Ржевский Станислав Геннадьевич : другие произведения.

Архаичные техники фотографии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


АРХАИЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОТОГРАФИИ

  

"Доисторический" период фотографии

   В настоящее время считается, что фотография была изобретена в начале XIX века, однако этому предшествовал долгий путь создания предпосылок - разработка светочувствительных материалов и оптических приборов, фокусирующих свет. Совмещение этих технологий, ранее существовавших и развивавшихся по отдельности, привело к появлению и широкому распространению фотографии.
   Способность некоторых веществ реагировать на облучение светом была известна еще с давних пор. В XVII в. Я. ван Гельмонт писал о применении в лечебных целях так называемого "адского камня" (Lapis infernalis), то есть нитрата серебра. При попадании на кожу данное вещество оставляет темные пятна, за счет выделения мельчайших частиц металлического серебра. Полагается, что светочувствительность этой соли была обнаружена в 1694 В. Гомбергом (по другим данным - в 1725 году, И. Шульце). Могли ли изыскатели XVI-XVII веков обнаружить способность покрытия из солей серебра запечатлевать светотеневые рисунки? Теоретически могли, однако доказательств тому на данный момент не обнародовано. Даже если в то время и были созданы некие прототипы фотографических отпечатков, оставалась нерешенной проблема их фиксации - ведь светочувствительная соль, не будучи удаленной с поверхности или дезактивированной, засвечивается полностью и изображение теряется.
   Одним из предтеч разработки фотографических процессов считается И. Г. Шульце (1687-1744). Шульце установил, что потемнение солей серебра происходит под действием света, а не тепла, как это ранее предполагалось. Проводя эксперименты, доктор Шульце смешал мел с азотной кислотой, содержащей следы растворенного серебра, в результате чего образовалась белая взвесь, которая темнела на свету. Далее исследователь обнаружил, что если сосуд, содержащий эту взвесь, частично затемнять, в нем отпечатываются следы света и тени. Таким образом, в начале XVIII века были получены одни из первых фотограмм.
   В 1777 г. К. Шееле в опытах с хлористым серебром обнаружил, что с помощью аммиака серебряные соли можно делать устойчивыми к свету, то есть был разработан прототип метода фиксации изображения. Большой интерес для истории фотографии переставляют труды Т. Уэджвуда, в начале XIX века научившегося создавать контактным способом фотографические изображения на серебросодержащих светочувствительных материалах.
   Для создания полноценной фотографии было необходимо устройство, концентрирующее свет и проецирующее изображение на экран. Методы оптического проецирования на плоскость известны с древности. Речь идет о т. н. "Camera obscura", (буквально: "темная комната") - простейшем проекционном устройстве, представлявшем собой темное помещение (или, в уменьшенном масштабе - ящик), в одной из стен которой проделано тонкое отверстие; проникающие через него лучи, подчиняясь закону дифракции света, сходятся и образуют картинку на задней стенке. Данный инструмент применялся в живописи - для создания наброска, в точности предающего детали реального мира, художнику оставалось только обвести получившееся изображение.
   В эпоху возникновения и развития фотографических технологий было популярно изготовление фотограмм - снимков, выполненных контактным способом, то есть путем прикладывания объекта к поверхности со светочувствительным покрытием. В таком случае, не требовалось использование фотокамер или каких-либо проекционных устройств. Таким методом, в частности, создавались ботанические иллюстрации, воспроизводящих форму растений, с которых были сняты фотографические отпечатки. В дальнейшем, контактная печать применялась для копирования изображений и текстов.
  

Гелиография

0x08 graphic

Ж. Н. Ньепс, "Вид из окна в Ле Гра", 1826(7), гелиография

   Самым ранним из дошедших до нас фотоснимков с натуры считается "Вид из окна в Ле Гра", изготовленный Ж. Н. Ньепсом в 1826 (или 1827) г. при помощи технологии гелиографии. Этот метод использовался им ранее, для получения контактных отпечатков изображений. Данный же снимок впервые был сделан с помощь камеры обскура. Технология гелиографии существенно отличалась от ставших впоследствии широко распространенными фотопроцессов. Ньепс использовал пластину из сплава олова, покрытую сирийским асфальтом (битумом). Запечатлеваемое изображение проецировалось на него в течение нескольких часов. Находившийся на освещенных участках пластины битум полимеризовался, становясь нерастворимым, далее с теневых участков битум смывался смесью лавандового масла и уайт-спирита (продукта перегонки нефти). Полученное изображение имело высокую контрастным и предавало мало деталей, однако к середине XIX века технология гелиографии подверглась усовершенствованию, что позволило получать более качественные изображения.
   Особенность этого метода заключалась в том, что он позволял получать матрицу для изготовления печатных оттисков гравюр. Основа из камня или металла, на поверхности которой находилось проявившееся в битумном слое фотоизображение, подвергалась травлению кислотой, разведавшей подложку на участках, не покрытых смолой. Затем битум смывался, и с полученного рельефа можно было делать оттиски на бумаге, покрывая его краской. Техника гелиогравюр получила широкое распространение в XIX веке, однако данный процесс использовался преимущественно для копирования фотоизображений, полученных другими способами. Гелиография требовала крайне долгих выдержек, что исключало непосредственное фотографирование людей и движущихся предметов; что уж говорить о помещении в камеру каменной или железной матрицы в качестве фотопластинки.
  

Дагеротипия

 
0x08 graphic

Д. Дрейпер. Портрет Дороти Катрин Дрейпер, 1840 г., дагеротип

  
   Дагеротипия (названая так своим изобретателем Л. Дагером) представляла собой первый успешно реализованный фотопроцесс с применением солей серебра. Изначально Дагером использовалось светочувствительное покрытие из йодистого серебра, создаваемое непосредственно на серебряной пластине, путем травления ее йодом. После экспозиции в камере изображение проявлялось парами ртути и фиксировалось раствором поваренной соли. В результате взаимодействия ртути с серебром в экспонированных участках на поверхности пластинки образовывалась амальгама, рассеивающая отражённый от неё свет. Выдержки при съемке дагеротипическим методом на первых порах могли составлять до получаса. Потребовалась доработка данной технологии для того, чтобы можно было проводить портретирование людей с натуры. Полученные снимки существенно отличались от привычной нам фотографии - это было изображение, в теневых участках представляющее собой зеркальную металлическую поверхность, а в светлых - матированные пятна. Для того, чтобы рассмотреть дагеротип, воспроизведя естественное изображение, его было необходимо расположить напротив темного фона, поэтому зачастую такие снимки обрамлялись в раскладную рамку в виде "книжки", на второй створке которой находилось матовое черное покрытие. Нетрудно догадаться, сколь высокой была цена дагеротипических снимков, с учетом того, что они изготавливались на серебряных пластинках. Разумеется, использование паров ртути для проявки, также являлось крайне негативным фактором. Тем не менее, дагеротип стал одной из первых техник фотографии, позволяющей получать качественные снимки с высокой четкостью и хорошей проработкой тонов.
  
  

Солевая фотография (калотипия)

0x08 graphic

Дж. Бэлантайн, Ж. Белл и Д. О. Хилл. Хилл & Адамсон, 1844 г., солевая печать

   Развитие фотографических техник поставило вопрос о необходимости ухода от использования металлических пластин в качестве основы снимка. Дешевле и практичнее было бы печатать фотографии на бумаге и картоне. Оставалось разработать способ нанесения светочувствительного вещества на поверхность носителя. И сперва это было предложено делать самым простым способом - путем смачивания поверхности бумаги раствором солей. Эти разработки были осуществлены Ф. Тальботом в 30-е годы XIX в. Согласно предложному им способу, бумага смачивалась в растворе поваренной соли, затем в растворе нитрата серебра, в результате на поверхности образовывался светочувствительный слой хлорида серебра. Фиксация осуществлялась концентрированным раствором йодида калия, позже - тиосульфатом натрия.
   Основной проблемой ранних фотопроцессов являлась низкая светочувствительность используемых материалов. Проявление изображения изначально происходило непосредственно во время засветки -- таким способом можно было изготавливать фотограммы и фотокопии документов, но для натурной съемки требовалась высокая чувствительность фотоматериалов. Это было достигнуто благодаря открытию процесса проявления скрытого изображения. Тальбот использовал для этих целей обработку фотопластин смесью нитрата серебра с галловой и уксусной кислотами. В результате, небольшие количества металлического серебра, образовавшиеся в низкочувствительной эмульсии при засветке, становились катализаторами для выделения большего количества серебра из проявляющей смеси, что позволяло получить качественные снимки после коротких экспозиций.
   В целом, этот способ стал прототипом для дальнейшего развития фотографии на основе солей серебра. Однако, непосредственное покрытие бумаги светочувствительными солями не позволяло получить изображение высокого качества, поэтому возникла необходимость разработки фотоэмульсий.
  
  

Альбуминовая печать

0x08 graphic

Ф. Фрис. Гипетральный храм на о. Агилкия, 1857 г., альбуминовая печать

   В качестве связующего вещества для эмульсии было предложено использовать альбумин (яичный белок) - соответствующий процесс был запатентован в 1850 г. Л. Бланкарт-Эдвардом. Данный метод заключался в том, что бумажная основа снимка покрывалась смесью раствора альбумина, аррорута (мучного крахмала) и поваренной соли. Далее бумага смачивалась раствором нитрата серебра, и в толще эмульсии образовывался хлорид серебра. Изображение на альбуминовой бумаге проявлялось под действием видимого света. Фиксация изображения осуществлялась при помощи тиосульфата натрия, на конечной стадии проводилось вирирование соединениями золота, замещавшего серебро на снимке.
   Альбуминовая печать получила широкое распространение благодаря относительной простоте и дешевизне, но такие снимки отличались невысокой сохранностью из-за постепенного разложения белкового компонента. В дальнейшем альбуминовая эмульсия была вытеснена из употребления желатиновой, однако использование галогенидов серебра осталось магистральным направлением развития фотографических технологий.
  

Коллодионный процесс и ферротипия

0x08 graphic

Женский портрет, 1856-1900 гг., ферротип

   Альбумин и желатин являются белками животного происхождения, они подвержены разложению и могут служить питательной средой для микроорганизмов. К тому же, в толще альбуминовая эмульсия непрозрачна, а перед фотографами возникла необходимость создания прозрачных носителей, с которых можно было бы многократно тиражировать снимки. Поэтому продолжался поиск других веществ, могущих послужить связующей основой для фотоэмульсии. Наконец, возникла идея использовать для этих целей коллодий - раствор динитроцеллюлозы в смеси диэтилового эфира с этанолом. Считается, что коллодионный процесс был изобретён независимо друг от друга Ф. С. Арчером и Р. Бинэмом, а также Г. Лёгре. Первоначально применялась "мокрая печать", в этом случае фотоэмульсия обладала светочувствительностью только будучи влажной, что требовало ее немедленного экспонирования в лаборатории. Эмульсия в мокром коллодионном процессе готовилась из раствора коллодия в смеси с бромистым кадмием и йодистым калием, затем к ней добавлялся нитрат серебра. После экспонирования влажной фотопластинки в камере, она проявлялась раствором железного купороса. Примечательно, что изначально для фиксирования коллодионных снимков применялся высокотоксичный цианистый калий, однако затем он был заменен на гипосульфитные соли. Использование влажной фотопластинки лишало фотографа мобильности, но в дальнейшем эта технология была доработана - в 1864 году В. Болтон и Б. Сайс предложили новый метод изготовления сухой коллодионной фотоэмульсии. Стоит отметить недостаток использования коллодия -- дело в том что динитроцеллюлоза является горючим веществом, фотоматериалы изготовленные на основе коллодия и целлулойда обладали высокой пожароопасностью.
   В середине XIX века приобрел популярность метод фотопечати на железных пластинках, покрытых черным лаком, получивший название "ферротипия". Внешне такие снимки напоминали дагеротипы, но при этом их металлическая основа стоила существенно дешевле. Технология была впервые описана А. Мартином, а в 1856 году запатентована Г. Смитом и В. Клоэном. Изображение в данном процессе, представлявшем собой развитие коллодионной технологии, формировалось также металлическим серебром. Для этого железная пластина покрывалась коллодиевой или желатиновой эмульсией, содержащей галогениды серебра. После экспозиции в затененных участках образовывалось малое количество серебра, сквозь них просвечивала темная подложка, в светлых частях слой металлического серебра ярче отражал падающий свет - таким образом, пластина воспроизводила позитивное изображение. Проявление экспонированных пластин производилось смесью железного купороса, серной кислоты и этанола, далее ферротип фиксировался раствором гипосульфита.
  

Гуммиарабиковая и масляная печать

0x08 graphic

E. Стэйхен. День скачек, 1907 г., гуммибихроматная печать

   Помимо фотографии с использованием солей серебра, параллельно развивались процессы, основанные на принципиально других технологиях. А. Л. Поитевином было установлено, что коллоиды на основе гуммиарабика и желатина, обработанные солями хрома, приобретают светочувствительность, они становятся способны затвердевать под воздействием ультрафиолетового излучения. С середины XIX века подобные реакции стали применять для фотографии. Желатин, как уже было сказано, подвержен разложению и зарастанию плесенью, поэтому более предпочтительным материалом для создания эмульсии стал гуммиарабик - смола деревьев вида акация. В целом, процесс выглядел следующим образом: на подложку наносилась смесь коллоидного раствора гуммиарабика с бихроматом калия и пигментом, затем на полученную фотопластинку накладывался негатив и просвечивался ультрафиолетовыми лучами (либо естественным солнечным освещением). В результате, на засвеченных участках происходило дубление коллоида, на теневых же эмульсия оставалась растворимой. Далее оставалось промыть фотопластинку теплой водой, после чего происходило растворение не задубленной эмульсии и вымывание пигмента - в результате на снимке оставалось окрашенное изображение.
   В пикториальной фотографии применялась другая модификация бихроматного процесса, т. н. масляная печать, или "ойлпринт", основанная на использовании желатиновой эмульсии, которая обладает способностью отталкивать разведенную на масле краску. Изобретателем этого метода можно считать Г. Роулинса, который описал данный процесс в 1904 году, однако, по всей видимости, он основывался на предыдущих разработках других исследователей. В предложном им варианте процесса экспонированный снимок с желатиновой эмульсией, сенсибилизированной бихроматом калия (или аммония) промывался горячей водой, после чего происходило его покрытие масляной краской. На участках со смытой не задубленной эмульсией, краска связывалась с подложкой, на участках с сохранившимся желатином - в дальнейшем смывалась водой. В 1907 году В. Пайпер разработал технику при которой не задубленный отпечаток на эмульсии из желатина с бромистым серебром отбеливался и становился матрицей, для нанесения на нее краски, это процесс получил название "бромойль".
  

Цианотипия

0x08 graphic

A. Эткинс. Фотограмма водорослей Cystoseira granulata, 1843 г., цианотпия

   Еще одно направление фотографии, ставшее "альтернативным" - использование светочувствительных железистых солей. Распространным воплощением этой технологии стала цианотипия. Этот способ был разработан Д. Гершелем в середине XIX века, и некоторое время применялся параллельно с "серебряной фотографией", однако цианотипические снимки стали использоваться преимущественно для снятия копий с документов, в то время как в художественной съемке преобладали другие фотопроцессы. Изображение цианотипов строится на основе синего пигмента - берлинской лазури (или другой его модификации - турнбулевой сини). Основой для приготовления светочувствительного покрытия являются соли, содержащие трехвалентное железо (обычно использовался гексацианоферрат (III) калия (красная кровяная соль) и ферроцитрат (III) аммония). В данном методе изображение формируется под воздействием ультрафиолетовых лучей, по аналогии с гумибихроматной печатью. На затененных участках эмульсии нерастворимый пигмент не образуется, в последствии они просто промываются водой - в этом и состоит фиксация изображения. Недостатком цианотипии является необходимость длительной экспозиции и относительно низкая устойчивость полученного изображения. Имеется также вариация процесса с использованием аммоний-железо (III) оксалата (соль щавелевой кислоты), дающая более стойкое изображение.
  
  
  

Антотипия

0x08 graphic

Д. Гершель. Фотограмма с картинки "The Royal Prisoner",1839 г., антотипия

   Помимо циантоипиии, Д. Гершелем также был разработан весьма своеобразный вид фотографического процесса, получивший название "антотипия" (по наименованию содержащихся в растениях пигментов - антоцианов). Известно, что листья растений реагируют на интенсивность солнечного света изменением окраски - в наиболее затененных местах количество хлорофилла снижается. С другой стороны, в отрезанных, высыхающих листьях, под действием света может происходить фотоокисление хлорофилла, из-за чего ткани теряют зеленую окраску. С воздействием света связаны и другие фотохимические превращения растительных пигментов, не только зеленых. Таким образом, прикладывая негативное изображение на листовую платину, можно контактным способом получать фотографические отпечатки. Интересно, что в качестве светочувствительных материалов годятся к использованию использовать не только листья, но и фрукты.
   Светочувствительные пигменты можно выделять из листьев, лепестков и плодов растений, затем использовать их для создания фотобумаги. Одним из наиболее простых "рецептов" в данном случае является использование сока окрашенных ягод (клюквы, смородины, черники и т. п.), а также, свекольного сока. Наконец, можно просто изготавливать гомогенат из зеленых листьев, растирая их в фарфоровой ступке со спиртом. Конечно, такое покрытие будет отличаться плохой светочувствительностью и низким качеством передачи тонов - однако, в данном случае интересен сам "первобытный" способ ее изготовления, не подразумевающий использования синтетических фотохимикатов. Антотипические снимки образуются в ходе длительной экспозиции, при этом они не требуют дополнительной проявки и фиксации, однако в их случае не стоит рассчитывать на долговечную сохранность.

Платинотипия

0x08 graphic

П. Г. Эмерсон "Возвращение домой с болот"1886 г., платиновая печать

  
   Светочувствительность соединений платины была обнаружена в 1804 году А. Геленом. Аналогично серебру, платина восстанавливается в металлическом виде из своих солей под действием света. При этом оксалат железа увеличивает светочувствительность данных веществ. Фотографический процесс на основе солей платины был описан в 1844 году Д. Гершелем и Р. Хантом. Однако способ фиксации платиновых снимков был разработан лишь в следующем десятилетие. Современного читателя может удивить, что платиновая фотография получила распространение в XIX в., однако следует учесть, что в те времена платина не была столь дорогим металлом.
   Вот пример одного из рецептов платинотипии: бумага покрывалась раствором щавелевокислой окиси железа и после экспозиции изображения проявляется раствором платиновой соли и щавелевокислого калия. В других вариантах платиновая соль вносилась непосредственно на фотобумагу. Платиновая печать позволяла получить большой тональный диапазон и считается долговечной, но вследствие увеличения стоимости данного металла, была вытеснена серебряной. Существовал также сходный процесс, подразумевающий использование солей палладия - но возросшая стоимость этого металла также сделала затруднительным его применение в фотографии.
  

Автохром

0x08 graphic

Ф. O'Горман "Девушка в красном" (протрет Кристины Элизабет Фрэнсис Беван), 1913 г., автохром

   Теперь рассмотрим ранний метод цветной фотопечати, запатентованный братьями Л. Ж. и О. Л. Н. Люмьер в 1903 г. и получивший название "автохром". На фотопластинку со светочувствительным покрытием накладывался растровый светофильтр, состоящий из раскрашенных в три основных цвета частиц крахмала, образующих смесь с равномерным распределением цветов. Крахмальные зерна удерживались слоем каучука, который был зачернен сажей, дабы не пропускать свет "в промежутках" между элементами крахмального растра. Лучи определенного спектра, проходя через крахмальный "светофильтр" засвечивали участки эмульсии (как правило, галогенсеребряной), запечатлевая свойственные им цвета. После проявки изображения, при рассматривании его через тот же слой крахмальных зерен, происходило воспроизведение зафиксированных цветов.
   Автохромы начала XX века сморятся весьма интересно даже в наши дни. Однако, им были свойственны неизбежные изъяны. Наличие крахмального растра приводило к возникновению крупной зернистости изображения. Передача цветов при этом была далеко не идеальной. Автохромный снимок с крахмальным растром представлял собой оптически мало прозрачную конструкцию, его нельзя было просвечивать и тиражировать или проецировать, как диапозитив. Тем не менее, этот способ стал массовым - он оказался доступнее трехступенчатой съемки через цветные светофильтры, которую, в частности, применял российский фотограф С. М. Прокудин-Горский. В дальнейшем появилась модификация процесса, использующая вместо крахмала микрокапсулы гуммиарабика, отпала необходимость в зачернении сажей связывающего вещества, что позволило получать более прозрачные снимки.
  

Заключение

   Очевидно, что в настоящее время практически все виды химической фотографии отходят на второй план, вытесняясь цифровой фотосъемкой и принтерной печатью. Однако, как и при развитии любой технологии, со временем происходит "пресыщение современностью", заставляющее энтузиастов обратить внимание на старые, и, казалось бы, отжившие свой век методы фотографии. Эти технологии неспроста были вытеснены из практики - причиной тому становилась, как правило, их сложность, дороговизна, либо опасность для здоровья и окружающей среды. Однако, и в наши дни находятся любители, ради поиска нестандартных художественных методов готовые столкнуться со всеми тяготами, сопутствующими использованию старинных фотографических процессов. При этом может получиться интересный результат, выпадающий из цифрового мейнстрима. В мировой сети представлены сообщества любителей альтернативной фотографии (в частности, сайт www.alternativephotography.com).
   Но говоря по существу, далеко не все архаичные фототехнологии можно рекомендовать для использования. Конечно, и сейчас есть мастера, практикующие дагеротипию. Но одна только необходимость использовании паров ртути в этом процессе делает его сомнительным занятием. Подобные эксперименты даже не хочется советовать повторять, особенно в домашних условиях. То же касается гумибихроматной и желатинбихроматной печати - эти технологии, к сожалению, сопряжены с необходимостью использования высокотоксичных солей хрома, поэтому также не могут быть рекомендованы для широкого круга любителей (разве что, вы располагаете оборудованной лабораторией и обладаете навыками безопасной работы с ядовитыми веществами). Такие процессы как платинотипия, хризотипия, паладиотипия требуют использования дорогих соединений, поэтому возможность их применения зачастую отпадает по финансовым причинам.
   Что же, в итоге, можно посоветовать фотолюбителям, желающим приобщиться к альтернативной химической фотографии? Пожалуй, наиболее доступной и безопасной технологией является антотипия. Конечно, у нее существенно ограниченные возможности, но именно ее можно рекомендовать для начинающих знакомство с альтернативными фотопроцессами. Также относительно простой и доступной является цианотипия - но в этом случае уже приходится иметь дело с веществами, не вполне безобидными - стоит помнить, что красная кровяная соль ядовита (хотя и не в такой степени, как те же бихроматы), более того при контакте с кислотами она образует смертельно опасный газ цианистый водород, так что для работы с цианотипами требуется немалая осторожность.
  
  
   Источники по теме:
  
   А. Алексеев. Мокрый коллодионный процесс. Вечный коллодий. Журнал "Foto&video" 2009, N 2, С. 86-93.
  
   А. Галкин. Солнечный рисунок. Журнал "Foto&video", 2010, N 12, С. 86-89.
  
   Д. Орлов. Соляная печать Фокса Тальбота. https://www.photographer.ru/cult/practice/4964.htm
  
   Д. Орлов. Масляная печать (oilprint), бромойль (bromoil) и способ переноса
   https://www.photographer.ru/cult/practice/5053.htm
  
   К. В. Чибисов. Позитивные процессы на хромированных коллоидах // Очерки по истории фотографии / Н. Н. Жердецкая. - М.: "Искусство", 1987. 
  
   Э. Фогель "Карманный справочник по фотографии", 1928 г.
  
   Ф. Шмидт. Практическая фотография (перевод с немецкого), Спб, 1905.
  
   Bingham, Robert J. Photogenic manipulation. containing the theory and plain instructions in the art of photography, or the production of pictures through the agency of light: including calotype, fluorotype, ferrotype, chromotype, chrysotype, cyanotype, catalissisotype and anthotype. London, 1848.
  
   Dr. M. J. Ware and P. BarghThe New Cyanotype - Cyanotype II process.
  
   M. Fabbri.The history of anthotypes/ http://www.alternativephotography.com/the-history-of-anthotypes

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"