Я спросил товарища, жалующегося на скуку, не пробовал ли он порисовать, на что тот, улыбнувшись, ответил вопросом на вопрос: "А зачем?"
Действительно, зачем?
Тот же самый ответ возможен и на вопрос о здоровом образе жизни: зачем? это же работа, но работа, не приносящая дохода, работа пустая.
Почти каждое утро по трассе моей лыжероллерной прогулки встречаются бегуны, скороходы, прогулочники. Но почему-то редко случается, чтобы на следующий день среди встречающихся попадались уже знакомые лица.
"Почему люди не летают?"
Люди соглашаются попробовать, но очень скоро задаются всё тем же сакраментальным вопросом и, удовлетворенные своим же ответом, прекращают баловство.
И тогда остается одно: либо ты уже созрел для столь деликатной выразительности своих достоинств, либо нет. Ведь по сути, осознавая необходимость здорового образа жизни мы прежде всего демонстрируем нашу определенность, устойчивость. Вот француз Робер Параго, поднявшись на вершину Макалу, меньше всего сожалеет об издержках штурма второй после Эвереста высочайшей вершины Гималаев, но с наслаждением делится секретом тщеславности: "Вся Франция нас увидит и услышит." Естественно, что Робер созрел для здорового образа жизни, ибо как можно подняться на вершину, не будучи абсолютно здоровым после сорока? И ещё: "Мы курили сигары, мы пили ещё и говорили, говорили, говорили, так как алкоголь..." То есть здоровый образ жизни это не всегда воздержание от вредных привычек, это не всегда веганство и уж совсем не всегда забота о самом здоровье, ибо следствием восхождения были не только обмороженные ноги и носы, было кое-что и похуже.
Да, это не тот случай, когда "здоровый образ жизни" может стать целью жизни: "не сотвори себе кумира", то есть не сотвори ложную суть, не обрекай себя на вериги, суть должна быть легкой и счастливой.
Но здоровый образ жизни вполне может стать предрасположенностью к цели. Но об этом чуть ниже.
Хирург Федор Углов осмысленно проповедовал здоровый образ жизни, доказывая своим личным опытом убежденность в реальности полутораста лет нормальной человеческой жизни, причиной сокращения которой могут быть лишь болезни. И прожил сто четыре года, не прекращая своей врачебной деятельности, при этом он не отличался богатой жизненной силой наследственности. Ему немного уступил по продолжительности жизни и доктор Николай Амосов, тоже активный пропагандист здорового образа жизни. Хотя оба они задавались вопросом здорового образа жизни, но не нужно сильно упираться в доказательство условий их страсти - она, страсть, прежде всего была в их творческой врачебной деятельности, а теоретические изыски есть лишь следствия этой страсти.
Так, все-таки, что же подпадает под понятие "здоровый образ жизни"? и существуют ли критерии качества здоровья?
Собравшись для диспута адепты здорового образа жизни вряд ли смогут договориться до безусловного критерия этого понятия, иначе были бы условия для появления науки. Но доктора пьют и курят, спортсмены калечат зубы и головы, веганы травят себя ГМО.
И потому каждый из нас может лишь сам определить условия и нормативы для поведения в рамках здорового образа жизни.
Не однажды высказанная идея, что "быть скульптором значит всего лишь уметь отсечь ЛИШНИЕ куски мрамора" без особого редактирования подойдет и для художника, и для артиста, и для литератора. Она же, эта идея, вполне пригодна и для того, кто намеревается "жить, а не существовать". И надо-то всего-навсего лишь определить для себя самого то лишнее, без чего он смог бы обойтись, сохранив при этом МИНИМУМ обязательств, в ряду которых зарядка организма на определенный срок; оптимальный объем продуктов питания, обеспечивающих как удовольствие, так и активный жизненный цикл; и наконец, главное: основы душевного равновесия, ибо всё, что сказано выше, бессмысленно, если не подчинить свою волю идее сохранения здорового образа жизни. Компенсацией, маржой своего рода станет прекрасное самочувствие в любом возрасте, легкость походки, ясность мысли, благожелательные улыбки знакомых, ибо всегда приятно видеть довольство на лице собеседника.
Соседка вернулась из путешествия на Кипр. "Хотелось бы остаться в Греции, - делится она впечатлением, - все тебе там улыбаются."
ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
* * *
Поднимаюсь рано, ещё темно за окном. Мог бы валяться и валяться в теплой постели. Но нет, отдаваться на произвол инстинкта не в моих правилах. Кто тут главный?!
Полчашки чая, пара печенюшек... На плите кипит и пузырится вздохами овсянка. Подожду легкого пригорания ко дну посудины и выключу: пусть млеет под колпаком.
Я боюсь сам себя: лыжероллеры реагируют на каждую кочку, на каждый камешек или ямку, надо всё время смотреть под ноги, а тут ещё эти пешеходы, ещё молодые мамаши с колясками, ещё лужи после ночного дождя, ещё этот инстинкт. Каждый раз говорю себе: держи себя в руках, не поддавайся страсти, но никак! лишь завижу впереди фигуру, ускоряюсь, бравирую: самому противно. Вот и стараюсь бегать с рассветом, тут уж все свои, привыкли к моим причудам и потому держу себя в руках.
В прошлом году озеро замерзло в октябре и по ещё обесснеженному льду с наслаждением скользил на лыжах. Кроме рыболовов видеть меня некому и потому чувствовал себя свободно, не стесненный необходимостью выпендриваться, подчиненной неконтролирумости инстинкта тщеславия.
С сегодняшнего дня вместо трех кругов пройду два по полтора километра: устал за эту неделю. Два дня подряд копал гряды на даче. Земля тяжелая, мокрая, по краям успела задерниться и комок связан дерниной: словно штангу поднимаешь. После такой работы плечи побаливают, коленки дрожат, а тут ещё надо возвращаться на двух колесах с рюкзаком яблок. Сюда ехал восемь и теперь обратно столько же. Какие уж после этого три круга лыж?!
Зато уверен, что и завтра буду в состоянии душевного желания утренней прогулки. Это главное для меня: состояние постоянной готовности к намеченной акции. Не хочу перебарывать лень, увещевать собственные инстинкты, бороться с тенями. Страсть всегда должна быть в форме! А для этого, как раз, и необходима размеренность и в физике, и в питании, и в эмоциях. Никаких перегрузок, я же не спортсмен, я же привержен здоровому образу жизни.
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
* * *
Обед не позже четырнадцати, ужин не нужен.
Зато до обеда могу есть что-угодно и сколько угодно, не стесненный ни перееданием, ни отравлениями жирным и соленым. Могу, то есть разумом позволяю себе, но позволением пользуюсь редко, предпочитая простую постную пищу. Вместе с тем строго контролирую качество продуктов: ни каких пальмовых масел, ни какого сухого белорусского молока, ни какой европейской свинины, всё только своё, доморощенное, легкое. Желудок уже через два часа пуст, легкость тела необыкновенная, ничего не болит, не колет. Если дотерплю до восьми вечера, то уж точно лягу в постель голодным и тотчас же усну, не отягощенный переполненным желудком.
Правда, вчера злоупотребил.
Не знаю как другие, но я сначала что-то такое сделаю, и лишь потом анализирую сделанное, ибо, как правило, делаю-то непотребное, вне утвержденной последовательности и нормативов. Ругаю себя, виню рассудок, не справившийся с инстинктом, каюсь-зарекаюсь. Вот и вчера в семнадцать съел кусок сыра Ламбер с булкой, потом соку яблочного полстакана выпил. Не из утоления голода, никакого голода не было, а просто от безделицы поддался инстинкту, ну и возбудил уже задремавший процесс переваривания, кислоты пошли по стенкам, затошнило. Нет, так делать нельзя!
Иногда бывает и ещё хуже.
В прошлом месяце раззадорился у прилавка с нарезками деликатесов и прихватил одну упаковочку грамм на двести. Язык спровоцировал. Желудку-то никаких деликатесов не нужно, а язык провокатор. Принес домой покупку, а есть все-таки не стал, отдал сыну, он молодой, ему по-фигу жирное с солью.
И потом, пугают всё по ящику: яды...яды...яды.
Вообще с питанием надо быть осторожным.
Вот Углов предупреждает: парень нажрался сала, а потом залил в себя ледяной воды. Ну и заворот кишок. Или вот ещё: мужик решил оздоровить себя, выйдя на пенсию. Стали с женой делать морковный сок. Я сам баловался морковным соком, но сейчас перестал. Он, сок, хорош для зрения и нормализует работу кишечника. Мне друг посоветовал. Так вот, мужик этот пил в день по стакану, жена "случай от случая". Не долго он пил - загнулся, жена спаслась только чудом. Это Углов из своей практики вспоминал, говоря о здоровом образе жизни. Всё хорошо в меру.
Но не думаю, что виной тому была морковь, столь же печальным мог быть результат с яблоками или чем-то иным, употребляемым без меры и с ненарушаемым ритмом, но если уж есть страсть к регулярному употреблению какого-либо продукта, то достаточным будет как-то уменьшать концентрацию тех веществ, которыми чрезмерно богат этот продук. Морковный сок, например, следовало бы разбавлять кипяточком. И вообще, всё то, на что организм реагирует чувственно, остро, пусть даже положительно, следует принимать с осторожностью, постепенно приучая его, организм, к благожелательности. Даже столь полезные для здоровья физические упражнения нельзя совершать без регулярных пауз для отдыха тренируемых мышц. Ты, казалось бы, тренируешь руки или ноги, но гораздо большая нагрузка ложится на мышцы сердца, легких, брюшного пресса, и возможно, им, этим мышцам, такой интенсивности многовато. Определиться в этом случае следует, на мой взгляд, не разумом, а подсказкой наиболее нежного органа, на который действует перегрузка и приноровиться именно к его возможностям.
/Кстати о норме потребления пищи. Не факт, что может существовать объективная норма количества пищи, необходимого в течении дня. Вероятнее всего, это количество пищи обусловлено не столько питательнными свойствами, сколько характером процесса метаболизма каждого индивида. Мне трудно доказать эту зависимость определенно, но есть достаточно фактов, которые говорят достоверно о том, что разные по объему и весу едоки при одинаковом разовом потреблении пищи наедаются по разному и чаще меньший по весу остается неудовлетворенным. В этом смысле я хочу просто опереться на предположение о достаточности пищи по критериям жизнеспособности и таким образом продвинуться в направлении к стимулированию более тщательного извлечению пользы в поступающем в биологическую клетку питании путем планомерного сокращения её, пищи, поступления в желудок, что в конечном счете сбалансирует расход сил и предельный минимум потребляемой пищи. Избыток пищи не менее вреден, чем её недостаток. Но суть системы только в том, чтобы попусту не загружать клетки работой и таким образом освободить сам процесс метаболизма от ненужной деятельности. Практически это выражается в легкости тела, а следовательно, в меньших усилиях мышц и в первую очередь мышц сердца и легкого. Если моё предположение наивно и более того, то заранее соглашаюсь с теми, кто его опровергнет, но к счастью, это не помешает мне продолжать двигаться в избранном направлении, опираясь на практические результаты. Но ещё раз акцентирую принцип: следует последовательно и постепенно сокращать объем потребления пищи, если при этом необходимая физическая нагрузка выполняется в нужной мере. Говоря эти элементарные истины я не делаю открытий: истины эти всем известны. Но вот парадокс: проповедуя их я тем не менее всё забываю, оказавшись в ситуации враждебной моим истинам. Возможно, что я не один такой./.
ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
* * *
Но самое главное, все-таки, не в том, что уже сказано, самое главное в душевном спокойствии. Если умеешь сдерживать себя, не возбуждаться происходящим, то и всё остальное пойдет по правильному руслу. Я, например, сторонник воспринимать всё происходящее как необходимость. Тут я не оригинал, всё это в БИБЛИИ есть: "будет день - будет пища" или "А я говорю вам: не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую", "И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду свою". То есть надо уступать везде и во всем, не возникая, в форме отрешенности, но при этом быть на таком уровне, чтобы эта мелочь тебя не доставала. Словно бы ты едешь в танке и, улыбаясь, радуешься недоступности человеческой грязи, ибо не каждый рискнет посигналить тебе, требуя проезда, будь он хоть на порш`е. Но если все же и он рискнет посигналить - уступи и в таком случае. Всё происходящее справедливо, если оно происходит, просто не созрели условия для представляемой тобой формы справедливости. Объясняется это просто: мы испорчены психопатией пропаганды. По сути же, даже тигр, если тигр сыт, без лишних эмоций уступит кабану тропу, ибо логика разума/инстинкт/ противоречит бессмысленности поведения. Или представьте себе группу молодых людей, которых вдруг начинают задевать пара человек, никак не более сильных. Результат может быть многовариантен: легкая победа большинства; бегство большинства; невозмутимое уклонение большинства. Первый вариант при явном превосходстве; второй вариант при оказавшемся у нападающих оружия; третий - при твердом принципе поведения, основанном на логике разума, которая в том числе оправдывает и "поражение": "против лома нет приёма", а "ломом" может быть лужа или коровья лепешка на тротуаре, дерзкий ребенок, боевой петух... да что угодно! неужели каждый раз использовать физические преимущества? Нет, надо только тренировкой воспитать в себе действительную невозмутимость. А логику разума следует устыдить, если она оправдывает насилие над слабыми и уступку сильным. Инстинкт "возмущения" возникает у нас при осознании своего преимущества против возмутителя, в ситуации же своего бессилия мы легко пресмыкаемся. Ежедневно по нескольку раз мне случается быть в ситуации возмущения, но вышеизложенный принцип, самовоспитание сдерживает мои эмоции и вдруг оказывается, что я ничего не проиграл, ничем не поступился и что мне не только легко, но и приятно от осознания самообладания. /Маленький пример: купил банку горошка, открыл и оказался продукт явно порченым. Первая реакция - пойти и сдать, вероятность возврата до 90%, но оставшиеся проценты могут испортить настроение. Чуть понервничал, но вдруг одумался, бросил банку в мусор и сразу как-то всё прояснилось, сделалось легко и беззаботно: ну и что? кому стало хуже? банке./
Есть и другие аспекты вопроса, мы их коснемся.
Не будет с лишком заумным предположение в том, что разум дан нам во исправление наших же инстинктов. Действительно, все ли мы довольны нашей трусостью, нашей жадностью, нашей склонностью ко лжи. Да мало ли ещё загружено в нас порочных инстинктов, которые препятствуют нашему совершенствованию и, как следствие, продвижению по жизни?
Всю сознательную жизнь презираю свою скаредность, разумом понимая её порочность, тем не менее силы моего разума недостаточно, чтобы победить этот порок. Правда, выражается это только в том, что не имею силы духа выбросить в мусор недешевые, вполне пригодные к употреблению вещи, потеряв в них надобность. Зато ничуть не переживаю регулярное ограбление дачного дома, где этих "недешевых" была когда-то масса. Более того, после ограбления не придумал ничего лучшего, как оставить в двери ключи, и конечно уж, никаких заявлений в полицию.
Другое, не менее ценное предположение: не важна суть любой идеи, важна зацикленность разума на идее. Я могу ошибаться и безропотно принимать критику, но дело совсем не в этом, представляет важность только моё стремление идею эту доработать. Редко удается, как всегда чего-то не хватает, но уже ждет следующая такая же. Ценность же любой идеи только в том, что она будоражит мозг, отвлекает от повседневности, уводит в область прекрасного "далеко" и гарантирует желаемую степень душевного спокойствия. Не боюсь добавить и то, что, в принципе, надо поделить всё, нами не отвергаемое, на три группы: абсолютно полезное, то есть бузусловное; опять-таки безусловно бесполезное; не полезное и не вредное, и каждый сам для себя определится с объемами потребления того и другого. Может вдруг оказаться, что более всего нас привлекает бесполезное.
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
И ещё.
Если есть идеи, то опрометчивой станет их "утеря": идеи следует сохранять, более того, идеи нужно подробно излагать на бумаге, ибо в процессе изложения могут поменяться и принципы, и содержание, и ...реальность.
Письменно излагая идею вы как бы разговариваете с самым серьезным и справедливым критиком, больше возражая ему, нежели соглашаясь. Это один аспект, второй: вы НАПРЯГАЕТЕСЬ, тренируете слог, анализируете, и совсем не важно, что ваши записи останутся никем не замеченными.
Помимо того неоформленная должным образом идея это по сути дела всего лишь кусок мрамора для скульптора, в котором только он и видит образ идеи. Но начни скульптор скалывать кусочек за кусочком то, что считает он лишним, постепенно из абстрактного образа возникает иная идея, превращаясь с каждым ударом троянки в форму, чаще всего значительно отличную от образа. Точно так же заформатированная в буквы, в слова мысль по мере подбора нужных выражений превращается в идею и далее в принцип, в аксиому. Для автора же важнее в этом процессе не сама идея, которая в конце-концов может оказаться ошибкой, а напряжение, физическая тренировка мозга. ПРИДУМАТЬ НИЧЕГО НЕЛЬЗЯ, но РАБОТАЯ... Над каждым абзацем порой приходится работать часами, приводя форму/стиль, стройность, манеру и тому подобное/ в порядок. И это самое полезное в процессе занятий с текстом.
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
И ещё "ещё".
Как-то тут на днях, бегая вокруг дома на лыжероллерах, неожиданно подвергся хулиганской выходке водителя автомашины. Терпеливо выдержал его оскорбления, стараясь не сорваться в боевую полемику, но вернувшись домой, позвонил в полицию и спокойно, юридически грамотно настоял на принятии мер к хулигану. Обычно в таких случаях хулиган больше ошарашен последствиями, нежели исполнен местью. Вот и всё. Подъехал следователь, составил протокол, меры были приняты. Самое неправильное в подобных ситуациях это выяснение прав теми же самыми методами, которые были использованы хулиганом. Поскольку это не первый в моей жизненной практике случай я приучил себя именно так реагировать на все поползновения на мои права, никогда не используя базарной практики, но всегда подключая либо полицию, либо суд, ибо в уличной ссоре, как ни странно, общественное мнение всегда на стороне пьяницы, хулигана, малолетки, ибо ощественным мнением вам предписано уступить. Иногда бывает достаточным вслух, но как бы про себя/ в театре это "A PART"/, сдержанно определить степень своего недовольства и, не дожидаясь реакции виновника вашего недовольства, покинуть "поле боя", ибо оставлять в себе негодование вредно, к тому же, вы смело исполнили свой долг совести: "сделали что должно сделать и пусть будет как будет", а такой образ поступка впоследствие оправдывает вашу компенсацию, успокаивает. "DIXI ET ANIMAM LEVAVI" -говорили древние греки: "Сказал и облегчил тем душу".
ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
* * *
Пару месяцев назад откликнулся на страдальческий призыв медицины и прошел диспансеризацию.
Прошел подобно тому как проходят по тесной улочке, не успевая разглядеть даже рекламные предложения первого этажа. Так и здесь: результаты основного анализа крови потерялись; доктор не нашла крупный камень в почке, который год назад с восторгом обнаружил врач стационара; зато рентгенолог выискал эмфизему легких, которой по определению быть не может у человека, ежедневно в течении всего года бегающего то на лыжах, то на тяжелых лыжероллерах по пять-семь километров, не останавливаясь и не задыхаясь. Вероятно, не доверив своему аппарату, доктор довольствовался моей сухощавостью, присущей эмфиземе. И уже не было резона с такими лабораторными заключениями идти к терапевту, чтобы получить рецепты на лечение несуществующих болезней.
Естественно, что после такой диспансеризации пропало всякое желание доверяться медицине.
В таких условиях становится вполне оправданным взятие под свою ответственность собственного здоровья, по крайней мере, ты можешь хотя бы почувствовать реакцию своего организма на увлечение жиром, солью, алкоголем и гиподинамией. А там уж личное дело каждого по правилам поведения.
ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
* * *
В отличии от спортивных лыжероллеров, требующих "паркета", "лыжероллеры для бездорожья" вполне приспособлены для бега по асфальтовым тротуарам и даже по выровненной и укатанной грунтовой поверхности. Правда, пневмоколеса, диаметром до ста пятидесяти миллиметров, имеют мощные, утолщенные протекторы, рассчитанные, вероятно, на беспредельное существование. Тем не менее, ноги быстро привыкают к весу лыж и не ссылаются на них как на причину усталости. Причиной же усталости чаще всего бывает затрудненное дыхание, если, конечно, не позволять ему коротких остановок.
Глубокое дыхание и есть главная цель этого вида зарядки, то есть тренируем мы прежде всего дыхательные мышцы, и понятно, что чем сильнее эти мышцы, тем глубже вдох, тем реже он необходим, тем меньше устают эти мышцы.
Проходя через легкие кровь обогащается основным компонентом питания клеток - кислородом и, доставляя его по назначению, обеспечивает процесс метаболизма, то есть наполняет организм жизненной силой. При нормальном пульсе, частота которого, как раз, и зависит от достатка, либо недостатка кислороды, и процесс метаболизма происходит нормально, но как только возникает необходимость каких-либо дополнительных физических усилий, потребность в питании у клеток возрастает, требуется больше кислорода, сердцу приходиться ускорять прокачку крови, наполнение же крови кислородом недостаточное. В таком случае и легким надо поторопиться, пульс дыхания ускоряется. А человек к этому не готов, он начинает задыхаться.
В тренированных дыхательных мышцах этого не происходит, они легко поспевают за ускоренным пульсом. Кроме того, сильные дыхательные мышцы позволяют глубокий вдох, максимально обогащая кровь кислородом, отчего сердцу нет необходимости ускоряться даже при внезапной внешней нагрузке, например, пробежке.
Известно, что работа сердца останавливается при отсутствии кислорода в крови, то есть при остановке дыхания и, наоборот, чем более насыщена кровь кислородом, тем полнее притекшей кровью левый желудочек, тем сильнее его сокращение/систола, выброс крови в эластичные артерии/, которые всё более растягиваясь, не позволяют отложения в артериях холестерина и солей.
Следует оговориться, что даже интенсивные прогулки на зимних лыжах ещё не гарантируют легких прогулок на тяжелых лыжероллерах. Какими бы продолжительными ни были зимние прогулки первая попытка пробежать на лыжероллерах хотя бы полкилометра вряд ли получится: не хватит дыхания. В этом и весь фокус. К тому же, неровности асфальта тротуаров маленькие колесики могут преодолевать только при достаточно резвом движении, беге и, по-возможности, ровном, без дерганий. Следовательно, если кандидат на освоение лыжероллеров достаточно увлечется, то наградой ему будет: ровное глубокое дыхание, не зависящее от объема пробега; пульс не более пятидесяти ударов в спокойном состоянии и не более восьмидесяти-девяноста после любой интенсивной несоревновательной физической нагрузки; изложенные чуть выше преимущества сильных дыхательных мышц; и как следствие всего этого, прекрасное самочувствие в любом возрасте./Небольшой пример: неделю назад впреодоление скуки, потеплее одевшись и выйдя за город, окунулся в неторопливое созерцание замерзающих окрестностей под размеренный и плавный шаг. И вдруг на узкой тропе меня обходит, а точнее, обгоняет мужчина лет пятидесяти. В этом обличье он мне известен и поначалу я не возбудился, но отпустив беглеца метров на тридцать, вдруг сначала ускорил шаг, а затем и побежал вслед, стараясь выдерживать разрыв. Метров четыреста, может быть даже больше мы так и бежали, но зная пункт его разворота, я в нужный момент перешел на тот спокойный шаг, с которого начал бег. Развернувшись и поровнявшись со мной мой vis-a-vis взглянул на меня как на привидение, ничего не понимая, так как мой бег ничуть не отразился на моем дыхании. А мне - под восемьдесят./
ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
* * *
Трудно себе представить человека моложе пятидесяти лет, вдруг озаботившегося здоровым образом жизни. После же этого срока человек становится более осторожным в оценке состояния своего здоровья, но опять-таки, пока только прислушивается к советам здорового образа жизни, но мало активен в их использовании. И только с появлением недомоганий разного рода, с пониженной общей потенцией ищет причину своего дискомфорта. Но и тогда люди разделяются на тех, кто не прочь оздоровлять себя, восстанавливать функции молодости, и тех, кто больше озабочен продолжительностью жизни.
Предположительно после семидесяти пяти ценность долгожительства несколько тускнеет, ей на смену приходит желание по возможности активнее прожить оставшееся, то есть до семидесяти пяти мы ещё пытаемся как-то сохранить саму жизнь, ограничивая все помехи нашей попытке, то дожив до упомянутого возраста, удовлетворяемся продолжительностью и хотим уже хорошего состояния здоровья, бодрости духа и тела, приятных развлечений, вкусной пищи. Этому и служит здоровый образ жизни.
И вот тут хотелось бы заметить противоречие в уже изложенном мною: с одной стороны следует избегать животных жиров как источника загрязнения кровотоков/артерий/ холестерином и прочими отложениями, с другой - как можно получать удовольствие от пищи, исключая из меню свиную отбивную, сметану, кофе со сливками? даже обычную кашу не станешь есть, если не добавить в неё маслица. И тогда как понимать натренированные дыхательные мышцы, бодрый ритм сердца, посылающий с каждым ударом по двести граммов насыщенной кислородом крови, отчего эластичные артерии вибрируют, не позволяя холестерину осаждаться на стенках? Как? Ну, как?
Вероятно, достаточно просто знать все тонкости бытия, каждый раз соотнося пользу и вред своих проявлений. Если вкусно и питательно, если куча удовольствий от "шведского стола" то и ладно, то и пусть, в конце-концов много ли осталось, чтобы жертвовать радостью из страха быть захолестериненным? Тот пример с альпинистами на Эвересте вполне типичен: сначала удовольствие от ощущения физичесих возможностей тела, аскетизм, потом жирная еда и алкоголь.
Аналогия может проявляться в любых аспектах заботы о здоровье, речь, видимо, следует вести, главным образом, о соразмерности плюсов и минусов этой заботы.
ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
* * *
Нам постоянно придется возвращаться к уже сказанному, детализируя и оправдывая его теми или иными доказательствами.
Причина этому проста: с первого прочтения в лучшем случае человек может только запомнить то, "что где-то он уже читал об этом, но не помнит где, потому что не был достаточно озабочен проблемой" и вот теперь, озаботившись, хотел бы знать более подробно рекомендации или доказательства.
Мы были достаточно подробно введены в понимание зависимости здорового образа жизни от состояния легких и сердца, но пока не коснулись зависимости здоровья от прочих физических нагрузок и потребности в чистом природном воздухе, ибо глубоко дышать автомобильными выхлопами не так уж и полезно. И тут помогает любой вариант из широкого набора возможностей: работа на даче, туристические походы, прогулки за городскую черту, то есть нагружать ноги, руки, мышцы спины и шеи. всё это можно делать и в своей квартире, но удовлетворительный эффект маловероятен, ибо действия будут подчинены рассудку и потому ограничены по длительности и напряжению, оказываясь малополезными. Гораздо проще задаться конкретным пунктом финиша, маршрутом и протяженностью пути, чтобы повторяясь изо дня в день, выработать в себе привычку. Несомненна при этом польза различных гаджетов: регистратора усилий, времени, ширины шагов, их количества и тому подобное, то есть условий игры, что избавляет от душевной усталости: мозг должен быть постоянно занят анализом процесса, изменение ситуации заставит быть более наблюдательным, вызовет эстетический интерес. Всё это необходимые отвлечения от обыденности, от тоски и скуки, которые чаще всего и поражают дух: " в здоровом теле - здоровый дух".
Может показаться несуразицей, но я, например, имея триммер, изо дня в день стригу большими садовыми ножницами дачный газон, аккуратно обрабатывая травку вокруг деревьев и кустов, цветочных клумб, земляничных грядок. В отличии от стрижки триммером, когда отдых превращается в обычную работу, стрижка ножницами, ни в чем не ограниченная, превращается в истинное удовольствие, мне всё время хочется быть в этом состоянии и, побегав на роллерах, я сажусь на велосипед и пятнадцать километров еду к своим газонам. К тому же, вынужден передвигаться по газону на корточках, на согнутых ногах, ибо шажки по пять-десять сантиметров не провоцируют выпрямления тела. Вот так разрабатываются все части тела и вместе с ними дух, ибо кроме удовольствия и занятого недорезанной травой внимания, мыслей ни на что не хватает.
В город возвращаюсь тем же путем, медленно вращая педалями, то есть разминая застоявшиеся члены.
ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
* * *
Возвратимся к питанию.
В варианте здорового образа жизни есть можно всё, можно пить вино и курить, ибо повторяюсь, мы решили не зацикливаться на продолжительности жизни, нам достаточно прожить остатки жизни и динамично, и красиво.
Но вот проблема: как встать на лыжи или забраться на велосипед, или просто присесть на корточки? Могут ли помешать перевесившийся через ремень от макаронов по флотски живот или непроветрившаяся голова после вчерашнего? тут придется выбирать. Но есть можно всё.
Есть можно всё, но лучше, по примеру Робера Параго, сначала забраться на Эверест или хотя бы по Западному ребру на Макалу, а потом уж всё метать без разбора, заливаться алкоголем и петь французские песни.
Если же говорить серьезно, то любопытствующим великая балерина Плисецкая советовала: "жрать нужно меньше!" И действительно, здоровый образ жизни отрицает еду как условие сохранения здоровья, то есть в идеале нужно есть по режиму питания, не дожидаясь появления аппетита, при этом разнообразие продуктов следует заранее ограничить, пища должна быть привычной, не затрудняющей технологию её усвоения желудком. А уж кому что и сколько есть решает сам едок, консультируясь со своим самочувствием. В любом случае, пообедав, человек должен быть в состоянии тут же приступить к работе, какой бы она ни была. И в этом смысле следует остерегаться пищи, провоцирующей переедание. А что касается удовольствий от пищи, то "временами" можно побаловать себя чем угодно.
А так, есть можно всё.
/Жонглируя вариантами всё больше прихожу к тому из них, при котором в процессе приема пищи следует вдруг сделать остановку, не взирая на неудовлетворенное чувство голода, руководствуясь тем, что сможешь через час-полтора вернуться к столу с неутерянным аппетитом. И это ощущение аппетита в течении всего дня есть фактор блаженства, ибо даже самая простая пища представляется благотворительной. Особенно приятно состояние легкого голода в момент перехода ко сну, словно бы утром явится тебе долгожданная радость. И потому все более сокращаю обеденное меню, добиваясь оптимального количества. Вместе с тем оправданным становится исключение из блюд жирных деликатесов как побудителей излишней страсти обжорства./
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
* * *
И вероятно, главное: нервная система должна трудиться.
В этом разделе нам не обойтись без помощи науки.
Деятельность организма регулируется центральной нервной системой и прежде всего корой головного мозгв, то есть находящаяся в постоянном напряжении кора головного мозга непрерывно посылает нужные функционирующему организму нервные импульсы, говоря проще, решения, даже распоряжения по каждому последующему действию. Но импульсы могут дать ложное распоряжение, если они исходят от неразвитого должным образом мозга. В чем состоят эти ошибки? Прежде всего, конечно, свидетельством тому является результат действий. После каждой такой ошибки нервная система приходит в расстройство, она не может найти решение, в результате чего её замешательство отражается на деятельности всех прочих органов. Это понятно. Но когда такие ошибки происходят непрерыно возникает стессовая ситуация, паника. Её последствия предугадать не трудно. Вот, приведенный выше пример с гибелью от морковного сока: автор не раскрывает причину гибели выпившего стакан сока, но будет логичным предположить, что виной тому спазм пищевода или воздуховода к легким, в результате чего у человека появился страх, перешедший в панику, в фантастическое воображение, как это случилось с известным артистом в кабинете врача, и в неизбежный сердечный срыв. Всё это произошло мгновенно и в числе свидетелей остались только остатки морковного сока в стакане. Надо, вероятно, согласиться с тем, что если какой-либо продукт "лечит", то есть обладает достаточной силой, чтобы побороть сопротивление организма, то этот же продукт может заставить мышцы того же пищевода или сердца закрыть кроветок или воздуховод до степени спазма.
Конечно, если мозг занят только поиском простых решений он не становится способным к решению внезапных задач, непонимание происходящего вызывает у такого мозга немедленное смирение с неизбехностью, вследствие чего организм отдает себя во власть случая.
Расстроенная нервная система изменяет нормальную работу сердца, дыхательного и пищеварительного аппаратов, обмена веществ и других жизненно важных функций, изменяет физиологические процессы, обеспечивающие защитные способности организма и состояние равновесия с внешней средой. При срывах высшей нервной деятельности резко нарушается работа внутренних органов, что создает условия для раннего износа организма, а следовательно, и преждевременной смерти.
Мозг, окончательно развившийся к тридцати годам, затем к сожалению, начинает изнашиваться от недостаточного использования, как изнашиваются не применямые мышцы, но в отличии от мышц, которые могут быть приведены в норму тем или иным способом, клетки сформировавшегося мозга прекращают деление, мозг, изнашиваясь, уменьшается в объеме, его способности к управлению органами человека снижаются, теряются защитные свойства организма в целом. Вероятно, старение клеток можно замедлить постоянным их беспокойством необходимостью решения каких-либо умственных задач. В принципе, это могут быть любые задачи, но в аспекте нашей темы это должны быть задачи интеллектуального свойства, то есть подготовка к решению вопросов самосохранения путем исключения любых напряжений, так или иначе подвергающих организм неоправданным волнениям./Следует усомниться в полезности современных услужливых устройств, заменяющих необходимость мозгу напрягаться в решении внезапно возникающих ситуаций/. Таким образом мы сохраняем мозг в перманентном напряжении, не позволяя клеткам расслабляться, что, в свою очередь, отнимает у клеток склонность к отдыху и угасанию. То же самое происходит с самим хозяином инертного мозга: невостребованность быстро разрушает организм, он угасает.
ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Есть и другая часть вопроса: аспект творческий, как бы не связанный с самосохранением.
Представим себе, что у солидного гражданина есть всё, к чему он стремился, плюс к тому масса свободного времени и полное отсутствие обязательств. Можно ли предполагать удовлетворенность его своей жизнью? Боюсь, что нет, ибо зачем тогда он "сует свой нос" туда, где и без него тесно? И вот, экраны телевизоров, полосы журналов и газет заполонены изображениями, цитатами, оценками тех, кто силой своего авторитета и материального достатка перекрывает дорогу молодым. Но это так, "к слову": вырвалась обида. Говорить-то следует, как раз, с похвалой тем, кто не закисает в своих аппартаментах, а делится с желающими поистине ценным опытом, которым я лично пользуюсь, цитируя то одного, то другого. Справедливости ради скажу, что таланту невозможно перекрыть дорогу, он всегда и везде в большой потребности. Другое дело, чтобы творческая мысль опытного человека помогала ему самому сохранять рабочее состояние мозга.
И вот, человек разводит сады, обучает детей шахматам, музыке, рисунку, пишет книги, да мало ли чего можно делать, нельзя только пребывать в инертности, это уж точно не упасет мозг от деградации.
ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
* * *
И все-таки, советы могут дать нужный эффект только тем, кто уже активен в оздоровлении своего организма, кто интересуется чужим опытом и, лишь на основе этого опыта корректирует свои устремления. В принципе же, нашим образом жизни занимаются наши инстинкты, различными способами отказывая нам в ошибках и невозможностях. И в том, что мы не откликаемся на предупреждения инстинктов, виноват наш же разум. Разум наш враг!
Действительно, инстинкт не может ничего разрешать, инстинкт может только категорически возражать/НИЧЕГО ЛИШНЕГО!/, как это бывает у животных: хищные не едят травы, травоядные не признают "утиной охоты". И только враг природы ест нужное и ненужное, опираясь на свой разум. Возможно, и съел бы дикий козел пару котлет, но кто ж ему приготовит их? да и зубов таких нет. У человека тоже нет зубов для сырого мяса, да и мясо сырое для его желудка - яд: /личным примером доказал известный конструктор двигателей Микулин/, но разум приспособил и жвачные зубы к мясу. Вот так мы побеждаем разумом свои природные инстинкты, вследствие чего с детства запасаемся кучей болезней, от которых по настойчивой пропаганде Федора Углова и помираем, не использовав и трети возможностей организма. Можно Библии не верить, но откуда-то взяли же её авторы-апостолы продолжительность жизни таких, как, например, Авраам, проживший 175 лет, или его жена Саара, родившая в сто лет.
хххххххххххххххххххх
* * *
И теперь о стороне философской.
Смог ли бы Федор Углов дожить до своего столетия, если бы невольно покинул свою "альма-матер", выйдя на пенсию? Не думаю. Работа была его целью, ради неё Углов и заставлял себя вести здоровый образ жизни. И Робер Параго, и Чайковский и тысячи других тренируют свою волю ради получения удовольствия прежде всего от своей творческой деятельности, а совсем не ради здоровья и долголетия. Здоровый образ жизни не может быть целью и потому все действия ради только одного здоровья/не испытывая при этом нездоровья/ призрачны, малооправданы и потому малополезны: "сначала деньги, потом стулья!"
Вместе с тем, целью может быть продление жизни как творческая задача. Но это уже из другой оперы, её мы не поём.
И действительно, какое признание может иметь человек, занимающийся веганством или измором своих мышц какой-нибудь глупой штангой? Никакого! Но вот он преодолевает Макалу по Западному гребню и говорит себе: "Вся Франция нас увидит и услышит." Так оно и было.
Вместе с тем, затемно покидая теплую постель, наспех перекусывая и бегая вокруг дома на лыжероллерах, что не такое уж и удовольствие, я не совершаю насилия над собой, над своими органами, ибо мои действия оправданы их необходимостью ради самочувствия. Самочувствие - моя жизненная цель, только ему подчинены пульсация сердца и дыхания, только посетовавшись с самочувствием я определяю обеденное меню, и пешие прогулки совершаю не из удовольствия, а только во имя хорошего самочувствия, то есть точно так же, как Робер подчинен Гималаям. Но не здоровому образу жизни. То есть я могу есть не по принципу, а по вкусу; бегать или не бегать по утрам; спать шесть часов или шестнадцать, лишь бы это не вредило моему самочувствию, которое, между прочим, тоже не абстрактное, а следует определенным критериям. Но не исполнив задач цели я, как бы, теряю своё здоровье, не тренирую мышц сердца и легких, держу жизненные клетки на сухом пайке. Но опять-таки, НЕ ВЕДУ/!/ здоровый образ жизни, а только сознаю своё поведение именно в этом "правильном" русле.
Отсюда оправданность, осмысленность всех моих действий, то есть сначала я ИНСТИНКТИВНО делаю то, что делаю, и только затем разъясняю себе самому истинность этих действий, ставя им оценку.
Но это всё теории и "Я" в контексте статьи всего лишь абстрактный герой, участник событий и какая-нибудь усталость, ошибка в рассуждениях, соблазн чем-либо могут легко выбить меня из седла, чем и закончить мою ACTION. Смысл повествования только в том и состоит, чтобы заставить себя подчиниться инстинкту сохранения жизни, осмысленно разобраться в прочих своих инстинктах: одних уничижая, отказывая им в развитии, другим благоволя, потворствуя им.
Вот такая моя философия и отвечает на вопрос начала статьи: "почему люди не летают?", точнее, почему решаясь начать заботу о здоровье, они быстро разочаровываются в ней?
хххххххх
Чтобы не противоречить собственным принципам я заранее извиняюсь перед читателем за импульсы частых нелогичностей повествования, ибо процесс написания не совпадает по времени с процессом размышлений: написание чаще всего опережает акт оформления мысли. И поскольку всякая неубедительная версия служит провокации возражения, то, извиняясь, я соглашаюсь довольствоваться и таким результатом. Но чтобы ещё более обелить свои несуразности добавлю, что всё изложенное в форме советов есть неправда, ибо давать какие-либо советы для меня категорически недопустимо: ни советовать, ни делать замечания, ни высказывать убежденности мои принципы не дозволяют мне. Помимо того, я категорический противник любого рода оправданных разумом наказаний человека человеком, не допускаю любого вида воспитания насилием, в том числе и словесным. Короче говоря, всё изложенное есть лишь тренировка мозга и не более того, ибо НИКОГО НЕЛЬЗЯ НИЧЕМУ НАУЧИТЬ, учиться человек может только у самой жизни и то, если делать это его заставит крайняя степень необходимости.
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
* * *
Не сильно ошибусь, если поделю всех нас на доверчивых, обманутых пропагандой и жуликов, пользующихся доверчивостью юзеров. Происходит это без особого осмысления.
Вот и эта статья.
Я не врач, к медицине никакого отношения не имею, статью размещаю не в специальном издании, но в среде людей "слова", литераторов и большего, чем на отношение к слову, ни на что не претендую. Конечно, я гоню "пургу"; я не собирался никого просвещать; я заинтересован только в продвижении своей статьи по страницам поисковиков, к счастью, без какой-либо личной пользы, подобно прыжку через лесной ручей без свидетелей, а только из интереса, то есть пытаюсь "продать" то, что ничего не стоит, находясь при этом одновременно по обе стороны торгового прилавка, по сути - копирайт, тренировка стиля, и если кому-то это приглянется, то, значит, попытка удалась, попытка будет защитана. Возможно, я даже в глаза не видел этих роллеров, о которых пишу, никогда не звонил в полицию и пульс у меня под двести, и садовые ножницы, о которых пишу, видел только в руках у соседки, но ведь художнику и не нужно ничего этого, ему достаточно собственного воображения для рисуемой картинкы, как воображены прилагаемые рисунки. Но были ли бы интересны посетителю страницы правды моей серой жизни? Не думаю. "Над вымыслом слезами обольюсь...". Вот, приукрасил и теперь сам верю в это.
Но судя по посещаемости, люди верят всему тому, что я вообразил, как верят наклейке на банке с ветчиной, и сыру без ГМО; и колбасе из мяса.
Чем бы мы ни занимались причина всех наших поражений лежит в неумении организовать себя на достижение цели.
В этом смысле и здоровый образ жизни это только желание, пока он не станет системой. Но и система ничем не поможет, если не разбить её на составные части, а те, в свою очередь, на детали.
Я уже говорил выше, что здоровый образ жизни не может быть целью и потому сразу отдаляем его как "лишнее" в конструировании формальной цели. В абстрактном смысле /мы тоже говорили об этом чуть выше/ целью может быть самочувствие, но чтобы цель руководила нами, её следует разложить на составляющие, основными из которых есть и будут: чувство физического состояния, то есть как минимум бодрость тела, резвость движений, умеренная гипердинамия/в любой последовательности/; чувство душевного состояния, то есть уверенность в действиях, осознанная/теоретически оправданная/ предрасположенность к чему-либо; философски оправданные принципы.
И вот теперь по порядку:
- физическое состояние. Забота о физическом состоянии преполагает прежде всего физическую тренировку адекватную параметрам "самочувствия": кому-то нужны активные пробежки, кому-то достаточно двух километров пешего хода. Я, например, ограничил свои параметры самочувствия удовольствием от лыжероллеров. В этом аспекте мои обязательства состоят из пеших прогулок на три, пять, десять и пятнадцать километров в зависимости от многих факторов: условий погоды, утренней усталости, необходимости идей для литературных миниатюр как одного из удовольствий, отсутствие других форм гиперактивности и прочих. Опять-таки для примера: дождливая погода отказывает мне в пользовании роллерами или велосипедом, но под зонтом я могу резво пробежать свои три километра; пять километров нужны мне в холодные осенние дни, когда уже отмыты от грязи колеса велосипеда, роллеров, убраны в чулан и остается только один способ взбодрить себя прогулкой на эти пять километров; десять, это когда исчерпаны все резервы изобретательности разума и единственным средством добавить хоть каких-нибудь идей в арсенал литературных заготовок это, пользуясь красотой и теплом Бабьего Лета, прогуляться по окрестным деревням и рощам/смотри рисунки/, пройти по бережку речки, поболтать с рыболовами; пятнадцать - это невольный поход на дачу по обстоятельствам скуки, когда лишним становится время и его нет куда деть как только потратить на медленную четырехчасовую ходьбу.
- чувство душевного состояния. Сознательно избегать ситуаций, в которых может быть испорчено хорошее настроение. Для этого достаточно предвидеть конфликты и самому определиться в выборе форм поведения: уступить, сохранив нервы; встрянуть в борьбу ради победы; исполнить долг чести или совести; прочее. Не думаю, чтобы кто-то нуждался в чьих-либо советах на этот счет. Но поскольку мы говорим о самочувствии как о цели, то правильным было бы определиться заранее с критериями возможных последствий принимаемых решений. Важно только то, чтобы при любом выбранном решении самочувствие не пострадало.
- философски оправданные принципы. К ранее изложенному есть мало что добавить. Можно лишь повторить, что всё происходящее есть "суета сует и томление духа", попробуйте убедить себя в этом, хуже не будет.
Могла бы и пища быть условием хорошего самочувствия, но это уже такая абстракция, что на её оправдание не хватит и целого раздела этого портала. Единственно, что ещё можно сказать, а точнее, повторить, это, съев одну половину поросенка, попробуйте пробежать десятку и если получится, то вернувшись, сразу ешьте и вторую: прекрасное самочувствие гарантировано. Или другой вариант: плотно поужинайте и, не найдя достойной вас телепередачи, попробуйте уснуть и спать без просыпу и страшных снов. Тут тоже, если получится, то вы либо с лишком молоды, либо действительно всё вам нипочем. /Правда, я предупреждал, что статья рассчитана на тех, кому за пятьдесят, хотя, конечно, статьям все возрасты покорны/.
DIXI.
ххххххххххххххххххххххххххххх
* * *
25-е октября
Поскольку изложенные в статье принципы и у меня самого вызывают сомнение, то последующие дневниковые записи призваны редактировать идеи.
Пробежав два круга остановился в раздумье: чувствую силы ещё, как минимум, на круг или даже два, но чуть постояв, все-таки сбросил роллеры: и хорошо, что остаются силы для завтрашнего настроения на роллеры, иначе бы износ мог удержать меня в кресле над изобретением причин прогула. Это как в еде: чуть переешь и пресыщение торчит во всем теле как заноза: и делать ничего не дает - и не избавиться никак.
Кстати говоря, неделю целую, не переедая, ублажал себя в обед качественной печенью трески, по утрам овсяной кашей с приправой сливками, кофе опять же со сливками, гречневой кашей на топленом масле с обжаренным луком. Повторяюсь: ничуть не переедая и не злоупотребляя ни печенью, ни сливками, ни топленым маслом. Но результат неважный: не было ни вечером, ни утром так обожаемого мною состояния блаженства в предвкушении утреннего завтрака: какая-то тяжесть во всем теле без ощущения переполненности. И вот, вчера все эти приблуды закончились: никакой печени! никакого горошка! никаких сливок! и сразу обрел знакомое чувство радости тела /правда, язык был удручен таким наказанием/. И вот теперь не знаю кому потворствовать: блаженству тела и духа? или капризу языка? И так во всем: разум требует смирения, затворничества; инстинкту обязательно возмущение как ответная реакция на провокации улицы. А эти мелкие, но раздражительные провокации необъятны, бесконечны, стоит лишь захлопнуть снаружи квартирную дверь. Для примера: в течении получаса пролонгировал депозит, оплатил квартирные услуги и купил небольшой товарец. Но в договоре о депозите указана капитализация начисляемых процентов, фактически её нет. То ли у нас с банком различные трактовки понятий, то ли меня просто дурят. При квартплате кассир ошиблась не в мою пользу и спокойно пробую разобраться, тут же стоящая за мной в очереди дама начинает давать мне указания на мою ничтожность, хотя кроме нас двоих никого нет. При покупке товара, определенная мною по ценнику стоимость, на кассе становится ровно вчетверо дороже, а другой товар, цена которого сохранена, оказывается по весу на четверть меньше. И если бы даже я выдержал свой принцип смирения душевный разлад неизбежно сказывается на моем настроении./правда, пожаловавшись вот этой "бумаге", успокаиваюсь/. И так изо дня в день.
31-е октября
И все-таки в конечном счете здоровье обычного человека, то есть человека, которому Божьим провидением не уготована жизнь вечная, в значительной мере /а я бы решился на исключительность/ определяется отношением к пище и процессу питания. Конечно, эта сентенция спорная, но на сегодняшний день я не вижу других поводов возмущения организма. Более того, условности питания должны положительно влиять и на уже попорченный организм, подобно тому как помогает растирание подмороженному носу. И в этом смысле уповать надо бы не на перебор якобы полезных продуктов, а на предельное исключение всех сколько-нибудь вредных. Но поскольку каждый продукт в какой-либо мере вреден, то разумным будет предельное сокращение общего объёма потребления. Эта мысль и мне кажется кощунственной, но все подобные идеи я неизбежно пробую на себе самом и, только испытав, окончательно убеждаюсь.
Действительно, в малых дозах все ядовитые, все вредные компоненты пищевых продуктов легко перерабатыватся клетками и, если даже не сильно полезны, то уже и не вредны. И остается только определиться с этим минимальным количеством, не подвергая при этом организм ослаблению.
И вот я сокращаю понемногу количества порций завтрака, обеда, ужина, наращивая одновременно нагрузки на сердце, легкие. Критерий: усталость, пульс, частота дыхания в процессе движения. Пока всё нормально, но в чем может выразиться негатив?
Вот примерный рацион: завтрак: стакан чая плюс 20-30 грамм хлеба и столько же сыра. Затем пятикилометровая пробежка на роллерах; по возврашении каша из трех столовых ложек геркулеса в стакане воды плюс сливки вместо масла; небольшая пауза и повторение прогулки на те же пять, а в хорошую погоду на десять километров пешком бодрым шагом. Пешая прогулка без принуждения, но только при неудержимом желании. Обед: сто-сто двадцать грамм отварной картошки или гречневой каши плюс свежие овощи: сладкий перец. репчатый лук, консервированный зеленый горошек, травка. Иногда к этому примыкает кусочек тресковой печени, не более тридцати грамм, на десерт стакан свежего яблочного сока. И в два часа дня повторение утреннего чая.
Проблемы и завтрака и обеда в трудностях сохранения продуктов: и сливки и печень грозятся неприятностями при сохранении их более суток. Приходится рисковать или покупать сливки суперпастеризованные, хотя и их более пяти суток не сохранишь. Печень храню в морозилке и рискую четверо суток, но печень должна быть залита рыбьим жиров, он не замерзает. А вот гречневую кашу и хлеб собственной выпечки тоже приходится хранить в морозилке, так как вкусную кашу трудно сварить и протушить в духовке с лучком в количестве меньшем, чем стакан крупы.
Не думаю, что мои изъяснения кому-то могут быть интересны и уж тем более полезны, но пишу для себя, для своей истории, сам же и читаю. кстати говря, с удивлением, ибо утверждения часто оказываются ошибочными. Но как с удовольствием читал Ж.Ж.Руссо, так и не стесняюсь чтением своих "мемуаров" или точнее, "исповедей".
Извинения: я редко читаю написанное "вчера" и потому длительная пауза притупляет память и я повторяюсь. Но оправданием может быть то, что повторяясь, я лишь доказываю сам себе, что проблема меня мучает, что я не уверен в выводах.