Сапожников Виктор Максимович : другие произведения.

Рпц. Как это было и зачем

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  "Взмах крыла бабочки в Айове
  может привести к тайфуну в Индонезии"
   Эдвард Лоренц. Математик.
  
  Честно говоря, довольно щепетильная тема, которую я хотел затронуть, привлекла меня обилием загадок и логической невнятностью в описании последовательности событий.
  Но я не мог к ней приступить, т.к. физически ощущал нехватку какого - то звена, не позволяющего сложить логически непротиворечивую картину.
  
  Несколько дней назад ехал за рулем домой, а мозг продолжал решать загадку о мотивации событий, о которых пойдет речь ниже.
  И вдруг - эврика!
  Меня осенило.
  Все элементы паззла встали на свои места, сочетаясь друг с другом!
  Как же я мог не додуматься до этого раньше!
  
  К этой теме я пришел случайно, наблюдая за дискуссией секто - и религиоведов на одном из сайтов типа "вопрос - ответ".
  А вопрос был о том, как правильно понимать действия Сталина в 1943 году по возрождению православия в СССР - как создание новой религиозной конфессии или простое переименование существующей.
  
  Опишу эти действия, со ссылкой на публикацию высокопоставленного сотрудника НКВД Г.Карпова, правда, увидевшую свет в 1958 г., много позже самого события, произошедшего в 1943 г. Не забываем, что публикация Г.Карпова, несомненно, подвергалась цензуре, а возможность публикации согласовывалась с идеологическими службами КПССС.
  
  Эти действия описываются Карповым всего одним предложением, которое мало видоизменяясь, встречается в огромном количестве публикаций, не сопровождаясь другими предложениями - первый признак тщательно охраняемой информации.
  
  Убежден с давних пор, о чем приходилось многократно упоминать в собственных публикациях, что случайных совпадений не бывает.
  Особенно это касается исторических событий или того, что мы считаем историческими событиями.
  
  Обычно описание того или иного исторического события представляет собой, по аналогии с физическим, динамический процесс.
  Вряд ли можно сомневаться, что исторический процесс - это процесс динамический, а то, что мы называем историей - это лишь зафиксированное состояние системы, моментальный снимок в специально выбранный момент времени.
  Так что, всегда хронология является непременным участником событий.
  
  Зачастую, если "историк" не вполне грамотен, а возможно и исполняющий заказ власти, за некую мзду, он сливает в одну посудину характеристики разных во времени и значимости исторических процессов, квалифицируя их принадлежащими одному моменту времени.
  Такой историк, не имея в виду представлений о категорийности и ранжировании событий, зачастую сознательно пренебрегающий нюансами и контекстом, пытается исказить события, точнее их мотивировку до неузнаваемости, до инверсии.
  И как следствие, он сам и его последователи покрывают событие малосвязанной с ним словесной шелухой, зачастую просто придуманной.
  
  Для полноты картины, однако, чтобы делать правильные выводы, необходимо знать характер всего динамического процесса и, возможно, отдаленные, зачастую трудно различимые последствия процесса.
  То есть знать изменение процесса во времени, несомненно, с взаимозависимостью его последовательных состояний.
  А о какой отдаленности идет речь, является прерогативой самого историка, его эрудиции и мастерства.
  
  Т.е. необходимо с самых общих позиций иллюстрировать подходы к любой истории, к необходимости рассматривать процессы в динамике, в которой проявляются многие неявные движущие силы событий, которые невозможно объяснить, рассматривая только "моментальный снимок" событий.
  И тогда, совпавшие во времени события, часто с очевидностью, можно признать взаимозависимыми.
  
  Если бы кто-нибудь, скажем, год назад заявил мне, что я заинтересуюсь этой темой, я бы в ответ покрутил пальцем у виска.
  Дело в том, что сама тема была весьма далека от моих интересов.
  К тому же я не видел в ней никаких исторических загадок, решением которых я тогда был увлечен.
  Загадок, тебующих интеллектуального напряжения, требующих осмысления огромного количества известной информации, чтобы правильно сложить исторический паззл.
  
  Но по мере накопления знаний, связанных с подготовкой ныне уже опубликованных статей, которые отчасти касаются известных всем исторических фактов, и осмысления набора разнородных сведений, касающихся абсолютно независимых друг от друга событий и фактов, причем существующих в разных контекстах, вдруг ярко увидел, что могу сказать и несколько своих слов и об этой теме.
  Слов, которые никто никогда не произносил.
  
  И теперь уже задача о появлении в публичном пространстве аббревиатуры РПЦ, ведь все знают, что она означает, оказалась насыщенной загадками, о которых никогда не упоминается, а сами обстоятельства появления термина РПЦ, во множестве публикаций, утонули в ничего не значащих комментариях.
  
  Но, как учит нас наука, под названием история, к рассмотрению взаимозависимости последовательности исторически значимых событий необходимо подходить с изучения контекста социально - политической ситуации.
  С этого мы и начнем.
  Издалека.
  
  После октябрьского переворота 1917 года и завершения гражданской войны, после уничтожения сословия дворян и прощания с "философскими" пароходами, обобрав уехавших до последней нитки, ленинская гвардия в лице товарища Дзержинского с друзьями, обратила свой взор на религию.
  Этому было несколько причин, одной из которых была уверенность в богатстве конфессий, и прежде всего, православия, самого крупного владельца недвижимости при царской власти.
  Власти, поддерживаемой православием, долженствующей быть сакральной для народа.
  Со всех амвонов для оправдания действий народных поработителей звучала цитата из Послания апостола Павла к Римлянам (13:1-2):
  "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему, противящийся власти, противится Божию установлению".
  
  Разумеется, как в любом человеческом сообществе, слой иерархов православия не был однороден в своих воззрениях. Часть иерархов приняла советскую власть, тем самым, как показало время, сохранив свои жизни.
  Изрядная часть православия, не принявшая советскую власть, перешла на нелегальное положение, получив в публичном поле название "катакомбная церковь".
  Расправа с религиозными воззрениями началась с первых шагов советской власти по территории бывшей российской империи, с наступления ее на имущественное состояние церкви. Выходило множество газет и журналов в объединительном названии "Безбожник", как бы идеологически оправдывая наступление на религии.
  
  Народ, привыкший к смерти соотечественников сначала в мировую, а потом и в гражданскую войну, народ, подавляющей частью которого были малограмотные крестьяне, поначалу вполне спокойно воспринял наступление на религию, которая была при царе определяющей частью жизни народа.
  Но совершенно неожиданно для народа, прежде всего, православного, сей народ получил мощный удар под дых.
  Удар переписью населения.
  В опросном листе переписи оказался вопрос о вере.
  Кроме того, перепись была назначена на христианский праздник.
  Дата переписи была назначена на 6 января 1937 года, то есть на святой для всех православных людей России день Рождественского сочельника.
  
  Это был вопрос о религиозных убеждениях.
  В инструкции к заполнению переписного листа особо разъяснялось в отношении пятого пункта (религия):
  "Ответ на этот вопрос заполнять только для лиц 16 лет и старше. Речь в этом вопросе идет не о вероисповедании, к которому опрашиваемый или его родители причислялись официально в прошлое время.
  Если опрашиваемый считает себя неверующим, записывать "неверующий".
  Если опрашиваемый считает себя верующим, записывать "верующий", а для верующих, придерживающихся какого-то определенного вероучения, записывать название религии".
  
  Так что перепись должна была выявить, сколько взрослых людей сознательно считают себя верующими.
  Диктатор желал убедиться, что народ сломлен, что отречение от Бога стало нормой в СССР, как трубили сами безбожники, объявляя "религиозные предрассудки" уделом отдельных отсталых стариков и старух.
  Что религиозная нравственность, преданность вере, совесть забыты, и из народа можно лепить все, что придет на ум вождю. Даже те, кто еще веровал, побоятся в именных опросных листах назвать себя верующими.
  Но больше всего поражает отношение совграждан к религии.
  Местами счетчики столкнулись с организованным отказом отвечать на пятый вопрос анкеты.
  
  Но к удивлению Сталина и его сотрудников, 44% населения старше 15 лет твердо заявили, что они христиане (42% - православные), 13% признали себя сторонниками других религий, преимущественно мусульманами.
  То есть из 97 521 000 опрошенных по этому вопросу 55 278 000 (56,7%) заявили о себе как о людях, верующих в Бога.
  Неверующими себя назвало меньшинство - 43,3%.
  Причиной такого ответа, как всегда было неверие в цель, преследуемой властью, восприятие этого вопроса как провокацию для дальнейших репрессий.
  Даже среди грамотных мужчин верующими себя назвал 41%.
  Такое открытое признание веры после многих лет кровавых гонений было актом гражданского мужества - ведь опрос, повторим, не был анонимным, ответы заносились представителем власти в личный переписной лист, с именем и адресом каждого.
  31 298 человек открыто определили свой род занятий как "служитель культа".
  
  Цитата из статьи Андрея Зубова "75 лет Большому террору: Сначала население переписали, потом перестреляли", 06.07.2012 г., опубликованной в "Новой газете", создатель и главный редактор которой Дмитрий Муратов получил недавно Нобелевскую премию мира:
  "... Большевики были поражены. Сталин приказал итоги переписи объявить "дефектными" и скрыть, а ее организаторов расстрелять как вредителей.
  20 мая 1937 года Маленков направил Сталину записку с предложением окончательно разобраться с Церковью.
  26 мая Сталин разослал записку Маленкова членам Политбюро.
  2 июля 1937 года Политбюро единогласно принимает решение о проведении широких репрессий в захваченной коммунистами России.
  Подобно тому, как нацисты желали "окончательно решить еврейский вопрос", коммунисты окончательно решали вопрос религиозный.
  Политбюро ЦК принимает решение уничтожить верующих физически, особенно верующих организованных - то есть религиозный "актив".
  
  По данным Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий при Президенте Российской Федерации, среди православного духовенства было в 1937 году арестовано 136 900 человек, из них убито 85 300; в 1938 году арестовано 28 300, из них убито 21 500; в 1939 году арестовано 1500, убито 900; в 1940 году арестовано 5100, убито 1100; в 1941 году арестовано 4000, убито 1918.
  В названное число жертв входили не только священнослужители, но и члены семей духовенства, активные члены приходских общин из среды мирян, а также представители немногочисленного обновленческого клира. Доля православного духовенства и монашества составляет среди этих жертв не менее 70%.
  
  Политика коммунистического режима этого периода вполне подходит под определение религиозного геноцида.
  Духовенство уничтожалось целыми епархиями.
  Так, 21 сентября 1937 года был убит митрополит Нижегородский Евгений (Зёрнов) и с ним целый собор священников, монахов и активных мирян его диоцеза;
  14 января 1938 года - Самарский архиепископ Александр (Трапицын) и с ним восемь священников Самарской епархии;
  23 ноября - архиепископ Калужский Августин (Беляев) и с ним священники, монахи и миряне его епархии.
  
  Примеры можно брать почти из каждого дня с июля 1937 по конец 1938 года. Причем уничтожались лучшие - самые нравственные, ответственные, честные и мужественные. Это был страшный отбор.
  После убийства многих сотен тысяч лучших сынов и дочерей России народный дух деградировал, нравственность безнадежно упала.
  
  Одновременно закрывались храмы - от существовавших на территории захваченной большевиками России в 1928 году 25 000 православных храмов к 1939 году осталось 1277. Преследованиям подверглись и мусульмане:
  из 12 000 существовавших до революции мечетей более 10 000 было закрыто, мулл приравнивали к кулакам и репрессировали.
  В Бурятии и Калмыкии, а заодно и в "народных" Монголии и Туве практически полностью было уничтожено буддийское монашество, а монастыри сожжены дотла...
  
  ... Пик репрессий пришелся на период с августа 1937-го по ноябрь 1938-го. Террор нарастал постепенно с 1928 года, усилился после убийства Кирова - но недостаточно, по мнению Сталина, заявившего, что Ягода отстает на 4 года. Сталин его сместил и осенью 1936 года назначил наркомом внутренних дел Н.И. Ежова, ведавшего до того комиссией по чистке партии.
  30 июля 1937-го Ежов подписал приказ No00447 о начале массовой репрессивной операции "против остатков враждебных классов".
  За неполные два года (1937-й и 1938-й), по официальным данным, было арестовано 1 575 259 человек и убито 681 692. Нормы подлежащих аресту спускались местным органам НКВД в плановом порядке, и основную тяжесть репрессий несли простые рабочие, крестьяне и служащие.
  
  ...Раскопки мест массовых захоронений казненных, проведенные А.Я. Разумовым и рядом иных археологов, показали, что часто осужденным проламывали головы дубинами, душили их веревками, прокалывали железными пиками, забивали до потери сознания и закапывали живьем.
  Пули расходовали экономно.
  Погибшие были жертвами не только расстрельных норм, спущенных сверху, но в большой мере и инициативы снизу.
  Донос, особенно на свое начальство, на соседей по квартире или сослуживцев, сделался для многих средством продвижения по службе или получения жилплощади.
  Преступный пример на вершине власти находил многочисленных подражателей, и ложных доносов в НКВД посыпалось столько, что чекистам трудно было их разобрать.
  Кроме того, от каждого арестованного требовали "назвать сообщников".
  Людей жестоко пытали, если они не "раскалывались". Нередко на их глазах садистски пытали их жен и даже маленьких детей. И те, кто не выдерживал пыток или страданий своих близких (а таких, естественно, было подавляющее большинство), оклеветывали массу невинных людей - только бы прекратить пытки.
  И так раскручивался маховик массовых арестов.
  (ВС - Так что печальной памяти Пол Поту было у кого учиться!)
  
  С первого по последний день Большого террора Сталин полностью контролировал ситуацию.
  После полутора лет беспримерного по своей массовости уничтожения людей вождь вдруг объявил очередное "головокружение от успехов".
  
  Большой террор был прекращен в один день постановлением ЦК и СНК "Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия", утвержденном на Политбюро 17 ноября 1938 года.
  Во всех "перегибах" был обвинен Ежов, а новым наркомом в ноябре 1938 года назначен Л.П. Берия. Он объявил ограниченную амнистию, смягчил лагерный режим, увеличил пайки и ввел в "органах" бюрократическую рутину. Ежов и его команда были убиты в феврале 1940 года. Ягоду и его людей прикончили при Ежове.
  
  Братские могилы после ежовщины остались под каждым городом: кладбище Донского монастыря в Москве; Бутово и "Коммунарка" под Москвой; Ковалево, Левашово, Ржевский полигон под Петербургом; Куропаты под Минском; 12-й километр под Екатеринбургом; шахты под Челябинском; Каштачная гора в Томске и множество других.
  ... Террор 1937-1938 гг., ставший известным как ежовщина, оставил в народе инерцию страха, определившую психическое состояние страны на многие десятилетия.
  С внутренней свободой 55 миллионов граждан России, объявивших себя верующими в лицо богоборческому коммунистическому режиму, было покончено.
  Воля народа была раздавлена невиданным в человеческой истории смертоубийством своих же граждан и растлена сопряженной со страхом всеобщей ложью".
  Конец цитаты.
  
  Хочу добавить, что перед смертью религиозные деятели, миряне и представители клира, их родные и близкие нещадно пытались наследниками Дзержинского - НКВД, в надежде выведать сведения о хранении ценностей и денег, до чего эти персоны не сумели дотянуться.
  Мне это понадобится ниже в комментариях о якобы сборе православными верующими средств на закупку оружия для Красной Армии в 2МВ.
  
  Все ли понятно?
  Грех, не добавить для усиления воздействия цитату:
  "Так, 13 ноября 1937 года Л. З. Мехлис переадресовал Сталину письмо редактора газеты "Звезда" о вредном влиянии церкви в Белоруссии, и Сталин написал резолюцию: "Т. Ежову: Надо бы поприжать господ церковников.
  В ответ Ежов направил Сталину обширный материал о ходе репрессий в отношении "церковников и сектантов" на местах.
  По данным Ежова, в период с августа по ноябрь 1937 года было арестовано 31359 "церковников и сектантов", из них митрополитов и епископов - 166, попов - 9116, монахов - 2173, "церковно-сектантского кулацкого актива" - 19904. Из их числа приговорено к расстрелу 13671 человек, из них епископов - 81, попов - 4629, монахов 934, "церковно-сектантского кулацкого актива" - 7004[33].
  В своем комментарии к этим цифрам Ежов писал: "В результате наших оперативных мероприятий почти полностью ликвидирован епископат православной церкви, что в значительной мере ослабило и дезорганизовало церковь. <...> Вдвое сократилось количество попов и проповедников, что также должно способствовать разложению церкви и сектантов".
  
  Прошу простить меня за столь обильные цитаты.
  Но счел нужным их привести в свете дальнейшего рассмотрения "миролюбия" диктатора, проявившегося как бы внезапно, не сразу же после репрессий и уничтожения огромной массы православного духовенства, скажем, в 1939 году, а почему-то много позже, лишь в 1943 году!
  
  Смысла не было?
  Тогда в чем была смысловая нагрузка?
  Историки церкви и исследователи советской истории до сих пор спорят о том, что стало причиной столь кардинальной смены отношения советской власти к Русской православной церкви.
  Не пугайтесь сказанному, ниже все будет объяснено.
  
  Начну с факта, который невозможно опровергнуть.
  С появления в публичном пространстве 8 сентября 1943 г. термина РПЦ или Русская православная церковь, которого раньше, до этого, не существовало.
  Раньше, с 1700 г., при царском правлении огромной многонациональной и многоконфессиональной территорией, эта церковь именовалась официально "Российская православная церковь греческого обряда" или же "Греко-восточная российская церковь".
  Название, пришедшее на смену Московской правоверной церкви, после принятия ее Константинополем в семью православных автокефальных церквей.
  Фактически уничтоженная российская церковь называлась еще "Православная Греко-российская Кафолическая Церковь". Впрочем, надо признать, уничтоженная, но, не до конца!
  
  Впрочем, в лукавой статье в Вики об именовании опять же лукаво написано:
  "Название "Русская православная церковь" применялось издавна, но было принято как официальное лишь осенью 1943 года".
  Не сказано, правда, кем было принято решение о названии.
  Очень напоминает отношение к Брежневу в конце его жизни: именование Брежнева идиотом, с его любовью к бирюлькам, навешиваемым на грудь, широко применялось советским населением, но...
  Далее можете продолжить самостоятельно.
  Впрочем, к обсуждению названия мы вернемся чуть ниже.
  Собственно, зачем откладывать обсуждение этой темы.
  Как не пытался высокопоставленный НКВД - эшник Георгий Карпов обойти своей публикацией острые углы темы, все равно даже опубликованное наводит на серьезные размышления, высвечивающие истоки события.
  
  Карпов пишет, что поздно вечером Сталин, в присутствии Молотова и его - Г.Карпова, принял в Кремле трех митрополитов - Сергия, Алексия и Николая. При этом Карпов не упоминает, митрополитами какой церкви эта троица является. До поры, до времени и мы не станем акцентировать на этом свое внимание.
  В переложении на восприятие обычного человека эта фраза Карпова воспринимается, как, мол, собрались три митрополита и решили навестить скучающего Сталина.
  Не смешно?
  Надо заметить, что сии митрополиты влачили свое существование на изрядном расстоянии друг от друга. Один в Ленинграде, другой в Москве, а третий - Сергий в Ульяновске.
  Не забываем и о том, что митрополиты, как и весь народ, за исключением чиновничества и партаппаратчиков, были лишены средств коммуникации, то бишь, телефонов.
  Так что, договориться друг с другом о согласованном посещении Сталина не имели возможности.
  
  Кстати, вас, читатель, не удивляет, что эти митрополиты не попали в жернова системы уничтожения православия в 1937 - 1938 гг.
  Думаю, вы догадались, почему.
  Они принадлежали к раскольничьей Сергианской группировке, образованной от имени Сергий, того самого митрополита, признавшей советскую власть. Возможно не по собственной воле, а, надо думать, получив предложение, от которого тот не смог отказаться!
  Но жизни сохранили!
  Потому и удостоились встречи со Сталиным!
  И опять же, не по своей воле!
  Удивлены?
  
  Понимаю ваше недоумение. Карпов ведь, пусть и высокопоставленный сотрудник НКВД, но у него же был и начальник, который является еще одним участником встречи начала сентября с митрополитами, пусть и за кадром, приказавший Карпову со товарищи доставить уцелевших митрополитов к Сталину.
  Вот теперь все встает на свои места.
  Сталин, скорее всего, в последних числах августа приказал Берии, о нем и речь была, вообще - то прекрасному исполнителю сталинских задумок, разыскать по возможности высокопоставленных живых митрополитов и доставить пред диктаторские очи.
  Неделя сроку!
  Берия, в свою очередь, и поручил Г.Карпову поучаствовать в выполнении приказа, проявив служебное рвение.
  Можете представить, что Карпов, например, не перепоручил исполнение приказа Берии своим подчиненным, а лично сгонял в Ульяновск, чтобы убедиться, что Сергий жив и сможет выдержать дорогу. Да, и чтобы не испугать системно болеющего Сергия предстоящей встречей со Сталиным!
  Чтоб, кондрашка не хватила старичка, которому было уже 75 лет. Упомяну, что после описываемой встречи Сергий прожил всего 9 месяцев.
  
  Почему Сергий оказался в Ульяновске, а не в Москве?
  Ведь его ранг среди уцелевших митрополитов был самым высоким.
  И здесь все просто.
  Помните, что происходило в Москве 16 октября 1941 г., когда враг, оккупировав большинство районов Московской области, уже стоял у Москвы, и возникла угроза ее захвата.
  Уже правительство страны и многие властные органы были отправлены в Куйбышев, в эвакуацию.
  А 16 октября наблюдалась волна всеобщего драпа чиновников, партийцев, военных, инженеров человеческих душ, руководителей организаций и предприятий, прихвативших кассы этих предприятий и организаций.
  Свалило около 1 000 человек с чадами и домочадцами.
  Все открыто.
  Заходи в любой кабинет, бери что хочешь.
  Что? Какая секретность? О чем речь?
  Общественный транспорт не работал, коммуналка тоже.
  А тут еще и массовое мародерство.
  
  Но власть решила сохранить Сергия пока с не вполне ясными целями. И в этот день в сопровождении сотрудников НКВД отправила больного, температурящего Сергия в эвакуацию, в Оренбург.
  Но по дороге ему стало совсем худо, невмоготу, и ему было разрешено остаться в Ульяновске, в ближайшем крупном населенном пункте.
  Это было согласовано с Москвой.
  Сегодня в Ульяновске стоит памятник в честь пребывания в нем Сергия с октября 1941 г. по сентябрь 1943 г.
  
  Упомянутую выше фразу из сочинения Карпова, стало быть, следует читать так:
  4 сентября 1941 г. к Сталину, по его приказанию Берии, были доставлены силами НКВД три уцелевших митрополита сергианской группировки российской православной церкви.
  Для чего?
  Об этом чуть позже.
  
  Замечу, что зря историки спорят о причинах встречи Сталина с митрополитами.
  Стоило б просто включить мозги.
  Выше я упомянул о лукавости статьи об этом событии в Вики.
  Понятно, что надо же было придумать хоть какую - то мотивировку встречи.
  И как водится, создать слой словесной шелухи, дабы не всплыл истинный мотив описанной встречи.
  Хочу заметить, что ни один публикатор не упоминает о желании Сталина возродить на неоккупированной части СССР религиозную жизнь. В пользу этой версии мотивации могла бы служить инициация Сталиным аналогичных встреч с уцелевшими от репрессий иерархами иных конфессий.
  Но этого не наблюдалось! Посему и не упоминается!
  
  Иногда упоминается, что причиной встречи была якобы благодарность Сталина за то, что православной церковью были собраны средства на создание танковой колонны.
  Скорее всего, это было придумано советским агитпропом, как отражение, как калька с другого события.
  Цитата из 1942 года:
  "Председателю Еврейского Антифашистского Комитета,
  Народному артисту СССР товарищу Михоэлсу.
  Прошу передать трудящимся евреям Советского Союза, собравшим дополнительно 3 млн. 294 тысячи 823 рубля на постройку авиаэскадрильи "Сталинская дружба народов" и танковой колонны "Советский Биробиджан", мой братский привет и благодарность Красной Армии. Сталин".
  
  Все ли понятно?
  Если бы подобное событие случилось и с советским православием, то мы бы имели столь же значимое документированное подтверждение.
  Но посмотрим на утверждение о собранных православием средствах с другой стороны.
  Сегодня мы все считаем себя специалистами по рекламе. Вот и посмотрим на проблему сбора средств с этой стороны.
  Для того, чтобы собрать средства необходимо было объявить длительную во времени рекламную компанию.
  При этом не забываем об отсутствии во время войны средств коммуникации. Телевидение еще не родилось. Радиоприемники все до единого были отобраны у населения. Из средств массовой информации остались только контролируемые властью газеты! И все!
  Вы считаете, что церковь, загнанная в небытие могла провести рекламную компанию по сбору средств через эти СМИ?
  Не будьте наивными.
  К тому же население, наученное опытом 1937 - 1938 года вполне могло бы признать подобную рекламную компанию провокацией власти!
  Ведь в результате усилий советской власти, к концу 1930-х годов православная церковь была фактически поставлена на грань уничтожения. От нее удалось оторвать существенную часть прихожан, для которых открытая демонстрация своей веры стала опасной.
  
  И что же нам остается?
  Какая версия причин встречи, по вашему мнению, верна?
  Придется посмотреть по сторонам, назад и вперед!
  Давайте отметем версию о том, что к августу 1943 года православная церковь не функционировала и для инициации ее функционирования требовалось разрешение Сталина.
  К августу 1943 г. православная церковь в ее катакомбном варианте, как преемник еще той Российской православной церкви еще как функционировала.
  Правда, на оккупированной немцами территории.
  А оккупировано было по разным оценкам более 41% населения СССР, самой густонаселенной части территории страны. Более 80 миллионов человек. Не считая почти 3 миллионов уничтоженных евреев.
  Немцы, в отличие от действий НКВД, церкви не разрушали, а восстанавливали, помогая восстановить и служение. Не только православными, но и протестантами, католиками, баптистами, мусульманами и т.д.
  На оккупированной территории выполнялись все христианские церковные обряды: крещение, венчание, отпевание и т.п.
  И тому множество свидетельств.
  И следует заметить, что, Сталин, вторгшись на религиозную территорию, просто создал новый церковный раскол. И, несомненно, создал новое конфессиональное направление.
  
  Не верите?
  В Уставе РПЦ называются лишь те акты церковного "законодательства", которые были созданы или еще в древней христианской Церкви до крещения Руси, или уже в советский период.
  В Уставе РПЦ вообще не упоминается преемственность прежней российской церкви.
  РПЦ сама подтверждает о начале своей операционной деятельности в 1943 году.
  А известное на сегодня название официальной церкви "Русская Православная Церковь"
  появилось по указу Сталина в 1943 году, и было утверждено на поместном соборе,
  проведенном офицерами НКВД СССР.
  И это не нападки на РПЦ, а констатация фактов.
  Для надзора за РПЦ был создан Совет по делам религий под руководством упомянутого выше Георгия Карпова.
  Таким образом, впервые на территории Российской империи и ее наследнике СССР проявилась связь религиозной конфессии с этносом!
  До этого и при царизме, и при большевиках церковь своим названием как бы приписывалась к территории, на которой осуществляла операционную деятельность! Где проживали народы, верящие в православие, не будучи принадлежащими к русскому народу!
  
  Не стоит ссылаться на иную религию - иудаизм, религию, несомненно, национальную. Но в отличие от РПЦ, которая изначально предназначалась для операционной деятельности на многонациональной территории, любой апологет иудаизма является иудеем, в то время, как последователь РПЦ не обязательно являлся русским.
  Правда существуют не вполне грамотные "историки", которые употребляют этот термин, описывая древнюю историю, задолго до появления термина, ссылаясь на то, что якобы в обиходе так именовалась православная церковь царского и сталинского периодов, практически уничтоженная Сталиным, но как оказалось, не до конца.
  Кстати, эти же историки при углублении в древние века употребляют и другой популярный термин - Россия, прикрепив его к осколкам территории, которая только много веков спустя была названа этим термином.
  Что ж, это говорит только о качестве знаний этих историков.
  А может правильнее - кто платит, тот и заказывает музыку?
  Б-г с ними! Это не относится к рассматриваемой теме!
  
  Хотя я считаю, что к статьям в Вики следует относиться с известной долей критичности, поскольку статьи пишутся людьми, часто преследующими свои личные и корпоративные цели.
  А вот и пример лукавости из Вики, как бы выстраивающий версию о причинах встречи Сталина с митрополитами.:
  "...Военная ситуация подтолкнула советскую власть к изменению религиозной политики: с одной стороны, нужно было что-то противопоставить немецкой пропаганде, направленной на верующих, и активному открытию храмов (не только православных) на оккупированных территориях, с другой - патриотическая позиция практических всех религиозных объединений на контролируемой советскими властями территории позволяла последним рассчитывать на материальную и политическую поддержку со стороны первых (что впоследствии оправдалось), с третьей - оказавшись в неожиданной коалиции с западными союзниками
  (ВС - Вот это и есть самое лукавое утверждение, особенно со словом "неожиданной".), СССР больше не мог полностью игнорировать озабоченность западных демократий насчёт прав верующих в СССР".
  
  А теперь вернемся в конец августа 1943 года. Вспомним, какие события в это время произошли.
  Прежде всего вспомним, что, как нас уверяет официальная советская историография, Красная армия одержала убедительную победу в Курской битве, продолжавшейся с 5 июля по 23 августа.
  Советский агитпроп назвал эту битву крупнейшим танковым сражением 2МВ.
  Так ли это, как вы думаете?
  Ну, конечно, соврамши, как обычно.
  Этим утверждением официоз как бы спрятал в тень крупнейшее в истории войн танковое сражение на линии Дубно - Луцк - Броды, состоявшееся в конце июня 1941 года.
  В этом сражении танкам "гениального полководца" Г.К.Жукова в количестве 3,5 тысячи штук, противостояло чуть меньше 500 танков Г.Гудериана.
  Не спрашивайте меня, кто победил.
  И так понятно, иначе не прятали б сие событие в информационную тень!
  
  В гитлеровской историографии битве на Курской дуге не уделено столько же внимания, как в советском агитпропе. Сталин безусловно знал, что Гитлер снял оттуда две дивизии и переправил их в Нормандию, дабы противостоять возможной высадке союзников по антигитлеровской коалиции.
  Кроме того, Сталин знал и то, что впервые в истории на Курской дуге впервые в истории было применено немецкое супероружие, которое сегодня можно назвать тактической атомной бомбой.
  
  Цитата из статьи "У Гитлера была атомная бомба", Автор: Юлия Гончарова.
  Источник: "Эхо планеты" - No16 (2009):
  "...Ещё один документ, рассекреченный Агентством национальной безопасности США лишь в 1978 году.
  Это расшифровка сообщения, переданного 12 декабря 1944 года в Токио из японского посольства в Стокгольме, - "Доклад о бомбе на основе расщепления атома".
  В нём говорится:
  "Достоверно известно, что во время битвы на Курской дуге германская армия испытала на русских совершенно новый тип оружия...
  Всего нескольких бомб (каждая с боевым зарядом меньше 5 килограммов) оказалось достаточно, чтобы уничтожить стрелковый полк полностью до последнего человека".
  
  Подполковник Кендзи, советник атташе в Венгрии, оказавшийся на месте событий, вспоминал:
  "Все люди и лошади в районе взрыва снарядов были обуглены до черноты, и даже сдетонировали все боеприпасы".
  "Точно известно, - говорится в шифровке, - что тот же тип оружия был испытан в Крыму".".
  Можно верить, можно не верить в это сообщение, но ясно одно, Сталин не верил тогда, что перелом в войне в пользу СССР уже наступил и искал дополнительные пути получения военного, материального, идейного преимущества СССР.
  
  Как раз в конце августа подоспели сведения от американских агентов НКВД Василия Зарубина и Хейфеца о плодотворности крупнейшей многоходовой спецоперации НКВД под названием Еврейский антифашистский комитет (ЕАК), об успехе ее делегации - Михоэлса и Фефера - в США и Канаде по привлечению внимания общественности этих стран к оказанию идейной, финансовой и материальной помощи СССР в отражении германской агрессии и освобождении территории СССР и Европы от присутствия гитлеризма.
  Чтобы послушать Михоэлса, на стадионах собиралось до пятидесяти тысяч человек.
  На другие митинги тоже приходили по шесть, семь, восемь тысяч человек, и эти толпы людей уже никого не удивляли, они стали привычными.
  Впечатление на аудиторию он производил грандиозное.
  После митинга десятки женщин снимали с себя драгоценности и отдавали их в помощь Красной Армии.
  На этих митингах было собрано 16 миллионов долларов.
  "Джойнт" выделил несколько миллионов.
  Фонд госпожи Черчилль - 15 миллионов...
  А еще были Мексика, Канада...
  
  На митинге в Карнеги-холл в Нью-Йорке гигантская толпа хлынула на сцену, чтобы задушить Михоэлса в своих объятиях, сцена не выдержала, пол подломился, Михоэлс и еще кто-то, кто был ближе к нему, рухнули вниз, Михоэлс сломал ногу, и в таком состоянии, на костылях и в кресле, передвигался дальше по Америке, потом по Мексике, по Канаде...
  И, несомненно, агентура доложила Сталину о посещении Михоэлса в больнице представителями русских эмигрантских организаций, которые обещали сделать все возможное для помощи СССР.
  Руководствуясь агентурными донесениями об успехе миссии Михоэлса, о необходимости поиска выхода из все еще шаткого положения на фронтах, Сталиным была предпринята еще одна попытка использования этнической карты, хранящейся до поры, до времени в его рукаве.
  В соответствии с известной русской пословицей об утопающем, хватающемся за соломинку, дальнейшие действия Сталина полностью соответствуют этой пословице.
  Именно этими соображениями обосновывается встреча с митрополитами 4 сентября 1943 г.
  Сталин, достав из рукава новую этническую карту, несомненно, рассуждал о том, что вот евреев в мире раз - два и обчелся, но евреем - таки сумели добиться столь эффектных результатов, а русских в мире ого - го как много на всех континентах. Стало быть и эффект от их действий будет соответствующим.
  
  Давайте сравним последовательность начальных действий при создании ЕАК и РПЦ.
  1. Поиск и оповещение значимых персон.
  2. Проведение встречи.
  3. Обозначение целей.
  4. Вбрасывание в публичное пространство нового имени.
  5. Рекламная компания по легализации этого имени.
  
  Чувствуете, какая похожая последовательность?
  Более того, можно утверждать, что обе организации были созданы не для внутреннего, а для внешнего потребления.
  Что касается ЕАК, это подтвердила история миссии С.Михоэлса.
  А касательно РПЦ это утверждение косвенно доказывается присутствием на встрече с митрополитами тогдашнего министра иностранных дел В.Молотова.
  
  И еще одно косвенное подтверждение утверждения - это утрата вскоре Сталиным интереса к дальнейшему развитию начатой осуществляться идеи.
  Причина этого понятна.
  Причина оказалась в отсутствии проявленного системного интереса этнических русских, населяющих разные страны, к оказанию помощи СССР.
  
  Но главной причиной стал успех Красной Армии на фронтах войны, подразделения которой вскоре вышли к западным границам СССР.
  Победа в войне стала очевидной!
  
  18.10.2021
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"