Сапожников Виктор Максимович : другие произведения.

Почему Пасха так называется

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Пасха как следствие еврейской истории

   Особенный знак на себе мы несём,
   всевластной руки своеволие:
   извечно евреи виновны во всём,
   а в чём не виновны - тем более.
   И.Губерман
  
  За какую бы тему, связанную с религиозными воззрениями не принялся, обязательно всплывет т.н. еврейский вопрос.
  Сами посудите, хотел просто коснуться Никейского собора, якобы состоявшегося в 325 году, а вышел на тему Пасхи.
  Откуда оказалось совсем недалеко и до еврейской темы.
  Никейский собор в христианстве занимает особое и почетное место.
  В Википедии ему посвящена большая обзорная статья.
  Надо думать, статья, написанная апологетами христианства. Правда, как обычно в Вики, не указано, на чем сия статья основана, на каких документах, и где эти документы сегодня хранятся, в каком архиве.
  Давайте вспомним утверждения Льва Шильника из его книги "Скептический анализ современной истории", о том, что по мере погружения вглубь веков, даже при наличии каких - либо документов, история становится многовариантной. И каждый вариант истории имеет право на существование.
  А при отсутствии документов - тем более.
  Всегда утверждаю, что все статьи в Вики практически всегда лукавы, отражая точку зрения авторов статей.
  Так что ниже, при анализе статьи о Никейском соборе, о первом Вселенском соборе, якобы состоявшемся в 325 году от р.х. будем это иметь в виду.
  
  Но прежде, чем переходить к Никейскому собору, давайте, считая себя грамотными коммерсантами с большим жизненным опытом, попытаемся смоделировать ситуацию предшествовавшую собору, но основываясь на современных коммуникативных реалиях.
  Итак, скажем, верховный религиозный иерарх первого уровня, назовем его римским Папой, решил обсудить с иерархами второго и третьего уровней, назовем их епископами и кардиналами, накопившиеся за долгое время проблемы, дабы выработать по ним согласованное решение.
  Обозначим количество иерархов второго уровня - епископов, пребывающих в разных по языку и общественному устройству странах, числом, скажем около 1000, как указано в статье в Вики.
  С чего начать?
  Как действовать?
  Пишущая братия, подконтрольная Папе, должна разработать и согласовать с Папой текст извещения иерархов, в котором должны быть указаны причины решения вопросов, связанных с существованием конфессионального направления, место, время начала и продолжительность обсуждения.
  
  Но этому неминуемо должна предшествовать, считаю, большая работа по выявлению мест или населенных пунктов, способных принять столь большой коллектив, большая часть которого состоит из лиц преклонного возраста.
  Почему большой?
  Понятно ведь, что лица столь высокого ранга в иерархии конфессии вынуждены перемещаться по планете с небольшой делегацией из приближенных лиц, коих видимо не может быть менее 10 человек. Это телохранители, помощники, переводчики, доктор и медсестра. Так что принимающая сторона, если намерение Папы осуществится благополучно, должна рассчитывать на посещение не менее, чем 10 тысяч человек.
  
  А лица, на которых Папой возложена обязанность выбора принимающей стороны, должны путем сравнения выбрать наиболее приемлемый вариант, который и будет указан в извещении для иерархов.
  Критерии выбора, как обычно, ведь рыночные отношения никто не может отменить, состоят в минимизации расходов на мероприятие, в транспортной доступности, обеспечения безопасности, возможности размещения на ночной отдых, обеспечения питанием, доступности медицинской поддержки в случае непредвиденной необходимости, связи и возможности оплаты всего - всего в валюте места пребывания.
  И только после этапа выбора места встречи, учитывая, что теперь уже "место встречи изменить нельзя", иерархам по электронной почте должны быть разосланы извещения, предусматривающие обязательные ответ иерарха с уведомлением о согласии участия в Соборе.
  А далее следует решение чисто технических задач подготовки к поездке - общение с бухгалтерией для получения денежного аванса, предусматривающего затраты на командировочные, суточные, транспортные и представительские расходы, конверсию валюты, приобретение билетов "туда и обратно".
  
  А теперь вернемся на много веков назад, к 325 году, когда якобы и состоялся Никейский собор.
  Почему якобы?
  Чуть ниже поймете!
  Если учитывать содержание статьи в Вики, вызывает обоснованные сомнения все, начиная с хронологии, т.е. временной привязки события, поскольку основополагающий труд Иосифа Скалигера "Исправление истории" (Opus novum de emendatione temporum), на котором базируется вся современная хронология, был только - только опубликован лишь в 1583 г.
  Много позже последователь Скалигера Дионисий Петавиус (21.08.1583 - 11.12.1652) перевел скалигеровские выкладки в годы от рождества Христова. Скалигер считал традиционно - от сотворения мира, как это было принято у иудеев.
  Да, что там было.
  Сегодня по иудейской хронологии мы живем в 5779 году.
  
  И даже в этом, в хронологии иудеи отличились своим лунно-солнечным календарем, Этот календарь живет себе припеваючи в Израиле наряду с григорианским.
  По этому календарю празднуют еврейские праздники, читают соответствующие главы Торы в синагогах, отмечают дни рождения и дни памяти умерших родственников, проставляют даты на официальных и коммерческих документах.
  Использование математики в расчёте дат календаря вместо наблюдения за фазами Луны было утверждено постановлением Гилеля Второго в 359 году. Заметьте, уже после Собора.
  Начало летоисчисления соответствует 7 октября 3761 года до н. э.
  
  И вот здесь обращаем особое внимание на то, что христианство, рожденное в лоне иудаизма, долгое время, вплоть до предложения Петавиуса, вспомним, это было начало 16 века, тоже жило по иудейской хронологии.
  В 1627 году Дионисий Петавиус издал знаменитый труд по хронологии "Opus de doctrina temporum", в котором он использовал систему счёта лет, здесь особое внимание, до условного года рождества Христова, методом обратного отсчёта времени назад, известную сейчас как годы до Р.Х. или до н.э.
  Стало быть, год проведения Никейского собора, должен был бы и отсчитываться, как у иудеев, от сотворения мира.
  Но, сколько бы автор этих строк ни копался в интернете, так и не сумел найти указания на год проведения собора в отсчете от сотворения мира.
  Не правда ли, весьма подозрительно.
  Но и это еще не все.
  
  Напомню, мы сейчас оказались в начале 4 века н.э., в 325 году.
  Попытаемся взглянуть на ситуацию с позиций сегодняшнего нашего понимания, учитывая, как всегда, множество мелочей, об упоминании которых забыли официальные историки, создавшие легенду о Никейском соборе.
  Но для начала, приведу цитату из Вики:
  "Первый Никейский собор - собор Церкви, созванный римским императором
  Константином I, состоялся в июне 325 года в городе Никее (ныне Изник, Турция); продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским собором в истории христианства.
  На соборе был принят Никейский символ веры, осуждены арианская и другие ереси, ОКОНЧАТЕЛЬНО ПРОВОЗГЛАШЕНО ОТДЕЛЕНИЕ ОТ ИУДАИЗМА, выходным днём было признано воскресенье вместо субботы, определено время празднования христианской церковью Пасхи, выработано двадцать канонов.
  ...
  Основными источниками сведений о Никейском Соборе являются работы двух его участников: Евсевия Кесарийского и Афанасия Великого, также историков позднейшего времени: Руфина Аквилейского, Сократа Схоластика, Созомена, блаженного Феодорита Кирского. Подробная история собора, составленная Геласием Кизическим, НА ДОСТАТОЧНЫХ ОСНОВАНИЯХ СЧИТАЕТСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ НЕДОСТОВЕРНОЙ".
  В этой цитате мною прописными буквами выделены две главные мысли о Никейском Соборе, которые мне придется подробно обсуждать ниже..
  И хочу обратить внимание читателя на то, что император Константин, сам, не будучи апологетом христианства, вдруг вознамерился созвать встречу церковных иерархов одного из конфессиональных направлений империи, христианства, разумеется, приняв на себя организационные затраты.
  Какие затраты?
  
  А давайте вспомним об уже упомянутых извещениях иерархов.
  Отметим, что бумага еще не была известна в те времена. Она появилась лишь через 12 веков.
  Так на каком носителе текста могли быть написаны извещения?
  Не стану придираться.
  Нет, не на выделанных воловьих шкурах, а скорее - на пергаменте. Правда, тоже достаточно дорогом в ручном производстве материале.
  
  Допустим, что богатство императора позволяло закупить нужное количество пергамента.
  Напомню, что пергамент является термодинамически неравновесным, учитывая его растительное происхождение и способ изготовления.
  Посему, его жизнь ограничена возрастом 8000 - 900 лет.
  Стало быть, дожить до нашего времени извещениям, да и всем другим документам из 3-го века, было невозможно.
  Если, конечно, периодически не копировать тексты, как это было с произведением арабского дипломата Ахмеда ибн Фадлана, родившего произведение о путешествии аббасидского посольства в Хазарию в начале 9 века.
  Но что - то нигде нет ссылок на то, что документы Никейского Собора и описания его в трудах участников, копировались.
  Кстати, это может говорить о том, что Никейского Собора и не было.
  
  Нанести на пергамент текст, кстати, как вы думаете, чем нанести, тоже большая работа, учитывая разноязыкость территорий, в которых присутствовали епископские кафедры.
  Помним, что этих кафедр около тысячи.
  Итак, извещения, тысяча штук, готовы.
  Дело за малым, доставить их адресатам!
  Новый вопрос, как доставить.
  Почтовой сети нет!
  Почтовые голуби?
  Ой, не морочьте мне голову!
  Остается один путь - гонцы, которые должны вручить извещения в руки иерархам и с их визой о согласии вернуться к императору!
  Так что доставка извещений является весьма затратной частью организации Собора!
  Собора одного из религиозных направлений империи, к которому сам император не имел отношения!
  И зачем императору нужны были эти затраты? Что, других проблем нет?
  
  Император был не дурак, он понимал, даже без специального социологического исследования, что на извещение откликнется не более трети епископов. В конце концов, епископы не были подотчетны императору.
  Ведь, как мы знаем, церковь была отделена от государства.
  Так и получилось.
  Итак на Собор съехались 318 участников. Не забываем, с сопровождающими лицами.
  О расшифровке слова "съехались", скажу чуть ниже.
  
  Итого, надо было разместить около 4 тысяч человек.
  Где? В гостиницах?
  Скорее всего, в палатках, снабдив спальными мешками.
  Не смешно?
  Ни пуговицы, ни молнии еще не были придуманы.
  И еще.
  Чуток об интимном.
  Про унитазы! Кои еще не были изобретены. Да и про отсутствие душа для поддержания в чистоте тела более 4 тысяч человек, стоит задуматься.
  Я даже не говорю об отсутствии системы общественного питания, которое могло б обеспечить полноценным трехразовым питанием столь большой коллектив участников и сопровождающих их лиц!
  И никакого вам "... засыпьте лапшу в кипящую подсоленную воду...", поскольку и лапша, и вода, и даже соль в те времена, стоили больших денег. Да и топливо тоже.
  Все ли понятно к чему я клоню?
  Но я еще не коснулся и места проведения собора, которое было избрано императором на западе сегодняшней Турции, на расстоянии пары - тройки тысяч километров от мест постоянной дислокации самого императора и большого количества епископов.
  Не лишне упомянуть и об отсутствии в то время геопозиционирования.
  Стало быть, транспортной проблемой были и поиск места проведения Собора и после его завершения, поиски транспортного средства и обратной дороги!
  
  А теперь и про проведение Собора.
  Согласитесь, для проведения подобного мероприятия необходим достаточно большой зал, дабы разместить в нем не только участников, но и их разнообразных по функциям помощников.
  И замечу, электричество еще не было придумано. Так что средства усиления звука полностью отсутствовали.
  
  На фоне всего сказанного уже кажется мелочью продолжительность собора - более двух месяцев, и присутствие на нем императора, который вместо того, чтобы пригласить всю братию к себе в Рим, избрал столь удаленное место для проведения Собора.
  
  Так о чем была речь на Соборе?
  И вот здесь обратим внимание на выделенные в самом начале слова: "ОКОНЧАТЕЛЬНО ПРОВОЗГЛАШЕНО ОТДЕЛЕНИЕ ОТ ИУДАИЗМА"
  Пожалуй, это стало главной темой обсуждения!
  Нужно ли это было императору?
  Не могу знать.
  Но это было зафиксировано!
  Вы, уважаемый читатель, верно уже догадались, какой последует вывод из подетального рассмотрения мелочей, о которых забыли упомянуть авторы статьи в Вики.
  Вывод, конечно, единственный - никакого Никейского собора не было. Это всего лишь легенда.
  Надо сказать, что начало любой новой религии всегда описывается легендой, включающей иррациональность. И христианство не исключение.
  
  Но описание, подобное разобранному собору, с осмыслением мелочей, несомненно, нужно было придумать, как видим, для отстройки от иудаизма.
  Хочу еще заметить, что в некоторых публикациях указывается, что именно на Никейском соборе было принято решение о замене символа христианства - рыбы, ихтиса на греческом, на крест.
  Это представляется неверным, по той причине, что под Колизеем в катакомбах были обнаружены захоронения средних веков, на надгробиях которых был изображен силуэт рыбы.
  Почему рыба?
  Дело в том, что это слово на греческом совпадает с аббревиатурой из пяти букв, означая "Иисус Христос, Божий Сын, спаситель".
  Так что крест был принят за символ христианства, скорее всего, в средние века, полагаю на рубеже 14 - 15 веков.
  
  Стало быть, до 325 года христиане, несмотря на доктрину о влиянии иудеев на распятие Иисуса римлянином Понтием Пилатом, тем не менее, отмечали одновременно с иудеями их праздники.
  "О тех, кто принял муки на кресте,
  эпоха мемуарами богата,
  и книга о любом таком Христе
  имеет предисловие Пилата".
  И.Губерман.
  
  Впрочем, вполне уместно утверждение, что обвинение иудеев на все времена в гибели Иисуса, появилось значительно позднее, иначе получается парадокс. Иудеи не признали Иисуса мессией, породив его почитание неиудеями, назвавшими новое вероучение христианством. Но празднуют иудейские праздники вместе с иудеями.
  Хочу обратить внимание и на то, что на Никейском соборе не было ни слова о воскрешении Иисуса.
  Хотя о Пасхе речь шла.
  Исключительно о датах ее празднования.
  И, к той же теме отделения от иудаизма.
  Выходным днём было признано воскресенье вместо субботы.
  
  Надо думать, что проведение христианами Пасхи и субботы до Никейского собора регламентировалось иудейскими традициями.
  Да и лексическое обозначение Пасхи и субботы тоже связано с языком иудеев.
  Поясню.
  В иврите, который в СССР обычно назывался древнееврейским языком, отсутствуют гласные буквы.
  Точнее до средних веков отсутствовали.
  А потом, для обозначения гласных стали использоваться отточия - точки над и под буквами. Но в первые века от р.х. отточия еще не использовались.
  Эту систему обозначения гласных звуков, кстати, переняли и арабы.
  
  Так что самый древний иудейский праздник Песах, в переводе означающий "миновал" или "обошел стороной", знаменующий исторический Исход евреев из Египта и свободу от рабства записывается в русской транскрипции тремя согласными буквами - ПСХ.
  В христианстве, не думая долго, дабы отстроиться от иудеев, это слово наполнилось гласными буквами иначе, чем у иудеев, и прочитывалось как Пасха.
  
  Кстати, и слово "суббота" тоже из иудаизма - Шаббат - и записывается, разумеется, после перенесения этого слова в греческий язык, как Саббат.
  Т.е. в русской транскрипции СББТ.
  Почему вместо Ш в слове оказалась согласная С?
  Потому, что в греческом языке отсутствует звук Ш, так что везде, где в ивритском тексте ТаНаХа при переводе его в Септуагинту встречался звук Ш, он переводился, как С.
  А далее, при переводе на русский язык Септуагинта преобразовалась в Библию.
  
  Хочу заметить, что и наполнение Песаха продуктами, которые следует употреблять иудеям в первый вечер праздника, называемый Пасхальным Седером, во многом позаимствовано и Пасхой. Именно сие имелось ввиду при упоминании о том, что на Никейском соборе христианство отстроилось от иудейской традиции.
  Итак, что же представляет собой праздничный стол Песаха:
  Мучное - Маца.
  С одной стороны она представляет собой "хлеб бедности", который ели рабы в Египте, с другой стороны - "хлеб свободы", как сказано:
  "И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепёшки, ибо оно ещё не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу".
  Мучное позаимствовано христианством, но с инверсией.
  С использованием дрожжей.
  
  Зроа - небольшой кусочек жареного мяса с костью внутри (например, куриное крылышко или горлышко), служащее напоминанием о пасхальной жертве.
  Есть его в течение седера не принято.
  
  Бейца - крутое яйцо.
  Оно символизирует праздничное жертвоприношение, которое было принято приносить в храм в праздники. Яйца едят во время праздничной трапезы.
  Крашеные яйца, как и мучные куличи, являются главными признаками христианской Пасхи.
  
  Остальное не имеет символики в христианстве:
  Марор - "горькая трава" (хрен, кресс-салат; конкретный вид определяется местной традицией). Он символизирует горечь египетского рабства.
  Харосет - сладкая смесь из натёртых фруктов и молотых орехов.
  Карпас - любая огородная зелень (петрушка, варёный картофель, репчатый лук, сельдерей, редька), "трава, растущая под ногами" - символизирует бесправное положение евреев в египетском рабстве.
  Вино или виноградный сок - в количестве, достаточном для того, чтобы каждый участник мог выпить 4 бокала. Этот обычай имеет множество объяснений.
  Подсоленная вода, символизирующая слёзы рабства.
  
  И в завершение.
  Надо сказать, что древние греки многое позаимствовали у иудеев.
  Скажем, Алфавит.
  Ведь само это слово является фонетически близким сочетанию первых двух ивритских букв - Алеф и Бет - АлефБет.
  А профессиональные математики и физики, к коим относит себя и автор этих слов, неизбежно задумывались, выписывая буквы греческого алфавита в разнообразных формулах, откуда у греков такие странные названия букв: альфа, бета, гамма, дельта...
  Все просто, они, названия, позаимствованы древними греками в иврите: альфа - алеф - бык, бета - бет - дом, гамма - гимел - верблюд, дельта - далет - дверь.
  Автор этих строк в музее самаритян (шомроним), а может быть правильнее - самарцы, это в Палестинской автономии, на горе Гризим, нависающей почти вертикально над древним библейским городом Шхем, пардон, он сегодня переименован арабами в Наблус, дабы начисто стереть его былую принадлежность, обратил внимание на таблицу развития во времени и преобразования буквенных алфавитов, первым из которых является иврит.
  В конце этой таблицы можно увидеть греческий язык, а следом за ним кириллицу, являющуюся, по сути, модификацией греческого алфавита с небольшими дополнениями.
  
  Игорь Губерман и здесь оказался прав:
  Во всех углах и метрополиях
  затворник судеб мировых,
  еврей, живя в чужих историях,
  невольно вляпывался в них.
   09.04.2023
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"