Аннотация: О евангелической притче о "краеугольном камне"
ОТ МАТФЕЯ.
Глава 21.
33. ...Был один человек - землевладелец,
Он посадил виноградник,
обнес его оградой,
вырыл яму для давильни,
построил сторожевую башню
и отдал внаем иноградарям,
а сам уехал в чужие края.
34. Время сбора настало - послал он слуг к виноградарям
Получить свой доход с виноградника.
35. Но виноградари, схватив его слуг,
Одного избили, другого убили,
А третьего забросали камнями.
36. Снова послал других слуг - уже большим числом,
Но и с ними они поступили так же.
37. [Наконец он сына послал к ним, подумав:
"Сына моего постыдятся".
38. Но виноградари, сына увидев, сказали друг другу:
"Это наследник!
Давайте убьем его, и нашим будет наследство!"
39. Они схватили его, вытащили из виноградника и убили.]
40. Когда вернется хозяин виноградника,
что сделает он виноградарям этим?
41. - Казнит злодеев лютой смертью, а виноградник передаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему доход в положенный срок, - отвечали они (первосвященники и ста-рейшины).
42. - А вы не читали в Писаниях, - говорит им
Иисус: -
Камень, который отбросили строители,
стал краеугольным камнем.
Это сделано Господом -
Чудо, которое мы видели"?
43. Потому Я и говорю вам, что будет отнято у вас Царство Бога и отдано народу, который приносит доход.
44. [[Всякий, кто споткнется об этот камень, разобьется, а на кого упадет этот камень, того раздавит.]]
Этот эпизод, вошедший во все синоптические Евангелия, возможно является самым первым свидетельством начала про-цесса обоготворения личности Иисуса Христа.
Христианское толкование этого эпизода однозначно и ни у кого не вызывает сомнений:
Евреи убьют Иисуса - сына Божьего. За это у них будут отняты права быть богоизбранным народом. Это право будет пере-дано другому народу (римлянам, грекам, чехам, русским и т. д.).
"Чудо Господне" - христианская Церковь. "Краеугольный камень" - Иисус Христос, а также аллюзия на имя апостола Петра.
Однако при внимательном прочтении эпизода, не может не возникнуть целый ряд вопросов.
Самое интересное, что при всей очевидности и прозрачно-сти и притчи и остального текста, он был очень существенно отредактирован в сторону усиления целенаправленности его смысла. Эти вставки и искажения первоначального текста были осу-ществлены в очень ранние времена, так как редакции подверглись все три синоптических Евангелия.
Стихи 37 - 39. Почему их следует считать вставкой?
Во-первых, они настолько изменяют стиль притчи, что она начинает резко контрастировать с общем стилем притчей Иисуса.
Во-вторых, в этих стихах явственно прослеживается не ближневосточное, а европейское мировоззрение. По представле-ниям более цивилизованного востока, отец не должен бы был посылать своего сына (по тексту от Луки - "любимого") на такое опасное предприятие, где уже погибло несколько его слуг.
Надежда на совесть убийц (Виноградари, обсуждая преступление, высказывают чисто варварские представления о праве на собственность: убил хозяина - сам стал хозяином) - для евреев такое представление - нонсенс. А безответственная надежда отца на совесть убийц - это уже мотив "победившего" христианства.
В-третьих, этот отрывок ничего не вносит принципиально нового в смысл притчи. Он только лишь проявляет его; настоль-ко, что притча из загадки, парадокса, становится банальностью.
Стих 44 большинство ученых считает ранней интерполяцией (из Луки 20:18). Но почему-то он стоит на неподобающем ему месте. Наиболее естественно ему следовать непосредственно за стихом 42.
Стих 42 представляет наибольший интерес. Это цитата из 117-го псалма Давида:
.........
20. Вот врата Господа; праведные войдут в них.
21. Славлю Тебя, что Ты услышал меня и сделался
моим спасением.
22. Камень, который отвергли строители, сделался
главою угла.
23. Это - от Господа, и есть диво в очах наших.
24. Сей день сотворил Господь: возрадуемся и
возвеселимся в оный!
..........
Весь псалом посвящен восхвалению Бога спасение Давида от какой-то опасности, которая ему угрожала. Но причем здесь камень? Почему камень "краеугольный"?
В основании здания краеугольных, т. е. таких, которые ста-вятся во главу угла, - должно быть четыре. Если есть один принципиально важный камень, его логичней поместить в центре зда-ния.
Я не могу сказать ничего о псалме. Но употребление этой цитаты Иисусом можно объяснить следующим образом:
Мекканская Ка’аба существовала еще задолго до эпохи Иисуса Христа. Правда в его время она была заброшена и находи-лась в руинном состоянии. Но все же о Ка’абе в Палестине знали. И, наверняка, знали арабские предания о том, что ее построил праотец Авра’ам.
"Черный камень", - подарок Бога своему другу, и тогда на-ходился в фундаменте Ка’абы на ребре восточного угла здания. Этот камень был Единственный и Неповторимый. В основном только благодаря ему Ка’аба обретала святость, потому, что коснувшись его, любой человек снимал с себя все грехи.
Этот камень был истинно "краеугольным".
Иисус не мог не знать об этом.
Поэтому притчу о виноградарях следует понимать как пророчество о пришествии аравийского Ислама, а не европейской церкви.
Если придерживаться мнения, что Иисус не просто преду-гадывал будущее, а знал его, - 44-й стих служит серьезным предупреждением иудеям и еще не появившимся тогда христианам:
Религия, которая почитает "Черный Камень" Каабы, то есть Ислам, - именно эта религия единственная истинно вер-ная и за ней будущее.
История показывает, что с момента возникновения Ислама, против него идет непримиримая борьба и со стороны христиан и со стороны иудеев. Идеологическая пропаганда ведется постоянно. Уже неоднократно она перерастала в военную агрессию. Но, интересная история, - всякий раз, когда они подымали руку на Ислам, - да, они действительно, как правило, одерживали военные победы, - но в стратегическом плане, Ислам каждый раз только расширял сферу своего распространения.
При том этот обратный процесс происходил мирным путем, то есть строго в соответствии с идеями Иисуса о ненасилии.