На ежегодном съезде филологов-славистов, состоявшемся в июне в Дюссельдорфе (Германия), впечатление разорвавшейся бомбы произвел доклад двух израильских ученых - Алекса Чужероднофф и Микаэля Майнкопфа. Они занимались текстологическим исследованием материалов (включая черновики), написанных рукой самого Н.В. Гоголя.
Все помнят фразу, завершающую "Записки сумасшедшего": А знаете ли, что у алжирского дея под самым носом шишка?
Ученым удалось установить, что во всех 6-и (!) черновиках, написанных каллиграфическим почерком самого Гоголя, ясно видно, что в слове "дей" вместо буквы Д писатель пишет Г. Иными словами, фраза звучит так: "А знаете ли, что у алжирского ГЕЯ под носом шишка?". И только в беловом варианте, отданном в журнал, написано слово "дей", причем буква Д трижды подчеркнута самим автором. Именно этот беловой вариант в дальнейшем воспроизводился во всех, в том числе - и академических, изданиях.
Поначалу израильские литературоведы посчитали обнаруженные разночтения нелепой случайностью. Однако, после сбора дополнительной информации в незнакомой для них области сексуальных традиций в исламе, им удалось установить поразительный факт: однополые сексуальные контакты в мусульманских странах формально не одобрялись (в соответствии с Кораном), но на практике на них смотрели сквозь пальцы. Особенно либеральными в этом смысле были традиции в Алжире, испытывавшем сильнейшее культурное влияние просвещенной Франции.
Единственным ограничением, накладываемым в Алжире на гомосексуалистов, было требование носить в общественных местах отличительные знаки, свидетельствующие об их нетрадиционной ориентации, подобно парандже - для женщин, желтой звезде - для евреев и пр. Самое поразительное, что таким отличительным знаком гомосексуалистов были шарики на носу или под носом. Они нанизывались на резиночку, которая закреплялась за ушами, сам же шарик удерживался в фиксированном положении на кончике носа или под ним. Такой шарик действительно напоминал шишку. В дальнейшем, эти шарики, которые стали окрашивать в разные цвета, вошли в моду и охотно носились даже людьми с традиционной ориентацией. Одновременно стали разукрашивать и другие части лица, что, кстати, явилось толчком для бурного развития косметики сначала во Франции, а потом и во всем мире. Интересно, что этот обычай сохранился в отдельных провинциях Алжира до наших дней.
Но как русский писатель мог знать (причем - досконально) о гомосексуальных обычаях в далеком Алжире? Ученые выдвинули рабочую гипотезу, позволившую им объяснить некоторые факты биографии писателя, которые до этого оставались загадочными. Так, например, было известно, что Гоголь избегал женщин, в связях с которыми писатель замечен не был (если не считать платонических отношений с несостоявшейся невестой в ранней юности). В то же время, Николай Васильевич очень ценил крепкую мужскую дружбу (сначала с западниками, а потом со славянофилами).
В те времена, когда Гоголь как раз дружил с западниками и поневоле разделял их взгляды (как теперь мы понимаем - глубоко ошибочные) на необходимость либеральных-демократических реформ, в царской России особенно свирепствовала охранка, да и нравы общества были отнюдь не вегетарианскими. Не случайно именно тогда Гоголь отправился в длительное "путешествие в Италию", т.е., выражаясь современным языком, стал релокантом. Спустя несколько лет он разочаровался в ложных ценностях западной цивилизации и вернулся в Россию. Но, пока он пребывал заграницей, его слугой какое-то время был некий Абдулла, молодой человек прекрасного телосложения, о чем в один голос (и даже с некоторой завистью) пишут в своих письмах на родину столь авторитетные источники, как Брюллов, Иванов и многие другие. Его отношения с Гоголем не напоминали привычные в те времена отношения между слугой и господином, а скорее - были дружескими "и очень доверительными" (как отмечает Брюллов). Израильские слависты выяснили, что этот Абдулла был алжирцем, а, значит, более чем вероятно, что именно от Абдуллы Гоголь узнал о существовании этого странного обычая. Безыскусный рассказ слуги, по-видимому, произвел на Гоголя исключительно сильное впечатление. Отсюда и появилась знаменитая фраза о шишке под носом.
Надо признать, что фактологическая часть исследования проведена израильтянами на высоком уровне. К сожалению, они не ограничились ею и в своих выводах не удержались от соблазна запустить еще одну дешевую сенсацию-однодневку. Суть сенсации сводится к бездоказательному утверждению, что великий русский писатель якобы "сочувственно относился" к тому движению, которое при его жизни лишь зарождалось, а ныне стало доминирующим на Западе. Мы не станем развивать эту тему, исходя из принципа "Sapienti sat" (умному достаточно), тем более, что в России оно (движение) совершенно справедливо признано экстремистским. Добавим лишь, что "с легкой руки" израильских славистов вся западная желтая пресса наводнена нелепыми инсинуациями и продолжает множить самые фантастические "фейки" по этому поводу.
Но всем известно, что у лжи короткие ноги. Любому непредвзятому читателю очевидно, что Гоголь, как истинный христианин, относился к подобным отношениям глубоко отрицательно и считал их безумством. Не случайно он свое произведение озаглавил "Записки сумасшедшего". Легко заметить, что психическое расстройство главного "героя", вначале почти незаметное, усугубляется с каждой страницей гениального гоголевского текста и достигает своей кульминации, своего апогея в завершающей фразе про шишку под носом у сами знаете кого. Скорее всего, замена слова "гей" объясняется цензурными ограничениями того времени. Но не исключено, что сам Гоголь отказался от употребления этого греховного слова, чем и выразил свое глубочайшее отвращение и презрение к самому явлению.