Древности Иерусалима неичислимы. В Старом городе вы можете увидеть остатки строений времен крестоносцев, византийского владычества, Римской империи, халифата Омейядов, эпохи Иудейского царства, Первого и Второго храмов. У Храмовой горы, там где сходятся её западная и южная стены, вблизи Мусорных ворот, расположен археологический музей под открытым небом. Он относится к музейному центру имени Давидзона, на сайт которого можно попасть прямо отсюда. Раскопки в этом месте начал английский археолог Чарльз Уоррен в 1867 году. Не одно поколение ученых продолжало скрупулезно работать, пытаясь воссоздать, как же выглядел Иерусалим двадцать и более веков назад, и теперь в центре Давидзона можно совершить виртуальное путешествие в прошлое, взойти на Храмовую гору периода Второго Храма, увидеть, каким мог быть этот навсегда утерянный для нас мир.
Мы же не удовлетворимся компьютерной реконструкцией, а прогуляемся по археологическому парку. Начнем с вида на Храмовую гору -
Западная стена Храмовой горы известна как Котель, или Стена Плача. Так обычно называют её часть, открытую для молитв. Между тем, у стены есть и продолжение. Мы видим сейчас пересечение Западной стены с Южной, находящееся на территории раскопок. Над стенами возвышаются минарет и купол мечети Эль-Акца, третьей по по значению мусульманской святыни. 17-ая сура Корана повествует, что Бог (Аллах) перенес пророка Мохаммеда из "святой мечети" в "отдаленную (крайнюю) мечеть". "Крайняя" по-арабски - "эль-акца". Хотя при жизни Мохаммеда арабы ещё не успели завоевать Иерусалим и, естественно, не могли построить мечеть, они, тем не менее, идентифицируют Храмовою гору как мечеть Эль-Акца. Священная легенда рассказывает, что пророк прилетел на гору на крылатом коне, звавшемся Эль-Бурак, с женским лицом и павлиньим хвостом, и отсюда он вознесся на небо. Первая мечеть - деревянная - была построена в 690 году. Она перестраивалась пять раз, существующая постройка относится к 1035 году.
Прямо к мечети ведут ворота Южной стены, называемые Двойными. К ним можно подняться по металлической лестнице,идущей вдоль стены, но сами ворота замурованы. Хотя в стене видна какая-то дверь.
Рядом с Южной стеной стоял некогда дворец халифа периода владычества Омейядов. Выходцы из арабского (курейшитского) рода омейя правили в 661-750 гг. Именно при них арабы завоевали Иерусалим. На фотографии мы видим внутренний двор, на месте которого устроена - в наше время, разумеется - крыша, призванная укрыть посетителей от беспощадного иерусалимского солнца. От дворца сохранились только камни стен по периметру.
Войдем в проход, что виден на заднем фоне фотографии. Он приведет нас к продолжению Южной стены и к раскопкам домов римско-византийского города, находившегося у основания Храмовой горы.
В стене мы можем заметить тройную арку древних ворот. Это ворота Хульды, служившие главным входом на Храмовую гору. Ворот, собственно, было двое - в восточные входили, а в западные - выходили. Благодаря такому порядку удавалось избежать давки и тесноты - ведь Храм посещали десятки тысяч паломников, особенно в дни праздников.
Сейчас мы стоим у подножия ступенек, ведущих к западным воротам Хульды. Сами ворота давно заложены камнями. А казалось бы, достаточно подняться по ступеням и направиться прямо в Храм...Но историю нельзя повернуть назад. Храм был разрушен в 70 году н.э. римскими завоевателями, захватившими Иерусалим после многодневной осады. Римляне хотели полностью разрушить все сооружения Храмовой горы, в том числе и стены. Солдаты легионов императора Тита пытались сбрасывать вниз огромные камни, из которых построены стены. Очевидно, этот труд оказался слишком тяжелым - ведь камни весят тонны, а некоторые из них - десятки тонн. В результате мы и сегодня можем видеть валяющиеся на земле груды гигантских каменных глыб, которые были в прошлом частью Западной стены.
<
Упавшие камни разрушили одну из главных улиц Иерусалима периода Второго зрама. На ней находились магазины, продававшие в числе прочего птиц, предназначенных для жертвоприношения, и предлагавшие паломникам приобрести так называемый "шекель" - денежное пожертвование в пользу Храма. Слева на фотографии мы видим остатки магазинов, располагавшихся по обе стороны улицы. Камни мостовой осели под тяжестью времени. Почти два тысячелетия ни один человек не проходил по улице, пока археологи не сняли скрывавшие её вековые слои грунта.
Посмотрите на фотографию наверху. На стене мы видим какие-то выступы, предназначение которых долгое время было непонятно. Аиериканский археолог Робинсон предположил, что это следы арки, соединявшей Храмовую гору с жилыми и торговыми кварталами Иерусалима. После проведения раскопок выяснилось, что древний мир, судя по всему, не знал арочных сооружений большей высоты, чем арка, получившая название "арки Робинсона". В 19-ом веке, когда Уоррен только приступил к раскопкам, это место выглядело примерно так :
В наше компьютерное время создана виртуальная модель Храмовой горы и сооружений на ней и возле неё. И, если к научным открытиям, сделанным в результате археологических раскопок, добавить немного фантазии и современные технологии, то можно увидеть вот такую замечательную реконструкцию арки Робинсона -
А вообще на сайте архелологического парка представлена подробная виртуальная версия Иерусалима двухтысячелетней давности.
И в заключение мы заглянем в туннель Храмовой горы, проходящий вдоль её Западной стены в северном направлении. Туннель был открыт для посетителей в 1996 году, и его открытие сопровождалось массовыми беспорядками, приведшими к многочисленным жертвам. Мусульмане утверждали, что открытие туннеля угрожает устойчивости мечетей Храмовой горы, примерно как четырьмя годами позднее объявили, что посещение Ариэлем Шароном Храмовой горы осквернило мусульманские святыни. Сегодня туннель - один из популярнейших туристских объектов Израиля. Он начинается у Котеля и заканчивается на виа Долороза в Христианском квартале Старого города.
По ходу перемещения в туннеле мы подходим к любопытному месту, где обычно можно увидеть людей, стоящих или сидящих лицом к Западной стене, касающихся её и погруженных в молитву. Многие из туристов присоединяются к ним для короткой, на несколько минут, молитвы -
Это самое близкое к недоступному ныне для религиозных обрядов иудаизма месту расположения "Святая Святых" - главной святыни Иерусалимского Храма. Она находится предположительно там, где стоит уже почти 1400 лет купол так называеиой "мечети Омара" - на самом деле вовсе не мечети, а просто здания, построенного вокруг "краеугольного камня", с которого Бог начал создание нашего мира, на котором первый монотеист Авраам воздвиг жертвенник, и куда он привел своего сына Ицхака (Исаака), дабы принести его в жертву Богу. В Храме же вершина скалы, выступающая из земли, находилась в особом помещении, вход в которое дозволялся только раз в году, в Судный день, и одному лишь верховному жрецу-коэну, к тому же после прохождения обряда очищения.
Сегодня евреям запрещено молится на Храмовой горе. Есть раввины, которые не позволяют евреям вообще подниматься на гору - из опасения, что они окажутся случайно на территории "святая святых", куда входить, как я уже написал, категорически нельзя. Но есть и другие раввины, приветствующие стремление евреев молиться в самом святом для них месте, а не только в отдалении от него, у Западной стены.