Аннотация: Рецензия на альбом Максима Леонидова "Основы Фэн-Шуя"
Самый большой "секретовский" осколок и, судя по следующим за полураспадом и распадом "Секрета" годам, основной носитель духа популярнейшей группы 80-х Максим Леонидов выпустил очередной сольник. Альбом называется "Основы Фэн-Шуя" и продолжает четко наметившуюся линию отдаления Максима Леонидова от генеральной линии искреннего, безоблачного, акварельного и наивного творчества прекратившего свое существование квартета ("Хватит про Фому - теперь давайте про Ерему" - знаковая фраза для первой песни, особенно учитывая известное в широких кругах прозвище другого яркого секретовца - Николая Фоменко).
Говорить о добротности новой работы Леонидова излишне - все давно привыкли, что этот артист не опускается ниже установленной им самим планки. Оставив позади слащавые (хотя и необходимые каждому концертирующему/популярному артисту) "девочку-виденье" и "не дай ему уйти", Леонидов все дальше и дальше уходит в поиски "других" смыслов, становясь неожиданно в чем-то созвучным то "Несчастному случаю" (ср. начало песни "Основы Фэн-Шуя" и "Мальчик Андрюшка" от "Несчастного Случая" с альбома "Mein Liber Tanz"), то "Аквариуму" (текст и интонации "Танцуй, Зорба, Танцуй" словно бы списаны с БГ, судите сами: "Я вас прошу не заводить этот трактор,/ только не сегодня, только не трактор,/ лики святых не приборной панели/ никогда никого не спасали").
Есть на альбоме и другие занятные пародийные моменты. Например, "бридж" в песне "Плохо быть Оглы-Бублы" весьма узнаваемо спет голосом Александра Серова, а в песне "Головная боль" слышатся то "Beatles" (их же "When I"m Sixty Four" вы легко узнаете в "Барби и Кен..."), а то и вовсе "Queen" ("гематомы и рубцы!").
Впрочем, подобные заимствования давно уже не чужды Леонидову, который словно универсальный суперцемент склеивает, кажется, совершенно несоставимые их части, создавая удивительную и неповторимую мозаику аллюзий и ассоциаций. Изданная на "The Best" "Вместе невозможно, и врозь никак" - Карлос Сантана, да не просто какой-то там, а конкретно номер с Робом Томасом. "Девочка с карибских берегов" - это Стинг, песня "La Belle Dame Sans Regret". Или вспомним предыдущий альбом "Гиппопотазм". Собственно песня про гиппопотама явственно перекликается с изданной в пятидесятые годы на "сорокопятке" песней негров, грузящих бананы (если оцифрую, обязательно выложу и дам ссылку), "Пепел" по подаче и аранжировочным ходам весьма напоминает "Cryin'" "Aerosmith", "1979" сознательно цитирует звучание "Beatles" (послушайте концовку песни: запись словно сделана в начале 70-х). Вообще духом "Beatles" пронизано все творчество Леонидова, особенно альбом "Четверг", то тут, то там отсылающий нас непосредственно к "Сержанту Пепперу".
При этом я никогда не позволил бы себе упрекать Леонидова в плагиате, поскольку сплетаемые им альбомы после прослушивания оставляют совершенно иное впечатление, нежели цитируемые им произведения по отдельности и все вместе. Собственно говоря, Леонидов и делает ровным счетом то, что должен делать всякий автор: пропуская через себя воспринимаемую информацию, он выдает ее в виде альбомов, каждый из которых является законченной, полноценной, состоявшейся работой.
И все же последние три альбома - "Четверг", "Гиппопотазм" и "Основы..." (сборники и ремейки в расчет не берутся) - определяют очень интересный и, на мой взгляд, правильный вектор движения артиста. И если "Четверг" еще как-то претендовал на радио, "Гиппопотазм" не претендовал, хотя и содержал треки, вполне для эфира подходящие, то "Основы Фэн-Шуя", оставаясь в целом в свойственной Леонидову стилистике балансирования на стыке рок-н-рола и поп-музыки, абсолютно таких треков лишен. Даже то небольшое количество музыкально несложных и потенциально понятных массовому потребителю песен ("Колыбельная", "Не удивляйся" - кстати, возможно лучшая вещь на альбоме), явно не укладывается в предустановленный трехминутный "формат". Отсюда вывод: Максим Леонидов записал альбом для себя и той части слушателей, которая купит не то, что звучит по радио, а то, что написал Леонидов. И это, на мой взгляд, очень правильный (хотя и коммерчески убийственный) ход, поскольку лишь эта часть слушателей не ждет от Максима новых "девочек" (именно поэтому, очевидно, на диске наоборот имеется песня про нетрадиционного мальчика, да еще записанная от первого лица, - тема для Леонидова совершенно новая, и насколько это стеб из самой песни понять невозможно).
Тексты стали сложнее, циничнее и ироничнее одновременно. Кроме раскрытия "голубой" темы диск снимает еще одно табу, свойственное "розовому" Леонидову. Если в первой песне Максим Леонидов заигрывает со слушателем "Ерема начал изучать основы Фэн-Шуя,/ к Фэн-Шую рифму не искать попрошу я...", то уже к середине диска автор сам ее находит и охотно делится открытием со слушателем. Да еще в форме цыганского романса.
Итак, резюме.
Если Максим Леонидов дорог вам, как память - не слушайте этот диск, вернитесь к "Секрету", это очень хорошая группа (я не ерничаю).
Но если вы понимаете, что все течет и все меняется, что общество не то, что было двадцать лет назад, если вы не ждете повторений, если вы сами растете, и готовы смириться с мыслью, что и Максим Леонидов тоже растет, - гарантирую, вы получите удовольствие. Да, Максим уже не носит красный галстук (ни "секретовский", ни пионерский), начал курить, выпивать и говорить нехорошие слова. Но это лишь оттого, что с творческим ростом ему открывается то, чем он хочет поделиться с нами. А делает он это как всегда виртуозно.