Ортега Дж. : другие произведения.

Джордж Ортега - Иллюзия свободной воли - Выпуск 5. - Мы не познаём свободу воли

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Выпуск 5. Мы не познаём свободу воли

Доброго времени суток! С вами передача "Иллюзия свободной воли" и её ведущий Джордж Ортега. Сегодня я расскажу вам, почему мы не познаём свободу воли, не постигаем её на собственном опыте... Видимо, миф о том, что нам дано выбирать свои мысли и чувства, поработил наше сознание с первыми проблесками цивилизации, а то и раньше...

Большинство из нас полагает, что любой психически здоровый человек должен нести ответственность за свои поступки. Но такая точка зрения лишь вредит, и ничего больше. Рассуждая об ответственности, мы говорим себе: "Тот, кто сделал что-то плохое, достоин наказания!" И мы наказываем... И других, и самих себя... Поступая неправильно, мы часто испытываем угрызения совести.

То, что мы продолжаем верить в свободу воли, закрывая глаза на факты, не может не огорчать. Лично я верю в другое: избавившись от этой навязчивой иллюзии, мы сделаем наш мир добрее и разумнее! Одним словом - лучше!

Можно выделить главную причину, по которой люди не сомневаются в свободе воли. Они считают каждую мысль, приходящую им в голову, своей собственной. Я докажу, что это не так. Но сначала мне хотелось бы рассказать о понимании свободы воли, свойственном большинству людей. Обычно они имеют в виду, что их выбор не зависит от характера, темперамента, генов, знаний и множества других условий. В общем - от всего того, что полностью предопределяет все наши мысли, чувства и действия...

Человеческая воля несвободна. Такова реальность. Мы обладаем волей, то есть можем принимать решения, но не можем повлиять ни на одно из них. Все эти решения принимаются под воздействием не зависящих от нас факторов. Миром правит закон причины и следствия. Таким образом, всё происходящее, включая любую нашу мысль, эмоцию или действие, имеет причину в прошлом. Причину, которая, в свою очередь, представляет собой следствие из другой причины, потому что иначе и быть не может. Беспричинных явлений не существует. Закон, управляющий вселенной, распространяется и на человеческую волю.

Защитник иллюзии может воскликнуть: "Разумеется, я обладаю свободой воли! Я же её познаю!". Это один из основных аргументов, но он не выдерживает критики. Мы не познаём свободу воли. На уровне ощущений мир кажется нам плоским; то есть мы ощущаем, воспринимаем его таковым, а вовсе не познаём. Люди не чувствуют свой общим дом тем, чем он является на самом деле - сферой, мчащейся вокруг Солнца. Однако в 1492-м году, благодаря Христофору Колумбу, мы поняли (познали!), что наш мир вовсе не плоский. Но, в сущности, это не имеет для нас никакого значения - если только мы не собираемся совершить кругосветное путешествие или слетать на Луну. Иллюзия плоского мира не влияет на нашу повседневную жизнь, в то время как иллюзия свободной воли влияет на неё самым кардинальным образом.

"Я познаю свободу воли" - утверждает человек. Но на самом деле его слова следует понимать иначе: он познаёт не свободу воли, а саму волю. Это не одно и то же. Воля подразумевает выбор, принятие решения. В каком-то смысле наша жизнь - это череда решений. Я решил написать эту книгу. Вы решили её прочитать. Но люди пошли дальше... Они считают свои волевые акты свободными от прошлого: от воспитания, от желаний и от всего остального. Если человеку предлагается выбрать между яблоком и овсяным кексом, решение будет во многом зависеть от вкусовых предпочтений. А мы не выбираем, какую пищу нам любить... Невозможность свободы воли можно доказать множеством способов. Пример с едой - это просто первое, что пришло мне в голову.

Люди утверждают, что познают свободу воли, но на самом деле они познают саму волю. Да, именно её. Я решил найти истоки этого судьбоносного заблуждения. В послании к римлянам, написанном святым апостолом Павлом примерно в 58-м году нашей эры, есть такие слова: "Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю". Моя передача как раз об этом: автор как в воду глядел... Если бы мы обладали свободой воли, наши действия зависели бы только от нас самих. Будь воля апостола Павла свободной, его желание непременно сбылось бы: он стал бы нравственно безупречным человеком, живущим в полной гармонии со своей совестью... Понимая, что таких моральных высот ему не достичь, апостол озадачил будущие поколения христиан проблемой человеческой воли...

Минуло пять столетий. В 580-м году Блаженный Августин размышлял о зле и наказании... Вдруг его осенило... "Секундочку! - сказал он себе. - Если Бог есть Добро, значит, мы не можем обвинять Его в чём бы то ни было. Следовательно, в наших дурных поступках виноваты только мы сами". Мне стало интересно. Помню, я тогда писал работу о добре и зле в христианстве и иудаизме - и открыл Книгу пророка Исайи. В седьмом столбце сорок пятой главы приведены слова Бога: "Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это". Блаженный Августин написал книгу "De Libero Arbitrio", что в переводе с латинского означает "О свободе воли". Видимо, именно этого мыслителя следует считать автором злосчастного термина.

Разумеется, люди верили в личную ответственность и свободу воли задолго до Августина, однако не могли выразить свою веру в виде понятий и концепций. Зато ещё в V веке до нашей эры древнегреческий философ Левкипп впервые высказался о природе причинности, несовместимой со свободой воли. Вот что он сказал: "Ничто не происходит случайно, но всё происходит по некоторой причине и необходимости". Действительно: если всё имеет причину - о какой свободе воли может идти речь?

В общем, Блаженный Августин утверждает, что все наши действия зависят исключительно от нас самих, ибо Всевышний даровал нам свободу воли... С одной стороны, в каноне сказано, что Бог всемогущ и что ни один волос не упадёт с головы без воли Божьей... И в то же время Он якобы ограничивает свою власть, наделяя людей свободой воли. Получается явная нестыковка...

Идея о всемогущем Боге не заслуживает доверия и сама по себе. Чтобы осознать её нелогичность, достаточно задаться одним-единственным вопросом: способен ли всемогущий Бог сотворить неподъёмное ядро? То есть такое, которое не сможет поднять даже Он сам... Задумавшись над этим, вы поймёте, что тезис о Его всемогуществе лишён всякого смысла. Есть и другие вопросы. Может ли Бог прекратить существовать? Или перестать быть Богом?.. Я не знаю - но думаю, что нет, не может... Блаженный Августин не считает Бога ответственным за всё то зло, что существует в мире. Та же мысль заложена в иудаизме, христианстве и других религиях. Если всё хорошо - возблагодари Господа; если что-то не так - пеняй на себя. Отсутствие логики бросается в глаза.

Иудаизм, христианство и ислам внушают человечеству, что их сторонники проведут остаток вечности в раю с большей вероятностью, чем приверженцы иных учений. Например, если вы не верите ни в какого бога, то есть являетесь атеистом, то рискуете погубить свою душу. Считается, что неверие в свободу воли тоже не сулит ничего хорошего. Возможно, именно поэтому многие люди говорят себе: "Конечно же, у меня есть свобода воли! Она - часть моего опыта". Но углубившись в проблему, они бы, скорее всего, поняли, что в корне не правы. Почему же у них нет желания в неё углубляться? Возможно, всему виной слепое почитание некоторых идей и безоглядное отрицание всех остальных...

Итак, во время принятия решений мы не познаём никакой свободы воли. Давайте разберёмся в этом чуть более подробно. Закончив съёмки, я собираюсь взяться за следующий выпуск только ближе к вечеру. Возможно, я решу зайти в ближайшую библиотеку и полистать книги по искусствоведению. Вместо этого я могу заскочить в торговый центр и выпить чашечку кофе. Но предположим, что я выберу библиотеку. Сказав, что это мой свободный выбор, я бы фактически заявил, что он не зависел от чего-то ещё - например, от результата "борьбы мотивов".

Часть меня была бы не прочь пойти в торговый центр, попить кофе и побыть среди людей. А другую часть привлекает общество книг... Если бы не мой недавний поход в Метрополитен-музей, в отдел древнеегипетского искусства, нынешней дилеммы могло бы и не возникнуть. Нельзя сбрасывать это со счетов. Я стал ареной для схватки двух мотивов. Торговый центр или библиотека? Библиотека или торговый центр?.. Чем же всё закончится? Победой одного из соперников...

Вообще-то, я уже принял решение, но ведь я могу его изменить. В последнюю секунду я могу подумать: "Мне хочется побыть среди людей, а в библиотеке не так уж много посетителей. Пойду-ка я лучше в торговый центр". Но если я так и поступлю, это будет не вмешательством свободного выбора, а неожиданным триумфом почти проигравшего мотива.

Мы познаём не свободу воли, а саму волю. Я познаю своё решение, желание, стремление пойти в библиотеку или торговый центр - и при этом мой выбор зависит от множества различных факторов. Почему мне захотелось отправиться в библиотеку и восполнить некоторые пробелы? О визите в музей я уже говорил - а почему ещё?.. Я обожал искусство всегда, со школьной скамьи, - и поэтому до сих пор отношусь к нему с уважением. Но мы не выбираем, что нам уважать, любить или уметь. Например, чья-то склонность к математике, живописи, музыке не является результатом его свободного выбора.

Мы приходим в этот мир с определённым набором индивидуальных черт. Наша личность определяется генами чуть ли не наполовину. Здесь никто уж точно не заикнётся ни о какой свободе... Другие 50 % или около того - это влияние внешних условий: воспитания, социальной среды, каких-то уникальных событий. Таким образом, человеческая воля снова в неволе.

Принимая решение, мы не познаём его независимость от всего перечисленного. Мы познаём само решение. Почему я так решил? Что меня мотивировало? Что заставило меня склониться именно к этому варианту? Задавшись подобными вопросами, мы вспомним о бесчисленных нитях, которые связывают настоящее с прошлым. Сказать, что мы познаём свободу воли - значит, заявить, что наша воля не подчиняется закону причины и следствия. Закону, правящему вселенной.

Всё, что вам нужно - это понять одну важную вещь: любое ваше решение имеет причину. Или несколько причин. Это зависит от того, как вы определяете причинность... Беспричинных явлений вообще не бывает. В этом нас убеждают и наука, и жизненный опыт. Мы знаем, что ничто не происходит просто так, на пустом месте. Если наше решение имеет причину, значит, она является следствием из другого, более раннего события. Закон причины и следствия можно представить в виде бесконечной цепи. Задумавшись о причинах своих решений, мы убедимся в том, что они выступают звеньями этой цепи.

Важно иметь в виду, что причина никогда не опережает следствие. Она может лишь предшествовать ему. Разумеется, причинно-следственная связь пронизывает и то время, когда мы ещё не родились. Уже одно это доказывает, что наши решения не являются свободными. Можно копнуть глубже: попробовать разобраться в их причинах. Сегодня я решил пойти в библиотеку, потому что до сих пор нахожусь под впечатлением от образцов древнеегипетского искусства, выставленных в Метрополитен-музее. Но почему эти реликты так запали мне в душу? Вероятно, потому, что я кое-что знаю об искусстве. Можно ли сказать, что мой опыт выпадает из причинно-следственной связи, уходящей в бездну времён?.. Нет, нельзя.

Конечно, нам суждено лишь догадываться об истинных причинах своего выбора - давайте не будем об этом забывать. Пытаясь зреть в корень, мы то приближаемся к истине, то отдаляемся от неё. Одно бесспорно: причина существует всегда. Порой мы вынуждены признать, что не видим истоков собственных мыслей и эмоций. Например, я не понимаю, почему древнеегипетское искусство является для меня чем-то магическим, чарующе прекрасным. Само собой, те решения, причины которых нам неизвестны, не познаются нами как свободные. Напрашиваются два вывода: 1) мы не обладаем свободой воли; 2) мы не постигаем свободу воли на собственном опыте. Как видите, доказать это оказалось довольно просто - даже не вдаваясь в детали. Мы познаём не свободу воли, а саму волю. Между этими понятиями - целая пропасть, бескрайняя и бездонная.

Почему это так важно? Кто-то выскажется скептически: "Теперь мы в курсе, что у нас нет свободы воли. Здорово! Ну а дальше-то что?.." Давайте задумаемся... Если мы не обладаем свободой воли, то любое наше решение обусловлено причинами, на которые мы не в силах повлиять. Все наши мысли и действия - дети плодовитого Прошлого. Как и все остальные явления: ведь причинность затрагивает не только человеческую волю.

Некоторые люди утверждают, что поведение элементарных частиц является индетерминированным, то есть не обусловленным каким-либо предшествующим событием. Это мнение возникло из-за неверного понимания квантовой механики. На самом деле поведение электронов и протонов подчиняется закону причины и следствия, но часто природа этих связей остаётся загадкой... Методы классической, ньютоновской физики здесь бессильны. Приходится использовать вероятностный подход. Тем не менее, суть от этого не меняется: закон причинности сохраняет свою силу и на квантовом уровне. А как иначе? Как? Разве что-то может произойти без причины?.. Концепция, в соответствии с которой настоящее не вызвано прошлым, лишена всякого смысла.

Жизнь - это большое кино. С одной важной оговоркой. Даже войдя в образ, профессиональные актёры обычно помнят о том, что находятся на съёмочной площадке. А вселенская киностудия заставляет об этом забыть. Почему же природа решила отдать нас в рабство этой иллюзии? Остаётся лишь изумляться... Она уже подшучивала над нами подобным образом. Когда-то мы верили в то, что Солнце вращается вокруг плоской и неподвижной Земли... Только несколько веков назад мы наконец-то поняли, что наша планета имеет сферическую форму и огибает светило со скоростью, превышающей миллион километров в час. Очевидно, Природе / Богу / Вселенной просто забавно подкидывать нам разные обманки... Свобода воли - это естественная иллюзия, искажающая общее представление человека о самом себе.

Так называемые "осознанные", "свободные" решения принимаются нашим бессознательным. На это указывают результаты огромного количества исследований. Хотя споры не утихают, сомневаться в результатах экспериментов, проводимых психологами и нейрофизиологами, всё труднее и труднее... Моё мнение таково: поняв, что у нас нет свободы воли, мы станем более терпимыми к чужим и собственным ошибкам. Осуждение и чувство вины уйдут в прошлое.

На сегодня всё, друзья! До скорых встреч!


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"