Во время конкурса случилась неприятность: обзор был нечаянно удален. Почти случайно у меня осталась бумажная копия документа. Перед вами - перепечатанный вслепую текст, который я не имею времени перепроверять. Прошу прощения за опечатки.
К настоящему времени я написал уже около двухсот книг. Кажется, пора бы миру устать, и потребность в моих произведениях должна бы сократиться до тихого шопота; но, предположим, читатели продолжают требовать мои книги и в течение следующих двух тысяч лет. Как быть? Что ж, можно было бы собрать деньги и финансировать изготовление моих клонов, а там, глядишь: и вот уже пятьдесят абсолютно одинаковых близнецов с генами Азика сидят себе рядком, мучают печатные машинки и производят чудесные Азимовские книги.
Но смогут ли они? Неужели мои книги -- результат исключительно моей генетики?
По Азику Азимову
В небольшом вступлении к одной из статей учебника "Психология сегодня" Азик Азимов рассказал о влиянии неповторимого жизненного опыта на индивидуальность человека. Мне кажется, тем не менее, что в основе всякого личного опыта заложены очень похожие элементы. Это и первые шаги, и первые настоящие друзья, и осмысление ошибок зеленой юности. Элементы эти похожи на кирпичики: один к одному, и каждый слеплен по общим мерками. Но даже из похожих кирпичей можно построить очень разное: и длинные улицы стандартных блоков, и удивительные памятники архитектуры. Авторская уникальность -- отнюдь не абстрактность, она вполне поддается определению. В прозе -- это выбранная тема; акценты; этсетика; жизненный опыт, мудрость и зрелость писателя.
Обычно я ищу в рассказе главную идею, мне также интересен вывод автора или, наоборот, предложенная читателю дилема. Я обращаю внимание на структуру произведения; ее наличие или отсутствие выдает не только уровень мастерства, но и степень осмысления темы автором. Если, прочитав рассказ, мне захочется всерьез поспорить с героем, то я не зря потратила свое время. Если рассказчик сумел обойтись без вульгарного жаргона, если в произведении чувствуется музыка речи, то я не зря потратила время...
Составляя свои отзывы, я постараюсь выделять тоько те моменты, которые можно считать общими; применимыми и для любых других произведений, а не только "полезными" для конкретного автора и для конкретного рассказа. Мои записки -- это рабочие замечания, сделанные по ходу чтения. Отнеситесь к ним достаточно скептично, но я буду рада, если они окажутся вам полезными.
На нечаянные опечатки в рассказах внимания не обращаю, вот и в этом документе их искать не буду. Замечу - исправлю, но специально искать не могу. Ни в коем случае не из пренебрежения, нет. Исключительно по причине занятости.
P.S. Во время конкурса случилась неприятность: обзор был нечаянно удален. Почти случайно у меня осталась распечатанная копия документа. Перед читателем - перепечатанный вслепую текст, который я не имею времени перепроверять. Прошу прощения.
1 Астрель "Любимая, спи..."
Ни действия, ни сюжета... Но и просто зарисовкой этот рассказ я не назвала бы. Скорее - картина. С хорошо прорисованными деталями.
2 Piv Abortmaher Давно известный совет: пишите только о том, что сами знаете. (Другой вариант: посоветуйтесь с экспертом.) Рассказ "Abortmaher" - хороший тому пример. Я не врач, изображенные в рассказе детали операции проверить не могу, но этого и не нужно. Требуется только заставить читателя поверить. Я поверила.
Описанная в произведении правда - она для всех, такая простая, такая доступная.
Но и для эстетов приятный сюрприз: символика в рассказе -- то, что надо! Ребенок умер - значит, Ыш умер. Другой ребенок спасен -- н-да... на, а как же быть с Ышем?
И все это - под рюмочку водки. Красота!
...Если бы не вульгарные сравнения.
3 Рассказчик Biochemistry В конце этого рассказа вдруг начинает стрелять ружье, которого не было. Любовное письмо получилось не только слишком длинное, но и слишком неконкретное, какое-то "размазанное". Из него совершенно неясно, в чем же, собственно, вина любовника. Читатель теряется в догадках: неужели адресат письма натворил что-то ужасное, чрезвычайно серьезное, что-то из ряда вон выходящее? Иначе с какой стати стала бы женщина молиться о том, чтобы сын ее не был похож на отца?
5 дима п. Архитектор Темой рассказа можно считать все, что угодно. Например, манную кашу с вареньем и селедкой.
(С одной стороны, автор высмеивает тех, кто способен довольствоваться архитектурными поделками. "Откуда-то поперся турецкий стиль ... этих заказчиков Васеньке хотелось только бить по голове подрамником..." Но с другой стороны, тот же самый автор пишет для тех читателей, которых можно удовлетоворить неотшлифованными литературными произведениями. Будучи неисправимым оптимистом, я готова допустить, что автор последователен и что слово у него не расходится с делом. В таком случае у меня к автору риторический вопрос: захочется ли ему бить по голове тех читателей, которым понравится предложенный рассказ? Как видите, уважаемый автор, рассказ заставил меня всерьез задуматься.:)
Эх, автор... автор... Можно ли большую кучу строительных материалов назвать произведением архитектурного искусства?
7 Princetonian Бар "Дикие ромашки" На этот раз позволю себе шутливый комментарий. Любопытно, кто из двух собеседников был пьянее? Тот, который ухитрился найти телефонный номер бедняжки Сюзан в Желтых (?!) страницах или тот, котором обычные Белые страницы показались желтыми?
Anyway, 'a good book is always on tap; it may be decanted and drunk a hudred times, and it is still there for further imbibement.'
9 Имярек И. Вагон (из дневников А.К.) По опыту знаю, многие не читают вступлений к подобным обзорам. Могу заверить, что я свое вступление не только читала, но даже и перечитывала. Оно написано не столько для читателей, сколько для меня самой, чтобы было легче определиться со своими критериями.
Автораская индивидуальностьНа мой взгляд, самое главное в рассказе "Вагон" - это незримое присутствие автора. Не лирического героя, а именно автора. В конкурсе уже были рассказы, которые мне понравились - не одним, так другим. Но вот он, наконец-то, первый рассказ, автору которого удалось читателя разбудить.
Что мне понравилось в этом рассказе?
Работа автора с темой.
Акцент на мудрость (спор юной девушки и повидавшего виды человека) и доброжелательность.
Эстетика и искренний, не показушный патриотизм - речь пока еще идет о мирной части рассказа - каким красивым, крепким и надежным показан мир нашего прошлого! На патриотизм в рассказе я хотела бы обратить особое внимание читателей. Ведь он почти незаметен. Ни одного "призыва." Только честные искренние люди, и через образы героев видна красивая, узнаваемая страна.
Жемчужинки "Строчил он отменно, будто пыль смахивал с полок в своей лавке: чисто и последовательно; так что в том, что мы лишь с малыи потерями дошли до Сиваша была и его заслуга." Простое, без выкрутасов предложение, но предельно информативное. Более, чем информативное. В нем можно найти и меткую характеристику героя, и его отношение к той части работы, которая ему поручена и в мирное, и в военное время, и благодарность от тех, кого он прикрыл. И где-то между слов читателю предложена еще и тема для размышления: вот он, простой работник, мирный человек, вынужденный убивать. И дилема: "убийство" показано как обычная работа, которую надо делать хорошо.
Дополнение, сделанное после окончания конкурса: рассказ занял первое место.
10 Реалист, ... Вам сюда За всю свою долгую историю человечество сумело придумать себе множество разнообразных абстрактных игрушек. Одна из них - мораль. Другая - счастье. Есть еще правда и ложь, одиночество, иллюзии и т.д. Ни одну из них даже и пощупать-то невозможно, но между ними постоянно приходится делать выбор.
Описанная в рассказе ситуация разрешилась в пользу счастья. Хорошо это или плохо? Мне кажется, что Марику теперь по крайней мере ничуть не хуже, чем было раньше. Вероятно, обратной стороной счастья оказался самообман.
При желании, читатель может задаться вопросом: стоит или не стоит открыть Марику глаза на правду?
13 ksyu Воры Обычная житейская ситуация. Я знаю, не всем нравятся такие "бытовые" темы. Однако, мне кажется, в жизни нет недостойных моментов. В принципе, любая, даже самая невзрачная минута жизни достойна того, чтобы попасть на страницы литературного произведения. А тут коротенький такой рассказик, но почти каждый из героев успел выучить урок. Правдоподобно, язык нормальный. Певрые два предложежния очень эффективны, читатель втягивается. Вот только в первой части предложения номер три проскочил какой-то совершенно немыслимый глюк.
14 Digitalis Время песен В свое время Маслоу сделал упор на то, что психология должна заниматься изучением не столько больных, сколько здоровых. Речь, разумеется, шла о самореализовавшихся людях. "О жажде творчества и необходимости самореализации" - такими словами автор обозначил тему своего рассказа. Не стоит, конечно, обманываться: вскочить ночью, сесть за компьютер и написать песню - это еще не самореализация. Она не случается за одну короткую ночь. Самореализация требует... впрочем, я не буду пересказывать Маслоу. Скажу только следующее, я внимательно проследила: на протяжении всего повествования героиня рассказа с блеском выдержала все мелкие и крупные экзамены судьбы. Была бы я судьбой Веры Сергеевны, я бы поставила ей высшую оценку. И я верю, что героиня рассказа 'Время песен' вполне способна достичь вершин. А это нелегко, поскольку самореализация не случается за ночь.
15 Автор Д. Девушка Со Станции Себеж В городе, который древнее Москвы, живет некрасивая женщина. Она неудачлива, а жизнь ее однообразна и скучна. И этим все сказано. Можно ли к этому что-нибудь добавить? Да, можно. Можно добавить поезд, который тянется через поля России. Можно добавить случайного попутчика, столичного жителя, который видит Россию одновременно и изнутри, и немного со стороны.
Чем хороша эта зарисовка? Своей правдой и отсутствием мишуры. Эта серая будничность и обыденность рождает в сердце щемящую жалость к себе, к ним, к нам... Есть в зарисовке какая-то горькая, общая для всех граждан России правда. И... особая неброская красота.
16 Lavr Дед и кот В этом простом рассказе мне удалось-таки найти достаточно ярких литературных образов. Но и неувязки есть тоже. Приведу только один пример: есть какая-то своеобразная прелесть в том, что оба героя - и дед, и кот - почти слепы. Но гармония разрушается, когда читатель замечает, что кот не так уж и слеп, ведь он то "лежит в тепле, гордо поглядываявниз," то "прыгает на открытую форточку, топропливо бросив взгляд...
17 Архипова Е.В. Дед Возможно, это отрывок... Я надеюсь, что это отрывок, потому что недостатком этой зарисовке является именно то, что она резко оборвалась.
18 Мыльный п. Деды Специально перечитывала. Мне хотелось выбрать в "Дедах" ну хоть что-нибудь хорошее, понравившееся - специально для обзора. И не нашла.
Увы, не могу разобрать этот рассказ на части. Или не хочу? Правильно, не хочу. Можно это будет мой бонус? Мне очень понравился этот рассказ.
21 Шмурля Ежики Детская сказка несколько затянута, рассказ-то все-таки для взрослых. Написано с живым юмором. Сама по себе тема слишком "местного значения" (для родителей).
22 грифон_гороховый Забег Ребенок в коробке. Трогательный арссказ. Кажется, неплохо спланированный. В начале рассказа, когда читатель только знакомится с главным героем, то находит его сидящим в коробке. В конце рассказа, когда приходит время прощаться, читатель с грустью замечает, что герой, как был в коробке, так там и остался. Видимо, во всей описанной промежуточной жизни так и не нашелся никто, кто помог бы ему оттуда выбраться.
25 Тень о.Г. И снег падёт... 'Because I could not stop for Death, He kindly stopped for me.' Несчастный герой рассказа напомнил мне Эмили Дикинсон, американскую поэтессу. Бедняжка всю свою жизнь томилась в одиночестве и в тайне от всех писала стихи.
Рассказ - зарисовка. Если бы автор захотел придать зарисовке законченный вид, то стоило бы перечитать и вытащить ключевые моменты, которые можно развить. 'Предсметрная исповедь неверующего человека.' В чем суть исповеди? Нужна ли она для того, чтобы поставить точку в этой жизни? Служит ли она своего рода пропуском в следующую жизнь?
'Действительна' ли (говоря бюрократическим языком) такая исповедь в пельменной? А ведь командировочный товарищ уже заранее догадался: 'Я был совершенно посторонний, даже не из этого города... Встретились - расстались... И все забылось.' Но завершающего штриха так и не было. Какова-таки роль 'принявшего' исповедь? Вот если бы командировочный небрежно сунул бумажку со стихами в портфель или вытер бы ею пролившуюся сметану или продал бы их какому-нибудь неудавшемуся поэту на СИ... Вот тогда был бы рассказ. Автор, еще не вечер.
P.S. Вообще-то люди - очень непоследовательные создания. Почему неверующий человек считает самоубийство грехом? Допустим, убийство - для верующего грех, а для неверующего - антисоциальный поступок. А самоубийство? Для неверующего? Все-равно грех?
29 Золотой К. Клятвопреступление По стилю, по построению - не мое. тем удивительнее, что у меня осталось приятное впечатление от рассказа. Восприняла его как гротеск, как литературную игру. Есть что-то в этом нагромождении событий. И именно благодаря нереальности всего этого сумбура мораль рассказа воспринимается легко, без отвращения.
30 Старый ш. Конкретный наезд
Начало семидесятых. Чудесная, загадочная старина. Где-то в далекой Канаде еще была жива моя прабабушка, а в моей родной Москве обе бабушки были совсем молодыми...
Темой рассказа 'Конкретный наезд' автор выбрал и места достаточно экзотичные, и время интересное. Хороший выбор, но непосвященном читателю нужна небольшая помощь. Рассказ расчитан на то, что читатель и сам знает, какими бывают коммунистические руководители, какой - официальная бюрократия и так далее. Автор как бы предоставляет читателю возможность подставить в рассказ уже известные стереотипы. Другим словами, произведение в какой-то степени расчитано на одно конкретное поколение. А что потом? Пускай это произведение умрет вместе с ними? А не жаль? Но для того, чтобы продлить рассказу жизнь, автору стоит представить себе читателя из другого времени и из других краев, который , возможно, спросит: а что, разве в Монголии не хватало своего сена? а кого это называли козликом? а что это за авоська с продуктами и почему она висела за окном? Но больше всего будет обидно, если лет через - надцать читатель не поймет остроумной двусмысленности, вложенной в название рассказа, поскольку двусмысленность эта может оказаться доступной только для тех, кто говорит на жаргоне современного поколения.
В заключение должна с радостью заметить, что у меня нет к автору ни одного вопроса. И даже про авоську за окном я знаю все, что нужно, поскольку часть моего детства прошла на Колыме, где свежей рыбы и оленины было так много, что она не умещалась в маминой морозилке (а на улице выше -40С не поднималось).
31 Одиссей Котлета В произведении есть несколько логических неувязок, которые выдают пока еще неоптыного автора. В первой части рассказа главный герой обещает читателю рассказать о 'знаковых' событиях своего детсва. Чуть ниже сообщает о том, что эти события повлияли на его характер. К сожалению, эти два достаточно серьезных посыла остались невыполненными. Герой так и не объяснил, знаком чего явились описанные 'знаковые' события. (Смышленый читатель, возможно и догадется, но сам автор так и не объяснил, а это не одно и то же.) Более того, события-то, возмжно, и повлияли на харктер героя, но как именно? Неужели герой понял, что если в трудный момент злого врага отвлечет какой-нибудь "злостный нарушитель", то это единственный шанс выскочить из опасной ситуации, не пострадав? Уверена, что автор имел в виду что-то иное. Но что?
Есть и другие логические ошибки. Любопытный 'краеугольник' получился, например, в коротком абзаце про первый серьезный жизненный поворот и про первую учительницу. Есть ли прямая связь между 'серьезным поворотом' в жизни героя и загадочной беременостью его первой учительницы? Если нет, то почему обо всем этом упомянуто в одном коротком абзаце?
Насколько я могу судить, переход от первого лица к третьему ничем не оправдан. Достаточно серьезный, но легко исправимый недочет.
Сама по себе тема не вызвала во мне никакого отклика. Но мне было интересно следить за тем, как она развивалась.
Есть забавные оплошности. Читаю: "Как ни странно, Наташа чувствовала то же самое, чуть ниже: "а Петю как раз сомнения брали." Получается, что Наташа чувствовала так же, как и Петя, но Петя-то как раз чувствовал совсем другое.
Впрочем, то, что в рассказе выглядит как забавная логическая ошибка, в жизни случается именно так, как описано и почти одновременно.: Петя увлекся, Наташа прониклась теми же чувствами, а Петю тем временем посещали еще какие-то другие сомнения...
Диалог про классическую мужыку показался лишним. Он слишком резко выделяется на общем фоне. Разумеется, они разговаривали о многом, но автор выделил именно эту часть их бесед для того, чтобы показать читателю... что? Мне кажется, чтобы показать ограниченность культуры героя (или его неспособность сделать решительный шаг, т.п.), нужно придумать что-нибудь такое, что впишется в общий тон повествования. Например, если бы в начале рассказа аккуратисткой была бы показана не Верочка, а ее муж, то последующая его педантичность по поводу крышечки имела бы гороаздо больше оснований. Тем более, что Верочкина аккуратность как-то пропала впустую -- ее образ был отлично разработан, но оказался не использован.
33 Житель к. Крыши Прочитав первый раз, поняла так, то зарисовка 'Крыши' - исключительно про любовь. Мне показалось, что этого слишком мало для полноценного рассказа. В процессе обсуждения темы с автором выяснилось (см. комментарии), что частью идеи является не только любовь, но и 'отрезвление'. Если так, то надо полагать, задумка включает в себя некоторое развитие главного героя. На мой вкус такая интерпретация темы гораздо лучше. Только воплощение, мне кажется, хромает. Возможно, дело практики.
34 Пиросмани Люди добрые Судя по названию, рассказ задуман не совсем как рассказ о любви. И это чувствуется: в рассказе легко и как бы между делом описана и "философия" главного героя; и робкое недоверие первой любви; и верный характер героини ("А Оля не представляла, как кто-то мог маленького Семена оставить").
37 мамочка Настроение цвета морской волны К сожалению, герои лишены индивидуальности. У них должны быть разные интонации, разный темп речи и т.д. Название хорошее. Не только по красоте, но и по соответствию основной идее произведения.
38 Мара Не такой Однажды под Рождество мне пришлось присутствовать при родах в качестве переводчика. Забавно то, что переводчица при родах практически не нужна. Вполне могли бы обойтись и без меня. Не было смысла переводить ни крики женщины, ни советы врачей, поскольку роженица не обращала на них внимания. Сами по себе схватки - невероятно тягостное и нудное ожидание. Но рождение ребенка стоило увидеть вблизи. Мне повезло, я была не очень занята, я была свободным наблюдателем. Когда я держала в руках девочку, меня поразили ее глаза. Это уже потом новорожденные устают и засыпают... Но в первые минуты после рождения она смотрела. Нет, не вертела головой, не "любопытствовала." она СМОТРЕЛА. Возможно, это всего лишь обманчивое впечатление, но взгляд ее был наполнен гораздо большим смыслом, чем можно было бы ожидать от... совсем новенького человечка. Взгляд девочки было похож на взгляд стариков: опытный, знающий.
Милый автор, прочитав фразу "недоуменно таращил заплывшие глазки," я прямо-таки обиделась за новорожденных. (Мои наблюдения и выводы про новорожденных были оспорены в комментариях.)
Книга, по которой учились молодые родители вызвала недоумение. Я понимаю, что в жизни именно так и бывает, родители всех новорожденных непременно сверяются с "учебником." Но почему-то в рассказе это выглядит как-то нелепо. Возможно, упоминания о книге стоит сократить. Наверно, это один из парадоксов, с которым приходится встречаться писателям: бывают случаи, когда чем ближе к правде описываешь, тем меньше твой рассказ похож на жизнь.
Конец у рассказа очень-очень правильный, но другого-то и быть не могло, не правда ли?
44 Юрий Н. Остров сирен Выбраная автором морская тема достойна пера Джека Лондона. (Вполне серьезно, я бы не стала бросаться подобными утвержедниями ради красного словечка.) Но на уровне Джека Лондона эта часть рассказа, к сожалению, не удалась. Я не думаю, что автор не смог бы. Мне кажется, автор попросту не догадался поднять свою собственную планку. А почему бы и нет? Не боги горшки обжигают. Тем не менее начало мне понравилось.
Середина рассказа о бараке разочаровала. Слишком графично и прямолинейно. Эксурсовод любой картинной галереи может рассказать о том, как была нарисована, скажем, лошадь. Два-три штриха: морда и хвость, все остальное 'дорисовывает' мозг зрителя. Так же и в литературе.
Вульгарность и графичность - это когда о дурном рассказано прямыми словами и слишком подробно. Мастерство - это когда предлагается только пара штрихов, а остальное предоставлено воображению читателя.
Последние абзацы. По правилам, в конце произведения следует закруглять основную тему, но ни в коем случае не предлагать читателю новые идеи. Можно ли нарушать правила? Можно, если знаешь, что это правило существует и если нарушаешь его нарочно и продумано. В конце рассказа новых идей, как минимум, две. Одна из них о притязаниях японской стороны, другая - о пошлости и пустоте телевидения. Первая - хороша как резкий контраст к острову, каким его помнит герой. Вторая скучна и слишком слаба, чтобы, методом от противного, подчеркнуть серьезность и глубину внутреннего мира героя. А ведь конец рассказа имеет огромное значение! К сожалению, 'Остров Сирен' в качестве заключительного аккорда предлагает читателю кучу-малу, через которую очень трудно пробираться. В скобках тут и одноклеточные создания, и глупые героини американского кино и выраженная через уважение к пиву мудрость главного героя. Слишком много всего, да и перечисление само по себе очень неуклюжее.
Про психологичность хотелось бы еще сказать. В принципе, любому поступку героя во второй части рассказа стоило бы противопоставить его же чувства или поступки в первой части. Например, чтобы придать живость характеру главного героя, стоило бы еще до острова намекнуть и на его 'голод.' Пусть это будет воспомниание о жене, невесте, о сестре или матери. Пусть это воспоминание 'случится' примерно тогда же, когда описывается скука на судне. Подобный момент выступил бы как баланс или, наоборот, контраст (по желанию автора) тому моменту, когда герой уходит из притона.
А сопротивление таракана? Подобные эпизоды могут выполнять роль байки, а могут послужить и символом, подчеркивающим основную тему. Чему противостоял таракан? Какой неведомой силе? Таракан-то проигрывал. А человек? Основная идея рассказа - намек на самодисциплину героя, на его брезгливость к духовной пустоте и грязи. Тем не менее герой - не зануда, а обыкновенный живой человек: прежде, чем несолоно хлебавши из 'притона' уйти, он все-таки немного подумал, взвесил все за и против. Да и пивко любит. С креветками.
45 Puzzle Откровение от Наркомана Самый страшный грех рассказа - это наезд на Пикассо. Именно наезд. Была бы это попытка "ниспровергнуть" статус художника, было бы совсем другое впечатление. А "наезд" - это слишком слабо. Слишком низкая планка.
Я не знаю, кто автор, только подозреваю. Даже если я ошибаюсь, что-то подсказывает мне, что автор - умный человек и правильно, с юмором, отнесется к поставленной мною оценке.
48 Ирина Перекличка Случайное пересечение двух непохожих персонажей: умной, наблюдательной деовчки из хорошей семьи и простой и крепкой женщины, кристальная искренность которой вызывает у читателя недоумение. Разумеется, тон рассказа настаривает на иронию, ехидство и ерничество по поводу последней. Но почему-то мне хочется быть серьезной. Допустим, описанная ситуация биографична и правдива до мелчайших деталей. Или, наоборот, допустим, этот рассказ - своего рода гротеск. Да так ил это важно? Какой знакомой показалоась мне эта героиня в красной морковной помаде. Она может встретиться любому; загонит в угол ребенка, вызовет сердечный приступ у старика. Не по злому умыслу, проблема здесь, по-моему, в другом.
Для того, чтобы отучить ее произносить грязные слова, прошлось использовать не что иное, как метод отрицательно закрепления, а по сути - грубой дрессировки. В описанной ситуации это - способ достаточно эффективный, но, увы, весьма ограниченный. С его помощью можно изменить дурные привычки, но нельзя научить тактичности и уж тем более нельзя изменить ограниченный способ мышления.
Много мне в этом рассказе понятно и близко: и юмор, и достаточно тонкая ирония, и выученный детьми 'урок.' Но не могу, однако, согласиться со сделанным автором выводом. В жизни - да, первое, что пирходит в голову - это резкое суждение о культурном уровне интеллигентов первого поколения. Но пусть об этом сплетничают(!) 'интеллигенты' второго, третьего (и так далее) поколений. Но по канонам Литературы, мне кажется, требуется какой-то другой, нейтральный и глубокий вывод. Дополнение после конкурса: автор внесла изменения и сместила акценты. На мой взгляд, рассказ от этого только выиграл.
49 Иван М. Победитель На мой взгляд, неплохой рассказ про любовь. Достаточно уравновешенный. Достаточно взрослый, достаточно трезвый. Достаточно философский. Задаваясь вопросом, кто же он: победитель или побежденный, герой как бы сравнивает свои находки и потери. Рассказ хорошо написан.
50 Эрнестина Г. Полонез Печальные последствия прошедшей войны, прекрасный образ современной Татьяны Лариной, несправедливость жестойкой судьы не являются темой этого рассказа. Не удались. Что же тогда выступает на первый план? Неправдоподобная инфантильность двух главных героев.
51 Иванко Праведник
У меня сложилось впечатление, что автор задумал этот рассказ как анекдот. Но анекдот затянулся и получился несмешным, тогда автор решил сделать маленький фокус и повернул тему в русло общечеловеческой печали. Я могу ошибаться, конечно. В любом случае, мне жаль усилий автора, потраченных на тему опохмелья. Слишком мелкая сатира.
52 Nik Правила игры Не только на самиздате, но даже и у известных писателей такое встречается довольно часто: автор полагает, что пишет на тему "А," но верх в рассказе берет тема "Б."
Но в Правилах игры пересечение и даже "соревнование" двух тем неизбежно и вполне оправдано. Тема "А" - взаимосвязь судьбы и случайности. Тема "Б" освещена в эпиграфе. Мне интересно (просто любопытно) какая из этих двух тем важнее для самого автора. Но, по-моему, обе эти темы хорошо сочетаются в рассказе. Понравилась структура рассказа: начало и конец образуют аккуратную рамку. Как я писала в утерянном вступлении (которое со временем восстановлю), структура произведения указывает на степень осмысления темы.
Очень и очень понравилась идея. Понравилась ирония (последняя мысль). Чувствуется уверенная рука. Казалось бы, "мой" рассказ... Почти. Но!
Немного оттолкнула чернуха, но больше всего не понравилась этакая ухарская пошлинка в юморе (об отношениях между мужчинами и женщинами, начиная с первого абзаца про маму и папу). Эта пошлинка убила рассказ в моих глазах. Перечитывала и думала: что толку от замечательной идеи, если рассказ для меня умер? Как в старой шутке: доктор опоздал к пациенту и спрашивает у родных: "Когда больной умирал, потел ли он перед смертью?" "Да, потел..." "О, это хорошо, очень хорошо!"
Уважаемый автор, если, когда писали, внутренний голос звучал и предупреждал, но слишком тихо, то, возможно, стоит "прибавить громкость" и прислушаться? Но если грубоватый, пошловатый юмор -- осознанно выбранный Вами стиль, то я -- не Ваш читатель.
55 Случайный гостьЗины. Про войну А ведь этот рассказ не совсем про войну. Это - о жизни вообще. Задело. Боюсь только, забудется быстро. Но рекомендую.
56 Шушпанчег Растворил я окно Красивый эпиграф. Если цель его - озвучить что-то важное в рассказе, что что? Неудавшийся образ главного героя? Ему "сорок с лишним," а он все томится в ожидании принцессы на белом коне. Мне кажется, что в сорок с лишним у мужчин несколько иные представления о женщинах, ну... скажем так: более прагматичные. И, разумеется, вместо того, чтобы нюхать сирень, мужчине среднего возраста полагается заниматься куда более серезными делами.
57 Dm Рождество в штрафбате Я не стану строить догадки, oснован ли этот рассказ на реальных событиях или же это придумка автора. Мое мнение о рассказе уже сложилось независимо от любого из двух вариантов ответа. Тема рассказа прямо противоположна всем известным мне стереотипам о войне. Я знаю все об этих стереотипах, но я ничего не знаю о самой войне. Однако, какое-то внутреннее чувство и семейные легенды (которые я не могу проверить, и разумеется, не стану здесь повторять) подсказывают мне, что правда или 'правда' этого рассказа гораздо ближе к реальности, чем любые из известных шаблонных представлений.
59 Долли Склероз Хорошая миниатюра. Добрая, конечно, но хороша еще и тем, что есть в ней и проблема, и стиль, и законченность. И даже развитие (ухудшение симптомов). Заметно, что автор мастерски справилась с той задачей, которую сама перед собой поставила. За эту миниатюру автору не будет стыдно и через 20, и через 50 лет.
Странный рассказ. Жаль, что он коротковат. Не смотря на то, что я уже видела на СИ нечто похожее, рассказ меня удивил, вызвал недоумение, оставил меня висеть в пространстве. Перечитала вступление к этому обзору, пересмотрела свои критерии. И еще больше растерялась.
И... осталась довольна произведенным эффектом.
61 N Спешите делать добрые дела! Не удалось понять, о чем рассказ. В чем связь между началом рассказа (про "паразита," которого развратили "все эти капельнички-снотворные-витаминки") и второй частью про подобранного мальчика? Вторую часть прочитала с интересом. Скучно не было.
62 Ятун Спринтер Я долго думала над этим рассказом и, кажется, наконец, могу сделать попытку объяснить, почему меня не тронула история мальчика. К концу рассказа, когда должен был сработать авторский 'трюк,' рассказ уже успел наскучить своей обыденностью. Трюк и не сработал. Наверное, я бы предпочла бы знать про беду героя заранее. Меня гораздо больше тронули бы описания каждодневных житейских трудностей бабушки и внука.
63 Метелкина В. Старший брат сестру баюкал... Описанная в рассказе ситуация, наверно, очень обычна. И почму-то вместо того, чтобы писать отзыв на рассказ, мне хочется дать героине совет. Хочется, но нельзя. Любые советы любым героиням выходят за рамки этого обзора. Нужно подобрать такие слова, чтобы мой предполагаемый совет прозвучал именно как отзыв на художественное произведение.
Подобные житейские темы можно расскрывать по-разному. В конце рассказа героиня сделала решительный жесть. Надолго ли ее хватит? Как же она будет жить без тепла? Не упрекнет ли потом своих детишек? Надеюсь, что нет. Но хотелось бы, чтобы и на ее долю хватила тепла. Ей бы стать сильной нужно, тогда не пришлось бы находиться в роли просительницы. Но не так все просто. Чтобы сать сильной. Ей нужна постоянная поддержка надежного мужчины. Чтобы сать нужной для надежного мужчины, ей необходимо сначала научиться быть сильной.Но чтобы стать сильной, ей нужна поддержка надежного мужчины. Но чтобы быть нужной... Круг замкнулся.
69 Игорь П. Шутка в честь сорокалетия В этом рассказе меня удивило соседство метких, вполне взрослых замечаний об обществе и в то же время полу-детская мораль. Бизнесмены и карьеристы -- люди достаточно серьезные. Достаточно занятые. Круг их деятельности и общения -- это вполне конкретная среда с привысками и с правилами. С деталями, в которые они посвящены: перемещения в карьерах, любимые мозоли, на которые они друг другу наступают и т.д. Будучи в кусе всего этого (а иначе ведь и быть не может), всесто того, чтобы поддеть каждого конкретно, шутник вдруг прочитал собутыльниками лекцию на уровне средней школы. Я повторю еще раз, чтобы эта мысль не затерялась: круг деятельности и общения карьеристов -- это вполне конкретная среда с привычками и с правилами. Нужно рассказать читателю именно об этом. Стоит только автору поделиться с читателем своим знанием этой среды, и рассказ "заиграет."
Пожалуй, стоит добавить, что изображенные в рассказе персонажи весьма забавны. Второстепенные герои -- в некоторой степени схематичны, стереотипны; видимо, это закономерно, поскольку речь идет о сатире. Но несмотря на некоторую схематичность, персонажи эти довольно калоритны.
А вот жена гороя, напротив, обладате чертами реального человека, и портрет ее нарисован теплыми красками.
70 Ящук Эти глаза напротив Согласна с каждым словом самокритичной аннотации. (В обычной ситуации, я бы этот рассказ забыла через пять минут!..) Но факт наличия такого предупреждения, сигнализирует о том, что автор и сам все понимает, так что можно не тратить время на повторение очевидного.
Тема рассказа. Благородный главный герой поступает по велению сердца, не только жертвуя материальным благополучием, но даже (что гораздо важнее!) рискуя потерять жену (семью). Что меня вообще не тронуло в рассказе, так это именно глаза и их магическое действие на главного героя. (Про стишок в конце я даже и вспоминать не хочу...)
Что мне было бы интересно? Оценка героем реального риска (речь не о пожаре, но о семейном конфликте), его раскладки и окончательное решение, т.е. душевная работа в процессе.
Чтобы рассказ заиграл, необходимо получше разработать семейную проблему. Это можно сделать, показав читателю предыдущие споры (например, год назад они обсуждали, как накопить и на что потратить семейные деньги. Общее решение им и тогда-то далось с трудом. Теперь же, когда читатель узнает о том, что муж проявил собственную волю, конфликт будет понятен без лишних слов.) Рассказ сразу же выйдет из разряда сладких слюней, так как на первом плане окажется не магический взгяд, а душевная работа. Эта подтема в рассказе уже есть, не я ее придумала. Я только советую не просто сделать на ней акцент, но перевести ее в разряд основной темы.
Для обьемности, необходимо показать и душевную работу, проделанную женой (она тоже человек и ей тоже нелегко) и сыном (у него доброе сердце, но ему-то легче всех: он пока еще может себе позволить быть добрым и при этом не оплачивать счета).
Понравилось (короткие, но достоверные моменты):
- "знаю этот тон. И Саша знает, потому безропотно идет в комнату"
- "мама все еще сердится? ... - Говорит - тебе сказать да, а по-моему - скучает!"