Ортега Дж. : другие произведения.

Джордж Ортега - Иллюзия свободной воли - Выпуск 15. - Бессильный аргумент Гарри Франкфурта: теория вторичных желаний

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Выпуск 15. Бессильный аргумент Гарри Франкфурта: теория вторичных желаний

Доброго времени суток! С вами я, Джордж Ортега, и моя передача "Иллюзия свободной воли". Сегодня я объясню вам, почему теория вторичных желаний Гарри Франкфурта не доказывает существования свободы воли. Но перед этим я по традиции напомню, что такое свобода воли и почему я так упорно твержу о её невозможности.

Наша вера в свободу воли, в эту древнюю иллюзию, создаёт много проблем. И каждому человеку в отдельности, и обществу в целом. Люди осуждают друг друга, мучаются угрызениями совести, конфликтуют, завидуют, "лопаются" от гордыни... Я надеюсь, что избавление от иллюзии свободной воли сделает нас более разумными и душевными.

Называя свою волю свободной, мы имеем в виду, что все наши решения зависят исключительно от нас самих. Что они не обусловлены абсолютно ничем: ни генами, ни воспитанием, ни школьным и институтским окружением, ни атмосферой на работе... Свобода воли - это возможность шутя преодолеть любые воздействия, нарушить любой вселенский закон.

Доказать, что это просто самообман, можно двумя разными способами. Во-первых, у нас есть бессознательное, в котором хранятся все наши воспоминания - то, из чего мы создаём свои решения. Мы не можем его контролировать и даже не задумываемся о нём. Бессознательное действует само, без нашей помощи. Нам не приходится всякий раз спрашивать себя: "Почему я так решил?" или "На чём я, собственно, основывался?". Всё происходит без нашего участия, в таинственных глубинах мозга... Следовательно, никакой свободы воли не существует. Решения принимаются неподконтрольной нам психической сущностью, о которой мы знаем лишь понаслышке.

Также отсутствие свободы воли можно доказать через закон причинности. Если мы приняли решение, значит, оно имеет причину, которая, в свою очередь, тоже была чем-то обусловлена... Эти спаянные звенья образуют причинно-следственную цепь, утопающую во мраке времён. Там, где не было ни человека, совершившего выбор, ни Земли, ни Солнца...

Перейдём к критике теории вторичных желаний. Её автор, американский философ Гарри Франкфурт, считает, что у животных есть только первичные желания, а у людей - ещё и вторичные. Например, желание перекусить является первичным. Однако давайте представим, что мы хотим сбросить пару лишних килограммов и сидим на диете. В таком случае у нас может возникнуть вторичное желание: "Мне хочется перекусить, но лучше бы мне этого не хотелось". Желание желания.

Франкфурт утверждает, что вторичные желания наделяют нас свободой воли. Вообще-то, здесь нет логики, но об этом чуть позже. Сначала я хочу вступиться за братьев наших меньших. Сейчас, как и много веков назад, люди считают их бесчувственными механизмами. Жестокое обращение с животными на фермах и в лабораториях связано именно с этим. Нам трудно признать, что свиньи, крысы и другие четвероногие создания ощущают боль - так же, как и мы.

Вряд ли кому-то удалось доказать, что у животных нет вторичных желаний. Представим себе собаку по кличке... ну, скажем, Качидуло... Однажды ему захотелось... облегчиться. Но квартира пуста: выгулять его некому. Качидуло помнит, что когда он не выдержал и помочился на ковёр, его сурово наказали. Полагаю, никто не откажет собакам в памяти на подобные события... Вероятно, на этот раз Качидуло не захочет справлять свои естественные надобности в квартире. Возможно, пёс подумает: "Лучше бы мне не хотелось в туалет. Я бы тогда не боялся наказания". У собак определённо возникают вторичные желания.

А теперь представим, что такое желание возникло у нас. Мы можем не хотеть, чтобы нам хотелось есть; не хотеть, чтобы нам хотелось курить; не хотеть, чтобы... да всё что угодно... Но разве это наделяет нас свободой воли? Желание - это причина. А какое оно, - первичное, вторичное или третичное, - не имеет никакого значения. Причина вашего решения или нерешительности - это звено в цепи. Как видите, опровергнуть аргумент Гарри Франкфурта оказалось очень просто. Вторичные желания не позволяют нарушить всесильный закон причинности.

Существование бессознательного - не менее стойкая крепость. Любое вторичное желание - например, когда нам хочется чего-нибудь не хотеть - возникает на бессознательном уровне. Оно формируется на основе информации, хранящейся в неведомых глубинах нашего мозга. Любое желание и нежелание имеет причину, которая представляет собою следствие другого, более раннего явления. Вся полученная нами информация содержится в бессознательном. Там же принимаются решения.

Мы не властны над своим бессознательным. Оно - часть нас, в этом никто не сомневается. Однако мы не способны контролировать эту часть в режиме реального времени.

Если ваш палец нажал кнопку на клавиатуре, это не означает, что решение принял палец. Всё решил ваш мозг - вернее, тот его участок, в котором находится бессознательное. Другими словами, происходит вот что: наше сознание узнаёт о решениях, принятых бессознательным, и считает себя их автором, отвечающим за последствия. Это доказывают результаты многочисленных экспериментов, проведённых психологами и нейрофизиологами. Например, людей подвергают "постгипнотическому внушению", то есть просят их выполнить определённое действие, когда закончится сеанс гипноза. Выполнив задание, каждый участник слышит один и тот же вопрос: "Почему вы это сделали?". Все называют какую-то высосанную из пальца причину или честно разводят руками. Никому и в голову не приходит, что его или её поведение обусловлено "постгипнотическим внушением".

Всякий выбор совершается на бессознательном уровне, поскольку там хранится основная часть наших знаний (и это как минимум). Поскольку мы не можем контролировать своё бессознательное, принятые им решения нельзя считать свободными.

Франкфурт высказал ещё несколько аргументов в защиту свободы воли. Однако не совсем ясно, как именно они её защищают. По мнению философа, свобода воли заключается в многослойности желаний. Если мы можем хотеть того, чего нам хочется хотеть, значит, у нас есть свобода воли. Но это вовсе не она! Это обычное везение, только и всего. Тому, кто захотел бросить курить и действительно бросил, просто повезло. Удача и свобода воли - две совершенно разные вещи.

Отсылки к желаниям тоже убеждают нас в причинной обусловленности человеческой воли.

Мы не управляем своими желаниями. Все наши предпочтения - в еде, в музыке, в одежде, да в чём угодно! - зависят от генов и жизненного опыта. Мы не выбираем свои желания. Они определяются нашими природными данными и социальной средой.

Франкфурт делает ещё одно любопытное заявление. Он говорит, что некоторые индивидуумы не могут обуздать свои порывы (импульсы) - и, следовательно, не обладают свободой воли. Философ называет их "хочунами"... Что ж, воля таких людей на самом деле несвободна. Однако стоит заметить, что весь мир состоит исключительно из "хочунов". Ни один человек не может совладать с возникающими в нём импульсами. Это они контролируют нас, а не мы их. И откуда здесь взяться свободе воли?..

Тем не менее, Франкфурт утверждает, что многие люди могут совладать со своей импульсивностью. Их волю он считает свободной... Бессмыслица налицо... Давайте представим, что мы способны управлять своими порывами. Как нам это удаётся? Очевидно, что наш успех чем-то обусловлен; что у него есть причина, которая, само собой, представляет собой следствие более раннего явления. Куда тянется эта цепь, вам уже известно: в тёмное, пустынное прошлое. Без нас, без Земли и без Солнца...

Об этот великий закон и бессознательное разбиваются все доводы, предлагаемые защитниками свободной воли. Иначе и быть не может. Один плюс один равняется двум - и не важно, какие условные обозначения мы используем: арабские цифры, римские цифры, английские слова или, скажем, китайские иероглифы. Ответ всегда один и тот же. Если речь идёт о проблеме человеческой воли, то он состоит из нескольких частей. Часть первая - напоминание о законе причинности. Если какое-либо решение, - например, решение сдержать эмоции, - чем-то вызвано, значит, оно имеет причину. Таким образом, его нельзя назвать проявлением свободы воли. Вторая часть нашего ответа - напоминание о бессознательном. Как правило, мы думаем словами. Некоторые люди мыслят образами, но и они не могут обойтись без лексики - в том числе и самой приземлённой: "стол", "стул", "кровать"... Слова хранятся в памяти и извлекаются оттуда в случае необходимости.

Об этом нужно помнить, принимая решение. Если информация, которую мы когда-то получили, нами не осознаётся, значит, она хранится в нашем бессознательном. Без него нам бы пришлось каждую секунду помнить всю свою прошедшую жизнь: все слова, все лица, все события... Это невозможно, да и попросту ненужно... Но вот мы участвуем в интеллектуальной викторине и ведущий задаёт нам вопрос на кругленькую сумму. Необходимо за считанные секунды воскресить в памяти историческую дату или имя литературного героя. Но почему-то мозг не торопится нам помогать, а в последний момент подкидывает вариант, который оказывается неправильным. На прошлый вопрос мы ответили верно, но почему-то не сразу, хотя читали об этом чуть ли не вчера вечером... На складе с воспоминаниями то и дело не включается свет, а иногда мы даже не можем отпереть дверь... Проще говоря, бессознательное само решает, допускать нас к информации или нет.

Бессознательное - это не просто хранилище информации. Наши решения принимаются там же... Почему мы поступили именно так? Что нами руководило? Моральные принципы? Стремление к счастью? Поиск истины? Всё это осмысливается на бессознательном уровне. Сознание получает "готовый продукт" - принятое решение. Однако время от времени здание начинает догадываться о подземных этажах. Мы называем это интуицией или внутренним чувством. Иногда нас посещают настолько странные и неожиданные мысли, что приходится на секунду признать: всё не так уж просто...

Давайте рассмотрим желания более подробно. От чего они зависят? От многих факторов: от генов, от воспитания, от национальных традиций. Иногда наши предпочтения в еде, общении и некоторых других областях формируются очень рано. Маленький ребёнок может наотрез отказаться от шпината, которым пытается его угостить заботливая мать... Наше самое первое, самое главное желание - это жажда счастья. Мы стремимся к удовольствию и избегаем страдания. Этого не вытравить воспитанием и не ослабить образованием. Хотеть быть счастливыми - врождённый удел всех живых организмов.

Возьмём такое вторичное желание, как желание перестать есть. Зачем нам этого хотеть? Возможно, мы собираемся снизить уровень сахара в крови или сбросить вес. В любом случае, наша основная цель - собственное счастье, собственный психологический комфорт. Нам кажется, что если мы расхотим или "расхотим хотеть" что-нибудь делать, наша жизнь станет лучше (а, быть может, и не только наша).

Гедонистический императив, - стремление к счастью и бегство от страдания, - несовместим со свободой воли. Думаю, все это поняли. Поскольку любое наше решение зависит от гедонистического императива, человеческая воля является причинно-обусловленной.

В своей передаче я ссылаюсь на закон причинности, чтобы доказать несвободу воли. Однако следует помнить, что этот закон справедлив для всей Вселенной. Что вы видите, выйдя на улицу? Проходящих людей, проезжающие машины, пролетающий лист... Всё это происходит в строгом соответствии с детерминистским учением... Наш мир - большое кино, а люди - актёры, неотделимые от своих ролей.

Это и удивительно! Для обычных съёмок люди читают сценарий, входят в образ, обсуждают какие-то детали с режиссёром... В фильме под названием Реальность у них нет возможности о чём-то поспорить или что-то предложить. Все их реакции предопределены заранее... Причинно-следственные связи опоясывают не только людей и животных. Они пронизывают весь мир, всю Природу - с её дождями, снегопадами, солнечными затмениями. Всё запрограммировано. Я говорю именно о программе, а не о предопределении, возносящем душу на небеса или низвергающем её в Преисподнюю. Мне неизвестно, существует ли жизнь после смерти. Я ручаюсь за другое: всё то, что происходит в текущий момент, обусловлено предыдущим состоянием Вселенной.

Мы не только актёры, но ещё и зрители. Тот, кто снимается в обычном фильме, постоянно сосредоточен на собственной игре. А в своих ежедневных образах мы имеем возможность полноценно наблюдать за партнёрами, рассматривать декорации, пытаться угадать повороты сценария... Верить в свободу человеческой воли - значит, считать себя маленькими божествами, "создающими" решения. В таком случае мы отрицаем Бога, его каноническое всемогущество. Это должно смутить любого религиозного человека... Но противоречие разрешимо: следует просто признать себя орудиями Господа, проводниками Его воли. Такое самовосприятие вполне логично и довольно приятно. Быть в собственных глазах марионеткой или роботом понравится не всем...

Компьютер запрограммирован выполнять определённые действия. Ничего другого ему не остаётся. Мы, конечно же, можем считать себя компьютерами, роботами или марионетками, но, согласитесь, это звучит как-то бездушно. Для меня Бог - это Природа, Вселенная, Мир как единое целое. Веря в Бога и отрицая свободу воли, мы формируем цельное, непротиворечивое мировоззрение, начинаем воспринимать себя как неотъемлемую часть реальности... Бог не только всеблаг и всеведущ, но и вездесущ. Он присутствует в каждой точке пространства и времени. Значит, всё есть Бог, и люди тоже. Ясно как день: если мир создан Всевышним, значит, Всевышний создал его из Себя Самого. Через нас Он являет Свою всесильную волю, творя Свет и насылая Тьму...

Да, мы часть Бога, но мы не принимаем решений. Они принимаются благодаря причинно-следственной связи. Напрашивается вопрос: обладает ли Бог свободой воли? Может ли Он нарушить закон причины и следствия?.. Я надеюсь, что Он не может этого сделать, потому что мне хочется верить в доброго и любящего Бога. Вероятно, кто-то не понял моей мысли - так я поясню. Приписав Господу свободу воли, я возложу на Него ответственность за всё то зло, которое творится на Земле. Если же я приду к выводу, что воля Господа является причинно-обусловленной, то смогу считать Его таким же невинным, как и всех нас.

Ошибочно признавая свою волю свободной, мы также признаём себя ответственными за собственные мысли и поступки. Мы осуждаем себя, наказываем, клеймим позором. Осознав, что у нас нет никакой свободы воли, мы избавимся от чувства вины - такого бесполезного и мучительного.

Некоторые считают, что без иллюзии свободной воли наступит полная анархия. Дескать, люди будут совершать дурные поступки и кричать: "Вы не можете меня обвинять! Я запрограммирован Вселенной - обвиняйте её!". Однако этого не произойдёт, поскольку наше поведение подчиняется гедонистическому императиву. Мы обречены стремиться к удовольствию и избегать страдания - как на индивидуальном, так и на глобальном уровне. Следовательно, мы будем пресекать поведение, сулящее нам неприятные эмоции. Надеюсь, теперь вы понимаете, что аргумент в пользу свободы воли, предлагаемый Гарри Франкфуртом, совершенно несостоятелен. Поверьте, есть ещё много доводов в её защиту, которые ждут своего развенчания.

Не пропустите следующий выпуск!


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"