Ржевский Станислав Геннадьевич : другие произведения.

Цианотипия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Цианотипия

   Одним из наиболее доступных методов альтернативной химической фотографии является цианотипия. Этот способ имеет глубокое историческое происхождение -- он возник в середине XIX века, и некоторое время применялся параллельно с фотопроцесами на основе соединений серебра. Однако, в силу особенностей технологии, цианотипические снимки стали использоваться преимущественно для снятия копий с документов, в то время как в художественной съемке преобладали другие методы.
   Изображение цианотипов строится на основе синего пигмента -- берлинской лазури, или другой модификации -- турнубулевой сини. Стоит отметь, что берлинская лазурь и турнбулева синь не являются разными веществами -- это исторические названия, закрепившиеся за смесью смесь гексацианоферратов (II) от KFe[Fe(CN)6] до Fe4[Fe(CN)6]3, где отдельные компоненты представлены в разных пропорциях. Берлинская лазурь известна с XVIII в. и использовалась в качестве пигмента для составления красок синих оттенков.
   Основой для приготовления светочувствительного покрытия в цианотипии являются соли, содержащие трехвалентное железо. Обычно используется гексацианоферрат (III) калия (красная кровяная соль) и ферроцитрат (III) аммония (аммиачно-лимннокислое железо).
   Особенностью данного метода является то, что изображение формируется под воздействием ультрафиолетовых лучей -- поэтому для контактной печати снимков необходима длительная экспозиция на ярком солнечном свете, либо в лабораторных условиях под ультрафиолетовой лампой. На затененных участках эмульсии нерастворимый пигмент не образуется, в последствии они просто промываются водой -- в этом и состоит фиксация изображения. Недостатком цианотипии является относительно низкая устойчивость полученного изображения, достоинством -- относительная простота и широкий спектр художественных возможностей.
  
   0x08 graphic
   0x08 graphic
  

Непроявленные цианотипические отпечатки после экспозиции

   Если у вас возникло желание заняться изготовлением цианотипических снимков, вы сможете убедиться, что этот процесс легко реализуется, даже в домашних условиях. Единственная сложность -- приобретение необходимых реактивов. Однако, эти вещества в наши дни не являются запредельной редкостью, их можно найти в интернет-магазинах. Тем более, что красная кровяная соль используется в лабораторных анализах по неорганической химии, а лимоннокислое железо является пищевой добавкой.
   Итак, нам понадобится два основных компонента: 1) гексацианоферрат калия, иначе называемый "красная кровяная соль" 2) Цитрат железа(III)-аммония, известный также под названием "аммиачно-лимоннокислое железо". Следует учесть, что красная кровяная соль, содержащая цианогруппу является довольно ядовитым веществом, под воздействием кислот образует токсичный газ цианистый водород, в обращении с ней необходимо соблюдать все меры предосторожности; зато второй компонент, используемый в качестве пищевой добавки, менее токсичен.
   Если возникнут проблемы с приобретением аммиачно-лимоннокислого железа, его можно изготовить самостоятельно из более доступного хлорида железа (III), лимонной кислоты и нашатырного спирта (обратите внимание, железо в соединении должно быть трехвалентным!). Существенно упростит задачу наличие лимоннокислого железа -- для приготовления светочувствительной смеси, его нужно растворить в аптечном нашатырном спирте -- гидроксид аммония образует с цитратом железа требуемое комплексное соединение.
   Цвет полученных снимков будет зависеть от соотношения концентраций компонентов -- смешивая растворы в разной пропорции, вы можете получать на экспонированных пластинах оттенки от голубого до темно-синего. Стандартный рецепт подразумевает использование 30% раствор аммиачно-лимоннокислого железа и 12% раствор красной кровяной соли, которые смешиваются в равных пропорциях.
   Для приготовления светочувствительной смеси соедините водные растворы двух компонентов. В данном процессе не создается эмульсия, смесь наносится непосредственно на листы плотной бумаги, они сушатся в темноте, после чего их можно подвергать экспозиции. При этом стоит обратить внимание на плотность бумаги и ее текстуру -- для хороших снимков необходимо равномерное распределение пигмента по всей поверхности и его устойчивое связывание с поверхностью листа. Во время сушки, поверхность бумаги может зеленеть, но как показывает практика, эта реакция не является помехой для дальнейшей фотопечати, ведь в ходе нее не образуется нерастворимых окрашенных соединений, связывающихся с бумажной основой. Появление интенсивной окраски в процессе сушки может свидетельствовать о том, что используемые растворы имеют слишком высокую концентрацию действующих веществ.
  
  
0x08 graphic

0x08 graphic

Цианотипические отпечатки после проявки

   Проще всего получать цианотипические фотограммы. Для этого на полученную фотопластинку можно положить какие-либо непрозрачные или полупрозрачные предметы -- например, это могут быть композиции из листьев и цветов. Далее пластинка экспонируется на ярком солнечном свете или под ультрафиолетовой лампой (рекомендуется использовать лампу Вуда, более безопасную для глаз, нежели кварцевые медицинские лампы). Экспонирование продолжается до появления устойчивой синей окраски на засвеченных участках. Время экспозиции придется подбирать опытным путем, но как показывает практика, в случае использования лампы достаточно нескольких часов, в то время как засвечивавшие солнцем может занять более длительное время.
   Возможно перенесение картинки на цианотипические пластины с негативов. Если у вас нет пленочных кадров достаточного размера, можно изготовить цифровой негатив, инвертировав компьютерное изображение и распечатав его принтером на прозрачной пленке. Возможно также перенесении картинок с трафаретов и аппликаций.
   Для того, чтобы закрепить полученное фотоизображение, следует аккуратно промыть отпечаток проточной водой, удалив не окрасившиеся участки смеси (здесь важную роль играет то, что образующийся под действием ультрафиолета пигмент, в отличие от своих веществ-предшественников, является нерастворимым соединением).
   Полученные отпечатки сушатся, затем выпрямляются под прессом. Для того чтобы полученное изображение сохранилось, пластинки можно покрыть лаком и хранить их в темноте.
   Помимо описанной здесь классической методики, имеются модификации цианотипии, фотографические процессы, основанные на светочувствительности солей железа остаются открытой областью для экспериментальных поисков.
  
   Литература по теме
  
   Дмитрий Орлов. Под синим флагом цианотипии. Самоучитель. https://www.photographer.ru/cult/practice/5001.htm
  
   А. В. Максимова, К. А. Мисюра-Аладова, Ю. А. Богданова. Идентификация, хранение и консервация фотоотпечатков, выполненных в различных техниках / Е. А. Васильева. -- СПб.: "Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО", 2013. -- 47 с. --> https://rosphoto.org/wp-content/uploads/2016/07/identification_2013.pdf

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"