Савченко Дмитрий Николаевич : другие произведения.

Креатология - новая парадигма 21 века

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Савченко Дмитрий

  

DN756@yandex.ru

  

Креатология - новая парадигма XXI века

  
  
   Креатология, новое универсальное научное направление, исследующее глобальные вопросы взаимодействия креативной, талантливой, гениальной личности с существующим уровнем развития научных (или иных) представлений и парадигм (интеллектуальным потенциалом общества).
   Создавая это направление, я постоянно видел стоящую перед собой колоссальную задачу, поставленную еще в Томе I креатологии, эта задача высилась передо мною как пирамида Хеопса, величественная и кажется трудно выполнимая, я напомню её кратко. Необходимо было создать:
  
   Креатологию - как систему знаний, дающую возможность реального взаимодействия между достаточно далёкими друг от друга понятиями как наука и искусство, наука и культура, наука и образование и т.д.
   Креатологию - как науку, новое научное направление, исследующее глобальные вопросы взаимодействия человека с монадами высшего уровня (под монадами высшего уровня понимаются системы знаний, создаваемых человеком: наука, культура, образование и т.д.). Креатология выступает как инструмент отбора креативных, талантливых личностей для использования их в различных областях знаний и творчества. Она позволяет моделировать потенциал креативной, талантливой личности и влияние на него неблагоприятных факторов и пограничных жизненных ситуаций.
   Креатологию - как философию творчества, дающую возможность занимается проблемами смысла творчества личности и творческого начала Вселенной, закономерностями действия Божественной благодати в творческих процессах Вселенной и человека (в пределах, открытых человеку Богом).
   Креатологию - как искусство, смысл которого - свободное выражение всей полноты и неповторимости открытия нового и переоценки старого; это прежде всего искусство мыслить, открывать, двигаться к истине своим неповторимым путем; это познание вложенных друг в друга сложнопереплетённых микро -, макро -, мегаритмов, спектров красок, звуков, мысли, информации под влиянием благодати Святаго Духа; это соединение строгой логики с духовной мудростью, с художественностью легенд, мифов и других культурных ценностей.
   Креатологию - как культуру становления личностей, взаимоотношений между ними и их социальным окружением, культуру их духовного и физического здоровья, мотивации и мышления, системы ценностей и интересов. Креатология как культура - это не только деятельность, заключающаяся во взаимодействии творческой личности с интеллектуальным (или иным) потенциалом общества, но и вся совокупность инновационной продукции человека - творца - от новых научных парадигм, до языка, произведений искусств, норм нравственности (см. 1).
  
   Я подумал, что анализируемые мною эти системы знаний: креатология как наука, как философия творчества, как искусство, как культура становления личностей имеют общее основание - все они созданы креативной или талантливой, или гениальной личностью и основой их инсайта (озарения, интуиции) является невидимое излучение, именуемое Свет. Здесь проблема познания сталкивается с иррациональным, или неполным знанием и задача понимания действия в этой познавательной системе Теофании или Света никем в мире не решалась.
  
   Я сформировал для себя творческую лабораторию для исследования взаимодействия личности с огромными системами знаний, я хотел проникнуть внутрь личности человека-творца при таком взаимодействии.
   Я увидел, что всеми гениями и талантами, определившими духовный, мистический, культурный поворот в истории человечества управляла неведомая сила и, одновременно, невидимая сила, сила, носящая название Сила Святого Духа, или, иначе, Свет. Этот невидимый Свет дал гениям и талантливым личностям в нужный исторический момент "мысленное излучение идей" обладающее разной мощью в различные промежутки времени. Эта мощь- вследствие флуктуации плотности потока выбросов зонда интуиции сильно меняет новизну, оригинальность идей, приводя к кардинальному повороту в той или иной области науки, философии, искусстве, образовании, культуры.
   Велика роль гения или таланта в создании поворотных точек в истории. У меня имеется твердое убеждение, что когда идет взаимодействие талантливого ученого (либо талантливого человека в других сферах знаний) с потоком парадигм (системами знаний) в науке, образовании, искусстве, философии, культуре, тогда возникает ситуация креатологическая, идет "диффузия" знаний во внутреннюю психическую сферу исследователя, и, наконец, инсайт, интуитивное прозрение свидетельствуют часто о начале новой эры в той области знаний, в которой исследователь хочет добиться нового, неизведанного результата. В любой отрасли знаний: в науке, образовании, философии, искусстве, культуре имеет место такое пересечение знаний человека с большими системами знаний. Креатология таким образом становится Меганаукой, ибо любая отрасль знаний делается объектом контакта со знаниями человека, например, физик имеет дело с современными парадигмами физики и космологии, философ - с современными представлениями философии, ученый любой отрасли знаний также реагирует на парадигмы системы знаний своей отрасли. Здесь могут быть использованы любые смелые идеи из других отраслей знаний.
   Креатология становится новой парадигмой XXI века.
   Размышление над этой "пирамидой знаний" привело меня к мысли о возможности создания новых абсолютно неизвестных видов креатологии:
  
   Социологической креатологии (науке о взаимодействии креативной личности социолога со сложившимися в социологии парадигмами);
   Политической креатологии (среди политиков можно встретить немало творческих людей - науке о взаимодействии креативной личности политика с сложившимися в политологии системами знаний);
   Философской креатологии (науке о взаимодействии креативной личности философа со сложившимися в этой области системами знаний);
   Исторической креатологии (науке о взаимодействии креативной личности историка со сложившимися в этой области системами знаний);
   Психологической креатологии (науке о взаимодействии креативной личности психолога со сложившимися в психологии парадигмами).
   Поэтической креатологии (науке о взаимодействии поэта с имеющимися в мировой сокровищнице знаниями и поэтическими произведениями);
   Бизнес - креатологии (науке о взаимодействии креативной личности бизнесмена со сложившимися в мировой практике знаниями в этой области);
   Физической креатологии (науке о взаимодействии креативной личности физика со сложившимися в области физики парадигмами);
   Математической креатологии (науке о взаимодействии креативной личности математика со сложившимися в области математики парадигмами);
   И так далее, список можно продолжать.
  
   Я назвал эти новые виды наук, новые точки приложения сил. Информация была опубликована в статье "Креатология. Творческая Лаборатория. Новые виды креатологий" в журнале "Самиздат" Мошкова 23.9.10.
   Наконец, 17 сентября 2010 года появилось уже в реальности новое направление "поэтическая креатология" (из названных ранее перечисленных направлений).
  
   В процессе подготовки я поставил не менее грандиозную цель: создать богословские основания креатологии. Открытые и обозначенные в Томе I креатологии глубинные механизмы мотивации и интуиции, формирующие инсайт, новый творческий прорыв в знаниях основаны на мощном воздействии нетварных Божественных энергий (Теофании), Лучей Божества. Это открытие нуждалось в проработке богословских оснований действий этих энергий "внутри процесса" интуитивного прозрения. Такая задача не имеет аналогов в мире, здесь, в моей творческой лаборатории она была решена. Осуществляя эту работу, я старался широко, насколько это доступно мне, использовать разработки других ученых - как русских, так и западных, которые сочетались и собственными исследованиями в области креатологии.
   В Томе I ("Креатология. Методологические основания и модели. Богопознание и научное знание") мною введено понятие ресурс (ресурс - это гении и таланты, этот ресурс получил название "интеллектуальная элита"). Этот ресурс является для любого государства самым важным. Это важнее нефти, газа, электричества и т.д. Это означает, что обладая таким ресурсом, можно сделать невероятный прорыв в технологии, экономике, науке, образовании, вооруженных силах, словом победить в конкурентной борьбе. Вот почему были ценны Королев, Курчатов, Келдыш, Ландау, П. Капица, Сахаров. Вот почему СССР в свое время был первым в космической гонке и в ядерной физике.
   Перечисленные люди - гении и таланты. Их энергию и мощь не заменить целой корпорацией обычных ученых. Их необычайная энергия, направленность на цель, которую они только видят, их необычайная работоспособность, превышающая даже способность к работе трудоголиков, необычайное сочетание черт характера, их способность извлекать невиданное из обычного, их возможность созидать собственные миры, зачастую даже не понимаемые их современниками, всё это даёт фантастический результат, гениальные открытия.
   Но что-то является главным, что делает этих людей гениями и талантами.
   Я называю это главное, говорю, что это главное - Теофания, дары благодати Святого Духа, Луч Божества. Эта невидимая нетварная божественная энергия пронизывающая поверхность мотивационной сферы, структурирующая мотивационные плеяды, порождает зонд интуиции, и, как следствие, поток интуиции. Я называю Теофанию Светом, как и более 500 лет назад называл её великий мыслитель, ученый, теолог Николай Кузанский.
   Около 10 лет я исследовал ключевое понятие: Свет. Это очень тонкий вопрос. За исследование этого вопроса брались только средневековые мыслители. Но потребности современной жизни требуют появления массы талантов или, если повезет, появление гения. Мы живем в век инноваций, в век конкуренции, где побеждает сильнейший мыслью, где побеждают талантливые люди. В Томе I креатологии я заглянул внутрь лаборатории гения или таланта и увидел главное: колоссальное влияние Света или Теофании на процесс мотивации и интуиции. Это незримое влияние Света огромно, говорилось там. Психологи считают главным в творчестве гения характер или иные черты, но действие Света они не замечают, они не исследуют глубоко как следует процесс вдохновения гения, они не видят незримое, трансцендентное.
   Впервые познавательная сущность "Свет" исследована со всех сторон. Я долго искал эту познавательную сущность среди творений православных мистиков и святых Отцов. Я искал определение Божественного Света, наиболее отвечающее потребностям креатологии. Наконец, нашлось то, что нужно. В учении св. Григория Паламы учитывается не только религиозный и богословский аспект нетварных божественных энергий, но и учитывается психология восприятия всякого света и удивительное отличие Божественного Света от других видов света.
  
   Пришло понимание, что нужно всестороннее фундаментальное исследование нетварных божественных энергий, Луча Божества, Света, обоснованных святыми: Дионисием Ареопагитом и Григорием Паламой. Оказалось, что теоретическое предположение о том, что в процессах интуиции таланта и гения главным фактором является Теофания, а не характер или другие психологические черты, подтверждается многовековым опытом богословия православных мыслителей, подвижников, православных мистиков, исихастов. Эта мощная невидимая сила, сила Духа Святого, благодать Божия, Теофания, Свет способна дать человеку удивительные прозрения, интуиции, ведущие к открытиям.
  
   Николай Кузанский считал, что наш Бог есть абсолютно бесконечная, полностью актуальная сила, которая, желая по благости своей природы явить себя, дает нисходить из себя разнообразным светам, так называемым теофаниям, и во всех светах делает известными богатства сияния своей славы. Он говорил, что Слово истины есть абсолютное разумное основание, или абсолютное искусство, или Логос, который можно называть светом всякого смысла (1). Отец светов по воле родил в этом свете - Слове, первородном Сыне, высшем явлении Отца - все нисходящие явления так, что (в Сыне) как высшей силе и крепости единения явлений свернуто заключены все явленные светы.
   Кузанский заявлял, что Сын Божий есть истинное обнаружение (ostensio) Отца в его абсолютном всемогуществе и бесконечном свете. А всякое творение есть обнаружение Отца лишь в меру своей разнообразной и конкретно ограниченной причастности явлению Сына, причем одни творения обнаруживают его туманнее, другие отчетливее, соответственно разнообразию теофаний, или богоявлений.
  
   Из этой силы световой интеллигенции в богословии света Николая Кузанского вытекает глубинная мощь проникновения в сущность вещей бесконечной вселенной! Отсюда видно, что вся вселенная наполнена Духом Отца, Который именуется Светом Божиим. Интеллектуальные сущности суть те, через которые низшее проистекает от Бога и снова востекает к нему. Кузанец полагает, что есть и другие светы, которые льются через божественное просвещение и ведут интеллектуальную потенцию к совершенству. Таков свет веры, которым просвещается интеллект, чтобы он мог подняться над всякой рассудочностью к постижению истины. Ведомый этим светом и веря, что он может достичь истину, которую не в силах достичь с помощью рассудка, этого как бы своего орудия, ум в некоем богодохновенном порыве оставляет свою немощь и слепоту, ради которых опирался на помощь рассудка, и убеждается, что укрепленный словом веры, сам может двигаться в неложной надежде достичь обетований своей крепкой веры, к обладанию которыми он устремляется по пути любви. В этом - озарение апостола, без колебаний провозглашающего, что верующий и просящий достигнет премудрости. Кузанец считал, что наша интеллектуальная сила потенциально обладает поистине несказанными богатствами света. Поскольку они в потенции, мы не знаем, что они у нас есть, пока какой-нибудь интеллектуальный свет, выступивший в акт, не откроет их нам и не покажет способ претворения их в действительность.
  
   Итак, я прихожу к выводу, что креатология действительно является новой парадигмой XXI века, позволяющей заранее вести поиск и обнаружение как новых систем знаний, так и потенциальных гениев и талантов. Широкая и глубокая по проникновению в суть мира умопостигаемого и мира вещественного Меганаука креатология даёт возможность раскрыть необъятные силы человеческого сознания для создания смелых идей, опережающих время.
   Литература
      -- Савченко Д.Н. Креатология. Методологические основания и модели. Богопознание и научное знание. Том I, М.: "Рециклинг", 2010, 540 с
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"