью, теперь забытых) не устроивших всех присутствующих образовалась пауза. Хотелось чего-то такого, чтобы било сразу и наповал, но ничего подобного никому в голову не приходило.
- А может попробовать аббревиатуру, - предложил Андрей.
- Например? - спросил я.
- Например? - повторил мой вопрос Саша.
Андрей растерялся. Снова образовалась пауза.
- Давайте с наших имён начнём, - нашёлся Андрей, - что получается?
- ААД, получается, - мрачно изрёк Саша.
- Ад с двумя А, - сказал я, - это что-то слишком!
Стали пробовать менять буквы местами, но лучших вариантов не возникало. Наконец Саша, который с унынием на лице взирал на окружающие его веранды, песочницы и детские спортивные городки изрёк то, с чем все очень быстро согласились.
- Можно назвать группу "САД". Саша - Андрей - Денис, - расшифровал он неясно уже для кого.
Лучшего варианта нельзя было и представить. Красивое название, что тут скажешь! Это ведь неизвестно какой именно САД, понятно, что не детский. Может весь наполненный благоуханием цветущих яблонь, а может хранящий ростки невиданных деревьев, а может и вообще райский ЭДЕМ! Это вам не "Зоопарк"и не "Аквариум"какие-нибудь, думалось в тот момент.
Ну, а коль скоро определились с названием, пора бы подумать и о репертуаре. И здесь все тоже были единодушны. "Надо собственные песни писать".
- У меня песен на целый альбом, - радостно возвестил Андрей, - можем начать их играть хоть сейчас!
Рвение Андрея можно было понять и объяснить: он так долго находился в тени, что чуть было не прозевал время для решительного контрнаступления. Второго такого шанса могло и не представиться. Его предложение было поддержано сразу и без возражений. В конце концов, почему бы не посмотреть, что из всего этого получится!
- Репетировать начнём завтра, - подытожил Саша, - у меня родители до вечера на работе.