Сфинкский : другие произведения.

О скупом мытаре замолвите слово спецслужб

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Написано левой ногой

 []

О скупом мытаре замолвите слово спецслужб


Древние философы говорили: "Познай себя и ты познаешь мир". Применяя это выражение к способу американской разведки донести знания о себе до Путина, до его окружения, до его народа, в конце-концов, отдаешь должное тактичности Киссинджера, который сказав о Путине: "Он - герой из романов Достоевского. Этот человек ощущает сильную связь - внутреннюю связь - с российской историей, как он ее понимает", говорит о стратегической опасности для США. Потому, что "приблудив" героев Достоевского, этот бывший разведчик... Вспоминается его разговор с Путиным, о котором вспоминал сам Путин. Киссинджер говорил о себе: " Все приличные люди начинали в разведке. Я тоже". Так вот говорил о героях Достоевского он в контексте хакерских кибератак. Киссинджер заявил, что главное не то, "кто кого взломал", а то, каким образом использована полученная в результате взлома информация.

Каким образом?..

Пока какая нибудь Радио Свобода не отхохмила по этому поводу и не связало это с бессмысленностью маразма того как Путин жестко раскритиковал госслужащих, которые вопреки его рекомендации избрались в академики и члены-корреспонденты Российской академии наук. "Значит, они крупные ученые, да? Я думаю, что я должен буду предоставить им возможность заниматься наукой, потому что, судя по всему, их научная деятельность гораздо важнее, чем исполнение каких-то рутинных административных обязанностей в органах власти и управления"... пока на Радио этого не сделали и не поставили "диагноз" или не рассказали "настрящую" историю о том как всё было на самом деле, а было дело может быть в том, что разочаровался Путин трахаться с "курсистками", или секретутками академиков, давайте поговорим серьезно. Хотя ради смеха отметим, что бывший советником по национальной безопасности США в 1969-75 и госсекретарь США Генри Киссинджер начинал карьеру в качестве разведчика американской армии во время Второй мировой войны - причём не какого-нибудь "ползуна" хотя бы и дивизионного уровня, а - политического, которому поручали даже искоренение нацизма в том или ином немецком городе, занятом американцами. После войны он даже стал преподавателем в Школе разведки Командования Вооруженных сил США в Европейской зоне. Так вот смеха ради заметмм - Кисинджер был избран иностранным членом РАН. И сказанное - месть академика!?!?

Но не в этом деле. А в том, что мог иметь ввиду Киссинджер, сравнивая Путина с героями Достоевского. Что мог иметь ввиду разведчик?

Разведывательная работа, по существу, работа психологическая. Известный американский разведчик Э.Захарис подчеркивал, что "психология играет выдающуюся роль. Она позволяет нам замечать и понимать характерные особенности тех, с кем мы имеем дело..." В последнее время органы разведки идут по пути создания собственных психологических служб.

Основные усилия психологов, по мнению другого специалиста (Мюррей), должны направляться на то, чтобы исключить из контингента разведчиков душевнобольных.

В этом смысле стоит осмыслить слова бывшего разведчика. Возможно в спецслужбах США осмысляется художественная реализация проблемы безумия в творчестве Достоевского во всем многообразии его проявлений для создания эмпирической и методологической основы изучения эстетических и нравственно-религиозных функций указанного феномена в мире писателя.

Лично я вижу среди героев романов Достоевского только один характерный тип: тип отчужденного психопата-мытаря. Это тип самого Достоевского.

Напомню. Мытарство - название препятствий. Согласно сочинению X века "Житию преподобного Василия Нового" о загробной жизни, это препятствия через которые должна пройти душа каждого человека на пути к престолу Бога для частного суда.

Согласно житию, по этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы - нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. Бесы предоставляют список грехов, относящихся к данному мытарству (например, на мытарстве лжи - список поступков произнесения неправды и т. п.), а ангелы - добрые дела, совершённые душой при жизни. В случае, если добрые дела перевешивают злые, душа переходит к следующему испытанию. Если злые дела перевешивают добрые и ангелам нечего предъявить для оправдания души, бесы уносят душу в ад. Когда же ангелы представят добрые дела к оправданию души и злые духи припомнят столько же грехов к её осуждению и будет равновесие, тогда побеждает человеколюбие Божие. Тем же милосердием Божиим восполняется иногда недостаток добрых дел против преобладающего количества злых.

Мотив "мытарств" (мытарь - сборщик податей на мыте или сборщик податей вообще; в современном смысле - таможенник) у Достоевского. Через мытарство "проходит" Дмитрий Карамазов во время предварительного следствия, восходит к православной эсхатологии, где мытарства рассматриваются как испытание души после смерти и первый этап будущего Страшного Суда. Мотив служит для выражения основной идеи романа возможности духовного возрождения человека, независимо от его греховности, даже в условиях нравственного упадка общества.

Эмоциональность приводит к непредсказуемости его поступков, что усугубляется также неумением терпеть и ждать. Как в критических ситуациях, так и в любовных делах Карамазов "способен только на движение вперёд". В то же время его желания хаотичны, а поступки характеризуют его как "глупого, напыщенного, недалёкого и скандального" человека.

В тот момент, когда его в Мокром обвиняют в убийстве отца, ему снится "какой-то странный сон", от которого "загорелось все сердце его и устремилось к какому-то свету, и хочется ему жить и жить, идти и идти в какой-то путь, к новому зовущему свету, и скорее, скорее, теперь же, сейчас".

Дмитрию снится место службы. Он едет на телеге по степи, вокруг холодно и валит снег. Проезжая через селение, Дмитрий видит "избы черные-пречерные, а половина изб погорела". При выезде столпились "худые, испитые" женщины, на руках одной из которых он видит "плачет, плачет дитя и ручки протягивает, голенькие, с кулачонками, от холоду совсем какие-то сизые". Дмитрий расспрашивает ямщика и не может понять, "почему это стоят погорелые матери, почему бедны люди, почему бедно дитё, почему голая степь, почему они не обнимаются, не целуются, почему не поют песен радостных, почему они почернели так от чёрной беды, почему не кормят дитё". Видя всё это, Дмитрию хочется как-то помочь, что-то сделать "со всем безудержем карамазовским".

А что это значит - "карамазовское"?

Психопатическое! В натуре Дмитрия нет каких-либо стойких преступных тенденций. В нем заложено, напротив, много добрых инстинктов и желаний, в нем много искренней любви и веры. Но он весь во власти сменяющихся чувств и настроений. Он - психопат.

Психопатия не является болезнью. Это склад характера, правда, характера патологического, т.е. возникшего в результате врожденной или рано приобретенной биологической неполноценности нервной системы.

Возбудимые (взрывчатые) психопаты характеризуются вспыльчивостью, несдержанностью. Требовательные к другим людям, они не терпят критических замечаний в свой адрес. По малейшему поводу у них может возникнуть неадекватно сильная реакция: ослепленные злобой, они кричат на окружающих, осыпая их оскорблениями, швыряют предметы, в исступлении замахиваются на обидчиков. Остынув, раскаиваются в своем поведении, и все это искренне, часто с патетикой. Их реакции возникают по типу короткого замыкания "раздражение-реакция"; фаза обсуждения и борьбы мотивов выпадает из их действий.

Это люди сильных страстей, властные, упрямые, обидчивые, азартные. Они легко переходят от восторга к отчаянью и в последнем подчас делают хуже себе, прибегая к приему алкоголя. Им свойственна большая настойчивость и упрямство в достижении целей. Французские психиатры описывают их как "тиранов, которые последовательно потрясают семью, школу, предприятие и казарму". В художественной литературе близок к характеру такого типа Митя Карамазов.

Неумение прислушиваться к советам окружающих и потакание собственным прихотям заводят его в "неловкие и постыдные" ситуации, в которых он унижает людей и проявляет глупость.

И, вообще, давайте вспомним, что главным событием романа "Братья Карамазовы" является, безусловно, событие, которое привело к смерти Илюши, а именно - публичное унижение его отца Дмитрием Карамазовым. Видимо, это самое необычное отцеубийство, когда-либо созданное воображением художника, что уже само по себе "в стиле Достоевского", ведь в итоге, если оставаться на фактическом уровне, умирает сын, а не отец. Конечно, Достоевский, как никто другой, различает фактичность события и его сущность, которая строго говоря осуществляется в мире идей. В этом мире и происходит отцеубийство штабс-капитана Снегирева. Оно совершается в мире идей Илюши. Это невольное отцеубийство до такой степени потрясает душу ребенка, что он заболевает и умирает. "Братья Карамазовы" заканчиваются ни чем иным, как похоронами Илюши. Назвать ребенка и самого светлого и трагического героя романа отцеубийцей язык не поворачивается. Отцеубийством здесь является падение отца как лучшего из людей в глазах любящего сына. Это - моральная смерть отца в душе ребенка, не способного осмыслить все последствия такого рода смерти. Это - смерть идеала.

Как же Дмитрий наказан за свое неосознанное преступление? Вспомним вторую знаменитую мысль романа о "слезинке ребенка", которую нельзя ничем оправдать, вложенную Достоевским в слова Ивана Карамазова: "... от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только замученного ребенка... Не стоит потому, что слезинки его остались неискупленными. Они должны быть искуплены, иначе не может быть и гармонии. Но чем, чем ты искупишь их? Разве это возможно? Неужто тем, что они будут отомщены? Но зачем мне их отмщение, зачем мне ад для мучителей, что тут ад может поправить, когда те уже замучены? И какая же гармония, если ад: я простить хочу и обнять хочу, я не хочу, чтобы страдали больше.И если страдания детей пошли на пополнение той суммы страданий, которая необходима была для покупки истины, то я утверждаю заранее, что вся истина не стоит такой цены."

В романе "Братья Карамазовы" описывается и акт вседозволенности, и такая слезинка ребенка. Акт вседозволенности вызвал своей философией Иван Карамазов (идеи ведь тоже убивают), в результате чего Смердяков убил их общего, но и в том, и в другом случае, номинального отца. Дмитрий Карамазов, конечно, также совершил отцеубийство в душе своей. Но ни у кого из них подлинного отца никогда не было. Иван Карамазов "в теории", а Дмитрий Карамазов "на практике" демонстрируют то, к чему приводит отсутствие того, что можно назвать Богом или отцом. Именно потому, что у них никогда не было отца и подлинной веры в Бога, они и думают, и поступают так, как они думают и поступают в романе. Так что же обвинять их в отцеубийстве?

Судить читателям. А разведсикам судить о стратегичесуой опасности (хакера:))).

О Достоевском психопатологе и криминалисте существуют специальные исследования. Психопаты, безумцы, маньяки, фанатики, преступники, самоубийцы выросшие из идеи "замкнутого сознания", основной идеи всего творчества писателя. Селятся они большей частью в глубоком уединении, по неприступным углам, как будто таясь в них от людей и от света. И фантазируют... до тех пор, пока наконец, в заблуждении своем совершенно теряют то нравственное чутье, которым человек способен ощутить всю красоту настоящего.

Но фантазии их, подвижны, летучие, с радостями, с горестями, с адом и раем, с пленительными женщинами, с геройскими подвигами, с благородною деятельностью, всегда с какой-нибудь гигантской борьбою, с преступленьями и всякими ужасами, вдруг овладевает всем бытием мечтателя. Однажды пространство это исчезает, время останавливается или летит так быстро, что его не замечают. По какому-то неведомому произволу ускоряется пульс, брызжут слезы, горят лихорадочным огнем бледные увлажненные щеки... Минуты отрезвления ужасны: несчастный их не выносит и немедленно принимает свой яд в новых увеличенных дозах... И брыжжет им - ядом. На других. Он ненавидит их за то, что они позволили ему стать таким. Это черная ненависть. Это ненависть жертвы к преступнику. Это ненависть преступника к жертве, которая не позволила себе стать жертвой, которая встала на пути к вожделенному. Это взаимная ненависть жертвы и преступника, непрерывно меняющихся ролями и слившихся в симбиозе. Черная ненависть наступательна и изобретательна. Черная ненависть действует публично и исподтишка. Чтобы уничтожить врага, все средства хороши. Черная ненависть свойственна людям неглупым, но и их она лишает разума. Стремление непременно ущемить противника вынуждает их к самоубийственным действиям. Причина самоубийства - ненависть человека к себе.

Действительно, по произведениям Достоевского можно изучать патопсихологию. У многих его персонажей - ярко выраженный апатический или, наоборот, выражающийся в крайней раздражительности астенический синдром; они впадают в агрессию, в том числе направленную против самих себя, становятся жертвами галлюцинаций и навязчивых состояний, страдают от всевозможных неврозов, фобий и нарушений личности, развратничают, предаются садизму, мазохизму и нравственному эксгибиционизму, закатывают истерики, совершают девиантные - антисоциальные - поступки.

Предпринимались попытки объяснить поведение его персонажей с точки зрения разных психологических школ, в частности социальной психологии, бихевиоризма и психоанализа.

С точки зрения социальной психологии в произведениях Достоевского мы имеем дело с ярко выраженной аномией - отклоняющимся поведением, выражающим собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение.

На групповом уровне аномия представлена в "Бесах", на индивидуальном - в образах Раскольникова (убийство), Кроткой (самоубийство) и других.

Многие персонажи, особенно поздних произведений Достоевского, испытывают трудности в смысле групповой идентификации и социальной адаптации. Так, если Девушкин, несмотря ни на что, естественным образом идентифицировал себя с чиновничеством, то герою романа "Идиот", князю Мышкину, никак не дается полноценное общение с людьми его круга. Однажды он произносит речь, в которой осуждает русское дворянство за западничество, оторванность от народа - и вдруг спохватывается: а ведь я и сам дворянин!

Как правило, психопаты-мытари Достоевского прекрасно отдают себе отчет в неадекватности своих реакций и иррациональности поступков, однако почему-то предпочитают вести себя именно так, а не иначе. Чтобы понять, почему это так, обратимся к одному конкретному образу в котором обозначается проблема неудовлетворенной потребности в самореализации, подменяемой самоутверждением в уродливых, противоестественных формах, прежде всего в форме бегства от действительности: в безумие, раздвоение личности, самозванство, подпольное существование, в мечту...

Еще в одной (имеющей отношение к Путину) прохладно встреченной литературной общественностью повести Достоевского "Господин Прохарчин" ставится проблема одиночества души мытаря, замкнутости сознания, бегства в подполье, человека, утверждающего себя через могущество. Безумное.

В то же время бегство в безумие уже не кажется автору неизбежной судьбой подпольного человека. Он видит другие возможности самоутверждения. Отстаивая себя во враждебном и чуждом мире, спасаясь от пустоты своей замкнутости, одиночка может возмечтать о могуществе, бедняк - плениться идеей богатства. Прохарчин - скупец: подобно Акакию Акакиевичу, он живет впроголодь, лишает себя самого необходимого, аскетически служит своей идее Но идея его несравнима с жалкой мечтой о теплой шинели. Его идея величественна. Он - скупой рыцарь.

Историю возникновения образа нищего-богача Прохарчина и связь его со Скупым рыцарем Пушкина Достоевский подробно изложил в фельетоне Петербургские сновидения в стихах и прозе (1861 г.). В нем он рассказывает, что однажды прочел в газетах историю одного скупца. Открылся вдруг новый Гарпагон, умерший в самой ужасной бедности на грудах золота. Старик этот был некто отставной титулярный советник Соловьев. Он нанимал себе угол за ширмой за три рубля,.. не имел никаких занятий, постоянно жаловался на скудость средств и даже, верный характеру своей видимой бедности, за квартиру вовремя не платил, оставшись после смерти должен за целый год. Он отказывал себе в свежей пище даже в последние дни своей жизни. После смерти Соловьева, умершего на лохмотьях, посреди отвратительной и грязной бедности, найдено в его бумагах 169 022 р. с кредитными билетами и наличными деньгами...

"И вот передо мною нарисовался вдруг образ, очень похожий на пушкинского" Скупого рыцаря"... Он ушел от света и удалился от всех соблазнов его к себе за ширмы. Что ему во всем этом пустом блеске, во всей этой нашей роскоши? К чему покой и комфорт? Нет, ничего ему не надо, у него все это есть, там, под подушкой, на которой наволока еще с прошлого года. Он свистнет, и к нему послушно приползет все, что ему надо. Он захочет, и многие лица осчастливят его внимательной улыбкой Он выше всех желаний..."

Человек, отгородившийся от мира, висит в пустоте; замкнутость и есть его опустошенность. Перед страхом небытия он утверждает себя через могущество. Если он богат, у него все есть.

В Прохарчине соединились две фундаментальные потребности: в безопасности и самоутверждении. Впоследствии идея богатства, дающего его обладателю могущество, воплотилась, среди прочих, в образах Гани Иволгина из романа Идиот и подростка Аркадия Долгорукого - (правда, Аркадий в конце концов понял ущербность своей идеи; деятельная любовь к близким подсказала ему путь подлинного, а не мнимого самоутверждения). О власти, которую сулит богатство, мечтает и Раскольников.

На этом моменте я задолбался писать и копировать. Но представьте себе суолько же перелопатили американские разведчики ради того, чтобы патриарх американской разведки тактично сказал "пару слов" ?

И вот что обидно. Пресс секретарь Путина тюрковед Песков назвал позитивным сделанное Киссинджером сравнение Путина с "героем Достоевского". Песков назвал это "позитивной историей".

Прессекретарь, конечно, понятиями владеет, но в конкретном случае, смысл "позитивности" проявляется еще и в том, что по выражению Феофана Затворника: "Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать".


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список