Древние египтяне, согласно
свидетельствам Геродота, были самым богобоязненным и религиозным народом
Древнего Мира.
Раньше было принято считать, что контроль жрецов негативно отражался на
жизни египтян и на развитии государства. На самом деле жрецы - хранители
священных традиций - сыграли положительную роль в истории и культуре Древнего Египта. Об
этом свидетельствует неоспоримый факт - ни одна
цивилизация не просуществовала столь длительный период как древнеегипетская.
Изучая жречество Египта более
углублённо, египтологи соглашаются, что оно играло основную роль в формировании
и процветании государства, развитии духовного здоровья нации, сохранении
исторических и культурных ценностей.
Жрецы не подавляли волю народа религией,
не запугивали, как утверждают сторонники идей марксизма и научного атеизма
-
религия в Древнем Египте была залогом
общественного развития и совершенствования.
В Древнем Египте отдельные группы
жрецов выполняли определенные обязанности, они были не только хранителями
священных тайн, но и светскими администраторами. Учеба для получения жреческого
сана была серьёзной и трудной. Если судить по карьере верховного жреца
Бакенхонса - эпохи Рамсеса Великого, обучение начиналось, когда будущему жрецу было
четыре года, а заканчивалось к двадцати годам.
Жрецы высших санов удостаивались
титула Ур - "высокий, возвышенный".
Например, главный врач-жрец в
Саисе носил титул Ур Сену; высший жрец в Иуну
назывался Ур Маа - "великий провидец"; высшая жрица в Иуну носила имя Ур-т Текхент, а
жрица в Бубастисе - Ур-т Ра.
Отдельной группой жрецов являлись
служители Пер Нетер - "служители храма".
Заведующим имуществом храма был
жрец Мер, в обязанности которого входили: учет храмового имущества, контроль за
возделыванием храмовых полей, снабжение продуктами, а также подготовка всего
необходимого для храмовой службы.
Особую позицию занимали жрецы
Кхер Хеб - они выполняли обязанности храмовых писцов и были хранителями
священных книг. Они отвечали за копирование и сохранность свитков храмовой
библиотеки. Кхер Хеб также почитались как хранители
слов силы
и их правильного произношения.
Как отмечает Геродот, для древних
египтян важную роль играла чистота - не только чистота души, но и тела.
"Чтобы служить Богу, нужно быть чистым" - говорили во времена фараонов.
Согласно традициям все служители храма были обязаны совершать четыре омовения в
сутки - утром, в полдень, вечером и в полночь.
Жрец Уаб -
что переводится как "чистоплотный" отвечал
за очищение храма. В период работы в храме он не мог быть женат. Уаб следил за
чистотой помещений, одежды и своевременной подачей в храм воды. В обязанности
Уаб так же входило окроплять входящих в храм водой.
Функции священника и проповедника
выполнял Хем Нетер - "слуга Бога" или "пророк Бога". Он проводил храмовые
службы и читал проповеди, напоминая верующим о религиозных заповедях и
божественных законах. У Хем Нетер граждане Египта учились знанию божественного "Мекх Нетер".
В древнеегипетском храме во время
храмовой молитвы звучало песнопение, называемое Каи. Молитва у египтян называлась Кекх
- "обращаться к Богу", а размышления о духовном называли Уаа - "советоваться с
сердцем".
Помимо жрецов посвященных
служителями Пер Нетер были мирские граждане, работу которых высоко ценили
жрецы.
Например, Хем Анкхиу "жрецы
живущих" решали при храме судебные тяжбы и давали житейские советы мирянам.
Среди прислуживающих жрецам
особую роль занимали Тхаи Шебет - "носители жезлов" и Ахаи-т -
"носительницы систров", которые присутствовали при храмовых службах.
Отдельным классом мирских
служителей храма были Сау - "смотрители", которые выполняли роль храмовой
охраны. Стоя на посту, они были обязаны читать священные тексты - таким образом
храм охранялся не только физической силой, но и духовно.
Египтяне очень внимательно
относились к знамениям, считая, что через знамения и сновидения Бог передает
людям Свою волю. Толкователем событий и небесных предзнаменований был жрец Маа
- "провидец". Он носил шкуру леопарда, черные пятна на которой символизировали
звёзды. Свою работу Маа начинал с молитвы. Слова жреца Маа записывал писец Хери
Сешета "летописец таинств". Записи толкований хранились в библиотеке храма.
Самый известный жрец Маа - Имхотеп, строитель ступенчатой пирамиды Джосера. Он был главным провидцем и носил высший титул Ур Маа.
Многие ошибочно путают
деятельность жреца Маа с магическими предсказаниями. Следует отметить, что жрец
"не пытался узнать того, что ещё не стало
".
Его целью было правильно истолковать прошедшее событие, чтобы понять волю Бога, от которой зависело
грядущее. Египтяне боялись нарушить Божественную Волю, так как верили, что процветание
Египта и его народа заключается в богопослушании.
В древнем Египте была особенно
популярна астрономия, которая пересекалась с астрологией,
но "астрология" того времени была не "прорицательская", а аграрная и врачебная,
изучавшая влияние небесных тел на самочувствие людей и природу.
Астрологические предсказания и гороскопы появились в Египте
лишь в I веке до н.э.
Астрономами-наблюдателями были жрецы Мер Уннут - 'распорядители часов'. А
толкование движения небесных светил проводили жрецы Ами Уннут - 'толкователи
часов'. Их деятельность была далека от современной астрологии, жрецам нужно
было выбрать благоприятное время для посева и сбора урожая, они определяли
точное время разлива Нила.
В составление прогнозов
использовалось данные храмовых библиотек, в которых хранились подробные
наблюдения за астрономическими явлениями прошлых лет.
Геродот отмечал наблюдательность
египтян, которые смогли выявить закономерности в природных явлениях и научились
на основе этого предугадывать события. В этом деле не было никакой магии,
просто логические выводы на основе эмпирических данных.
Однако не следует забывать о
божественном мистицизме древних египтян. Особую роль играли жрецы Ур Хеку
(жрицы - Ур-т Хекау) - "обладатель священных сил". Они были хранителями
Божественной Силы, и могли передать её предметам - "освятить", а также помочь
больным в исцелении. Божественная Сила, которую они получали свыше, называлась
- Хека.
Египтяне верили, что Божественная Сила может быть не только
созидательной, она может стать разрушительной, если люди прогневают Бога
непослушанием.
В Древнем Египте, колдовство было
запрещено. Жрецы чётко разграничили божественный мистицизм, основанный на
кропотливом труде, священных традициях, молитве, служении Богу, - и колдовство,
которым занимались любопытные миряне или изгнанники-колдуны.
Колдовство наносило вред
душевному здоровью людей. Обязанность "нейтрализовать" действия чёрных магов
брал на себя жрец Уаб Сехмет. Он изгонял колдовские силы из домов, местности и
восстанавливал душевные силы человека.
Древние египтяне, как отметил
Геродот, были искусными медиками и самым здоровым народом Древнего Мира. Однако
медицина была для них не просто профессией, а священной наукой. Египтяне считали,
что выздоровление больного зависит не только от врачебных умений, но и от
божественной воли. Поэтому целители древнего Египта были не только врачами, но
и жрецами, помимо премудростей лечения они изучали священные тексты.
Ни один Сену - жрец-врач - не
смел начать лечение больного, не прочитав молитву. Египтяне верили, что
исцеление - это воля Бога, поэтому, выздоровев, больной был обязан воздать Богу
хвалу и принести в храм подношения.
Стать врачом в Древнем Египте иногда удавалось и женщинам.
Первая в истории женщина-врач - Песечет практиковала в Мемфисе в 3-м тысячелетии до н.э.
Список литературных источников
1. Геродот.
История. В 9-ти кн. / Пер. Г.А. Стратановского. - М.: ООО "Издательство
АСТ", "Ладомир", 2001. - 752 с. - (Классическая мысль).
2. Р. Кларк, Священные традиции Древнего Египта.
- М.: Изд-во Фаир-Пресс, 2002. - 448 с.: ил.
3. С. Альдред, Египтяне - великие строители
пирамид / Пер. с англ. М.К. Якушиной. - М.: ЗАО "Центрополиграф", 2004. - 190
с. - (Загадки Древних
Цивилизаций).
4. Кристиан Дерош-Ноблькур
"Жизнь на земле фараонов" КУРЬЕР ЮНЕСКО - ? 10, Октябрь 1988 г.
5. И.В. Рак, Египетская мифология. - М: Изд-во Терра, 2004. - 320 с: ил.; 96 ил.
6.
А.Б. Тураев "История Древнего Востока" - Мн.: "Харвест", 2004г.
- 752с.