Бронтман Лазарь Константинович : другие произведения.

Экспедиция на ледоколе "Сталин" по спасению "Седова"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Экспедиция на ледоколе "Сталин" по спасению "Седова". Скованные в льдах. "Седов" найден, маневрирование во льдах. Встреча. Рассказ Ефремова о плавании "Седова". На "Седове". Подход "Сталинграда" с запасом угля. Проводка каравана во льдах. Проход через чужие территориальные воды. Встреча с нашими миноносцами, возвращение.

  ТЕТРАДЬ Љ 16 03.01.40-12.01.40 г.
  
  ПОХОД ПО СПАСЕНИЮ "СЕДОВА" НА ЛЕДОКОЛЕ "И.СТАЛИН".
  
  
  
  3 января 1940 г.
  0:30
  Широта 79о40' , долгота 06о30'.Вышли в лед. Лавируем. Ночью пересекли 80о00' и 6о35'.
  Прожектора, голубые долины и заводи. Бархатная вода, лоскутья черного бархата между ледяных полей.
  За утреннюю вахту прошли 16 миль, попались два разводья длиной в 2-3 мили.
  Скрежет. "Мне так жалко этот лед! Если бы я так мог подминать под себя баб" - Раппопорт.
  Показывали кино.
  Разговоры только о "Седове".
  12:00.
  Широта 80о23', долгота 5о60'.
  "Седов" сообщает о больших разводьях за 400-500 метров от судна.
  Приветственные радиограммы.
  с 0:30 тяжелый 10-ти балльный лед. Обломки полей, лед "крупно зернистый".
  16-00
   80о33' сплошной лед, поля.
  18:00
  80о56' и 03о10' - "Седов".
  19:00
  Стали. Лед- бескрайние толстенные поля, как на полюсе. Сюда можно сажать армию ТБ-3. Мы недвижимы.
  14:55
   Бадигин сообщает Белоусову:
  -Михаил Прокофьевич вижу вас на зюйд тен осте тчк для того чтобы лучше убедиться хорошо бы поставить минуты две-три вертикально прожектор тчк если взять немного к весту попадете покрытое молодым льдом большое разводье ну вот и все тчк Бадигин.
  Белоусов ответил:
  Константин Сергеевич на это раз будем идти только вперед возвращаться не будем лед очень тяжелый с удара прохожу 3-4 метра винты заклинивает тчк Возьму немного вест тчк Прожектора зажгу следите тчк Белоусов
  15:30
  "Седов" сообщил:
  Михаил Прокофьевич прожектор видно совершенно ясно на зюйд тен осте через полчаса приготовим свое освещение желаю успеха привет тчк Бадигин
  За вахту с 16 до 20 прошли всего 3 мили. Барьер (100 м) - час.
  На вахте с 8 до 12 ночи. Температура -24.5оС, Прошли за вахту 7 миль.
  
  ПАПАНИН
  Сравним подготовку к настоящему снятию со стороны ГУСМП раньше и теперь. Тогда правительство нервничало, народ нервничал, беспокоился- почему пароход не послали.
  Сейчас наоборот- все спокойны, все было сделано своевременно. Ледокол "И.Сталин"- лучший. Еще во время навигации мы мобилизовали народ на подготовку механизмов. Каждый старался попасть в число участников экспедиции. Подготовка фактически началась еще летом, когда "Седов" находился на 85о-86о в районе Зфи.
  По окончании арктической навигации ледокол "И.Сталин" был все время готов к выходу в море. Произведена проверка механизмов. Одновременно с приездом на материк, мы провели расширенное совещания с наркоматом о "Седове" -перспективы его дрейфа.
  Когда пришло время выходить- руководство ГУСМП доложили т.т. Сталину и Молотову о готовности и необходимости выводить "Седов" изо льдов. Вырвать из ледового плена наш советский корабль, вернуть к родным берегам 15 патриотов Родины.
  Наши предложения правительством были приняты, строк выхода был назначен на 15 декабря.
  Мы вышли из Мурманска в установленный срок. плавание оказалось сложным. Ледокол не приспособлен к плаванию в чистой воде, особенно в условиях шторма. Напомним, что когда "Красин" шел во время челюскинской эпопеи из Ленинграда на Дальний Восток, были сделаны специальные крепления на бортах и спец. киль, чтобы меньше качало.
  
  4 января.
  Проснулся в 4 утра. Мы сидели на огромной льдине и не могли слезть. Сидели около часа. Пробовали все средства, вплоть до перекидки воды. Крепость льда ясна!
  На мостике капитан и Борис Николаевич. Ни одного просвета, ни одной трещины. Прожектор шарит по горизонту ( 1,5 млн. свечей). Кругом торосы.
  Поля как на Северном полюсе.
  -Левее, посветите выше. Лево руля. Так держать.
  -Есть так держать.
  -Кормовая, задний. Полный вперед.
  Проломимся несколько метров и обратно. Идем на запад, юго-запад, а надо на северо-запад- нет пути. Маневрируем.
  -Борис Николаевич, я нос погрею (Белоусов)
  Труба прожектора серебристая, ледяные искры в воздухе, он промерз до костей. Влага превратилась в иглы. Мороз 28оС. Ветер. От воды идет пар, она кипит. Из-за этого ни "Седов" нас, ни мы его не видим. У него- лампа 1000 свечей. Небо мутное.
  Изредка молодой лед и снова пробка.
  5 часов утра. Папанин :
  -Ты чего не спишь?
  -Да разве тут уснешь.
  6 часов утра. Белоусов:
  -Благородная работа кончилась. Надо бить с полного хода, а так ледокола ненадолго хватит. Может, подождем, Иван Дмитриевич?
  -Подождем, Михаил Прокофьевич. Жаль угля и судна. Ну и лед!
  -На навигационную карту уже подклеена бумага.
  -Да?? Сколько осталось?
  
  5 января.
  С вечера 4 января началась пурга. Ветер 6 баллов (11 м/сек), метет, поземка. Прожектора не пробивали всю ночь.
  Ночью ветер изменился с норд-оста на зюйд-ост. Появилось разводье- широкое, началась некоторая перегруппировка льда. Температура поднялась с 29о до 9о - теплынь! Корабль обледенел.
  Сейчас порывистый ветер 5 баллов..
  В 16оо у нас улучшилась видимость, давшая возможность определиться. Штурман определил координаты.
   На 16 ч. - 80о46' 2о57' - за сутки снесло на 9 миль! Всего за полтора дня нас снесло миль на 15 на SSW
  Тронулись в 15:30. Разводье широкое, как река, тянулось с O на W. Прошли по нему несколько минут, освещая дорогу прожектором. Затем свернули в северном направлении, постепенно выбираясь, и сейчас в 17 часов идем чистым N.
  Синоптик Дрогайцев:
  -В ближайшие дни установятся северные ветры- нам более благоприятные и преобладающие для этих районов.
  "Седов" утром сообщил: восточный ветер 7 баллов, координаты 80о44' и 03о00'.
  В 18:30 Бадигин сообщил, что они снова видят наши огни, зарево, лед у них подвигается.
  Мы было поперли вперед, но наткнулись и встали.
  
  6 января.
  В 12 ночи зашел Гиршевич и сказал:
  -Михаил Прокофьевич, Бадигин спрашивает- пойдем ли сегодня?
  -Нет, идет сжатие.
  Сжатие- это вещь! Льдина налезает на льдину, торосы растут кусками , уступами на глазах и распадаются. Идут гребни. Около часа ночи вошел синоптик Дрогайцев и сказал, что ветер переменился на вест.
  В 2 ч. ночи мы кончили преферанс и расстроенный Папанин (проиграл 63 рубля) приказал идти вперед.
  Двинулись, Сжатие дало плюсы. Поля изломало и искромсало как в мясорубке. Крупные куски обломки, мелочь. Все так плотно, что воде некуда выступать. Пуржит, снег крутится и метет. Ветер.
  Температура опять -17оС. Переменные хода. Месиво, впечатление творога в сливках или лунных кратеров.
  Одну перемычку били раз 10 - каждый раз рядом с прежним ударом.
  Папанин угощает борщом Королькова.
  -Что делает газ и электричество! (Виленский)
  -А кто такой Газ? (Цикунов)
  Белоусов Папанину:
  -Сейчас зажгу прожектор, а ты зажигай лампу. Потом сообщим, что увидим.
  4:30. Метель стихла.
  4:50. Вахтенный матрос Полухин заметил огни "Седова". Выбежали на палубу. Крики, радость. Потом был радио-разговор Папанина с Бадигиным. Привожу один интересный отрывок беседы:
  Бадигин:
  -Дорогой Иван Дмитриевич! Я очень удивлен сегодняшним сообщением Федорова переданным радио арктическом выпуске где Федоров определяет гидрографа Буйницкого как руководителя научных работ "Седова" тчк Тов. Буйницкий прекраснейший исполнитель астрономических магнитных и гравиметрических наблюдений но не официально ни фактически не может быть назван руководителем нашей научных работ тчк Сердечный привет Бадигин
  Папанин:
  -Здравствуйте дорогой К.С. К сожалению арктического выпуска не слышал но руководителем научных работ являетесь вы на Седове других руководителей я не признаю тчк Буйницкий послан как научный работник а руководителем являетесь вы тчк Повторяю руководителем являетесь вы тчк Мы любим всех вас тчк Должен сказать вам что огонек ваш хорошо видать тчк Я вспоминаю когда к нам к льдине подходил пароход тчк Четверо суток не спали тчк Вам же я пожелаю спать потом что мы сейчас находимся в тяжелом торосистом льду зря ледокол не будем бить так как к завтра ожидаются норд-вестовые ветры и лед возможно немного разведет тчк Пока пожелаю вам спокойной ночи тчк
  Бадигин:
  Дорогой Иван Дмитриевич благодарю вас телеграмму а то признаться мне было очень неприятно тчк Но теперь все в порядке еще раз благодарю вас тчк Спать-то все-таки пожалуй не придется сон не берет вторые сутки..
  
  5:30 дали молнии ( мои и Эзры).
  Огонь мерцает.
  Белоусов : "Ну пойду читать Жюль-Верна.
  Дрогайцев обещает перемену ветра.
  Папанин:
  -Я им сказал- спите. А сам помню: сменишься с вахты, а сам глазком в снег- не видно ли?
  Белоусов:
  -Я чувствовал, что они очень близко, чуть отойдешь- пеленг меняется на несколько градусов.
  6:15. Степа: "Вас к Ивану Дмитриевичу!".
  Папанин:
  -За огонек! (шампанское)
  
  7 января.
  Стояли во льдах. Аврал- кололи лед. Пилили лобзиком ледяные поля, чтобы насытить котлы. Проиграл в преферанс 75 рублей. Легли сегодня в 10 часов утра. Хотел лечь в 7, но Раппорт рассказывал из своей жизни.
  Горло, как свеча, дикий цейтнот- редактирование для с.х. журнала.
  К вечеру подул чистый зюйд. Трещина впереди нас разошлась. Стало опасно. Подняли пар.
  23:45 - 80о40' и 20о00'
  В 12 ночи тронулись, пробовали малыми ходами, в 1:00 пошли. Поля изломаны, каша.
  Подняли еще пар.
  Папанин:
  -Как пар?
  -10 атм.
  -Еби их мать!
  В 1:15 Иванов принес сводку. На 24:00 "Седов" имел ветер S, 4 балла, t = 4.8оС.
  Справа появилось разводье, идущее с N на S. Доложил на мостике.
  Днем был разговор Папанина с Бадигиным. Сейчас Бадигин сообщил, что зажег лампу, наш же огонь они видят плохо.
  Собаки "Седова" лают со вчерашнего дня- со времени зюйдового ветра.
  Идем прямо на N. Перемычки, разводья, молодой лед, льдины до 4-х метров, отроги торосов. Дым застилает путь. Папанин говорит, что можем дойти.
  3:30. Уперлись в ледяное поле.
  Папанин:
  -Такое же, как мы видели на полюсе- эта прямо наша льдина!
  Пошли на вест (300о), чтобы обойти его Шли разводьями.
  3:40. Увидели свет "Седова".
  3:50. Пошли выпить чайку.
  4:05. Повернули на норд.
  На мостике:
  -Михаил Прокофьевич, видишь огонь?
  -Я его , Иван Дмитриевич, все время вижу.
  -Сколько до него?
  -По прямой- мили 3, а по кривой- миль 20.
  -Все, Вячеслав Михайлович, на Вашей вахте!
  -А я и не теряю надежды подойти на своей вахте.
  -На какой?
  -На утренней.
  4:30. Уперлись в огромное ледяное поле.
  -Выключить свет!
  Замерли. Тьма, в мутной пелене огонек. Смутно видны белые поля. Белоусов в бинокль рассматривает огонь, выискивая во мраке лучшую дорогу.
  4:40. Потопали дальше. Зажгли прожектор и на мачте.
  5:00. Опять поля- пошли на восток.
  5:30. Повернули на норд.
  6:00. Встали- очень хорошее поле- не пролезешь. Сошли на лед. Поснимали - "ледокол шел на нас", огонек "Седова" видно и со льда. Сделал снимок с винтовкой.
  7:00. Стоим во льдах. Сели на льдину. Слезть не можем.
  8:20. Пошли дальше.
  9:30. Легли спать.
  11:15. Остановились.
  Учредили "Железный фонд им. тов. Кармена" - на шампанское в Москве. Взносы только наличными.
  Внесли:
  1.Кармен - спорил с Эзрой, что подойдем к "Седову" 5 января на 100 руб.
  2. Я- проспорил Кармену 20 р.- пройдем или нет льдину с одного удара.
  3. Крузе- 20 р. -"ни за что".
  4. Крузе - Белоусову 5 р. штраф за карты ("66").
  Кочегары не уходили спать- мы сменяемся. Сегодня взяли гидрологическую станцию. На 70-ти метрах нащупали теплую воду. Идет почти до 700 м.
  
  8 января.
  Легли в 9 часов утра. Проснулись в 1 час дня. Написали корреспонденцию.
  19:40. Тронулись. Хотели подрывать, но раздумали. Поля- как плавучие аэродромы.
  Пошли по совету Бадигина на восток. Перли, перли- и воткнулись, аж по самое никуда. Встали.
  22:00. Сейчас стоим во льду. Жмет.
  Белоусов:- Ох и жмет!
  -Заклепки целы?
  -Некоторые повылетали, наверное.
  На льду идет аврал по рубке льда и снега.
  22:30. Вошел Гиршевич:
  -Иван Дмитриевич, Вас Бадигин просит.
  Немного погодя:
  -Капитана!
  Бадигин сообщил, что у него по всем направлениям разводит лед. Белоусов вышел, посмотрел- ничего, нигде.
  -Как только что-нибудь будет- тронемся, - передал Папанин.
  Установлена часовая слежка за "Седовым" - последние десять минут каждого часа (как это было во время больших перелетов).
  23:10. Очередной доклад Дрогайцева. Мы впереди самого сильного циклона. Завтра начнется усиление ветра.
  -Какого? - Белоусов.
  -Южного.
  -Так мы скоро 81о пересечем! - Белоусов.
  -Надо беречь уголь. - Папанин.
  -А какая температура?
  - +2о (+1.8о)
  -Что?? В Крещение??
  -Да, невероятно!
  -Идет дождь не переставая, вот номер!
  -Надо заполнить весь корабль водой. Чтобы шел как утюг. Работать круглые сутки! - Папанин.
  
  9 января.
  4:57. Бадигин вызвал к аппарату Папанина. Вызывал и часом раньше- Папанин спал. Терпел, терпел и попросить разбудить. Извинился, сообщил, что около них появились на льду темные пятна.
  -Доброе утро, Иван Дмитриевич! Простите, решился вас разбудить. Но боюсь упустить некоторое облегчение следования ледокола. В связи с потеплением на молодом льду показались темные пятна, которые видны без всякого освещения, если около вас есть такие пятна, указывающие на молодой лед, они должны помочь продвижению. Если подморозит и пойдет снег- эти ориентиры быстро исчезнут. Все.
  -Доброго здоровья, К.С. Что, что разбудили- мое дело такое- сплю как заяц. Спасибо за информацию. У нас пока ни одного пятна не видно- может быть, должны скоро появятся. На чистый ост видно водяное небо. Тянет оно на S. Но нам пробивать туда лед дальше, чем к вам. Видимо, нам придется вооружиться терпением, ждать ветра в другом направлении, что даст хоть малейшую лазейку к вам. Щель нам надо не большую, метров 5-6, а дальше сами будем протыкать - молодого парня пусти на бабу- все продерет. А наши колдуны-синоптики пока на несколько дней обещают только зюйд. Наш ледокол находится в трехчасовой готовности. Но если подопрет- наш народ потянет еще больше. Такие замечательные люди, такие орлы. У меня все. Помогайте и в дальнейшем такими сведениями. Они нам очень ценны. Мы их наносим на ледовую карту. Скоро вы сами посмотрите, что это за карта. Пожелаю спокойной ночи. Оторвите сна минут 400 для успокоения нервишек.
  -Все ясно, Иван Дмитриевич. Не поймите меня превратно, что я тороплю подход к "Седову". Конечно, лучше всего действовать наверняка. Дело в днях для нас не сыграет роли. Делайте так, как вам выгоднее для ледокола. Спокойной Вам ночи. Привет. У меня все.
  -У меня ни на минуту нет мысли, что Вы торопите нас, чтобы мы скорее шли. Вы хорошо знаете, что в наших условиях работы- поторопишься, сорвешь выдержку, которая необходима для полярников- можно наделать много глупостей. Поэтому все ваши советы принимаю, как помощь нам. Сейчас, родной, ложитесь отдыхайте, спокойной ночи. Вчера был концерт для вас. Выступала Ваша жена Олечка и другие члены семьи. Послал я от коллектива благодарность за выступление и концерт. Признаться, мы никого не слышали, кроме Вашей жены и плохо-плохо слышали концерт. Музыка доходила до нас, как на старой расстроенной рояли, артисты- хрипели. Такова была слышимость.
  -Иван Дмитриевич, я тоже ничего не слышал- ни концерта, ни выступлений. Да и признаться- не до них. Еще раз спокойной ночи. Все, что будет нового - сообщу. У меня все.
  -К.С., вспомнил одну вещь, которая обязательна для вашего коллектива. Это- чтобы фотоматериал, кто бы ни снимал, является государственным фондом, и никому ни одной пленки не давать. Это должно быть сосредоточено у Вас, и как мы подойдем к вам- передадите представителю ТАСС т.Рапопорту. Это материал, который будет впоследствии постоянно храниться в музее, за каждое отдельное фото все будет оплачено. Также получилось и с нашими материалами со льдины, а через некоторый промежуток времени все негативы, пленки были возвращены. Будьте уверены, что все будет в сохранности, но это делается для того, чтобы никуда на сторону фото не ушло. Второе. Я понимаю Вас, что Вас газеты замучили. Я был в Вашем положении, когда сидел на льдине. Но ничего не поделаешь- дело политической важности. Поэтому необходимо писать. Но рекомендую не мучить себя сейчас, не давать никому статей, кроме Правды, Известий, Комсомольской Правды, и- главное - ТАСС, корреспондентом которого является Папанин (что, Лазарь!!). Самое важное и основное- дать газетные статьи в Правде. А как К.С. приступал что-нибудь художничать с карандашом для Правды? Рапорток я здесь для вас заготовил. Как только подойдем- за всеми подписями передадим в Москву, сами знаете кому- нашему родному отцу. У меня все.
  -Иван Дмитриевич, относительно фотопленки сообщу, соберу - все будет у меня в порядке. Есть у одного нашего седовца альбом зарисовок нашей жизни. Думаю, его тоже следует взять. Относительно моих корреспонденций - дело не важно. Последние дни совершенно не могу писать- хорошо не выходит, плохо не хочу давать. Заканчиваю для Правды статью об итогах дрейфа, научной работы. Больше ничего до прихода "Сталина" не смогу дать. Иван Дмитриевич, учитывая важность корреспондирования, если сочтете возможным, пусть корреспондент ТАСС проинтервьюирует меня по основным вопросам, интересующим общественность. Это облегчит немного меня, а то, знаете, в столе целый ящик телеграмм от редакций, и все просят статьи, а сосредоточить себя очень трудно. У меня все.
  -А зарисовки, К.С., обязательно. Это очень хорошо, что есть такой художник. Замечательно. Кто это у вас такой? Мы пытались это сделать у себя- ни хрена не выходило, хотели зарисовать льдину- не вышло. А в отношении помощи в корреспондировании- не беспокойтесь. Люди у нас здесь есть умные, хорошие борзописцы помогут. От Правды- Бронтман, от Известий- Виленский. Это те корреспонденты, которые с нами вместе летели на Северный Полюс, замечательные ребята, всегда Вам помогут. А также от Комсомолки толковый паренек есть. Не беспокойтесь, что будет выходить коряво, пусть Вас это не смущает. Для этого в газете имеется целый штат хороших правщиков. Так оближут, подчистят- лучше всякой парикмахерской. У меня все.
  -Спасибо за совет. Как только будет немного спокойнее, будем на берегу- будет время, я сумею написать и думаю, что мне помогут. А сейчас не это в голове. Спокойной ночи. Фамилия художника Мегер, повар. Но у него нужна большая правка. Но все же альбом ценен, схвачены основные моменты нашей работы ночью, когда снять было нельзя. Ну вот, у меня все.
  -Статью в Правду - очень хорошо, что дадите, не ожидая нашего подхода. Вы сами видите, какое большое политической значение придают Вашей работе, Вы сами этого даже недооцениваете. Работали мы также на льдине, никогда не думали, что будет так высоко оценено. Так могут оценить труд только в нашей стране, наш родной тов. Сталин. У меня все, ложитесь спать.
  -Все ОК. Спокойной ночи, Иван Дмитриевич. Тут в дрейфе мы как никогда поняли, как заботится т. Сталин, весь народ. Мы ценим и считаем, что не заслужили еще такого огромного внимания для нас. Это так необычно, даже то, что мы слышали сейчас. Статью, думаю, завтра закончить, послать.
  
  
  10 января.
  Весь день идет аврал по добыче воды из снега. Гидрологи опустили трос и определяют скорость дрейфа. Опустили и барометр на 500 метров.
  18:20. Папанин и Белоусов ведут разговор с Бадигиным.
  Вечером Папанин, Дебатов и Игнатьев ходили осматривать трещину.
  Утром Белоусов, Мальков и еще два человека ходили опять осматривать трещину.
  Давали гудки- "Седов" их слышал.
  Гидрологи провели станцию. Глубина 750 м. Странно! Видимо, мы на северном склоне порога Нансена. Теплый слой идет от дна до 30 м. Барометр принес коричневый ил.
  
  11 января.
  0:45. Разговор Папанина с Бадигиным. Бадигин рассказал, что он плавает в озере, опасается за рули и винты.
  Папанин:
  -Ждите, К.С., через несколько часов перемену направления ветра. Наши колдуны обещают ветра с веста. На восток идти нет смысла. Мы немного вернемся назад и будем пробираться к вам с запада. Да и по вашим наблюдениям с запада идти лучше. У нас сегодня было сжатие, при котором любой другой корабль загнулся бы... Ждем, как только будет ветер- немедленно пойдем. Когда будем сниматься- скажем Вам, попросим, чтобы лампа горела. Это- единственный ориентир, к которому устремлены взоры всех 187 человек.
  Бадигин:
  -Сейчас вы удивитесь. Широта 81о11,4' долгота 3о49'. Весь день охотились за звездами.
  -Вот так фунт!
  
   Температура -13оС, но днем еще шел дождь! Снежный аврал продолжается. Ночью натащили снега и вымылись в бане, чудесно!
  
  12 января.
  Разговор корреспондентов с "Седовым".
  -Алло, ледокол "Сталин" говорит, отвечайте.
  Бадигин:
  -Добрый день, товарищи! Искренне приветствую от всех Седовцев представителей советской прессы. Я буду по возможности подробно отвечать на все вопросы.
  Во-первых, всех нас переполняет горячее желание как можно лучше подготовить "Седов" к вашему приходу. В машине все почти готово. Остальное только за тем, чтобы окончить винт. После долгого перерыва он закрыт и будет работать. По палубной части все готово. Готовим помещение для тех, кто должен придти. Даже подкрасили все- примем гостей, как дома. В последние дни все так увлеклись, что мне пришлось запретить работать больше 8 часов, чтобы беречь силы.
  Во-вторых, в отношении вида "Седова". У нас снежок весь растаял, сейчас палуба чистая- убрали все. "Седов" сейчас выглядит не по зимнему, вам, наверное, жалко. Внутри, несмотря на паровое отопление, которое сейчас работает, капельки остались, как было во время зимовки- все осталось.
  В-третьих, меню. Сегодня утром рыбные консервы судак. Какао, кофе, чай (кто что хочет, тот себе и делает, раньше- один день чай, другой кофе). Обед- рисовый суп. Медвежатина -отбивные с жареной картошкой (хотя и сушеной). Компот из сухофруктов. Ужин- рисовый суп рагу из медвежатины, чай, пироги мясные из консервированного мяса.
  Четвертое- научные работы.
   Магнитные работы у нас прекращены. Я официально распорядился, чтобы не подвергать опасности жизнь. Обычно, ходит 2 человека- магнитолог и кто-нибудь поочередно из команды. Причины: надо отходить метров на 600, а на такое расстояние сейчас отходить опасно.
  В отношении глубины- последний раз 26 декабря было 1800 метров. В тот день провели гидрологическую станцию. Интересно отметить, что заметно повысилась температура на высоте 200 метров. 26 декабря температура была 3,64оС -это исключительно высокая температура. Мы не верили сначала, несколько раз повторили, чтобы убедиться.
  Метео наблюдения ведутся непрерывно каждые 2 часа, и думаем продолжать до конца. Вчера отправил очередной декадную сводку.
  Гравитационные работы производим все время. Последние наблюдения сделаем, когда "Сталин" будет к нам подходить.
  Астрономические наблюдения делаем 2-3 раза в сутки. Это очень сейчас важно- чтобы определить течение, влияние ветра на дрейф и т.д.
  Передаю микрофон Трофимову (время есть, можно сейчас договорить). В связи с непрерывной подвижностью льда у нас осложнилось дело с водой. Нам надо добывать снег. И мы сейчас форменным образом охотимся за водой. Как только льдина подойдет- спускаем шлюпки и с мешками носимся. Успеваем забрать 2-3 мешка.
  Трофимов:
  -Как только мы узнали принятии постановления о выходе ледокола "Сталин", весть об этом с радостью приняли и начали готовиться. Механика, главная машина- все приведено в готовность, экипаж с нетерпением ждет дня, когда встретится с экипажем ледокола "Сталин". Как только узнали, что ледокол выходит на освобождение нас из ледового плена с доставкой на дом- встретили весть горячо. Мы все время следили за продвижением ледокола. Теперь мы находимся близко. На разделяет не большой промежуток тяжелого многолетнего льда. Но мы надеемся, что славный экипаж ледокола "Сталин" преодолеет и возьмет с боем этот участок, и мы встретимся с вами в этих торосах, мы все с таким нетерпением ждем того дня, когда встретимся.
  Распорядок дня на сегодня: Второй механик Соболев собирает пародинаму, которая до сих пор оставалась несобранной. Алферов сегодня занимался продувкой котлов. Пресной воды нет и котлы последние полмесяца харчились соленой. Буйницкий стоит на вахте. Полянский- "дядя Саша- борода большая" - стоит на вахте. Бекасов - свободен. Буторин и Гаманков красят помещение, в котором они жили. Оно будет помещением Красного уголка- хорошо обставлено (рояль), чтобы в грязь лицом не ударить. Ефремов отстоял вахту и подбирает материал для вахтенного журнала. Он ведется очень точно, всякая мелочь записывается. Будет замечательный журнал. Соболевский занимается историей арктических исследований. Все ими очень интересуются. У нас было много книг по Арктике, книжки потрепаны, одни корешки остались.
  Главная машина, вспомогательные механизмы переведены в полную готовность. Токарев занимается пародинамой. Алферов занимается промывкой главных котлов, устраняет мелкие дефекты. Шарыпов занимается мусорной машиной. Завтра будем ее использовать. Машинист Недзвецкий стоял ночь вахту, отдыхал, сейчас опять работает. Эти дни нам пришлось много работать. Сейчас эта пора миновала. В свободное время занимаемся чтением, сидим в кают-компании. Следим за последними известиями, иногда слышно хорошо, иногда -плохо. Все в ожидании, все заняты работой- близится Большая Земля.
  Бадигин:
  -Микрофон уже нагрелся прямо в руках. Трудно говорить, не хватает слов, одно могу сказать- с большой благодарностью возвращаемся на Большую Землю. Мы благодарны всему советскому нарду за заботу, внимание. Мы возвращаемся на Родину с чувством выполненного долга, все, что могли- мы сделали. Я прошу передать чувство великой любви всех седовцев нашей Родине.
  Виленский, Полянский:
  -Очень приятно, что назначаете свидание. Ждем вас, поглядывая в вашу сторону. Успевайте, пока осталась медвежатина. Есть для вас одна ножка. А потом- навалимся на вашу курятину. От всех нас вам привет, находящимся в рубке, в кубриках, в кочегаре, машинном.
  
  
  12 января.
  9 часов утра. Мы еще не ложились. Я сидел и писал очерк "Разговор двух кораблей". Вошел Папанин в каюту:
  -Ох и жмет! Я распорядился выгрузить на палубу аварийный запас.
  Жало и впрямь -аж бока трещали. Пурга. Ветер- 11 баллов, температура -20оС.
  Трещина сзади превратилась в груду торосов. Под кормой - огромные льдины, корма поднялась. Боятся за винты.
  Рейдовый передатчик у нас из экономии выключен. Работаем аварийным передатчиком.
  "Сталинград" погрузил 1500 тн. угля. Папанин получил сообщение, что Лешенко (нач. острова)снят с работы за нераспорядительность.
  Сейчас в 10 часов утра старпом и все штурмана на палубе. Перечисляют и выгружают на палубу камельки, трубы к ним, теплую одежду, мешки с мукой и т.д. Настроение у всех тревожное.
  "Седов" только что сообщил, что у него все в порядке. Координаты 81о06' и 3о30'. Его и нас понесло опять к югу.
  Эзре вчера взгрустнулось. Сел и написал письмо к Лиде. Встал очень довольный. Я почувствовал тоже желание.
  С Раппопортом творится что-то неладное. Он сегодня ночью выиграл 125 рублей в преферанс.
  
  13 января.
  2 ч. ночи Папанин отдал приказ к 8-ми часам утра подготовить машины. Механики все на вахте.
  Ледокол качает. Весь лед дышит зыбью шторма Гренландского моря. Иванов считает, что мы находимся на 80о40' .
  Состоялся разговор с Бадигиным.
  Можно представить себе, как кипит вода в огромной чаше Гренландского моря. Ледокол вздрагивает.
  Лед весь взломало на куски.
  В 7:25 вышли. Неупокоев доложил: "Пар на марше, 15 атм."
  Вперед!
  Папанин: "Пусто зажгут лампу".
  Никто эту ночь не спал. "Седов" сильно снесло на NW.
  В 10:45 увидели огонь "Седова". В это время вышли в молодой лед.
  Паника!
  Подходим!!!!
  
  12:45. ВСТРЕЧА. Разговор в каюте капитана "Седова".
  Мандарины на столе, на переборке снимки родственников. Бадигин в меховой рубашке с расстегнутым воротом. Трофимов -худощавый в малице, оба в валенках.
  -Как же вы отпустили медведей? Жалко! (Папанин)
  -Собаки спугнули. Джимка и Джерри родились в дрейфе, надо их познакомить с Веселым. (Бадигин)
  -Вид у вас, как с курорта.
  -Это я еще сдал. (Бадигин)
  -Сколько угля осталось? (Папанин)
  -Тонн восемнадцать. (Трофимов) Было 42-45 тонн. Сожгли на котлы. А так хватило бы еще на год дрейфовать. Да еще горючего бычки непочатые.
  -А убили-то медведя или медведицу? (Белоусов)
  -Так и не поняли. Сначала съели, а потом спохватились. (Бадигин)
  -Здоровье народа как? (Папанин)
  -В общем все здоровы. Но отдохнуть немного надо. (Трофимов)
  -Сейчас приедете на материк, вас примет т. Сталин, т. Молотов. Отдохнете, а потом с новыми силами на работу в Арктику. (Папанин)
  И тут же зашел разговор о том, какие ледоколы нужны для плавания в Арктике круглый год- ледоколы мощностью в 24 000 л.с.
  -Не было еще ни одной экспедиции, чтобы т. Сталин два раза посылал привет. Это говорит, что т. Сталин не оставит человека.(Папанин)
  -Сначала не верили. Обалдели. Принес радист и молчит, сказать не может. А потом еще раз- просто обалдели. И Михаил Иванович еще выступал. (Бадигин)
  -Совсем недавно, как будто, дело было. Всего 4 декабря писали доклад -записку т. Сталину. (Белоусов)
  Папанин все время угощает собеседников мандаринами и яблоками.
  -Спасибо, день такой- ничего не хочется. (Трофимов)
  -Да я помню и на льдине. Окружили со всех сторон, угощают- а у меня кусок в горло не лезет.(Папанин)
  -Работали по 16 часов. Капитан запретил больше 8 часов работать, стало как прямо санаторий. (Трофимов)
  
  Заметки и штрихи.
  -Папанин на мостике: "Ох, как волнуюсь! Прямо на льдине меньше..."
  -Все бритые, за исключением бородатых. Брюки выутюжены.
  -Двух петухов убило волной, но в доказательство лапки оставили.
  -На 1 час ночи 15 января Буйницкий определил по трем звездам координаты: широта 81о11,4' и 3о49' восточной долготы. Немного качает, точность координат до 10 минут.
  -Сегодня улетал на съемку. Доктор Смоленский провалился в трещину, вытащил его Кармен.
  -Ходили опять по "Седову". Был у Бадигина. Вечером у нас говорил с Трофимовым. Между ним и Бадигиным, видимо, не все ОК.
  -Весь лед между нами размывает подлом. Трап каждый час переносится. Сейчас уже пользовались штромтрапом.
  -Уходя, увидел Буйницкого. В малице, он с треноги ловил звезды, поймал в просветах облачности 3 штуки и был страшно доволен. Освещал записи карманным фонариком. Луну ругал- апельсиновая корка со сбитыми краями.
  -Корабль сильно бьет льдом.
  -Получил поздравления и поощрения от редакции.
  -Папанин хмурый- нет отчета, Белоусов хмурый- его отчет Папанин не подписал.
  -Бадигин принял ванну и капитана.
  -Писал статьи Белоусова
  На "Седове".
  На корабле чисто, борта покрашены, машина вычищена.
  Ледяное поле вокруг- вот там была метео-палатка. Зимовочный запас на палубе. Движок на 2 болтах, аварийный элемент. Лебедка на верхней палубе- 500 метров. Радиорубка- тесно, провода везде. На корме лебедка ручная на 700 метров.
  Кают-компания:
  Портреты Ленина с Правдой и Сталина, выступающего на съезде, тесты приветствий в рамках ( к 1 и 2 годовщинам). Портрет Седова. Карта Центрального Полярного Бассейна с линией дрейфа. Камелек- буржуйка, патефон. Лампа с консервной банкой (стекол нет) - робинзоны. Тесновато, но ничего. Иван Васильевич Екимов уже хлопочет, 22 года на корабле.
  Общие штрихи:
  -"Надо бочку корнишонов смайнать" (Соболевский)
  -Получают комплекты обмундирования.
  -100 тн. угля, 10 тн. пресной воды.
  -21 человек перешел во главе с Ф.Н. Михалкиным.
  -Картина "Учитель".
  -Механики осматривают машины. Штурмана - все хозяйство.
  -Правый борт немного помят.
  -У Трофимова совещание о руле. Чертежи. Окалывать, когда все будет погружено.
  -Телеграммы.
  Амбулатория.
  -За каютами- амбулатория, "занято не было". Отапливается кусочком печки.
  -Шкафчик с медикаментами.
  -К вашему приезду специально не красили. Оставили в зимовочном виде (Соболевский)
  -Койка доктора покрыта спальным мешком.
  -Настроение было хорошее, дружное (Соболевский)
  -Много специальностей приобрели себе других (Крузе)
  -На стенке листик "11 января. Широта 81о06,7' долгота 3о30'.
  -Как войдешь в кают-компанию - так прежде всего туда. Боялись - как бы не промазать Шпицберген. (Недзвецкий).
  -На другой стене- расписание занятий группы судоводителей и группы механиков по программе техникума. Директор- Ефремов. Навигацию читал Бадигин, физику и алгебру- Ефремов, политэк - Бадигин, геометрию и метеорологию- Буйницкий, устройство корабля- Ефремов, паровые котлы- Трофимов.
  -По кораблю задрав хвост бегают Джерри и Льдинка, а мама у них - на о. Малыгине.
  Каюта.
  В ней жили Трофимов, второй механик Токарев и Полянский. Она, собственно, сделана из двух (перегородка выпилена), чтобы не отапливать двумя камельками.
  -Холодно?
  -Не ниже 17о. Зима очень холодная эта- 36-40о.
  Лампа, на стене винтовка, книжная полка. Книги: краткий курс истории, справочные книги судового механика, судовые паровые котлы, томик Хаггарда, избранные рассказы Горького, физика Сахарова. Хронометр. Шкаф. Умывальник. Бритвенные приборы. Иллюминаторы забыты для тепла- света все равно нет. Гармонь Трофимова, гитара Токарева. Календарь. Последний листок- 31 декабря 1937 года, на листке- портрет Сталина - это над койкой Токарева. Медвежьи шкуры, за это время убили четырех. Громкоговоритель- все слушали последние известия, переклички, концерты. Было и так- москвичи ложатся спать, а они встают. Жили по поясам, часы переставляли.
  Трофимов:
  -Помучились, чтобы корабль замерз ровно. Смотрим, повалились на левый борт на 11о. Начинаем перекидывать уголь к борту- бац, на правый крен на 14о. Помучились!
  Штурманская рубка.
  На столе карта Шпицбергена и Гренландского моря с линией дрейфа. Свод сигналов, раскрытый на буквенные флажные сигналы.
  Каюта капитана и Ефремова (сдвоенная)
  Кровати, диваны. Малица на стене. Портрет Сталина, портрет жены, винтовка. Всюду книги. Карты. Сейчас лежат книги и журналы, присланные с нами. Камелек. Репродуктор.
  Ванная-баня. Камелек. Сюда приносили снег и дрова. Растапливали. Каждую декаду с 9 до 10. Тут же и стирка.
  Кубрик. здесь жило 5 человек: Буторин, Гаманов, Шаталов, Мегер, Гетман. Винтовки, портреты Кагановича, Ленина, Сталина. Пианино, Камелек. Дощатый стол. Две гитары, мандолина, гармонь. Ножи в ножнах. Зеркало. На столе обычно стоял бильярд.
  Библиотека. Внизу, в кормовой каюте. Собрание 300 книг, полное собрание Ленина, Маркса.
  
  
  
  "Последние дни"
  Беседа с Ефремовым.
  15-го мы узнали по радио о выходе к нам ледокола "Сталин". Дух несколько приподнялся. Мы почувствовали, что надо собирать. Мы так и предполагали, что к нам придет ледокол, но не думали, что так скоро. Вот -предусмотрительность и забота партии и Сталина.
  В тот же день составили план работ, необходимых для подготовки к выходу из дрейфа. На 10 дней. Полная подготовка всего судна к выходу из дрейфа подготовка машин и всех механизмов к работе. Надо было и убрать и закрепить все грузы по-походному, убрать трюмы, палубу от снега, проверили водоотливную систему.
  Внимательно просмотрели всё навигационное снаряжение, всю аппаратуру, всякие подсобные вещи. Проверили исправность вспомогательных механизмов- брашпиля, лебедок, стрел и рулевого управления.
  Во время дрейфа мы жили в нескольких местах. Кормовой кубрик у нас был занят мастерскими, библиотекой. Мы привели их в порядок, готовясь принять дополнительную команду от "Сталина".
  Научную работу решили вести до самого последнего момента в полном объеме. Регулярно велись метеонаблюдения- каждые 2 часа, каждые 20 миль проводили гидрологические станции и устраивали промеры, вели гравитационные наблюдения. Магнитные наблюдения были отменены только в последние дня, т.к. надо было уходить далеко, а это было опасно. Одновременно несколько систематизировали научные наблюдения, хотя их предварительная обработка и так производилась на протяжении всего дрейфа.
   Всю эту программу выполнить было тяжеловато. Зима, холодно, темно. Морозы достигали небывалой силы. Особенно доставалось механикам. Начинаешь качать воду- трубы замерзают, шланги обмерзают и т.д. Когда очищали сетки водоотливной системы, они были заполнены льдом- его надо было удалить. Когда откачивали накопившуюся воду- замерзал брандспойт. Доставалось основательно.
  Очень много внимания уделяли предохранению судна от сжатия. Надо было приготовить лунки для взрыва льда на случай сжатия. Таких лунок сделали 4 штуки Пришлось добить лед толщиной больше 4 метров. Ломались пешни и изматывались руки. Тогда же окалывали кингстон, чтобы дать воду котлам. Прорубили колодец 1.5Х1.5 метров и глубиной почти в 4.5 метра. Стали очищать кингстон, оказалось, что сетка его забита. Тогда стали откалывать главный кингстон- он на расстоянии 3.5 метра. Прорубили во льду штольню (закрытым способом, как в метро). Добрались до главного кингстона, очистили его, проверили, выяснили, что все в порядке. Стали пускать воду- углубили шахту до воды, повесили штормтрап. Вода- фонтаном. Все это заняло 2 дня работы. Приходилось работать по 12-16 часов в сутки. Лишь в самые последние дни капитан запретил работать больше 8 часов, чтобы сохранить силы.
  Когда Кармен попросил оставить все в зимовочном виде, мы даже немного обрадовались- меньше работы.
  Когда нас оторвало от судна- стало очень плохо с водой. Крошили льдины вокруг и таскали мешками.
  Намеченный нами распорядок был природой нарушен. "Седов" сначала стоял вмерзший в большое поле. В конце декабря появились большие разводья. Началась перегруппировка льдов. Во время одной наиболее значительной подвижки унесло находящийся на льду наш аварийный запас и магнитный павильон. Там было продуктов на 3 месяца на 15 человек, снаряжение, научная аппаратура, аварийная радиостанция, горючее, уголь, лесоматериалы, шлюпка, клипер-бот. Все это находилось в двух палатках на расстоянии 300-400 метров. Когда стало разводить, мы видели, как все это унесло и, наконец, скрылось из глаз. Добраться туда было невозможно, дорогу преграждали разводья. Мы вынуждены были молча смотреть.
  Затем началась полоса почти непрерывных перегруппировок льдов. На разводье образовался молодой лед, иногда были сжатия, торошения. По правому борту во льду образовалась трещина. Мы опасались, что начнет нажимать. Поэтому готовили лунки. Диаметр 1.5- 2.0 метра. Сильного сжатия самого судна, к счастью, не было.
  Все дни с огромным вниманием следили за продвижением "Сталина". Вот он в море, вот в Гренландском море, вот вошел во льды. По ледовой ситуации мы и не предполагали, что ледокол сразу подойдет к нам. Нас окружал толстый 4-х метровый торосистый лед сплошными полями, огородивший нас от внешнего мира. И ледокол сделал совершенно правильно, когда, произведя разведку, ушел в Баренцбург за углем. Подойти к нам в тот момент значило сжечь весь уголь, рискуя целостью корпуса и механизмов.
  Потом произошел первый разговор по радио между Папаниным, Белоусовым и Бадигиным. В рубке находился капитан и Трофимов. Все с огромным интересом следили за разговором. Он транслировался по всему судну. Мы видели, что помощь близка, что день долгожданной встречи недалек. Все мы были в курсе дела и о каждом следующем разговоре.
  В начале января у нас с левого борта отнесло весь лед, образовалось широкое разводье. Мы стояли, прижавшись к большой льдине боком. При сжатии весь плавающий лед мог на нас навалиться всей свей силой, и мы решили отойти в битый лед, где было безопаснее. Надо было пустить машину. Для этого требовалось, прежде всего, разогреть котлы. А для этого добыть воду. Пресной в таком количестве добыть было невозможно. Пришлось наполнить их забортной водой. Ее можно было набрать через кингстон. Вручную накачать 60 тн. при низкой температуре, когда все замерзает, очень трудно, поэтому решили открыть кингстон. Сначала накачали брандспойтом воду во вспомогательный котел. Зажгли топки, подняли пар. И пустили в действие помпы, которые через кингстон качали воду в главные котлы.
  После того, как накачали воды в оба котла, разожгли топки и подняли пар. Держали его, конечно, не на марше, т.к. угля у нас было чуть-чуть, с тем, чтобы пустить машину только в случае угрожающей обстановки.
  Однако, ледовая обстановка была сравнительно спокойной, и мы ее не трогали до прихода "Сталина".
  В связи с большим разворотом работ по всему судну пустили аварийный движок и у нас почти непрерывно горело электрическое освещение (раньше это бывало только при зарядке аккумулятора). С пуском вспомогательного котла собрали паровое отопление и выключили камельки. Вообще, зажили по-царски. Это было даже непривычно.
  К камелькам приспособились и всегда было тепло. Вода всегда была. А тут отопление капризничало, трубы заедало, возни было порядочно.
  Ледокол ждали с огромным нетерпением. За 2,5 года в плавании изрядно соскучились по людям, по большой Земле, по культуре. Каждый день в кают-компании следили за ходом флагмана ледокола, слушали по радио известия о его продвижении.
  В эти дни резко возросла нагрузка рации. Мы писали домой, и нам писали- родные и незнакомые, целые коллективы. Завалили газеты запросами. Мы писали, но, конечно, всех удовлетворить были не в состоянии. И вот, наконец, мы увидели огни "Сталина". Мы видели на горизонте луч прожектора, он все время двигался. Все столпились на палубе.
  Настал день 13 января. Еще накануне мы видели по состоянию льдов, перегруппированных ветром, что ледоколу удастся пробиться к нам. Ближе, ближе, сквозь туман видны прожектора, затем мачты, корпус. Вот он идет прямо к нам, легко круша льдины, преграждающие ему путь. Какой он показался нам громадным и могучим! Слышны гудки, видны разноцветные ракеты, вот доносятся крики "Ура" Собравшись на полубаке, мы машем шапками, размахиваем руками, и нам в ответ машут и кричат.
  Развернувшись, флагман подошел к правому борту "Седова", остановлены его машины, летят швартовы.
  Дрейф окончен!
  
  
  15 января.
  Папашка два дня вертелся и жаловался на сердце.
   Легли в 5 ч.утра . В 7 ч. утра Раппопорт завопил : "Слушайте!!"
  Радио передавало тексты приветствий Сталина и Молотова нам (на имя Папанина и Белоусова) и "Седову". Мы поперлись к Папаше. Лежал довольный. Поздравили друг друга.
  -Верти, Эзра, дырку для медали...
  В 8 ч. утра снова слушали .
  Затем сели писать ответы.
  Текст по сети получили в руки лишь в 11:30. Принял Мошкин.
  В 1:30 на палубе собрался митинг. Ракеты, прожектора, кино. Выступали Колобов, Папанин, Бадигин, Белоусов, Трофимов, Любович, Буйницкий. Приняли ответы.
  Днем уже видна светлая полоска на юге. Были отсветы северного сияния.
  Погрузили на "Седова" 75 тн. угля и 10 тн. воды. Погрузку кончили.
  Сегодня весь день били корпусом по чашке. Вечером начали взрывать аммоналом. Хотим отбить груду льда на руле- остальное сойдет на ходу во льдах.
  Папанин вчера назначил комиссию для осмотра "Седова" (Белоусов, Бадигин, Неупокоев, Трофимов). Особых повреждений не нашли, две вмятины на правом борту, но капитальный ремонт ледоколу нужен.
  Одновременно работает медицинская комиссия в составе двух наших врачей - Смоленского и Сергеева- и Соболевского от "Седова". Она просматривала всех седовцев.
  Днем Буйницкий определился на 12 часов - широта 79о59' долгота 00о40'. "Седов" прошел 153 меридиана. Нас поджало к Гринвичу. Это вызывает большие опасения - можем попасть в Гренландский поток. Поэтому решили быстро сматываться- может быть, даже сегодня ночью.
  С левого борта появилось большое разводье.
  Специальный государственный флаг СССР с надписью ["Седов" 1937-1940, ледокол "Сталин", 80о00' сев.00о40'вост.долг] вечером установили на торосе. Бадигин и все остальные обошли судно, спустились на лед. Бадигин воткнул древко, сказал речь. Троекратный ружейный салют.
  Вечером на ледоколе был банкет. Седовцы преподнесли Папанину шкуру медведя.
  
  Ночью зашел к Бадигину. Рассказывал о научных работах в дрейфе.
  Заседал "Ученый совет" (он, Ефремов и Буйницкий). Намечали квартальные планы.
  Рассказал о курсах судоводителей и механиков третьего разряда Программу принимали по радио. Ребята занимались с азартом, сначала по 4 часа в день, потом потребовали сами по 6 часов. Много времени отнимала подготовка к лекциям. Зато хорошо отвлекала мысли.
  Харчу хватило бы до 1 сентября, муки еще на 2 года, горючее - только для топлива самолетов. На движок горючку экономили страшно. Берег (и сберег его) Токарев- золотые руки!
  
  16 января.
  Спал всего 1 час. Всю ночь писал статью Белоусова. В час дня перебрались на "Седов". Бадигин гостеприимно предложил совою каюту. Тесно, но ничего.
  У "Седова" работают машины, вертится руль, но уперлись- поле впереди и позади. Стоим. Подрывали аммоналом 2 раза- не вышло. Решили взять буксир и на ходу обломать ледовую чашку об лед.
  Ледокольный пароход "Сталинград" с запасом угля для "Сталина" и "Седова" под руководством капитана Сахарова вышел к кромке.
  В 13:50 "Сталин" отошел. "Седов" похрипел. Флагман ответил. "Сталин" долго разворачивался. В темноте казался черным, огромным. Лед вокруг весь мелко избит. На горизонте- мутная полоска.
  В 15:15 флагман "Сталинград" подошел, кинул конец, за ним потянули канат, дальше трос.
  Бадигин нервничал все время, поминутно выскакивал в ватничке из каюты, смотрел, не подошел ли флагман.
  -Наверное, завалится градусов на 20 - пустой, - говорил он. Официант убирает посуду, радисты сккумуляторы.
  Наконец, закрепили. Затем он долго разворачивался, чтобы стать под наименьшим углом.
  В 16:05 сказал кто-то : "Сейчас будут пробовать".
  Мы выскочили. Стояли. Мерзли. Свирепый ветер, мороз прямо леденит.
  Момента, когда тронулись (16:20), так и не заметили. Обнаружили вдруг, что лед мимо нас что-то быстро плывет. Оказывается- едем, притом вместе с чашкой.
  -Мы ее в Мурманск привезем.
  В кают-компанию вошел совершенно измученный с ввалившимися глазами Трофимов:
  -Все в порядке, машины работают хорошо.
  -Ты спал?
  -Нет еще. Сейчас пойду. Совесть спокойна и душа.
  "Сталин" идет чуть боком, расчищая нам более широкую дорогу, чем если бы мы тянулись в линию.
  
  Вчера была проведена медкомиссия среди седовцев в составе Соболевского, Смоленского и Сергеева. Все практически здоровы.
  
  Трос 3 раза лопался (пятидюймовый стальной). Сейчас стоим уже несколько часов.
  
  Буйницкий вчера получил телеграмму с поздравлениями с защитой дипломной работы (он был отчислен из гидрографического института в июне 1938 года за самовольный прогул ).
  
  Стенгазета "Мы победим" хранится у помполита. Висела в кают-компании.
  
  17 января.
  8:30 Буйницкий определился 79о22' и 0о32'. За день проперли 25 миль.
  Папанин утром сообщил, что "Сталинград" уже во льдах.
  Сейчас 10 часов утра, мы стоим.
  Народ харчится. У каждого конфеты, фрукты.
  В кают-компании патефон, пластинки, любимая пластинка "Штормовать в далеком море.."
  Стали в притык. Трос пропустили дважды и пошли около полудня. "Седов" помогал своей машиной, давая до полного хода. Шли по пеленгу, но сообразуясь таким образом- не курсом, а разводьями. Еще раз порвали трос. Около 18 часов увидели "Сталинград". "Сталин" бросил нас и пошел к нему. В 19 часов оба, развернувшись, пошли к нам. Гудки. Три советских корабля во льдах, огни цветные, прожектора. Седовцы спешно покидают каюты. Бадигин бреется.
  20:00 причалили с другой стороны "Сталинград" и "Сталин".
  Токарев рассказывает о том, как вытачивали вал для электромотора. Лопнул на морозе. Вытачивали вручную, на токарном станке.
  
  
  18 января.
  Ночью начали погрузку угля. На "Седове" работают три крана. Тепло. Стоим у кромки.
  "Сталина" болтает, он бьется об "Сталинград". Боясь разбить его в дым, флагман отошел метров за 30-40. Мы в это время находились на "Сталине". Перебрались на "Седова" по льду, прыгая по льдинам.
  Лег в 14 спать и спал до 8 вечера. Проснулся и смотался на "Сталина", забрав дневники. Тут побрился и сел снова работать , а то уже опупел.
  Вечером, около полуночи, очень сильно разболтало. Папанин решил отвести "Сталина" в лед и там бункероваться углем - во льду спокойнее без качки. Белоусов рупором приказал "Сталинграду" следовать за собой, а "Седову" болтаться во льдах, чтобы сбить чашку. Они уже взяли около 600 тн. угля.
  
  19 января.
  Лед, прочный, добротный. За нами идет "Сталинград". Вдали видны огни "Седова".
  Народ шутит:
  -Опять видны огни "Седова".
  Ясная ночь. Луна чистая. Папанин говорит, что мы уже в западном полушарии .
  Около 6 ч. утра стали. Подошел "Сталинград", начали погрузку угля. Пришел Дебабов- он был три дня на "Седове" и сейчас, пересев на "Сталинград" прибыл к нам. Измучен, но доволен. Три дня не спал, брал у доктора Соболевского пилюли от сна и снимал, снимал, снимал. не могу спать, когда такие кадры не досняты. У меня еще композиции есть- их надо обыграть".
  Эфраимсон ходит потерянный. Идти на "Седова" или нет, давать статьи или нет..
  В 6 ч. вечера получили сообщение, что "Седова" вынесло на чистую воду и он ни хера сделать не может. Руль таки да и не действует, и он, как только дает ход, вертится на месте, как шарик.
  Прекратили немедля погрузку и поперли к нему на выручку. "Сталинград" за нами. Тем временем, ветер чуть изменился и лед сплотило. Он крупно-битый, но солидный, до 3-х метров. "Сталинград" поминутно застревает. Приходится возвращаться, окалывать вокруг, пробивать ему дорогу. Что значит Арктика- еще вчера тут была зыбь, а сегодня- 10 баллов.
  Непрерывные сигнальные гудки: "идти за мной", "Стоп" и т.п.
  
  20 января.
  Сейчас 5 ч. утра. Положение без перемен. Ночь ясная, лунная. Сейчас выходил на палубу- сколько видит глаз- сплошной лед. Справа по носу стоит с сигнальными огнями высокий "Сталинград". Мы его окалываем.
  Между прочим, капитан "Сталинграда" Сахаров -сын капитана "Св. Фоки" Сахарова старшего, который вез когда-то самого легендарного Седова на Зфи. Сейчас он встречал "Седова". Вот темя для очерка "Проводы и встречи (спустя 28 лет)".
  Передал сегодня около 5 тыс. слов- опупел и отупел.
  К 8 ч. утра вышли к кромке. "Седов" попросил дать прожектор. Мы дали- он видит, сидит неподалеку. Папанин говорил с ними по радио, назвал их баржой, они страшно обиделись, заявили, что дают 9 миль.
  9 ч.- туман. Сейчас был на мостике, вышли опять в лед. Белоусов решил стать и дал сигнал "Сталинграду". Тут прослушал и с полного хода чуть не вмазал в нас. Еле успел вывернуть.
  -Полный веред! - заорал Белоусов, - Право руля!
  "Сталинград" выскочил боком влево. Белоусов схватил рупор, выбежал на угол мостика и начал крыть ёб...матерью на все Гренландское море.
  Сейчас идем потихоньку вперед. "Седов" где-то неподалеку впереди.
  Папанин не спит. ложился несколько раз- не может уснуть.
  11-11:30. Подошли к "Седову", стали борт о борт. После выступления И.Д. дипломатические переговоры.
  Буксир не налаживается- не подготовили. Время идет.
  В 12:30- 12:40 подали буксир и пошли на Баренцбург. "Сталинград" ушел раньше. "Седов" идет своими машинами. Буйницкий через борт мне сказал, что не вытерпел и сегодня определился. 78о10' и 4о30' западной. Мы - в том полушарии. Я- уже второй раз.
  13:30. Ложусь спать.
  Проснулся в 12 ночи.
  
  21 января.
  Идем по чистой воде. Временами- блины. В полдень - светло. Видны горы, ледники.
  Идем во льду Айс-фиорда. Видны огни Баренцбурга на горе.
  В 3 часа подошли к Баренцбургу. "Седова" отпустили- он решил самостоятельно подойти к пристани. Начал он вытравлять буксир и сорвал себе брашпиль. Пришлось нам травить к себе. Заняло несколько часов.
  22:00. Мы подошли к грузовой пристани. Около полуночи начали погрузку угля. "Седов" долго мудохался и, наконец, после нескольких часов попыток, ткнулся носом в пристань. К тому времени она уже опустела.
  -Первая швартовка капитана Бадигина, - сказал Белоусов.
  
  22 января.
  Около часа ночи пришли Виленский и Кармен. Оба нервничают. Поговорили с папой. Ушли.
  Я сел писать продолжения Буйницкого. Сидел до 11:30 утра. Вымотался.
  Нам предстоит идти в Грумант, отвести туда харч и взять там 40 больных.
  "Сталинград" застрял сзади нас. Идет на одном котле, в остальных пар не держится.
  Весь день грузимся.
  
  
  24 января.
  Вечером приблизительно в 6-7 часов вышли из Баренцбурга. Тайно.
  Шли льдом, довольно плотным. "Седов" шел самостоятельно. Около полуночи стали у кромки у выхода из Айс-фиорда. Дали буксир. Ушло на это часа два.
  -Как держать в море? - спросил Бадигин.
  -Откройте все конфорки! - сказал Папанин.
  -Есть!
  Задраили все иллюминаторы. Пошли.
  Вскоре начало болтать.
  
  25 января.
  Почти весь день изрядно болтало. Ночью волны гуляли по палубе, вода попадала в машину и коридор. Эхолот показывал малые глубины и поэтому отклонялись к востоку. Ход не больше 5 миль.
  
  26 января.
  Почти весь день идем в молодом льду. Ход до 8 узлов. Нос "Седова" обмерз и стал экзотическим.
  Лед- блинчатый, как чешуя.
  Поймали рацию Медвежки, взяли пеленг. Днем почти светло, на юге- зорька.
  Синоптик Дрогайцев обещает послезавтра сильный шторм, до 8 баллов. Тогда "Седова" на хер оборвет.
  В 12 ночи мы изменили курс и вместо того, чтобы выписывать восьмерки, пошли прямо на Мурманск.
  Идем с потушенным огнями. Сильно болтает. Льда уже нет. Папанин в кочегарке надрачивает братков.
   Раппопорт в дрейфе.
  
  27 января.
  Болтает. Капитан строжайше запретил зажигать спички и курить на палубе.
  
  28 января
  Вчера поздним вечером изменили курс и пошли чистый ост. В 3 часа утра дошли до 35 меридиана (Мурманск 33о) и повернули на юг.
  Луна, лунная дорожка. Идем прямо по ней.
  Днем впервые увидели солнце. Настоящее!!
  В 12 ч. на горизонте показались дымки. Подошли миноносцы "Грозный" и "Гремящий". Поравнявшись с нами, оркестр на палубе переднего заиграл "Интернационал". Флаги приветствия.
  Затем , пойдя милю, дали салют. Мы хрипели в ответ.
  Развернулись, стали с боков и пошли.
  Курс прежний- 180о.
  До конца экспедиции остаются последние мили.
  
  30 января.
  Вот и позади море, штормы, авралы. Едем в поезде домой.
  В вагоне-ресторане Полянский договаривается о том, когда снимут его бороду.
  Ефремов уже бритый- юнец!
  Бекасов заглядывал- он опоздал на поезд, задержал его на 45 минут.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"