Честно говоря, довольно щепетильная тема, которую я хотел затронуть, привлекла меня обилием загадок и логической невнятностью в описании последовательности событий.
Но я не мог к ней приступить, т.к. физически ощущал нехватку какого - то звена, не позволяющего сложить логически непротиворечивую картину.
Несколько дней назад ехал за рулем домой, а мозг продолжал решать загадку о мотивации событий, о которых пойдет речь ниже.
И вдруг - эврика!
Меня осенило.
Все элементы паззла встали на свои места, сочетаясь друг с другом!
Как же я мог не додуматься до этого раньше!
К этой теме я пришел случайно, наблюдая за дискуссией секто - и религиоведов на одном из сайтов типа "вопрос - ответ".
А вопрос был о том, как правильно понимать действия Сталина в 1943 году по возрождению православия в СССР - как создание новой религиозной конфессии или простое переименование существующей.
Опишу эти действия, со ссылкой на публикацию высокопоставленного сотрудника НКВД Г.Карпова, правда, увидевшую свет в 1958 г., много позже самого события, произошедшего в 1943 г. Не забываем, что публикация Г.Карпова, несомненно, подвергалась цензуре, а возможность публикации согласовывалась с идеологическими службами КПССС.
Эти действия описываются Карповым всего одним предложением, которое мало видоизменяясь, встречается в огромном количестве публикаций, не сопровождаясь другими предложениями - первый признак тщательно охраняемой информации.
Убежден с давних пор, о чем приходилось многократно упоминать в собственных публикациях, что случайных совпадений не бывает.
Особенно это касается исторических событий или того, что мы считаем историческими событиями.
Обычно описание того или иного исторического события представляет собой, по аналогии с физическим, динамический процесс.
Вряд ли можно сомневаться, что исторический процесс - это процесс динамический, а то, что мы называем историей - это лишь зафиксированное состояние системы, моментальный снимок в специально выбранный момент времени.
Так что, всегда хронология является непременным участником событий.
Зачастую, если "историк" не вполне грамотен, а возможно и исполняющий заказ власти, за некую мзду, он сливает в одну посудину характеристики разных во времени и значимости исторических процессов, квалифицируя их принадлежащими одному моменту времени.
Такой историк, не имея в виду представлений о категорийности и ранжировании событий, зачастую сознательно пренебрегающий нюансами и контекстом, пытается исказить события, точнее их мотивировку до неузнаваемости, до инверсии.
И как следствие, он сам и его последователи покрывают событие малосвязанной с ним словесной шелухой, зачастую просто придуманной.
Для полноты картины, однако, чтобы делать правильные выводы, необходимо знать характер всего динамического процесса и, возможно, отдаленные, зачастую трудно различимые последствия процесса.
То есть знать изменение процесса во времени, несомненно, с взаимозависимостью его последовательных состояний.
А о какой отдаленности идет речь, является прерогативой самого историка, его эрудиции и мастерства.
Т.е. необходимо с самых общих позиций иллюстрировать подходы к любой истории, к необходимости рассматривать процессы в динамике, в которой проявляются многие неявные движущие силы событий, которые невозможно объяснить, рассматривая только "моментальный снимок" событий.
И тогда, совпавшие во времени события, часто с очевидностью, можно признать взаимозависимыми.
Если бы кто-нибудь, скажем, год назад заявил мне, что я заинтересуюсь этой темой, я бы в ответ покрутил пальцем у виска.
Дело в том, что сама тема была весьма далека от моих интересов.
К тому же я не видел в ней никаких исторических загадок, решением которых я тогда был увлечен.
Загадок, тебующих интеллектуального напряжения, требующих осмысления огромного количества известной информации, чтобы правильно сложить исторический паззл.
Но по мере накопления знаний, связанных с подготовкой ныне уже опубликованных статей, которые отчасти касаются известных всем исторических фактов, и осмысления набора разнородных сведений, касающихся абсолютно независимых друг от друга событий и фактов, причем существующих в разных контекстах, вдруг ярко увидел, что могу сказать и несколько своих слов и об этой теме.
Слов, которые никто никогда не произносил.
И теперь уже задача о появлении в публичном пространстве аббревиатуры РПЦ, ведь все знают, что она означает, оказалась насыщенной загадками, о которых никогда не упоминается, а сами обстоятельства появления термина РПЦ, во множестве публикаций, утонули в ничего не значащих комментариях.
Но, как учит нас наука, под названием история, к рассмотрению взаимозависимости последовательности исторически значимых событий необходимо подходить с изучения контекста социально - политической ситуации.
С этого мы и начнем.
Издалека.
После октябрьского переворота 1917 года и завершения гражданской войны, после уничтожения сословия дворян и прощания с "философскими" пароходами, обобрав уехавших до последней нитки, ленинская гвардия в лице товарища Дзержинского с друзьями, обратила свой взор на религию.
Этому было несколько причин, одной из которых была уверенность в богатстве конфессий, и прежде всего, православия, самого крупного владельца недвижимости при царской власти.
Власти, поддерживаемой православием, долженствующей быть сакральной для народа.
Со всех амвонов для оправдания действий народных поработителей звучала цитата из Послания апостола Павла к Римлянам (13:1-2):
"Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему, противящийся власти, противится Божию установлению".
Разумеется, как в любом человеческом сообществе, слой иерархов православия не был однороден в своих воззрениях. Часть иерархов приняла советскую власть, тем самым, как показало время, сохранив свои жизни.
Изрядная часть православия, не принявшая советскую власть, перешла на нелегальное положение, получив в публичном поле название "катакомбная церковь".
Расправа с религиозными воззрениями началась с первых шагов советской власти по территории бывшей российской империи, с наступления ее на имущественное состояние церкви. Выходило множество газет и журналов в объединительном названии "Безбожник", как бы идеологически оправдывая наступление на религии.
Народ, привыкший к смерти соотечественников сначала в мировую, а потом и в гражданскую войну, народ, подавляющей частью которого были малограмотные крестьяне, поначалу вполне спокойно воспринял наступление на религию, которая была при царе определяющей частью жизни народа.
Но совершенно неожиданно для народа, прежде всего, православного, сей народ получил мощный удар под дых.
Удар переписью населения.
В опросном листе переписи оказался вопрос о вере.
Кроме того, перепись была назначена на христианский праздник.
Дата переписи была назначена на 6 января 1937 года, то есть на святой для всех православных людей России день Рождественского сочельника.
Это был вопрос о религиозных убеждениях.
В инструкции к заполнению переписного листа особо разъяснялось в отношении пятого пункта (религия):
"Ответ на этот вопрос заполнять только для лиц 16 лет и старше. Речь в этом вопросе идет не о вероисповедании, к которому опрашиваемый или его родители причислялись официально в прошлое время.
Если опрашиваемый считает себя неверующим, записывать "неверующий".
Если опрашиваемый считает себя верующим, записывать "верующий", а для верующих, придерживающихся какого-то определенного вероучения, записывать название религии".
Так что перепись должна была выявить, сколько взрослых людей сознательно считают себя верующими.
Диктатор желал убедиться, что народ сломлен, что отречение от Бога стало нормой в СССР, как трубили сами безбожники, объявляя "религиозные предрассудки" уделом отдельных отсталых стариков и старух.
Что религиозная нравственность, преданность вере, совесть забыты, и из народа можно лепить все, что придет на ум вождю. Даже те, кто еще веровал, побоятся в именных опросных листах назвать себя верующими.
Но больше всего поражает отношение совграждан к религии.
Местами счетчики столкнулись с организованным отказом отвечать на пятый вопрос анкеты.
Но к удивлению Сталина и его сотрудников, 44% населения старше 15 лет твердо заявили, что они христиане (42% - православные), 13% признали себя сторонниками других религий, преимущественно мусульманами.
То есть из 97 521 000 опрошенных по этому вопросу 55 278 000 (56,7%) заявили о себе как о людях, верующих в Бога.
Неверующими себя назвало меньшинство - 43,3%.
Причиной такого ответа, как всегда было неверие в цель, преследуемой властью, восприятие этого вопроса как провокацию для дальнейших репрессий.
Даже среди грамотных мужчин верующими себя назвал 41%.
Такое открытое признание веры после многих лет кровавых гонений было актом гражданского мужества - ведь опрос, повторим, не был анонимным, ответы заносились представителем власти в личный переписной лист, с именем и адресом каждого.
31 298 человек открыто определили свой род занятий как "служитель культа".
Цитата из статьи Андрея Зубова "75 лет Большому террору: Сначала население переписали, потом перестреляли", 06.07.2012 г., опубликованной в "Новой газете", создатель и главный редактор которой Дмитрий Муратов получил недавно Нобелевскую премию мира:
"... Большевики были поражены. Сталин приказал итоги переписи объявить "дефектными" и скрыть, а ее организаторов расстрелять как вредителей.
20 мая 1937 года Маленков направил Сталину записку с предложением окончательно разобраться с Церковью.
26 мая Сталин разослал записку Маленкова членам Политбюро.
2 июля 1937 года Политбюро единогласно принимает решение о проведении широких репрессий в захваченной коммунистами России.
Подобно тому, как нацисты желали "окончательно решить еврейский вопрос", коммунисты окончательно решали вопрос религиозный.
Политбюро ЦК принимает решение уничтожить верующих физически, особенно верующих организованных - то есть религиозный "актив".
По данным Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий при Президенте Российской Федерации, среди православного духовенства было в 1937 году арестовано 136 900 человек, из них убито 85 300; в 1938 году арестовано 28 300, из них убито 21 500; в 1939 году арестовано 1500, убито 900; в 1940 году арестовано 5100, убито 1100; в 1941 году арестовано 4000, убито 1918.
В названное число жертв входили не только священнослужители, но и члены семей духовенства, активные члены приходских общин из среды мирян, а также представители немногочисленного обновленческого клира. Доля православного духовенства и монашества составляет среди этих жертв не менее 70%.
Политика коммунистического режима этого периода вполне подходит под определение религиозного геноцида.
Духовенство уничтожалось целыми епархиями.
Так, 21 сентября 1937 года был убит митрополит Нижегородский Евгений (Зёрнов) и с ним целый собор священников, монахов и активных мирян его диоцеза;
14 января 1938 года - Самарский архиепископ Александр (Трапицын) и с ним восемь священников Самарской епархии;
23 ноября - архиепископ Калужский Августин (Беляев) и с ним священники, монахи и миряне его епархии.
Примеры можно брать почти из каждого дня с июля 1937 по конец 1938 года. Причем уничтожались лучшие - самые нравственные, ответственные, честные и мужественные. Это был страшный отбор.
После убийства многих сотен тысяч лучших сынов и дочерей России народный дух деградировал, нравственность безнадежно упала.
Одновременно закрывались храмы - от существовавших на территории захваченной большевиками России в 1928 году 25 000 православных храмов к 1939 году осталось 1277. Преследованиям подверглись и мусульмане:
из 12 000 существовавших до революции мечетей более 10 000 было закрыто, мулл приравнивали к кулакам и репрессировали.
В Бурятии и Калмыкии, а заодно и в "народных" Монголии и Туве практически полностью было уничтожено буддийское монашество, а монастыри сожжены дотла...
... Пик репрессий пришелся на период с августа 1937-го по ноябрь 1938-го. Террор нарастал постепенно с 1928 года, усилился после убийства Кирова - но недостаточно, по мнению Сталина, заявившего, что Ягода отстает на 4 года. Сталин его сместил и осенью 1936 года назначил наркомом внутренних дел Н.И. Ежова, ведавшего до того комиссией по чистке партии.
30 июля 1937-го Ежов подписал приказ No00447 о начале массовой репрессивной операции "против остатков враждебных классов".
За неполные два года (1937-й и 1938-й), по официальным данным, было арестовано 1 575 259 человек и убито 681 692. Нормы подлежащих аресту спускались местным органам НКВД в плановом порядке, и основную тяжесть репрессий несли простые рабочие, крестьяне и служащие.
...Раскопки мест массовых захоронений казненных, проведенные А.Я. Разумовым и рядом иных археологов, показали, что часто осужденным проламывали головы дубинами, душили их веревками, прокалывали железными пиками, забивали до потери сознания и закапывали живьем.
Пули расходовали экономно.
Погибшие были жертвами не только расстрельных норм, спущенных сверху, но в большой мере и инициативы снизу.
Донос, особенно на свое начальство, на соседей по квартире или сослуживцев, сделался для многих средством продвижения по службе или получения жилплощади.
Преступный пример на вершине власти находил многочисленных подражателей, и ложных доносов в НКВД посыпалось столько, что чекистам трудно было их разобрать.
Кроме того, от каждого арестованного требовали "назвать сообщников".
Людей жестоко пытали, если они не "раскалывались". Нередко на их глазах садистски пытали их жен и даже маленьких детей. И те, кто не выдерживал пыток или страданий своих близких (а таких, естественно, было подавляющее большинство), оклеветывали массу невинных людей - только бы прекратить пытки.
И так раскручивался маховик массовых арестов.
(ВС - Так что печальной памяти Пол Поту было у кого учиться!)
С первого по последний день Большого террора Сталин полностью контролировал ситуацию.
После полутора лет беспримерного по своей массовости уничтожения людей вождь вдруг объявил очередное "головокружение от успехов".
Большой террор был прекращен в один день постановлением ЦК и СНК "Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия", утвержденном на Политбюро 17 ноября 1938 года.
Во всех "перегибах" был обвинен Ежов, а новым наркомом в ноябре 1938 года назначен Л.П. Берия. Он объявил ограниченную амнистию, смягчил лагерный режим, увеличил пайки и ввел в "органах" бюрократическую рутину. Ежов и его команда были убиты в феврале 1940 года. Ягоду и его людей прикончили при Ежове.
Братские могилы после ежовщины остались под каждым городом: кладбище Донского монастыря в Москве; Бутово и "Коммунарка" под Москвой; Ковалево, Левашово, Ржевский полигон под Петербургом; Куропаты под Минском; 12-й километр под Екатеринбургом; шахты под Челябинском; Каштачная гора в Томске и множество других.
... Террор 1937-1938 гг., ставший известным как ежовщина, оставил в народе инерцию страха, определившую психическое состояние страны на многие десятилетия.
С внутренней свободой 55 миллионов граждан России, объявивших себя верующими в лицо богоборческому коммунистическому режиму, было покончено.
Воля народа была раздавлена невиданным в человеческой истории смертоубийством своих же граждан и растлена сопряженной со страхом всеобщей ложью".
Конец цитаты.
Хочу добавить, что перед смертью религиозные деятели, миряне и представители клира, их родные и близкие нещадно пытались наследниками Дзержинского - НКВД, в надежде выведать сведения о хранении ценностей и денег, до чего эти персоны не сумели дотянуться.
Мне это понадобится ниже в комментариях о якобы сборе православными верующими средств на закупку оружия для Красной Армии в 2МВ.
Все ли понятно?
Грех, не добавить для усиления воздействия цитату:
"Так, 13 ноября 1937 года Л. З. Мехлис переадресовал Сталину письмо редактора газеты "Звезда" о вредном влиянии церкви в Белоруссии, и Сталин написал резолюцию: "Т. Ежову: Надо бы поприжать господ церковников.
В ответ Ежов направил Сталину обширный материал о ходе репрессий в отношении "церковников и сектантов" на местах.
По данным Ежова, в период с августа по ноябрь 1937 года было арестовано 31359 "церковников и сектантов", из них митрополитов и епископов - 166, попов - 9116, монахов - 2173, "церковно-сектантского кулацкого актива" - 19904. Из их числа приговорено к расстрелу 13671 человек, из них епископов - 81, попов - 4629, монахов 934, "церковно-сектантского кулацкого актива" - 7004[33].
В своем комментарии к этим цифрам Ежов писал: "В результате наших оперативных мероприятий почти полностью ликвидирован епископат православной церкви, что в значительной мере ослабило и дезорганизовало церковь. <...> Вдвое сократилось количество попов и проповедников, что также должно способствовать разложению церкви и сектантов".
Прошу простить меня за столь обильные цитаты.
Но счел нужным их привести в свете дальнейшего рассмотрения "миролюбия" диктатора, проявившегося как бы внезапно, не сразу же после репрессий и уничтожения огромной массы православного духовенства, скажем, в 1939 году, а почему-то много позже, лишь в 1943 году!
Смысла не было?
Тогда в чем была смысловая нагрузка?
Историки церкви и исследователи советской истории до сих пор спорят о том, что стало причиной столь кардинальной смены отношения советской власти к Русской православной церкви.
Не пугайтесь сказанному, ниже все будет объяснено.
Начну с факта, который невозможно опровергнуть.
С появления в публичном пространстве 8 сентября 1943 г. термина РПЦ или Русская православная церковь, которого раньше, до этого, не существовало.
Раньше, с 1700 г., при царском правлении огромной многонациональной и многоконфессиональной территорией, эта церковь именовалась официально "Российская православная церковь греческого обряда" или же "Греко-восточная российская церковь".
Название, пришедшее на смену Московской правоверной церкви, после принятия ее Константинополем в семью православных автокефальных церквей.
Фактически уничтоженная российская церковь называлась еще "Православная Греко-российская Кафолическая Церковь". Впрочем, надо признать, уничтоженная, но, не до конца!
Впрочем, в лукавой статье в Вики об именовании опять же лукаво написано:
"Название "Русская православная церковь" применялось издавна, но было принято как официальное лишь осенью 1943 года".
Не сказано, правда, кем было принято решение о названии.
Очень напоминает отношение к Брежневу в конце его жизни: именование Брежнева идиотом, с его любовью к бирюлькам, навешиваемым на грудь, широко применялось советским населением, но...
Далее можете продолжить самостоятельно.
Впрочем, к обсуждению названия мы вернемся чуть ниже.
Собственно, зачем откладывать обсуждение этой темы.
Как не пытался высокопоставленный НКВД - эшник Георгий Карпов обойти своей публикацией острые углы темы, все равно даже опубликованное наводит на серьезные размышления, высвечивающие истоки события.
Карпов пишет, что поздно вечером Сталин, в присутствии Молотова и его - Г.Карпова, принял в Кремле трех митрополитов - Сергия, Алексия и Николая. При этом Карпов не упоминает, митрополитами какой церкви эта троица является. До поры, до времени и мы не станем акцентировать на этом свое внимание.
В переложении на восприятие обычного человека эта фраза Карпова воспринимается, как, мол, собрались три митрополита и решили навестить скучающего Сталина.
Не смешно?
Надо заметить, что сии митрополиты влачили свое существование на изрядном расстоянии друг от друга. Один в Ленинграде, другой в Москве, а третий - Сергий в Ульяновске.
Не забываем и о том, что митрополиты, как и весь народ, за исключением чиновничества и партаппаратчиков, были лишены средств коммуникации, то бишь, телефонов.
Так что, договориться друг с другом о согласованном посещении Сталина не имели возможности.
Кстати, вас, читатель, не удивляет, что эти митрополиты не попали в жернова системы уничтожения православия в 1937 - 1938 гг.
Думаю, вы догадались, почему.
Они принадлежали к раскольничьей Сергианской группировке, образованной от имени Сергий, того самого митрополита, признавшей советскую власть. Возможно не по собственной воле, а, надо думать, получив предложение, от которого тот не смог отказаться!
Но жизни сохранили!
Потому и удостоились встречи со Сталиным!
И опять же, не по своей воле!
Удивлены?
Понимаю ваше недоумение. Карпов ведь, пусть и высокопоставленный сотрудник НКВД, но у него же был и начальник, который является еще одним участником встречи начала сентября с митрополитами, пусть и за кадром, приказавший Карпову со товарищи доставить уцелевших митрополитов к Сталину.
Вот теперь все встает на свои места.
Сталин, скорее всего, в последних числах августа приказал Берии, о нем и речь была, вообще - то прекрасному исполнителю сталинских задумок, разыскать по возможности высокопоставленных живых митрополитов и доставить пред диктаторские очи.
Неделя сроку!
Берия, в свою очередь, и поручил Г.Карпову поучаствовать в выполнении приказа, проявив служебное рвение.
Можете представить, что Карпов, например, не перепоручил исполнение приказа Берии своим подчиненным, а лично сгонял в Ульяновск, чтобы убедиться, что Сергий жив и сможет выдержать дорогу. Да, и чтобы не испугать системно болеющего Сергия предстоящей встречей со Сталиным!
Чтоб, кондрашка не хватила старичка, которому было уже 75 лет. Упомяну, что после описываемой встречи Сергий прожил всего 9 месяцев.
Почему Сергий оказался в Ульяновске, а не в Москве?
Ведь его ранг среди уцелевших митрополитов был самым высоким.
И здесь все просто.
Помните, что происходило в Москве 16 октября 1941 г., когда враг, оккупировав большинство районов Московской области, уже стоял у Москвы, и возникла угроза ее захвата.
Уже правительство страны и многие властные органы были отправлены в Куйбышев, в эвакуацию.
А 16 октября наблюдалась волна всеобщего драпа чиновников, партийцев, военных, инженеров человеческих душ, руководителей организаций и предприятий, прихвативших кассы этих предприятий и организаций.
Свалило около 1 000 человек с чадами и домочадцами.
Все открыто.
Заходи в любой кабинет, бери что хочешь.
Что? Какая секретность? О чем речь?
Общественный транспорт не работал, коммуналка тоже.
А тут еще и массовое мародерство.
Но власть решила сохранить Сергия пока с не вполне ясными целями. И в этот день в сопровождении сотрудников НКВД отправила больного, температурящего Сергия в эвакуацию, в Оренбург.
Но по дороге ему стало совсем худо, невмоготу, и ему было разрешено остаться в Ульяновске, в ближайшем крупном населенном пункте.
Это было согласовано с Москвой.
Сегодня в Ульяновске стоит памятник в честь пребывания в нем Сергия с октября 1941 г. по сентябрь 1943 г.
Упомянутую выше фразу из сочинения Карпова, стало быть, следует читать так:
4 сентября 1941 г. к Сталину, по его приказанию Берии, были доставлены силами НКВД три уцелевших митрополита сергианской группировки российской православной церкви.
Для чего?
Об этом чуть позже.
Замечу, что зря историки спорят о причинах встречи Сталина с митрополитами.
Стоило б просто включить мозги.
Выше я упомянул о лукавости статьи об этом событии в Вики.
Понятно, что надо же было придумать хоть какую - то мотивировку встречи.
И как водится, создать слой словесной шелухи, дабы не всплыл истинный мотив описанной встречи.
Хочу заметить, что ни один публикатор не упоминает о желании Сталина возродить на неоккупированной части СССР религиозную жизнь. В пользу этой версии мотивации могла бы служить инициация Сталиным аналогичных встреч с уцелевшими от репрессий иерархами иных конфессий.
Но этого не наблюдалось! Посему и не упоминается!
Иногда упоминается, что причиной встречи была якобы благодарность Сталина за то, что православной церковью были собраны средства на создание танковой колонны.
Скорее всего, это было придумано советским агитпропом, как отражение, как калька с другого события.
Цитата из 1942 года:
"Председателю Еврейского Антифашистского Комитета,
Народному артисту СССР товарищу Михоэлсу.
Прошу передать трудящимся евреям Советского Союза, собравшим дополнительно 3 млн. 294 тысячи 823 рубля на постройку авиаэскадрильи "Сталинская дружба народов" и танковой колонны "Советский Биробиджан", мой братский привет и благодарность Красной Армии. Сталин".
Все ли понятно?
Если бы подобное событие случилось и с советским православием, то мы бы имели столь же значимое документированное подтверждение.
Но посмотрим на утверждение о собранных православием средствах с другой стороны.
Сегодня мы все считаем себя специалистами по рекламе. Вот и посмотрим на проблему сбора средств с этой стороны.
Для того, чтобы собрать средства необходимо было объявить длительную во времени рекламную компанию.
При этом не забываем об отсутствии во время войны средств коммуникации. Телевидение еще не родилось. Радиоприемники все до единого были отобраны у населения. Из средств массовой информации остались только контролируемые властью газеты! И все!
Вы считаете, что церковь, загнанная в небытие могла провести рекламную компанию по сбору средств через эти СМИ?
Не будьте наивными.
К тому же население, наученное опытом 1937 - 1938 года вполне могло бы признать подобную рекламную компанию провокацией власти!
Ведь в результате усилий советской власти, к концу 1930-х годов православная церковь была фактически поставлена на грань уничтожения. От нее удалось оторвать существенную часть прихожан, для которых открытая демонстрация своей веры стала опасной.
И что же нам остается?
Какая версия причин встречи, по вашему мнению, верна?
Придется посмотреть по сторонам, назад и вперед!
Давайте отметем версию о том, что к августу 1943 года православная церковь не функционировала и для инициации ее функционирования требовалось разрешение Сталина.
К августу 1943 г. православная церковь в ее катакомбном варианте, как преемник еще той Российской православной церкви еще как функционировала.
Правда, на оккупированной немцами территории.
А оккупировано было по разным оценкам более 41% населения СССР, самой густонаселенной части территории страны. Более 80 миллионов человек. Не считая почти 3 миллионов уничтоженных евреев.
Немцы, в отличие от действий НКВД, церкви не разрушали, а восстанавливали, помогая восстановить и служение. Не только православными, но и протестантами, католиками, баптистами, мусульманами и т.д.
На оккупированной территории выполнялись все христианские церковные обряды: крещение, венчание, отпевание и т.п.
И тому множество свидетельств.
И следует заметить, что, Сталин, вторгшись на религиозную территорию, просто создал новый церковный раскол. И, несомненно, создал новое конфессиональное направление.