Эс Сергей : другие произведения.

История Нового года

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Новогодний праздник в том виде, какой мы его сегодня знаем, - чисто советский по своей сути.


ГЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК СТРАНЫ

   В ночь с 31 декабря на 1 января все жители бывшего СССР поднимают бокалы с шампанским и под звон курантов встречают Новый год. Это один из самых чудесных праздников, который у нас имеет особое очарование. Однако здесь не случайно сказано только о жителях бывшего Советского Союза, ибо многие из нас, даже те, кто не жалует СССР хорошими эпитетами, не задумываются над тем, что празднуют совершенно советский праздник. И дело даже не в том, что наш Новый год заметно отличается от западного, где он - скромный "довесок" к Рождеству. У нас он совершенно не случайно стал одним из главных долгожданных, любимейших и поистине всенародных праздников, характерных именно для нашей системы, нашего менталитета, да и нашего жизнеустройства вообще. Интересно было бы заглянуть в историю этого праздника, как он появился на нашей земле, как праздновался и как стал тем праздником, который нами очень любим.
   Начнем с того, что празднования Нового года в том виде, который привычен для нас, не знало не только зарубежье, но и царская Россия. Хотя царь Петр I своим указом велел с 1700 года праздновать Новый год 1 января, все же он носил второстепенный характер, а первостепенным считалось именно Рождество. Но естественно, Рождество было праздником лишь для православных подданных империи. Мусульмане, буддисты и иудеи Рождество не праздновали. Был у них и свой календарный Новый год - соответственно, мусульманский, буддистский и иудейский. Но и не все православное население империи праздновало Новый год 1 января. Реформы Петра I коснулись лишь верхних слоев общества. Для русских же крестьян, составлявших около 85% населения нашей страны, Новый год 1 января с Дедом Морозом и наряженной елкой был "барской забавой". Они отмечали Новый год в большинстве областей России либо в начале декабря, либо по древнему обычаю 1 сентября. Никаких елок в крестьянских избах зимой не было, и ни о каком добром Деде Морозе с мешком подарков крестьянские ребятишки не слыхивали (Мороз в русском крестьянском фольклоре был злым и жестоким волшебником, это нашло отражение в поэме Некрасова "Мороз - Красный нос", где Мороз ради забавы убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами ее малолетних ребятишек). Конечно, крестьяне праздновали Рождество: гадали, колядовали, пели песни. В ночь же на первое января в крестьянских избах праздновали поминовение Василия Великого, которого русские крестьяне считали покровителем свинарей. Но и Новый год, который праздновали высшие слои, также совсем не был похож на тот, к которому мы привыкли. Елка была не новогодняя, а рождественская с восьмиконечной вифлеемской звездой. Дед Мороз был не сказочным персонажем, властителем снега и льда, а Рождественским Дедом, который многими ассоциировался с реальным лицом - византийским святым Николаем, епископом Мирликийским. Снегурочки у этого Рождественского Деда не было, год рождения Снегурочки - 1937-й, ведь именно тогда на новогодней елке в Доме Советов в Москве Дед Мороз появился со своей милой внучкой. Вообще до революции в Новый год чаще всего не было никаких карнавалов, маскарадов, спектаклей. Его нельзя было сравнить даже с тем настоящим русским Новым годом, который праздновался на Руси до 1669 года. В те далекие времена в ночь на 1 сентября после выстрела кремлевской Царь-Пушки люди желали друг другу счастья, троекратно целовались, гуляли. Наутро сам Патриарх служил праздничную службу, в соборе присутствовал царь, после службы царь одарял подданных яблоками и принимал прошения и жалобы ото всех обиженных.
   В советские времена новогодние празднества перестали быть уделом узкого европеизированного слоя, они стали общенародными и в силу этого возродили национальные особенности, отличающие наш Новый год от западного. Удивительно, но даже появление телевидения, без которого советские люди не представляют себе новогодье, вплелось в эту традицию, ибо важнейшим ритуалом праздника для людей, вообще-то никогда не знавших о допетровской праздничной службе Патриарха, явилось ставшее благодаря телевидению доступным всем новогоднее поздравление главы государства и бой курантов.
   Хотя, надо сказать, первые годы Советской власти отличались неоднозначным отношением к новогоднему празднику. Как мы уже видели, этот праздник в народе воспринимался как барский и религиозный, и революционная молодежь, особо нетерпимая ко всему, что напоминало старый режим, резко нападала на праздник Рождества (напомним, что Новый год праздновался в единой связке с этим религиозным праздником). В газетах и журналах нередки были карикатуры, на которых пионер прогонял Деда Мороза, печатались стихи, обличающие эти суеверия и "мракобесов", ставящих елки к Рождеству. Но это были именно протесты радикалов, а не государственная позиция. Среди защитников рождественских елок и Деда Мороза были высокопоставленные большевики, в частности В.И. Ульянов-Ленин. Будучи убежденным атеистом Ленин, считал ненужной крайностью борьбу с внешней религиозной обрядовостью, зачастую ставшей элементом культуры и быта. Лишь в 1927 году, в ходе антирелигиозной компании Рождество перестает быть официальным праздником. Новый год продолжает праздноваться в ночь с 31 декабря на 1 января, но без "религиозных атрибутов" - рождественской ели и рождественского деда. Однако, неофициально, желающие наряжали дома к Рождеству ели, а также праздновали "церковный Новый год" по старому стилю. Конечно, человек, соблюдающий церковные обряды, зачастую воспринимался как "несознательный", но никаких преследований за это не предусматривалось. Аресты священников или простых верующих в 20-е годы были, но вовсе не за то, что они совершают обряды и таинства церкви, а по обвинениям в совершенно конкретной политической борьбе против Советской власти. Наконец, в 1936 году выходит декрет СНК, разрешающий публичное официальное празднование Нового года (но не Рождества!) и призывающий на новогодних праздниках в госучреждениях, детских учреждениях, на городских площадях наряжать ели. Только ели теперь должны были украшаться красной пятиконечной звездой, и наряжать их требовалось не к Рождеству, а к Новому году. Первая такая елка была открыта 1 января 1937 года в Москве, в Доме Союзов, и одновременно с ней зажглись елки по всему СССР.
   Незнание этих фактов создает почву для разного рода заказного "переписывания" истории, сопровождающегося откровенным искажением истины. "После Октябрьского переворота 1917 года, - прозвучало однажды по российскому радио, - новогодняя елка была запрещена и дети советской страны были лишены Деда Мороза и Снегурочки вплоть до 1935 года". Как видим, по главному радио страны прозвучала умышленная ложь, рассчитанная на то, что слушатель, привыкший к россказням о бесчеловечности большевиком, не задумываясь, проглотит и эту "утку". И это не единственная попытка переписать, а то и извести иные советские праздники. Мало кто теперь уже помнит, что в начале девяностых аналогичные нападки были и на 8 Марта только лишь за то, что основой праздника послужила борьба работниц за равные на производстве права с мужчинами.
   Однако попытки подточить советские праздники обречены на провал, ибо они прочно укоренились в нашем обществе и обрели новое глубинное содержание. Таков праздник 8 Марта, который был переосмыслен и превращен в праздник, воспевающий Женщину. Таков и Новый год, который пришел в Россию в 18 веке, как православный праздник, но привычный нам вид всеобщего праздника приобрел в советские времена. Отделившись от религиозной основы, он не только объединил людей разных национальностей, разных культурных традиций и конфессий, но и вобрал в себя все самое лучшее, на чем вырастало наше новое общество. Ведь вся символика советского новогодья указывает, что в нем переплелись и европейские модернизационные влияния, и национальная традиция, и христианский социальный идеал и светские ценности. Советский Дед Мороз приходит не только к детишкам элиты, как Дед Мороз дореволюционный, но ко всем детишкам, что есть знак советского эгалитаризма, главного свойства этой цивилизации, поставившей во главу угла принцип социальной справедливости. Этот общий для всех нас Новый год есть один из самых светлых и чудесных даров советской цивилизации народам России.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"