Савельев Александр Евгеньевич : другие произведения.

Голубой крейсер

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья посвящена лидеру эсминцев "Ташкент" - одному из лучших кораблей Черноморского флота во время Великой Отечественной войны, получившего прозвище "голубой крейсер" за свою уникальную окраску.


  
   "ГОЛУБОЙ КРЕЙСЕР"
  
   В Севастополе на площади Нахимова стоит мемориальная стена. На ней перечислены номера частей и соединений армии и флота и названия кораблей, которые в годы Великой отечественной войны обороняли город. Одним из первых в этом списке стоит название лидера эсминцев "Ташкент", которого черноморцы прозвали "голубым крейсером" за его окраску.
   История этого корабля началась в 1933 г., когда в Советском Союзе шло воссоздание разрушенного за годы гражданской войны ВМФ. Большое значение в новом флоте отводилось эсминцам и их лидерам (более крупным кораблям с увеличенной скоростью хода и усиленным вооружением), которые должны были играть роль флагманов соединений эсминцев. Первенцы этого класса - по три корабля проекта 1(тип "Ленинград") и проекта 38 (тип "Минск") - были неплохими, но все-таки не совсем удовлетворяли требованиям моряков. Новый лидер решили заказать во Франции или в Италии, где уже давно строились удачные корабли подобного типа. Он должен был иметь очень высокую скорость и большую дальность плавания, а по своей огневой мощи превосходить не только все советские аналоги, но и большинство зарубежных. Французы, однако, запросили за свои услуги непомерно высокую цену. Лучшие условия контракта предложила фирма "Одеро-Терни-Орландо" (ОТО) из Ливорно. Итальянцы должны были поставить готовый корабль со всем оборудованием, но без вооружения, его устанавливать должны были уже в Советском Союзе. Проект предполагал существенное улучшение характеристик по сравнению с лидерами советской разработки. Скорость хода предполагалась в 42.5 узла, дальность плавания - 5000 морских миль на скорости в 20 узлов, вооружение должно было включать в себя 3х2 130-мм башенные установки, 6 зенитных 45-мм пушек и 3х3 533-мм торпедных аппарата. Для итальянцев этот заказ был прекрасным способом отработать за советский счет новые инженерные решения. Забегая вперед, можно упомянуть, что многие из отработанных на "Ташкенте" конструктивных особенностей были перенесены потом на весьма удачные итальянские (сверх)легкие крейсера (а по существу скорее суперлидеры) типа "Капитани Романи", которые неплохо показали себя в годы Второй Мировой войны, а после еще долго служили в итальянском флоте.
   На разработку проекта (обозначенному "проект 20И") потратили два года. Спуск на воду произошел через 11 месяцев после закладки корабля, через три месяца он вышел на ходовые испытания. Затем работы на нем замедлились. На доводку и дооборудование потребовался почти год. Лишь 18 апреля 1939 г. на флагштоке "Ташкента" было поднято знамя ВМФ СССР и он направился в Черное море. По прибытии в Николаев выяснилось, что орудия для него еще не готовы, и поэтому корабль временно получил стандартные одноорудийные щитовые 130-мм установки Б-13 в количестве трех штук, что не только значительно уступавшее его проектному, даже вооружению эсминцев проектов 7 и 7у, которые несли по четыре таких установки, не говоря уж о лидерах советских проектов с пятью. Лишь в июне 1941 г., буквально за несколько дней до начала войны, на лидер, наконец, установили штатные орудийные башни. В это же время крайне неудачные 45-мм полуавтоматические зенитки заменили на куда лучшие 37-мм автоматы.
   "Ташкент" был настоящим "аристократом моря". Он имел очень красивый внешний вид со стремительными обводами корпуса полубачной конструкции, изящными очертаниями полностью закрытой ходовой рубки и дымовых труб, крейсерской кормой. Характерной особенностью корабля был закрытый штормовой коридор, позволявший перемещаться с носа до кормы, не выходя на палубу при сильной непогоде. Его полное водоизмещение составляло 4175 тонн, чрезвычайно мощная для корабля такого размера турбозубчатая энергетическая установка в 110 000 л. с., расположенная эшелонным способом, сообщала максимальную скорость в 42.7 узла, а на 20 узлах можно было пройти 5030 морских миль. Вооружение "Ташкента" было чрезвычайно мощным для лидера эсминцев: 3х2 130-мм башенных установки Б-2ЛМ, 6 37-мм зенитных автомата 70-К, 6 12,7-мм пулемета ДШК, 3х3 533-мм торпедных аппарата без запасных торпед, два бомбосбрасывателя на 20 малых и 4 больших глубинных бомбы, при необходимости можно было взять на борт 76 мин заграждения. Уже в военное время на корму добавили спаренную 76-мм зенитную установку 39-К. Недостатком вооружения лидера обычно называют слабое зенитное вооружение, что в принципе верно, но объективности ради надо сказать, что до войны опасность авиации для кораблей недооценивали, а состав ПВО "Ташкента" был мощнее абсолютного большинства его современников. Скажем английские эсминцы в начале Второй Мировой вообще несли только 2х4 12,7-мм пулемета. Лишь новейшие типов "Трибал" и "J" получили по одному счетверенному 40-мм "пом-пому". С эсминцами других стран ситуация была не лучше. Более-менее сносное зенитное вооружение своим эсминцам смогли обеспечить только американцы и о лишь к 1943-1944 гг. А вот скученное размещение автоматов 70-К вокруг второй трубы лидера действительно было недостатком проекта, так как их было легко вывести из строя одновременно одним удачным попаданием авиабомбы или снаряда. Отсутствие же бронирования (кроме противопульной брони башен) было абсолютно стандартным для корабля такого класса. Его защитой должна была стать высочайшая скорость и отличная маневренность. В целом это был прекрасный корабль с очень высокими боевыми возможностями. "Ташкент" мог бы быть быстроходным разведчиком при эскадре, флагманом соединения эсминцев при торпедной атаке на линкоры и крейсера противника, грозой неприятельских легких боевых кораблей, рейдером на вражеских торговых коммуникациях. Но судьба распорядилась по-другому...
   Уже с первых дней войны лидер под командованием капитана 3-ого ранга В. Н. Ерошенко показал себя одним из лучших и наиболее боеспособных кораблей Черноморского флота. Он с успехом выполнял очень сложные и опасные задания, которые, однако, не соответствовали его возможностям. Крупных боевых кораблей и подводных лодок у немцев на Черном море не было, румынский флот действовал вяло и нерешительно, поэтому вести борьбу с вражескими кораблями лидеру не пришлось. Выпускать же собственные крупные боевые единицы на вражеские торговые коммуникации советское морское командование как на Балтике, так и на Черном море, не решалось, предпочитая не рисковать ими. В этих условиях "Ташкенту" пришлось выполнять абсолютно не свойственные ему боевые задачи, для которых он, в сущности, и не был приспособлен - конвоирование транспортов, отражение атак вражеской авиации, обстрел занятых противником берегов, а часто и перевозку грузов и пассажиров. Но даже в таких сложных условиях, корабль показал свои большие возможности. Во многом это зависело от героизма и отличной выучки его экипажа, а также большого опыту командира.
   Одним из ярких примеров боев "Ташкента" является полуторачасовая артиллерийская дуэль, которую он вел с четырехорудийной вражеской береговой батареей 29 августа 1941 г. В ходе этого боя лидер уничтожил все орудия противника. Сам же он не получил никаких повреждений. За эту победу экипаж корабля при возвращении в Одессу, где он тогда базировался, получил благодарность от командира Одесского отряда кораблей поддержки контр-адмирала Д. Д. Вдовиченко.
   К сожалению, судьба далеко не всегда была благосклонна к "Ташкенту". На следующий день после подавления батареи он вышел в море для нового обстрела побережья, но вскоре на нем заметили три приближающихся "юнкерса". Отогнать их огнем не удалось - самолеты летели на большой высоте, вне досягаемости зенитных автоматов корабля. Однако, благодаря плотному заградительному огню и умелому маневрированию лидера, немцам не удалось добиться прямых попаданий в него. Тем не менее, от близких разрывов тяжелых фугасных бомб, корабль получил серьезные повреждения. Он с трудом добрался до базы. Там его осмотрели водолазы. В мирное время для устранения подобных повреждений ремонтники потратили бы около пяти месяцев, что было абсолютно недопустимо для военной поры. Благодаря смелому предложению инженера П. И. Криницкого, был найден способ сократить время ремонта втрое. Вместе с рабочими над восстановлением корабля трудился весь его экипаж. Уже через 45 суток лидер снова вышел в море. Он не только был полностью отремонтирован, но и получил усиленное вооружение - на его корме установили новую мощную и дальнобойную зенитную артустановку от недостроенного эсминца "Огневой".
   Для корабля снова начались боевые будни. В ноябре 1941 г. вместе с эсминцами "Сообразительный" и "Способный" он отконвоировал к проливу Босфор ледокол "Микоян" и танкеры "Туапсе", "Сахалин" и "Аванесов", которые отправлялись на Дальний Восток. Этот трехсуточный поход был весьма тяжелым из-за разыгравшегося десятибалльному шторма. Тем не менее, все корабли эскорта благополучно вернулись на базу.
   Через месяц главной задачей лидера стала помощь осажденному Севастополю. Лидер в этом случае выступил как поистине универсальный корабль. Он и доставил в город отряд морской пехоты, и много раз оказывал огневую поддержку его защитникам, и сопровождал транспортные корабли. Часто он и сам выступал в роли транспорта. Его высокий ход позволял очень быстро достигать Севастополя, в довольно вместительных помещениях размещались значительные партии груза или большое число беженцев, кроме того, каждый раз лидер оставлял в городе половину своего огромного запаса топлива. Любой такой поход мог оказаться для корабля последним, тем более что тяжелонагруженный он не мог хорошо маневрировать, но благодаря умелому экипажу, "Ташкент" всегда возвращался на базу. В своем последнем походе в Севастополь 27 июня 1942 г., он эвакуировал оттуда 2300 человек. Среди различных грузов на его борту была и картина Рубо "Оборона Севастополя (1854-1855 гг.)". В тот раз лидеру пришлось в течение 4,5 часов отражать атаки вражеской авиации. На него было сброшено 336 бомб, он получил повреждения, но смог дождаться помощи и своим ходом добрался до Цемесской бухты. За свой героизм, проявленный в этом походе, весь экипаж получил различные награды. Командиру и комиссару корабля были вручены ордена Ленина. 1 июля 1942 г. "Ташкент" посетил командующий Кавказским фронтом маршал С. М. Буденный. Он произнес перед экипажем торжественную речь и пообещал ходатайствовать о присвоении кораблю гвардейского звания.
   Но экипажу лидера не суждено было увидеть реющий над кораблем гвардейский флаг. На следующий день после посещения маршала, "Ташкент" неожиданно атаковали 30 "юнкерсов". Он получил два прямых попадания и лег на дно. Из 344 членов экипажа 76 погибли и 77 были ранены. Поднять корабль сразу не удалось. Водолазы сняли с него ценное оборудование и часть вооружения. Лишь после освобождения Новороссийска в 1944 г. лидер был поднят, но, после осмотра, было решено, что повреждения слишком серьезны и восстанавливать корабль не следует. Он был отбуксирован в Николаев, где его разобрали на металл.
   На огненные мили Великой Отечественной войны пришелся лишь год биографии "Ташкента", но воевал он очень активно, и успел сделать немало для приближения Дня Победы. За год войны лаги лидера отсчитали 27 тысяч морских миль, он отконвоировал 17 транспортов, перевез 19 300 человек и 2538 тонн груза, отразил множество воздушных атак, сбил 9 и повредил 4 вражеских самолета, потопил один торпедный катер, провел около сотни береговых стрельб, уничтожил 6 батарей и большое количество живой силы противника. "Ташкент" стал одним из тех героических кораблей, которыми всегда славился российский флот.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"