Самохин Иван Сергеевич : другие произведения.

Измерение эмоций в тормоплесизме

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья ранее опубликована в научном журнале "Социально-гуманитарный вестник Юга России" (Самохин И.С. Измерение эмоций в тормоплесизме // Социально-гуманитарный вестник Юга России. - Краснодар: АНО "Премьер". - N 6 (14) 2011. - С. 3 - 9).


  
  

Измерение эмоций в тормоплесизме

  
   Научная проблема, разрабатываемая в данной статье, - измерение таких характеристик эмоции, как интенсивность и тон ощущений, включённых в предлагаемое нами понятие эмотонности. Актуальность данной проблемы обусловлена повышенным интересом научного сообщества к эмоциональной сфере и, в то же время, часто неадекватным подходом к изучению вышеназванных характеристик.
   Цель исследования - доказать предпочтительность естественно-научного подхода к изучению интенсивности эмоций и эмоционального тона ощущений.
   Новизна исследования заключается в обосновании потенциальной ценности эмота (единицы измерения эмотонности) для специализированных сфер деятельности и межличностных отношений.
   Науку, особенно современную, часто называют антропоцентричной. В.В. Жерихин объясняет это свойство естественным стремлением человека приручить собственное детище, чтобы оно могло удовлетворять изменчивые потребности своего создателя [Жерихин 2003]. По А.А. Романчуку и В.Н. Тельнову, антропоцентричность науки вытекает из соответствующего восприятия Вселенной (в гармонии с известным тезисом Протагора: "Человек есть мера всех вещей") [Romanchuk, Telnov 2000]. С точки зрения М. Хайдеггера, антропоцентричность характерна для науки Нового времени: на homo sapiens возлагается ответственность за существование предметных сфер бытия, ибо только он способен установить истину (путём эксперимента) [Хайдеггер 1993].
   На наш взгляд, сосредоточенность на человеке, свойственная новейшей ("постнеклассической") науке, связана с двумя глобальными уроками - Первой и Второй мировыми войнами. Унеся миллионы жизней, они послужили мощным катализатором инстинкта самосохранения на уровне всего общества. Возведение себя в ранг высшей ценности стало для человека насущной, едва ли не биологической потребностью. Теми же вехами нашей истории во многом обусловлена другая черта современной науки - "эмоциоцентричность". Однако здесь дело не в смертоносности войн, а в причинённых ими страданиях, непривычных по силе, длительности, масштабу и глубине. Страх перед страданием как таковым сделался более интенсивным, более осознанным. То же самое произошло со стремлением к счастью. Ведь именно оно, счастье, являлось прямым антиподом недавнего ада: не работа мысли, не порыв души... Таким образом, эмоциональная сфера становится ядром новой картины мира - в частности, научной.
   Во второй половине XX столетия появилось большое количество теорий, связанных с эмоциональностью. Их авторами были М.Б. Арнольд, Р.С. Лазарус, П.В. Симонов, Л. Фестингер, К. Изард, Р. Плучек, П. Экман и многие другие. Деятельность этих учёных отражала интерес к проблеме и, что гораздо важнее, демонстрировала практическую значимость объекта исследования. У науки не осталось сомнений в огромном влиянии эмоций на здоровье, мыслительный фон и поведение человека. В 1990-м году Джон Мейер и Питер Сэловей ввели в научный обиход понятие "эмоциональный интеллект", обозначающее способность понимать и осознавать свои эмоции и эмоции других людей [Salovey, Mayer 1990]. Это качество часто считают важнее обычного, "неэмоционального" интеллекта, поскольку последний, как правило, не способствует гармоничным отношениям с окружающими и самим собой (временами даже мешает). К явлениям, указывающим на значимость эмоциональной сферы в глазах общества, следует также отнести широкое использование "эмотиконов" ("смайликов") и распространение субкультуры эмо.
   По нашим наблюдениям, люди уделяют неравное внимание различным характеристикам эмоции. Наиболее важным, безусловно, признаётся эмоциональный тон ощущений (приятный или неприятный). В качестве значимых дополнительных составляющих выступают интенсивность и длительность эмоции. Наименее актуальными параметрами представляются глубина (степень влияния на личность), структура (простая или составная природа) и модальность (индивидуальное свойство эмоции, в связи с которым она отделяется от других эмоций с аналогичным тоном ощущений, обычно получая собственное название: "печаль", "гнев", "стыд" и пр.).
   Разработанная нами философская теория, - тормоплесизм [Самохин 2006], - поддерживает эмоциоцентричную картину мира и разделяет основной пункт вышеизложенной иерархии: доминирование дихотомии "приятно" / "неприятно" над другими аспектами эмоции. Тем не менее, мы выступаем за радикальное изменение существующего подхода к феномену эмоциональности.
   В современном обществе преобладает идеалистическое отношение к эмоциям, важной гранью которого является вера в их неизмеримость посредством естественно-научных методов. Неофициальная единица измерения удовольствия "гедон" (Hedon) рассматривается как юмористическая [Wikipedia], в то время как И. Бентам, - английский мыслитель, чья философия породила данное понятие [Bentham 1789], - явно не согласился бы с подобной интерпретацией. По тормоплесизму, естественно-научное измерение эмоции осуществимо благодаря наличию у неё физиологической составляющей [Оксфордский толковый словарь общей медицины 2002]. Любое ощущение, приятное или неприятное, неразрывно связано с определёнными процессами, происходящими в организме. В данном случае не имеет принципиального значения, что выступает причиной, а что - следствием; важна именно неразрывность субъективного ощущения и объективного процесса. Это говорит о теоретической возможности ввести и использовать универсальную единицу измерения "эмотонности". Под эмотонностью мы понимаем интенсивность эмоционального тона ощущений. Соответствующей единицей измерения будем считать "эмот" (с ударением на второй слог; условное обозначение - "Эм").
   Поскольку в эмотах измеряется тон ощущений, для практического вычисления эмотонности нужно выявить закономерность, имеющую прямое отношение именно к этой характеристике. Таким образом, требуется установить, какие физиологические изменения всегда коррелируют с удовольствием и только с удовольствием, а какие - всегда со страданием и только со страданием (к чему, по нашему мнению, наиболее тесно приблизились отечественные учёные В.А. Минкин и Н.Н. Николаенко [Минкин, Николаенко 2010]). Это позволит наглядно дифференцировать приятный и неприятный эмоциональный тон, что в тормоплесизме не менее важно, чем аналогичное разделение видов кровяного давления в медицине. При этом не следует разграничивать "приятные" и "неприятные" эмоты с помощью положительных и отрицательных чисел соответственно. Такой метод отражает упрощённый, почти антинаучный взгляд на эмоциональную сферу, свойственный современному обществу: удовольствие = хорошо, страдание = плохо. Видимо, именно поэтому некоторые исследователи выступают против разделения эмоций на положительные и отрицательные в соответствии с одним-единственным критерием: тоном ощущений.
   Так, по мнению Н.А. Зыряновой, вышеупомянутые прилагательные следует "присваивать" эмоциям "в зависимости от процессов взаимодействия субъектов с окружающей средой, от психологических, психических, экологических и других факторов" [Зырянова 2007]. К.С. Лисецкий подчёркивает, что любые сильные эмоции могут играть отрицательную роль: дезорганизовывать деятельность, ставить человека в неловкое положение, выдавая, например, его любовь к другому [Лисецкий 2006]. К. Изард предлагает разделять эмоциональные состояния на облегчающие конструктивное поведение и препятствующие такому поведению [Izard 1991]. Мы разделяем базовые эмоции на приятные и неприятные. Данная классификация представляется нам более удачной, поскольку тон ощущений почти любой фундаментальной эмоции неотделим от названия последней (так, радость всегда связана с удовольствием, а отвращение - со страданием). В то же время, предлагаемые нами лексемы не содержат нравственной оценки. "Приятный" эмот и "неприятный" эмот мы предлагаем обозначать как 1 Эм (у) и 1 Эм (с) соответственно, где "у" - удовольствие, а "с" - страдание.
   Следует отметить, что оперирование эмотами принесло бы существенную пользу специализированным сферам деятельности - в первую очередь, медицине: помогло бы составить более ясное представление о мучительности различных заболеваний, улучшило бы диагностику и профилактику многих психических расстройств (таких, как паранойя, циклотимия, маниакально-депрессивный психоз), позволило бы точнее определять интенсивность физической боли у пациентов (для выяснения болевого порога, диагностики соматических нарушений, установления степени патологического процесса, принятия решения об использовании болеутоляющих средств).
   Кроме того, единица измерения эмотонности представляла бы значительную ценность и для других специализированных сфер. Психология получила бы новое средство познания внутреннего мира человека, результатом чего, скорее всего, стало бы появление более эффективных приёмов и методик. Социология смогла бы уточнить степень влияния условных индикаторов благополучия (например, богатства, общественного признания, успеха у противоположного пола) на реальное качество жизни - и, вероятно, внесла бы изменения в их усреднённую иерархию. Наконец, криминалистике представилась бы возможность усовершенствовать процедуру проверки на "детекторе лжи" (посредством учёта ещё одной психофизиологической характеристики).
   На наш взгляд, сложно переоценить значение рассматриваемой единицы для межличностных отношений - особенно для тех, которые претендуют на длительность и / или плодотворность. Некоторым людям от природы свойствен низкий уровень эмпатии - так называемая "духовная глухота", отсутствие способности "воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков" [Rogers 1975, p. 2]. Окружающие склонны осуждать подобных индивидов - вслух или про себя, в глаза или заочно, пылко или с холодной иронией, но, как правило, с непоколебимым чувством собственной правоты. Общество не учитывает, что отсутствие эмпатии не говорит о злонравии или безразличии к чужим эмоциям; что это - не нежелание, а неумение. Кроме того, не принимается во внимание ещё одно важное обстоятельство: поскольку эмпатия - не моральное качество, а психологическая характеристика, её уровень практически не поддаётся корректировке с помощью волевых усилий.
   Нечуткий человек способен повышать свою коммуникативную компетенцию, читая книги по психологии и наблюдая за поведением людей в различных ситуациях. Благодаря энтузиазму и приметливости можно разработать удобоваримые в "тепличных" условиях схемы общения. Однако серьёзный дефект внутреннего "камертона" не позволит ощутить важные нюансы в настроении собеседника, что грозит обернуться неприятными эмоциями и коммуникативным провалом. Так, человек, страдающий физической глухотой, может научиться читать по губам - но у него не получится полноценно воспринимать оттенки, передаваемые просодическими средствами (тоном, интонацией, общей тембровой окраской). Кроме того, ему придётся фокусироваться на движениях губ собеседника, а тому - на чёткости собственной дикции. Подобные нюансы не способствуют комфортному общению. Тем не менее, люди не осуждают физическую глухоту - но не потому, что это недуг, а потому, что дискомфорт, причиняемый "здоровому" обществу глухими, относительно невелик. Алкоголики и наркоманы вызывают совершенно другую реакцию, хотя часто являются жертвами серьёзной генетической предрасположенности. В таком же положении находятся люди, лишённые способности к эмпатии. Если нечуткий человек, несмотря на все усилия, продолжает смущать и раздражать окружающих, те не прерывают своего осуждения. Общество - не философ, оно поклоняется результату.
   Разовьём аналогию между физической и духовной глухотой. При бессилии медикаментов первая предполагает использование специального устройства - слухового аппарата. Единица измерения эмотонности позволила бы разработать прибор, обостряющий духовный слух - причём не только у нечутких индивидов, но и у всего общества. Ведь большинство людей обладают средним уровнем эмпатии, то есть время от времени пропускают или неверно интерпретируют элементы эмоциональной информации [Мегедь 2005]. Редкие огрехи, связанные с восприятием звука (ослышки и "недослышки"), не требуют вмешательства электроники: обычно достаточно переспроса и повторения. При этом раздражения, как правило, не возникает, а иная ослышка может даже повеселить обоих собеседников (из личного опыта: восприятие фразы "Внуков увижу" как "Фундук выложу"). Что же касается вслушивания в эмоции, человек чаще всего не узнаёт о своих коммуникативных промахах. Партнёр по общению может скрывать собственные эмоциональные реакции по разным причинам: из чувства такта, из прагматических соображений или, например, повинуясь национальному поведенческому стереотипу (keep smiling). Также собеседник может ничего не вуалировать, но быть ярко выраженным флегматиком и интровертом. В таком случае эмоции будут очень слабо проявлены в поведении и, следовательно, с трудом воспринимаемы другой стороной. Встречаются и совсем экзотические факторы, вроде псевдобульбарного синдрома, нарушающего связь между тоном эмоций и их внешним выражением (например, патологический смех на фоне грусти) [Ярош 1985]. Для глубокого вникания в чужие внутренние миры при столь обильных помехах нужно быть мастером эмпатии, а это, как уже говорилось, дано далеко не каждому.
   Прибор, измеряющий эмоции (назовём его "эмотомером"), отображает состояние того индивида, к которому он прикреплён. Если такое устройство будет на видном месте, - например, на лбу, - у каждого человека, мы сможем общаться друг с другом более эффективно. Наглядная информация о текущем настроении собеседника поможет Вам определиться с первым этапом коммуникативного акта. Затем следует проследить за изменениями эмотонности партнёра на фоне Ваших действий - и, скорее всего, отдать предпочтение тем действиям, которые приносят ему больше удовольствия или меньше страдания. С помощью эмотомера можно лучше познать себя и других, выработать эффективный стиль общения как с отдельными людьми, так и с обществом в целом. Например, если Вы видите, что у собеседника не прибавилось "приятных" эмотов от Вашей шутки, это может означать, что шутка несмешная, что неудачно выбран момент, что собеседник не в настроении, что у него нет чувства юмора, что он просто не расслышал... Если же Ваши остроты не "греют" ничей эмотомер, это, очевидно, говорит о том, что социум не принимает Вашего остроумия. Наверное, в таком случае Вы не обладаете даром смешить - и Вам не следует делать юмор основой своих взаимоотношений с окружающими. Без прибора люди, скорее всего, скрывали бы прохладное отношение к Вашим шуткам, любя их автора за другие качества. За те, на которые Вы, вероятно, даже не обращаете внимания, а напрасно: ведь именно на них Вам желательно опираться в процессе общения. Таким образом, эмотомер позволяет не только лучше понять состояние партнёра, но и сформировать более правильную самооценку.
   Неверно думать, что эмотомер служит бездушному препарированию внутреннего мира человека. Во-первых, следует иметь в виду, что данный прибор затрагивает не всю личность, а только её эмоциональную сферу. Во-вторых, измеряются всего лишь две характеристики эмоции: интенсивность и тон ощущений. Не показаны модальность, глубина, структура эмоций, их причины, связь с текущим поведением, сопутствующие им мысли и т.д. С помощью эмотомера можно выносить косвенные суждения об этих важных параметрах, не более того. Таким образом, он не отменяет творческого подхода к общению, а облегчает его в самой необходимой степени, помогая избежать серьёзных коммуникативных травм.
   Итак, настоящее исследование позволило нам прийти к следующим выводам.
       1) Введение универсальной единицы измерения эмотонности (эмота) теоретически возможно благодаря неразрывной связи между эмоциональным тоном ощущений ("приятно" / "неприятно") и объективными физиологическими процессами.
       2) Для вычисления эмотонности на практике необходимо установить, какие физиологические изменения всегда коррелируют с удовольствием и только с удовольствием, а какие - всегда со страданием и только со страданием.
       3) Практическая значимость эмота заключается в его потенциальной ценности для отдельных специализированных сфер человеческой деятельности (медицины, психологии, социологии, криминалистики) и межличностных отношений.
   В соответствии с тормоплесизмом, у эмота существует и теоретическая значимость. Она очень специфична с точки зрения существующей морали и требует детального обзора естественно-научных данных и подробного философского обоснования. Поэтому представляется разумным рассмотреть упомянутый аспект в отдельной статье.
  
   Список литературы
  
       1. Жерихин В.В. Размышления о палеонтологии. // Избранные труды по палеоэкологии и филоценогенетике. - М. - Т-во научных изданий КМК. - 2003. - С. 92 - 97.
       2. Зырянова Н.А. Эмоции как объект лингвопсихологического исследования. - 2007. - URL: www.acis.vis.ru/8/1/1_7/zirianova.htm
       3. Лисецкий К.С. Психокосметология: теория и практика. - Самара. - "Универс групп". - 2006.
       4. Мегедь В.В. Типы и эмпатия. // Психология и соционика межличностных отношений. - Киев. - Издательство Международного института соционики. - N 5 (29) 2005. - С. 18 - 20.
       5. Минкин В.А. Николаенко Н.Н. Информационно-статистические параметры виброизображения как базовые элементы расчёта любых эмоциональных состояний. // Труды 18-й Международной научно-технической конференции "Современное телевидение". - М. - 2010. - URL: http://www.elsys.ru/downloads/reports/ModernTV2010.pdf
       6. Оксфордский толковый словарь общей медицины. - 2002. - URL: http://vocabulary.ru/dictionary/480/
       7. Самохин И.С. Тормоплесизм, или Солнечный удар Даниила Олеговича. - М. - Издательство Международной академии бизнеса и управления. - 2006.
       8. Хайдеггер М. Наука и осмысление. // Время и бытие. - М. - "Республика". - 1993. - С. 238 - 253.
       9. Ярош А.А. Нервные болезни. - Киев. - "Вища школа". - 1985.
       10. Bentham J. An Introduction to the Principles of Morals and Legislation. - Boston. - Adamant Media Corporation. - 2005.
       11. Izard C.E. The psychology of emotions. - N.Y. - "Plenum Press". - 1991.
       12. Rogers C.R. Empatic: an unappreciated way of being. // The Counseling Psychologist. - V. 5, N. 2 1975. - P. 2 - 10.
       13. Romanchuk A.A. Telnov V.N. The "Fengliu" in Theoretical Archaeology: A Phenomenology of Landscape by Christopher Tilley: A View from the East. // STRATUM plus. - N 2 2000. - P. 595 - 601.
       14. Salovey P. Mayer J.D. Emotional intelligence. // Imagination, Cognition and Personality. - N. 9 1990. - P. 185 - 211.
       15. Wikipedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_humorous_units_of_measurement
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"