У моего друга и соседа Шмулика сегодня день рождения. Я, как всегда, немного опоздал - то, да сё, пришёл, когда уже почти вся компашка собралась. Все собрались свои, почти родные, за много лет знакомые до нюансов. Вот, например, супруги Молковы - Сеня и Офелия. Супер-парочка. Он классический меланхолик, она классическая дурочка. Всякий раз, в гостях у кого угодно, они ведут себя одинаково и сегодня, разумеется, не исключение. Сеня, как всегда сидит в кресле с совершенно несчастным лицом и костерит, почём зря, за все свои несчастья и неудачи, своего давнего друга-недруга Лёву. И всем безумно весело слушать бессвязные стенания "несчастного", похожие на шизофренический бред. Но и сам этот бред, и бурное веселье всей честной компании над Сениными, довольно злыми выпадами в сторону Лёвы, похожи на ритуал. И никто из собравшихся не понимает, что Сеня жалуется на Лёву всерьёз, потому что Лёва и вправду является для Сени сильным раздражителем. И причина раздражения Сени стара как мир: Сеня Лёве завидует, потому как оба они поэты. Только Лёва поэт настоящий, а Сеня поэт по случаю. К тому же, Лёва умный, злой, с незаурядным чувством юмора - и стихи у него такие же умные, сильные и талантливые. А Сеня зауряден во всём. Сеня это понимает, чувствует, и простить этого Лёве никак не может. А Лёва, даже если и догадывается в чём дело, легко смеётся вместе со всеми над Сениными стенаниями. Ну кто против него Сеня? Тем более, что Лёва - не только соперник-поэт для Сёмы, Лёва ещё и талантливый балагур, заядлый пьяница и бабник - любитель. А это уже многих раздражает. Внешне Лёва похож на потрепанного экзотического петуха, с сильно выпирающей грудиной (прошу прощения, но я настаиваю именно на этом слове), длиннющим носом, маленькими глазками, длинными седыми патлами и неизменной курительной трубкой во рту (чего петуху иметь не положено). Шутит он легко, с налёту, талантливо и даже афористично. Правда, иногда повторяется, но кто его за это осудит? Шмулик Лёву обожает и хвастается его остроумием, как еврейская мама успехами своего избалованного сыночка. Сам Шмулик такими талантами похвастать не может, хотя и считает себя писателем, но друг он действительно замечательный и за это его многие любят и ценят.
А ещё Шмулик настоящий ходок, а это, согласитесь, тоже своего рода талант: быть Дон Жуаном не каждому дано. И как за каждым заправским соблазнителем, за Шмуликом тянется длинный шлейф покорённых им женщин. С представительницами прекрасного пола Шмулик знакомиться всюду и без устали, невзирая на их внешность и возраст. Его дамы живут в разных концах страны, но это его ничуть не тормозит. Он осчастливливает их собой, не жалея времени и усилий, с поразительным в его, уже не юные года, пылом. Уж не знаю как он там с ними справляется, но 2-3 любовницы одновременно для Шмулика норма.
Сегодня роль хозяйки вечера исполняет Жанна. Но Жанна особая женщина в жизни Шмулика. Несколько лет назад между ней и Шмуликом случился роман. Они даже съехались на время, но потом быстро разбежались из-за разности привычек и пр. А потом у Жанны родилась дочь, которую она объявила дочерью Шмулика. Шмулик тогда ребёнка категорически не признал. Прошло несколько лет, и вот Жанна вновь появилась в жизни Шмулика с пятилетней Сонечкой. И Шмулик сдался. Теперь Жанна методично отстаивает свои права на владение Шмуликом, а Сонечка с успехом завоёвывает его сердце.
Субтильная жена Сёмы Офелия, конечно же, на своём обычном месте: диван хозяина квартиры - её любимое пристанище. Я знаю эту парочку уже много лет и никогда не наблюдал хоть какого-то разнообразия в их поведении в гостях у кого угодно. К тому же, поскольку Офелия большую часть времени проводит дремля на диване, редким гостям удавалось пообщаться с ней или даже просто услышать её голос. Я, например, слышал его только два раза. Однажды она произнесла "Хочу есть" и ещё как-то раз "Что вы пьёте?". Впрочем, среди гостей было немало тех, кто имел счастье познакомиться с молчаливой дамой поближе, (и не только на этом диване). Среди них, конечно, были и Лёва, и Шмулик. Поэтому на Офелию они смотрят снисходительно и даже с нежностью. Я подозреваю, что Сеня догадывается о диванных подвигах своей жены и поэтому обращается с ней грубо и даже оскорбительно. Но Офелия недосягаема для его хамства, она его просто не замечает: К тому же, она хорошо знает своего меланхолика: лишняя причина для страданий - ему только в кайф. Иногда, правда, Офелия встаёт и тенью проходит мимо гостей в туалет, но потом сразу обратно на диван. Её там всегда можно найти.
А если не её, так непременно её опаснейшего конкурента. Да, есть такой злостный лежака и сыпун. Его тоже - хлебом не корми, дай только завалиться на чью-нибудь постельку и подремать. Правда, он не так привередлив, как вялая дама и может, если лежачее место занято, прикорнуть где угодно. Да вон он уже в кресле дремлет! Фима! Привет!
О! Фима это особенный типаж. Без него не обходится ни одна стоящая вечеринка. Фима желанный гость всюду, где его знают. Ну, во-первых, он, правда, серьёзно умён и остроумен, во- вторых, добр и, в третьих, весьма полезен, когда не спит, так как многое знает и умеет, чем все его приятели и приятельницы активно пользуются. А, главное, и все это знают, Фима обожает ходить в гости. Выпить, закусить и вздремнуть в гостях - это для него почти физиологическая потребность. Правда, есть у Фимы, как у гостя, один серьёзный недостаток: он всегда сидит до последнего. То есть, до последнего себя. Бывает, вздремнет он в каком-нибудь кресле и спит там пока все не разойдутся, а потом вдруг проснётся свеженьким и отдохнувшим и всё ему нипочём - он опять гостить готов. Это не всем нравится, но все молчат - уж больно Фима человек хороший. А сам Фима об этом своём неудобстве даже и не догадывается и поэтому всегда и у всех гостит с лёгким сердцем и чистой совестью.
А вот и Саша. И, как всегда, в центе композиции. Саша гость особенный. Его Шмулик, как и многие, приглашает для забавы гостей. Бывает, что на Сашу даже специально гостей собирают. На естественный вопрос гостя "Кто такой этот Саша?", хозяин обычно загадочно закатывает глаза: "Сам увидишь. Приходи, не пожалеешь". Сам Саша представляется при знакомстве актёром, сценаристом и певцом. Но, скорее всего, он - ни то, ни другое, ни третье. Во всяком случае, никому ещё не удалось выпытать у него, где он играл, с кем пел и что написал. Но это никого не огорчает и не настораживает. Хорошо и так. Вот и сейчас компания оживлена и живо реагирует на каждую Сашину реплику, когда тому удаётся воспользоваться паузой в стенаниях Сёмы и ввернуть что-нибудь своё. Впрочем, реплик не много. Я, например, помню только одну "Хочешь, я возьму свои слова обратно?" Наверняка он шутит как-то ещё, но мне удалось запомнить только это. Классический неудачник и бесспорный шизофреник, Саша, тем не менее, считается редким остроумцем и весельчаком. А поскольку он к тому же ещё и скуп, то хождение в гости для него - это способ вкусно и бесплатно выпить-закусить, посверкать и похвастаться. Такой вот Израильский Мюнхгаузен.
А женщин Саша не любит. Они для него - рассадницы и переносчицы всевозможных микробов и зараз и поэтому, прикоснувшись к представительнице прекрасного пола, Саша немедленно идёт мыть руки или незаметно протирает их влажной салфеткой, которая всегда при нём. Вообще Саша личность загадочная и этим интересная. Правда, разгадать его как-то никто особенно не пытается. Помните анекдот про неуловимого ковбоя Джо, которого никто и не пытался ловить? Вот с Сашей примерно тоже самое.
Кира с Юрой - ещё одна семейная парочка. Фамилия у них смешная - Штопор.Не знаю почему, но они тоже частые гости у Лёни. Впрочем, Лёня с Юрой, кажется однокашники. Может быть поэтому. Кира ужасно похожа на скучную училку начальных классов средней советской школы, а Юра на директора той же школы с параллельным преподаванием истории СССР. Они даже улыбаются оба как-то по учительски, слегка официально и с оглядкой друг на друга. Мне эта парочка кажется довольно пресной. Впрочем, однажды я видел как Кира хохотала, повизгивая от удовольствия, но это была реакция на какую-то шутку Юры.
Сашу Кира с Юрой не любят, говорят "Выскочка. Тянет одеяло на себя". Но Саша об этом не знает и потому играет роль тамады с упоением: "Друзья! Выпьем же многократно за виновника торжества!!!"
Этот призыв, как всегда, немедленно сплачивает компанию.
И мы дружно и с удовольствием пьём, радуясь друг другу.