Рудакова Елена : другие произведения.

Платонистика

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В стиле Диалогов

  - Помоги мне, Сократ. Я поспорил с другом, что докажу, будто различны между собой доброта и любовь. Кажется, это понятно само собой, но как объяснить, не знаю. Помоги разрешить задачу!
  - Твой друг, кажется, философ или ритор?
  - Ритор.
  - Не применит ли он наше доказательство, если оно получится, в суде против справедливости?
  - Ручаюсь, что не применит, Сократ.
  - Хорошо. Так одно ли и то же доброта и любовь?
  - Нет, это вещи свершено различные.
  - Почему же? Исследуй это так. Почитаем ли мы каких-нибудь людей добрыми или любящими?
  - Конечно.
  - Кого мы почитаем добрыми людьми?
  - Например, тех, кто делится с обездоленными.
  - То есть дающих?
  - Получается так.
  - Значит, человек, дающий обездоленным, добр. Но всегда ли он любит тех, с кем делится? Можем ли мы такого доброго назвать любящим?
  - Нет, определённо не можем.
  - А если любящий даёт что-то тому, кого он любит, то он добр?
  - Конечно.
  - То есть любящий, выходит, всегда добр?
  - Да ты ведь обещал доказать мне обратное!
  - Погоди. Я не могу обещать тебе что-нибудь доказать, как не могу любое твоё слово сделать истиной. Если хочешь убедить друга в своей правоте, а не найти истину, иди к риторам. Если же хочешь исследовать дальше, то оставайся и поговори со мной. Так что же ты выберешь: риторику или философию?
  - Философию, Сократ. Ведь я пришёл к тебе.
  - Так давай же ещё раз посмотрим на вопрос. Что такое добрые и любящие люди, одно ли они и то же? Это ли ты хочешь узнать?
  - Это.
  - Рассуди так. Добрым почитаем мы человека дающего. Раз он даёт что-то другим, значит, он сострадателен. Так?
  - А как иначе?
  - Раз он сострадателен, то он внемлет просьбам?
  - Должно быть, внемлет.
  - А тем более просьбам больного?
  - Тем более.
  - Тогда представь. Добрый человек сидит у постели больного. Положим, что он не знает этого человека, чтобы ни в коем случае не перепутать доброго с любящим. Больной просит у доброго вина. А вино будет ядом для больного, и добрый об этом знает. Но больной просит у доброго вина. Почитая доброго человека, как мы сказали, сострадательным и внемлющим просьбам, как ты думаешь, даст ли добрый человек больному вина?
  - Думаю, что даст.
  - Давай теперь рассудим по-другому. Если рядом с больным сидит не добрый, а любящий? Даст ли он больному вина, пренебрегая здоровьем друга?
  - Думаю, нет, Сократ.
  - Так что же, любящий не добр?
  - Выходит, что нет.
  - Но разве он не сострадателен к другу?
  - Конечно, сострадателен.
  - Значит, он добр?
  - Нет, Сократ, ведь он не внемлет просьбам друга, а мы договорились, что это второе условие доброты.
  - Выходит, любящий не равен доброму?
  - Не равен, Сократ. Спасибо тебе.
  - Но постой. Разве мы до конца исследовали задачу, которую задал нам твой друг?
  - Кажется, до конца.
  - Разве тебе ничего не кажется странным? Любящий у нас как будто вышел хуже доброго?
  - Да разве это беда?
  - Чтобы выиграть в споре с другом, конечно, не беда. Но для человека, который хочет понять суть понятий, следует до конца решать такие задачи, а не останавливаться на середине пути. Ты можешь пойти к другу и показаться ему свой ум или остаться со мной и продолжить исследование.
  - Отправляя меня к другим, ты заставляешь меня остаться с тобой.
  - Так почитаешься ли ты любящего человека хуже доброго?
  - Нет, наоборот.
  - Почему?
  - Любящий заботился о больном друге, а добрый потакал его вредным желаниям.
  - Думаешь ли ты, как я? Думаешь ли, что любящий заботится о других, а добрый о себе и о своём сострадании?
  - Я думаю так же.
  - Выходит, ты можешь полагаться на человека любящего, но не на человека доброго?
  - Выходит, что так.
  - Остались ли у тебя ещё какие-нибудь вопросы?
  - Да, Сократ. Теперь у нас вышло так, что добрый человек много хуже любящего. Справедливо ли это?
  - Не будем говорить, что одно из этих понятий хуже другого. Мы, кажется, сказали, что добрый всегда внемлет просьбам, а любящий не всегда? И сказали, что любящий не внемлет просьбам, думая о благе того, кого любит? А так же сказали, что и тот и другой сострадательны?
  - Да.
  - Значит, они используют эту сострадательность по-разному?
  - Как же?
  - Любящий из сострадания делает полезные для других дела. Он не наслаждается своим состраданием, не наслаждается тем, что отдаёт что-то или дарит тем, кого любит. Любящий так же не должен рассчитывать на благодарность. Добрый же наслаждается своим состраданием, а так же отдачей и дарением. Он рассчитывает на благодарность, одобрение и, возможно, на вознаграждение.
  - Это так.
  - Выходит, любящий бескорыстен, а добрый бескорыстен лишь в той мере, в какой можно отдавать, наслаждаясь дарением и своим состраданием?
  - Выходит, что так.
  - Понимаешь ли ты теперь разницу между человеком добрым и любящим?
  - Кажется, да.
  - А между самими добротой и любовью?
  - Кратко могу сказать, что любовь внутренне бескорыстна, доброта же внешне.
  - Мне кажется, что мы в достаточной мере решили задачу твоего друга. А тебе?
  - Мне тоже, Сократ.
  
  
   август 2013
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"