Рубинчик Владислав Андреевич : другие произведения.

Домовой и Первосущество: некоторые общие черты

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что общего между домовым, Первобогом и персонажами народных сказок, заточенными в подземелье? Мне кажется, связь есть..

  РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДОМОВОМ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ЖЕРТВЕ
  
  Уж кто-кто, а домовые в представлении не нуждаются. Эти хранители очага, которые иногда могут помогать, а могут и вредить, пожалуй, известны всем. Но немногие задумывались о языческих глубинах, в которые можно погрузиться, изучая истории о домовых.
  
  Как известно, в традиционном мировоззрении микрокосм равен макрокосму, дом есть модель Вселенной - и, следовательно, домовые, овинники и прочая домашная живность являются сниженными образами Богов.
  
  В соответствии с украинским поверьем, домовой вылупляется из петушиного яйца[1]. Подобно ему, из яйца является чешский Рарог - сниженный образ Сварога, верховного бога славян[2]. Петух - огненная птица, символ Солнца; миф о Мировом яйце и его связи с огненной стихией столь широко распространен у индоевропейцев и не только, что у нас, пожалуй, не хватит места, чтобы перечислять примеры. Любовь домового к коням, этим солярным животным, связывает его со Святовитом и Даждьбогом; нас же, впрочем, будет интересовать несколько другая сторона его культа.
  
  Афанасьев приводит интересное поверье: новопостроенное жилище только тогда будет процветать, когда умрет глава построившего его рода, тогда дом обретет своего домового в его лице. Из этого поверья логически проистекает и то, что домового на Руси называли в том числе и дедушкой, батюшкой, чуром (т.е. предком). В Традиции дом не может быть построен иначе, чем на чьей-либо голове, и чтобы это не была голова главы рода или одного из домочадцев, прибегали к заместительным жертвам: убивали петуха или ягненка, смеряли мерку с тени и её закладывали в фундамент и так далее[3].
  
  Подобно тому, как дом не может стоять без жертвы члена рода, превращающегося в духа-хранителя, так и мир не может стоять без первичной жертвы. И таковой жертвой становится общий прародитель - Первосущество, скандинавский Имир, индийский Брахма. У славян в народном христианстве этот образ был перенесен на Христа "Голубиной Книги", и именно из него рождаются светила, ветры и прочие стихии - все, что составляет общий дом. Как домовой был одновременно предком людей, живущих в доме, и хранителем дома, так и Первочеловек суть одновременно общий предок Богов и дух, одушевляющий Вселенную, оберегающий её порядок силой своей жертвы. Потому-то и казнили самых жестоких преступников расчленением - тот, кто посягнул на миропорядок, должен идти до конца и уподобиться Первосуществу, чтобы восстановить его.
  
  Иной свет приобретает в свете данных поверий и восстановленный Краузе солярный миф индоевропейцев[4]. Змей, бог зимних штормов, не просто похищает Солнечную деву и заточает в своем замке - он приносит её в жертву, она становится той "становой балкой", на которой построен его замок. Отголоски этого поверья сохранились у южных славян: в песне "Об основании Скадра" король Вукашин и двое его братьев не могли окончить постройку города, пока не принесли в жертву жену одного из братьев, замуровав её в стены[5]. Вот почему в сказках так часто "рушится царство кощеево" после похищения олицетворяющей Солнечную деву красавицы: изъято то,на чем оно возведено, зимняя жертва Солнечной Девы.
  
  Полагаем, органически сюда же можно отнести и распространенный у славян сюжет, когда спасти государство и его правителя может только герой, заточенный в подземелье или замурованный. Реже замуровывают царскую дочь, как в сказании о построении Скадра. Самое известное сказание этого типа - "Илья-Муромец и Калин-царь", но широко распространен этот мотив и в украинском фольклоре. Обычно в сказках заточение героя объясняется распрей с правителем, но мы склонны считатьэто уже поздней попыткой рационализации. Изначально смысл этих преданий был таков: человек, отданный в жертву ради своего рода, остается его хранителем и приходит на помощь в час беды. Не в этом ли и заключается истинное бессмертие с точки зрения Традиции? Умереть, чтобы стать бессмертным стражем, чтобы слиться со священными предками и беречь родную землю...
  
  Как наверху, так и внизу. Как делают боги, так теперь поступают люди. И подобно тому, как порождения Первобога - бессмертные боги - оберегают мир в целом, так домовой очаг оберегает Чур, Дедушка, Хозяин - предок, в прямом смысле легший костьми в основание дома...
  
  [1] Дмитренко, "Українська мiфологiя", стр. 63
  [2] Мифы народов мира, т.2
  [3] Афанасьев, Поэтические воззрения славян на природу, стр. 515.
  [4] Э.Краузе, "Славянские ключи к нордическому мифу" [5] Караджич, "Сербские народные песни", стр. 147
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"