Саламатина Юлия : другие произведения.

Наука как призвание и профессия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


"Наука как призвание и профессия"

(По лекциям М. Вебера)

  
   Современный человек ежедневно сталкивается с наукой. Вернее, с её плодами. И даже не сталкивается, а, скорее, живёт с ней в гармоничном симбиозе. Кровать, на которой мы спим, пища, которую мы едим, дома, в которых живём, даже воздух, которым мы дышим - всё это нераздельно связано с различными науками. И наук ведь действительно много. Когда я слышу слово "наука", в голове сразу звучит немного переделанная, но очень употребительная цитата - "Математика - царица всех наук, но служанка физики" ("Математика - царица наук, а арифметика - царица математики", Карл Гаусс). Наша учительница по физике в школе очень часто говорила эту фразу. К слову, свой предмет она просто обожала и привила эту любовь своим ученикам. Даже будучи филологом и в будущем - переводчиком, я до сих пор интересуюсь и буду интересоваться физикой и некоторыми другими естественными науками. Почему? Потому что это часть нашей жизни.
   С самого раннего детства мы окружены наукой. Даже с рождения! Ведь принять роды у беременной женщины, сделать всё правильно и помочь малышу появиться на свет без какого-либо вреда для его здоровья и его матери - это целая наука! Следующая важная область научных знаний, с которой мы имеем дело на протяжении всей жизни - медицина. Здоровье - пожалуй, самое важное, что у нас есть. Обращаясь к пирамиде Маслоу, - физиологические потребности стоят на первом месте и являются основой для всего остального. Когда ты сыт, здоров и крепок, то спокойно можешь заниматься всем остальным.
   Далее следует химия. И относится она не только к лекарствам (в целом - фармакологии и т.п.), но и к продуктам питания, одежде и многому другому, что составляет нашу повседневную жизнь. Синтез веществ, создание различных материалов, способы обработки и обеспечения долгого хранения пищевых продуктов... Перечислять можно бесконечно.
   А что же социология, психология, история, филология и лингвистика, психиатрия, экономика, политология и многие-многие другие?
   И что такое, собсвенно, есть наука?
   Заглянем в энциклопедию (http://gatchina3000.ru/great-soviet-encyclopedia/bse/080/405.htm): " Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития Н. превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятием "Н." включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности -- сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин "Н." употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания".
   Итак, с помощью науки мы систематизируем знания об окружающем нас мире. Следовательно, можно ли науку считать инструментом познания? Пожалуй, да.
   Чтобы нормально и хорошо жить, удовлетворять многочисленные потребности, человек познаёт мир. Эмпирически и рационально. Анализирует "входящие данные", осознаёт и решает, что для него значимо и полезно, что - не очень-то и важно, а что просто приятно и вносит разнообразие в его жизнь. Для этого были созданы и продолжают создаваться новые науки. Хотя, тут даже следовало бы немного разграничить науки на те, которым человек просто положил начало, и те, которые создаются им. Первые относятся к тем областям нашей жизни, к той действительности, которая существует независимо от нас. Вторые же являются уже результатом первых. В качестве примера можно привести: физика - для первого вида, и наноинженерия - для второго.
   Но ведь наука не может существовать сама по себе. Обязательно нужны люди, которые будут ею заниматься и развивать её. Научная работа вплетена в движение прогресса. Это очень важный процесс. И люди, которые вовлечены в него, несут ответсвенность за свои действия и свою работу. Макс Вебер - немецкий социолог, философ, историк и политический экономист. Незадолго до его смерти в свет вышла его книга, представляющая собой сборник его лекций - "Наука как призвание и профессия" (нем. Wissenschaft als Beruf, 1918). Хотелось бы привести замечательные слова из этой книги:
   "Только благодаря строгой специализации человеку, работающему в науке, может быть, один-единственный раз в жизни дано ощутить во всей полноте, что вот ему удалось нечто такое, что останется надолго. Действительно, завершенная и дельная работа -- в наши дни всегда специальная работа. И поэтому кто не способен однажды надеть себе, так сказать, шоры на глаза и проникнуться мыслью, что вся его судьба зависит от того, правильно ли он делает это вот предположение в этом месте рукописи, тот пусть не касается науки. Он никогда не испытает того, что называют увлечением наукой. Без странного упоения, вызывающего улыбку у всякого постороннего человека, без страсти и убежденности в том, что "должны были пройти тысячелетия, прежде чем появился ты, и другие тысячелетия молчаливо ждут", удастся ли тебе твоя догадка, - без этого человек не имеет призвания к науке, и пусть он занимается чем-нибудь другим. Ибо для человека не имеет никакой цены то, что он не может делать со страстью.
   Однако даже при наличии страсти, какой бы глубокой и подлинной она ни была, еще долго можно не получать результатов. Правда, страсть является предварительным условием самого главного -- "вдохновения". Сегодня среди молодежи очень распространено представление, что наука стала чем-то вроде арифметической задачи, что она создается в лабораториях или с помощью статистических картотек одним только холодным рассудком, а не всей "душой", так же как "на фабрике". При этом прежде всего следует заметить, что рассуждающие подобным образом по большей части не знают ни того, что происходит на фабрике, ни того, что делают в лаборатории. И там и здесь человеку нужна идея, и притом идея верная, и только благодаря этому условию он сможет сделать нечто полноценное. Но ведь ничего не приходит в голову по желанию. Одним холодным расчетом ничего не достигнешь" (http://lib.ru/POLITOLOG/weber.txt).
   Нельзя не согласиться с его словами. То, что человек делает без вдохновения, без страсти, без увлечения и интереса, не имеетдля него никакой ценности. В начале своего карьерного пути человек должен определиться, чем он хочет заниматься в течение всей своей жизни. Какую выбрать профессию и понять, в чем же его призвание. Это определяет его жизнь в целом. Ведь если человек будет занматься тем, что любит, его жизнь будет наполнена смыслом, он будет с удовольствием проживать каждый миг своей жизни, осознавая, что в его руках находится нечто важное - возможно, не только для него, но и для других людей тоже.
   Так почему же люди находят своё призвание в науке? Мне кажется, есть нечто таинственное и затягивающее в каждой из наук. А в некоторых (таких, как история, астрономия) есть определённая нотка мистики. И, конечно же, во всём есть что-то удивительное, интересное, захватывающее. Только нужно найти своё. А это уже зависит от самого человека, его склада ума, окружения и многих других факторов, формирующих личность.
   Какова же роль, например, лингвистики? Язык - это то, что делает нас людьми в полном смысле этого слова. Язык и мышление. У животных тоже есть свой язык - определённые сигналы: звуковые, цветовые, запах и т.д. Но человеческий язык уникален. Мы, люди, уникальны. С помощью языка мы общаемся, обмениваемся информацией, осуществляем свою деятельность, накапливаем и передаём знания следующим поколениям, выражаем чувства и эмоции. Особая роль в языковой сфере - у переводчиков. Особенно в эпоху, эру глобализации, когда связь разных наций, культур и государств очень тесная. Правильно передать смысл - главнейшая задача переводчика. Чтение книги иностранного автора на родном языке, заключение сделки с иностранным партнером, договор о международном сотрудничестве и даже объявление войны и заключение мира. Всё это возможно благодаря усилиям языковых посредников. При этом переводчик должен постоянно пополнять свои знания, потому что язык изменчив. А это значит - быть постоянно погруженным не только в науку о языке, но и другие связанные с этим науки.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"