Ржевский Станислав Геннадьевич : другие произведения.

Кристаллическая живопись

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


КРИСТАЛЛИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Кристаллы, как нестандартный художественный материал

   Опыты с кристаллами могут лечь в основу нового направления изобразительного искусства. В наш век уже известны многие способы рисования нестандартными материалами - будь то песок, молотый кофе, металлические опилки, и проч. Вдобавок к ним можно предложить использовать в качестве красок растворы солей - это позволит создавать картины из кристаллов самых причудливых и замысловатых форм. Пусть сама природа творит красоту, художник должен ей только немного помочь.
  

0x01 graphic

0x01 graphic

Рис. 1. Микрофотографии подкрашенных кристаллов гидрохинона

Масштабы

   Существует множество способов кристаллизации - они позволяют получать структуры разных масштабов. Можно применять экспресс-метод: выливать капли раствора соли на предметное стекло и выпаривать растворитель; при этом образуются мельчайшие кристаллы, видимые только под микроскопом. Медленное высыхание водных растворов с примесью желатина позволяет получать узоры, видимые невооруженным глазом, либо с помощью маломощной линзы. Можно также кристаллизовать воду и другие жидкости при пониженной температуре; можно выращивать кристаллические грозди и деревья из перенасыщенных растворов; осаждать один металл на поверхности другого (как в случае с замещением меди железом в растворе медного купороса). Вид будущей картины зависит от применяемого растворителя: спирт, эфир, ацетон и другие органические жидкости испаряются очень быстро, тем самым производя мелкие кристаллы; вода испаряется медленнее, что увеличивает масштаб узоров; медленнее всего испаряются органические масла.
  

Примеси и красители

   Для получения художественных работ необходимо смешивать растворы разных солей, подбирая пропорции. Даже небольшая примесь одного вещества может существенно изменить форму кристаллов другого. Кроме того, кристаллы можно окрашивать - мелкие частицы красителя проникают в кристаллическую решетку и распределяются между ее узлами (рис. 1). Для окрашивания пригодны химические индикаторы - бриллиантовый зеленый, метиловый оранжевый и проч. Изменяя кислотность среды можно создавать цветовые переходы - для этого в окрашенный препарат необходимо вносить небольшие капли кислоты или щелочи.
  

Технология микрофотографии

   Для запечатления кристаллических узоров необходимо оптическое оборудование - микроскопы, линзы, фотокамеры. Можно использовать любые микроскопы и бинокуляры, применяемые в лабораториях. Для фотографирования желательно применять окулярные камеры, соединяемые с тубусом микроскопа; однако, в отсутствие таковых может выручить обыкновенный цифровой аппарат. При этом возникает множество технических проблем - с глубиной резкости, освещением и т.д., но все эти трудности вполне преодолимы - с ними позволит справиться опыт и художественная интуиция.
  

0x01 graphic

0x01 graphic

Рис 2. Макроскопические снимки кристаллов в поляризованном свете (нитрат натрия и ортофосфат калия)

  

Кристаллы в поляризованном свете

   Многие вещества образуют кристаллические узоры интересных форм, но из-за прозрачности и низкого контраста они плохо запечатлеются на фотографии. Здесь на выручку может прийти широко применяемый в минералогии способ: фотографирование с перекрестной поляризацией.
   Суть метода заключается в том, что фотографируемый объект помещается в поток поляризованного света и снимается через поляризационный фильтр. Вращая поляроид на объективе фотоаппарата, можно добиться полного затемнения источника света; однако, оптически анизотропный предмет, помещенный в его лучи, будет выглядеть ярким и контрастным, более того, у него могут появиться невидимые невооруженным глазом цвета. Почти все кристаллы обладают оптической анизотропией, и в поляризованном свете выглядят гораздо интереснее.
   На практике можно проводить фотографирование кристаллов в поляризованном свете под микроскопом - для этого стоит закрыть одним фильтром-поляроидом источник освещения, другой расположить между предметным столиком и объективом. Вращая фильтры относительно друг друга, можно добиться появления контрастной картинки на фоне темного поля. Интересно, что при этом прозрачные кристаллы могут приобретать радужную окраску
   Другой способ применим к кристаллическим рисункам большого масштаба, выполненным на стеклянной пластине. В качестве источника поляризованного света можно использовать компьютерный монитор, на экран которого выведено сплошное белое поле (стоит помнить, что в конструкцию ЖК-дисплеев входит поляризующая пленка). Нанесенные на стекло при помощи желатинового раствора кристаллы можно расположить на фоне монитора и фотографировать установленной на штатив камерой (рис. 2.).
  

Перспективы

   Еще многое не изучено и не проверено. Можно исследовать виляние на кристаллизацию магнитных полей, яркого света, звуковых вибраций разной частоты. Можно использовать различные полярные и неполярные растворители, можно получать кристаллы из расплавов или из тонких парообразных веществ. Все это обеспечивает безграничные творческие возможности - формы кристаллов, полученных разными способами непредсказуемы, но всегда гармоничны; посредством многих опытов из одной капли раствора можно получать самые фантастические пейзажи.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"