Рублев Анатолий Дмитриевич : другие произведения.

Усадьба Марфино. История и современность. Часть I I (1831-1843 г.г.)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В данной части работы рассматривается исторический период с 1831 по 1843 г.г. Перечень использованной литературы - в конце третьей части работы.

  
  
   Первую часть очерка Усадьба "Марфино". Часть I (1497-1831 г.г.) можно посмотреть "здесь"
  
  

   Усадьба "Марфино". Часть II (1831-1843 г.г.).
  
   Когда строительство дворца шло к завершению, в 1831 году граф В.Г. Орлов скончался, и по его завещанию Марфино "со всеми господскими домами, садами, оранжереями и всякого рода строениями" перешло во владение к его любимой дочери графине Софье Владимировне Паниной. [7]
  
    []
   Фото 42. Портрет графини С.В. Паниной. Ж-Л. Вуаль. 1791 г. Музей усадьбы.
  
    []
   Фото 43. Портрет графини С.В. Паниной. Ж-Л. Вуаль. 1791 г. Музей усадьбы.
  
   Согласно семейному преданию, род Паниных вышел в Москву из итальянского городка Лукки, что в Центральной Италии в области Тоскана. Первое упоминание о Паниных в русской истории относится к XVI веку, когда в 1552 году при осаде Казани войсками царя Ивана Васильевича Грозного погиб Василий Панин. [13]
   На то время, Софья Владимировна, разделяя судьбу своего опавшего в опалу мужа Никиты Петровича Панина (1770 - 1837) - одного из главных заговорщиков против Павла I, жила с ним в его родовом имении в Смоленской губернии.
   Панин Никита Петрович (1770-1837 г.г.), граф, сын Петра Ивановича Панина.
   С 1791 года на военно-придворной службе, камергер, и генерал-майор; С 1795 года - литовский губернатор.
   В 1796 году (после раздела Речи Посполитой) - главный комиссар русской стороны по установлению границы между Россией и Пруссией.
   С декабря 1796 года - член Коллегии иностранных дел; с июля 1797 года - чрезвычайный и полномочный министр в Берлине, где пытался привлечь прусское правительство к участию в активных действиях против Французской республики.
   С 1799 года - вице-канцлер. Стремился к сохранению и укреплению антифранцузской коалиции; выступал против политики Павла I, направленной на сближение с Францией; являлся одним из организаторов заговора против императора; в 1800 году подвергся опале.
   По вступлении на престол Александра I - член Коллегии иностранных дел; фактически руководил внешней политикой; расхождения с царем привели панина к отставке (ноябрь 1801 года).
   С 1804 года в опале с лишением права въезда в столицу. Проживал у себя в имении Дугино, где занимался музыкой (написал оперы "Горбуны" и "Модная лавка").
  
    []
   Фото 44. Портрет графа Н.П. Панина. 1770-1837 г.г. Ж-Л. Вуаль. 1792 г. Музей усадьбы.
  
   Софья Владимировна распорядилась продолжить восстановительные работы и реконструировать все постройки в усадьбе.
   Панины были богатыми людьми. Они имели около 20000 крепостных крестьян и могли позволить себе вложить большие деньги в дальнейшее совершенствование архитектурно-паркового ансамбля усадьбы. Для достижения этой цели был приглашен главный архитектор Москвы, основатель Московского архитектурного общества, академик Михаил Доримедонтович Быковский.
   Быковский Михаил Доримедонтович (1801-1885 г.г.), ученик Доминико Жилярди (1785-1845 г.г.), работавшего в России в 1810-1832 г.г.
   Гражданские постройки в Москве: Купеческая биржа на ул. Ильинка, 6 (1835 г., перестроено), богадельня Горихвостова (1837 г., не сохранилась.), перестройка дома под Мещанское училище (1840 г., Ленинский пр-т, 6, перестроено), дом Голицына на ул. Кузнецкий Мост (1839 г.), Земледельческая школа (Смоленский бул.,19, во дворе), первый в России торговый пассаж - Голицынская галерея между улицами Петровкой и Неглинной (1842 г., не сохранилась), перестройка Опекунского совета (1846-1849 г.г., ул. Солянка, 14), Ахлебаевский странноприимный дом (1849 г., ул. Тимура Фрунзе, 3), Рогожская богадельня (1854 г.). В 1831-1845 г.г. сооружает усадьбу Марфино, в 1847 г. ведет работы в Кузьминках; в 1848-1857 г.г. работает для Шереметевых (переделка интерьеров в Останкинском дворце, внутренняя отделка домов на ул. Воздвиженка и на Никольской ул.). Сооружает колокольни Никитского (1860 г.) и Страстного (1849 г.) монастырей, церковь в Зачатьевском монастыре (1846, 2-й Зачатьевский переулок, 2), церковь Никиты Великомученика в Старых Толмачах (1857 г.) (все - не сохранилось), Ивановский монастырь (1859 г., ул. Забелина, 4), Воскресенскую церковь Покровского монастыря (Таганская ул., 58), церковь Троицы на Грязях (1856 г., ул. Покровка,13), церковь Алексея человека Божьего в Новоалексеевском монастыре (1853 г., В. Красносельская ул., 11а), Спасо-Бородинский монастырь на Бородинском поле (1851г.). Один из родоначальников русской архитектурной реставрации - реставрировал Чудов монастырь и Архангельский собор в Кремле. Организатор и первый председатель МАО (1867-1869 г.г.). [17].
   Основным постулатом в творчестве М.Д. Быковского было "подражать не формам древних, а примеру их: иметь архитектуру собственную, национальную".
  
    []
   Фото 45. Портрет М.Д. Быковского. 1801-1885 г.г. Музей усадьбы.
  
   В 1832 году М.Д. Быковский закончил отделку флигелей, а в 1834 году завершил перестройку и внутреннюю отделку дворца. Ансамбль в Марфино является одним из лучших его произведений. Полностью работы в Марфино завершились в 1846 году.
   В июне 1834 года Софья Владимировна Панина приехала в Марфино и поселилась в новом, но недостроенном "готическом" дворце. В письме, к сыну в Петербург, она сообщала: "Наконец переехали мы в Марфино после страшных хлопотов. Ты не можешь вообразить, каково мне было помнить о всем нужном для дому - совершенно пустому и пребольшому. Мы остановились во флигеле, дабы при себе переносить мебель и устанавливать... Все в восхищении от местоположения и, если тебе в сентябре можно было бы приехать, то ты бы увидел Марфино... Что меня больше всего радует, то быть окруженной столетними деревьями, в двух шагах от дому, который весьма удобен, тепел, нигде не дует, и хотя была скверная погода, мы ее не чувствовали, все наши комнаты на полдень и мы никак не можем здесь страдать от непогоды, даже если охота придет, то и зиму можно провести здесь, потому что везде печи...". [9]
   В это время в Марфине было 57 крестьянских дворов с населением в 120 человек. [8]
   Дворец является доминантой марфинского ансамбля. Двухэтажный, сложенный из кирпича и отштукатуренный, он имеет невысокий цоколь. Выдержанный в классических формах, характерных для первой четверти XIX века, дворец представляет собой в плане вытянутый с запада на восток прямоугольник с четко выявленным центром. Однако перестраивая его, Быковский внес изменения в классический облик здания, наделив дворец декоративными элементами псевдоготики.
  
    []
   Фото 46. Дворец имеет прямоугольные формы с четко выявленным центром.
  
   Особой выразительностью отличается южный фасад дворца, обращенный в сторону большого нижнего пруда. Главный вход и центр всего фасада акцентируют две трехэтажные многогранные выступающие башенки. Межу ними размещена глубокая лоджия с ажурной оградой, покоящаяся на стрельчатых белокаменных арках и декоративных крестовых сводах. Окна и двери центральной части дворца имеют стрельчатую форму. Когда-то их обогащали витражи с затейливыми узорами (ныне не сохранившиеся).
  
    []
   Фото 47. Южный фасад дворца.
  
    []
   Фото 48. Южный фасад дворца. Лоджия с ажурной оградой и стрельчатые двери.
  
    []
   Фото 49. Белокаменные арки и лоджия с ажурной оградой.
  
   Южному фасаду дворца в основном соответствует северный. Центр дворца также выделен высокими стрельчатыми окнами, украшенными резными рамами, но отсутствуют башни. По обеим сторонам центральной части северного фасада были устроены два входа, к которым вели по пять невысоких белокаменных ступеней. В 1940-е годы в центральной части северного фасада был сделан один вход. На втором этаже над входами были размещены лоджии. Они облегчали массив здания и сообщали его композиции большую пространственность. Позднее лоджии были заделаны заподлицо с основной плоскостью фасада и образованы две застекленные галереи-проходы. Дворец завершен зубчатым парапетом. [10]
  
    []
   Фото 50. Северный фасад дворца.
  
    []
   Фото 51. Северный фасад дворца. Вход и стрельчатые окна, украшенные резными рамами.
  
   Рационально была решена внутренняя планировка дворца. Его интерьеры обрели коридорно-апартаментную планировку, которая диктовалась новыми условиями жизни владельцев. Большинство интерьеров носили классический характер, за исключением спальни графини, где была сооружена готическая перегородка, и двух готических молелен. В доме насчитывалось 24 комнаты. Как и во времена Салтыковых, в доме находилось большое собрание портретов, на которых был теперь уже представлен панинский род. Потреты, как и прежде, размещались в нижних залах, двух гостиных, двух библиотеках, меньше - в столовой и жилых комнатах. В одной из гостиных стояла скульптура "Амур и Психея", привезенных Паниным из Италии. [13] (По альбому Нэлли Константиновны Квятковской [1], скульптура "Амур и Психея" являлась фрагментом фонтана парадного двора, о котором речь пойдет ниже - А.Д.)
   История Амура и Психеи (греч. "душа", "бабочка"), удивительна, если верить одному из самых замечательных мифов народов мира. Она очаровала не только графа Панина, но автора этих строк. Это легенда о любви и верности.
   Почему граф Панин выбрал из множества скульптур именно эту, можно только догадываться, тем более, скульптур, произведенных различными авторами по легенде о любви Амура и Психеи, достаточно много.
  
    []
   Фото 52 Скульптура "Амур и Психея", привезенные графом Н.П. Паниным из Италии. Музей усадьбы.
  
   Большое значение придавалось видам из окон. Перед южным фасадом дворца М.Д. Быковский создал три террасы. Террасы связаны между собой парадной лестницей шириной около восьми метров, которая уступами спускается прямо к большому нижнему пруду с островком.
  
    []
   Фото 53. Перед южным фасадом дворца три террасы.
  
   На верхней террасе справа от дворца была оборудована открытая беседка, которая в летнее время драпировалась парчовой тканью. Многогранные пилоны беседки выполнены из белого камня и завершаются декоративными вазами с лежащими амурами.
  
    []
   Фото 54. Пилоны открытой беседки верхней террасы. 1830-е г.г. Архитектор - М.Д. Быковский. Музей усадьбы.
  
    []
   Фото 55. Открытая беседка верхней террасы.
  
    []
   Фото 56. Открытая беседка верхней террасы.
  
   Рисунок чугунной решетки, обрамляющей беседку, повторяет рисунок решетки верхней террасы парка.
  
    []
   Фото 57. Чугунная решетка верхней террасы парка. На заднем плане - пилоны беседки. Слева - дворец, южный фасад.
  
   Две другие террасы, разделяясь посередине широкой дорожкой, образуют по два небольших квадратных партера, превращенных в цветочный ковер, хорошо обозреваемый из окон дворца.
   Границей каждой террасы служат подпорные стенки. Сложенные из кирпича на белокаменном основании, они представляют собой гладкую поверхность высотой 4,5 метра, завершающуюся чугунными решетками с гребнями. В рисунок решетки вплетена латинская буква "S" - вензель хозяйки усадьбы Софьи Владимировны Паниной. Все свои письма С.В. Панина подписывала этой латинской буквой, означавшей начальную букву ее имени.
  
    []
   Фото 58. Красно-кирпичная подпорка террасы.
  
   По краям террас - ниши, предназначавшиеся, по всей вероятности, для установления скульптур, над нишами - белокаменные тумбы, венчавшиеся декоративными цветочными вазами. Летом вдоль парадной лестницы выставлялись в кадках оранжерейные растения.
  
    []
   Фото 59. По краям террас - ниши, над нишами - белокаменные тумбы с цветочными вазонами.
  
   За нижней террасой начинается пологий откос в виде амфитеатра, спускающийся к пристани, оформленной декоративной зеленью.
  
    []
   Фото 60. Спуск к пристани большого нижнего пруда.
  
   Пристань восьмигранной формы заканчивается у воды прямоугольной площадкой и белокаменной лестницей, ведущей к воде. По сторонам лестницы на широких устоях лежат два величественных белокаменных грифона - животные с телом льва и головой орла. Автор неизвестен.
  
    []
   Фото 61. Грифоны на пристани большого нижнего пруда. XVIII в. Справа - остров, слева - современная лодочная станция.
  
    []
   Фото 62. Грифон - животное с телом льва и головой орла.
  
    []
   Фото 63. Один из грифонов на фоне большого нижнего пруда.
  
   В 1840-е годы на площадке перед лодочной пристанью, как предполагают историки, по проекту скульптора И.П. Витали (1794-1855 г.г.) был сооружен "римский" фонтан со скульптурной группой детей с дельфинами, поддерживающих огромную чашу-раковину. В солнечный день пенящиеся струи воды, устремляясь ввысь, образовывали хрустальную пирамиду, рассыпая жемчужные брызги и переливаясь многоцветной радугой.
   Фонтан обрамлен чугунной решеткой с буквой "S", такой же, как решетки подпорной стенки нижней террасы.
  
    []
   Фото 64. "Римский" фонтан на фоне дворца и террас.
  
    []
   Фото 65. Скульптурная группа фонтана - дети с дельфинами, поддерживающих чашу-раковину.
  
   Грандиозный мост через пруд, возведенный в 1770-е годы при Салтыковых, был капитально перестроен М.Д. Быковским в 1837-1839 годах.
   Мост поражает воображение необычностью архитектурных форм. Он имеет трехчастное решение: центральную часть и идущие под углом к ней две боковые арочные.
  
    []
   Фото 66. Центральная часть моста с полукруглой аркой, соединяющей большой и средний нижние пруды.
  
    []
   Фото 67. Центральная арка моста. Вид со стороны среднего нижнего пруда. (Рыболов под аркой - ваш покорный слуга).
  
   Проезжая часть моста с большой полуциркульной аркой над водой и другой, меньшей, в конце моста оформлена невысокой кирпичной стеной с башенками, бойницами, зубчатыми гребнями, придающими сооружению "крепостной" характер.
  
    []
   Фото 68. Боковая арка между большим и малым нижними прудами.
  
   Центральная часть моста представляет собой сплошную кирпичную стену, верх которой имеет сквозную крытую галерею из двадцати белокаменных восьмигранных колонн. С обеих сторон центральная часть заканчивается прямоугольными в плане башенками, украшенными изящными керамическими витыми колонками с кружевным культурным верхом. Каждая башенка имеет арочный вход в галерею, над которым с внутренней стороны помещен щит с мальтийским крестом.
  
    []
   Фото 69. Центральная часть моста со сквозной крытой галереей и башенками с витыми колоннами. Вид со стороны среднего нижнего пруда.
  
    []
   Фото 70. Сквозной проход в крытой галерее. Справа и слева - 20 белокаменных восьмигранных колонн.
  
    []
   Фото 71. Арочный вход в галерею.
  
   Галерея моста, поворачивая направо, ведет посетителей усадьбы по так называемой "рыцарской" аллее к воротам усадьбы, обрамляющим въезд на парадный двор. Они стоят слева от дворца и являются целиком белокаменными. Рядом с воротами размещена кирпичная круглая башенка-караульня, с зубчатым парапетом и декоративной стрельчатой аркой.
  
    []
   Фото 72. Въездные ворота со сторожкой. Вид со стороны моста.
  
    []
   Фото 73. Въездные ворота со сторожкой. Вид со стороны дворца.
  
    []
   Фото 74. Орнамент на въездных воротах.
  
   Дорога, обогнув дворец с западной стороны, выводила на парадный двор. Металлическое ограждение с латинской буквой "S" со временем утрачено.
   Парадный двор усадьбы представляет в плане квадрат, организованный главным домом и двумя флигелями - "кухарным" и "гостиным".
  
    []
   Фото 75. Дворец с флигелями образуют парадный двор. Ниже подпорной стенки - пруд.
  
   Два флигеля, стоящие перпендикулярно к дворцу, построенные в 1820 году крепостным архитектором Орловых Тугаровым и перестроенные в 1832 году Быковским, имеют значительно меньшие размеры, чем дворец. Они были полностью разобраны в начале 1950-х готов и вновь построены с воспроизведением псевдоготических форм.
  
    []
   Фото 76. Восточный флигель.
  
    []
   Фото 77. Западный флигель.
  
   В центре парадного двора - фонтан, сооруженный в советское время.
  
    []
   Фото 78. Фонтан в центре переднего двора.
  
   Есть мнение (упоминалось выше), что и раньше здесь находился фонтан, украшенный мраморной скульптурой "Амур и Психея", выполненный неизвестным скульптором в начале XIX века. Насколько это мнение верно, судить сложно, тем более раньше мы упоминали о том, что скульптура "Амур и Психея" была установлена в одной из гостиниц дворца. Как мы увидим дальше, скульптура все же украшала фонтан, но это было уже в 1940-е годы, когда в усадьбе отдыхали летчики ВВС РККА.
  
  
   Третью часть очерка Усадьба "Марфино". Часть III (1844 г.-н/в) можно посмотреть "здесь"
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"