Аршак Мадоян : другие произведения.

Свидетельства и обвинительное заключение офицера германской армии Генриха Фирбюхера

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Хочу поделиться со своими читателями информацией о книге Генриха Фирбюхера "Что скрывала кайзеровская Германия от немецкоподданных. Армения. Уничтожение Турцией цивилизованного народа", которая вышла в 1930г. в Германии и всего три года спустя, в 1933-м, сразу после прихода Гитлера к власти, была запрещена в Германии и сожжена. Но "именно эта книга пробудила нашу (немецкую) совесть" (проф. В. Фабиан). Это статья Аршака Мадояна, с которой будет интересно познакомиться всем.


Аршак МАДОЯН, профессор

  
   Значение книги Г. Фирбюхера особенно возрастает, если учесть, что многие и многие факты армянской истории Европа старательно скрывала от своих народов. "Стыдливость" эта была вовсе не беспричинной. Это было самым красноречивым доказательством того, что Европа отлично сознавала факт своего соучастия в этом позоре, а значит - и свою ответственность. И лишь немногие гуманисты старались разорвать заговор умолчания, презрев преследования и преграды, рассказать своим народам страшную правду. Наш благодарный народ знает и помнит И. Лепсиуса, А. Вегнера, Ф. Нансена, Ф. Верфеля, Б. Гембарского, но имена многих других, к стыду и сожалению, нам незнакомы до сих пор. Р. Норд ("Сирануйш"), Э. Гросклос ("Арарат"), Р. Ногалес-и-Мендес ("Четыре года под полумесяцем") если и известны, то только узкому кругу специалистов. Нам остаются неизвестными романы "Рок Ваграм" В. Сарояна, "Крестный путь. Путешествие в Армению" Ф. Марсдена, удостоенный премии Сомерсета Моэма и переведенный на многие языки. Мы даже не знаем точно, сколько еще столь же ценных произведений - художественных, документальных, свидетельств очевидцев тех страшных дней - по чьей-то злой воле лежат под спудом и ждут публикации или перевода.
Генрих Фирбюхер был человек военный: служил адъютантом и переводчиком начальника немецкой военной миссии в Турции. Излишне говорить о степени его осведомленности в происходящем в этой стране в те годы - именно поэтому его свидетельство очевидца особенно ценно для нас. Это равно относится и к фактическому материалу, и к его анализу, и к оценке. Вакханалию антиармянского террора, свирепствовавшего в Западной Армении и во всей Османской империи, он зачастую характеризует выражениями, ставшими для нас сейчас привычными, для него, однако, естественными и нешаблонными ("дантов ад", "самая кровавая бойня", "самые ужасные гонения христиан в истории"). Рассказать об этом он считает своим долгом, так как убежден: "Если мы хотим сохранить в себе способность любить, мы должны ненавидеть те ужасные зверства, что творились вокруг нас". "И пусть, - продолжает автор, - в меру наших возможностей этот труд станет маленьким крестом на братской могиле в горах Кавказа". Это тем более важно: пусть прозреют слепые, ибо "в небрежении старых предрассудков и преступлений скрыты зерна новых".
Есть в оптимизме автора что-то притягивающее: говоря о кричащей несправедливости, он тем не менее верит, что мир еще не окончательно потерял рассудок и, даже "видя злодеяния человекоподобного зверя", нельзя падать духом, считать, что борьба против этого зверя бессмысленна. "Мы не имеем права падать духом. Да, не имеем права. Мы не имеем права сомневаться в приходе добра, которое неизбежно, которое мы должны найти, взрастить и утвердить... И мы должны знать, что пока еще только приступаем к этому трудному делу".
По изложению книга близка к эссе. Она состоит из небольших частей, представляющих зачастую самостоятельные очерки, написанные с большим чувством, сердечным сочувствием и мастерством публициста. Эти очерки объединяются, сливаются, как ручьи в реку, в одно большое весомое обвинение против ведущих стран и в первую очередь - Германии и ее гомофобного союзника. Слово Г. Фирбюхера четко, оценки точны и ярки. Его позиция обвинителя германских властей - позиция патриота и гуманиста.
Его главный критерий - истина. Немец, он со стыдом вспоминает о дружбе кайзера Вильгельма Второго с турками, открыто говоря, что германские власти также ответственны перед судом истории, поскольку "они держали занавес, за которым вырезали более миллиона мужчин, женщин и детей". Немецкий народ, "достигнув больших высот во всех областях духовной жизни, очень часто демонстрирует в политике признаки варварской дикости", замечает он, не забывая, конечно, что и остальные великие страны не отстают от него. Он убежден: "решение" Армянского вопроса в Лиге Наций - самое позорное в ее истории. Европа, давшая миру Шекспира, Гете и Вольтера, ослепла в кровавой мгле войны. Не будь ее покровительства, совершивший множество злодеяний Кемаль Ататюрк не получил бы в Лозанне мирный договор, по сути оправдавший все его зверства. Рассказывая о подвиге Согомона Тейлиряна, он напоминает, что в июне 1921г. после двух дней суда народный мститель был признан невиновным, с удовлетворением отмечая: "Этот приговор - одна из самых славных страниц германского правосудия".
1915 год в турецкой истории не случайное явление: турок преступен по своей природе, говорит он, поэтому и "уничтожение более одного миллиона беззащитных армян можно понять только в свете всей истории развития Турецкой империи. Эта история по своей дикости и преступности превосходит любой период истории человечества". Сущность турецкой истории: "Насилие, насилие и еще раз - насилие". Каждый третий султан, 76 из 200 визиров этой страны были убиты соперниками, а Мехмед Третий (1595-1603) составил перед своим троном пирамиду из голов своих 17 братьев, которых убил в борьбе за престол. "Будучи изначально неспособными к каким-либо моральным достижениям", турки полагались только на ятаган. Свой царственный синклит есть у каждого народа, но только османская история - сплошная цепь помешанных, преступников и безнравственных. По убеждению германского публициста, 1915 год был невиданным по жестокости и зверствам даже в турецкой истории: "был пиком зверств".
В доказательство Г. Фирбюхер делает пространный экскурс, сообщая, что "турецкий народ - необразованный в самом широком смысле этого слова. Его язык по выразительности на уровне негритянских идиом, но зато великолепен для солдатской муштры. О литературе не может быть и речи; все сделанное в этой области по большей части своей сомнительного качества подражание образцам персидским и арабским. Турки никогда не имели собственной архитектуры. Они только уничтожали то, что досталось им как завоевателям. Науке нет места на турецкой почве. Турок может только подражать, и то самым поверхностным образом; он не может быть настоящим творцом ни в какой духовной сфере. "Безразличные и неспособные к культуре, они мастера "воевать, воевать и только воевать. Эти беки и эфенди в своей стихии там, где власть грубой силы, кулака, страха, стремление разрушать - но не ум и рассудок. Позор Германии, ставшей союзником банды преступников, вырядившихся в европейское платье и ждавших лишь удобного случая для осуществления самых массовых грабежей и убийств в мировой истории".
Наряду с такой достаточно исчерпывающей характеристикой турок Г. Фирбюхер старается охарактеризовать и армян, проявляя завидную осведомленность и подготавливая основу для понимания взаимоотношений этих двух народов, говоря, в частности, что армяне поверили младотуркам, будучи уверенными, что "турецкое правительство не может быть настолько тупым, чтобы, уничтожив самую деятельную часть населения, обречь на нищету всю страну". Так думал и Иоганн Лепсиус, когда, желая образумить Энвера, напоминал тому: "Армяне - желудок вашей страны. Вы отрезаете свой желудок и полагаете, что остальные ее части - туркмены, лазы, курды и черкесы - смогут исполнять эту роль. Это заблуждение". На что Энвер с циничной усмешкой отвечал: "Пусть первые несколько лет после войны наш желудок и будет слабым. Мы отдохнем. Смотрите, нас, турок, 40 миллионов. Если все мы объединимся в одно государство, тогда у нас будет другая, новая роль в Азии, как и у Германии - в Европе".
Программа пантюркизма достаточно красноречива: всем человеческим способностям, качествам турки противопоставляют количество, свои миллионы убийц и грабителей. Напоминая об этой встрече И. Лепсиуса с палачом армян в июне 1915 года, Г. Фирбюхер отмечает, что Энвер - "достойный ученик великих мастеров цинизма" (Талейрана, Меттерниха, Бисмарка). Он обращает внимание на то, что самих турок в Османской империи 9 миллионов (остальные 31 - рассеянные по просторам Азии тюркоязычные племена), цинизм же этот присущ вовсе не одному Энверу - это общетурецкое свойство. Эти варвары прибили подковы к ногам епископа Себастии, и вали (губернатор) в ответ на обвинения, довольный, ответил: "Разве могли мы допустить, чтобы епископ ходил босой".
Потрясенный увиденным, Фирбюхер очень много говорит "о беспримерной и невиданной дикости и жестокости" турок; но, пробуя найти параллели во всемирной истории, приходит к выводу, что тем не менее 1915 год не поддается восприятию рассудком, что "это самая кровавая и ужасная драма в человеческой истории". И для него очень важно, чтобы к этой драме обратилось и искусство, могущее привлечь внимание человека будущего к этому периоду, к этой дьявольской вакханалии, массовому сумасшествию.
Его книга, небольшая по объему, является призывом бдительности к человечеству, надеждой на то, что честные, трезвые разумом люди не могут быть безучастны к чужой боли. Сегодня Турция и ее сателлиты из кожи вон лезут, чтобы отмазаться от этого позора. Пользуясь тем, что, скажем, президент США, говоря о преступлениях турок в 1915 году, идя навстречу ее просьбам, не называет вещи своими именами, не употребляет слова "геноцид", а использует его синонимы, они цинично утверждают, что этого преступления не было вообще. А ведь есть не только свидетельства многих и многих, как прошедших через этот ад, так и бывших свидетелями армянской голгофы, но и прямые угрозы нынешних турок. Председатель националистической партии Девлет Бахчели: "То, что сделали наши предки в те дни, мы можем сделать снова". Пресс-атташе МО Азербайджана идет еще дальше: "Через 25 лет на земле не останется ни одного армянина".
Даже если бы не было свидетельств очевидцев 1915 года, этих заявлений достаточно, чтобы понять: да, было, да, ничего не изменилось в психологии турка. И события 1915г., равно как и предшествовавшие им и последовавшие - не что иное, как Геноцид в самом прямом и буквальном смысле этого слова, и никакая софистика, никакие ухищрения и иносказания суть явления не изменят. Это знал и понимал Г. Фирбюхер, осознает и понимает сейчас Европа. И о недопущении подобного, о наказании за преступление книга офицера германской армии Генриха Фирбюхера.
  
  
  
  
   http://www.golos.am/2000/april_2006/18/st06.html
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"