Рублев Анатолий Дмитриевич : другие произведения.

Парк Горького (Партер). Глава 1. Часть 1.2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 8.50*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Перечень использованной литературы и иллюстраций можно посмотреть " в конце работы."

   Начало работы "Парк Горького (Партер). Глава 1. Часть 1.1." можно посмотреть "здесь"
  
   Специальным решением комиссии было запрещено продавать алкогольные напитки, даже пиво. Отдыхающие просто приносили его с собой.
   В парке посетителей встречали симфонический и духовой оркестры, гармонисты. Москвичи развлекались на традиционных каруселях. Впервые в истории Москвы запустили "колесо смеха", которое специально купили за границей.
  
  На качелях. 1928 г.  []
   Фото-39.и. На качелях. 1928 г.
  
   Первым аттракционом был "вагон-турист". С виду это был обычный железнодорожный вагон, установленный на рельсах. Внутри он был превращен в небольшой кинозал с экраном в торце. Здесь демонстрировались немые короткометражки: тематика -- туристическая, маршруты -- российские. По ходу вагон покачивало, специальные приспособления создавали шумы, в общем, у зрителя была иллюзия, что он
действительно едет в поезде.
       Этот аттракцион, который практически оказался первым аттракционом в послереволюционной Москве, создал человек, пришедший в парк просто с улицы. Он сказал, что до революции владел этим аттракционом в провинции, предложил отреставрировать вагон и передать его в парк. Единственное условие -- чтобы его самого зачислили сотрудником парка. Условия были приняты. Так же неожиданно, как и появился, анонимный владелец пропал в середине 30-х годов. А "вагон-турист" функционировал в парке до 50-х, когда появились новые, послевоенные аттракционы. [18]
  
  Аттракцион
   Фото-40.и. Аттракцион "Таинственная комната". Начало 1930-х г.г.
  
   Большой партер отводился в основном под крупные массовые мероприятия и развлечения. Центральная часть большого партера приобрела вид площади, к которой сходились две основные взаимно-перпендикулярные оси: главная аллея, проходящая через весь партер, а также аллея Кооперации, связывающая зону "Шестигранника" с вновь проложенной автоаллеей.
   Эта новая ось располагалась параллельно реке. Центр партера был дополнен Большим ромбом - периметральной аллеей, соединяющей все основные планировочные узлы. Зеленое пространство партера фланкировали аллеи Пионеров и Физкультуры. [1]
   Приведенные ниже фотографии дают общее представление о том, как была спланирована территория парка культуры и отдыха в 1929 -1930 г. г. (для удобства просмотра схема Плана разрезана на две части: первая - от Главного входа до Титовского проезда, т.е. только партерная часть, вторая - Нескучный сад).
  
  Парк культуры и отдыха. План. 1929-1930 г.г. []
  
   Фото-41.и. Парк культуры и отдыха. План. 1929-1930 г.г.
  
   Парк культуры и отдыха. План партерной части 1929-1930 г.г.  [А. Рублев]
   Фото-41.и.а. Парк культуры и отдыха. План партерной части 1929-1930 г.г.
  
  Парк культуры и отдыха. План Нескучного сада. 1929-1930 г.г.  []
   Фото-42.и. Парк культуры и отдыха. План Нескучного сада. 1929-1930 г.г.
  
  Условные обозначения:   1 - главный павильон; 2 - малый театр; 3 - закрытый кинотеатр; 4 - лекционный и выставочный зал; 5 - большой театр; 6 - фото-кино-студия; 7 - астрономический павильон; 8 - спиральный спуск; 9 - карусель-тоннель; 10 - цирк; 11 - тир; 12 - таинственная комната; 13 - колесо-качели; 14 - управление парка; 15 - танцевальная площадка N 1; 16 - чайная-закусочная; 17 - база массовой работы; 18 - 1-я база физкультуры; 19 - поле массовых игр; 20 - гигантские шаги; 21 - площадки физкультурных игр; 22 - качели; 23 - теннис; 24 - кегельбан; 25 - городки; 26 - американские бега; 27 - столовая N 2; 28 - вокзал-турист; 29 - катание на животных; 30 - справочное бюро Мосрекламиздата; 31 - детская железная дорога; 32,33 - учреждения для детей школьного возраста и подростков; 34 - дом дошкольника; 35 - главная столовая; 36 - навес мелких аттракционов; 37 - ватершют; 38 - воздушная дорога; 39 - ясли; 40 - эстрада на площади Смычки; 41 - прокат водных лыж; 42 - дом Осоавиахима; 43 - чайная-закусочная "Поплавок"; 44 - эстрада симфонического оркестра; 45 - 3-я (водная) база физкультуры; 46 - самоварный павильон; 47 - театр малых форм; 48 - комендатура бывшего сада Коммунальщиков; 49 - городки; 50 - филиал центра ...; 51 - танцевальная площадка N 2; 52 - буфет; 53 - 2-я база физкультуры; 54 - площадка для массовых физкультурных игр; 55 - кегельбан; 56 - колесо-качели; 57 - лабиринт; 58 - 1-я каменная беседка; 59 - 2-я каменная беседка.
  
   В парке появились: Ленинская площадь, ясли, спиральный спуск, Детский городок, малый и большой театры и т.д. В зеленом массиве Нескучного сада располагались: Военный городок (устроенный в Летнем домике); Симфоническая эстрада (между старыми усадебными парками Голицына и Орлова); в парке усадьбы Голицыных - "Уголок тишины" с аллеей гамаков; Ванный и Охотничий домики приспособили под размещение чайных-закусочных - "Поплавок" и "Самоварник". Южная часть Нескучного за Андреевским оврагом, была отведена Городку однодневного отдыха, который помимо жилого корпуса, включал собственный парк с развитой системой дорожек, газонов и клумб, физкультурные и танцевальные площадки, кино-музыкальную эстраду, читальню и аттракционы.
   Входы в парк и Нескучный сад на сегодняшний день сохранились те же, что были 80 лет тому назад: N 1 - Крымский вход (вход на набережной, действующий); N 2 - Служебный вход (действующий); N 3 - Центральный вход (действующий); N 4 - Экскурсионный (вход расположен между Центральным входом и Пионерским прудом (открывается по особому распоряжению); N 5 - Служебный проезд (расположен западнее Горного института, действующий, открывается по особому распоряжению); N 6 - Октябрьский вход (вход с Ленинского проспекта, действующий); N 7 - Зеленый вход (вход с Ленинского проспекта от здания Президиума Академии наук Р.Ф., действующий); N 8 - Калужский вход (вход с Ленинского проспекта на территорию парковой оранжереи. Ограниченно доступен); N 9 - Железнодорожный вход (действующий). [1]
  
  Служебный вход и автоаллея. Справа - кинотеатр. 1949-1952 г.г.  []
   Фото-43.и. Служебный вход и автоаллея. Справа - кинотеатр. 1949-1952 г.г.
  
  Служебный вход в наши дни. 2010 г.  [А. Рублев]
   Фото-44.и. Служебный вход в наши дни. 2010 г.
  
   А вот так выглядели Ленинская площадь и партер в конце 1930-х г.г.:
  
  Партер. Конец 1930-х г.г. []
   Фото-45.и. Партер. Конец 1930-х г.г.
  
  Партер. 1928-1934 г.г.  []
   Фото-46.и. Партер. 1928-1934 г.г.
  
   Первым директором парка культуры стал бывший генеральный секретарь Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, член КПСС с 1919 года, один из первых корреспондентов газеты "Правда" Георгий Иванович Лебедев.
   У Георгия Ивановича интересная, насыщенная множеством событий, биография. Участник становления Советской власти в Якутии, человек с подлинным революционным размахом и неуемной жаждой творчества, умевший своим энтузиазмом и самоотверженностью увлечь окружающих его людей, Георгий Иванович вложил много сил и труда в создание 1-ой Сельскохозяйственной выставки, а затем и Центрального парка культуры и отдыха.
   В одной из своих статей, написанных в газете "Правда" 8 апреля 1928 года, за полгода до открытия парка, Г.И. Лебедев определил прообраз будущего парка, как места массового отдыха трудящихся. Особую роль парка он видел в приобщении народа к духовным ценностям, созданным за годы Советской власти, показу достижений многонациональной советской культуры. Он предвидел будущность праздников труда людей различных профессий, необходимость сочетания широкой и разносторонней информации с организацией отдыха и развлечений. [21]
   По информации сына Владимира Георгиевича, его отец воевал, дошел до Берлина, в 1946 году вернулся в Москву, умер в 1975 году, похоронен на Даниловском кладбище.
   В 1928-1930 годах вновь созданному советскому парку, учитывая опыт зарубежных парков, предстояло создать свой, совершенно новый тип социалистического парка, сочетающий культурный отдых и развлечения с коммунистическим воспитанием нашего народа.
   Была взята линия на парк, как произведение садово-паркового искусства, а это требовало выполнения огромного количества задач, с которыми доселе не приходилось встречаться стране Советов.
   Начиная с 1929 года, широко развертываются работы по озеленению парка. Идет планировка территории, асфальтирование дорожек, устройство клумб, разбивка газонов, посадка однолетних цветов и т.д. К строительству парка привлечены лучшие архитекторы, художники, садоводы.
   Президиум Московского исполнительного комитета решением от 26 июля 1930 года постановил: "считать необходимым выделение Управления парком культуры и отдыха в самостоятельную организацию при Президиуме Московского Совета". Была создана дирекция парка и аппарат для его работы, был назначен главный архитектор. При дирекции было создано проектное бюро, в которое вошли молодые талантливые архитекторы: М.И. Прохорова, М.И. Черкасов, А.С. Коробов, архитектор М.Н. Коржев и др. Начальником строительного отдела парка был инженер Д.П. Проферансов, цветочным отделом и озеленением ведала М.И. Богдановская. [14]
   Этому небольшому коллективу молодых специалистов и была поручена работа по созданию парка совершенно нового типа.
   Двухуровневый партер решался в виде огромного коврового газона, декорированного крупными клумбами.
  
  Партер. 1940 г. []
   Фото-47.и. Партер. 1940 г.
  
  Партер. 1950-е г.г. []
   Фото-48.и. Партер. 1950-е г.г.
  
   Широкая асфальтированная трасса автоаллеи была разделена на две полосы движения протяженными рабатками с яркими однолетниками.
  
   Автоаллея. 1930-е г.г. []
   Фото-49.и. Автоаллея. 1930-е г.г.
  
   Вдоль центральных аллей проводились посадки кронированных деревьев, углы фрагментов партера закреплялись группами красивоцветущих кустарников. Группы кустарников подбирались по принципу периодов цветения - сначала цвела черемуха, потом сирень, жасмин, японская спирея и т.д. Это создавало впечатление непрерывного цветения кустарника, что очень украшало парк.
   Не все и всегда получалось с первого раза. По воспоминаниям Б. Глан, первая пересадка взрослых лип (тридцатилетних) в 1933 году на центральную аллею парка из-за близких подпочвенных вод дала процентов тридцать отхода. Вторая пересадка на центральную аллею и набережную оказалась уже более удачной - сказались дополнительные работы по благоустройству и опыт первой пересадки. И так во всем.
   Было проведено районирование территории парка по разделам его деятельности. Основное ядро культурно-просветительской работы располагалось в районе главного входа - на Ленинской площади с Главным павильоном, театрами, кинотеатром и выставочным залом.
   В бывшем павильоне "Кустарный отдел", размещался Дом актива (на месте нынешнего здания дирекции парка). В 1929-1933 г.г. здание было реконструировано по проекту бразильского архитектора Родрго Дакоста для
   размещения в нем звукового кинотеатра. "...Этот, один из лучших в Москве кинотеатров, любимый москвичами и гостями столицы, был разрушен фашистской бомбой в 1942 году...". [1, 25]
  
  Кинотеатр в ЦПКИО им. М. Горького. 1939 г. Фотограф - Харрисон Форман.  []
   Фото-50.и. Кинотеатр в ЦПКИО им. М. Горького. 1939 г. Фотограф - Харрисон Форман.
  
  Кинотеатр в ЦПКИО им. М. Горького. 2010 г.  [А. Рублев]
   Фото-50.и.а. Кинотеатр в ЦПКИО им. М. Горького. 2010 г.
  
   Кинотеатр не восстановлен до сих пор и в его крыше зияет дыра от фашистской бомбы. Само же здание благополучно сохранилось до наших дней.
  
  Здание дирекции ЦПКИО им. М. Горького. 2010 г.  [А. Рублев]
  
   Фото-51.и. Здание дирекции ЦПКИО им. М. Горького. 2010 г.
  
  ;Здание дирекции ЦПКИО им. М. Горького (тыльная сторона). 2010 г. [А. Рублев]
   Фото-51.и.а. Здание дирекции ЦПКИО им. М. Горького (тыльная сторона). 2010 г.
  
   Физкультурный сектор был сосредоточен справа от партера, на аллее Физкультуры, в одном из бывших павильонов Выставки. Здесь же, у берега Москвы-реки находилось поле для массовых игр (будущее Большое массовое поле).
   Площадки аттракционов были сосредоточены у вновь организованного служебного входа с Крымского вала, включая знаменитую парашютную вышку, частично - вдоль автоаллеи.
   Действительно, созданная инженерами парка у Москва-реки парашютная вышка высотой 35 метров пользовалась успехом у многочисленных поклонников авиации тех лет. С нею был совмещен так называемый спиральный спуск, который тоже представлял собой аттракцион не для слабонервных - по посетители нему съезжали вниз на специальных ковриках.
  
  Парашютная вышка. 1930-1940 г.г. Фотограф – Наум Грановский. []
   Фото-52.и. Парашютная вышка. 1930-1940 г.г. Фотограф - Наум Грановский.
  
   Основной "Город аттракционов" размещался между Малым прудом (Пионерский пруд) и "Шестигранником". Объекты общественного питания были рассредоточены по всей территории парка. В головной части территории располагались три главные столовые - в "Шестиграннике", в бывшем павильоне "Центросоюза" на аллее Физкультуры и за Большим Голицынским прудом, в бывшем павильоне "Текстильная промышленность".
   Наиболее популярным ресторан "Шестигранник" (со столиками во внутреннем дворике вокруг фонтана) был в конце 1920-х и в 1930-е годы.
  
  Ресторан
   Фото-53.и. Ресторан "Шестигранник". 1928 г.
  
  Ресторан
   Фото-54.и. Ресторан "Шестигранник". Главный вход. 1939 г. Фотограф - Харрисон Форман.
  
   В конце 1940-х - начале 1950-х годов ресторан прекратил свое существование. Вместо него была небольшая фабрика по производству лимонада, склады паркового инвентаря и столовая для работников парка. В конце 1950-х - начале 1960-х годов в одном из павильонов была танцплощадка. К настоящему времени здание уже много лет пустует и потихоньку разрушается - от него остались только стены, наполовину одетые в зеленые одежды маскировочных сетей.
  
  Парашютная вышка. 1930-1940 г.г. Фотограф - Наум Грановский.  []
   Фото-55.и. Бывший ресторан "Шестигранник". 2010 г.
  
   Зона Октябрьского проезда (вход у Титовского переулка) решалась в виде партера с террасами. Что характерно, в этот период по Титовскому переулку от Б. Калужской улицы был проложен трамвайный маршрут, разворотное кольцо которого располагалось на центре пойменного склона к реке. В рассматриваемый период эта часть парковой территории не получила завершенного планировочного решения, и здесь, после сноса многочисленных выставочных павильонов, образовался обширный плацдарм, в дальнейшем преобразованный в площадь Ударника.
   В северной части Нескучного сада, на нижних террасах бывшего императорского пейзажного парка была стихийно образована площадь Смычки, явившаяся в последующем прообразом будущего Зеленого театра. Здесь, на огромной открытой площадке собирались многотысячные митинги трудящихся, а также проводились концерты. Вдоль берега Москвы-реки были устроены: купальни (физкультурная база), школа народной гребли, военно-морская станция и пристани моторных лодок.
   Парк начинал жить, завоевывать свой авторитет, любовь граждан и мировое признание. Но дискуссии по поводу, каким он должен быть, и какую должен нести идеологическую направленность, не прекращались. В постановлении секретариата Московского городского комитета ВКПБ (б) от 3 сентября 1930 г. были зафиксированы задачи советского парка культуры и отдыха: "Парк культуры и отдыха является учреждением нового типа, сочетающим широкую политико-воспитательную работу с оздоровлением миллионов трудящихся и уже имеющим в своей работе ряд достижений (широко развернута массовая агитационная работа, создание новых форм общения - коллективный отдых трудящихся, построение работы на принципе вовлечения в действие самой массы трудящихся)". [6] Задача из задач периода становления молодой советской республики. Для ее выполнения в парке развернулась работа в самых различных областях массово-политической и культурно-просветительной деятельности, художественной культуры, науки и техники, физкультуры и спорта. Вот небольшой перечень определений, так или иначе закрепленных за парком в первые месяцы его становления: "культурный комбинат", "фабрика переделки сознания", "парк - трибуна", "школа выходного дня", "зеленый университет", "клуб на открытом воздухе", "пропагандист нового быта". [6]
   Парк как комбинат культуры на открытом воздухе - такая идея была превалирующей по отношению ко всем остальным и, в частности, идее создать парк как место развлечений, забав, пассивного отдыха. Отношение к деятельности парка, как культурной и общественно значимой, коллективной, организованной, идейно направленной - основная позиция развития парка тех лет.
   Парк в этот период стремился развить множество форм своей работы, выполняя задачу специализации (обучение) и расширения кругозора (просвещение) посетителей - от популярной кинолекции до серьезного научного доклада, от баяна и гитары до симфонической музыки, от политической викторины до многотысячных митингов.
   Вместе с тем, в названии парка присутствуют слова "культура" и "отдых". Появление слова "культура" означает то, что в условиях построения социализма государство должно было прививать людям современную, более новую отечественную культуру, как ее понимали идеологи того времени. И эта культура должна была быть непохожей на буржуазную, капиталистическую, она должна быть нашей, советской, более передовой и более культурной, чем культура чуждого нам общества. "...Советские люди первого в мире социалистического государства должны иметь широкий доступ к сокровищам искусства и быть полноправными участниками массового культурного творчества...".
   Массовый парк, где собирались многие тысячи рабочих, как нельзя более кстати подходил для реализации этой задачи, поскольку шла бескомпромиссная битва за само государство, за умы людей, за новый нарождающийся строй. Высокая гражданская активность трудящихся масс, их стремление выполнить в кратчайшие сроки первый пятилетний план, интерес к международным и внутренним политическим событиям, потребность в общении, коллективном времяпрепровождении - все это также способствовало достижению поставленной задачи.
   А "отдых"? Что означало это слово в названии первого парка для граждан нашей страны? В то время постановка вопроса об отдыхе была, несомненно, прогрессивной, новаторской, более того, смелой и неожиданной.
   "Бесспорное положение, - писала Б.Н. Глан, что парк не должен продолжать трудовые процессы, что он должен являться трудовой паузой, но энергия пришедшего в парк рабочего должна не выключаться, а переключаться на другие виды деятельности, являющиеся уже в силу самого факта добровольного переключения формами отдыха от предыдущей работы. Это отнюдь не исключает, как одного из моментов, одной из разнообразных форм отдыха и отдыха - покоя (сон, лежание в гамаках и т.д.)". [26]
   Бетти Николаевна этой мыслью старалась донести до нас то, что пришедший после трудовых будней в парк посетитель должен иметь возможность выбрать для себя тот отдых, который ему наиболее привлекателен, а не тот "отдых", который ему навязывается искусственно пропагандистской машиной государства. Важно, чтобы было выбрать из чего.
   И, тем не менее, власть, создавая первый массовый пар культуры и отдыха в стране, стремилась подчинить организацию досуга граждан решению задач коммунистического воспитания - именно это и являлось основным принципом работы парка. Это было правильное решение, продиктованное временем, в котором жила страна.
   Выбор стал неизмеримо больше, чем это было в 20 - 30-х годах прошлого столетия. Огромное внимание уделялось технической пропаганде.
   Посетителей парка знакомили с основами технологии и организации производства важнейших отраслей промышленности и сельского хозяйства, изучению основных вопросов реконструкции производства, изобретательству и рационализаторству.
   В 30-е годы дирекция парка провела опрос посетителей с просьбой дать оценку деятельности парка. По результатам опроса выяснилось, что именно "рабочий хочет в парке: 1) узнать о ходе социалистического строительства в стране; 2) узнать политические новости; 3) узнать новости науки и техники; 4) приободриться, освежиться, развлечься; 5) разобраться в интересующих его вопросах, заняться любимым делом; 6) организовать не только свой досуг, но и досуг своей семьи (особенно ребят)". [27]
   На вопрос о том, что им больше всего нравится в парке, посетители отвечали по-разному: "как пахнут розы на вечерней заре...", "статуя Венеры, обрамленная пылающими каннами...", "слушать симфоническую музыку среди цветущих лип...", "беседки, увитые зелень....", "лебеди на пруду...". Ответы были искренние, непосредственные, говорили о том, что народ тянется к красоте, они понимали, что красота - основной закон паркового устройства. [32]
   Рабочие действительно видели в парке комбинат культуры в природном окружении. По данным того же исследования, зрелища и аттракционы привлекали 73% посетителей, прогулки по парку - более 70%, массово-политическая работа - 62%, культурно-просветительная - 34%, физкультурно-оздоровительная и оборонная - более 40%. [28]
   По свидетельству первых работников парка, за первые пять лет работы его посетило 37 млн. человек, ежедневная посещаемость составляла 120 тыс. человек, а в выходные и праздничные дни - 250-300 тыс. человек. За один только день парк выдавал 2 тыс. книг, охватывал до 10 тыс. человек технической пропагандой. За два года 207 тыс. посетителей парка сдали нормы комплекса ГТО (Готов к труду и обороне - А.Д.). [26]
   На массовом поле парка ежевечерне собиралось от 1000 до 5000 человек. В массовых играх, проводившихся один-два раза в шестидневку, участвовало 1000-1500 человек. Эстрада самодеятельности ежедневно вмещала 1500 зрителей, в выходные дни - до 6000 зрителей. Духовые военные оркестры насчитывали 200-300 музыкантов. Общий штат парка превышал 2500 человек. [29]
   Итак, первый советский парк сформировался прежде всего как учреждение просветительного и обучающего характера - "школа" в широком смысле этого слова.
  
  Выставка пожарной спецтехники на Пушкинской набережной. Начало 30-х г.г.  []
   Фото-56.и. Выставка пожарной спецтехники на Пушкинской набережной. Начало 30-х г.г.
  
   В специальном разделе "Парк - школа" Б.Н. Глан писала: "В парке не только отдыхают и развлекаются, но и учатся. Учатся плавать, грести, ходить на лыжах, бегать на коньках, петь, играть, плясать. Учатся проводить хозрасчет в бригаде, как организовать массовую партработу в цеху, как вести культурную работу на заводе". [30]
   В 1931 году парку передано оранжерейное хозяйство, находившееся в Нескучном саду. С этого периода началась активная посадка многолетних
   цветов и древесно-кустарниковых пород, а также растений-интродуцентов: кленов, белой акации, пестролистного ясеня, туи, голубой ели и др. Стало развиваться цветочно-ковровое искусство, которым и ныне славится парк.
   До настоящего времени сохранились некоторые деревья, посаженные в
   1930-х годах.
  
  Цветочные клумбы партерной части ЦПКиО им. М. Горького. 1950-е г.г.  []
   Фото-57.и. Цветочные клумбы партерной части ЦПКиО им. М. Горького. 1950-е г.г.
  
   В этот же период парк стал единственным в мире парком, в котором работали зимние аттракционы, а главные аллеи заливались под катки. Тысячи людей могли ежедневно заниматься не только конькобежным, но и лыжным спортом, кататься с ледяных и снежных гор. На катках парка в течение дня пребывало до 15-20 тысяч человек. Создавались новые формы зимней физкультурной работы, использовались новые способы подготовки зимней физкультурно-оздоровительной базы.
   Уже тогда катки в парке стали заливать горячей водой, что делало поверхность льда особенно гладкой и ровной. И сегодня при заливке катков в парке применяется прежняя методика - используется горячая вода. Для обучения начинающих подготавливались специальные площадки "Каток для тихого катания", на которых опытные инструкторы учили посетителей азам катания на коньках.
   Размещение катков по территории парка было непростой задачей. Их
   необходимо было разместить так, чтобы трассы катающихся не совпадали с трассами движения прогуливающихся посетителей.
   Поскольку зимы были достаточно холодными, возник вопрос строительства теплых помещений для посетителей. Все сооружения были летними, на зиму их забивали фанерой или досками, а по территории парка возводились временные постройки только для зимы.
  
  Каток на Пушкинской набережной у Крымского моста. 1938 г.  []
   Фото-58.и. Каток на Пушкинской набережной у Крымского моста. 1938 г.
  
  Каток на Пионерском пруду. 50-60-е г.г. []
   Фото-59.и. Каток на Пионерском пруду. 50-60-е г.г.
  
   Стало очевидным, что необходимо перестраивать всю работу парка в связи с его круглогодичным функционированием для посетителей, а значит, нужен был новый Генеральный план развития парка.
   В марте 1929 года директором и художественным руководителем парка стала 25-летняя комсомолка Бетти Глан.
  
  Бетти Николаевна Глан. 1935 г. []
   Фото-60.и. Бетти Николаевна Глан. 1935 г.
  
   ГЛАН Бетти Николаевна (1903 - 1992) Советский общественный и культурный деятель. Жена генерального секретаря ЦК КП Югославии М.М. Горкича (1904-37), расстрелянного по обвинению в шпионаже. Член КПСС в 1924-37 и с 1955. Участница Гражданской войны. В 1920-е гг. сотрудник аппарата исполкома КИМа.
   В 1929-37 директор и художественный руководитель Центрального парка культуры и отдыха им. Горького в Москве. В 1937-54 репрессирована, в 1955 реабилитирована. С 1955 работала в Союзе композиторов СССР, Всероссийском театральном объединении, Союзе театральных деятелей РСФСР. [25]
  
  Бетти Глан похоронена на Даниловском кладбище. []
   Фото-60.и.а. Бетти Глан похоронена на Даниловском кладбище.
  
   До назначения на эту высокую должность Б. Глан работала в парке, прекрасно знала стоящие перед ним задачи и нужды. Она и поддержала идею главного архитектора парка Л. М. Лисицкого о разработке Генерального плана развития парка.
   Средний возраст руководящих работников парка в это время был 25-26 лет. Эрудиция и жизненный опыт старших по тем временам хорошо сочетался с комсомольским задором и неиссякаемой энергией молодежи. [31]
   Бетти Глан за короткое время сумела создать настоящий Парк культуры и отдыха, который полюбился всем москвичам.
   Энергичная, хорошо образованная, владеющая иностранными языками, она выезжала за рубеж, перенимала опыт ведения паркового хозяйства. Жизнь самой Б. Глан сложилась трудно. Ее арестовали в 1937 году. По одной из версий - "эта троцкистка" держала наготове бомбы на случай посещения парка вождями. Такой слух был распущен по Москве, поскольку Бетти была хорошо известна. По другой - однажды в парк должен был приехать И.В. Сталин. Он приехал, но раньше назначенного часа. Бетти Николаевна еще была в парикмахерской и не встретила вождя. За что и отсидела 17 лет.
   В 1932 году в связи с 40-летием общественной и литературной деятельности А.М. Горького парку присвоено имя великого писателя.
   Алексей Максимович заезжал в парк трижды - в 1929-м, 31-м и 34-м годах.
   В один из визитов Бетти Николаевна преподнесла своему кумиру шикарный букет редких цветов. Оказалось, Горький обожал благоухающие растения. Личная дача писателя в Горках являла собой ботанический сад в миниатюре. В парк своего имени "буревестник революции" жертвовал бесконечные ящики с рассадой.
   В воспоминаниях Бетти Николаевны отмечалось, что в парке были сотни тысяч разнообразных цветов. Наряду с разноцветными ковровыми клумбами - большие однотонные массивы, обрамленные цветами другой окраски, что создавало впечатление ярких, манящих пятен. То море нежных незабудок, то белое поле изящных маргариток, а чуть поодаль - алая лента стройных тюльпанов и розовая, как пенистая волна на закате, гряда пионов.
   В середине 30-х годов многих посетителей парка привлекали две цветочные рабатки. На одной из них были необычайных размеров и красок цветы, подаренные парку А.М. Горьким (об этом рассказывала небольшая табличка). Особенно поражали яркие, непривычно большие махровые петуньи. На второй были редкостные для того времени цветущие азалии, родендроны, другие прекрасные цветы и декоративные растения, присланные в подарок парку из разных стран работниками советских торгпредств. [32]
  
  Вазоны с цветами на лестнице партера. Середина 1930-х г.г. []
   Фото-61.и. Вазоны с цветами на лестнице партера. Середина 1930-х г.г.
  
   Известные "ландышевые" аллеи наряду со светящейся спиралью парашютной вышки в 30-х годах стали эмблемой и маркой парка, фигурировавшей на десятках фотографий и открыток.
  
  Ландышевая аллея. 1935 г. []
   Фото-62.и. Ландышевая аллея. 1935 г.
  
   Парк очень быстро превратился в грандиозный культурный комбинат. Им восхищались не только москвичи и гости столицы, но и иностранцы, побывавшие на его территории. В числе почетных гостей парка были многие выдающиеся деятели мировой культуры: Герберт Уэллс, Бернард Шоу, Ромэн Роллан, Мартин Андерсен Нексе, Луи Арагон и др. В 1949 году в Зеленом театре парка выступал негритянский певец Поль Робсон. Книга почетных посетителей парка хранит много отзывов.
   "Когда я умру для капитализма и воскресну снова для советской системы, я хотел бы, чтобы мое пробуждение состоялось только и именно в парке культуры и отдыха"... Герберт Уэллс. 25 июня 1934 г. Эту запись великий писатель сделал в книге почетных гостей Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького после прогулки по парку вместе со своим сыном и директором парка Б.Н. Глан.
   Из воспоминаний Бетти Глан: "Когда мы возвращались по набережной, Уэллс, глядя на россыпи огней над парком и городом, задумчиво заметил: "Тогда, в 20-м году, в темной разоренной России трудно было представить себе, что через 15 лет в ней будет столько света".
   Прощаясь, он просто и серьезно, без всякой насмешки сказал: "Я искренне поздравляю Вас, Вы директор фабрики счастливых людей".
   "Благодарю Вас, - ответила я, - но это только один из ее цехов, такая фабрика - вся наша страна".
   "Удивительный вы народ, - снова заворчал Уэллс, - даже комплименты не можете принять на свой счет, не разделив их с другими!"
   "А ведь вместе гораздо веселее, - рассмеялась я". [32]
   В первых числах июля 1935 года по приглашению А.М. Горького в Москву приехал писатель и деятель культуры Франции, друг Советского Союза Ромен Ролан с женой Марией Павловной Роллан. Они выразили желание посетить Центральный парк культуры. Их сопровождала директор парка Бетти Глан. Особенно супружеская пара была впечатлена тем, что красоты парка предназначаются для всех, а не для избранных. Поразил их и детский городок, в котором Ромену Ролану русый паренек лет 10-11 вручил подарок - самый маленький мотор, легко умещавшийся на ладони мальчугана.
   Из воспоминаний Бетти Глан: "А когда после показа детского хора и веселых народных танцев в театре детского городка Ромена Ролана окружили девочки в ярких национальных костюмах и самая маленькая из них, поднявшись на цыпочки, повязала ему на шею красный галстук, мы увидели, как по наклоненному к девочке лицу писателя медленно сползла светлая слеза. "Я глубоко взволнован, - сказал Р. Ролан. - Ведь это то, что виделось в мечтах". [32]
   11 июля 1935 года после посещения ЦПКиО Р. Ролан писал: "...я хотел бы, чтобы мир Запада, который тщеславно драпируется своим "гуманизмом", предназначенным для удовлетворения гордости и развеяния скуки небольшой группы избранных, пришел бы учиться сюда подлинному и благородному гуманизму, который питает все человечество, обновляя душу и тело". [32]
   В начале 1936 года в ответ на поздравительную телеграмму Б.Н. Глан великому писателю по случаю 70-летия, Р. Ролан ответил: "Благодарю вас от всего сердца за телеграмму и прошу передать вашим двум тысячам сотрудников мою благодарность и лучшие пожелания. С удовольствием вспоминаю о том, как я вас посетил этим летом. Я храню подарки детей, и, в особенности, пионерский галстук. Скажите им, что я по-прежнему причисляю себя к ним и вместе с ними говорю: "Всегда готов!" [30]
   Начиная с 1933 года, рабочие Москвы называли парк "очагом культурной революции", "парком-газетой", "зеленым университетом".
   И действительно, все крупные события в жизни страны находили свое отражение в деятельности парка.
   Частые гости парка - крупнейшие ученые и деятели культуры, почетные гости парка - передовики московских фабрик и заводов, Герои Социалистического труда, известные архитекторы, партийные и хозяйственные руководители, художники, поэты, писатели, артисты, киносценаристы и операторы, композиторы, студенты, энергетики, металлурги, швейники и печатники.
   На эстрадах парка лекторы знакомят слушателей с музыкой: французской, румынской, аргентинской, монгольской, английской, вьетнамской и др. В специальных группах юноши и девушки изучают иностранные языки; писатели, журналисты, побывавшие за рубежом, рассказывают о культуре и обычаях разных стран мира.
   Была и такая традиция: по средам и пятницам на Центральной эстраде собирались любители симфонической музыки. Перед многотысячной аудиторией в летнюю пору выступали многочисленные оркестры, а симфонический сезон непременно открывал Государственный симфонический оркестр Союза ССР. Звучали мелодии гениальных творений Глинки, Чайковского, Бетховена, Шостаковича и Хачатуряна.
   Композиторы-песенники тоже любили бывать в парке. Они встречались с посетителями и выносили на их суд новые песни. В жюри конкурсов аттракционов участвовали крупные архитекторы и художники. К написанию сценариев и оформлению политических театрализованных праздников привлекались наиболее известные литераторы и деятели искусства.
  
  Зеленый лекторий в ЦПКиО им. М. Горького. 1950-е г.г.  []
   Фото-63.и. Зеленый лекторий в ЦПКиО им. М. Горького. 1950-е г.г.
  
   В парке постоянно организовывались праздники в честь известных писателей, летчиков, первых Героев Советского Союза, челюскинцев, полярников. В праздниках принимали участие делегации заводов, вузов, школ.
   С 1935 года стали проводиться массовые маскарады, шла организованная сдача норм ГТО на спортивных площадках, стадионах, специальной станции на Москве-реке (по гребле и плаванию), все больше места отводится военизированным мероприятиям.
  
  Открытие парка. Спортгородок. 1928 г.  []
   Фото-64.и. Открытие парка. Спортгородок. 1928 г.
  
   В журнале "На стройке СССР" от 9 сентября 1934 года была опубликована статья, посвященная парку культуры и отдыха. Сегодня, через много лет после опубликования этой статьи, представляется довольно интересным прочесть то, что было написано о парке Горького в самом начале становления Советского Союза, и в каких тонах это было выдержано.
   "Лозунг УДАРНО РАБОТАТЬ, КУЛЬТУРНО ОТДЫХАТЬ - стал самым популярным и реальным лозунгом в нашей стране, вот почему с такой быстротой стали возникать в городах и колхозах социалистические парки культуры и отдыха... Об одном из таких парков, о московском Центральном парке культуры и отдыха им. Максима Горького рассказывают страницы этого журнала...
   Трудно в одном номере не только показать, но рассказать о всем разнообразии объектов культуры и отдыха, которыми располагает парк. Эти объекты рассчитаны на все возрасты и вкусы.
   На площади "Пятилетка" внимание посетителя привлекают модели домен, дирижаблей, электрических приборов и аппаратов. Это - городок науки и техники, он занимает два громадных здания с аудиторией на три тысячи человек. Велико стремление к овладению техникой и парк отдает в распоряжение посетителей, интересующихся техникой, 15 кабинетов, где в изобилии представлены модели станков и крупных агрегатов, станки и аппараты нормальных размеров. Любознательные гости могут проделать химические опыты, ознакомиться с фототехникой, получить авторитетную консультацию инженера или профессора.
   По всему парку на перекрестках аллей разбросаны изящные установки - консультационные пункты по различным вопросам, которые могут интересовать посетителя.
   В глубине парка красивые павильоны культбазы с библиотеками, с филиалами музея революции, музея каторги и ссылки.
   Детский городок является наглядным доказательством заботы советской власти о подрастающем поколении.
   Площадки массовых игр и затей, эстрады танцев переполнены молодыми рабочими и работницами. Физкультурой занимаются не только молодежь, но и пожилые люди. Кафе-рестораны на воде и суше, вихревые карусели, вертикальные колеса, катание на верблюдах, прыжки с парашютных вышек - не перечислить многообразных и многочисленных видов развлечений.
   Устав от движения, люди отдыхают в удобных шез-лонгах.
   ТАК МОЖНО ОТДЫХАТЬ ТОЛЬКО В ТОЙ СТРАНЕ, ГДЕ ТРУД СТАЛ ДЕЛОМ ЧЕСТИ, ДОБЛЕСТИ И ГЕРОЙСТВА".[33]
  
  Летнее кафе в парке. 1934-1939 г.г. Фотограф - Борис Игнатович.  []
   Фото-65.и. Летнее кафе в парке. 1934-1939 г.г. Фотограф - Борис Игнатович.
  
   Решением Мособлисполкома и Моссовета был объявлен закрытый конкурс на планировку и размещение сооружений (генеральный план) парка. Задание на проектирование разрабатывал специальный комитет, который возглавила директор парка Б.Н. Глан, ученым секретарем комитета стал архитектор Л.Б. Лунц. Кроме того, в состав комитета вошли представители организаций и ведомств города, ведущие сотрудники парка, крупные ученые, архитекторы, инженеры, дендрологи, врачи, деятели искусства.
   В проектном задании впервые было сказано о том, что Москва-река, проходящая по территории парка на протяжении 8 км., является "парковой рекой". Комитетом была проделана огромная работа, и по итогам этой работы на закрытый конкурс было выставлено большое количество работ самых разных организаций и персональных авторов. Но ни один проект не был принят за основу будущего решения Генерального плана ЦПКиО или указан как победитель конкурса.
   В 1931 году работы по организации дальнейшего проектирования Генерального плана с учетом наработанного опыта были продолжены.
   В составе архитектурно-планировочных мастерских архитектурного управления Моссовета в 1932 году была создана специализированная проектная архитектурная мастерская А.В. Власова (архитекторы В.Б. Москвин, А.В. Натальченко, Н.Э. Шмидт), который к тому времени был известен как опытный проектировщик и талантливый мастер. Этой мастерской и было поручено составление Генерального плана ЦПКиО, над которым она работала до 1941 года.
   Новый проект, который задумали архитекторы, охватывал гигантскую территорию Центрального парка в его новых границах, включавших оба берега Москвы-реки (от Крымского вала до Окружной железной дороги), Ленинские горы (Воробьевы горы) (от берега реки до проектируемых кварталов Юго-запада), равнину Лужников, а также территорию от Крымского вала до Стрелки и четную сторону Б. Калужской улицы, занятую лечебными учреждениями.
   Главный акцент был сделан на создание Пушкинской набережной, оформлявшей правый берег Москвы-реки от Крымского до Андреевского мостов.
   Новая набережная, решенная в нескольких уровнях, акцентировалась гранитными трибунами Водной станции, причалами, лестничными сходами к воде, каскадным фонтаном со скульптурным оформлением, а также малыми архитектурными формами.
   Набережная как бы врезалась в существующий откос высокого берега и имела две дорожки для пешеходов. Одна из них проложена у самого уреза воды, другая - проходила по верхней бровке откоса.
   Обе дорожки разделены зеленым откосом берега с сохраненными по
   по проекту старыми деревьями Нескучного сада.
  
  Строительство Пушкинской набережной. 1934 г. Фотограф - Александр Гринберг.  []
   Фото-66.и. Строительство Пушкинской набережной. 1934 г. Фотограф - Александр Гринберг.
  
   В ряде мест А.В. Власов расположил группы лестниц, спускающихся с верхней дорожки на нижнюю. Создав возможность прогулки посетителей непосредственно у воды, архитектор выявил парковый характер набережной.
  
  Пушкинская набережная. Конец 1940-х г.г. []
   Фото-67.и. Пушкинская набережная. Конец 1940-х г.г.
  
   По проекту А. Власова Пушкинская набережная была украшена двенадцатью вазами (в 2 метра высотой), напоминающими по форме античные этрусские вазы, отделанные мозаичными рисунками. Здесь была запроектирована прогулочная зона парка.
  
  Водная станция. У причала парка. Пушкинская набережная
   Фото-68.и. Водная станция. У причала парка. Пушкинская набережная". 1940 г.
  
  Вазы на Пушкинской набережной. []
   Фото-68.и.б. Вазы на Пушкинской набережной.
  
   По проекту генплана парка планировалось устройство грандиозного партера площадью 18 га. [1,44] Все существующие павильоны в зоне партера (кроме "Шестигранника") сносились, новые возводились вдоль Крымского вала у восточной границы территории. В восточной же зоне парка располагалась зона аттракционов. Расширенный партер решался в виде естественного амфитеатра: он, благодаря подсыпке территории, сохраняя существующий уровень, оказывался на 1,5 м. ниже окружающих участков. Партер окаймлялся сходами и скульптурами.
   Намечалось создание второго ромба аллей. На площади Пятилетки устраивался большой фонтан со смотровыми площадками, центр которого акцентировался монументальной скульптурой.
   Однако, из всего проекта партера был воплощен только большой фонтан, украшенный скульптурой "Девушка с веслом" работы И. Шадра (Иван Дмитриевич Иванов), а также ряд фонтанов на центральной аллее.
   Почти все материалы проекта А.В. Власова и его мастерской погибли в 1941 году во время пожара, возникшего в помещении дирекции парка от взрыва фашистской бомбы.
   Следует сказать, что по плану реконструкции Центрального парка
   намечалось создание целой серии фонтанов в партере парка. Первая его очередь - пять больших водоемов, отделанных блестящим черным марблитом, - была построена в середине 30-х годов на центральной площади парка у скульптуры И. Шадра "Девушка с веслом", которая стояла в центре среднего водоема.
  
  Скульптура
   Фото-69.и. Скульптура "Девушка с веслом". 1938 г.
  
   На центральной алее установили четыре низких, выложенных мозаичными плитками бассейна с небольшими фонтанчиками внутри. Кроме того, в разных местах парка были устроены небольшие искусственные ручейки и водоемы (в гротах, в группах камней). Игра воды в этих водоемах в сочетании со скульптурным и цветочно-зеленым оформлением являлась одним из самых интересных и привлекательных оформлений парка.
   О скульптуре "Девушка с веслом" стоит рассказать отдельно, поскольку удивительна не только история ее создания, но и судьба девушки, с которой создавалась эта скульптура. Она оказалась, к сожалению, трагичной.
   В 1934 году талантливый скульптор и художник И. Д. Шадр получает госзаказ на создание серии скульптур для строящегося Парка культуры и отдыха имени Горького в Москве.
   По легенде основной моделью скульптора для скульптуры "Девушка с веслом" стала Вера Волошина, студентка Московского Института физкультуры.
  
  Вера Волошина.Предвоенный снимок. []
   Фото-70-и. Вера Волошина.Предвоенный снимок.
  
   Скульптура изображала обнажённую девушку во весь рост с веслом в правой руке. Форма головы девушки была чётко обрисована, волосы очень туго натянуты и закручены в два "рожка", лоб и затылок полностью открыты.
   Работа шла сложно. Голову скульптор лепил три месяца, столько же времени работал над фигурой. Позировать обнаженной натурщица стеснялась, поэтому на этих сеансах, чтобы ее приободрить, всегда присутствовала жена скульптора.
   Фотографий этой скульптуры удивительно мало, получить представление о первом варианте можно только по фотографии 1935 года Александра Гринберга, где скульптор работает в своей мастерской.
   В газете "Советское искусство", 1935, 17 июля, N 33 по поводу этой фотографии говорилось: "Скульптор А.(!) Д. Шадр заканчивает большую монументальную композицию "Девушка с веслом", которая будет установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка им. Горького. Скульптура изображает юную советскую спортсменку во весь рост с веслом в руке. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом около 12 метров". [34]
   Так и есть - высота скульптуры вместе с бронзовым постаментом была около 12 метров. Она была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 году.
   Однако "первый парковый вариант" был отвергнут, о чем общественности сообщила директор парка Бетти Глан в интервью "Вечерней Москве" 10 мая 1936 г. [35] В том же году (1935) первый вариант скульптуры переместили в парк культуры и отдыха Луганска.
  
  И. Д. Шадр в своей мастерской работает над скульптурой
   Фото-71.и. И. Д. Шадр в своей мастерской работает над скульптурой "Девушка с веслом" (1-й вариант).Фотограф - Александр Гринберг.
  
   Из разных источников известно, что Волошина Вера Александровна -
   русская. Родилась в 1919 году в Сибири в городе Кемерово, в семье шахтёра и учительницы.
   В середине тридцатых училась в Московском Институте физкультуры, потом в Московском институте советской кооперативной торговли, занималась многими видами спорта.
  
  Вера Волошина. 1 октября 1941 г. []
  Фото-72.и. Вера Волошина. 1 октября 1941 г.
  
   В бассейне Института физкультуры И. Шандр присмотрел студентку Веру Волошину. Среди остальных двадцати человек она попала в мастерскую художника.
   Осенью 1941 года девушка ушла добровольцем на фронт и была зачислена в одну из частей разведотдела штаба Западного фронта для работы в тылу врага. Воевала в том же разведотряде, что и Зоя Космодемьянская.
   21 ноября 1941 года разведгруппа, где Вера была комсоргом, перешла линию фронта для выполнения задания в районе д. Крюково Наро-Фоминского района. При возвращении из немецкого тыла между деревнями Якшино и Головково Вера была тяжело ранена, ее не смогли забрать, так как к месту обстрела очень быстро прибыли немецкие солдаты.
   Вернувшись на базу, разведчики рассказали о гибели Веры Волошиной. Здесь же они узнали, что у деревни Петрищево попала в плен к фашистам Зоя Космодемьянская. Через несколько дней, когда перешедшие в наступление части Красной Армии освободили Петрищево, весь мир облетела весть о героической гибели Зои. О том, как погибла Вера Волошина, не было никаких известий.
   А в феврале 1942 года Клавдия Лукьяновна Волошина (мама Веры) получила с фронта письмо с тревожно сжавшими сердце строками: "...Волошина Вера Даниловна пропала без вести при выполнении боевого задания в тылу врага. Майор Спрогис". [36]
   Как же действительно погибла Вера?   Вот как описывает эти события Геннадий Фролов в своей повести "Вера Волошина":
   "... В Головково я узнал, что недалеко, в поселке Скугорово, живет Александра Федоровна Звонцова. Оказывается, она оставалась дома, когда пришли немцы, и; знает, как погибла Вера. Вот что рассказала Александра Федоровна: - Однажды в конце ноября мама куда-то ушла и долго не возвращалась. Я уже начала беспокоиться: не случилось ли с ней что? А немцам ничего не стоило убить человека, хоть малого, хоть старого.
Александра Федоровна задумалась, по лицу ее пробежала тень. Нелегко забыть те далекие, страшные дни. Вздохнув, она продолжала рассказ:
    - Часа через два вернулась мать. "Ты где это ходишь? - набросилась я на нее, но, увидев ее заплаканные глаза, с тревогой спросила: - Что случилось, мама?" - "О, дочка, что я видела сейчас!
На моих глазах немцы только что повесили молоденькую девушку. Привезли ее, бедную, на машине к виселице, а там и петля болтается на ветру. Кругом немцы собрались, много их было. И наших пленных, что работали за мостом, пригнали.
    Девушка лежала в машине. Сначала не видно было ее, но когда опустили боковые стенки, я так и ахнула. Лежит она, бедняжка, в одном исподнем белье, да и то оно порвано, и вся в крови. Два немца, толстые такие, с черными крестами на рукавах, залезли на машину, хотели помочь ей подняться. Но девушка оттолкнула немцев и, цепляясь одной рукой за кабину, поднялась. Вторая рука у нее была, видно, перебита - висела как плеть. А потом она начала говорить. Сначала она говорила что-то, видать, по-немецки, а потом стала по-нашему.
    Я, говорит, не боюсь смерти. За меня отомстят мои товарищи. Наши все равно победят. Вот увидите!
    И девушка запела. И знаешь, какую песню? Ту самую, что каждый раз поют на собраниях и по радио играют утром и поздно вечером.
    - "Интернационал"?
    - Да, эту самую песню. А немцы стоят молча
, и слушают. Офицер, что командовал, что-то крикнул солдатам. Они набросили девушке петлю на шею и соскочили с машины.
    Офицер подбежал к шоферу и дал команду трога
ть с места. А тот сидит, побелел весь, видать, не привык еще людей вешать. Офицер выхватил револьвер и кричит что-то шоферу по-своему. Видно, ругался очень. Тот словно проснулся, и машина тронулась с места.
    Девушка еще успела крикнуть, да так громко, что у меня кровь застыла в жилах: "Прощайте, товарищи! Когда я открыла глаза, то увидела, что она уже висит...
". [37]
   Так, смертью героя 29 ноября 1941 года в деревне Головково погибла Вера Волошина.
  
  Памятник Вере Волошиной от благодарных жителей Кузбасса в деревне Крюково. Фотограф - Джамал.  []
   Фото-73.и. Памятник Вере Волошиной от благодарных жителей Кузбасса в деревне Крюково. Фотограф - Джамал.
  
   После отступления врага в середине декабря 1941 года жители деревни Головково сняли тело Веры с придорожного дерева и с почестями похоронили здесь же. Позднее ее останки были перенесены в братскую могилу в Крюкове.
  
  Братская могила в деревне Крюково. Здесь похоронены 27 воинов, среди них - Вера Волошина.  []
   Фото 74.и. Братская могила в деревне Крюково. Здесь похоронены 27 воинов, среди них - Вера Волошина.
  
  
   Сейчас в Крюкове работает дом-музей Веры Волошиной, где хранятся документы, фотографии и другие экспонаты, рассказывающие о её жизни и подвиге. Перед зданием музея на братской могиле с 2 июля 1967 года стоит памятник. В братской могиле 27 павших воинов, среди них - Вера Волошина.
   Долгое время Веру считали без вести пропавшей. В 1957 году писателю Г.Н. Фролову удалось узнать о том, как погибла Вера, и найти ее могилу. 27 января 1966 года в газете "Правда" вышел очерк Геннадия Фролова "Орден Дочери", в 1976 году - книга "Вера Волошина".
   В сентябре 1966 года, когда начались торжественные мероприятия, посвященные московскому сражению, в Кремле маме Веры Клавдии Лукьяновне Волошиной был вручен орден "Отечественной войны" первой степени.
   В 1994 Вере Волошиной было присвоено звание Героя Российской Федерации.
   Имя Веры Волошиной носят улица в Мытищах, Кемерово, судно Азовского пароходства, малая планета (2009 Voloshina) , на месте ее гибели построен музей (деревня Крюково Наро-Фоминского района Московской области). Имя Веры Волошиной присвоено одному из электропоездов большой Московской окружной железной дороги, школе N 12 в Кемерово, где она училась. [36, 37]   
  
  Указ Президента РФ о присвоении Вере Волошиной звания Героя Российской Федерации.  []
   Фото-75.и. Указ Президента РФ о присвоении Вере Волошиной звания Героя Российской Федерации.
  
   К лету 1936 года И. Д. Шадр создал новую 8-и метровую скульптуру из тонированного бетона. Моделью для нее стала гимнастка Зоя Бедринская (Белоручева). Скульптор изменил прическу, она стала более вольной и менее сексуальной, убрал мужские мускулы рук, сама фигура девушки стала тоньше и романтичнее.
   Модель, с которой делал И. Шадр свою новую "Девушку с веслом", была также далека от традиционных представлений о советской физкультурнице. Скульптор искал натурщицу с классическими пропорциями фигуры. Нашел ее в спортивном обществе ЦСКА, где та занималась гимнастикой.
   Не так много сохранилось фотографий замечательной скульптуры "Девушка с веслом", но все же они есть.
   По одним данным скульптура была разрушена в 1941 году при бомбёжке. По другим - скульптура тихо исчезла куда-то уже в мирное послевоенное время.
   "Скульптура должна не экспонироваться - жить!" - говорил Иван Шадр. И, как вспоминала его натурщица, Зоя Дмитриевна Бедринская (по мужу - Белоручева), скульптор относился к своей готовой работе, как к собственному ребенку - ходил в парк смотреть ее почти каждый день.
  
  Скульптура
   Фото-76.и. Скульптура "Девушка с веслом". 1936 г. Фотограф - Эммануил Евзерихин.
  
   Позже Бедринская-Белоручева окончила Архитектурный институт, участвовала в проектировании гостиниц "Пекин" и "Россия", а также делала проект Дома правительства РСФСР (Белый дом).
   Точная уменьшенная (117 х 79 х 34) копия "Девушки с веслом" хранится в Третьяковской галерее: в конце 50-х гг. по настоянию жены скульптора гипсовую работу И. Шадра мастер Владимир Лукьянов перевел в бронзу.
  
  Скульптура
   Фото-77.и. Скульптура "Девушка с веслом". 1939 г. Фотограф - Харрисон Форман.
  
  Скульптура
   Фото-78.и. Скульптура "Девушка с веслом". Фотограф - Александр Гринберг.
  
  
   Продолжение работы "Парк Горького (Партер). Глава 1. Часть 1.3." можно посмотреть "здесь"

Оценка: 8.50*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"