Самусенко Евгений : другие произведения.

Зачем человеку Создатель?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Религия и равновесная психология

  Равновесная психология базируется на принципе Равновесия, который утверждает, что любые действия живого существа (включая и человека) могут происходить только в том случае, если его психика имеет психический или физиологический раздражитель. Эти действия всегда будут направлены только на устранение этих раздражителей. Живое существо в состоянии равновесия и покоя - не может совершать никаких действий, оно в них не нуждается.
  Вторым базисным элементом равновесной психологии является новое психическое явление - структура равновесия психики, в первую очередь - человека. Это явление представляет собой совокупность элементов составляющих мировоззрение (жизненные принципы) человека. Человек испытывает психический покой (при наличии физического) только в том случае, если все составляющие его мировоззрения не противоречат, а дополняют друг друга. Вся совокупность представлений человека о мире его окружающем должна находиться в гармонии, не иметь элементов не понятных для человека, и соответствовать уровню его развития. Исходя из этого, бесполезно объяснять дикому туземцу строение Вселенной или действие ядерного реактора. Человеческое сообщество не имеющее контактов с цивилизацией более высокого уровня развития - всегда находится в гармонии с окружающей природой и каждый из его членов имеет собственную структуру психического равновесия. Любая попытка внести в такое сообщество новые знания и новое представление об окружающем мире - приводит к разрушению структуры психического равновесия и возникновению страха перед чем-то новым. Для устранения этого страха и формирования нового состояния равновесия - необходимо заполнить все пробелы в представлениях человека. Нельзя показать туземцу ядерный реактор - ничего ему при этом не объясняя. Чтобы он мог этот объект включить в свое изменившееся представление о внешнем мире, в свою структуру равновесия, он должен получить и понять всю базовую информацию его описывающую. В противном случае, туземец будет вынужден объективную информацию о реакторе заменить на эквивалентную фантазию, которая, по его мнению, сможет описать новый объект, не выходя за пределы имеющегося мировоззрения. Исходя из вышеизложенного, попытки нести цивилизацию в отсталые племена, практиковавшиеся в былые времена, являются действиями разрушающими психическое равновесие отдельных членов этих племен.
  Человек всегда живет в гармонии с окружающим его миром, познавая его по мере расширения своих возможностей и придумывая объяснения тем или иным явлениях внешнего мира. Изменение внешнего мира требует адаптации человека к этим изменениям. Цель адаптации - обретение покоя и равновесия. Любой уровень развития цивилизации предполагает и свой уровень покоя и равновесия, но результат всегда один и тот же - жизнь возможна только в условиях покоя и равновесия. Любая психическая энергия нарушения равновесия - требует устранения источника этого нарушения. Следовательно, покой и равновесие туземцев ничем не отличается от покоя европейцев, которые принесли им "плоды цивилизации". И те и другие счастливы только в состоянии покоя. Принесенные "плоды" разрушают покой туземцев и ожидать от них благодарности бессмысленно.
  Необходимо подчеркнуть следующее: человек всегда должен находиться в гармонии с окружающим миром и не бояться его. Любой непознанный элемент окружающего мира - это незаполненная ячейка структуры равновесия и страх перед неожиданностями, которые сулит этот элемент. Для туземца неожиданность - это дождь, для современного человека, неожиданность - это астероид, падающий на Землю. И тот и другой вынуждены придумывать объяснения явлению, которое не определено как закономерное, с понятными причинами его возникновения, которые позволяют избавиться от страха перед этим явлением, превращая его в "условно закономерное". Разве танцы индейцев вызывающие дождь - действительно приводят к его появлению? Это "условно закономерное" явление в их представлении. Если после танца пойдет дождь - значит повлияли танцы, если не пойдет - мало танцевали. Но и в том и другом случае нет повода для беспокойства и страха.
  История развития современной цивилизации - это история развития фантазии человека, направленной на объяснение устройства окружающего его мира, история развития мировоззрения цивилизации. Необходимо подчеркнуть, что при этом для обретения покоя и равновесия, совершенно никакого значения не имеет: объяснение устройства внешнего мира является истинным и объективным или субъективным и фантазийным. На результат это не влияет.
  Во все времена существования человеческой цивилизации Создатель всегда являлся частью структуры равновесия человека, появившись в ней на самом начальном этапе развития человека. В различных формах и образах, что не имело существенного значения, поскольку задача всегда была одна и та же - обеспечение психического покоя и равновесия.
  
  Функции религии и задачи стоящие перед ней, вытекающие из понимая ее функций, в современном мире не поняты и не оценены по достоинству. Даже образованные и духовные люди не всегда до конца понимают роль религии, предпочитая поддерживать позицию воинствующего атеизма. Недавно было опубликовано письмо Эйнштейна, написанное за год до его смерти, в котором он называет веру в Бога детским суеверием, а Библию - "коллекцией достойных, но тем не менее примитивных легенд, которые выглядят весьма по-детски". Фрейд, в свое время, дав детальный анализ такому явлению, как религия, закончил его требованием к ней "признаться, что религия не может дать человеку истину". Погоня за истиной превращается в отдельную навязчивую идею, которая наносит существенный вред ее адептам. При этом их представления о том, что же такое истина - еще очень далеки от этой же истины. Анализ понятия "истина" равновесной психологией приводит к результатам, которые вряд ли обрадуют самих поборников истины. Но эта позиция равновесной психологии не является предметом данного представления.
  Наука, в лице равновесной психологии, впервые отделила истину от покоя и не ставит ее впереди него. Кроме религии, теперь еще и психология готова стремление к любопытству и жажду новых знаний поставить не выше спокойствия и счастья отдельного человека и пренебречь ими, если они не приводят к такому спокойствию.
  
  Равновесная психология впервые (Фрейду это не удалось) дает анализ значимости религии в жизни человеческой цивилизации, ее место в этой жизни, с точки зрения понимания конечного результата, на достижение которого направлены усилия религии, являющегося предметом изучения и исследования равновесной психологии. Равновесная психология откровенно заявляет, что целью любой психологии, во все времена, не являлось дать человеку истину. Целью психологии являлось дать человеку покой. Фрейду всегда казалось, что он ищет истину и находит ее, но в действительности все его теории были ошибочными и не содержали истины. Но психотерапевтические методики Фрейда давали отдельному человеку покой, и его совершенно не беспокоило соотношение полученного результата с истиной. Покой, как подчеркивает равновесная психология, всегда для человека дороже истины. Безусловно, это утверждение не относится к исследователям, структура равновесия которых искусственно ими же нарушена и имеет, в результате, постоянно действующую психическую энергию, являющуюся побуждением к действию, направленному на поиск "истины", но только успешное завершение поиска приводит их все равно к покою, как состоянию нормы психики любого живого существа.
  Равновесная психология, в отличие от Фрейда, уже "не требует" от религии, что бы она несла людям истину (речь идет об оценке утверждений религии с точки зрения неверующих людей). Если равновесная психология позволяет себе, при этом все же оставаясь наукой, ставить для отдельного человека, который "верит" больше в науку, покой выше истины, то тем более не видит ничего предосудительного в том, что религия может дать покой людям больше верящим в Создателя, чем в науку. Решать при этом, что для него важнее: истина или покой - должен сам человек. Если задать вопрос человеку, умирающему от рака и не знающему об этом, что он хотел бы услышать? Истину - что ему осталось жить три дня, или провести эти последние дни в состоянии покоя? Ответ не вызывает сомнения, следовательно не может возникать сомнения и в том, что психический мир человека не всегда нуждается в истине, для того, что бы ощущать состояние покоя и равновесия.
  Равновесная психология рассматривает историю религии, как систему барьеров препятствующих нарушению равновесия обнаруженным новым знанием. Прежде чем допустить его к людям, необходимо, что бы это знание доказало свое право на жизнь в том числе и в "борьбе" с религией. Как можно заметить из изучения исторических документов, ни одна из обнаруженных закономерностей природы, в ходе развития цивилизации, не была утеряна, однажды будучи обнаруженной, тем более по вине религии. Но любое знание должно появляться вовремя, тогда когда цивилизация в нем уже нуждается. В этом случае религия уже не могла сдерживать его появление, и новое знание занимало свое место в перечне элементов научного мировоззрения. Религия имела возможность препятствовать проникновению новых знаний в жизнь человека только в тех случаях, когда сам человек был еще не готов к восприятию этого знания. Поэтому не стоит преувеличивать вину религии за сдерживание развития цивилизации. Коперник внес вклад в развитие цивилизации намного больший, чем Галилей, тем не менее, никаких притеснений со стороны Церкви он не испытывал. В качестве компенсации за это - ему не планируют ставить памятники в Ватикане и в его адрес не делают заявлений о "незаконном вмешательстве" в его жизнь организаций принадлежащих Церкви.
  
  Одним из положений равновесной психологии утверждается невозможность формирования инстинктов живого существа, включая и человека, в результате "селекции случайных мутаций", как это утверждает современная молекулярная биология.
  Учитывая различие во взглядах на происхождение человека науки и религии, необходимо понимать, что Природа, как некая противоположность, постоянно конкурирующая с Создателем, существует только за счет выявления человеком закономерностей в явлениях, которые его окружают. Первая закономерность, открытая человеком, и явилась "зарождением" Природы. Самой простой закономерностью могло бы быть "открытие" человеком связи между появлением облаков и дождя. Когда человек видел появление облаков, он мог с уверенность предположить, что пойдет дождь, но если облаков не было - предполагать появление дождя не было никаких оснований, необходимо было все же дождаться появления облаков. Но, что бы появились облака, человек по прежнему должен был обращаться к Создателю, Природа в этом случае была бессильна.
  Кажущееся противостояние между Создателем и Природой существует только в том, что человеческий разум обнаруживает закономерные явления, не требующие участия Создателя, называя их природными. Это явления, которые всегда возможно повторить и каждый раз они проистекают по одним и тем же законам, при неизменности внешних условий их проведения. Принято говорить: закон Природы, природные явления, но никому не приходит в голову говорить о существовании "случайности" природы. Это означает, что так же как и в случае с облаками, из обезьяны можно "получить" человека, в результате адаптации ее случайной мутации к неизменным условиям жизни - это закон Природы. Но, к сожалению, разрешение на саму "случайную" мутацию обезьяны, необходимо получать все же у Создателя, точно так же как и на появление облаков.
  Любые случайности равновесная психология трактует в пользу Создателя, а не Природы, но не пытается таким образом подтвердить существование Создателя и позицию креационизма. Она только обращает внимание, что эйфория вокруг теории Дарвина, которая якобы подтверждает отсутствие потребности в Создателе - не уместна и преждевременна. Науке необходимо быть объективной до конца, воспроизвести эксперимент по "выведению" человека из отдельно взятой обезьяны - невозможно. Эволюционный процесс не является закономерным, в нем всегда присутствует случайность, которая не позволяет отнести его полностью к природным явлениям.
  С позиции равновесной психологии, ответ на вопрос о происхождении человека, более объективно, может звучать так: человек появился в ходе эволюции, но для того, что бы это произошло, согласие на финальный аккорд, на случайную генетическую мутацию обезьяны, было дано все же Создателем. Совершенно не обязательно, что бы Создатель создал человека из хаоса, как считает религия, он мог для этого использовать все, что угодно, в том числе и обезьяну.
  Так уж безобидна и безопасна Природа, как это кажется науке? "Спросим" это у астероида, траектория которого пересекается с Землей, на которую он рано или поздно упадет. В этом случае любой, даже самый воинствующий атеист, захочет, чтобы этот астероид падал не по объективной траектории рассчитанной наукой, а по траектории, в которой появлялись бы элементы случайности и она прошла бы все же рядом с Землей, не задев ее. Это ожидание и надежда позволяют намного спокойнее дожидаться последней минуты, даже понимая, что она неизбежна. Когда человек не хочет мириться с необратимостью и неизбежностью закономерных явлений Природы - он всегда отдаст предпочтение иллюзии (фантазии), существованию некой абсолютной сущности, которая по своей воле может заменить закономерность на "случайность", как ее противоположность, но эта сущность обязательно должна быть доброй. Любая противоположность (случайность), замещающая закономерность, не может направляться во зло человеку.
  Равновесная психология утверждает, что человек не хочет жить в мире опасных закономерностей, предпочитая им безопасные и управляемые "случайности". Таково устройство психики человека - он всегда будет стремиться к покою и равновесию, предпочитая его опасности и беспокойству. Хотя человек и защищен от страха перед постоянно действующими закономерными явлениями Природы - явлением угасания психического рефлекса, но эта защита недостаточна.
  Равновесная психология предполагает, что все явления, происходящие в материальном мире окружающем человека, являются явлениями закономерными и связаны друг с другом. Рано или поздно, человек сможет раскрыть все тайны мироздания, понять все законы, действующие как на микро уровне атома, так и на макро уровне Вселенной. Но захочет ли он в этом рациональном мире, мире отсутствия "управляемой случайности", жить? Такое решение придется принимать еще не скоро.
  Любая случайность - это всего лишь пока еще не обнаруженная закономерность, элемент закономерности более высокого уровня, нам пока неизвестный. Если обнаруженные закономерности мы относим к ведению Природы, то человечеству намного спокойнее будет жить, понимая, что пока случайность еще не стала закономерностью, не стала, в результате, понятней и безопасней, она находится под присмотром доброго Создателя, который не допустит, что бы она вырвалась из оков и нанесла вред человеку. Взамен Создатель потребует от человека только одно, веру в то, что он абсолютен и добр по отношению к нему.
  В материальном мире всегда останется элемент случайности, пусть им управляет Создатель, считает равновесная психология.
  Любое открытие новой закономерности материального мира, безусловно, разрушает существующее равновесие, удерживаемое религиозным мировоззрением. Но цивилизация должна развиваться, Церковь должна с пониманием относиться к этому развитию и передаче Создателем некоторых явлений - на познаваемый уровень, уровень Природы. Открытия Коперника, Галилея и других первооткрывателей разрушили равновесие, удерживаемое религией к тому времени уже 1,5 тысячи лет. Это разрушение потребовало в дальнейшем гигантских усилий по формированию равновесия и мировоззрения нового типа - научного. Но из этого совершенно не следовало, что познание завершено и функции Создателя исчерпаны.
  Предложенная позиция равновесной психологии подымает из небытия идею Галилея о разделении сфер влияния науки и религии, которая в свое время не была до конца понята и оценена ни одной из сторон.
  В 1615 году Галилео Галилей в послании, адресованном Кристине ди Лорене, великой герцогине-матери Лотарингской, как принято считать, выдвинул основополагающие принципы "понимания" Священного Писания в части его сопоставления с научным познанием. Галилей предлагал семь принципов "экзегезы", то есть, толкования Священного Писания. Например: "если происходит конфликт между Священным Писанием и плохо доказанным научным фактом, то следует оставить буквальное толкование Писания". В действительности это не было толкование Священного Писания, это был перечень правил, обеспечивающих переход элементов мировоззрения от религии к науке, в то время, когда она уже была к этому готова. Это было предложение о разделе сфер влияния между религией и наукой, при сохранении общего мировоззрения состоящего из двух частей: закономерных природных явлений и случайных явлений более высокого уровня закономерности, пока неподвластных науке.
  Равновесная психология, изучая вопрос о противостоянии между наукой и религией, дает на него однозначный ответ: если наука в этом противостоянии выиграет - человеческая цивилизация проиграет.
  
  Равновесная психология рассматривает информационное содержание любой религии, как состоящее из двух отдельных и независимых частей: мировоззрения и набора рекомендаций (заповедей), направленных на адаптацию человека как в природной так и в социальной среде. Такие рекомендации равновесная психология называет адаптационными правилами, что бы придать им больший вес и значимость для повседневной жизни человека, отделив от обычных, ничего не значащих рекомендаций. Разве можно заповедь "не убий" назвать рекомендацией? Для равновесной психологии это адаптационное правило, направленное на сохранение покоя в психике человека, являющегося частью социума. Но если человек один в пустыне - такое адаптационное правила для него бесполезно, просто потому, что вокруг убивать совершенно некого.
  Религиозные адаптационные правила имеют особенность и отличие от научных, поскольку наука, точно так же как и религия, предлагает свои правила. Отличие состоит в том, что научное правило является следствием логического рассуждения, в основу которого положены представления науки о том, или ином закономерном явлении природы. Научные адаптационные правила всегда детерминированы открытым наукой законом природы. Выполнение таких правил людьми определяется не верой в них, а пониманием того закона природы, анализ которого и привел к формированию этого правила. Следовательно, правило всегда является следствием обнаруженного закона, а не наоборот. Адаптационные правила, предлагаемые наукой - требуют понимания, а не веры.
  Религиозные адаптационные правила никогда не являются продуктом исследования или анализа, они всегда представлены от имени Создателя. Из этих правил никогда не следует понимание законов, которые стали основой для предложения правила. Адаптационные правила, предлагаемые религией - требуют веры, а не понимания.
  Равновесная психология обнаружив 24 закономерности в психической жизни любого живого существа, оформленные в 24 закона равновесной психологии, предложила и свои адаптационные правила, которые логически вытекают из понимания этих законов. На сегодняшний день таких правил написано десять, хотя в действительности их может быть сформулировано намного больше.
  Равновесная психология утверждает, что теперь у человека есть не только религиозные, но и научные адаптационные правила, использование которых приводит к сохранению состояния покоя и равновесия для отдельно взятого человека. Появляется возможность выбора пути, который для человека наиболее приемлем: пути понимания или пути веры. Выбор может сделать только сам человек, никто ему в этом помочь не сможет.
  Психология не имеет права предлагать адаптационные правила, полученные в результате озарения. Если психология считает себя наукой - правила должны быть обоснованы, что и было сделано.
  Адаптационные правила равновесной психологии не имеют никакого отношения к адаптационным правилам религии, это разные продукты, полученные различным путем, но у них совпадают задачи, на решение которых они направлены, совпадают методы и совпадает результат, который может быть получен в результате их применения.
  Традиционно, отвергая возможность существования Создателя, человек отвергает и все, что может быть связано с ним. В первую очередь, отвергая отдельную значимость религиозных текстов.
  Если религиозные тексты принесли адаптационные правила верующим, то равновесная психология приносит адаптационные правила неверующим. Оказывается, что эти правила совпадают, но каждый получает тот вариант, который он ожидает: в который необходимо верить или который имеет научные обоснования и доказательства. Безусловно, религия всегда старалась разъяснить, что означает то или иное правило, но это были объяснения с религиозной точки зрения, которая никак не устраивала людей, стремящихся к пониманию. Сейчас они получают необходимые разъяснения, но на понятном и привычном для них языке научных доказательств.
  
  "В дальнейшее развитие позиции, занятой Собором, я призываю теологов, ученых и историков, воодушевленных духом искреннего сотрудничества, углубиться в изучение дела Галилея с честным признанием ошибок, с чьей бы стороны они ни совершались, устраняя расхождения, которые это дело зародило в сознании многих, к плодотворному согласию науки и веры, Церкви и мира. Этой задаче, которая послужит во благо истины как веры, так и науки и откроет двери навстречу будущему сотрудничеству, я обеспечу свою полную поддержку ". Иоанн Павел II.
  
  Нет сомнения в том, что Церковь в современном мире заинтересована в сотрудничестве с наукой, или, во всяком случае, не пытается противостоять ей. Но ведь кто-то должен объяснить науке, зачем это нужно ей - "плодотворное согласие науки и веры". Эту функцию как раз и может выполнить равновесная психология.
  
  Отрывок из книги "ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕКА" 2009г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"