Аннотация: В статье рассматривается изучение Северо-Западного Кавказа российскими учеными и местной интеллигенцией во второй половине XIX в.
Изучение региона Северо-Западного Кавказа
русской исторической и этнографической наукой второй половины XIX в.
В связи с укреплением позиций Российской империи на Кавказе, интерес к нему резко повысился в самых различных кругах русского общества. Стало существенно проще научное изучение данного региона, при этом значительно расширилась тематика исследований, и улучшилось качество получаемой информации.
Следует отметить опубликованные профессором Одесского университета Федором Ивановичем Леонтовичем "Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа". Этот труд был основан на материалах двух объемистых рукописных томов, которые в начале 80-х гг.XIX в. передал в дар Одесскому университету секретарь Ставропольского статистического комитета И. В. Бентковский, хотя Леонтович добавил в свою работу и ряд материалов, отсутствовавших в записях Бентковского, например, извлечения из книги К. Ф. Сталя, где приводились адаты черкесов. В них содержались сборники адатов, собранные за несколько десятилетий различными исследователями и энтузиастами, в том числе: "Адаты адыго-черкесов Черноморской линии, 1845 г.", (сборник был составлен смотрителем Екатеринодарского войскового училища, бывшим судьей Екатеринодарского окружного суда, войсковым старшиной Андреем Андреевичем Кучеровым); Свод капитана Генерального штаба Милентия Яковлевича Ольшевского, озаглавленный "Об адате и о нравах и обычаях племен, обитающих на северной покатости Кавказского хребта", представлял собой обработку материалов, относящихся к адатам всех народов указанного региона.
Об адыгах в рассматриваемый период появились новые интересные работы. Прежде всего - это "Этнографический очерк черкесского народа" барона Карла Федоровича Сталя, который служил на Кавказе в период с 1844 по 1859 гг. Работа была составлена в 1849 г. и доработана в 1852 г. с участием прапорщика Омара Хатхомовича Берсеева, абадзеха по происхождению. Долгое время рукопись оставалась в распоряжении штаба Кавказского военного округа и широко использовалась различными авторами, так, например, работой пользовался Н. Дубровин при написании своего исследования "Очерк Кавказа и народов, его населяющих", опубликованного в 1871 г. Ф. И. Леонтович использовал обширные извлечения из этого очерка, посвященные сословному делению и различным отделам обычного права, в качестве записи адата для размещения в своем сборнике "Адаты кавказских горцев", о котором упоминалось выше. Полностью работу Сталя опубликовал лишь в 1900 г. в "Кавказском сборнике" известный кавказовед Е. Д. Вейденбаум с предисловием, краткими примечаниями и биографическими сведениями об авторе. Материалы очерка относятся преимущественно к черкесским племенам, в меньшей степени, к кабардинцам и охватывают широкий круг тем, включая нравы и обычаи, религию, в том числе о следах христианства и язычества, семью, аталычество, положение женщины, брак, месть, набеги, военное дело, обычное право, суд, обычаи гостеприимства, искусство, фольклор, сословия и политический строй, народоправство и внешние отношения. Кратко рассказывается и о других народах: ногайцах, абазинах и осетинах.
Важными являются и две работы, написанные Николаем Ивановичем Карлгофом, долгое время служившем на Кавказе: 1) "Восточный берег Черного моря"; 2) "О политическом устройстве черкесских племен, населяющих северо-восточный берег Черного моря". Первая статья представляет собой небольшой этнографический очерк причерноморских адыгов. Вторая работа включает в себя не только общее описание страны и рассмотрение племенного состава адыгов, но и попытку общего анализа их общественных отношений и тех изменений, которые происходили в этом плане в то время. Автор уделил внимание таким областям, как сословные, семейные и родовые отношения, организация суда, торговля, хозяйство и т. д.
Еще одним исследователем, внесшим значительный вклад в изучение адыгов, был Леонтий Яковлевич Люлье, француз по происхождению, который свыше 40 лет (с 1820 г. по 1862 г.) провел на русской службе на побережье Черного моря. Одной из важнейших его работ, изданной в 1846 г., стал "Словарь русско-черкесский или адыгский, с краткой грамматикой сего последнего языка, одобренный Спб. Академией Наук". Кроме того, Люлье опубликовал и ряд этнографических работ по адыгам, включая: "Общий взгляд на страны, занимаемые горскими народами, называемыми черкесами (адиге), абхазцами (азега) и другими, смежными с ними"; "О натухажцах, шапсугах и абадзехах"; "Верования, религиозные обряды и предрассудки у черкес"; "Учреждения и народные обычаи шапсугов и натухажцев". Статья Л. Я. Люлье "О торговле с горскими народами Кавказа на северо-восточном берегу Черного моря" содержит исторический очерк края, начиная со времен греческой колонизации, сведения о турецкой торговле в Анапе, историю организации русской торговли в 1807-1812 гг., рассказ о "миссии" Скасси, также занимавшейся торговлей с адыгами, где вначале служил автор, и некоторое количество чисто этнографических сведений об адыгах. Не доказано, но вполне вероятно, авторство Люлье по отношению к очень содержательному очерку "О гостеприимстве у черкес", помещенному в 7 номере газеты "Кавказ" за 1859 г.
Федор Викторович Юхотников, который с 1855 г. по 1861 г. служил преподавателем русской словесности в Ставропольской гимназии, опубликовал ряд статей (преимущественно в "Литературном отделе Московских ведомостей") о традициях и обычаях горцев: "Свадьба у кавказских горцев", "Похороны и тризна у кавказских горцев", "Посев, жатва и сенокос у кавказских горцев". Последняя статья былаперепечатана в "Воронежских губернских ведомостях" (1858. ! 8) и в "Журнале общеполезных сведений" (1858. ! 4). Юхотников также задумал серию публикаций, объединенных в цикл под названием "Письма с Кавказа". Первая статья была помещена в 4 номере журнала "Русское слово" за 1861 г. и содержала небольшой этнографический материал по адыгам, но серия не продолжилась из-за смерти автора.
Ряд публикаций в 50-е гг. XIX в. в русской печати был посвящен ногайцам. Прежде всего, это работы А. П. Архипова: 1) "Обряд слез" посвящена похоронному обряду оплакивания у ногайцев; 2) "Ногайцы"; 3) "Домашняя ногайская утварь". Статья была опубликована в 1 первом номере "Географических известий" за 1850 г. Она описывала материальную культуру ногайцев: обыкновенную и свадебную кибитку, арбу, кровать, сундук, люльку, музыкальные инструменты и т. д.; 4) Три отрывка о ногайцах и туркменах. Были опубликованы в 29-31 номерах "Кавказа" за 1855 г.; 5) "Этнографический очерк ногайцев и туркмен". Помещен в "Кавказском календаре за 1859 г. Здесь приводились некоторые сведения о браке, погребении, празднествах и одежде этих народностей.
А. П. Архипов также сделал несколько публикаций материалов по ногайскому фольклору. Можно также отметить его статью "О современном состоянии сельского хозяйства на Кавказе"), посвященную русскому населению на Кавказе.
Интересными для данного исследования являются некоторые статьи Адольфа Петровича Берже, француза по происхождению, который довольно долгое время служил в канцелярии наместника Кавказа: 1) "Краткий обзор горских племен на Кавказе", составленный по литературным источникам и архивным материалам; 2) "Этнографическое обозрение Кавказа", представляющее собой краткий очерк народов Кавказа с обзором существовавшей по ним литературы; 3) "Выселение горцев с Кавказа". Заслугой А. П. Берже является издание в 1861 г. полной версии труда Ш. Ногмова и перевод этого сочинения на немецкий язык.
Можно отметить также очерк Николая Николаевича Забудского "Ставропольская губерния", помещенный в 1-й части 16 тома "Военно-статистического обозрения Российской империи, издаваемого при 1-м отделении Департамента Генерального штаба". Очерк содержал очень обстоятельный обзор Кавказской линии, а также общий обзор ряда горских племен, включая абазинов, адыгов, кабардинцев, осетин, балкарцев, карачаевцев, ингушей, чеченцев, кистов, кумык и ногайцев.
В IV томе издания "Рассвет, журнал наук, искусств и литературы для взрослых девиц" за 1859 г. была помещена статья Василия Ивановича Лядова "Кавказ в физическом и этнографическом отношениях", которая представляла собой научно-популярную компиляцию из работ иностранных путешественников по Кавказу и содержала этнографические характеристики грузин, армян, осетин, адыгов и кабардинцев, хотя в описаниях содержался ряд неточностей и ошибок.
В 60-х гг. XIX в. из литературы по этнографии адыгов выделяются прежде всего работы Михаила Ивановича Венюкова, который с 1861 г. по 1863 г. находился на военной службе на Северном Кавказе, а после отставки долгое время был путешественником и географом, активным деятелем Русского Географического общества. Ему принадлежат следующие работы по этнографии адыгов и отчасти других народов Северо-Западного Кавказа: 1) "Очерки пространства между Кубанью и Белой", содержащие помимо прочего подробное описание местного населения, прежде всего адыгов, а также абазин, карачаевцев и ногайцев, составлены на основе как личных наблюдений автора, так и архивных материалов; 2) "Несколько данных для описания северо-западного Кавказа на западе от р. Белой". Эта работа представляет собой дополнение к предыдущей статье с данными о шапсугах и бжедугах; 3) "Этнографическая карта северо-западного Кавказа (составлена в декабре 1862 г.)"; 4) "Краткое пояснение к этнографической карте северо-западного Кавказа". Вместе с вышеуказанной картой это пояснение дает много полезной информации о регионе; 5) "Население северо-западного Кавказа и три эпохи его колонизации русскими в 1841, 1860 и 1863 гг."; 6) "Из истории заселения Западного Кавказа, 1861-1863"; 7) "Кавказские воспоминания (1861-1863)".
Интересные работы принадлежат автору, скрывающемуся под инициалами А.-Д. Г. Первая публикация - "Очерк горских народов Правого крыла Кавказской линии" - содержит ценную информацию об адыгах и ногайцах. Еще одна статья этого автора - "Обзор последних событий на Кавказе" - описывает преимущественно ход боевых действий, но содержит и некоторые этнографические сведения. Можно предположить, что под этими инициалами скрывается Султан Адиль-Гирей, младший брат известного адыгского писателя и просветителя Султан Хан-Гирея.
Необходимо также отметить очерк Александра Осиповича Махвича-Мацкевича, подполковника Белевского егерского полка, активного члена Русского географического общества по отделениям этнографии и статистики, "Абадзехи, их быт, нравы и обычаи". Можно предположить, что материал очерка собран благодаря личным наблюдениям автора. В статье содержится разнообразная этнографическая информация об этом горском племени: о жилище, усадьбе, способах ведения традиционного хозяйства, одежде, блюдах, верованиях, празднествах, преданиях, свадебных и похоронных обрядах, обычаях гостеприимства, уголовном обычном праве.
Михаил Борисович Чистяков, известный педагог и детский писатель того времени, выпустил в 1868 г. книгу под названием "Из поездок по России", неоднократно впоследствии переиздававшуюся. В ней, в частности, был очерк "О горских племенах Кавказа", который давал довольно подробные сведения об адыгах
(частично собранных самим автором), причем имелись и довольно любопытные факты, представляющие значительный интерес для читателей.
В 11 номере "Военного сборника" за 1864 г. была помещена статья "Плен у шапсугов" анонимного автора под псевдонимом "Кавказский офицер". Это был небольшой отрывок из воспоминаний о пленении в 1860 г., содержаавший и некоторый этнографический материал.
Интересную информацию читатель того времени мог узнать из очерка П. Невского "Закубанский край в 1864 году (Путевые воспоминания)". Здесь содержались исторические сведения об убыхах и хакучах, а также материалы, относящиеся к адыгам того времени: описание жилищ, общественных отношений, религии, военного дела, хозяйства, быта, обычаев гостеприимства и воспитания детей, свадебных и похоронных обрядов.
Статья "Заметки о Кавказе", автором которой был Владимир Дмитриевич Скарятин, публицист, редактор газеты "Весть", представляла собой малозначительную компиляцию с замечаниями о работорговле у адыгов, их военном деле и политических отношениях.
Григорий Иванович Филипсон, состоявший в различных чинах на военной службе в Кавказском регионе с 1835 г. по 1860 г. и очень хорошо знавший местную жизнь и историю, в своей статье "Черкесы, казаки и адыхе", рассматривал вопрос о происхождении адыгов, разбирая этимологию слова "черкес" и анализируя мнение Карамзина, который отождествлял термины "касоги", "черкесы" и "козаки". В конечном итоге, Филипсон сделал вывод, что данный вопрос следует исследовать непосредственно на месте, среди адыгов, а не в кабинете.
Можно отметить несколько общих публикаций о Кавказе. Так, например, казачий офицер Петр Александрович Гаврилов опубликовал статью "Устройство поземельного быта горских племен Северного Кавказа", которая была посвящена
мероприятиям по наделению землей горцев, постепенно терявших свои исконные владения.
В этот период вышло из печати несколько популярных работ о Кавказе и его населении, предназначенных для широких масс. Первой из них стала изданная в 1866 г. брошюра довольно известного в те времена писателя и этнографа-беллетриста Сергея Васильевича Максимова под странным названием "Русские горы и кавказские горцы". Здесь содержались краткие и часто неверные, порой и вообще невежественные сведения о ряде горских народов.
Более информативной является книга Петра Петровича Надеждина (преподаватель русского языка и словесности Тифлисской гимназии в 60-70-х гг. XIX в., прослуживший на Кавказе 22 года) "Природа и люди на Кавказе и за Кавказом, по рассказам путешественников, поэтическим произведениям А. Пушкина, М. Лермонтова, Я. Полонского и ученым исследованиям. Учебное пособие для учащихся". Этот сборник был интересен по своему замыслу, имел достаточно познавательное содержание хрестоматийного плана, но был малоудачен по исполнению. Второе издание этой книги вышло в Туле в 1895 г. под заглавием "Кавказский край. Природа и люди" в полностью переработанном и дополненном виде. Последнее, лучшее издание, вышло там же в 1901 г. и было снабжено иллюстрациями.
Очень интересная характеристика общественно-политического устройства адыгов содержится в работе П. Невского "Закубанский край в 1864 г.", опубликованной в 97-101 номерах газеты "Кавказ" за 1868 г.: "Социальное устройство обществ закубанских горцев имело особенный, своеобразный характер. Каждое племя (clan) делилось на колена и роды... Аул, занимая нередко пространство в 1 кв. милю по причине своей разбросанности, заключал около сотни дворов; эта сотня управлялась старшиной и представляла как бы отдельную республику; следовательно, каждое племя - федерация нескольких подобных республик... Вообще у всех закубанских племен правление было вполне республиканское, демократическое, за исключением убыхов, где преобладал аристократический элемент".
Особо стоит отметить труды исследователя Николая Федоровича Дубровина, офицера-артиллериста, который был прикомандирован к Главному штабу для написания военно-исторических работ и одновременно по поручению наместника на Кавказе занимался изучением истории присоединения этого региона к России. Он создал шеститомную "Историю войны на Кавказе", при этом первый том его труда назывался "Очерк Кавказа и народов, его населяющих" и состоял из трех
книг - "Кавказ", "Закавказье" и "Библиографический указатель источников к двум первым книгам". Необходимость подобного содержания в первом томе своего труда Дубровин обосновывал следующим образом: "При изучении кавказской войны более, чем где-нибудь, необходимо изучение народного быта, потому что отсутствие таких сведений между административными деятелями вело ко многим ошибкам, имевшим неблагоприятные и серьезные последствия". В первой книге автор излагал имеющиеся данные о народах непосредственно Кавказского хребта - черкесах (адыгах), кабардинцах, чеченцах, осетинах, жителях Дагестана и ногайцах. В целом, труд Дубровина представлял собой единственное в то время сводное, обобщающее описание кавказских народов, хотя во многих случаях содержащиеся в нем сведения были слишком краткими и неполными.
Важное место в научной литературе XIX в. о Кавказе занимают работы Евгения Густавовича Вейденбаума. С 1877 г. он служил на Кавказе, начав с должности начальника отделения Горского управления и закончив постом члена Совета наместника с чином тайного советника. С 1897 г. он был избран членом Кавказской археографической комиссии, а с 1904 г. стал ее председателем, занимался историей региона. Например, в 9/10 номерах журнала "Знание" за 1872 г. вышла его статья "Кавказские амазонки (Материалы для древней этнографии Кавказа)", это была очень содержательная работа, которая охватывала практически весь объем существовавшего тогда по этой теме материала. В 246 номере "Тифлисского вестника" за 1876 г. была помещена заметка "По поводу черкесов в Дагестане". В 5 номере "Известий Кавказского отделения Русского географического общества" за 1878 г. опубликовали его статью "Священные рощи и деревья у кавказских народов". Эта тема была продолжена в публикации "О священном дереве "сегут", помещенной в 7 номере того же издания за 1881 г. В 1888 г. в Тифлисе вышла книга Вейденбаума "Путеводитель по Кавказу", которая, помимо прочего, содержала главу "Очерк этнографии Кавказского края". Кроме того, исследователь перевел и опубликовал работу Ксаверио Главани (итальянца по происхождению, врача крымского хана и французского консула в Бахчисарае в 20-е гг. XVIII в.) под названием "Описание Черкессии, 1724 г.". В 1901 г. вышла также книга Вейденбаума "Кавказские этюды", посвященная в основном истории края.
Содержательными являются два официальных издания, освещавших положение на Кавказе. Первый из них - это "Всеподданнейший отчет Главнокомандующего Кавказской армией по Военно-народному управлению за 1863-1869 гг.", изданный в Санкт-Петербурге в 1870 г. Документ был составлен по поручению главнокомандующего и наместника на Кавказе великого князя Михаила Николаевича и содержал описание особенностей Российской политики на Кавказе, отчет о произошедших в указанный период народных восстаниях и некоторую информацию о поземельных отношениях горцев. Второй документ - "Отчет по Главному управлению наместника кавказского за первое десятилетие управления Кавказским и Закавказским краем в. к. Михаила Николаевича, 1862-1872 гг., представлен 1872 г. сенатором, статс-секретарем, тайным советником бароном Николаи". Автором этого отчета был Александр Павлович Николаи, который служил на Кавказе с 1845 г., начав с должности младшего чиновника для особых поручений, закончил службу в данном регионе на месте начальника Главного управления наместника и попечителя Кавказского учебного округа. Особый интерес в его отчете представляют главы "Личные и имущественные права высших сословий" и "Улучшение быта крестьянского населения".
Журнал "Природа и люди" в 1879 г. предпринял попытку дать широким кругам русских читателей представление о кавказских жителях в серии статей "Народы России. Кавказские жители". В 5 номере имелась публикация "I. Черкесы или адыге. II. Абхазцы или Азега", в 6 номере - "I. Ногайцы. II. Сванеты или шаны. III. Грузины". Эти статьи представляли собой лишь примитивную компиляцию и были наполнены различными невежественными и нелепыми сообщениями, многие из которых имеют лишь анекдотический характер.
В журнале "Дело" за 1884 г. была опубликована статья довольно известного публициста и литератора Якова Васильевича Абрамова "Кавказские горцы", посвященная причинам переселения горцев в Турцию, она также содержала характеристику взаимоотношений русских и горцев с резкой критикой в адрес действий казаков. В "Отечественных записках" за 1884 г. была помещена его критическая статья "М. М. Ковалевский о сословно поземельных отношениях у горцев Северного Кавказа".
Определенную информацию можно было узнать из работ Иосифа Викентьевича Бентковского, участника польского восстания, сосланного рядовым на Кавказ, где, впрочем, он вскоре был произведен в офицеры, затем стал начальником Михайловской станицы, а в 1857 г. вышел в отставку, занялся сельским хозяйством и научно-литературной деятельностью, с 1860 г. состоял на службе в Ставропольском статистическом комитете, а в 1871 г. стал его секретарем. Первая статья Бентковского называлась "Обзор коневодства на Северном Кавказе в прежнем и нынешнем его состоянии" и имела малоинформативное содержание. Другая статья носила название "Заселение западных предгорий Главного Кавказского хребта". Она была основана на архивных источниках и содержала, помимо прочего, историко-этнографический материал по горцам.
В 1896 г. И. И. Дмитренко опубликовал трехтомный "Сборник материалов по истории Кубанского казачьего войска", где имелись интересные сведения. В частности, в первом томе исследователь поместил "Замечание о закубанских народах, составленное подполковником Иваном Кираевым 13 августа 1796 г.". Это произведение было посвящено, прежде всего, предложениям о мерах, которые способствовали бы переходу закубанских племен на сторону России, но оно также содержало и краткую их характеристику. В частности, в начале статьи автор писал: "Сии народы многочисленны и разделяются на разные племена. Некоторые из них управляемы издревле и теперь собственными их беями или князьями, некоторые, ни от кого не завися, живут особливыми семействами на взаимных по разным условиям обрядах, некоторые ж передают себя власти султанов, происходящих от Чингисского рода". Таким образом, здесь содержалась едва ли не первая в русской кавказоведческой литературе идея о необходимости разделения горских племен на "аристократические" и "демократические". Кроме того, автор различал местную аристократию (князей) и чужеродную (султанов), что являлось очень ценным замечанием.
Следует отметить этнографические работы Максима Максимовича Ковалевского. Являясь крупным теоретиком, занимавшимся изучением общих вопросов развития древних обществ, в частности, проблем рода и матриархата, он не был удовлетворен теоретическими изысканиями и умозрительными заключениями, поэтому решил исследовать горские племена Кавказа, которые, как ему было известно, сохранили многие элементы общинно-родового строя. Он совершил три поездки на Кавказ: в 1883 г., 1885 г. и 1887 г. Собранный во время поездки материал лег в основу нескольких научных работ М. М. Ковалевского, в том числе "Поземельные и сословные отношения у горцев Северного Кавказа". Общим завершением всей этнографической работы Ковалевского на Северном Кавказе и обобщением собранной информации стал двухтомный труд "Закон и обычай на Кавказе", изданный в 1890 г. Первый том этой работы был посвящен обзору пережитков матриархата и патриархального рода у горцев, а также разнообразным культурным влияниям соседних народов, в том числе адыгов, отраженных в правовых нормах горских племен. Во втором томе находились все материалы, касающиеся жизни горных грузин и дагестанских племен.
В целом, Ковалевский оставил очень много серьезных исследовательских работ о народах Кавказа. К сожалению, его интересовало, прежде всего, именно право, которое хоть и рассматривалось очень широко, но в отрыве от анализа материальной и культурной жизни народа не могло дать о нем истинного представления.
В 80-х гг. XIX в. продолжались попытки создания рассчитанной на широкие читательские круги популярной литературы, однако, большую часть этих попыток, как и прежде, следует признать неудачной.
Так, например, под редакцией известного географа Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского в этот период стало выходить богато оформленное многотомное издание "Живописная Россия", имевшее большое количество иллюстраций. Том IX этого сборника был посвящен "Кавказу". Его содержание составляли 11 статей. Автором 7 из них являлся Г. И. Радде, среди очерков были: "Физиономия страны", "Кавказский хребет", "Минеральные богатства", "Древнейшие предания о Кавказе", "Сельское хозяйство и промышленность" и др. Первая статья тома, которую написал Евгений Львович Марков, известный в то время писатель, беллетрист, публицист, критик и путешественник, называлась "Кавказ в его настоящем и прошлом" и представляла собой как бы вводную ко всему тому публикацию. Автором статьи "Горские племена Кавказа" был А. П. Берже. К сожалению, научная ценность большинства этих статей очень низкая. Там часто приводились ошибочные и давно уже опровергнутые в научной литературе того времени сведения.
Уже упоминавшийся Е. Л. Марков выпустил в 1887 г. "Очерки Кавказа. Картины кавказской жизни, природы и истории". Второе издание этой книги состоялось в 1904 г. Ее содержание было основано на литературных источниках, а также на личных впечатлениях автора от путешествия по Кавказу.
В 1883 г. вышла книга "Окраины России. I. Кавказ. Пособие для изучения военной географии России". В 1884 г. вышло второе, исправленное, издание этой книги. Ее автором был М. Литвинов.
В 1885 г. в Москве вышла брошюра "Кавказ", которую написал Сергей Павлович Меч, географ-популяризатор, преподаватель московских средних учебных заведений. Эта брошюра давала общее представление о Кавказе, изложенное довольно живо и увлекательно, но о кавказских народах сообщались довольно поверхностные сведения.
В 1885 г. вышло 2-е, исправленное и дополненное, издание книги "Путеводитель и собеседник в путешествии по Кавказу", состоящей из двух частей, автором которой был М. Владыкин. Первая часть содержала общие географические и исторические сведения о Кавказе, описания отдельных маршрутов, во второй части были опубликованы туристические дневники путешествий, совершенных автором в 1872 г. и 1874 г. по некоторым кавказским районам.
Георгий Михайлович Туманов, грузинский князь, публицист и общественный деятель, выпустил в 1887-1888 гг. работу, которая называлась "Кавказ. Справочная книга, составленная Старожилом". Она включала в себя семь выпусков. В 4 выпуске "Население, его происхождение, язык, религия, домашний и общественный быт" имелись краткие, но довольно содержательные этнографические очерки, посвященные различным горским народам. Кроме того, в 1890 г. была опубликована статья под названием "Словарь кавказских деятелей. Приложение к Справочной книге Старожила". В Тифлисе в 1901-1907 гг. вышла работа "Характеристики и воспоминания", состоявшая из 3 выпусков.
Следует также отметить работу графини Прасковьи Сергеевны Уваровой (жены археолога А. С. Уварова, которая сама занималась археологией и возглавила после смерти мужа в 1884 г. Московское археологическое общество) "Кавказ. Путевые заметки", изданную в Москве в двух частях в 1887-1891 гг. Содержание этих записок составляет в основном описание археологических памятников региона.
Владимир Викторович Сокольский, юрист, преподаватель различных российских высших учебных заведений, опубликовал в 11 номере "Журнала Министерства народного просвещения" за 1881 г. статью "Архаические формы семейной организации у кавказских горцев", где на основании литературного материала по этнографии Кавказа исследователь доказывал существование у горцев в прошлом матриархата и связанных с ним специфических форм брака и семейных отношений.
В 90-е гг. XIX в. статей и других работ, посвященных адыгам, появилось немного.
Янаш Давидович Вышогрод, военный врач, служивший с 1885 г. по 1891 г. в различных регионах Кавказа, опубликовал в 1895 г. работу "Материалы по антропологии кабардинского народа (адыге). Диссертация на степень доктора медицины при Военно-медицинской академии". Помимо прочего, в ней имеется небольшой этнографический очерк об адыгах, основанный частично на литературных данных, частично на собственных наблюдениях.
Иван Николаевич Клинген, известный агроном, инспектор кавказских удельных имений, один из инициаторов распространения в России чайного куста и других субтропических растений, опубликовал в 5 и 6 номерах "Журнала сельского хозяйства и лесоводства" за 1897 г. очерк "Основы хозяйства в Сочинском округе", где содержится разнообразная информация о хозяйстве причерноморских адыгов, в основе которой лежали литературные данные и личные наблюдения автора. В том же году этот очерк вышел отдельным изданием.
В 247 номере газеты "Каспий" за 1898 г. вышла небольшая анонимная заметка (ее автор скрылся под псевдонимом "Горец") "Черкесы Екатеринодарского отдела Кубанской области", посвященная бжедугам и шапсугам.
Сергей Васильевич Ваганов, ветеринар Кубанской области в 90-х гг. XIX в., опубликовал статью "Значение охранно-карантинной линии по границы Кубанской области с Закавказьем в связи с условиями животноводства в Нагорной области", где была представлена общая характеристика хозяйства карачаевцев.
Автором ряда работ по истории и этнографии Кавказа во второй половине XIX в. являлся Карл Федорович Ган, который жил в Тифлисе и занимался здесь преподавательской деятельностью. Значительное количество его работ по Кавказу вышло на немецком языке в зарубежных изданиях, однако, имеются и несколько довольно интересных публикаций на русском языке, например: "Известия древних греческих и римских писателей о Кавказе", "Опыт объяснения кавказских географических названий". Следует также отметить, что последняя работа в сокращенном варианте была перепечатана в книге "Труды XIII съезда русских естествоиспытателей и врачей в г. Тифлисе 16-24 июня 1913 г. Т. VI. Труды по различным секциям, специально касающиеся Кавказа".
Определенное место Кавказ занимал в деятельности одного из выдающихся русских мыслителей XIX в. Николая Яковлевича Данилевского. В частности, он был начальником продолжавшейся пять лет экспедиции по изучению состояния рыболовства на Черном и Азовском морях. Он уделял внимание и проблеме крестьянского переселения на Кавказ, указывая, что плодородные степи региона могут обеспечить большое количество крестьянского населения. С большим вниманием ученый также изучал вопрос о присоединении Кавказа к России, признавая это необходимым и важным с исторической и геополитической точек зрения. Следует сказать, что Данилевский отмечал факт двуличности западной прессы, осуждавшей политику России на Кавказе, но оправдывавшей подобные же действия своих правительств в других регионах мира. Здесь можно провести аналогию с современным положением дел в отношении Запада к контртеррористической операции Российской армии в Чечне.
Из популярной литературы этого периода следует отметить только изданную в 1893 г. книгу "Очерки Кавказа. Поездка на Кавказ осенью 1888 года", автором которой был Василий Силович Кривенко, занимавший в 80-х гг. XIX в. пост правителя канцелярии министра императорского двора, а затем получивший известность как писатель и общественный деятель.
Одновременно с углублением этнографическо-географического исследования Кавказа продолжалось и изучение его истории, теперь, в первую очередь, в качестве одного из элементов общей истории России. В частности, один из крупнейших историков XIX в. Сергей Михайлович Соловьев в своей широко известной 29-томной "Истории России", издававшейся с 1851 г. по 1880 г., привел обширный и интересный материал по российско-адыгским и российско-ногайским отношениям, трактуемым им с концептуальных положений "борьбы с азиатами" или "борьбы леса со степью", когда оттесненный стремительным нашествием "азиатских" племен (татаро-монгол) в северные леса русский народ собрался с силами и начал "наступательное движение на Азию", что, по мнению историка, составило основное содержание нового периода истории русского народа с XVI в. При этом, если говорить о кавказских народах, то Соловьев утверждал добровольность их вхождения в состав России в качестве меры защиты от усобиц горских князей и предотвращения агрессии со стороны крымских татар. Историк практически не рассматривал различные аспекты активной политики России на Кавказе.
Другой крупнейший историк конца XIX - начала XX вв. - Василий Осипович Ключевский в своем девятитомном труде "Курс русской истории" изложил точку зрения, что колонизация Россией новых территорий является одним из основных факторов формирования ее государственности и одним из главных процессов ее исторического развития. Территориальные приобретения России объяснялись им исключительно государственными и географическими причинами - необходимостью достичь "естественных границ", в частности, берегов Черного и Азовского морей: "Русские границы на Востоке не отличаются определенностью или замкнутостью: во многих местах они были открыты; притом за этими границами не лежали плотные политические общества, которые бы своей плотностью сдержали дальнейшее распространение русской территории. Вот почему скоро Россия здесь должна была перешагнуть через естественные границы и углубиться в степи Азии. Этот шаг сделан был ею частью против ее собственной воли. По Белградскому договору 1739 г. владения России на юго-востоке дошли до Кубани; на Тереке издавна существовали казачьи поселения. Таким образом, ставши на Кубани и на Тереке, Россия очутилась перед Кавказским хребтом". При этом историк полагал, что выход территории Российской империи за пределы Кавказского хребта, который должен был бы стать ее естественной границей в данном регионе, произошло уже против желания правительства в ответ на внешнюю политику Османской Турции: "Ведя эту борьбу, русское правительство совершенно искренне и неоднократно признавалось, что не чувствует никакой потребности и никакой пользы от дальнейшего расширения своих юго-восточных границ".
Очень важным был труд С. А. Белокурова "Сношения России с Кавказом", изданный в 1889 г., где приводилось большое количество документов Посольского приказа, которым предшествовал обширный исторический очерк русско-кавказских связей с древности по XVII в., хотя анализ этих отношений часто основывался лишь на рассмотрении событий местного масштаба без учета международной обстановки.
Интересная информация о взаимоотношениях России с Крымским ханством и находящейся в его подчинении Ногайской ордой содержалась в работах
В. В. Вельяминова-Зернова "Исследование о касимовских царях и царевичах" (1863-1868 гг.), Г. Перепятковича "Поволжье в XV и XVI вв." (1877 г.) и
В. Д. Смирнова "Крымское ханство под верховенством Оттоманской Турции до начала XVIII в." (1887 г.), основанных на обширном комплексе русских, татарских и крымско-татарских источников. Особенно ценным являлся труд В. Д. Смирнова, где глубоко раскрывалась тема борьбы восточных и западных адыгов против турецко-татарской агрессии, при этом использовалась широкая и уникальная по своему составу источниковая база.
Особо стоит отметить вышедший в 1890-1909 гг. труд специалиста в области исторической филологии Василия Васильевича Латышева "Известия древних писателей, греческих и латинских о Скифии и Кавказе", состоящий из двух томов ("Греческие писатели" и "Латинские писатели"). Это было собрание соответствующих текстов с их переводами. Здесь приводились очень интересные материалы, в частности, отрывки из поэм Гомера, где упоминались местности или древние народы Кавказа с весьма подробными комментариями разных авторов к ним. Были приведены также очень краткие отрывки или отдельные фрагменты из произведений различных древнегреческих поэтов и драматургов, выдержки из речей ораторов (Исократа, Демосфена и др.), где имелись упоминания о данном регионе. В сборник также вошли обширные извлечения из трудов древнегреческих географов, историков и других ученых (Гекатея Милетского, Геродота, Гиппократа, Ксенофонта, Платона, Аристотеля, Теофраста Эресского, Каллисфена, Аполлония Родосского и многих других). Сочинения авторов римского периода представлены были значительно менее широко. Среди них следует отметить, прежде всего, извлечения из "Географии" Страбона, отрывки из работ Иосифа Флавия, Плутарха и Диодора Сицилийского.