Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов Пенсильвании : другие произведения.

Время злодеяний.Время забыть.8 Августа.1998г

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Должны ли мы помнить прошлое?5-7 Зверства: что предпримет Бог?8-11 Насколько сильно молодежь интересуется религией? ОТ НАШЕГО КОРРЕСПОНДЕНТА ВО ФРАНЦИИ.12-14 Кроссворд 15-27 Самоцветы африканского неба ОТ НАШЕГО КОРРЕСПОНДЕНТА В КЕНИИ.16-17 Всюду любимая латиноамериканская музыка ОТ НАШЕГО КОРРЕСПОНДЕНТА В МЕКСИКЕ.18-19 Точка зрения Библии Имеет ли для Бога значение твой внешний вид?20-21 Загадка Уильяма Шекспира ОТ НАШЕГО КОРРЕСПОНДЕНТА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ.22-24 Необычный рай ОТ НАШЕГО КОРРЕСПОНДЕНТА В КАНАДЕ.25-27 Мы наблюдаем мир.28-29 Письма читателей.30 Теория эволюции не основана на фактах.31 "Что-то особенное"32

   Можно ли простить и забыть?
  С ТЕХ ПОР как в 1945 году кончилась Вторая мировая война, минуло более полувека. По жестокости, по количеству жертв и разрушений она намного превзошла все войны в истории человечества.
  Вторая мировая война длилась шесть лет и унесла жизни 50 миллионов человек, в том числе и мирных граждан. Бесчисленное множество других остались калеками, получили психические и эмоциональные травмы. У многих людей, отведавших горя в военные годы, до сих пор не зажили душевные раны: их мучат воспоминания о творившихся в то время зверствах и о погибших родных и близких.
  Мучат воспоминания о злодеяниях нацистского холокоста, потребовавшего миллионы невинных жертв. В Европе и в Азии наступающие армии совершали неимоверное число зверств: убивали, насиловали, грабили и терроризировали мирных граждан. Многие стали жертвами воздушных налетов, несших разрушения, увечья и смерть сотням тысяч ни в чем не повинных мужчин, женщин и детей. Досталось и миллионам участников сражений, проходивших в самых разных уголках земного шара.
  Душевные раны
  Многие видевшие то время люди до сих пор страдают от неизлечимых душевных ран, нанесенных ужасающими событиями минувшей войны. Эти люди желали бы освободиться от своих страшных, горьких воспоминаний. Но не могут. Память о пережитых ужасах преследует их, подобно повторяющимся ночным кошмарам.
  Но есть те, кто не хочет забывать о прошлом: ими движет либо жажда мести, либо желание чтить память павших. И кроме того, распространено воззрение, что совершенные в прошлом зверства необходимо хранить в коллективной памяти человечества: тогда, может быть, они больше не повторятся.
  Несколько лет назад, в 1994-1995 годах, атмосфера, царившая на праздновании 50-летия со дня высадки союзных войск в Нормандии (июнь 1944 года) и окончания европейской фазы Второй мировой войны (май 1945-го), показала, что многим очевидцам тех событий очень трудно простить и забыть. Зачастую ни о каком примирении не может идти и речи. Например, английские ветераны были против того, чтобы на праздновании годовщины высадки союзных войск присутствовали немецкие представители.
  О зверствах, совершавшихся нацистами во время Второй мировой войны, и о том, насколько тяжело эти зверства простить и забыть, писатель Владимир Янкелевич сказал так: "Столь вопиющее преступление вызывает естественный порыв... выплескивать злобу, яростно выступать против прощения и преследовать преступников до края земли, как и обещали судьи на Нюрнбергском процессе". Писатель продолжает: "Поменяв местами слова из молитвы Христа, с которой он, согласно Евангелию от Луки, обратился к Богу, мы с радостью сказали бы: "Отче! не прощай их, ибо знают, что делают"". (Сравните Луки 23:34.)
  К несчастью, после 1945 года совершались - в Камбодже, Руанде, Боснии - и продолжают совершаться по сей день, заливая землю кровью, бесчисленные новые зверства. Они требуют миллионы человеческих жизней, оставляют после себя огромное число вдов и сирот, ломают множеству людей жизнь и впоследствии вызывают ужасающие воспоминания.
  Без сомнения: XX век - время невиданной жестокости. Сбывается давнее библейское предсказание о нашей эпохе: современных людей действительно можно назвать "жестокими" и "не любящими добра" (2 Тимофею 3:1-5; Откровение 6:4-8).
  Как быть?
  На подобное варварство люди реагируют по-разному. Как же быть? Помнить? Забыть? А помнить - значит таить укоренившуюся злобу на бывших врагов, не допуская и мысли о прощении? С другой стороны, можно ли, однажды простив, забыть в том смысле, что пережитые ужасы совершенно изгладятся из памяти?
  Что Иегова Бог, Создатель человека, думает об ужасных преступлениях нашего времени и минувших лет? Простит ли он виновных? Не получается ли, что он не может воздать добром жертвам варваров, поскольку уже поздно? Есть ли хоть какая-то надежда, что со зверствами будет покончено - ведь они совершаются уже тысячелетиями? Каким же образом Бог исправит столь запутанное положение?
  
  
  
  
  
  
   Должны ли мы помнить прошлое?
  "МОГУТ ли евреи забыть холокост?" Этот вопрос задал Вирджил Элизондо, президент Мексико-Американского культурного центра в Сан-Антонио (штат Техас). Вопрос напоминает нам о том, что виденные в нынешнем столетии зверства могут оставить в коллективной памяти человечества неизгладимый след. К зверствам XX столетия нужно отнести и геноцид армян (1915-1923), и массовое убийство камбоджийцев (1975-1979). Однако на этом список жестокостей не заканчивается.
  Пытаясь как-то посодействовать примирению жертв и мучителей, религиозные и политические лидеры временами призывают людей забыть пережитые зверства. Так было, например, в Афинах в 403 году до н. э. Город только что видел конец деспотической диктатуры Тридцати тиранов - олигархии, устранившей, причем физически, почти всех своих противников. Новые правители, стремясь восстановить в обществе единство и согласие, издали указ об амнистии (от греческого слова, означающего "забвение" или "забывчивость") сторонникам прошлой тирании.
  Простить по указу?
  Попробовать с помощью указа стереть память о зверствах, совершенных над невинными людьми,- сравнительно просто. Власти могут прибегнуть к этому из политических соображений; так было в Древней Греции, так было и в некоторых европейских государствах по окончании Второй мировой войны. Например, в Италии в 1946 году вышел указ об амнистии свыше 200 тысяч граждан, "в той или иной степени причастных к злодеяниям фашистского режима" (согласно газете "Репубблика").
  Но решения правительств или государственных учреждений - это одно. А чувства отдельных членов общества - совсем другое. Можно ли указом заставить отдельных граждан,- возможно, беззащитных жертв жестоких столкновений, резни и подобного варварства,- забыть перенесенные страдания?
  Только в одном нашем столетии в войнах погибло больше ста миллионов человек, многие из них - после неописуемых мук. Если же прибавить к этому всех жертв кровавых столкновений, произошедших в мирное время, то исчислить зверства становится просто невозможно. И ради того, чтобы зверства не были забыты, многие люди прилагают большие усилия.
  О тех, кто хотел бы уничтожить память о прошлом
  От людей, которые призывают жертв злодеяний или их потомков к прощению и забвению, часто можно услышать, что память о прошлом только разделяет, особенно если после совершенных зверств минули десятилетия. По их словам, забвение объединяет, а память все равно не переделает прошлого, сколь жестокими ни были бы страдания жертв.
  Однако некоторые в своих стараниях заставить людей забыть дошли до отрицания самых ужасающих преступлений, совершенных против человечества. При поддержке самозванных историков-ревизионистов некоторые, например, заявляют, что холокоста не было вообще. Авторы таких заявлений даже организовывали экскурсии по бывшим "лагерям смерти", таким, как Освенцим и Треблинка, и говорили посетителям, что газовых камер там никогда не существовало,- и это вопреки свидетельству множества очевидцев, массе доказательств и документации.
  Чем же объясняется успех лживых ревизионистских идей в определенных кругах? Тем, что некоторые предпочитают забыть об ответственности, как о своей собственной, так и своего народа. Почему? Из-за национализма, идеологии, антисемитских или других настроений. Стоит только предать зверства забвению, рассуждают ревизионисты, как ответственность исчезнет. Однако многие активно выступают против безответственных ревизионистов, которых один французский историк назвал "убийцами памяти".
  Они не забывают
  Очевидно, что людям, пережившим войны и зверства, крайне трудно забыть погибших родных и близких. Однако большинство из тех, кто намерен сохранить память о массовом убийстве и геноциде, надеются, что из страданий, пережитых ими и их близкими, люди извлекут уроки, которые помогут не повторить подобного варварства.
  Как раз по этой причине правительство Германии решило отмечать годовщину тех дней, когда раскрылись ужасающие злодеяния, творимые нацистами в концлагере Освенцим. Отмечать, по словам президента Германии, необходимо ради того, чтобы "память служила будущим поколениям в качестве предостережения".
  В таком же духе папа Иоанн Павел II на праздновании 50-й годовщины окончания Второй мировой войны утверждал: "С течением лет воспоминания о войне не должны тускнеть; напротив, они должны стать серьезным уроком для нашего и для будущих поколений". Но надо сказать, что Католическая церковь не всегда последовательна в памятовании о зверствах и о жертвах злодеяний военных лет.
  Чтобы новые поколения тоже извлекли уроки из геноцида, творившегося в этом и других столетиях, было основано несколько музеев, таких, как Мемориальный музей холокоста в Вашингтоне и Музей терпимости Бейта Хашоу в Лос-Анджелесе. По той же причине на тему геноцида и холокоста созданы документальные и другие фильмы, которые никого не могут оставить равнодушным. Все это делается из стремления не дать человечеству забыть о людях, пострадавших от рук других людей.
  Зачем помнить?
  "Те, кто не помнит прошлого, неизбежно его повторят",- писал Джордж Сантаяна, американский философ испанского происхождения. Как ни печально, но, похоже, что уже многие тысячелетия человечество быстро забывает свое прошлое, обрекая себя на одни и те же горькие ошибки.
  Длинная череда беспощадных массовых убийств, совершенных человеком, лишний раз доказывает, что господство людей над людьми всегда терпит полную неудачу. Почему? Потому что люди постоянно повторяют одну основную ошибку: они отвергают Бога и его законы (Бытие 3:1-6; Екклесиаст 8:9). Так же, в согласии с библейским предсказанием, поступает и современный "строптивый род", пожиная горькие плоды (Филиппийцам 2:15; Псалом 91:8; 2 Тимофею 3:1-5, 13).
  Поскольку мы заговорили о Создателе, Иегове, то какова его точка зрения на этот счет? Что он забывает и что помнит? Можно ли преодолеть мучительные последствия совершенных человеком зверств? "Прекратится" ли "злоба нечестивых"? (Псалом 7:10).
  [Сноска]
  О ложности доводов историков-ревизионистов писалось в статье "Холокост - да, это было!", опубликованной в "Пробудитесь!" от 8 апреля 1989 года, страницы 4-8, англ.
  [Вставка/Иллюстрации на странице 7]
  "Те, кто не помнит прошлого, неизбежно его повторят" (Джордж Сантаяна).
  Крематорий и печь в концлагере Освенцим.
  [С позволения]
  Oświęcim Museum
  
  
  
  
  
  
   Зверства: что предпримет Бог?
  КАК предотвратить зверства? Где выход? История ясно показывает, что люди его так и не нашли. Да и в самом подходе человеческих лидеров к этой проблеме много противоречий и лицемерия.
  Возьмем, например, 1995 год. Тогда отмечалось 50-летие окончания нацистского холокоста, окончания Второй мировой войны и 50-летие со дня взрыва атомной бомбы. В том году во многих частях мира устраивались памятные церемонии, на которых присутствовали мировые лидеры. С какой целью устраивались? Чтобы вызвать у людей отвращение к совершенным зверствам и тем самым предотвратить их повторение. Однако некоторые из наблюдавших эти церемонии усмотрели в них значительные противоречия.
  Лицемерие
  Все представители духовенства и власти, которые участвовали в церемониях, широко освещавшихся средствами массовой информации, желали выглядеть благодетелями или, по крайней мере, не выглядеть злодеями. Однако страны, осуждавшие прошлые зверства, в то же время производят и накапливают оружие, выделяя для этих целей огромные суммы. При этом они не решают таких насущных проблем, как бедность, падение нравственности и загрязнение окружающей среды, зачастую ссылаясь на нехватку денег.
  Религия мира сего стремится написать историю так, чтобы прикрыть свое долгое молчание по поводу зверств, совершавшихся при диктаторских режимах, и затушевывает свое пособничество им. Когда приверженцы одних и тех же религий убивали друг друга, духовенство даже не пыталось их остановить. Например, во время Второй мировой войны католики убивали католиков, а протестанты - протестантов, принадлежавших к другой национальности и воевавших на другой стороне. На обеих сторонах сражавшиеся считали себя христианами, но делали прямо противоположное учениям Христа (Матфея 26:52; Иоанна 13:34, 35; 1 Иоанна 3:10-12; 4:20, 21). Так же поступали и другие религии. Члены этих религий и сегодня совершают злодеяния в разных частях мира.
  Религиозные вожди времен Иисуса Христа отличались лицемерием. Вот как осуждал их Христос: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: "если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков"; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков" (Матфея 23:29-31). Выставляя себя благочестивыми, те религиозные вожди на самом деле были лицемерами, преследовали Иисуса и его учеников.
  Уроки из Библии
  Уроки можно извлекать из истории, однако уроки Библии - наиболее ценные. В Библии история толкуется не людьми с их ограниченным пониманием и предрассудками. История и будущее в ней рассматриваются с позиции Бога (Исаия 55:8, 9).
  В Священном Писании рассказывается как о плохих и хороших событиях, так и о плохих и хороших людях. Тому, как следует и как не следует поступать - то есть как поступать в согласии с Божьей волей - нередко можно научиться из этих библейских рассказов. Апостол Павел, упомянув ряд событий из древней истории израильского народа, делает такой вывод: "Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам" (1 Коринфянам 10:11). Сам Иисус сослался на урок, сказав ученикам: "Вспоминайте жену Лотову" (Луки 17:32).
  Что Бог помнит и что забывает
  Из Библии мы узнаем, что Бог помнит или забывает людей в зависимости от того, какие они совершали поступки. К тем, кто грешит, но проявляет раскаяние, Бог "многомилостив" (Исаия 55:7). Если грешник раскается и "обратится от грехов своих и будет творить суд и правду... Ни один из грехов его... не помянется ему" (Иезекииль 33:14-16).
  Павел писал, что "не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его" (Евреям 6:10). То есть Иегова вознаградит тех, кого он помнит за добрые дела. Верный Иов молился: "О, если бы Ты в преисподней [общей могиле человечества] сокрыл меня... положил мне срок, и потом вспомнил обо мне!" (Иов 14:13).
  А вот с тем, кто делает зло и не раскаивается, Бог поступит в согласии со своими словами, обращенными к Моисею: "Изглажу [его] из книги Моей" (Исход 32:33). Да, Бог навсегда забудет злых.
  Наивысший судья
  Наивысший судья истории - это Бог (Бытие 18:25; Исаия 14:24, 27; 46:9-11; 55:11). Когда он будет вершить суд в согласии с законами высшей справедливости, он не забудет многочисленных зверств, совершенных против человечества. В день своего праведного гнева он будет судить всех виновников и все ответственные за злодеяния организации (Откровение, главы 18 и 19).
  Среди них - вся система ложной религии, которая в Священном Писании символически названа "Вавилоном великим". О ней написано: "Грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее" (Откровение 18:2, 5).
  Религии должны были учить своих приверженцев поступать правильно, но они этого не делали. В Слове Бога о Вавилоне великом, религиях мира сего, говорится: "В нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле" (Откровение 18:24). Эти религии, не научившие прихожан любви к ближнему и к соверующим, оказались виновными в кровопролитии.
  На пороге новый мир!
  День, когда будет уничтожено зло, уже близок (Софония 2:1-3; Матфея 24:3, 7-14). Вслед за ним настанет время, когда у счастливых жителей земли "ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет" (Откровение 21:3-5). Зверства и массовые убийства навсегда уйдут в прошлое, потому что правление землей отнимется у людей и будет дано Божьему небесному Царству, возглавляемому "Князем мира", Иисусом Христом (Исаия 9:6, 7; Даниил 2:44; Матфея 6:9, 10).
  В то время пророчество из Псалма 45:10 сбудется в полной мере: Бог прекратит "брани до края земли". Установленный мир не нарушится никогда: как предсказано в Исаии 2:4, "не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать". В Псалме 36:11 предречено: "Кроткие наследуют землю, и насладятся множеством мира". Да, тогда можно будет сказать, что "вся земля отдыхает, покоится, восклицает от радости" (Исаия 14:7).
  Все это говорит о том, что праведный новый мир близок. В том новом мире под правлением Божьего небесного Царства произойдет еще одно чудесное событие - воскресение мертвых! Слово Бога заверяет: "Будет воскресение мертвых, праведных и неправедных" (Деяния 24:15).
  Когда Иисус был на земле, он воскрешал мертвых, показав тем самым, что это возможно. Например, о том случае, когда он воскресил девочку, рассказывается так: "И девица тотчас встала и начала ходить... Видевшие пришли в великое изумление" (Марка 5:42). Жертвы злодеяний, как и другие давно умершие люди, во время воскресения восстанут из мертвых и получат возможность вечно жить на райской земле. Со временем прежние беды "уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце" (Исаия 65:17).
  Изучая Слово Бога, Библию, и исполняя Божью волю, вы будете поступать мудро. В таком случае, когда Бог будет разрешать все проблемы, порожденные зверствами, и станет возвращать к жизни их жертв, он вспомнит о вас с благосклонностью. Иисус сказал: "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Иоанна 17:3).
  [Иллюстрации на страницах 8, 9]
  Бог преобразит землю в мирный рай.
  [Иллюстрации на странице 10]
  Воскресив мертвых, Бог устранит последствия совершенных в прошлом зверств.
  
  
  
  
  
  
  
  
   Насколько сильно молодежь интересуется религией?
  ОТ НАШЕГО КОРРЕСПОНДЕНТА ВО ФРАНЦИИ.
  В ЭТОТ вечер 750 000 молодых людей, присутствовавших на празднике, пребывали в состоянии эйфории. Они размахивали флагами, пели и аплодировали. Лазерные лучи пронизывали темноту, и огни фейерверков освещали небо яркими вспышками. Музыканты "подогревали" толпу. Это напоминало "гигантскую импровизированную дискотеку". Наконец под восторженные возгласы на сцену вышел человек, которого они ждали.
  Что это было? Вступление к мировому турне какой-то рок-группы? Нет, это была религиозная массовая встреча в Париже во время Всемирного фестиваля католической молодежи, а человек, вышедший на сцену, был не кто иной, как папа Иоанн Павел II!
  Некоторым может показаться странным, что молодежь интересуется подобными религиозными фестивалями. Средства же массовой информации говорят о возрождении веры у молодежи.
  Лишь видимость
  На первый взгляд может показаться, что религия процветает. Около 68 процентов молодых европейцев говорят, что принадлежат к какой-нибудь религии, а в Ирландии эта цифра превышает 90 процентов. В Армении, бывшей республике Советского Союза, в которой многие одно время считали, что религия - это пережиток прошлого, один священник сказал о ранее пустовавших, а теперь заполненных церквях: "Удивительно, как религия привлекает молодое поколение".
  Во многих странах средства массовой информации часто сообщают о том, что молодежь вовлекается в культы и харизматические группы. Популярны религиозные фестивали наподобие того, о котором писалось в начале статьи. Что можно сказать, если тщательнее исследовать факты?
  Более тщательное исследование
  Более тщательное исследование показывает, что в 1967 году 81 процент молодых французов верили в Бога, но в 1997 году этот процент уменьшился более чем в два раза. В целом в Европе только 28 процентов молодых людей верит в то, что Бог - личность. Поэтому неудивительно, что молится часто только 12 процентов европейской молодежи. Как это отражается на взглядах молодого поколения на религию?
  В Дании 90 процентов юношей и девушек сказали, что принадлежат к официальной церкви. Только 3 процента назвали себя активными прихожанами. Опрос, проведенный газетой "Круа" в 1997 году, показал, что для 70 процентов французской молодежи религия не играет существенной роли в жизни. Из них три четверти считают личный опыт более важным, чем учения религии. Это же верно и в отношении большинства других европейских стран.
  Почему молодые уходят из церквей? Большинству из них общепризнанные церкви не внушают доверия. Например, во Франции бо́льшая часть молодежи считает религию силой, разобщающей мир. К тому же нередко встречаются юноши и девушки, разделяющие мнение 15-летней Худит, католички из Испании. Она сказала: "Я не согласна с тем, чему учит церковь в отношении морали". Так же считает 20-летний Джозеф с острова Тайвань, который назвал религию "слишком традиционной". Но если большинство молодых людей не согласны с учениями своей религии, то во что же они верят?
  Религия по выбору
  Теперь стало привычным, что молодежь выбирает религиозные верования, как блюда в меню. Один журнал назвал это "верой по выбору". В другом католическом журнале об этом писалось как о "ярмарке религий". Идеи, которые уже выходили из моды, теперь стали нарасхват. Так, в Европе около 33 процентов молодежи верят в талисманы, 40 процентов - в то, что гадалки могут предсказывать будущее, и 27 процентов - в то, что звезды влияют на жизнь людей. Такие идеи, как перевоплощение, сейчас становятся частью верований многих молодых европейцев.
  Религиозные верования так разнообразны, что молодежь может выбирать идеи по своему вкусу. Не многие верят, что истинной может быть только одна религия. Разница между религиозными учениями, которые молодые люди выбирают по своему вкусу, становится все менее различимой. Поэтому социологи сейчас говорят о "постепенном исчезновении" или "всеобщем разрушении" официальных вероучений. Как на это отвечают традиционные религии?
  Религия ищет молодежь
  Религиям трудно привлечь молодежь. Один французский священник спросил о толпах молодых людей, пришедших на Всемирный фестиваль католической молодежи в Париже: "Откуда взялись эти юноши и девушки? В моих церквях вообще нет молодых. Я никогда их не вижу". Чтобы привлечь молодежь и удержать ее внимание, Католической церкви приходится менять свой имидж и каждый раз придумывать что-нибудь новое.
  "Церковь меняет свой стиль!" - провозгласила французская газета "Фигаро". Для организации XII Всемирного фестиваля католической молодежи церковь наняла агентства, имеющие опыт в проведении рок-концертов. Было поставлено более 300 шоу, чтобы развлечь молодых людей, представлявших свыше 100 стран, и разработано специальное облачение для священников.
  Не зная, чем живет сегодняшняя молодежь, и чувствуя необходимость приспосабливаться, многие религии используют всевозможные способы, лишь бы привлечь людей. Отражая эту политику, Мишель Дюбо, священник, организовавший Всемирный фестиваль католической молодежи в Париже, сказал: "Конечно, я хотел бы, чтобы все крестившиеся были верны Христу. Но даже если этого и не будет, им всегда найдется место в церкви".
  Молодежь ищет ответы
  Обращая внимание на то, что молодежь на самом деле ищет ответы, одна газета написала, что присутствие молодежи на религиозном фестивале в Париже следует рассматривать скорее как ее "жажду веры, а не проявление веры". Утолила ли Католическая церковь эту "жажду"?
  Если снять "обертку" или всмотреться в то, что одна католическая газета называет "оптическим обманом" больших религиозных фестивалей, то что останется? "Отсутствие настоящего содержания" за внешним видом, как писалось во французской газете "Монд".
  Хотя то, как подается пища, и важно, она все же должна быть питательной. Вопросы молодых людей о смысле жизни требуют духовно "питательных" ответов. Красивые, но бессодержательные ответы, которые получает молодежь, не удовлетворяют ее.
  Оказывают ли подобные религиозные празднования, лишенные содержания, продолжительное воздействие на молодежь? Французский социолог Даниэль Эрвье-Лежер заметила: "У этих зрелищных мероприятий невелики шансы оказать длительное социальное воздействие". Где же тогда юноши и девушки могут найти удовлетворяющие ответы на свои вопросы?
  Удовлетворяющие ответы
  В 1997 году во французском журнале "Пуэн" была напечатана статья о трудностях, с которыми сталкивается молодежь. Большинство юношей и девушек ищут смысл в жизни, а также им приходится справляться с преступностью и насилием. Можно ли это преодолеть? В статье журнала говорилось: "В 30-летнем возрасте Давид начал беспокоиться о том, что делают с его телом алкоголь, наркотики и драки. Свидетели Иеговы постучали в его дверь и рассказали, что есть надежда очиститься. Он стал изучать Библию. Полностью преобразился. Отдал карточные долги и вернул деньги тем, кто даже не подозревал, что он их обманывал за игрой в покер. Он больше не курит, не пьет и не дерется".
  В статье далее писалось о молодых людях, которые изучали Библию со Свидетелями Иеговы: "Они нашли ответы на все свои вопросы". Один молодой Свидетель выразил это простыми словами: "Библия говорит истину уже на протяжении двух тысяч лет - для чего же мне искать руководства где-то еще?"
  В Божьем Слове содержится весть для молодежи. Его практический совет помогает ей справляться с сегодняшними трудностями. К тому же Божье Слово дает молодым основательную причину верить в будущий мир и братство на земле. В постоянно меняющемся мире надежда, о которой пишется в Библии, "для души есть как бы якорь безопасный и крепкий" и то, что вселяет чувство уверенности и спокойствия (Евреям 6:19). Благодаря изучению Библии со Свидетелями Иеговы сотни тысяч юношей и девушек находят настоящий смысл в жизни. Они на собственном опыте убеждаются, что Библия производит отнюдь не поверхностные изменения. Принимая советы Библии, молодежь видит, что ее поиски настоящей веры вознаграждаются.
  [Иллюстрация на странице 12]
  Религиозный фестиваль привлек в Париж тысячи юношей и девушек.
  [Иллюстрация на странице 13]
  Всемирный фестиваль католической молодежи в Париже - настоящее возрождение веры?
  
  
  
  
  
  
  
   Самоцветы африканского неба.
  ОТ НАШЕГО КОРРЕСПОНДЕНТА В КЕНИИ.
  ОТ ПАЛЯЩЕГО экваториального солнца африканская саванна высохла и стала коричневой. Мы пробиваемся сквозь держидеревья с их загнутыми шипами и колючий кустарник.
  Вдруг резко останавливаемся. Наше внимание привлекла радужная вспышка. На ветке цветущей акации отдыхала маленькая птичка, так ярко окрашенная, что казалось, само солнце спряталось под ее крохотными перышками. Этот крылатый "самоцвет" называется нектарница.
  Металлические зеркала
  Существует свыше ста видов нектарниц. Большинство из них обитают в тропической Африке, но их также можно встретить в Австралии, Азии и даже на островах Тихого океана. Красивые и разнообразные, нектарницы отражают солнце, как крохотные металлические зеркала, образуя радугу сияющих цветов и оттенков: переливчатого красного, желтого, синего, зеленого и медно-красного.
  Нектарниц часто сравнивают с американскими колибри. Как и колибри, они изысканно окрашены и питаются нектаром. Однако нектарницы по размеру больше, чем колибри, и не умеют летать, как североамериканские птички.
  Обычно нектарница добывает нектар, садясь прямо на цветок и с помощью своего длинного, изогнутого клюва проникая глубоко внутрь цветков. Но если трубчатый цветок слишком длинный, нектарница прокалывает его основание и извлекает ценное содержимое. Нектарницы также питаются насекомыми, которых собирают с цветов или с листвы.
  Самцы - непревзойденные певцы. Их репертуар варьируется от тонкого, свистящего "цсп" нектарницы-красотки до приятного "цик-цик-цик-цик-цит три-три-турррр", издаваемого обладательницей красного хохолка - малахитовой нектарницей, обитающей в Восточной Африке. Часто по их пению можно узнать об их присутствии в густом кустарнике. Но, если они в поле зрения, их легко различить на фоне сухой, коричневой африканской степи.
  Усердные, но не ослепительные
  В отличие от самца, который радует взор и услаждает слух, самка меньше по размеру и неказистая. Поэтому любители птиц и фотографы часто ее не видят. Обычно ее замечают только тогда, когда она вместе с самцом. Но свой недостаток красоты самка с лихвой восполняет усердием.
  Строит гнездо и заботится о выводке в основном самка. Когда она занимается устройством гнезда, самец стоит на страже, готовый отогнать всякого, кто посягнет на их гнездовье.
  Висячие гнезда
  Гнезда нектарниц трудно назвать красивыми. Они часто похожи на кучки мусора, которые ветер собрал и нацепил на шип акации. Гнездо нектарницы, которое напоминает висящий каплеобразный носок, делается из растительных волокон, сплетенных или спутанных между собой и связанных паутиной. Снаружи оно искусно украшено тоненькими веточками, сухими листьями, кусочками лишайника и часто, вдобавок ко всему остальному, одной-двумя свисающими семенными коробочками.
  Внутри гнездо выстлано растительным пухом, мягкой травой, перьями и другим нежестким материалом. Вход представляет собой маленькую дырочку с одной стороны вверху. Зачастую самка высиживает яйца одна. Когда она сидит внутри своего грушевидного гнезда, можно видеть ее длинный, изогнутый клюв, высунувшийся наружу. Она откладывает одно или два яйца, из которых через 14 дней вылупляются птенцы. Когда птенцы покидают гнездо, они всегда такие же неказистые, как и мать. Однако, когда самцы взрослеют, у них появляется то чудесное оперение, по которому их будут узнавать как нектарниц.
  Нектарница - это еще один пример неисчерпаемого и разнообразного творчества разумного Конструктора. Красивый цвет и инстинктивное поведение этих птиц побуждают нас еще больше ценить нашего Создателя. Поэтому нектарниц можно причислить к тем, кого Библия призывает: "Хвалите Господа ["Иегову", НМ] от земли... ...пресмыкающиеся и птицы крылатые". "Все дышащее да хвалит Господа" (Псалом 148:7, 10; 150:6). Эти самоцветы африканского неба должны побудить всех нас воздавать хвалу любящему Создателю, который сотворил их.
  
  
  
  
  
  
  
   Всюду любимая латиноамериканская музыка.
  ОТ НАШЕГО КОРРЕСПОНДЕНТА В МЕКСИКЕ.
  ВО ВСЕМ мире по-испански говорят больше 400 миллионов человек. По числу носителей испанский язык уступает только китайскому и хинди. Поэтому неудивительно, что многие знакомы с латиноамериканской музыкой. Во всем мире с удовольствием слушают и танцуют мамбо, ча-ча-ча, меренгу и сальсу.
  Почему эта музыка так популярна? Отчасти потому, что она живая и жизнерадостная. Быстрые тропические ритмы нравятся многим жителям Латинской Америки. Какие-то из этих ритмов сотни лет назад привезли с собой в Латинскую Америку западноафриканские рабы. Но надо сказать, что наиболее быстрые мотивы с их однообразным барабанным боем некоторым нелатиноамериканцам не нравятся.
  Латиноамериканская музыка бывает и медленной, романтичной, даже грустной. Например, во многих странах всегда любили болеро. Болеро обычно исполняет трио, этот жанр отличается романтичностью и поэтичностью. Весьма популярное в сороковых и пятидесятых годах, болеро с недавнего времени возвращается к нам в исполнении молодых талантливых артистов. И повсюду в мире узнают мексиканские марьячи: их привлекающие внимание костюмы, огромные сомбреро и неповторимую музыку.
  Меренга, сальса и Текс-Мекс
  Во многих странах меренга и сальса стали очень известными. Эти ритмичные танцы не новы. Меренга зародилась в Доминиканской Республике и Гаити. Ее называют "невероятно быстрым, однообразным, заразительным и восхитительным" танцем. Испанское слово merengue означает "мере́нга" - пирожное, для приготовления которого энергично взбивают яичные белки с сахаром. А посмотрев на энергичные движения танцующих меренгу, сразу согласишься, что такое название вполне подходит.
  Жанр сальсы вобрал в себя самые разнообразные ритмы, большей частью кубинского или пуэрториканского происхождения. Сальса в переводе с испанского означает "соус". Кто-то считает, что сальса возникла в Нью-Йорке, где смешались различные направления карибской музыки. Оттуда сальса распространилась по всему миру.
  После того как в 1995 году убили Селену, испанскую певицу из Соединенных Штатов, ее песни обрели еще большую популярность. Ее считали королевой техасско-мексиканской музыки (Текс-Мекс), называемой сочетанием американского стиля кантри и северомексиканских ритмов norteño. На эту музыку положены стихи на английском, испанском и "испанглийском" - смеси испанского с английским - языках. Эти песни полюбились латиноамериканцам как в США, так и в их родных странах.
  Уравновешенный взгляд на музыку и танцы
  Все, что доставляет нам удовольствие - в том числе и музыка,- хорошо в меру (Притчи 25:16). В музыке христианам важно быть разборчивыми. Библия предостерегает: "Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы" (Ефесянам 5:15, 16). Как известно, некоторые песни отличаются непочтительностью, безнравственностью, а в иных даже присутствуют сатанинские темы. От этого пагубного влияния не защищена и латиноамериканская музыка.
  Некоторые латиноамериканские песни содержат непристойности. В иных встречаются двусмысленные выражения или же откровенно поется о сексе. Есть такие, в которых затрагивается политика, воспевается насилие и мятеж. Например, уже долгое время многие латиноамериканцы с удовольствием слушают мексиканские корридо. Но с недавнего времени популярность начал обретать новый вид корридо - narco corrido. В этих жестоких песнях поется о похождениях торговцев наркотиками, которые представляются героями. Неприемлемые для христиан песни: воспевающие пьянство, провозглашающие превосходство мужчины над женщиной, проповедующие национализм - есть и у марьячи. Подобное беспокойство вызывают и тексты песен в стилях меренга, сальса и других.
  Некоторые увлекаются латиноамериканской музыкой, но не понимают слов песен. И может быть, они, сами того не зная, слушают песни безнравственного, насильнического или даже оккультного содержания. Те же, кто понимает по-испански, танцуя под чарующие и жизнерадостные ритмы, могут не обращать внимания на сомнительные тексты. Однако глубокое уважение к библейским нормам должно побуждать нас тщательно проверять содержание всех - всех до единой - песен, которые звучат в нашем доме и на вечеринках. Тогда мы не будем слушать музыку, неприемлемую с точки зрения Бога, или танцевать под нее.
  Нам также необходимо следить за тем, чтобы своей манерой танцевать не привести кого-нибудь к преткновению (1 Коринфянам 10:23, 24). Христиане помнят, что им не подобает танцевать несдержанно, развязно, ведь это уронило бы их достоинство. Не подобают христианам и танцевальные движения, вызывающие неправильные желания. А со стороны супружеских пар было бы благоразумнее не демонстрировать во время танца своих близких отношений.
  Что же касается громкости музыки и продолжительности вечеринок, то здесь свойственная христианам уравновешенность диктует быть умеренными. Чтобы получать удовольствие от любимой музыки, служителям Иеговы вовсе не обязательно устраивать "разгул", который длится до утра и во время которого музыка звучит с оглушительной громкостью. Библия напоминает: "Вы уже провели достаточно времени, поступая, как язычники, погрязая в разврате, похоти, пьянстве, оргиях, разгуле и в презренном идолопоклонстве" (1 Петра 4:3, СоП).
  Хотя в сегодняшних развлечениях немало безнравственного, у нас все же есть большой выбор благотворной музыки. Музыка - чудесный дар Бога, и в Библии сказано, что есть "время всякой вещи под небом... время сетовать, и время плясать" (Екклесиаст 3:1, 4). Если вам нравится живая, заразительно веселая музыка, то, слушая чарующие латиноамериканские ритмы и танцуя под них,- соблюдая при этом меру и помня о подобающей христианам уравновешенности,- вы получите массу удовольствия (1 Коринфянам 10:31; Филиппийцам 4:8).
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Точка зрения Библии.
  Имеет ли для Бога значение твой внешний вид?
  "Как перечень глав рассказывает о содержании книги... так внешность и одежда мужчины или женщины говорят нам о состоянии их духа" (английский драматург Филип Мэссинджер).
  В ТРЕТЬЕМ веке н. э. церковный писатель Климент Александрийский составил длинный список правил об одежде и прическе. Были запрещены узорчатые, роскошные или цветные ткани. Женщины не должны были ни красить волосы, ни "мазать лицо изощренным коварством обольщения", то есть "краской для лица". Мужчинам советовалось брить волосы на голове, потому что "бритая голова... придает мужчине важный вид", но волосы на подбородке трогать не следовало, так как это "придает лицу достоинство и покровительственный вид".
  Столетия спустя вождь протестантов Жан Кальвин издал законы, определяющие, какого цвета и стиля одежду должны носить его последователи. Не одобрялись драгоценности и кружева, а женщину могли заключить в тюрьму за то, что она "безнравственно высоко" уложила свои волосы.
  Такие крайние взгляды, которых годами придерживались религиозные вожди, заставили многих искренних людей задуматься: "На самом ли деле для Бога имеет значение, что́ я ношу? Относится ли он с неодобрением к определенной моде или использованию косметики? Чему учит Библия?"
  Личное дело
  Интересно, что, как записано в Иоанна 8:31, 32, Иисус сказал своим ученикам: "Если пребудете в слове Моем... познаете истину, и истина сделает вас свободными". Да, истины, которым учил Иисус, должны были освободить людей от угнетающего бремени традиций и лжеучений. Эти истины были предназначены для того, чтобы освежить "труждающихся и обремененных" (Матфея 11:28). Ни Иисус, ни его Отец, Иегова Бог, не хотят контролировать жизнь людей настолько, что те больше не смогут по своей воле и рассуждению решать личные вопросы. Иегова хочет, чтобы они стали зрелыми людьми, "у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла" (Евреям 5:14).
  Таким образом, в Библии не даются подробные законы об одежде, прическе или косметике, кроме некоторых требований, которые евреи соблюдали по Моисееву закону и которые помогали им быть отделенными от окружающих народов и их безнравственного влияния (Числа 15:38-41; Второзаконие 22:5). У христиан же выбор одежды и прически в основном дело вкуса.
  Однако это вовсе не значит, что Богу все равно, какую одежду мы носим, и это также не значит, что "все пойдет". Наоборот, в Библии содержатся разумные указания, которые отражают взгляд Бога на внешний вид.
  "Со скромностью и умеренностью"
  Апостол Павел написал, чтобы христианки "в пристойном одеянии, со скромностью и умеренностью, украшали себя не плетением волос и золотом, или жемчугом, или дорогой одеждой". Также и Петр советовал, чтобы они украшали себя "не внешним плетением волос, не золотыми уборами" (1 Тимофею 2:9, "Новый перевод"; 1 Петра 3:3).
  Указывают ли Петр и Павел на то, что христиане не должны украшать себя внешне? Вовсе нет! На самом деле в Библии упоминаются верные мужчины и женщины, которые носили драгоценности и пользовались духами и косметическими маслами. Так, Есфирь долго подготавливали к встрече с царем Артаксерксом: втирали душистые масла и делали массаж. А Иосиф носил одежду из тончайшего льна и золотую цепь (Бытие 41:42; Исход 32:2, 3; Есфирь 2:7, 12, 15).
  Слово "умеренность", использованное Павлом, помогает нам понять его совет. Первоначальное греческое слово указывает на воздержанность и самообладание. Оно означает думать о себе скромно, не привлекая ненужного внимания. Другие переводы Библии передают это слово как "подобающе", "пристойно". Это качество - важное требование для христианских старейшин (1 Тимофею 3:2).
  Поэтому, говоря нам о том, чтобы наш внешний вид был скромным и приличным, Писание поощряет нас избегать крайностей в стилях одежды, чтобы не оскорбить чувства других и не опозорить ни себя, ни христианское собрание. Вместо того чтобы привлекать внимание, украшая себя внешне, все, кто относится к Богу с благоговением, должны проявлять умеренность и считать более важным быть "сокровенным сердца человеком в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа". В конце стиха Петр говорит, что это "драгоценно пред Богом" (1 Петра 3:4).
  Христиане - "зрелище для всего мира". Особенно принимая во внимание данное им поручение проповедовать благую весть, христиане должны помнить о том, какое впечатление они производят на других (1 Коринфянам 4:9, СоП; Матфея 24:14). Они хотят, чтобы ничто, в том числе их внешность, не мешало людям слушать эту важную весть (2 Коринфянам 4:2).
  Хотя стили одежды сильно отличаются в зависимости от местности, Библия дает ясные, разумные указания, которые помогают мудро выбирать себе одежду. Пока люди соблюдают эти принципы, Бог с любовью предоставляет им свободу в выборе одежды и прически.
  [Сноска]
  Чтобы обосновать эти запреты, была предпринята попытка исказить Писание. Хотя в Библии не говорится ничего подобного, влиятельный богослов Тертуллиан учил, что, так как женщина стала причиной "первого греха и позора... проклятия людей", все женщины должны вести себя "как скорбящая и раскаивающаяся Ева". Он даже настаивал на том, чтобы красивая от природы женщина прятала свою красоту. (Сравните Римлянам 5:12-14; 1 Тимофею 2:13, 14.)
  
  
  
  
  
  
  
   Загадка Уильяма Шекспира.
  ОТ НАШЕГО КОРРЕСПОНДЕНТА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ.
  УИЛЬЯМА ШЕКСПИРА принято считать самым выдающимся драматургом в истории. В "Новой британской энциклопедии" говорится, что "многие считают его величайшим сочинителем пьес всех времен. По тому, как часто и в скольких странах исполняются шекспировские пьесы... им нет равных". Они переведены больше чем на 70 языков.
  Об авторстве значительной части произведений, созданных, как принято считать, Шекспиром, во "Всемирной энциклопедии" ("The World Book Encyclopedia") замечается: "В том, что пьесы и поэмы написал Шекспир, не сомневается ни один признанный шекспировед". Однако с этим согласны не все. Почему?
  Шекспир родился в 1564 году в Стратфорде-он-Эйвон, где и умер спустя 52 года, в 1616-м. О нем написаны сотни книг, многие из которых - плод усердных исследований; все они посвящены одному основному, наболевшему вопросу: действительно ли Шекспир написал литературные произведения, автором которых он значится?
  Основные проблемы
  Шекспировские пьесы обнаруживают богатейший светский опыт автора. Например, он отлично знал право, мастерски владел юридической терминологией и показал превосходное знание прецедентов. А в 1860 году сэр Джон Бакнилл отметил в своей книге "Познания Шекспира в медицине" ("Medical Knowledge of Shakespeare"), что Шекспир обладал глубокими знаниями и в этой области. То же можно сказать об охоте - соколиной и других ее видах,- равно как и о придворном этикете. По выражению шекспироведа Джона Мичелла, он был "литератором, который знал все".
  В шекспировских пьесах пять раз описывается кораблекрушение, и судя по тому, как употребляется морская терминология, автор - опытный моряк. Покидал ли Шекспир пределы Англии? Приходилось ли ему служить на флоте? Участвовал ли он в разгроме Непобедимой Армады в 1588 году? Доказательства в пользу хотя бы одного из этих трех предположений подтвердили бы авторство Шекспира, но доказательств нет. Кроме того, драматург не менее мастерски владеет военными терминами и хорошо знаком с речью пехотинцев.
  В его произведениях часто встречаются цитаты из Библии. Шекспир мог узнать их от матери, однако доказательств того, что она была грамотной, нет. Знание Шекспиром Библии поднимает вопрос о его образовании.
  Эрудит?
  Отец Уильяма Джон был перчаточником, мясником и торговал шерстью. В городе он пользовался уважением, хотя и был неграмотен. Списков учеников стратфордской грамматической школы не существует, однако сегодня большинство специалистов считают, что юный Уильям в ней учился. Как спустя годы говорил его друг драматург Бен Джонсон, Уильям был "не силен в латыни и еще слабее в греческом", что может говорить о низком уровне образования.
  Однако автор пьес обнаруживает глубокое знание греческих и римских классиков, равно как и французской, итальянской и испанской литературы; возможно, он также знал французский, итальянский и испанский языки. Богат и словарь драматурга. Сегодня образованный англичанин редко использует в своей речи больше 4 000 слов. Словарь Джона Мильтона, английского поэта XVII столетия, насчитывает примерно 8 000 слов. А в произведениях Шекспира, по подсчетам одного специалиста, их не меньше 21 000!
  Книги и рукописи
  Все, что принадлежало Шекспиру, аккуратно перечислено в трехстраничном завещании, однако никаких книг или рукописей в списке нет. Достались ли они в наследство старшей дочери драматурга Сюзанне? В таком случае их распределили бы между собой ее потомки. В XVIII веке один церковник, заинтригованный этой загадкой, проверил все частные библиотеки в радиусе 70 километров от Стратфорда-он-Эйвон и не нашел ни единого тома, принадлежавшего Шекспиру.
  С рукописями пьес дело обстоит еще сложнее, ведь, насколько известно, не осталось ни одного подлинника. 36 пьес были напечатаны в "Первом фолианте" в 1623 году, через семь лет после смерти Шекспира. При его жизни в свет вышли многие пиратские издания, однако Шекспир, умнейший делец, ничего не предпринимал, чтобы это предотвратить.
  В Лондон - к славе
  В Елизаветинские времена труппы странствующих актеров были обычным явлением, и некоторые из них посещали Стратфорд-он-Эйвон в 1587 году. Если бы Шекспир присоединился к актерам, то в Лондоне он оказался бы к осени того года. Известно, что его приняли в ведущую лондонскую театральную труппу - "Слуги лорда-камергера", позднее получившую название "Слуги короля". С тех пор как он оказался в столице, жизнь ему улыбалась. С годами он обзавелся владениями в Лондоне и Стратфорде-он-Эйвон. Но о том, чем драматург был занят с 1583 по 1592 год - важнейшие "недостающие годы",- никаких четких сведений не существует.
  Театр "Глобус" был построен в Саутуорке в 1599 году. Шекспировские пьесы шли в Лондоне еще раньше, но известности своему автору они не принесли. Даже похороны Шекспира в отличие от похорон других драматургов - таких, как Бен Джонсон и Фрэнсис Бомонт, которых с большими почестями погребли в Вестминстерском аббатстве,- нельзя назвать пышными.
  Претенденты
  Скрывался ли под именем Шекспира другой автор - или, может быть, несколько авторов? Выдвигалось более 60 предположений. Звучало имя Кристофера Марло, назывались даже такие личности, как кардинал Вулси, сэр Уолтер Рали и королева Елизавета I. Кто же, по мнению теоретиков, заслуживает наибольшего внимания?
  Первый претендент - это Фрэнсис Бэкон, получивший образование в Кембриджском университете. Бэкон был на три года старше Шекспира и был видным юристом, придворным чиновником, автором многих литературных произведений. Впервые теория о том, что работы Шекспира принадлежат Бэкону, выдвигалась в 1769 году, однако в течение почти 80 лет ей не придавали значения. В 1885 году для защиты этой теории было основано Бэконское общество и в ее подтверждение было собрано немало фактов. Например, известно, что Бэкон жил примерно в 30 километрах севернее Лондона, возле города Сент-Олбанс, который в шекспировских произведениях упоминается 15 раз, тогда как родной город Шекспира, Стратфорд-он-Эйвон, не упоминается вообще.
  Свои сторонники есть также у Роджера Меннерса, пятого графа Рутланда, и Уильяма Стенли, шестого графа Дерби. Оба имели превосходное образование и знали придворный этикет. Но для чего им понадобилось скрываться под чужим именем? Профессор Пороховщиков, выступая в 1939 году в защиту Меннерса, сказал: "Его первые сочинения печатались анонимно, а другие выходили под псевдонимом по той простой причине, что пэру не подобало писать для общенародных театров".
  Есть также мнение, что пьесы Шекспира принадлежат некоему сообществу авторов, каждый из которых вложил в них свое мастерство. С другой стороны, готовил ли Шекспир - искусный актер - к постановке чужие пьесы, редактировал ли их? Говорилось, что из своих рукописей он "не вычеркнул ни строчки". Если бы он редактировал работы других драматургов, делая лишь незначительные поправки, такое было бы вполне возможно.
  Чем же в первую очередь объясняются сомнения в авторстве Шекспира? Как замечается во "Всемирной энциклопедии", люди "отказывались верить, что эти пьесы написаны актером из Стратфорда-он-Эйвон. Незнатное, провинциальное происхождение Шекспира никак не вяжется с их гениальностью". И еще сказано, что почти все другие претенденты на авторство "принадлежали к аристократии или высшему свету". То есть, по мнению многих сомневающихся в принадлежности пьес Шекспиру, их мог написать "лишь образованный, умнейший человек высокого социального положения". Но, как уже замечалось раньше, все признанные шекспироведы считают, что пьесы написаны именно Шекспиром.
  Разрешится ли этот спор в ближайшее время? Вряд ли. Если не появятся новые доказательства в виде подлинных рукописей или же фактов, восстанавливающих картину недостающих лет, Уильям Шекспир, "непревзойденный гений слова", так и останется притягательной загадкой.
  [Сноска]
  Влияние Кристофера Марло заметно в ранних шекспировских пьесах, но он умер в 1593 году в Лондоне в возрасте 29 лет. По некоторым предположениям то, что его убили во время драки в таверне,- неправда: на самом деле он отправился в Италию, где продолжал писать. О его похоронах или погребении нигде не упоминается.
  [Рамка на странице 24]
  Грамотность и имя
   В четырех сохранившихся документах найдено шесть подписей, сделанных рукой, возможно, самого Уильяма Шекспира. Его имя можно разобрать лишь отчасти, и пишется оно не всегда одинаково. По мнению ряда специалистов, за Шекспира могли расписываться юристы, а это, в свою очередь, вызывает у кого-то деликатный вопрос: был ли Уильям Шекспир грамотным? Не существует ни единой рукописи, написанной его рукой. Его дочь Сюзанна могла написать собственное имя, однако нельзя доказать, что этим ее умение писать не ограничивалось. Другая дочь Шекспира, Джудит, которая была особенно дорога отцу, вместо подписи ставила знак. Она была неграмотной. Никто не знает, почему Шекспир так и не дал своим детям возможности пользоваться теми неизмеримыми благами, которые приносит литература.
  [Иллюстрации на странице 23]
  Ранние портреты Шекспира. Хотя, как он выглядел, точно неизвестно.
  [С позволения]
  Encyclopædia Britannica/11th Edition (1911)
  Culver Pictures
  
  
  
  
  
  
  
   Необычный рай.
  ОТ НАШЕГО КОРРЕСПОНДЕНТА В КАНАДЕ.
  КОГДА стоишь на склоне холма и с высоты смотришь на раскинувшуюся внизу долину, взору предстает поистине восхитительное зрелище - множество холмов и оврагов. Перед вами открывается бескрайнее море трав. Ветер повсюду разносит сильное благоухание шалфея - настоящий аромат прерий.
  Только представьте: всего лишь двести лет назад сколько бы дней вы ни путешествовали по этим местам и куда бы ни устремляли взгляд, повсюду вы видели бы бесчисленные стада бизонов, от множества которых бескрайние канадские луга казались темными, а от грохота миллионов копыт дрожала земля. Даже знаменитые миграции африканских животных не могли сравниться с миграцией бизонов, бродивших по этому огромному морю трав.
  Сегодня остались лишь "свидетели" того, что когда-то здесь обитали бизоны,- это огромные камни, о которые они терлись. Вы можете заметить, что углы этих камней сточены, а вокруг - рытвины, вытоптанные тысячами бизонов, чесавших свои зудевшие тела. На глаза наворачиваются слезы - не только от сильного западного ветра, но и от чувства благоговения, переполняющего вас при созерцании красот окружающего вас творения. Где вы находитесь? Можно сказать в раю, но в раю несколько необычном.
  Необычный парк
  Добро пожаловать в национальный парк Грасслендс, расположенный на юго-западе провинции Саскачеван (Канада),- единственный в Северной Америке парк, созданный с целью сохранения разнотравных прерий. Парк состоит из двух частей - западной и восточной,- которые находятся примерно в 22 километрах друг от друга. Со временем заповедник будет охватывать территорию в 900 квадратных километров.
  Рельеф здесь неровный, со множеством естественных препятствий. Лучше всего исследовать эту местность пешком или верхом на лошади. Кто любит приключения, тот наверняка захочет провести здесь несколько ночей под открытым небом, однако следует позаботиться о достаточном количестве воды и необходимом продовольствии. (Смотрите рамку "Путешествие по парку".) Когда вы будете путешествовать по парку, то не увидите ни современных построек, ни выложенных камнем или посыпанных гравием дорог, ни высоковольтных линий передач, ни мусорных свалок, ни автостоянок. Возможно, вы даже не встретите никого из людей. Поистине рай, хоть и необычный! Войдя в парк, вы попадаете в мир удивительной красоты.
  Великие равнины Северной Америки представляют собой одну из наиболее изменившихся экосистем мира. Менее двухсот лет назад все 100 процентов этих земель были совершенно нетронуты. Сегодня в Канаде неразработанными остались 25 процентов разнотравных прерий. Идея о том, чтобы сохранить эти луговые прерии, сделав их заповедной территорией, возникла в 1830-х годах. Примерно через сто лет, в 1957 году, Саскачеванское общество естествознания начало работать над созданием в этой местности национального парка.
  Однако только в 1988 году федеральные и провинциальные власти узаконили решение о создании национального парка Грасслендс. Сейчас как в этом, так и в других канадских парках взяты под охрану 22 вида растений, млекопитающих и птиц, занесенных в официальный список исчезающих видов Канады. Кроме того, под защитой закона оказались и многие другие виды, не встречающиеся нигде больше на земле.
  Климат парка Грасслендс резко континентальный. Поскольку это центральная часть континента, смягчающего действия океанов здесь не чувствуется. Поэтому зимой температура падает до минус 50 градусов по Цельсию, а летом поднимается до плюс 40 градусов, причем такие перепады в этих местах не редкость. Из-за редких дождей и постоянного ветра климат здесь довольно суровый.
  Придя в парк, посетитель не сразу заметит животных, однако их здесь очень много. Если запастись терпением и проявить упорство, то, особенно в час рассвета или в сумерках, вам может посчастливиться заснять оленя, койота, рыжую рысь, зайца, шалфейного тетерева, гремучую змею, кроличью сову, королевского канюка, беркута, экзотическую вилорогую антилопу - которая известна как самое быстрое из крупных животных Северной Америки - и даже чернохвостых луговых собачек, которые в Канаде сохранились только в этих местах. Также вы увидите множество разнообразных птиц, насекомых и растений в естественной для них среде.
  Захватывающая история этого рая
  Если вы захотите посетить этот уникальный парк, было бы неплохо вначале узнать что-нибудь о его прошлом. Вы обнаружите, что у этого края богатая история. Например, до сих пор сохранились указатели вдоль исторического северо-западного пути "Маунтед полис ред коут трейл". В 1874 году, когда среди местного населения начались волнения, то для обеспечения правопорядка канадское правительство направило на запад отряд конной полиции из 300 человек. Этот поход сыграл значительную роль в том, чтобы успокоить тех, кто опасался, что канадский Запад перейдет к Соединенным Штатам. Полицейские, на которых были ярко-красные мундиры, ехали на прекрасно ухоженных лошадях; это выглядело так впечатляюще, что до наших дней за этим путем сохранилось название "Ред коут хайвей", то есть "Дорога красного мундира".
  Эта местность известна и тем, что в 1878 году здесь скрывался один из самых грозных североамериканских индейцев-воинов - великий вождь сиу Ситтинг Булл. После победы сиу над отрядами Кастера при Литл-Биг-Хорне тысячи американских сиу бежали в эту часть Канады, ища прибежища от американской кавалерии.
  В парке насчитывается примерно 1 800 археологических достопримечательностей, относящихся к еще более отдаленному прошлому. На многих гребнях гор, на вершинах холмов и на других возвышенностях можно найти выложенные кругом большие камни - основания вигвамов, или типи (жилищ). Этими камнями прижимали к земле края бизоньих шкур, которыми накрывали вигвамы; благодаря этому шкуры не сносило ветром. Также здесь можно увидеть ряд древних сооружений, куда индейцы равнин загоняли бизонов, которых потом забивали и употребляли в пищу. Много веков назад эта часть Канады была прекрасным местом охоты для таких племен, как гро-вантр, кри, ассинибойн, блэк-фут и сиу.
  Если говорить о еще более древнем времени, то в восточной части парка на выветренных глиняных склонах в местечке Килдир-Бедлендс были найдены останки динозавров.
  Великолепная панорама
  Если богатство и разнообразие флоры и фауны или захватывающая история этой земли не впечатляют вас, то ее живописные просторы не оставят вас равнодушными. То же самое можно сказать и о голосах бесчисленных птиц разных видов, и об аромате шалфея, и о жарком солнце, и о дыхании ветра. Приготовленная на переносной газовой плитке еда кажется намного вкуснее на лоне природы, радующей глаз своей красотой. Кроме того, куда ни посмотришь, всюду видна линия горизонта, особенно, если идешь по тропе "Ту трис интерпретив трейл", пролегающей в западной части парка. Безбрежную синеву неба украшают редкие пушистые облака, которые, словно воздушные сугробы, проплывают над головой. При виде такого впечатляющего зрелища вас охватывает чувство свободы, и вместе с тем, благоговея перед окружающим вас величием, вы ощущаете свою незначительность.
  Увиденное в прериях оставляет в сердце особые чувства. Так и тянет снова побывать в этом необычном раю. Чувствуешь признательность за то, что увидел здесь. Хочется воздать хвалу Великому Создателю, Иегове, который все это сотворил. Скоро наступит тот долгожданный день, когда вся земля станет раем и перед нами в полной мере откроется ее красота.
  [Рамка на странице 26]
  Путешествие по парку
  Памятка
  1. Перед тем как войти в парк, отметьтесь в журнале регистрации посетителей и получите необходимые инструкции.
  2. Позаботьтесь, чтобы у вас было достаточно питьевой воды. В парке ее можно набрать только в Информационном центре.
  3. Наденьте панамку; позаботьтесь, чтобы обувь была прочной, удобной и защищала ноги от кактусовых колючек.
  4. Возьмите с собой палку, чтобы удобнее было пробираться сквозь высокую траву и кусты.
  5. Было бы хорошо взять с собой фотоаппарат и бинокль. Лучше всего наблюдать за животными на рассвете и когда смеркается.
  ПОМНИТЕ: Прежде чем наступить на что-нибудь или прикоснуться к чему-нибудь, убедитесь, что это не опасно. Гремучая змея особенно опасна, когда встреча с человеком для нее неожиданна. Пугать диких животных или охотиться на них в национальном парке запрещено законом.
  [Иллюстрация на странице 25]
  Все фотографии: Parks Canada
  
  
  
  
  
  
  
  
   Мы наблюдаем мир.
  В Греции пересматривают закон о свободе вероисповедания.
  "Похоже, что в последнее время правительство [Греции] беспокоят вопросы, связанные со свободой вероисповедания, если к тому же учитывать находящуюся на рассмотрении поправку к Конституции,- сообщается в афинской газете "Вима".- При Министерстве иностранных дел создан неофициальный комитет с целью пересмотреть правовые рамки, регулирующие свободу вероисповедания; законы [диктатора] Метаксаса, согласно которым прозелитизм является преступлением; и условия, которые ставятся перед неправославными религиозными меньшинствами, желающими зарегистрировать свою церковь или место для собраний". Дальше говорится, что этот шаг вызван главным образом многочисленными обращениями греческих Свидетелей Иеговы в Европейский суд по правам человека.
  Латынь жива.
  Официальным языком Ватикана остается латынь, хотя с 1960-х годов католические литургии на ней больше не проводятся. Специалисты переводят на латынь документы папы, но теперь даже в самом Ватикане ее использование весьма ограниченно. Однако в ноябре 1997 года папа сетовал на то, что латинская речь выходит из употребления, и призвал к ее возрождению. А группа ватиканских филологов закончила восьмилетнюю работу над новым латинским словарем. Теперь такие современные слова, как "аэрозоль", "аэропорт", "пробка" (автомобильная), "такси", "универмаг" имеют латинские эквиваленты. Даже вездесущий переносной телефон получил латинское название - telephonium cellulare. Для тех, кто ратует за латынь, есть новости и получше. Один римский священник, согласно лондонской "Таймс", открыл в Интернете латинскую Web-страницу.
  Статуи-двойники.
  Возможно, что к 2000 году все статуи в римских парках будут заменены копиями. Почему? "Если мы хотим сохранить памятники старины, то другого выхода нет",- объясняет Карла Беноччи, представительница одного из римских исторических обществ. Она также отметила, что некоторые из них находятся "в ужасном состоянии, их губит время, машины, вандалы и получатели краденых ценностей". Сейчас проводятся опыты с целью установить, какие материалы воссоздадут всю красоту статуй-подлинников, но в то же время будут устойчивы к смогу и защитят изваяния от вандалов. Некоторые "двойники" выполнены из искусственной смолы; другие - из цемента и покрыты мраморной пылью. Они "настолько верны оригиналу", говорит Беноччи, "что воры, не отличив их от настоящих статуй, сняли у одной голову, а другую пытались украсть целиком". А что же подлинники? Ими станут любоваться в музеях, где произведениям искусства ничто не будет угрожать.
  Недоедание и детская смертность
  "Недоедание губит больше детей, чем любые эпидемии, стихийные бедствия и войны",- сообщается во французской газете "Монд". По подсчетам, из-за скудности рациона каждый год лишается жизни почти семь миллионов детей. Согласно отчету Чрезвычайного фонда помощи детям при ООН (ЮНИСЕФ) за 1997 год, из 12 миллионов детей в возрасте до 5 лет, умирающих ежегодно, 55 процентов умирает от недоедания. Недоедание не только уносит жизни детей, но и вызывает многие физические и психические заболевания, а также ослабляет иммунную систему. В Южной Азии от недоедания страдает каждый второй ребенок, в Африке - каждый третий. Однако эта проблема затрагивает и промышленно развитые страны. Например, по сообщению ЮНИСЕФ, в Соединенных Штатах каждый четвертый ребенок в возрасте до 12 лет питается неполноценно.
  Вода на Луне?
  Как сообщается в "Нью-Йорк таймс", аппарат "Лунар Проспектор" обнаружил в полярных зонах Луны нечто похожее на замерзшую воду. С помощью приборов аппарат определил присутствие водорода, и предполагается, что водород вероятнее всего может находиться на Луне в качестве элемента воды. Вода, как считают, заключена в кристаллы, смешанные со свободными частичками грязи. По-видимому, она составляет 1 процент или меньше каменистого грунта. Уже сейчас некоторые ученые предсказывают, что эту воду могли бы использовать человеческие поселения и что она могла бы служить источником водорода и кислорода, которыми заправлялись бы запускаемые с Луны космические корабли. Других беспокоит то, что, даже если вода на Луне и есть, получать ее будет экономически невыгодно. Брюс Марри из Калифорнийского технологического института сказал, что воду дешевле будет доставлять с Земли, чем добывать на Луне.
  Осторожнее с болеутоляющими средствами.
  "Сравнительно небольшая передозировка ацетаминофена - активной составляющей тайленола, экседрина и множества других нерецептурных препаратов - может привести к серьезному поражению печени, особенно в сочетании с алкоголем"; возможен и смертельный исход (журнал "Health"). "Большинство людей считают, что двух- или трехкратное превышение рекомендуемой дозы никаких последствий за собой не повлечет,- говорит Уильям Ли, специалист по внутренним болезням из Юго-восточного медицинского центра при Техасском университете.- Но с ацетаминофеном шутить нельзя". Когда это вещество расщепляется в организме, выделяется побочный продукт, опасный для печени. Печень защищает сама себя с помощью "противоядия", называемого глутатионом. Но с передозировкой ацетаминофена защитная система печени может не справиться. Поскольку алкоголь истощает запасы глутатиона, принимать ацетаминофен особенно опасно после употребления нескольких спиртных напитков. И если учитывать, что ацетаминофен содержится в 300 с лишним препаратах, дозу можно превысить даже несознательно.
  Уроки похищения.
  На острове Тайвань введен новый школьный предмет - защита от похищения. "По числу похищений детей Тайвань уступает только Филиппинам; в среднем за каждые два с половиной дня похищают по ребенку" ("Эйшауик"). Курс введен по просьбе родителей, встревоженных тем, что преступность продолжает расти и что их ребенок может оказаться очередной жертвой похитителей. На уроках детей учат быть осторожными, когда они идут одни, входят в лифт и ездят в общественном транспорте. Они учатся тому, как надо относиться к подозрительным людям, и тому, как поступать, когда их крадут. Несмотря на негативное содержание предмета, педагоги стараются помочь детям смотреть на жизнь положительно.
  Вновь появившийся вид.
  В лесной местности, неподалеку от Шахады (на северо-востоке от Бомбея, Индия), обнаружен и сфотографирован лесной сыч, которого считали вымершим: достоверных сведений о том, что его видели, не было уже 113 лет. У этой птицы коричневого цвета, ростом 15 сантиметров, с большими глазами - необыкновенной величины клюв, ноги и когти. "Она считается одной из самых таинственных птиц Индии,- говорит Памела Расмуссен из национального музея естественной истории в Вашингтоне, сфотографировавшая птицу вместе с двумя коллегами.- Такое бывает только раз в жизни". Два других таинственных индийских вида, о которых также долгое время не было никаких сведений, это розовоголовая утка - последний раз ее видели в 1930-х годах - и гималайская куропатка, пропавшая примерно сто лет назад.
  "Идеальный слабый наркотик"?
  Уже сотни лет шоколад славится своими стимулирующими, антидепрессивными и возбуждающими свойствами. Однако данные недавних исследований могут означать, что шоколад действительно способен повлиять на "степень тревоги, душевное спокойствие и сексуальное поведение" ("Монд"). Ученые обнаружили в шоколаде одно вещество, чем-то напоминающее амфетамины, и еще одно с "ярко выраженными антидепрессивными свойствами". Новое исследование также выявило присутствие в шоколаде анандамида - нейротрансмиттера, вызывающего такое же "обострение ощущений и эйфорию", какое вызывает конопля. Согласно газете, отсюда - если еще учесть низкую токсичность шоколада - следует вывод: "Шоколад стимулирует физическую активность и умственную деятельность, прибавляет сил, повышает настроение и улучшает самочувствие, не давая при этом практически никаких побочных эффектов и почти не вызывая привыкания - его можно назвать чуть ли не идеальным слабым наркотиком".
  
  
  
  
  
  
  
  
   Письма читателей
  Мы наблюдаем мир Я журналист, и многие мои коллеги любят читать рубрику "Мы наблюдаем мир", так как из нее они могут почерпнуть идеи для своих работ. Признаюсь, что и меня некоторые заметки натолкнули на интересные мысли. Особенно восхищает работа ваших переводчиков и корректоров. Столь высокие языковые нормы не часто встретишь в средствах массовой информации.
  Й. Б., Чехия
  Несколько лет назад, когда я начала читать журнал "Пробудитесь!", рубрика "Мы наблюдаем мир" казалась мне не такой интересной. Сейчас я считаю ее очень познавательной. По сути, в ней освещаются многие мировые события, о которых я не могу узнать по телевидению. Продолжайте это замечательное дело!
  И. К. М. К., Бразилия
  Эпидемии В серии статей под общим названием "Эпидемии - когда это кончится?" (22 ноября 1997 года) указывается: "Сегодня во всем мире одной из главных причин смерти по-прежнему являются заразные болезни; за один только 1996 год от них умерло более 50 миллионов человек". Однако Всемирная организация здравоохранения сообщает, что из более 52 миллионов смертей 17 миллионов в 1996 году были вызваны инфекционными и паразитарными заболеваниями.
  Б. Б., Соединенные Штаты
  Мы брали данные из немецкой газеты "Nassauische Neue Presse". Очевидно, эта газета неточно передала данные Всемирной организации здравоохранения. Поэтому мы признательны за ваше пояснение (Ред.).
  Заикание Спасибо за статью "Поймите страх заикающихся" (22 ноября 1997 года). В нашем собрании есть несколько молодых людей с таким дефектом речи, и мне всегда неловко с ними общаться. Поэтому была рада прочитать некоторые практические советы, которые помогут нам в общении с теми, кто заикается. Вы побудили нас оказывать им поддержку, а также показали, как это делать.
  Й. Н., Япония
  В моем классе у двоих есть такая проблема. Они почти никогда не отвечают, и, как упоминается в вашей статье, очень волнуются, когда их просят что-то прочитать вслух. Благодаря вашей статье теперь я лучше понимаю, как тяжело им преодолеть страх, чтобы ответить в классе.
  С. Л., Германия
  Мне 16 лет, я заикаюсь. Хочу от всего сердца поблагодарить вас за статью, которая доставила мне немалую радость. Порой из-за того, что не получается делать все, что хотелось бы, мы падаем духом. Поэтому как утешительно знать, что Иегова думает о нас и оказывает нам поддержку. Надеюсь, каждый, кто прочтет статью, лучше поймет, как порой нелегко приходится заикающимся.
  С. Д. А., Италия
  Статья пробудила так много тяжелых воспоминаний. Но также помогла мне понять, как заботлив Иегова и как обильно он благословлял меня все эти годы. Крестившись в возрасте 11 лет, больше всего я хотел восхвалять его как докладчик. Мне казалось, что такое станет возможным только в Божьем новом мире. Однако за прошедшие с тех пор 37 лет мне поручали немало докладов, в том числе на районных и областных конгрессах.
  Р. Ф. Д., Англия
  Из-за страха заикания я не даю комментарии на встречах собрания. Этот же недостаток мешает мне в проповеди по домам, особенно когда мой напарник хорошо говорит. Статья помогла мне увидеть, что Иегова относится к моей проблеме с пониманием.
  К. С. Л., Бразилия
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Теория эволюции не основана на фактах.
  Согласно опросу многие американцы верят, что первые люди были созданы Богом, а не появились в результате эволюционных преобразований из простейших форм жизни. Почему же тогда в Америке так много преподавателей естественных наук, которые выдают "слепую" эволюцию за факт? По словам Филлипа Джонсона, профессора юриспруденции из Калифорнийского университета в Беркли, одна из причин состоит в том, что "дарвинистские фундаменталисты... руководят научными отделениями многих университетов".
  Джонсон отмечает: "В некоторых случаях профессорам биологических наук запрещалось приводить студентам какие-либо доводы, противоречащие утверждению, что чудеса мира биологии могли произойти и действительно произошли благодаря неуправляемым физическим процессам".
  Ученый и инженер Мерфи О"Дин объясняет: "Вместо того чтобы отвергнуть теорию, которая не подтверждается фактами, люди все чаще принимают на веру утверждение "эволюционной науки" о том, что "эволюция - это истина"". Отсутствие доказательств или противоречивые данные либо игнорируют, либо всячески стараются прикрыть.
  Почему? Биохимик Майкл Бихи в своей книге "Черный ящик Дарвина" ("Darwin"s Black Box") замечает: "Многие люди, в том числе и многие известные и уважаемые ученые, просто не хотят верить, что природа была кем-то создана. Они не хотят признавать, что на окружающий мир влияет какое-то сверхъестественное существо". Однако подлинная наука не станет признавать противоречивые точки зрения за факты ради того, чтобы продвинуть свои идеи. К тому же и не все ученые верят в эволюцию.
  Корреспондент бразильского журнала "Вежа" спросил Карло Руббиа, лауреата Нобелевской премии в области физики: "Верите ли вы в Бога?" Руббиа, сказав, что не верит в Бога как личность, все же признал: "Чем больше наблюдаешь за природой, тем больше осознаешь, что все организовано потрясающим образом. Разум, явленный в природе, настолько велик, что мне достаточно лишь понаблюдать за природными явлениями, чтобы убедиться в существовании Создателя".
  Это созвучно с тем, что сказал о Боге апостол Павел: "Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы" (Римлянам 1:20).
  
  
  
  
  
  
   "Что-то особенное".
  Вот какой отзыв вызвала у 70-летней москвички книга "Самый великий человек, который когда-либо жил", в которой делается попытка представить каждое событие из земной жизни Иисуса, описанное в четырех Евангелиях: "Подобной литературы мне читать не приходилось. Хотелось бы побольше узнать о Боге и Иисусе Христе, просто изучать Библию".
  Российский филиал Свидетелей Иеговы часто получает такие отзывы о библейской литературе. Одна девушка из Челябинска, города с населением свыше миллиона человек, расположенного в тысяче километрах на юго-восток от Москвы, написала подобное письмо.
  О книге "Самый великий человек" она отозвалась так: "Эта книга - что-то особенное. Она вселяет в человека надежду на счастливое будущее, и он много узнает из далекого прошлого. Раньше, до встречи с этой книгой, я не задумывалась о Боге, не интересовалась религией вообще, а сейчас захотела окреститься. Я очень хочу изучать вашу литературу, хочу рассказывать о том, что прочитала, своим друзьям, знакомым и родственникам".
  Вы также можете получить литературу, которая помогает больше узнать о Христе и библейской надежде на жизнь в новом мире. Если вы желаете получить книгу "Самый великий человек, который когда-либо жил" или хотите, чтобы с вами проводилось бесплатное изучение Библии на дому, то пишите Свидетелям Иеговы по одному из адресов, указанных на странице 5.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"