Румянцев Евгений Игоревич : другие произведения.

Механический сон

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История написана так давно, что успела бы заржаветь и без помощи автора.
    Про вечные темы - миров, богов, и точность формулировок.
    Именно с нее когда-то начался мой проект "Готические сказки".


   Богов создавать больно и страшно. Страшнее, чем родить ребенка. Страшнее, чем вырастить ребенка. Бог - самая загадочная сущность, на которую способно мироздание. Его суть и предназначение - создать новый мир, выпестовать и сохранить его. Любить его. Но что можно сделать, если бог не справляется со своими обязанностями? Что делать, если Бог разлюбил свой мир? Что, в конце концов, делать, если Бог, которого ты любовно создал собственными руками выполнил те несколько простейших действий, благодаря которым появляется мир - и бросил его, как новорожденного младенца? Что делать, если созданный тобой Бог оказался всего лишь великолепно настроенным механизмом?
   Я знаю, что делать. Пусть это жестоко, но я надеюсь, что мой посланник справится. В противном случае - этот мой замысел будет загублен, также, как и этот несчастный мир. И вот я беру с полки небольшую записную книжку, сдуваю пыль с обложки, открываю... Несколько страниц разрисованы картинками - портретами. Некоторое время я их изучаю. Нет, никто не подходит. Здесь не поможет сила. Здесь не поможет ум. Здесь нужны чувства, сильные как любовь, беспощадные, как ярость...
   Повинуясь моему безмолвному приказу, со стола взлетело и отряхнулось от пыли перо, со скрипом распахнулась приржавевшая крышка чернильницы...
  

* * *

  
   Перо, как птичка легко порхало над страницей. Штрихи складывались в линии, линии - в комбинации линий, комбинации образовывали образ.
   Это девочка, ей не более двенадцати лет. Нежные, нереальные черты лица... Глаза большие, широко распахнутые, лучащиеся любопытством, и пусть и изображенные синими чернилами - зеленовато-карие. Но далеко за любопытством в них видится тоска - почти взрослая...
   ...шших-шиххххх... еще несколько линий...
   Носик - тонкий, чуть вздернутый, но совершенно ее не портящий. Несколько точек - веснушки...
   ...шших-шиххххх...
   Губы - опять же тонкие - расплылись в озорной улыбке. Прекрасный возраст - двенадцать лет. Еще можно улыбаться так беззаботно и весело... Без принуждения...
   ...шших-шиххххх...
   Волнистые волосы - черные, густые, длинные... Небрежно стянутые лентой, которая их совершенно не держит. Вот-вот упадет, сброшенная упругой силой...
   ...шших-шиххххх... Перо стремительными размашистыми движениями заканчивает рисунок. Ребенка создавать легко - не надо морщин и прочих признаков возраста...
   ...шшихххххх...
   Перо подправило последний штрих и зависло над готовым портретом.
   Теперь новосотворенной нужно дать имя...
   Пара минут на раздумья - и под портретом улыбающейся девчушки стремительным росчерком возникает имя - ДАЛИКА. Да, ей подойдет это имя.
   (Далика - с одного мертвого языка переводится примерно как "спасительница","избавительница", или же... "жертва". Примечание автора).
   Перо вернулось на свою подставку. Я аккуратно вырываю лист с рисунком, складываю его в самолетик и легонько подталкиваю.
   Беззащитный листик бумаги послушно устремляется к Тейвиуму - миру, ради спасения которого и была создана девочка Далика.
   Теперь мне остается только ждать... и надеяться.
  

* * *

   Вмешательство Творца нельзя было не почувствовать. Особенно, если ты Бог.
   ...щелк!... Шестеренки повернулись. Механический Бог злобно вперил взгляд в лениво летящий в сторону его мира бумажный самолетик. Он видел, как другие Боги в спешке отодвигают свои Миры с его пути. Он и сам бы отодвинул - но он знал, что самолетик все равно долетит. И сядет. Механический Бог был бы рад уничтожить, разорвать на тысячи кусочков, сжечь,а потом пережечь даже пепел от пепла этого невесомого листика - но не мог. Это не в его власти.
   ...щелк...
   Бог обратил взгляд на свой мир. Да, это выход. Он сам не может причинить вреда Посланнику или Посланнице. Но вот его творения могли.
   Он сконцентрировался и отдал приказ.
  

* * *

  
   Самолетик тем временем уже достиг Тейвиума, и, сделав несколько кругов, мягко опустился на землю.
   Свернутый самолетиком лист бумаги дрогнул, распрямляясь. Из одного угла появлялось два, бумажная конструкция распускалась, как диковинная орхидея-оригами. А потом все неожиданно кончилось. Бумага исчезла, оставив на земле лежащую девочку с волнистыми черными волосами, в простом и скромном черном платье.
   Девочка Далика открыла глаза.
   ...Ржавчина...
   Она была повсюду. Ровный слой мягкой рыжей пыли покрывал землю. Рыжие кружева, тяжко пахнущие агонизирующим железом, покрывали железные листья стальных деревьев. Иногда они срывались, и ржавчину подхватывал ветер, нося ее как снег, бросая, и вновь подкидывая. Ржавчина шелестела, жалуясь на несправедливость своей ржавой судьбы.
   Если бы в этом мире было что-то кроме металла, то Далика непременно ощутила бы и другие признаки распада - сладковатый запах гниения, вонь разлагающейся органики - что угодно. Но здесь не было ничего, кроме железа, и, соответственно, ржавчины. Мир ржавел, ведь его некому было смазать. Мир вонял коррозией и хотел, чтобы любое существо, живущее в нем, испытывало то же. Далика поднялась, отряхнула платье - к ней ржавчина не липла. Место выглядело странно - куда не кинь взгляд, везде одно и тоже.
   Куда здесь идти? Непонятно.
   Кого просить о помощи? Некого.
   Девочка пошла вперед. Долгое время ничего не менялось, лишь шуршала и скрипела рыжая пыль под ногами. Потом к шуршанию прибавилось еще что-то, непонятное, но с каждым шагом становившееся все более явным. Впереди явно что-то было.
   Первым ей на глаза попался большой столб наподобие телеграфного, с установленным на нем громкоговорителем. Громкоговоритель, похоже, уже давно не оправдывал своего имени - но сейчас он надсадно шипел, кряхтел и скрежетал, пытаясь передать сообщение издалека вероятным слушателям: хххххшшшшшшшш.......еловек, еретшшшшшшшшшик,вор и шшшшшшшшшшшшшшшшшш......ца. Обнаруживший его *вновь надсадное шипение и лязг* ...чтожит ИИИИИИИИииииииииииииииииииииииии...
   ...щелк... сорвавшись на самой высокой ноте, несчастный прибор замолк на веки.
   - Ну вот, опять самое интересное не сказали, - проскрежетал кто-то из-за плеча девочки.
   Она обернулась. В паре метров от нее стоял некто, похожий на гротескного человека - неумеренно раздутого, с грубыми чертами лица и фигуры. И откуда только можно выпирали шестеренки. Каждое движение давалось ему с трудом, иногда бесшумно, иногда издавая лязг давно не смазанного автомата. Далика догадалась, что это - механизм, один из здешних жителей.
   - Здравствуйте. А что вообще говорили? Я не поняла.
   - Не скрипи, - поздоровался механизм. - Да что тут непонятного, сказали - разыскивается человек, еретик, вор и убийца. Обнаружившему человека надо его уничтожить. А что за это дадут - не сказали. А ведь это и есть самое интересное. С этого надо было начинать.
   - Ясно, - девочка стряхнула с волос набравшуюся ржавчину. - Спасибо вам. До свидания.
   Она развернулась и пошла было дальше, но случайный встречный ее окликнул:
   - Постой! Куда ты идешь?
   Далика оглянулась. На лице механизма тускло горели зеленые лампы глаз, запорошенные ржой. Она подошла и смахнула ржавую пыль.
   - Спасибо, так гораздо лучше. Так куда ты держишь путь?
   Девочка на мгновение задумалась, потом посмотрела куда-то вдаль.
   - К Богу.
   Механизм издал очередной скрип, но в нем слышалось удивление.
   - Зачем?
   - Мне хочется с ним поговорить.
   Оба замолчали. Потом механизм скрипло прокашлялся.
   - Иди через Алфавитное кладбище. Так будет быстрее.
   Девочка кивнула, будто знала, где это находится, и пошла вперед. Через некоторое время механизм перестал ее видеть - глаза вновь запорошило ржавым порошком.
   "Куда ты идешь?"
   "К Богу"
  

* * *

  
   Названия было достаточно, чтобы узнать дорогу. Далика преодолела еще несколько сотен метров и спустилась в небольшой каньон.
   Могилы. Они были там повсюду - неровно вырытые ямы, в которых лежали наполовину занесенные мертвецы. Мертвые механизмы. Тот, кто их хоронил, вероятно, обладал чем-то вроде чувства черного юмора - из каждой могилки высовывалась где рука, где нога, где голова, где еще какая-то непонятная часть корпуса... К ним были приварены таблички. Девочка смахнула пыль с первой попавшейся.
   "Он умел писать букву "А"" - гласила эпитафия.
   Следующая табличка.
   "Он умел писать букву "Б""...
   И так далее. Все буквы алфавита нашли здесь свое последнее пристанище. После буков пошли цифры, потом знаки - препинания, арифметики, денег... Все, что только можно написать - все было похоронено здесь. Потом пошли могилы механизмов, исполнявших какие-то конкретные функции.
   "Он читал стихи", "Он искал правду", "Он любил других"...
   Далика шла вперед, уже не обращая внимания на бесконечный ряд захоронений, когда он неожиданно закончился.
   Точнее, закончились заполненные могилы. Дальше шел ряд ям, еще только ждавших своего часа. Внимание девочки привлекла последняя могила - она не была засыпана. В ней лежал мертвый механизм с, как и следовало ожидать, приваренной табличкой эпитафии.
   "Он закапывал могилы" - гласила она.
  

* * *

  
   Туман рассеялся, и за прямо за котловиной кладбища обнаружились стены города. Бог был уже близко - нужно было лишь пройти сквозь город. Город был последним испытанием...
   Ворота были приоткрыты. Стоящие по бокам створок механизмы хотели загородить девочке дорогу - но не смогли. Механизмы-стражи уже давно не могли исполнять свое назначение - они заржавели...
   Внутри город представлял собой олицетворение чьей-то безумной фантазии.
   Сотни металлических домов - маленьких, средних, больших, прямых, наклонных, извивающихся... Жители соответствовали. Многие стояли экзотическими неподвижными статуями - их уже заела коррозия. В переулке механизмы-хулиганы деловито избивали механизма-жертву. Механизм-посланник деловито скрипя ездил туда-сюда от одного проржавевшего чиновника до другого. Он не мог не выполнять свою программу... какой-бы бессмысленной она не была. Интересно, почему подвижность сохранили в основном агрессивные механизмы? Зачем нужны механизмы, бьющие других по голове, отрывающие чужие руки, выворачивающие глаза?
   ...Налетел тихий, ласковый ветерок. Один из домов затрясся и шумно осел на не успевших отойти (откатиться, отползти) механизмов ржавым сугробом.
   ... Миновав еще несколько кварталов ржавого безумия, Далика наконец вышла к огромной лестнице. Она вела прямо к поднебесью, где в вышине парил огромный, прекрасный храм. Сияющий. Ни единой пылинки не было на его кровле. Он был выше пыли. Девочка поставила ногу на первую ступень. Трудное восхождение началось
   Ступени неспешно стелются под ноги. Лестница длинная - есть время для размышлений. Что было увидено. Что было ощущено. Что должно измениться....
   Ступенька за ступенькой, ступенька за ступенькой...
   Ржавый покров остался позади. Впереди все сияло чистой и спокойствием. Начищенным металлом. Вот они, небеса обетованные...
   Внизу лишь смерть, боль, страдания. А здесь? А здесь, похоже, просто никого нет. Красота создана, но ею никто не наслаждается. Искусно изваянные стальные скульптуры угрюмы - на них никто не смотрит...
   ...Небольшая площадка перед очередным лестничным пролетом. На ней стоял огромный, удивительный механизм. С тысячами рук. Тысячи рук сжимали гитары, арфы, флейты, барабанные палочки, тарелки, литавры, кастаньеты... Тысячи инструментов. В самом центре, на импровизированной трибуне стоял механический дирижер, отпускающий взмахи палочкой направо и налево. В такт его движениям шевелилось все остальное, извлекая из всего этого богатого набора инструментов прекрасные мелодии. Мелодии, которые тоже никто не слышал. Далика остановилась на несколько мгновений, слушая удивительные наигрыши, а потом подошла и выключила дивного механического поэта. Пусть его включат вновь тогда, когда будут те, кто сможет оценить его игру. Ведь если бы этот механизм мог чувствовать, ему тоже было бы больно - что он играет лишь сам для себя...
   Ступенька за ступенькой... Вверх...
   Вот и ворота - роскошные, золотые. Аляповатые, вырожденно-монументальные. Воплощение роскоши, богатства и силы того, кто обитает внутри. Он ждал ее. Посланница Творца не растерялась. Она шла сюда ради этой встречи. И вот она заявила о себе...
   ... Золото дверей превратилось в чугун. С шумом и треском прекрасные узоры на них сплелись во что-то непонятное, гротескное и уродливое, а после ворота проломились внутрь и с тяжким грохотом упали на пол. Металл не выдержал такого насилия над своей природой, и сдался, пропустив Далику внутрь Храма Механического Бога.
   ... Внутри все было ярко освещено - сухо гудели мириады ламп накаливания, освещая огромное помещение. Они были свиты в причудливые грозди, ленты и цепи, охватывая своим светом все, что было внутри. Здесь не было места теням и темноте.
   В конце зала на некотором возвышении находилась исполинская фигура Бога. Колосс, ослепительно блистающий в свете направленных на него прожекторов сидел с важным, чопорным видом, словно щупальца, распустив свое величие. Оно касалось всего внутри, преображая до неузнаваемости. Коснулось и девочки. Коснулось - и испуганно отпрянуло. Над ней, живой, Механический Бог был не властен.
   ... Его лицом оказалась маска из мягко отсвечивающего серебра. Лицо сияло добротой и всепрощением - да, именно такое лицо и должно быть у Бога...
   - Зачем ты пришла сюда, дитя? - голос громкий, как медная труба. Сладкий, как патока. Обволакивающий.
   Далика безбоязненно подошла прямо к престолу Бога и с вызовом посмотрела ему в глаза. И увидела то, что другие не увидели бы никогда. Издалека виден лишь ослепляющий блеск... В упор же были видны провалы глаз в маске. Черные. Абсолютно черные, непроницаемые даже для всего того изобилия огней вокруг.
   - Оставь пустые речи, Бог. Ты знаешь, кто я, и зачем явилась. Ведь не из праздного же любопытства ты повелел своим ДЕТЯМ , - она выдержала паузу. - убить меня?
   ...щелк...
   С громким щелчком повернулся барабан внутри головы бога. Сменилась маска. На этой бог хмурился - недовольный, готовый разгневаться по настоящему.
   - Мне жаль, что они не исполнили моего приказа. Как ты сумела пройти мимо?
   - Очень просто, - снисходительно улыбнулась Далика. - Ты знаешь, какие есть из себя люди. Но все механизмы, которые ты создал, не имеют об этом ни малейшего понятия.
   - Действительно, - согласился Бог. - Ну чтож, вот ты и добралась до меня. И что ты будешь делать теперь?
   - Потребую от тебя покинуть этот мир. Он больше не твой.
   ...щелк...
   Опять поменялась маска. На этой - гнев. Ярость. Предзнаменование грозы - божественной кары. Ответ прозвучал страшным, оглушающим воем:
   - НИКОГДА!
   - Почему? Докажи мне свое право на него.
   - Я создал его.
   - Это не довод. - сказала, как отрезала.
   - Я создал все, что ты видела! Прекрасное, совершенное!
   - Посмотри дальше своего носа. Прекрасное и совершенное заканчивается в пятистах шагах от твоего дворца. Ты создал боль и страх?
   - Я создал тех, кто живет здесь!
   - Но не заботился о них.
   Молчание. Даже у Бога могут кончиться аргументы, когда он не прав. И он прибег к последнему аргументу, который до этого его ни разу не подводил. К СИЛЕ.
   ...Отовсюду, из потайных ниш, которые вдруг открылись в стенах, выходили механизмы. Они наполнили храм скрипящей волной и заполонили все вокруг.
   Девочка осмотрелась по сторонам. Здесь были только механизмы, олицетворяющие власть. Жестокую власть. Механизмы-палачи, механизмы-мучители. Те, что бьют других, отрывают чужие конечности... Механизмы, созданные для уничтожения.
   - Вот поэтому ты и не достоин владеть этим миром, - заметила Далика, - Уйди. Еще не поздно. Это было мое последнее предупреждение.
   Бог сделал вид, что не расслышал ее. C щелчком у него вновь поменялось лицо. Теперь это было устрашающая кровожадная маска.
   - САМ Я НЕ МОГУ ПРИЧИНЯТЬ ТЕБЕ ВРЕД, КАК ТЫ ПОНИМАЕШЬ... НО МОИ СЛУГИ - ОНИ МОГУТ. ПРОЩАЙ, ПОСЛАННИЦА...
   И он обратился уже ко всем механизмам, заполонившим храм.
   - УБЕЙТЕ ЕЕ.
   Механизмы двинулись вперед...
   - Стоять!
   Негромкое властное слово ударило в толпу подходящих механизмов. Они остановились. Девочка подошла к ближайшему из них и спросила:
   - Что ты должен делать?
   Этот вопрос среди механизмов был общепринятым. Спросить другого механизма о его программе - все равно, что поздороваться.
   - Моя задача - вырывать у других механизмов сердца.
   Девочка подошла к следующему с тем же вопросом.
   - Моя задача - дробить корпус другого механизма.
   Она шла среди механизмов и задавала всем один и тот же вопрос - в чем ваше предназначение? Зачем вы существуете? И ей отвечали...
   Все эти механизмы были созданы для одной единственной цели - уничтожать другие механизмы. Вот именно - МЕХАНИЗМЫ. Не людей...
   Механический Бог все это время надрывался:
   - УБЕЙТЕ ЕЕ! УБЕЙТЕ ЕЕ!
   Но его никто не слышал. Такого приказа посланницы творца простые творения ослушаться не могли.
   Далика повернулась к Богу:
   - Так ты сказал им, кто я?
   Тот лишь смотрел с ненавистью.
   - Чтож, не хочешь отвечать - не надо...
   Она взошла на возвышение рядом с Богом и обратилась к замершей механической армии:
   - Вам приказали убить меня, выполнить свои предназначения, не так ли?
   Механизмы безмолвствовали. Такой вопрос был для них непонятен. Далика продолжила:
   - В одном ошибся ваш создатель. Вы умеете причинять вред лишь другим механизмам. А я - не механизм. Я - ЖИВАЯ.
   Девочка почувствовала замешательство, охватившее механизмов. Для них ошибочная задача - личная трагедия.
   - ...А вот он - ОН, тот кто дал вам ошибочное задание... Он - механизм. Как и вы... Выполняйте свое предназначение. Уничтожайте другие механизмы. - она помолчала и завершила речь. - ВПЕРЕД...
   ...Механизмы словно сорвались с цепи. Взвыли лезвия, рассекая воздух, закрутились сверла, резаки и пилы, закрутились цепи...
   Они осознали свою задачу и стали счастливы. Они видели цель, видели способ ее выполнения и не видели препятствий к действию.
   Сотни роботов, заполонивших Храм, метнулись вперед, к своему творцу. Они били, ломали, крушили, сверлили, рвали его тело, разбрасывая оторванные запчасти. Ему снесли голову, вырвали сердце, разодрали каждый сантиметр металла, превратив в металлолом - окончательно и бесповоротно. А потом механизмы принялись друг за друга. Они хорошо делали свое дело - уже через несколько минут стало тихо. Некогда прекрасный поднебесный храм стал напоминать одну из свалок на земле.
   Далика вышла и закрыла за собой двери. Половина ее задания выполнена - она избавила мир от его худшей части. Осталось совсем немного - выбрать того, кто станет править здесь теперь.
   Она посмотрела вниз по лестнице. У подножия лестницы собрались все. Все обитатели этого мира. И они смотрели вверх. На нее. Ее взгляд скользил по ним... И наконец она закрыла глаза. Среди тех, кто собрался внизу не было никого, кто мог бы принять на себя эту ношу.
   Она вздохнула и стала спускаться по лестнице.
   Ступенька за ступенькой...
   Небольшая площадка, ведущая на очередной пролет лестницы. И - застывшая громада механического оркестра.
   Далика улыбнулась - светло и радостно, как это умеют только маленькие дети. Она нашла.
  

* * *

  
   ...щелк...
   Механический дирижер строго постучал своей палочкой. Пропел смычок, тренькнули струны, раздалось глухое "БОММ!" барабана. Звуки сплелись в мелодию.
   - Теперь все в порядке, - подумал я, ловя в ладони бумажный самолетик.
   Положить на стол. Разгладить... С бумаги вновь улыбнулась маленькая девочка, только что спасшая мир.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"