Сапожников Виктор Максимович : другие произведения.

Детективная история Львовского Еврейского музея

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А был ли такой музей во Львове?

  Цветы. Негромкий гул людей.
  Пустая ложь, что вечно с нами.
  Тупой отзвон слепых гвоздей.
  И тишина. И тьма. И пламя.
  И.Губерман
  
  
  Это слова Губермана не иначе, как о похоронах государственного антисемитизма.
  Надо признать это заслугой лично В.В.Путина как знак признательности его тренеру по дзюдо Анатолию Соломоновичу Рахлину.
  Видимо, этому же факту обязано появление в Москве, на улице Образцова, это около станции метро "Марьина Роща", не далее 500 м, Еврейского музея, правда, с добавлением "Центр толерантности".
  А то, как то смешно получается, в Лондоне Еврейский музей есть, даже в Германии есть, да не один, а в России нет.
  
  Как то я зашел на работу к своему давнему другу, однокашнику, ныне академику РАН, и на его столе увидел буклет на английском языке под названием "Еврейский Музей в Южной Африке".
  Спросил, откуда у него этот буклет.
  Ответил, что неделю назад посетил этот музей, который, как он мне рассказал, был открыт много лет назад Нельсоном Манделой.
  Вдумайтесь, даже в Южной Африке есть Еврейский музей, а в Москве не было.
  Согласитесь, непорядок.
  Именно мой друг подсказал мне идею посетить такой музей в Москве.
  
  Но теперь самое время возвратиться в лето 1984 года.
  Львов.
  Гуляю со своими детьми по центру города.
  И испытал шокоподобное состояние при обнаружении в центре города на одном из величественных зданий надписи "Еврейский музей", видной издалека.
  Более того, рядом со входом в музей, говоря современным языком, был установлен баннер в пару человеческих ростов, на котором был изображен человек в церковном облачении.
  Надпись по низу баннера сообщала, что в музее выставлена экспозиция, посвященная Митрополиту Андрею Шептицкому.
  
  Откуда шок?
  Дело в том, что ни тогда, ни позже, а мне по долгу службы в оборонной промышленности приходилось бывать во многих городах РСФСР, Украины, Беларуси, Балтии, нигде не довелось увидеть подобного музея.
  
  Более того, идеологические службы всех уровней в СССР старались запачкать имя этого, несомненно великого человека, который в течение 43 лет был предстоятелем Украинской греко - католической церкви с 1901 по 1944 год, до самой смерти в возрасте 79 лет.
  Не стану объяснять причину этого шельмования, т.к. об этом я намерен рассказать в отдельном эссе.
  
  Как-то, незадолго до поездки с детьми в Украину приобрел книжицу некоего В.Беляева, типичную заказуху известной советской спецслужбы, которая как раз служила этой цели - вылить ушаты грязи на персон, считавшихся народом Украины, нет, не официозом, народными героями.
  Книжицу прочел. Грязь всосал в мозги.
  
  Посему меня и удивила своеобразная популяризация персоны митрополита, сегодня сказали бы - реклама. Ведь советская власть в 1984 г. была в самом разгаре, хотя, как мы знаем, как вечернее солнце уже клонилась к закату, произошедшему через 6 лет.
  Но именно с тогдашнего посещения музея, грязь из мозгов, как отражение советской пропаганды улетучилась.
  Сегодня я понимаю, что посвященная митрополиту выставка в музее была задумана как напоминание о 40-летии со дня его кончины.
  
  Посвященная митрополиту экспозиция размещалась в двух залах музея и, как всегда в музеях в выставках подобного рода содержала личные вещи и документы, ему посвященные. Правда многие документы были на польском языке и языке идиш.
  И приводились свидетельства спасенных им и его братом Клементием множества евреев, коих спасла созданная братьями Шептицкими система укрытия, построенная на использовании ритуальных церковных сооружений по всей Галиции.
  
  Разумеется, готовясь к настоящей публикации, дабы не быть обвиненным в недостоверности факта о существовании этого музея, подумать только в Советском Союзе, с цветущим государственным антисемитизмом, решил ознакомиться с историей Львовского Еврейского музея.
  Не поверите, был ошарашен парадоксальностью этой истории, которую вполне можно объявить парадоксальностью истории евреев Восточной Галичины.
  
  Дело в том, что тогда, в 1984 году я не задумывался об истории музея, единственного такого в огромном СССР.
  Но впоследствии, когда появился интернет, прямо скажу, недавно, пытался по мере возможности изучить этот вопрос. Но как всегда, потребности службы и семейные проблемы этому мешали, ведь это же не было первостепенным вопросом существования.
  
  Очевидно, что для открытия подобного музея в СССР требовалось сделать запрос к властям за разрешением на открытие. А поскольку увиденная надпись на здании "Еврейский музей" уже существовала, значит разрешение последовало.
  В противном случае, следовало бы признать, что появление этой надписи на здании - это самодеятельность заинтересованных лиц. Наказуемая инициатива, мгновенно пресекаемая спецслужбой. Даже не спецслужбой, а техническими коммунальными службами населенного пункта, скажем, архитектурно - технической инспекцией.
  
  Поэтому, решил разобраться в этом вопросе уже после выхода на пенсию, имея достаточно много свободного времени.
  Не следует забывать, как нам рассказывают бывшие чекисты, утекшие на Запад, что в КГБ существовал т.н. "еврейский отдел", в котором наверняка было известно о музее во Львове.
  Но никакой реакции, никакого запрета!
  
  Тогда, летом 1984 года у руля СССР уже стоял К.У.Черненко, вставший на этот пост не так давно, с 13.03.1984.
  Подумалось, что для него, разбираться в существовании такого необычного для СССР музея не было делом первой необходимости.
  Несомненно, известной спецслужбой, отделение которой было и в Львове, ему было доложено о существовании музея.
  
  А на вопрос: "Кто разрешил", руководящие сотрудники этой спецслужбы, наверняка ответили, что при прежнем руководителе СССР музей уже существовал.
  А кто был прежним руководителем?
  Бывший долгое время начальником КГБ СССР Ю.В.Андропов!
  
  Отсюда, казалось бы, можно сделать вывод, что этот музей был делом Андропова, бывшего руководителя КГБ, недолго, после смерти Брежнева 10.11.1982 г. , правившего СССР до кончины 9.02.1984 г. Причем почти половину срока правления он провел в больнице, подключенным к медицинской аппаратуре.
  Стало быть и для него существование музея не было интересным. Было не до того!
  
  Остается единственный вывод, что существование музея обязано заботам Брежнева, правившего страной в течение 18 лет, до восхождения на трон Андропова..
  Вам не смешно, слышать такое о злобном антисемите Брежневе, в период правления которого усилился государственный антисемитизм, а СССР стоял у истоков всех войн с еврейским государством.
  
  Напомню слова Брежнева, сказанные 20 июня 1967 г. на пленуме ЦК КПСС пр результатам разборки поражения коалиции арабских стран, разумеется с СССР, в Шестидневной войне (6 -11 июня 1967 г.):
  "Мы помогли этим прогрессивным режимам в арабском мире и будет продолжать помогать им в будущем.
  Мы поддержали их, не в последнюю очередь потому, что МЫ РАЗДЕЛЯЕМ ИХ МНЕНИЕ, ЧТО ИЗРАИЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ УНИЧТОЖЕН"
  Здесь под словом "МЫ", разумеется, следует подразумевать местоимение "Я".
  
  Значит, музей был создан до начала правления Брежнева, а Брежнев и его ставленники в Украине, правившие Украинской ССР один за другим, П.Шелест и В.Щербицкий, не сочли нужным уничтожать музей в многонациональном государстве, идеологические службы которого декларировали дружбу народов.
  И при вхождение во власть, в чем нет сомнений, всегда следовал вопрос: "Кто разрешил?"
  Так, когда же все - таки был создан музей?
  
  При Хрущеве, при Маленкове, при Берии, при Сталине?
  Трудно исключить из рассмотрения вопрос о взаимоотношениях Хрущева и сменившего его на главном посту Брежнева в результате государственного переворота.
  Если б разрешение на создание Еврейского музея было б получено от Хрущева, кстати, тоже, как и Брежнев ярого антисемита, то ясно, что Брежнев музей ликвидировал бы еще в первые годы после смещения Хрущева со всех государственных постов.
  
  Стало быть, музей появился еще до Хрущева по разрешению лица, стоявшего у руля государства еще до Хрущева, лица, к которому уважительно относились все последующие руководители СССР.
  Остаются только Маленков и Берия. Бывшие союзники внутри террариума, которым было Политбюро при Сталине.
  Именно Маленков считался преемником Сталина.
  
  Два года, последовавшие за смертью Сталина, стали замечательным периодом в судьбе Маленкова.
  Оказавшись у власти, чиновник, долгие годы бывший тенью вождя, и весь слой высшего чиновничества об этом знал, выступил с предложением кардинальных реформ, немыслимых прежде:
  - призвал отказаться от культа личности и осудить его,
  - провести экономические преобразования с акцентом на роль легкой промышленности вместо тяжелой,
  - ослабить партийный аппарат, передав его функции обычным органам власти.
  Считается, что если бы Маленков смог удержаться в Кремле, то наверняка направил бы историю СССР по совершенно иному курсу.
  И его недолгое пребывание во власти стало для СССР настоящей оттепелью.
  
  Правда недолгой, из - за интриг Хрущева.
  Скорее всего, если считать вероятным, что за разрешением на открытие музея обратились к нему, то разрешение было получено.
  Но тогда возникает вопрос, смог ли бы просуществовать музей в СССР почти 30 лет, до того момента, когда лично мне удалось его посетить.
  
  Понятно, что ликвидация музея, единственного такого в СССР, была бы воспринята мировым сообществом как продолжение Холокоста, хотя в 1984 году такое слово по цензурным соображениям в публичном поле СССР не существовало. Поэтому, видимо, никто из руководителей СССР на это не решился.
  Но ведь всегда существует путь ликвидации любой не нравящейся властям организации путем укрупнения ее с переменой названия, или вписывания в иную более крупную организацию.
  И на это власть не решилась.
  
  И вот здесь начинается интрига.
  Сначала постулат: Не верить себе я не могу.
  В музее был!
  Но...
  
  Естественно, попытался отыскать в интернете сведения об истории музея.
  Увы, не поверите, мало что нашел.
  Все публикации об истории Львовского Еврейского музея подробно излагают читателю историю его появления в 1934 году, когда Львов, да и вся Восточная Галиция, пребывали в составе Польши.
  Сначала реверанс: большинство публикаций сообщают читателю, что Еврейский музей во Львове был открыт 17 июня 1934 года в доме еврейской общины по ул. Берштайна, 12 (теперь улица Шолом - Алейхема, 12).
  
  Музей сразу стал заметным явлением в культурной жизни полиэтнической Галиции.
  В музее была представлена огромная коллекция старинных еврейских ритуальных и бытовых предметов, живописи и графика еврейских художников, старинные книги, нумизматические и другие уникальные сборки древностей, которые рассказывали о многовековом материальном и духовном наследстве Галицких евреев со времен существования королевства Украина - Русь до первой половины XX века.
  
  Внимание.
  Одним из первых посетителей музея был Митрополит Андрей Шептицкий, который передал директору музея Максимилиану Гольштейну ряд старинных еврейских древностей.
  
  Но в 1939 году, как один из результатов советско - германского сговора, известного как Пакт Молотова - Риббентропа, и, как следствие т.н. Освободительного похода Красной Армии, территория Галиции была аннексирована и присоединена к СССР.
  В начале 1940 года сталинский режим, присоединивший Галицию к Украинской ССР, в угоду гитлеровскому режиму, совместно с которым была изнасилована Польша, ликвидировал Еврейский музей, а его экспонаты было решено передать в фонды других львовских музеев.
  А там, через полтора года 22 июня 1941 года последовала уже немецкая оккупация Галиции.
  
  Никто не знал о планах немецких оккупантов, которые решили отправить древности Львовского еврейского музея из фондов музеев Львова в город Терезенштадт (Чехия), в котором нацисты планировали открыть специальный музей исчезнувшего народа, конечно, после окончания решения еврейского вопроса, полного истребления европейского еврейства.
  В феврале 1942 года, после истребления в гетто львовских попечителей музея, еврейские древности из музеев Львова свезли в Промышленный музей (в настоящее время Национальный музей во Львове имени Андрея Шептицкого) для упаковки их в контейнеры для отправки в Терезенштадт.
  
  Украинцы - работники музея, рискуя своей жизнью, спасли эти экспонаты, многие из которых не имели аналогов, спрятав их в одном из потаенных закоулков Промышленного музея.
  В 1944 году, после освобождения Галиции от немецких оккупантов, эти патриоты Львова передали спасенные ими древности директору новообразованного Львовского музея Этнографии и Художественного Промысла П. Жолтовскому.
  Но радость спасения была недолгой.
  
  В 1948 году П. Жолтовский, после известного постановления ЦК КПСС: "О борьбе с безродным космополитизмом", получил указание, внимание, Гитлер умер, но дело его жило, уничтожить все еврейские экспонаты.
  Выдающийся украинский ученый, рискуя своей жизнью и своей свободой предоставил в НКВД фальшивое свидетельство об уничтожении старины, а сам их спрятал на чердаке музея.
  
  Автор настоящей работы так и не обнаружил в интернете ни одной работы, описывающей существование музея в 80-е годы 20 столетия. Словно музея и не было.
  Как же так, ведь мы с детьми его посетили не только для того, чтобы посмотреть на его экспозицию, а еще и на выставку в 2-х залах музея, посвященную жизни и деятельности Митрополита А.Шептицкого, о которой извещал огромный плакат, установленный снаружи у дверей музея.
  
  Общественность Львова узнала о дважды спасенной коллекции только в 1990 году, когда доктор искусствоведения Фаина Петрякова открыла выставку еврейского материального и духовного наследия.
  Постойте, как это понимать? Ведь мы же с детьми видели экспозицию музея в 1984 г.
  Стало быть Ф.Петрякова продемонстрировала не всю коллекцию, а только ее часть.
  Но об этом нигде ни слова!
  И замечу, речь при этом не зашла о существовании музея.
  
  И весьма характерная цитата с небольшими изъятиями из статьи, опубликованной 1 февраля 2017 года, авторы Степан Давимука и Марко Симкин:
  "...Давно вызрела необходимость восстановления еврейского музея во Львове в здании в котором он находился до 1940 года (ул. Шолом-Алейхема, 12) и в котором были бы применены новые современные информационные формы освещение следующих тем: История Галицкого еврейства и его связи с украинским народом, участие евреев в ЗУНР и в освободительной борьбе Украинского Народа в рядах УГА и Жидовского Пробiйного куреня, трагедия Холокоста и рассказ про украинцев - Праведников Мира, а также были бы выставлены огромные коллекции еврейских древностей.
  
  Восстановление деятельности еврейского музея Львова станет для Мировой общественности, еще одним доказательством решительного преодоления в Украине трагических последствий для многонациональной культуры античеловеческих решений тоталитарных режимов.
  Возобновление деятельности Еврейского музея также значительно повлияет на рост международного туризма во Львов, а главное станет весомым доказательством демократического развития независимого Украинского государства".
  Конец цитаты
  
  Этой цитатой можно было бы и закончить настоящую публикацию.
  Но...
  Из цитаты косвенно следует вывод о том, что Еврейский музей давно угас!
  И ни в одной публикации не освещается вопрос о существовании музея в позднесоветское время.
  Словно музея и не было!
  Пардон, но я же был в музее ранним летом 1984 года!
  
  Вот это детектив!
  Напоминает речитатив Винни Пуха в известном мультфильме:
  "Мед - это самый прекрасный предмет,
  Вроде он есть, и его сразу нет!"
  Только вместо слова "мед" следует подставить словосочетание, хотя и не в рифму, "Еврейский музей"!
   08.04.2022
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"