Аннотация: *Гейзи Атолль (байен.) - неизвестная девушка или женщина (аналогично английскому - "Джейн Доу").
Пришло из сленга криминалистов, где обычно употреблялось в отношении покойных.
(Гейзи Атолль - 1)
Заказчица объявилась глубоко за полночь. Как-то вдруг выпорхнула из мелкого дождя и неона ночных заведений, постучалась в окно, и Тенет помог ей перебраться через подоконник.
Посетительница отказалась от согревающего, но приняла стакан воды - деловой знак, обещающий долгие переговоры.
- Мне нужно исчезнуть, - сказала она.
- Из этого города? Хочешь перебраться в Рао-Варсо, или Накантикет? - Тенет перешел на "ты" с непринужденностью профессионального алкоголика.
- От этого города, - уточнила девушка. - Вы... ты же можешь с этим помочь?
- Допустим. Кого ты разозлила? От кого ты хочешь скрыться?
- Ото всех, - девушка поднимает голову. С мокрых прядей на пол грязной гостиной падают дождевые капли. - Мне нужно исчезнуть из памяти всех людей в Байентане за последний месяц.
Тенет принялся рассматривать девушку с новым интересом. Выглядела она одной из обычных ночных бабочек Байентана - из тех, что вылавливают на улице подвыпивших одиночек, у которых осталось хоть немного денег на карточке. Микро-юбка в фиолетовых блестках. Кислотно-зеленый топ. Слой порочно-яркого макияжа на лице.
Отгадка приходит быстро - маскировка. Если рабочая девочка куда-то торопится ночью - никто не обратит на нее внимания. Сумерки - их время.
К тому же, девочка знает то, чего ей знать не полагается - кое-что о его, Тенета, "особых талантах". Мужчина делает глоток из собственного стакана, кривится - столько лет прошло, но так и не смог привыкнуть - от поганого привкуса синтетического самогона. Убрать человека из памяти целого города, да еще и за весь прошедший месяц - это было интересно. Это интриговало.
"Кому и чем ты так насолила, чтобы теперь прятаться вот так - у всех на виду?.."
- Допустим, это возможно. Но ты представляешь, сколько это будет стоить?
Тенет ждал расширившихся глаз, за которыми читалась простая мысль - "хватит ли у меня денег?", и вопроса - дрогнувшим голосом - "сколько?..". На этом можно было бы закончить разговор и отправиться, наконец, на второй этаж, к Мейе.
Но она просто расстегнула сумочку, и выложила на стол пухлую пачку тысячных. Вопросительно посмотрела на Тенета. Вытащила еще пачку. И еще. И еще. Жеваными, засаленными купюрами, налом на его курительном столике лежало четыре миллиона илиров.
"Если я и сейчас промолчу - она вытащит пятую пачку?.."
- Ванная комната там, - он небрежно махнул в сторону темного коридора.
- А?..
- Умойся. Ты хочешь, чтобы город забыл тебя такую, или какая ты есть на самом деле?
Пока та приводила себя в порядок, Тенет успел спрятать наличные в тайник под лестницей. Девушка вернулась - вытирая лицо полотенцем. Выяснилось, что макияж прятал несколько ярко-фиолетовых синяков - и темные, почти черные, круги под глазами.
"Сколько она уже не спала?"
- Что теперь? - если незнакомка и отметила исчезновение денег, то виду не подала.
Тенет раскрыл записную книжку и протянул ей ручку.
- Пиши. Имя, фамилию. Твои, и того, кто тебе посоветовал ко мне обратиться.
Девушка заскрипела ручкой.
Тенет вырвал исписанный ей листок, всмотрелся в две короткие строчки текста. Проговорил про себя формулу Слепка, и прикрыл веки. Мельтешение белых точек в темноте неохотно расступилось, впуская изображение записки с именами. Открыть глаза, заглянуть в лицо девушки, повторить процедуру. Теперь он не забудет ее, даже если захочет - образ останется жить там, под веками.
Тенет чиркнул зажигалкой, уронил вспыхнувший листок в пепельницу, и отметил мелькнувшее на лице девушки облегчение.
"Думала, что я решу сыграть нечисто? Оставить ключ?"
- И что теперь?
- Сейчас я уйду. Утром, когда на тех часах будет половина восьмого, выйдешь так же, как пришла.
- И все?..
- Все.
Огонек в пепельнице сгинул, разделив собеседников змейками дыма.
- Еще одно. Ты ведь понимаешь, что мне нужно полное стирание?
- За это ты и платишь бешеные деньги.
- И как тебе это?
- Страшно, конечно, - Тенет решил ответить честно.
Выливает остатки самогона в слив, моет стакан, и убирает его сушиться. Ему безумно хочется подняться к Мейе и мальчишкам, посмотреть, как они спят в эту ночь - вместо этого Тенет рассовывает по карманам телефон, ключи, пистолет, нож, пригоршню денежной мелочи и идет к выходу.
- Удачи в новой жизни, - не глядя на заказчицу, он возится с замком. - Мисс Гейзи Атолль.
Девушка напряженно кивает ему, оценив шутку. Дверь закрывается. Замок запирается ровно на два оборота. Тишина.
* * *
Первым делом Тенет идет, конечно же, в бар. Не в ту кошмарную забегаловку, где он коротал вечера последние несколько лет, конечно же, нет. Тенет проходит несколько улиц, и выходит из грязи в неон. Поднимается по пожарной лестнице на второй этаж будто бы жилого дома, и попадает во вполне себе приличное заведение, торгующее в запрещенные часы контрабандной выпивкой. То, что нужно. Бар встречает его появление давящим подозрением. Такие, как он, оборванцы, здесь обычно не появляются. Тенет проходит прямиком к стойке, и указывает бармену на одну из ярких бутылок на полке бара, и протягивает несколько крупных купюр - жалкие крохи полученного от Гейзи состояния. Будто бы ничего не изменилось - но атмосфера чуть переменилась. По плохо освещенному залу вновь пошли какие-то разговоры, зазвенели стаканы, защелкали счетчики тотализатора. Если у человека есть деньги - много денег - какая разница, во что он решил нарядиться перед походом в бар? Деньги были универсальным ключом, открывающим любые запоры.
* * *
Следующие полтора часа Тенет напивался - или, как он сам говорил, приводил себя в рабочее состояние. Бармен поставил перед ним указанную бутылку - это оказалась пятилетняя "Роза Горгона" - ведерко со льдом, стакан, и тактично отошел в другой конец стойки.
Первый стаканчик Тенет откровенно смаковал. Возможно, это действительно была "Роза" - но даже если и нет, это пойло выгодно отличалось от того, что он употреблял до недавнего времени. Главным его достоинством было, конечно же, то, что от него не разило жженой хемцеллюлозой.
После пятого стаканчика мир показался не такой гадкой штукой, какой он являлся на самом деле, что изрядно рассмешило Тенета. Он даже думал поделиться этим открытием с кем-нибудь из случайных соседей по стойке, но передумал - вовремя вспомнил, что он сюда не отдыхать пришел.
Прикончив бутылку, Тенет прислушался к своим ощущениям, и понял - да, это оно. Мир вокруг начал опасно пошатываться, крениться то туда, то сюда - но стал прекрасным. Даже если вся его красота наносная, как макияж одной из ночных девочек, теперь с этим городом вполне можно было бы провести остаток ночи. Самым непристойным образом. Тенет тяжко оторвался от стойки, проковылял через зал, и вышел наружу, под неизменный байентанский дождь. И смахнул на прощание воспоминания о себе со всех, кто остался внутри.
* * *
"...ты никогда не жила в Байентане, малышка, если думаешь, что попав сюда, очутилась на самом дне..."
Тенет сказал это Мейе, когда она только попала в город, и еще надеялась каким-то чудом отсюда выбраться.
"... серьезно. Назвать это место сточной канавой - это просто убойный комплимент. Дно - это где-то настолько сверху, что отсюда не видать. Где-то за облаками. Ад... Он и то где-то на пару этажей выше, и там точно воздух здоровее..."
Ада в Байентане и правда никогда не было. Зато - вон там, на другом берегу Юсоулы, была Преисподняя. Она же - "промышленно-заводской комплекс 19/Л". Машины Преисподней день и ночь выгрызали руду из монолита, служившего Байентану основанием, и рано или поздно, они пожрут все. И гадкий, грязный город переломится пополам, схлопнется, словно мышеловка, и провалится еще ниже. И черта с два ему это помешает существовать дальше.
"Ты так поэтично описываешь это место, будто влюблен в него." - подколола его тогда Мейе.
Она любила поэзию, и осталась у Тенета, после того, как отчаялась покинуть Байентан.
Он был благодарен ей за это - в его берлоге, до этого состоявшей в основном из грязи, сырости и запаха пота, появилось немного уюта. И то, ради чего домой хотелось возвращаться. Домой...
Само слово приобрело совершенно другой оттенок. Наверное, потому Тенет и согласился оставить детей, когда выяснилось, что Мейе беременна.
"Да ты не представляешь, сколько нужно выпить, чтобы полюбить этот город", сказал он ей в день знакомства. Девушка смеялась, и сам Тенет улыбался, глядя на ее веселье. Но это была правда, и ничего кроме правды.
* * *
Спускаясь вниз по лестнице, Тенет понимал, что любит этот город. Знание было закопано глубоко под пелену повседневности - найти работу, добыть еды для себя и для семьи, накидаться самогоном до состояния отключки. Несмотря на то, что город обходился с ним как хотел, вытирал об него ноги, сбросил в самый загаженный угол, и ждал, пока он там задохнется, Тенет все равно любил своего истязателя.
За два часа до рассвета Байентан был полон запахов. С мостовых пахло дождевой водой и свежей кровью. Вонь дешевых духов и немытых тел - здешнее - мешались с запахами дорогого ферментированного синтетика, предназначенного на экспорт. Байентан тонул в роскоши, как и в грязи, но все эти дорогие украшения, диски с информацией, дизайнерские наркотики, частные фильмы - все утекало отсюда в соседние города, для которых оно и производилось. Город был на положении раба, пытающегося услужить многим капризным господам, и нельзя сказать, чтобы ему это не нравилось.
Мелочевка. Мелкие дрязги, мелкие правила, мелкие прибыли, мелкие потери, мелкая власть. Все эти мелочи, которые припирают тебя со всех сторон, заваливают тебя с головой - это и есть город. И только вот в таком состоянии, когда море тебе уже по колено, но еще не выворачивает наружу от избытка выпитого, ты можешь назвать все своими именами. Мелочевка и мелочи. И, честное слово, на мелочи можно и не обращать внимания. Именно так делают те, кто живет за пределами этой дыры. И город приучен к такому с собой обращению. Привычка сильнее мыслей - и город будет ластиться к тебе, выпрашивать подачку, и, разумеется, сделает все, чтобы умаслить тебя. Все, что захочешь.
Тенет плывет, скользит по улицам Байентана. Даже не так - сейчас он и есть сам город. Улица сменяется улицей, дом - домом, а под полузакрытыми веками продолжают гореть Имя и Портрет. Тысячей незримых рук, трещинами, змеящимися по стенам, неоновым сиянием и хмурым дождливым небом - всем Тенет шарит по окрестностям, выискивая любые следы девушки, и убирая их в никогда. Сколько уже лет он не занимался этим ремеслом, сколько лет не испытывал подобного подъема... Он любит город - и город, эта всеми проклятая темная бездна, этот двуединый Содом-и-Гоморра, скорпион, паразит, черная вдова - город отвечает ему взаимностью. И это прекрасно. Чтоб тебе никогда не знать, Мейе, как же это прекрасно...
* * *
Выпивка выветривается, и Тенету становится все холоднее под промозглыми поцелуями города - небо Байентана продолжает сквозить мелким, грязным дождем. Но он уже почти и закончил - остались... мелочи. Просто мелочи. Он роется по карманам - раз, другой, третий - и обнаруживает, что у него стянули мобильник. Скорее всего, еще в баре - был там один тип, все набивавшийся помочь Тенету управиться с бутылкой...
Тенет находит каким-то чудом работающий телефон-автомат, и скармливает ему монеты.
...где-то на другом конце Байентана звонит телефон...
Наконец, трубку снимают.
- Алло!..
- Брисс, дружище, я тебя что, разбудил?
- Кто это?
- Не узнал? - Тенет называет себя.
Шумное дыхание в трубке.
- Ты знаешь, сколько сейчас времени?
- Отлично знаю.
- И что тебе нужно полшестого утра?
- Страховка, Брисс, страховка. Ты же все еще продаешь их?
- Ты не мог, как все нормальные люди, приехать ко мне в...
- Не мог. Брисс, за мной следят. И, скорее всего, хотят убить.
- Кому ты перебежал дорогу в этот раз?
- Так ты продашь мне страховку, или нет?
Жужжание, помехи, скрежет подключенного к линии корвикс-соединения.
- Вопрос жизни и смерти, да? - Брисс вздыхает. - Ну ты и сволочь. Хочешь оставить денег жене?
- Ей. Все, до последней монеты.
- От чего страховка? Любой вид насильственной смерти?
- Кажется, я видел у кого-то из этих парней пистолет... Запиши смерть от огнестрельного.
- Готово. Надо полагать, деньги для задатка у тебя есть?
- Включай приемник.
Тенет вытаскивает из кармана влажный ком банкнот, и начинает по одной подсовывать их под луч сенсора. Автомат довольно пиликает, считав код. Лишенная ценности банкнота начинает выгибаться, извиваться, темнеть, и в скорости сходит на нет.
- Этого достаточно?
- Вполне.
- И, Брисс...
- Что еще?
- Ты никогда не знал, что я умею стирать воспоминания, - тихо проговорил Тенет в трубку, оставляя в памяти собеседника еще одно белое пятно - последнее на этот вечер.
- Что? Не слышу через эти чертовы помехи. Говори громче!..
Тенет вешает трубку.
* * *
Полное стирание. Не такая простая штука, как может показаться. После ночной прогулки Тенета в городе никто больше не знает про существование Гейзи Атолль. Почти никто - только сама девушка... и, разумеется, он. В этом не было бы абсолютно никакой проблемы, если бы Тенет мог выбросить фрагменты собственных воспоминаний так же легко, как чужих. Но он не может этого сделать, и остается одно простое средство.
Тенет вынимает из-за ремня брюк пистолет.
Он твердо знает, что и зачем было в эту ночь. Сейчас он приставит дуло пистолета к основанию шеи. Вот так. Нажмет на курок. И город перемелет в ошметки еще одну жизнь. Но эта будет потрачена не впустую.
Его найдут утром. Возможно вызовут законников, сделают красивое "место преступления", будут отгонять зевак. Может даже, сюда занесет репортера какого-нибудь мелкого канала, и тогда труп Тенета попадет в новости. Если не его - так чье-нибудь другое тело. Утро Байентана уже никого не удивляет подобными сюрпризами. С тела к этому момента стащат почти всю одежду, и уж точно все вещи, а в первую очередь - орудие убийства. Пистолет. Тенет специально держал его полностью заряженным. Оружие самоубийцы - оружие, в котором не осталось патронов - мальчишки никогда не забирали, считали дурным знаком.
Дело расследуют быстро. Самоубийство, разумеется, было совершено ради страховки. Нет, вы не можете получить ваши деньги, поскольку самоубийство не является страховым случаем. Преступление раскрыто. Дело сдано в архив. Тело сдано на органы, хотя вряд ли хоть одна клиника польстится на убитую самопальным алкоголем печень, и на прокуренные до дыр легкие.
И никто даже не задумается о том, что все это связано с какой-то девушкой. С какой еще девушкой? В самом-то деле. Но и с другой - тоже.
Мейе, конечно, поймет, что к чему. Поймет, и проклянет его память. И будет вечно молиться за его душу. Она хитра, умна, осмотрительна. Она знает, кому нужно дать на лапу, какие колеса подмазать, чтобы уехать из Байентана. Уехать, и ей, и мальчикам. И больше никогда сюда не возвращаться.
Выстрел. Вспышка в голове больно бьет по глазам, и стирает последнюю запись, о том, кто такая на самом деле Гейзи Атолль.