Савельев Александр Евгеньевич : другие произведения.

Расселение этнических групп на Северо-Западном Кавказе с конца 18 в. до конца 19 в

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Данная работа посвящена анализу изменения этнического состава населения Северо-Западного Кавказа с XVIII в. по конец XIX в.


  
  
  
  
  
  
  
   РАССЕЛЕНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП
   НА СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ КАВКАЗЕ
   с конца XVIII в. до конца XIX в.
  
  
   Введение
  
   Кавказ - весьма значительная географическая и историко-этнографическая область с очень сложным этническим составом населения. Это во многом определяется своеобразием географического положения Кавказа, который является связующим звеном между Европой и Азией. Кроме того, большую роль в формировании некоторых населяющих Кавказ народов и в развитии их культуры сыграла близость данного региона к древним цивилизациям Передней Азии.
   На территории Кавказа расселено около 50 народов и этнических групп. На земном шаре немного областей с таким пестрым населением. Большинство кавказских народов говорит на самостоятельных языках. По лингвистическим признакам кавказские языки относятся к трем языковым семьям: собственно кавказской (иберо-кавказской), индоевропейской и алтайской. По территориальному признаку распространения кавказские языки принято делить на три группы: западную - адыго-абхазскую (абхазский, абазинский, убыхский, адыгейский и кабардинский языки), восточную - дагестано-нахскую (28 языков, крупнейшими из которых являются чеченский, ингушский, аварско-андийско-цезские и лезгинские языки) и центральную - картвельскую или, как ее еще называют, иберийскую (грузинский, занский или мегрелочанский и сванский). Большинство кавказских языков имеют письменность. Индоевропейская семья языков представлена на Кавказе русским, украинским, греческим, армянским, осетинским, курдским и некоторыми другими языками. Небольшие группы населения Кавказа говорят на белорусском, польском и болгарском языках. На языках алтайской семьи говорит многочисленная группа народов Кавказа. К этим языкам относятся азербайджанский, кумыкский, карачаево-балкарский, ногайский и татарский языки. На Северном Кавказе проживает небольшая группа туркмен, также говорящих на языке данной семьи.
   По антропологическим данным все население Кавказа (за исключением ногайцев, имеющих монголоидные черты) принадлежит к европеоидной расе. Большинство кавказских народов темнопигментированные. Светлая окраска волос и глаз встречается у некоторых групп населения Западной Грузии, в горах Большого Кавказа и у некоторых представителей абхазов и адыгских народов.
   Кавказ был освоен человеком с древнейших времен. Во время археологических раскопок были обнаружены остатки раннепалеолитических орудий. В процессе дальнейшей истории Кавказа можно обнаружить значительную близость археологических культур, что позволяет говорить об историческом родстве населяющих его племен. В эпоху бронзы существовали отдельные культурные центры как в Закавказье, так и на Северном Кавказе. У них также можно найти многие общие черты.
   Начиная со второго тысячелетия до н. э. кавказские народы упоминаются в ассирийских, урартских, древнегреческих и других письменных источниках. Научное изучение народов Кавказа началось еще древнегреческими историками и продолжается до сих пор. С начала XVIII в. на проблему кавказских народов обратили пристальное внимание российские ученые. За последние десятилетия данная область исторической науки достигла значительных результатов. Изучение актуальных проблем исторического процесса у этих народов стало одним из важных и успешно развивающихся направлений отечественной науки. Исследования охватили все эпохи в жизни кавказских народов - от древнейшей стадии каменного века до сегодняшнего дня.
  
   Черкесия в XVIII в.
  
   Западную часть Северного Кавказа в начале XVIII в., как и в более ранние времена, занимала Черкесия, расположенная между левобережьем реки Кубань и Главным Кавказским хребтом, области в Причерноморье (до района современного Сочи) и на востоке доходившая до реки Сунжи - притока реки Терек. На этой значительной территории жило большое количество племен западных адыгов, а также кабардинцы. Адыги в начале века занимали пространство от левобережья Кубани на юг до Кавказского хребта и на Востоке до левобережья реки Лабы, а также области в Причерноморье. Кабардинцы жили между Пятигорьем на западе и рекой Сунжей на востоке. В течение всего XVIII в. эта территория в основном сохраняла свои границы, но в некоторых районах они незначительно менялись. Прежде всего, это относится к восточным границам Черкесии, проходящими по реке Сунже и по Черноморскому побережью Кавказа, где адыги соседствовали с южными абазинами и убыхами.
   Этнографические источники начала XIX в. выделяют 13 наиболее значительных этнических групп (племен) адыгов: жанеевцы, хегаки (шегаки, шефаки), натухайцы, шапсуги, абадзехи, бжедуги, темиргуевцы, хатукаевцы, егерукаевцы, адамиевцы, мамхеги, мохоши и бесленеевцы. В самостоятельные племена источниками этого периода часто выделялись хакучи, чебсины, гуайе и др.
   Наиболее западным племенем адыгов были жанеевцы, которые в те времена занимали две области, политически и территориально независимые друг от друга. Одна из них была расположена в нижнем течении Кубани по рекам Абину, Хаплю, Илю, которые являлись левыми притоками Кубани (Малая Жана), а вторая - в Причерноморье между реками Цемез и Пшада (Большая Жана). Однако в течение века происходило значительное сокращение жанеевцев и, следовательно, занимаемой ими территории. К концу XVIII в. осталось только 6 небольших поселений на левом берегу Кубани. Кроме того, небольшая группа жанеевцев жила в этот период на лимане по реке Пшиш. Подобное сокращение численности племени произошло потому, что значительная часть жанеевцев вошла в состав других адыгских племен, в основном шапсугов и натухайцев. Подобные процессы были характерны и для племени хегаков, которые в начале века занимали обширные территории в Причерноморья и Приазовья. К концу века это племя имело лишь несколько небольших селений под Анапой. Сокращение этого племени было вызвано эпидемией чумы и частыми набегами соседей, что вынудило большинство хегаков переселиться на восток на территорию темиргоевцев. К последним переселилось также значительная часть адыгского племени адале, которые до этого жили на побережье Черного моря между Темрюком и Таманью. К началу XIX в. племя темиргоевцев расширилось также за счет переселения хатукаевцев, которые до этого были соседями жанеевцев и жили вдоль рек Иль, Абин и Надис. Первоначально темиргоевцы жили в горных районах вдоль реки Белой, где насчитывалось около 2 тысяч домов этого племени. Позже, в связи с увеличением численности темиргоевцев, они заняли также районы по реке Лаба. Следует заметить, что некоторые адыгские племена (егерукаевцы, адамиевцы, мохоши и мамхеги) основывали свои небольшие поселения на территории темиргоевцев, но не слились с ними как описанные выше племена, хотя и находились в политической зависимости от темиргоевских князей.
   Активно расширяло свои границы и племя абадзехов, которые в течение XVIII в. вытеснили с территории верхнего течения реки Псекупс племя бжедугов, а с левого берега реки Курджипс егерукаевцев. Поэтому к концу века абадзехи занимали довольно обширное пространство в верхних течениях рек Белой и Псекупс. Крупным племенем были и натухайцы, которые жили вдоль рек Адагум, Бакан до Анапы и по реке Цемес до Геленджикского залива. На Черноморском побережье их территория граничила с районом шапсугов, чьи земли доходили до реки Шахе (Малый Шапсуг) и граничили там с убыхами. Кроме того, шапсуги жили в этот промежуток времени по рекам Антхир, Бугундур, Абин, Чибик и Афипс (Большой Шапсуг). Территория племени бжедугов в течение XVIII в. несколько сократилась из-за столкновений с абадзехами. Это племя делилось на две ветви - хамышеевцев и черченеевцев. Первые жили в низовьях реки Псекупс и на территории между реками Псекупс и Афипс. Вторые занимали пространство между реками Псекупс и Пшиш. Самым восточным племенем западных адыгов были бесленеевцы, которые в первой половине XVIII в. занимали территорию между левобережьем реки Лабы и истоками реки Псефири (левого притока реки Лабы).
   Территория расселения кабардинцев в течение XVIII в. изменилась очень сильно. К концу века Большая Кабарда занимала обширные территории вдоль рек Малка, Баксан, Чегем, Нальчик, Черек, Куркужин, Шалушке, Гунделен и части реки Терек Малая Кабарда располагалась по обоим берегам Терека в районе Татартупа до места впадения в Терек реки Малки, а также по небольшим притокам Терека - Курпу, Пседаху, Ассокаю, Яманкулу и некоторым другим. Кроме того, некоторые поселения Малой Кабарды располагались западнее этой территории на реке Лескен. Следует заметить, что отнюдь не на всех вышеперечисленных районах кабардинцы жили постоянно. Например, территории Закубанья, Пятигорья и верховье реки Кумы они использовали в основном как пашни и пастбища, а также как убежища во время набегов крымских татар. В Большой Кабарде располагались 74 села и 7 укрепленных княжеских дворов, размещавшихся на относительно узкой полосе от правых притоков реки Малки до реки Черек, где первое кабардинское поселение появилось только в 1753 г. Кроме того, некоторые кабардинские села имелись в Пятигорье, остальные пространства использовались в основном для различных сельскохозяйственных работ. Их активное заселение началось лишь после присоединения к Российской империи, когда исчезла угроза набегов крымских татар. Необходимо сказать, что на землях кабардинцев (точнее в верховьях реки Кумы) имелись некоторые поселения абазинцев. Селения Малой Кабарды были более постоянны, так как им меньше угрожали набеги. По данным 1744 г. там имелись 46 сел и 2 укрепленных княжеских двора, которые располагались по обоим берегам Терека, в низовьях реки Урсдон, по реке Сунже и ее притокам - рекам Назрани и Эндерипсу. Во второй половине XVIII в. кабардинцы значительно расширили территорию своих поселений. На юге кабардинские села в основном возникали в близи ущелий, например, на равнине по притоку реки Фиагдон или в низовьях реки Дур-Дур. На севере кабардинцы стали селиться вблизи урочища Моздок и вдоль притоков реки Терек (Курп, Пседах, Ассокай, Яманкул), на западе они продвинулись в сторону Пятигорья, При этом на востоке область их расселения к этому времени сократилась, так как отсюда жители уходили и основывали поселения по рекам Урсдон, Курп, Пседах и других.
  
   Абазины в XVIII в.
  
   Вблизи западных адыгов и кабардинцев жили абазины, которые в это время были разделены на две территориально обособленные группы: северокавказскую (тапанта и шкарауа) и южную. В свою очередь в состав первой группы входило большое количество отдельных племен, которые назывались по фамилиям их князей. Так, в составе тапанта, как и в более ранние времена, были: лоо, дударук, джантемир, биберд, клыч, кяч и трам. В состав шкарауа входили: башилбай, бег, кызылбек, чаграй, баракай и там. Тапанта были расселены по районам вдоль рек Большой и Малый Зеленчук, Кума, Подкумк, Баксан и Малка (около последних рек они жили рядом с кабардинцами). Вместе с тем, область расселения тапанта могла в некоторые периоды очень сильно меняться. Это происходило из-за того, что тапанта находились в политической зависимости от кабардинцев и вместе с ними часто меняли свое местоположение, перемещаясь с рек Кума и Баксан на реку Кубань и обратно, с реки Малки на реку Куму и т.д.
   Абазины-шкарауа в середине XVIII в. были расселены вдоль рек Большой и Малый Зеленчук, Малая Лаба, Уруп и Фарс. Однако к концу века территория, населенная шкарауа, изменилась. Это было вызвано тем, что в связи с эпидемией чумы, они ушли с реки Большой Зеленчук на реку Уруп. На реке Фарс в начале XIX в. шкарауа среди местного населения также не упоминаются. Возможно, что там они слились с адыгами-абадзехами.
   В отличие от северокавказских, южные абазины в XVIII в. имели более постоянную территорию расселения, которая включала в себя прибрежные и горные районы Причерноморья. Абазины, проживавшие на берегу Черного моря назывались садзами. Они занимали пространство между Гагринским хребтом и рекой Соча. На юге граница их территории была ограничена рекой Бзыбь, которая отделала их от абхазов. Горные абхазы назывались медовеевцами. Они жили в верховьях рек Мзымты, Псоу и ее притоков. Кроме того, к абазинам относилась часть жителей селения Облагакуадж, находившегося в долине реки Соча. Кроме абазин здесь обитали также убыхи и адыги. Следует заметить, что в данном районе сходились территории трех народов - адыгов, абазин и убыхов, поэтому точно определить их этнические границы не представляется возможным, так как народы абазин и убыхов здесь активно ассимилировались народом адыгов.
   Убыхи, этнически родственные адыгам, абазинам и абхазам, жили в основном в прибрежном обществе Вордане и в горном обществе Убых. Основные поселения этого народа располагались вдоль рек Лоу, Дагомыс, Шахе и Хоста. При этом необходимо учитывать, что в прибрежных районах убыхи жили вместе с адыгами и абазинами, а в горных районах между реками Хоста и Шахе жили только убыхи.
  
   Ногайцы в XVIII в.
  
   В отличие от предыдущих народов, ногайцы вели кочевой образ жизни, что и определяло характер территории их проживания. Их кочевья были расположены в степных регионах на весьма значительных пространствах от реки Яика до реки Днестра. В территорию их проживания входили также некоторые районы Северного Кавказа и Предкавказья. В этих районах ногайцы не только кочевали, но и постепенно переходили к оседлому образу жизни. На миграции ногайцев большое влияние оказывали также такие факторы как частые набеги крымских татар и калмыков. Во многом из-за этого были вызваны многочисленные переселения племен ногайцев с Волги на Кубань и обратно, а кубанских ногайцев - в Крым и Большую Кабарду. В начале XVIII в. этот народ разделился на Большую и Малую Орды (в них входили племена джедисан, едишкул, джембойлук, новруз, кыпчак, мангыт, найман и другие), а также на отдельное племя караногайцев. Несколько позже образовалась также Кубанская Орда, в которую входили ногайцы, кочевавшие от крепости Ачу и далее в сторону Азова. Некоторые группы ногайцев жили среди черкесов Закубанья, а также кочевали вокруг Анапы, по реке Лабе, в устье Большого и Малого Зеленчука, к верховьям Кубани. В отдельных районах (в устье реки Лабы, по Кубани и в Пятигорье) имелись и оседлые поселения ногайцев. На Северном Кавказе кочевья этого народа располагались кроме того вдоль рек Терек, Кума и Малка. На северо-востоке региона обитали две группы караногайцев - терская и аксайско-сулакская. Первая занимала территорию около крепости Терки, причем меньшая ее часть жила оседла, а остальная - кочевала. После того как русские войска оставили эту крепость в 1724 г., данная группа ногайцев была переселена к крепости Святой Крест на реке Сулак, а затем переведена к Кизляру. Некоторая часть караногайцев кочевала по Аксаю и Сулаку. В этом районе имелось 44 аула этого народа, из которых 5 находились под властью аксайских князей, 12 - эндереевских, 24 - шамхала Тарковского. Значительная часть данной группы караногайцев во время Прикаспийского похода Петра I в 1722 г. откочевала на левый берег реки Терек.
   После присоединения Крыма к России и последовавшая за ним русско-турецкая война во многом изменили районы расселения этого народа. Теперь группы ногайцев, которые до этого кочевали севернее Кубани, теперь частично ушли в Восточное Предкавказье, а частично поселились среди адыгов в Закубанье. По указу правительства в 1785 г. часть семей закубанских ногайцев была переселена в Кизлярскую степь рядом с караногайцами. Однако это соседство длилось недолго и уже в 1799 г. из-за усложнившихся отношений с караногайцами 400 семей закубанских ногайцев перекочевали в урочище Ачикулак. Группа ногайцев, кочевавшая между устьями рек Урупа и Лабы и состоявшая из 2 тысяч семей, в 1787 г., по согласию с русским правительством, переправились на правый берег Кубани, соединившись там с другой группой ногайцев из 1500 семей. Несколько позже (в 1790 г.) сюда же были вынуждены уйти ногайцы, занимавшие до этого территорию по реке Лабе. Это переселение было вызвано натиском адыгов.
   Когда в 80-е гг. XVIII в. была создана Кавказская губерния, имелись сведения о трех больших группах ногайцев: кизлярские (караногайцы), моздокские (переселенцы с Кубани) и бештовские, обитавшие в районе Пятигорья. Район расселения кизлярских ногайцев включал в себя реку Терек и степи Прикаспия. Моздокские ногайцы кочевали вдоль реки Кумы (зимой) и в урочище Ачикулак (летом). Что касается бештовских ногайцев, то одна их часть кочевала, а другая жила оседло. Кочевые бештовские ногайцы передвигались вдоль рек Танлык, Джегута и Караус. Оседлые же жили в поселениях по Куме, Сабле и у Бештау. Кроме этих ногайцев часть семей осталась кочевать в Закубанье. Существовали также несколько оседлых поселений этого народа вдоль рек Большой Зеленчук и Уруп, где они жили среди абазин.
  
   Балкарцы и карачаевцы в XVIII в.
  
   Главный Кавказский Хребет был также плотно населен различными народами. В центральной части хребта в труднодоступных ущельях жили народы карачаевцев и балкарцев. Первый народ в конце XVIII в. жил в верховьях Кубани. Балкарцы же занимали пять ущелий: Баксанское (вдоль реки Баксан), Чегемское (вдоль реки Чегем), Холамское (среднее течение реки Черек Бзингеевский), Бзингеевское (верховья той же реки) и Балкарское (верховья восточнее реки Черек). Восточные границы владений балкарцев соседствовали с осетинами-дигорцами.
  
   Осетины в XVIII в.
  
   Первоначальная территория расселения осетин включала в себя горные районы Центрального Кавказа. Большие группы осетин также имели поселения на южных склонах Кавказского хребта в Грузии, где они занимали область Кударо вдоль реки Джоджара, Джавское ущелье и Урс Туалту в верховьях реки Большой Лиахви, верховья рек Малой Лиахви, Ксани и Лехуара (приток реки Ксани), некоторые территории вдоль реки Арагви и верховья реки Терек (Трусовское ущелье). Следует заметить, что границы расселения двух больших этнографических групп осетин (дигорцы и илонцы) и небольших горных обществ в течение XVIII в. сохраняли стабильность своих границ.
   В этот период дигорцы населяли верховье реки Урух, где насчитывалось до 50 их сел. Иронцы же занимали ущелья: Алагирское, Куртатинское, Тагаурское. Самым восточным из этих ущелий является Тагаурское или как его еще называют Деаргавское, которое расположено на реке Гизелдон - притоке реки Терек. Там имелось 16 дигорских сел с 697 дворами. Куртатинское ущелье располагалось на реке Фиагдон, там находилось 21 село с 807 дворами. В Алагирском ущелье (река Ардон) к началу XIX в. проживало 6400 человек. В верховьях этой реки располагалась область Туалта, куда постепенно переселялись жители Алагирского ущелья. Кроме этого алагирцы переселялись в один из высокогорных районов - Уаллагком. Они также основали два села в предгорьях по течению реки Ардон. К концу XVIII в. южную этническую границу осетин составляли поселения иронцев, которые в течение всего века активно переселялись на южные склоны Кавказского хребта. Северной же границей этнической территории осетин служили поселения выходцев из Дигорского, Алагирского, Куртатинского и Тагаурского ущелий, где осетины граничили с кабардинцами. Именно здесь в этом веке происходили наиболее серьезные изменения территории расселения осетин и появляются их новые села. Во второй половине XVIII в. основные направления миграции осетин перемещаются на равнинно-предгорные районы к северу от Кавказского хребта. В этот же период происходит и некоторые изменения на восточной границе расселения этого народа. Здесь они начинают основывать поселения на левом берегу реки Терек, а также продвигаться еще восточнее этой территории - в нижнее течение реки Армхи. При этом в данном районе, живя вместе с ингушами, осетины постепенно утратили свой язык и слились с ингушским народом.
  
   Чеченцы и ингуши в XVIII в.
  
   На востоке Кавказского хребта в районе Дарьяльского ущелья жили ингуши, еще восточнее находилась территория расселения чеченцев, карабулаков и аккинцев. В данный период времени эти народы занимали пространство между северными склонами Главного Кавказского хребта, правобережье Терека, бассейном реки Аксай на востоке и низовьями реки Армхи на западе.
   Самоназвание чеченцев - "нохчи", поэтому одна из областей Чечни (расположенная в верховьях рек Хухлулау и Аксай) называлась Нохчи-мохк ("Земля нохчей"), более известная под названием Ичкерия. К югу от нее, в районе озера Казеной-Ам, располагалась территория общества Чеберлой. В горные районы бассейна Аргуна занимали общества Шатой, Майсты, Шарой, Малхиста, Терлой, Нашхо. В верховьях реки Гехи и около озера Галанчож были расположены владения галашевцев и горных аккинцев. На границе Чечни и Ингушетии, где располагалось ущелье реки Фортанги, обитали карабулаки (орстхойцы). Народ ингушей делился на три ветви: галгаи, фаппинцы, джераховцы. Селения галгаев находились в верховьях реки Ассы. Фаппинцы жили вдоль реки Армхи, границы территории которых в нижней части соприкасались с владениями джераховцев.
   Для данного региона в XVIII в. была свойственна большая активность миграции населения. Например, в этот период ингуши заселяли Тарскую долину и продвигались вдоль рек Камбилеевки и Ачалук, где имелось большое количество ингушских поселений, так называемые Большие и Малые Ингуши. Жители этих сел были в основном галгаевцами и фаппинцами. Кроме того, ингуши активно продвигались вниз по течению реки Сунжи и по ее притокам - Назрани и Эндерипсу. Карабулаки переселялись в среднее течение реки Ассы.
   Весьма значительной была подвижность чеченского населения. На протяжении всего XVIII в. резко увеличивается количество поселений этого народа на равнине и в предгорьях. Наибольшее количество сел было расположено на правобережье Сунжи между реками Гехи и Хулхулау. Несколько позже часть переселенцев из Ичкерии, а также карабулаки и аккинцы начинают заселять равнинные районы Качкалыковского хребта и продолжают мигрировать в среднее течение рек Аксай, Ямансу, Ярык-су, Акташ. Некоторые из этих переселенцев получили название "ауховцы". Несколько чеченских сел были основаны также на Кумыкской равнине. В 40-х гг. XVIII в. началось переселение чеченцев с гор на правобережье Терека (несколько выше место впадения в него реки Сунжи), К концу века большое количество чеченцев основало поселение вдоль Терека на весьма значительной территории, где располагалось около десятка крупных сел. В целом для данных народов в XVIII в. была свойственна тенденция миграции из горных районов на равнинные.
  
   Дагестан в XVIII в.
  
   Территория Дагестана в XVIII в. была заселена большим количеством племен, относящихся к разным народам. Так, например, в приморской равнине между Тереком и рекой Орасай-Булак жили кумыки. Кроме них в данной области также обитали чеченцы (качкалыковцы), аварцы (в верхней части левого берега реки Сулак), а также кочевала одна из групп ногаев в количестве 1 тысяча кибиток. В Южном Дагестане, в его прибрежных районах, население составляли тюрко-язычные терекеме, ирано-язычные таты и горские евреи. Основной этнической группой Дербента и области вокруг него были азербайджанцы. К юго-западу от кумыков были расположены предгорные и горные районы, являвшиеся территорией расселения даргинцев (кайтагов, каракайтагов, кубачинцев и акушинцев). Территорию Центрального Дагестана, расположенную к юго-западу от этих племен, населяли лаки. Все пространство нагорного Дагестана населяли племена аварцев, андийцев, ботлихцев, годоберинцев, чамалалов, багулалов, тиндальцев, каратинов, ахвахцов, цезов (дидойцов), бежтинов, генухцов и хваршинов. Весьма значительными территориями обладали племена кайтагцев и табасаранцев, обитавших около реки Дарбах, разделявшей Северный и Южный Дагестан. Особенно обширными были пространства, заселенные табасарацами, которые обитали в равнинно-горных районах вдоль рек Большой и Малый Дарбах, Рубас, Недрех и Гургели. В нижнем и среднем течении реки Самур, которая отделяла Дагестан от Азербайджана, обитали лезгины, а в верховьях реки жили рутульцы и цахуры. Кроме того, в Дагестане имелись поселения и агулов, которые располагались в четырех ущельях (Агул-дере, Кура-дере и др.).
   В целом, области расселения этнических групп Дагестана были довольно стабильными. Тем не менее в этом регионе все-таки происходили некоторые миграционные процессы. В этот период были довольно часты переходы безземельных горцев Дагестана в Северный Азербайджан, в Джаро-Белоканские общества и Елисуйский султанат, население которых составляли в основном аварцы и цахуры.
  
   Население Северного Кавказа в первой половине XIX в.
  
   К началу XIX в. на Северном Кавказе произошли довольно существенные изменения в составе этнических групп и в территориях их расселения. В это время в данном регионе проживали народы, относящиеся к следующим языковым группам: адыго-абхазской, дагестано-вайнахской группам иберийско-кавказских языков, к тюрской и иранской группам. К адыго-абхазской группе относились все адыгские народы (кабардинцы, черкесы и др.), к дагестано-вахнайской группе - чеченцы, ингуши, карабулаки, аварцы, даргинцы, лакцы, лезгины, табасаранцы и др.; к тюрской - карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы и др.; к иранской - осетины, таты, горские евреи.
   Как и в предыдущем веке, Северо-Западный Кавказ и на Черноморское побережье был территорией расселения адыгских народов: натухайцев, шапсугов и убыхов. В этот период наиболее крупными адыгскими народами были натухайцы, шапсуги и абадзехи (которые жили на северных склонах Кавказкого хребта). В XIX в. прекратили свое существование многие небольшие адыгские народы (жанеевцы, шегаки и др.), которые слились с более крупными племенами. В настоящее время принято считать, что в этот период количество населения всех адыгских народов составляло около 500 тысяч человек.
   Пространства около рек были плотно заселены разными племенами. Например, на кубанской долине обитали бжедухи, темиргоевцы, адамиевцы. В междуречье Кубани и Лабы поселились кубанские ногайцы, которые перешли к оседлому существованию. Бассейн реки Лабы был заселен тремя племенами: егерукаевцами, махошевцами и бесленеевцами. В верховьях рек Лабы, Белой, Большого и Малого Зеленчуков жило племя шакаруа (горных абазин), которое делилось на этнические группы баговцев, баракаевцев, кызылбековцев, тамовцев и башильбаевцев. На Кубанской и Кумской равнинах располагались поселения другого племени абазин - тапантинцев.
   Горные районы Кавказа также были населены многими племенами. Так, в высокогорных районах Приэльбрусья, у истоков Кубани и у ее первых притоков жили карачаевцы. Балкарцы, родственные им, населяли четыре труднодоступные ущелья (где протекали реки Баксан, Чегем, Черек и Урвани) на северных склонах центральной части Кавказского хребта. Карачаевцев было около 15 тысяч человек, а балкарцев - 9 тысяч.
   Кабардинцы населяли весьма значительные пространства равнин и предгорий в бассейнах рек Кумы, Малки, Баксана, Черека и Терека. Как и ранее, сохранялось деление земель кабардинцев на Большую и Малую Кабарду (по течению Терека). При этом размеры Большой Кабарды несколько уменьшились (до реки Малки).
   Осетины населяли обе стороны центральной части Главного Кавказского хребта. Они были разделены на четыре общества: Тагаурское, Куртатинское, Алагирское и Дигорское. Следует заметить, что в данный период из-за переселения части осетин на Владикавказскую равнину, границы территориальных владений этого народа несколько изменились. Всего к середине XIX в. осетин насчитывалось около 16 тысяч человек.
   Вайнахская этническая общность (чеченцы, ингуши и карабулаки) занимала территорию западнее рек Камбилеевки и Армхи до реки Аксай. Наиболее значительные изменения в границах расселения ингушей в начале XIX в. была связана с переселением определенной их части на равнину рек Терека и Сунжи.
   Чеченцы занимали в этот период довольно обширные пространства. Их южная граница проходила в основном по Главному Кавказкому Хребту. К северу она смещалась в район Шатил-Мигмахевского и Ардонских ущелий. Равнинную часть данного региона, которая располагалась в Прикаспийской низменности, заселяли кумыки. Их территория охватывала пространства от реки Терек до реки Оксарай-Булак. Кроме того в этом регионе имелись поселения двух групп ногайцев: терской и аксако-сулакской. В середине XIX в. ингушей насчитывалось до 38 тысяч человек, а чеченцев - 138 тысяч.
   В среднем Дагестане в районах предгорья и обширного нагорья проживали различные племена дагестанцев: даргинцы, родственные им кайтаги, кара-кайтаги и кубачинцы. Горные районы Дагестана также имели значительное население. Например, центр нагорного Дагестана занимали лаки. Обширные районы горных областей Северного и Западного Дагестана вдоль рек Аварское Койсу, Кара-Койсу и их притоков, а также низовья реки Андийское Койсу и верховья реки Сулак являлись территорией расселения аварцев и большого количества родственных им племен андо-цезкой группы, к которым относятся: андийцы, чамалал, хваршинцы, цези (дидойцы), капучины, гунзал, буюходы (ботлихцы). Другую часть нагорья (южнее Кайтага до реки Чирах) была занята табасаранцами, родственными лезгинам. По всей Юго-восточной части Дагестана располагались селения лезгинов и родственных им агулов, цахуров и рутулов. В Южном Дагестане, в его приморской зоне, жили азербайджанцы, горские евреи, таты и терекемейцы. Всего по неуточненным данным в 1860 г. население Дагестана составляло около полумиллиона человек.
   На территории Северного Кавказа обитало и некоторое количество кочевых народов, например, на правобережье реки Кумы от урочища Джилан и далее к морю кочевала небольшая группа туркмен с Мангышлака в количестве 836 кибиток. Кроме того, от Маныча до Каспийского моря располагалась территория, которой владели 9 улусов кочевых калмыков.
   Кроме внутрикавказских миграций отдельных народов, в начале второй половины XIX в. существовало и явление переселения большой части населения кавказских народов в Турцию (Отоманскую империю). Причин подобного явления было много: жесткие действия русского правительства на Северном Кавказе, недовольство местных феодалов начавшейся подготовкой правительства к отмене крепостного права, их боязнью за свое положение и влияние, а также обещания турецких эмиссаров, которые говорили представителям кавказских народов, что в Турции переселенцам будет оказана материальная и моральная поддержка. Русские власти не препятствовали процессу переселения и даже поощряли его. Можно выделить три этапа этого процесса: первый - в 1859 - в 1862 гг.; второй - в 1863 - 1864 гг.; третий - в 1865 г. За это время в Турцию переселилось несколько сот тысяч человек (по официальным данным, скорее всего, весьма преувеличенным). В основном это были представители адыгов, абадзинцев и некоторых других этнических групп. Однако в Турции переселенцев ждала совсем иная жизнь, чем ожидалась. Среди них начались голод и заразные болезни. Очень многие из переселенцев попали в рабство. Поэтому в конце 60-х г. несколько сот семей разных народов обратились к русским властям с просьбой разрешить им вернуться обратно. Но большинство этих прошений было отклонено, лишь некоторые переселенцы небольшими группами нелегально возвратились на Кавказ. Это переселение стало для горцев подлинной трагедией и было их жестокой ошибкой.
  
   Этническая ситуация на Северном Кавказе в конце XIX в.
  
   В связи с разнообразными миграционными процессами, происходившими в предыдущие периоды истории Северного Кавказа, в конце 60-х гг. XIX в. картина расселения в данном регионе местных этнических групп значительно изменилась. В этот период уже практически завершилось переселение западных адыгских племен на левый берег Кубани. Здесь, между устьями Адагума и Лабы возникли многолюдные поселения адыгов. В большинстве таких населенных пунктах рядом жили представители разных племен. В эти годы опустели горные районы Черкесии и ее земли на Черноморском побережье. Они были заселены представителями некавказских народов (русских, украинцев, армян, греков, чехов и т.д.). Новые поселения адыгов в этих районах появились лишь в последующие годы, когда с гор стали спускаться адыгские семьи, которые жили там в течение Кавказской войны и долгое время после нее. В основном это были шапсуги. С разрешения местных властей, они основали несколько поселений между рекой Мдзымтой и Новороссийском. Некоторые адыгские семьи жили в казачьих станицах. Крупное поселение адыгов-шапсугов (Большой Кичмай) было расположено в долине реки Шахе.
   К концу 60-х гг. XIX в. несколько изменилась территория расселения абазин. В этот период происходит появление абазинских поселений на левом берегу Кубани и на обоих берегах Большого и Малого Зеленчуков и Кумы. По статистическим данным 1879 г. абазины жили в 21 населенном пункте, расположенном в Баталпашинском и Майкопском уездах Кубанской области, причем в основном они населяли первый уезд. Большинство абазинских поселений были однонациональными, в других доля абазинов составляла 50-70% от числа населения.
   Существенны были изменения в расселении кабардинцев. Например, часть семей, которые жили до 1868 г. на реке Ходзи, переселилась в несколько крупных поселений по обоим берегам Большого и Малого Зеленчуков. Кроме этого, кабардинцы жили в некоторых селениях Майкопского уезда Кубанской области.
   В рассматриваемый период ногайцы составляли три группы: две из них, имевшие кочевой и полукочевой образ жизни, вошли в Ачикулакское и Караногайское приставства, расположенные в Кизлярских степях, третью группу составляли оседлые кубанские ногайцы, занимавшиеся в основном земледелием. Они жили в семи селениях, четыре из которых располагались по левобережью Кубани, а три остальных - по левому берегу Малого Зеленчука.
   Терская область, включающая в себя земли бассейна Терека, была заселена представителями многих кавказских народов. Там жили чеченцы, ингуши, кабардинцы, осетины, ногайцы и балкарцы. Эти народы характеризуются разной степенью включенности в миграционные процессы. Например, балкарцы сохраняли стабильность своих этнических границ. По данным 1882 г. они проживали в 41 населенном пункте, расположенных в ущельях: Балкарском (18 селений), Хуламо-Бизингийсом (3 селения), Чегемском (18 селений) и Баксанском (2 селения). Некоторая часть семей этого народа переселилась в предгорья и на равнину, поселившись в 3 селениях.
   У остальной части горцев (осетин, ингушей и чеченцев) процесс переселения на равнину протекал значительно более интенсивно. Это в целом не меняло этнических границ расселения данных народов, но в отличие от горных одноклановых селений, на равнине формировались многоклановые селения и значительно больших размеров.
   В целом по данным переписи населения 1897 г., коренное население Северного Кавказа составляло 622718 человек, в том числе в Терской области оно достигало 513571 человек, в Кубанской области - 87558 человек, в Ставропольской губернии - 19651 (только ногайцы) и в Черноморском округе - 1939 человек (адыги). Подавляющее большинство местных народов проживало в сельских районах, доля городского населения среди них незначительно.
  
   Заключение
  
   Проведенный в данной работе анализ позволяет проследить полуторавековую историю этнических изменений, происходивших на Северном Кавказе. На основе приведенных выше данных можно выделить несколько закономерностей этнического развития северокавказских народов в рассматриваемый период. Первая закономерность присуща всем народам этого региона. Она характеризует этнические границы и этнические территории как категории, обладающие значительной подвижностью и изменяемостью. Однако эта закономерность проявлялась у различных северокавказских народов по-разному. При этом процессы миграции во многом определяются особенностями этнического и социально-экономического развития данного народа. Большое влияние оказывали также политические взаимоотношения северокавказских народов с другими кавказскими народами, а кроме того и значение Кавказа (в том числе Северного), как одного из центров политической, дипломатической и военной борьбы нескольких мировых держав. Все эти факторы являлись непосредственной причиной миграционных и ассимиляционных процессов, действие которых приводило к изменению этнических границ и территорий.
   Кроме того, на картину изменения этнических границ расселения народов Северного Кавказа большое влияние оказывали и процессы миграции в данный регион различных некавказских народов. Уровень влияния данного явления на изменения территории расселения коренных народов зависел от многих причин: от численности групп переселенцев, от компактности их поселений, от социально-экономической и политической обстановки, в которой происходила эта волна миграции и т.д. Довольно часто данный процесс приводил к значительному изменению этнических границ и территорий.
   Воссоздание достоверной и полной этнической картины Северного Кавказа в исследуемую историческую эпоху, выделение главных, узловых этапов ее формирования является необходимым и важным не только с точки зрения правильного освещения этнических проблем истории северокавказских народов, но и для понимания многих моментов в современных национальных процессах, ведь именно в данный период закладывались предпосылки для будущих межнациональных конфликтов. Определение исходных причин подобных конфликтов и их всесторонний анализ поможет найти эффективные способы разрешения существующих противоречий.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"