До сих пор идут споры: НФ - это самостоятельный литературный жанр или искусственный литературно-художественный приём, с помощью которого писатель погружает читателя в мир приключений и разгадывания тайн в придуманном мире будущего, прошлого или настоящего?
Пусть каждый считает для себя так, как выгодно ему для продуктивного написания НФ. Я буду отталкиваться от общепризнанного.
Научная фантастика использует метод допущения.
Допустим, человек смог изобрести способ перемещения в пространстве в десятки раз превышающей скорость света.
Допустим, произошёл контакт с могущественной инопланетной цивилизацией.
Допустим, время вдруг начало давать странные сбои, замыкаться в циклы.
Допустим... и так далее.
Научную фантастику писать трудно и сложно. Она должна быть правдоподобна. Как правило, многие произведения этого жанра затрагивают будущее. И представить на страницах своего произведения это будущее, словно, - вот оно! - открой окно и смотри, - потребуется умение и талант высокого уровня.
Кроме того, если фантастика имеет статус научной, то все научно-фантастические достижения науки и техники, в предложенном автором произведении, тоже должны выглядеть правдоподобными.
Сочетание писательских способностей и способности к умозрительному изобретательству научно-технических достижений в ближайшем или далёком будущем - явление среди писателей редкое.
Мир фантастических идей велик. Каждый год наука преподносит что-то новое, значительное. Сейчас особое место, в качестве двери в мир НФ, занимают нанотехнологии. Уникальные и поистине фантастические возможности открывают перед писателем эти направления.
Создать производство, которое будет из отходов, из мусора, делать нужные для людей вещи. Представьте себе, целый террикон отходов угольной промышленности. Куда его девать? Распылить в атмосфере для улучшения дыхания тех, кто ещё дышит? С точки зрения нанотехнологии можно извлекать из этого угольного мусора атомы углерода, строить из этих атомов кристаллические решётки, скажем, четырёх-связной трёхмерной структуры, как у алмаза, и, пожалуйста, на выходе нашего производства бриллианты чистой воды, по твёрдости и оптическим свойствам даже превосходящие натуральные.
Не нужны бриллианты? Ну что ж, собирайте атомы углерода в плоские слои с шестиугольной сотовой структурой, как у графита. И отправляйте свою продукцию на нужды школьников, художников, чертёжников или строителей атомных электростанций.
Не нужен графит? Не беда. Закупите у соседних производств водород, азот и приступайте к сборке аминокислот, из которых можно собрать любой белок, нужный человеку для потребления (даже яд гремучей змеи). Нет желания платить за готовое сырьё? Тогда извлекайте все нужные атомы из нашей атмосферы, где есть много чего. И если хотите (в интересах задуманной вами НФ) понять, в чём польза атомов таблицы Менделеева и как эти атомы использовать, смело обращайтесь к всезнающему интернету. Там можно узнать обо всех известных человеку структурах и обо всех науках.
Автор НФ на страницах своей книги может создать наноробота, который упрямо, с приключениями тащит за собой искусственно созданный нановирус с заданными свойствами по лабиринту кровеносных сосудов. И вот, этот фантастический наноробот проникает в мозг человека, пристраивает нановирус в нужном месте и... нет, не для того, чтобы сделать из человека очередное суперчудовище, уничтожающее людей, или суперпреступника, типа Фантомаса. Наоборот. Сделать из заурядного человека незаурядного: гения прогнозов будущего, гения диагнозов сложных заболеваний и предложенных им же методов лечения, гения-изобретателя, гения-математика и так далее, пока не надоест создавать гениев. На мой взгляд, самым ценным в деле искусственного преобразования интеллекта, из слабого в суперсильного, будет создание человека-мыслителя, способного управлять мировой экономикой, мировой политикой, и прочими социально-значимыми вещами. Наделить обычного человека уникальной способностью проникать в суть вещей и видеть тонкие причинно-следственные связи; умением понять, что есть корни добра и зла, - это, я вам скажу... Да, научная фантастика может многому научить современного человека. В принципе, художественная литература и должна учить жизни, вернее, её правилам, - и тому, что может случиться, если нарушить эти правила.
То, что я привёл в качестве примера фантастическую работу нанотехнологий - всего лишь преамбула к тысячному списку других НФ направлений. Научная фантастика интересна тем, что будоражит умы, вдохновляет учёных, исследователей, инженеров на новые подвиги в непролазных дебрях научных открытий.
Фэнтези, большей частью, учит читателя воображению и новым ощущениям. Скажем, если писатель на своём писательском сайте предлагает читателю историю, в которой главный герой (человек), через эликсир или заклинания превращается в эльфа, проникает в их королевство и, с помощью всяких интриг, боёв с противниками похищает у королевы эльфов что-то нужное для себя, то никакой спецшколы жизни мы не видим. Идеологию и философию лжи, обмана, интриги, драки, воровства, похищения - всё это в избытке мы получаем из окружающей нас среды. Но, читатель получает новые образы и ощущения. Талантливо написанное фэнтези распаляет воображение читателя. И вот, он рисует в своём воображении портретный образ (человеческий и эльфообразный) главного героя. Рисует образ красавицы королевы эльфов. Это при том, что никаких иллюстраций в прочитанной фантастической истории нет.
Попутно читатель испытывает новые ощущения: как он превращается в эльфа, как протыкает насквозь нежданного противника, как проникает во дворец королевы, как начинает влюбляться в неё, как... И так далее. Всё, что получает читатель, читая фэнтези, - это тренировка воображения и воображаемых чувств. Сюда можно приплюсовать получение неких знаний об эльфах, их образе жизни, но, чаще всего, писатель искажает истинную суть и правила жизни этих волшебных существ (духов леса). К тому же, как бы подробно и скрупулёзно мы ни изучали жизнь эльфов, лесных фей, гномов и троллей, в реальной жизни эти знания практической пользы не принесут.
Конечная цель фэнтези - развлечь читателя, превратить его мозг в театральную сцену, в съёмочную площадку, где и будут показаны волшебные приключения героев, битва между добром и злом (причём, часто герой фэнтези становится истинным злодеем, чтобы победить вставшее на его пути зло).
В произведениях НФ многое воспринимается читателями иначе.
Юмористическая, сатирическая или пародийная научная фантастика могут развлечь. Серьёзная НФ заставляет думать серьёзно. Как правило, НФ читают люди разносторонне образованные. Их не смущают чертежи, схемы, приводимые писателями для лучшего восприятия предмета фантастики. Их не отталкивают научные диалоги или рассуждения. Наоборот. Такие читатели анализируют написанное писателем и, в случае отсутствия логики в написанном, умозрительно выдвигают свои поправки, и даже совершенно новые теории, гипотезы. Практическая польза НФ налицо. Читая НФ кто-то может заразиться новой идеей изобретения или новым направлением научных разработок.
Когда-то, во время великого противостояния Марса, итальянский астроном Джованни Скиапарелли обнаружил на поверхности этой красноватой планеты сеть тонких прямых линий. Эти линии он назвал "canali" - каналы. Сеть этих прямых линий разные астрономы наблюдали и раньше, но, именно Скиапарелли дал толчок для фантастической идеи: на Марсе существует сеть ирригационных каналов, которые созданы разумными существами. Так начались всевозможные НФ романы, повести, рассказы, где главными НФ персонажами стали марсиане. Этот пример показывает, как научное, пусть даже ошибочное открытие питает воображение писателей-фантастов. Точно так же написанная писателем НФ питает воображение читателей, склонных к научным размышлениям и исследованиям. Отсюда можно сделать утверждение: научные открытия и НФ дают пищу для ума и толчок для практических действий.
Вот вкратце всё, о чём хотел бы сказать.
Новый, 2018 год, делает первые шаги. Скоро перейдёт на бег. Спешите и вы, время скоротечно. Сегодня вам двадцать, завтра - сорок. Удачи!