Русаков Степан Николаевич
Что есть самовоспитание личности?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Если общественная мораль во все времена оказывается преходящей, обречённой на крушение, то она должна рано или поздно стать вечной и непреходящей". (Сенека).

  Во избежание тлетворного влияния толпы мудрецы древние призывали: что угодно богу, то пусть и человеку будет угодно. А сегодня под "богом" люди пусть понимают ... некие силы, которые судьбой управляют. Даже упёртые скептики, смерти в глаза заглянув, о спасении, перепуганные вусмерть, ... Их умоляют. И ясно всем: чужой смертью не умирают, как и не в свой срок не умирает никто, а значит, этим всем ... Нечто повелевает?
  Впрочем, для этого управления существенной разницы нет: в преисподней ли быть человеку, иль не быть ему нигде. А вот хорошо умереть - значит опасности избежать жить дурно, ведь жизнь - как пьеса: не то важно, длинна ли она, а то, хорошо ли сыграна. Именно поэтому знать должен каждый: куда идёшь и взялся откуда, что хорошо и что плохо, что ищешь, чего избегаешь. А кто ищет - тот и находит, в ком есть охота, для того и необходимости нет избегать чего - то. Ведь несчастен не тот, кто делает по приказу, а тот, кто делает против воли. И кто занимается делом своим с беспокойством душевным, тот усладу находит в занятии каждом. Именно только тогда не замешкаешься среди живущих и только тогда о тебе не скажут добрые люди: "дерево живёт".
  Да бог с ней, с молвой, ведь рано или поздно поймёшь - словно кирпич над головой тебя всю жизнь неотвязно мысль сопровождает: что оставляешь после себя - то не твоё, а потому и после смерти стремись пребыть в жизни - дабы погибели избежать, ещё не успев умереть; дабы не тащиться, живя, мимо жизни. А потому, в жизнь войдя, стремись вернуть ей лучшее, чем получил. Из этого исходя, лишь в одном на жизнь жаловаться ты не вправе: она совершенно не держит тебя.
  Однако разбираться нужно в какой мере стремление вернуть лучшее жизни обязано мудрости, в какой - возрасту: так бывает, что не по годам для мудрости счёт. Мудрость же совет разумный даёт: если твои поступки честны - пусть все о них знают, если постыдны - что толку таить их, если ты сам о них знаешь. Истинно, несчастный ты человек, если не считаешься с этим свидетелем. Но о жизни разговаривая с собой, не помешает быть осторожным: твой собеседник оказаться вдруг может дурным человеком. Потому стесняйся себя и тем человеком станешь, на глазах которого себе грешить не позволишь, поймёшь за что себя уважать. Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше. Но твёрдо знай: беда, когда слишком скоро себе начнёшь нравиться. Сначала обвинителем выступи, обидчиком стань, а уж потом - судьёй и только после всего - ходатаем. Себя уважай непременно, ибо в противном случае и боги причин не найдут тебя уважать, а если ещё и дружить с собой перестанешь, то и дела с тобой, увы, перестанут дружить.
  А посему понятно всем: по какой бы дороге ни шёл глупец, у него всегда недостаёт смысла, всякому глупость свою он покажет. Ведь не дано никому выпрямить то, что Господь кривым сделал; никто ничего не может сказать против воли Его. Правда, людям Господь даёт шанс кривое исправить: не скоро вершится суд над худыми делами, оттого люди и не страшатся их совершать.
  Но ... не по годам мудрые знают: лучше слушать от мудрого обличения, нежели песни глупого. Но горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны перед самими собою. Ибо притесняя других мгновенно мудрый становится глупым, достоинство своё понапрасну теряет. Разъяснять не нужно людям не глупым: достоинство и благородство растёт скорее, чем возникает. А вот наглость - ложный признак величия, хоть и утверждают сердобольные люди: нет порока без оправдания.
  Смысл такой же в других словах заложен: больший или меньший круг начертишь - на площади это лишь скажется, отнюдь не на форме. А потому живи и учись не для того, чтобы знать не больше, но непременно лучше. Ведь никто не может всё изучить, что вокруг - изучи столько, сколько изучить интересно - и на этом довольно. Ибо изучая излишнее, можно не осмыслить необходимое, но лучше знать излишнее, чем только поверхностное познать. А вот где нельзя на опыте проверить познание - там следует к познанию постоянно стремиться. И этому учит мудрость от бога: не говори: я богат и ни в чём не имею нужды; ибо не знаешь, что несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг. Лучше приобрети знания, тысячелетиями очищенное, чтобы обогатиться, чтобы видеть, где свет, а где тьма.
  Говорят про отвергающих эту мудрость: тупой как баран - бьётся рогами в ворота закрытые при открытой настежь калитке, пока жизнь не затащит в калитку его за рога; упрямый как осёл - не сделает два шага, если вдруг решит, что тяжелейшую поклажу должны разгружать вот на этом самом месте, пока бичами и плетьми не вынудят к месту разгрузки сделать оставшиеся шаги; грязный как свинья - только что вымытый чисто обязательно лужу найдёт и с диким восторгом изваляется в ней по уши.
  Не глупым нужно и другое осмыслить: честные намерения сохранить труднее, чем их возыметь. А посему: только тогда в жизни не будет противоречий, когда поступок не расходится с побуждением, при этом - лучше без успеха остаться, чем без надежды и веры. Ведь в жизни ... всякое бывает! И бывает не уверен в себе тот, кого манит надежда, если даже предмет её рядом, и добыть его лёгкого легче. А шествовать будешь ли смелее, если злом с детства беды считаешь? Да и вообще, безумие какое - бежать, когда отступать уже некуда?
  Чтобы ... бежать не приходилось - разуметь нужно: прошлое подаёт советы на будущее, потому как будущее очень скоро в прошлое переходит. А вот если в деле смотреть только на цель - тогда возможно легко отказаться от лишнего. Поэтому необходимое в будущем скорее найдёшь - ведь ты не будешь излишнее искать в настоящем. И пословицу к себе иногда примеряй: стрелок из лука должен не изредка попадать, но изредка промах давать. А ещё непременно старайся, чтобы было смысла в сказанном больше, чем слов. И лучше тебе не обещать, чем обещать и не исполнить. Если же обыкновение имеешь на грабли свои наступать, то хотя бы не наступай ещё и на чужие. Когда же захочешь чьей - нибудь позабавиться глупостью - не ищи долго: над собой от всей души посмейся.
  Да, доблесть не велика, когда выбрасывают за дверь - постарайся тогда сделать так, сам будто уходишь. И пусть всегда будет слово твёрдо твоё: да - значит да, нет - значит нет; а что сверх этих слов, то от лукавого. Ибо что измельчено в пыль, то лишено порядка, а жизнь, хоть и состоит из мелочей, но утонуть в них глупо: мелочи вреда не причинят, докуда вред порознь приносят. И если, зайдя далеко, заметишь, что идти до цели ещё больше осталось, знай, что желание твоё не здравомыслием рождено. И ... что? Значит, лучше и не пытаться идти вперёд, если при необходимости вернуться так трудно? Конечно же нет! Тот может всё, чего хочет, кто не считает, будто больше он может, чем должен, если ещё понимает ясно: людям никогда не укротить и себе подчинить судьбу и природу. Ибо как любое искусство лишь подражает первозданной природе, так все дела человеческих рук - предопределению ... божьему.
  Что же, сделаем вывод? Понимающий скажет: самый полновластный тот, кто властвует собою, но не много справедливых к людям и значительно меньше - к судьбе и богам. А потому жить с людьми нужно так, будто бог всех и всё видит, говорить с богом так, будто внимательно слушают люди. Не противься злому: если из - за мелочи глупец ударил в левую щёку - обрати к нему правую; если хитрец рубашку захочет взять - верхнюю отдай и одежду. Таковых не суди, да не судим будешь и в ответ расправу совершить не спеши - предоставь Богу, поверь, ужасней твоей она будет. О грозящей от человека опасности думай так, чтобы и о другом не забыть человеке: на одного гляди так, чтобы тебе не повредил он; на другого - чтобы не повредил ему ты. Просящему - дай и от хотящего занять - не отвращайся. Не твори твоей милостыни пред людьми с тем, чтобы они её видели: иначе не будет награды от Бога. Прощай людям их согрешения, дабы Бог простил твои, да как себя возлюби ближнего. Люби врагов твоих, молись за них, но за Родину, честь свою и достоинство как за родную мать любимую по колено в крови сражайся.
  
  (Отрывок из новеллы "Стремящимся познать жизнь").

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"