Ортега Дж. : другие произведения.

Джордж Ортега - Иллюзия свободной воли - Выпуск 17. - Миф о свободе воли - убийца религии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Выпуск 17. Миф о свободе воли - убийца религии

Здравствуйте! Давно не виделись! С вами передача "Иллюзия свободной воли" и её ведущий Джордж Ортега. Сегодня мы поговорим о религии. О той пользе, которую может ей принести верное понимание человеческой воли. Но сперва я вкратце отвечу на три главных вопроса: что мы понимаем под свободой воли, почему она невозможна и какое значение это имеет для нашей цивилизации.

Обладать свободой воли значило бы иметь возможность думать, чувствовать, говорить и делать всё что нам заблагорассудится, не поддаваясь влиянию внутренних и внешних факторов. Но это невозможно, поскольку у нас есть бессознательное, где скапливаются сведения и принимаются решения. Не забывайте: речь идёт о загадочной сущности, о текущем состоянии которой мы не имеем ни малейшего представления.

К несчастью для нашего общества, вера в свободу воли стала его краеугольным камнем. Она создаёт столько проблем! Самые главные - это осуждение и чувство вины. Мы бросаем камень в окружающих и самих себя за поступки, совершённые по воле Бога или Вселенной, по закону причины и следствия. Мой разум подсказывает мне, что избавление от иллюзии свободной воли сделает наш мир более умным, чутким и гуманным.

С каждым десятилетием религиозные чары становятся всё слабее и слабее - наверное, не только в Америке, но и во всём мире. Набожных людей, - тех, чья вера особенно глубока, - всё меньше и меньше. И это, надо сказать, довольно грустно. Да, и в христианстве, и в исламе, и в иудаизме присутствуют идеи, которые можно назвать устаревшими или сеющими рознь. Однако в религии есть и кое-что весьма полезное - и для отдельных личностей, и для общества в целом... Современные города и пригороды, не говоря уже о мега- и мегалополисах, появились относительно недавно. До них Земля была усеяна, в основном, небольшими городами и посёлками. А ещё раньше были общины - коллективы с общей территорией и хозяйством. Люди постоянно общались: делились новостями, просили совета, обменивались мыслями... Сегодняшний житель большого города может бродить по бетонным джунглям часами - и не увидеть ни одного знакомого лица.

Переместившись из маленьких городов в большие, мы стали гораздо менее сплочёнными. Конечно, телевизор и другие технические достижения ещё могут собрать нас вместе, но церкви, синагоги и другие религиозные учреждения справлялись с этим намного лучше. Так что упадок религии вызывает некоторое сожаление... Многие современные общины не могут сопротивляться финансовому гнёту и объединяются с другими общинами. В каком-то смысле это неплохая идея, но число прихожан уменьшается с каждым годом. Несмотря на усилия отдельных лиц и организаций, отчуждённость лишь усугубляется.

Люди отвернулись от религии по многим причинам. В христианстве (и отчасти в иудаизме) считается, что за неправильное поведение в этом бренном мире человек будет осуждён на вечные муки в аду. Когда-то мы не смели роптать, но за несколько веков у нас прибавилось ума и смелости. Появились вопросы. "Почему Бог, воплощение Любви, заставляет нас страдать?", "Почему за восемьдесят не самых праведных лет, проведённых на Земле, человек должен расплачиваться вечным страданием?", "Почему в геенну огненную иногда приводит один-единственный поступок?".

Порой духовенство обвиняют в лицемерии. Дескать, на словах они защищают бедных, а на деле поддерживают законы и политические решения, которые ущемляют права этого социального класса. А также - права детей, женщин и так далее.

Есть и третья причина. Современный человек не может принять многие канонические мифы. Когда-то они зачаровывали, а сейчас приводят в недоумение или даже возмущают. Возьмём Адама и Еву. В Библии сказано, что Ева, первая женщина, была сотворена из ребра Адама, первого мужчины. Понятно, что в наши дни прекрасный пол не в восторге от подобной версии... За прошедшие две тысячи лет религиозная мифология практически не изменилась. Поэтому сейчас многие вещи кажутся совершенно непонятными, бессмысленными. Видимо, это ещё один серьёзный повод уйти из общины или не вступать в неё.

Чтобы человечество продолжало верить в Бога, высшие духовные лица должны пойти на какие-то уступки. Только в таком случае церкви и синагоги перестанут пустовать и вновь начнут сеять разумное, доброе и вечное. Не в этом ли суть любой религии?

Трезвый взгляд на человеческую волю поможет общинам выжить. Чтобы лучше понять, почему это произойдёт, давайте разберёмся, какое место занимает идея свободной воли в одной из мировых религий - христианстве. Многие просто верят в неё, но Священное Писание оставляет вопрос открытым. Первым христианином, усомнившимся в своей свободе, был апостол Павел. В "Послании к римлянам", написанном примерно в 58-м году нашей эры, есть такие слова: "Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю".

Апостол Павел страдает из-за своей несвободы. Без этих незримых цепей он был бы ангелом во плоти, творил бы одно добро, не ведал бы искушений. Он мог бы действовать по велению собственного сердца, а не вопреки ему. Ученик Иисуса осознал это в 58-м году! А в Библии вообще нет такого понятия, как "свобода воли". Оно появилось в христианской теологии между 380-м и 390-м годами, когда Блаженный Августин задумался над проблемой добра и зла. Он хотел увязать земные муки и бедствия с Божьей всеблагостью и написал книгу под названием "De Libero Arbitrio" - "О свободе воли". Его можно считать автором этого термина.

Августин признал нашу волю свободной - и ошибся. Он недопонял Бога, вернее - воспринял его однобоко, поскольку опирался на мысль о Всеправедном (Всеблагом) Создателе. Однако в Книге пророка Исаии Всевышний говорит нам: "Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это". Получается, что мнение Блаженного Августина расходится с текстом Библии.

Понятие "свобода воли" не занимает важного места в Священном Писании. Нет ни чёткого определения, ни глубокого размышления - лишь редкие расплывчатые намёки. Это даёт религиозным общинам возможность иметь своё собственное мнение о человеческой воле. Мнение, основанное на логике и экспериментальных данных. Ведь сегодня многие христиане понимают, что мир появился не 6000 лет назад, как утверждает Библия, а около 13,7 миллиарда лет назад, как установлено Наукой.

Сейчас большинство религий, конфессий и общин смотрят на Вселенную сквозь призму научного знания. Они готовы пересмотреть свои взгляды, которые казались разумными в начале эры, но не вызывают никакого доверия сейчас, в ХХI столетии. Если церкви и синагоги начнут распространять идею о несвободе человеческой воли, они наверняка смогут внушить нам, что это не даёт человеку права быть злым.

Да, наши мысли, решения и действия от нас не зависят, но они влияют на окружающую действительность. Всякий поступок имеет последствия, которые либо идут на пользу цивилизованному обществу, либо вредят ему. Это необходимо учитывать. В то же время нужно помнить, что никто ни в чём не виноват. Все мы грешны, но невинны... Арамейское существительное, от которого произошло греческое слово "amartia" ("грех"), имело буквальное значение "промах мимо цели". Стрелок целится в мишень, но не попадает, промахивается...

Поскольку человеку свойственно ошибаться, мы должны относиться к ошибкам, - своим и чужим, - с добродушной снисходительностью. Религия не устаёт об этом напоминать. Ей также стоит как можно чаще напоминать нам о Божьем всемогуществе, о том, что мы суть орудия Господа, проводники Его воли. В полном соответствии с каноническими текстами. А поскольку мы не властны над своими поступками, их нужно рассматривать отдельно от нас самих. Вот грех, а вот его невинная жертва - простой смертный, которому не хватило добродетельности. Это очень важно!

Мы не несём моральной ответственности за своё поведение. Никто из нас не контролирует свои действия - и, следовательно, не может обвинять самого себя и других людей. Ни обвинять, ни прощать. Особняком стоит вопрос о том, имеет ли смысл прощать Бога, Судьбу или Вселенную - истинную причину наших ошибок и страданий. Я не знаю, как на него ответить... Знаю одно: люди не должны возлагать бремя ответственности на себе подобных - не говоря уже о мести. Это бессмысленно и бесполезно.

Осознав причинную обусловленность человеческой воли, религия "воскреснет". В сердцах людей, покинувших церкви и синагоги много лет назад, вновь загорится огонёк веры. Те идеи, которые подарил миру Иисус Христос, были гораздо гуманнее формалистской морали, навязанной фарисеями. Христианство призывало к состраданию и милосердию, а не к соблюдению бесчисленных правил. Свои духовные гиганты были у всех вероисповеданий (например, пророк Мухаммед в исламе). Избавление от иллюзии свободной воли перевернёт сознание людей. Я не ручаюсь за другие культуры, но в тех странах, где иудаизм и христианство являются государственными религиями, ничего подобного не случалось вот уже 2000 лет (а, быть может, вообще никогда).

Чтобы люди вспомнили о вере, должно произойти что-то очень масштабное. Разочарование в "свободе воли" - именно такое событие... Многие отвернулись от традиционного христианства и классического иудаизма, потому что они не учитывают реальность нашего времени, не дают эффективных ответов на насущные вопросы. Увы, это так... Из-за устаревшей формы люди не замечают прекрасного содержания. Религия облагораживает душу, помогает почувствовать разницу между добром и злом. Отказываться от этого способа познания мира было бы неразумно.

Религиозные общины оказывают человечеству неоценимую услугу. Жаль, что они приходят в упадок: новые, более современные идеи могли бы их спасти.

Понятие свободы воли не занимает важного места ни в одном библейском учении. О ней нет ни слова ни в Ветхом, ни в Новом Завете. В сущности, миф о свободе воли создал Блаженный Августин, решивший выступить адвокатом Бога. Возможно, от этой иллюзии не было никакой пользы даже много веков назад...

В христианстве есть одно серьёзное противоречие. Сделав что-то хорошее, мы должны унять гордыню и возблагодарить Господа. Без Его помощи у нас якобы ничего бы не получилось. Но когда речь идёт о какой-то нашей ошибке или даже грехе, нам запрещают осуждать Всевышнего. Виноватым считается сам оступившийся человек. В светской жизни люди избавились от противоречия, заменив его последовательным самообманом. Индивидуум признаётся свободным почти всегда - вне зависимости от последствий совершённого им поступка. На этом стоит вся наша цивилизация: экономика, юриспруденция, образование, межличностные отношения...

Когда мы преодолеем иллюзию свободной воли, проповеди, звучащие в церквях, синагогах и мечетях, найдут отклик в человеческих сердцах. Религия вновь станет полезной. В наше время вера в свободу и моральную ответственность приносит один лишь вред: порождает агрессию, приводит к многочисленным конфликтам. Избавление от этой веры - лучший способ оживить религию и сплотить людей, вернув их в общины. Надеюсь, так всё и сложится...

Покуситься на идею свободной воли, на основу основ средневекового и современного общества - это серьёзнейший, я бы даже сказал, беспрецедентный шаг. Если всё получится, у настоятелей снова не будет отбоя от прихожан. Возможно, кто-то станет посещать богослужения из чистого любопытства, из желания узнать, каково это: не осуждать ближнего своего и не страдать от угрызений совести.

Разумеется, моральные нормы никуда не денутся. Мы запрограммированы стремиться к добру и удовольствию и избегать зла и страдания. Это заложено в нашей природе, так что иначе никак. Но гены не обязывают нас изводить друг друга обвинениями и заниматься самоистязанием. Перестав это делать, люди сблизятся душою, почувствуют себя единым целом. Кроме того, они обретут одну из четырёх важнейших составляющих счастья - самоуважение.

Иллюзия свободной воли находится на смертном одре. Наш долг - не подать ей стакан воды, а вогнать в грудь осиновый кол. В противном случае мы предадим всё, что делает нас разумными существами: жизненный опыт, логику, научное знание. Поняв, что отсутствие свободы не противоречит морали, а лишь обогащает её, религиозные организации смогут помочь нам создать новый, более совершенный мир.

У нас множество проблем, причём не самых маленьких. Глобальное потепление, всемирный экономический кризис, перенаселение... Список можно продолжить... Нужно что-то делать, что-то решать. К сожалению, богатый опыт, накопленный религиозными учениями и политическими партиями, не работает в современных условиях. Само собой, выход лучше искать сообща, а для этого необходимо забыть о несуществующей вине - своей, чужой, коллективной... Глобальное потепление не оценит наших нравственных мук...

Я надеюсь, что священники, пасторы, раввины и другие духовные лица признают иллюзорность человеческой воли и поделятся этой истиной с народом. Возможно, люди, когда-то разочаровавшиеся в религии, очаруются ею вновь...

Сегодня я, в основном, говорил о той общественной пользе, которую сулит избавление от иллюзии свободной воли. Но ещё важнее понять, что это действительно иллюзия. Без понимания не будет и изменений, а значит - и пользы. В следующем выпуске я пройдусь по каждому доказательству ещё раз.

Всем хорошего дня!


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"