Эс Сергей : другие произведения.

Одежка для неба

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Видимо, человеку в его жизни нужны не только хлеб, земля и солнце, но и чтобы горели по ночам звезды над головой...


   - Когда-то давным-давно, глядя на звездное небо, люди думали, что над их головами простирается огромный купол небосвода, на котором держатся маленькие светящиеся точки...
   Учитель говорил, задумчиво глядя в окно.
   - А затем люди изучили траектории планет и поняли, что Земля не является центром мироздания, что это обычное небесное тело, которое движется вокруг Солнца. Тогда они построили космические корабли и стали летать к другим планетам солнечной системы.
   Казалось бы, учитель рассказывал известные вещи, однако ученики сидели, затаив дыхание. Ведь сегодня, излагая урок, учитель опять долго и отсутствующе смотрел в окно, а это означало, что он мог поведать им что-то очень необычное.
   - Скогон! - обратился учитель к ученику, сидящему на самой последней парте. - Какую из планет люди посетили первой? Даю тебе четыре варианта ответа: Луну, Марс, Землю, комету Галлея...
   Мальчик поспешно встал и быстро ответил: "Луну!"
   - Ты прав, Скогон! - задумчиво проговорил учитель. - Именно Луну.
   Он на некоторое время замолчал, продолжая глядеть в окно.
   - Но не это было тогда главным, - заговорил он, когда по классу пробежались нетерпеливые шепотки.
   Все опять замерли в ожидании.
   - В ту эпоху люди полагали, что видимые в ночном небе звездочки являются очень далекими и очень большими звездами, подобными Солнцу и даже превышающими его размеры.
   По классу пробежал вздох удивления.
   - Представляете себе, они полагали, что вселенная бесконечна и состоит из множества звездных систем, похожих на нашу солнечную. Они смотрели в телескопы, исследовали излучение звезд и наивно думали, что свет от далеких галактик идет к нам тысячи, миллионы и даже миллиарды лет.
   Ученики оживленно зашевелились.
   - Скогон! - опять обратился учитель к ученику, сидящему на самой последней парте. - Какую планету люди посетили после Луны? Даю тебе четыре варианта ответа: Луну, Марс, Землю, комету Галлея...
   - Марс! - резво ответил самый лучший ученик класса, сидящий на самой последней парте.
   - Да, Марс, - проговорил учитель. - И представляете, - не меняя тона, продолжил он, - люди считали, что, посетив вслед за Марсом остальные планеты солнечной системы, они вырвутся в межзвездное пространство и полетят к далеким-предалеким мирам.
   Дети сидели, раскрыв рты.
   - Но пришел день, когда люди открыли космическую твердь, окружающую солнечную систему и являющуюся границей мироздания. По аналогии с небосводом они назвали ее космосводом.
   Учитель смотрел в окно, будто разглядывал за толстым стеклом этот самый далекий космосвод.
   - Да! - проговорил он. - В конце концов люди создали такие сильные телескопы, что смогли увидеть космосвод, разглядеть его поверхность, увидеть на ней шероховатости, борозды от метеоритов, кратеры, образованные упавшими на него астероидами, и, наконец, разглядеть, что именно к этой поверхности прикреплены светящиеся по ночам звезды.
   - Скогон! - спросил учитель самого умного ученика класса, сидящего на самой последней парте. - Что происходит со звездами, которые случайно отрываются от космосвода? Даю тебе четыре варианта ответа...
   - Они летят к Солнцу, превращаясь по дороге в кометы.
   - Да, в кометы... - проговорил учитель. - Сегодня ты хорошо отвечал, Скогон! Тебе ни разу не понадобилась помощь класса, и у тебя остался неиспользованный звонок другу. Твой сегодняшний результат составляет... - он обернулся к большому экрану, заменяющему школьную доску, на котором уже высвечивалась большая цифра, - пять баллов. После урока зайдешь за ними в егэ-кассу.
   - После этого открытия, - заговорил учитель после очередной паузы, - произошла крупнейшая перестройка науки. Как и вся остальная жизнь человечества, она подверглась коренному реформированию. Был проведен пересмотр основополагающих законов, упразднена теория относительности Эйнштейна, из библиотек изъяты и сожжены книги о звездных мирах. И вместе с этим из сознания людей ушла мысль о далеких планетах и межзвездных перелетах. Вся бесконечная вселенная сжалась в мировоззрении людей до границ космосвода.
   - И что? Люди легко расстались с идеей о других звездных системах? - спросил Скогон, сидящий на второй парте.
   - По-разному это происходило. Кому-то это давалось легко, а кому-то - нет. Многие просто тихо плакали. Очень трудным оказалось для них прощание с мечтой... Случались и трагические эпизоды. У некоторых не выдерживало сердце, кто-то даже кончал жизнь самоубийством.
   - А были несогласные? - спросил Скогон, сидящий на шестой парте.
   - Были, но немного. Их называли ретроградами или упертыми. В основном же люди очень быстро перестроились. Человеку, ведь, свойственно легко менять свои взгляды. Да и что толку в протестах и митингах, когда космосвод - вот он! Реальный!
   - Учитель! - спросила красотка Скогон, сидящая на первой парте от окна. - А правду говорят, что вы сами летали на космическом корабле к этому космосводу и даже щупали его руками.
   - Правда! - проговорил учитель, и изумленные ученики вдруг увидели на его глазах блеснувшие слезинки. Все затихли.
   - Наш корабль завис недалеко от стены мироздания, - продолжил он. - Я выбрался в открытый космос и на автономных двигателях подлетел к космосводу. Его поверхность оказалась шероховатой, напоминающей затвердевшую губку. За эти шероховатости и цеплялись своими острыми концами звезды. Можно было потрогать их. Я отыскал на космосводе Полярную звезду и попробовал оторвать ее. Дело в том, что многие до и после меня пытались это сделать, но никому это не удавалось, и однажды ее просто взорвали...
   Учитель тяжело вздохнул.
   - Я знал о готовящемся взрыве и хотел спасти звезду, спрятав ее где-нибудь у себя. Но у меня не получилось ее снять. Своими длинными лучами, глубоко проникавшими в поры космосвода, она крепко держалась за космическую твердь. К тому же, она светила так ярко, что вскоре я перестал что-либо видеть, а от сильного магнитного поля звезды у меня, в конце концов, задубели руки.
   - Н-да! Руки, - проговорил учитель после некоторой паузы. - О руках я не подумал. Не подготовился заранее. Другие летели к космосводу, вооруженные разными механизмами. За небольшой период с космосвода было снято очень много ярких и красивых звезд. Недалеко от Полярной звезды когда-то можно было видеть созвездие, напоминавшее большой ковш. В детстве я часто смотрел на него. Но сейчас его нет. Весь ковш растащили. Таким же образом с неба исчезали и другие созвездия. Кстати, на месте Полярной все же остался небольшой осколок, но его тусклый огонек можно разглядеть лишь глубокой, темной ночью.
   - И, знаете, до сих пор, - продолжал учитель, - оказываясь поздним вечером на улице, я по привычке ищу на небе тот самый ковш. Увы...
   Учитель опять недолго помолчал.
   - Чего-то недостает без него, - грустно продолжил он. - А ведь, казалось бы, просто не хватает на небе нескольких звездочек. Видимо, человеку в его жизни нужны не только хлеб, земля и солнце, но и чтобы горели по ночам звезды над головой... и чтобы он мог отыскать на небе знакомые созвездия...
   - А зачем взорвали Полярную звезду? - спросил Скогон, сидящий на второй парте.
   - Ну ты че, не понимаешь?! - обернулся к нему Скогон, сидящий на первой парте. - Это же прикольно!
   Учитель скользнул грустным взглядом по обоим ученикам.
   - Вы не застали Большую Медведицу, - проговорил он. - И никогда не сможете представить, каким пустым без нее может казаться небо, даже если на нем полно звезд.
   Ученики переглянулись. По их лицам пробежали короткие ухмылки.
   - И вы вернулись ни с чем? - спросила учителя заучка Скогон, сидящая на третьей парте от окна.
   - Ну, нет... - учитель замялся, - я тоже оказался небезгрешен, не смог совладать с соблазном. На память о том полете я отодрал несколько крупных песчинок от Млечного пути. Однако по прибытии на Землю они потускнели, превратившись в простые камешки. Мне пришлось выбросить их в мусорный бачок, поскольку от них ужасно немели пальцы.
   - Потом мусорщики долго удивлялись, - тихо продолжал учитель, - почему в бачке так много дохлых крыс. Люди рассказывают, что по ночам, когда на небе разгораются звезды, на нашей городской свалке сквозь слои мусора начинают просвечивать слабые размытые огоньки. Быть может, это зажигаются выброшенные за ненадобностью звезды. Они будто хотят сообщить о себе своим собратьям, оставшимся на небе. Вся свалка светится и, говорят, даже напоминает перевернутое звездное небо. Но я бы сказал - напоминает его могилки...
   - Но в том полете, - неожиданно переключился на прежнюю тему учитель, - не это оказалось для меня главным...
   Ученики замерли.
   - Когда-то очень давно один астроном, упертый почитатель Эйнштейна, рассказывал мне, что однажды в свой телескоп он рассматривал космосвод и ему то ли увиделась, то ли почудилась странная линия, напоминающая шов. И, как только у меня восстановилось зрение, я стал искать то место, на которое указывал ученый...
   - И-и-и?!
   - И, действительно, увидел... слабо различимые огромные-преогромные швы.
   - Я увидел, что космосвод, - проговорил учитель после недолгой паузы, - сшит из больших пластов.
   - ???!!!
   - Мне вспомнилась одна антинаучная ересь, что космосвод может оказаться не границей мироздания...
   - А чем???!!! - изумлению учеников не было предела.
   - Всего лишь нашей оболочкой... скорлупой нашей солнечной системы...
   - Не хотите ли вы сказать, что за космосводом может быть что-то еще?!
   - Не знаю... возможно... может...!
   - Но что???!!!
   - Бесконечные звездные миры, галактики и пылевидные туманности, красные гиганты, в несколько раз превышающие наше Солнце, белые карлики с невероятной плотностью вещества, пульсары, квазары, сверхновые, черные дыры, планеты, на которых живут другие, похожие и не похожие на нас люди... и... ярко светит Полярная звезда... - голос учителя вдруг задрожал, - ...быть может... - быстро закончил он, торопливо отвернувшись к окну.
   В его глазах стояли крупные шарики слез.
  

* * *

  
   ...Урок давно уже закончился, ученики покинули класс, а учитель все еще стоял у окна, смотря вдаль, туда, где находилась далекая космическая твердь. А там, за толстым космосводом...
   ...простирались бесконечные звездные миры, вращались галактики и пылевидные туманности, полыхали красные гиганты, в несколько раз превышающие Солнце, крутились белые карлики с невероятной плотностью вещества, пульсары, квазары, сверхновые, черные дыры, планеты, на которых живут другие, похожие и не похожие на нас люди... и где-то далеко-далеко светила Полярная звезда...
   ...быть может...


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"