Аннотация: Действительно ли до Петра Россия (Московия) была дикой и невежественной? Ну это с какой стороны посмотреть.
Речь о Московии, Московском государстве, которое воспринимается нами то ли как царство дремучего невежества, то как вообще "игрушечное", ненастоящее. (Доводилось читать перлы типа того, что при Петре I было "создано регулярное государство". А что, бывает и иррегулярное?)
Разумеется, это не так, и я хочу это заблуждение исправить, рассказав, как было на самом деле.
Когда Московская Русь стала независимым государством, а ее великий князь "самодержцем", по гречески - "автономным", т.е. само-стоятельным* владыкой, то перед ее элитой встал вопрос: по какой модели дальше развиваться?
Амбиции у правящего класса были весьма велики прежде всего потому, что после Стояния на Угре Московия стала единственной независимой православной державой: все остальные были под турками или другими мусульманами. Это было воспринято как знак Божий, и доверие надо было оправдать.
Поэтому было решено: строить новую цивилизацию по высшему образцу, стараясь сделать ее самой передовой в мире. А какая держава была самой передовой, самой цивилизованной? Правильно, Византия. Павшая совсем недавно под ударами неверных. И появилась навязчивая идея: подхватить упавшее знамя православной столицы и вознести его над миром!
И началась Русская Греция. В Россию хлынули греки вплоть до будущей правительницы страны Зои-Софии, но больше всё-таки... итальянцы. Активные мастера-возрожденцы строили московский кремль, церкви, используя самые передовые на тот момент технологии**; поднимали на новую высоту оружейное дело...
Как выглядела тогда молодая Московия, мы вряд ли можем себе представить. Наверное, тут и там тарахтели отбойные молотки забивали сваи, звенели пилы, укладывали плитку настилали тротуары. Повсюду бродили гастарбайтеры-итальянцы («фряги»), поселённые в Подмосковье (Фря-зино, Фря-зево, Фря-ново). Москва строилась.
А с другой стороны - продвинутые русские начали жить "по-цивилизованному", по-византийски. Еще раньше, в домосковские времена, начался социальный психоз исихазма; монахи стали искать уединения, уходили во всё более уединенные места, в пустыни, тем самым осваивая новые просторы. В этих пустынях они старались узреть "нетварный свет" благодати. Теперь же и мирские чины занялись молитвой и собиранием икон, в моду вошли посты. Для женской части учредили свои покои в теремах, где они могли жить опять же "по-цивилизованному", по-гречески, скромно вышивая и молясь. (Ну как в тогдашней Италии. В пору влюбленным было приходить по ночам под окна и петь серенады. Пели ли - о том не ведаем.)
И в довершение всего в 7000/1492 г. Московский собор постановил: отмечать Новый год не как у варварских народов (в т.ч. и на Руси) было принято, с 1 марта, а по-византийски - с 1 сентября.
Ну теперь вроде бы всё. Вот теперь Москва действительно достойна стать столицей Православия, а следовательно, и всего мира. Красуйся, град Иванов, и стой - неколебимо, как Россия!
Правда, было не всё так просто. Греки унаследовали от Античности худо-бедно культуру (и проматывали ее). В сохранившихся цирках проводились ристалища, литераторы цитировали древних... Социальная жизнь страны, избежавшей феодализма, была уникальна: здесь до самых высот мог взлететь подданный из самых низов. И, как вишенка на торте, - сверхразвитое богословие, легшее в основу или, по крайней мере, давшее толчок богословию в христианском мире. Царьград был реально столицей мира.
Вот эту-то вишенку и взяла Московия как знамя преемственности. И не беда, что под ней не было ничего, никакой высокой культуры - главное, "вишенка" у нас в руках, а уж мы будем ее растить и холить. Появилось много "образованных" начетчиков, знавших писания греческих св. Отцов вдоль и поперек. Сама же богословская мысль отсутствовала (шевельнешься - спугнешь). Вот эта-то приверженность сохранению византийской Традиции стала поводом к объявлению себя столицей православного мира. А значит, и всего мира, который должен был смиренно пасть ниц перед расцветшей Московии, как когда-то варвары перед Вторым Римом.
Только вот "варвары" уже были не те. Вкусившие великих географических открытий и научной революции, они всё больше начали понимать, что истина не в вине и не в том, у кого "Библия толще". Возрожденческие языковеды исследовали и реконструировали древний греческий язык, а в царствующем граде Москве регулярно проводили шествие на осляти". (Так кто же истинный наследник греков по духу?)
Постепенно и в Московии начали потихоньку понимать, что с этим косплеем под греков зашли куда-то не туда. (Так в рассказе Шукшина персонаж, стоя на крыльце сельпо, мучительно осознавал, что на дворе не три часа дня, а три ночи.) Верхи в своих отгороженных от мира особняках, куда не проникали взоры простонародья, уже проникшегося "греческой верой" и готового объявить врагом любого, кто крестится не "по-нашему", начали заводить европейские порядки. "Европейцы видят мир!" - задолго до Кунанбаева провозглашали наиболее смелые московитские просветители. Словом, ex Oxidente lux!
Ну а при Петре I этот нарыв противоречий был вскрыт и смена парадигмы была провозглашена официально.
О чём этот рассказ? О том, что Московия строилась на фундаменте интересной достаточно развитой (хоть и не слишком самобытной) цивилизации. Но цивилизации промахнувшейся и потому не имевшей шансов.
* Последнее время появляются утверждения, будто Московия до петровских перемен выплачивала дань Крымскому ханству. Но мы не будем разбираться в этой истории, остановившись на том, что независимость от Орды стала фактом, и Ивана III в Европе воспринимали именно как независимого.
** В арматуре Покровского ("Василия Блаженного") собора содержится первая в Европе ферма (инженерная конструкция)!!