Сажина Л.В. : другие произведения.

Ложки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    сказка для самых маленьких. Фантазия на тему, как появился народный музыкальный инструмент - ложки.


   В одном лесу, самом обычном русском лесу - с елками до самого неба и прозрачными березками жил-был Заяц. Заяц был тоже, самый что ни на есть обыкновенный. Летом - серенький, зимой - беленький. Хвостик - пампушка меховая и уши длинные-предлинные. Характер у нашего героя был тоже очень заячий. Боялся косой всего, но вида старался не подавать и похвалиться перед братьями любил, да еще как. Если добудет где пучок сладкой морковки, то непременно расскажет, что стащил овощи прямо из-под носа собак деревенских, и что гнались за ним версты три, и что всех он сумел обмануть. Никто ведь не видел, что Заяц эту морковку на дороге нашел: у крестьянина с телеги упала, когда он в город на ярмарку ехал. Но поскольку рассказчик Заяц был веселый, истории свои преподносил интересно и артистично, то никто из сородичей с ним не спорил и доказывать вранье косого не хотел.
   - Пусть болтает! Все и так знают, что врет, зато весело!
   Но был все-таки у Зайца талант особенный. Вытачивал он из дерева посуду хорошо. Кому ложку, кому чашку, а кому и кубок резной сок березовый попивать - модно и вкусно.
   Вот однажды вырезал он 2 деревянные ложки, расписал их яркими красками. Ягодки да завитушки всякие вывел: не ложки - загляденье! И понес дядькам показать, уж очень хотелось похвастать перед родственниками. А они жили в том же лесу, но на дальней опушке. Принарядился косой в белую рубаху, подвязал красный пояс, что кушаком называется. И пошел. А ложки, то за пояс заткнет, то снова достанет - любуется своей работой. Бежит по лесной тропинке, ромашки сбивает. Выскочил на одну полянку и обомлел: волк сидит на пеньке. Прямо нос к носу столкнулись! Уже и назад не повернешь - поздно, и вперед не побежишь - прямиком на хищника натолкнешься. Так напугался Заяц, что руки затряслись. Да так сильно, что стук пошел какой-то. С перепугу-то косой не понял, откуда стук идет. Да и волк стал оглядываться - не поймет, что за щелчки. А СТУК ВСЕ СИЛЬНЕЕ! Смотрят звери друг на друга - и не колышутся. Волк боится наброситься на зайца, всё к стуку прислушивается, а заяц - понятно, просто волка боится. Смотрели нару минут друг на друга, волк не выдержал, махнул лапой на косого да прыг в лесную чащу и убежал. Думает: "Чего начинать обедать, если сейчас все равно помешают! Кто его знает, что за стук - может, кто из охотников по лесу идет, может, еще кто-то приближается! В любом случае - помешают, только время зря терять и аппетит дразнить, а съесть не дадут"
   Заяц от такого исхода еще больше растерялся. Что случилось? Почему хищник не только не напал на него, да еще и в лес убежал? Может быть, скучно ему стало вот так беззащитного ушастого лопать. Решил в прятки поиграть, все-таки хищник! И от этой мысли еще больше затрясся Заяц. Боится и оглянуться по сторонам. Стоял минут пять. Нет - тишина! Не крадется, не шуршит по кустам серый. Уж что- что, а уши у Зайца чуткие, любой шорох услышат ( не зря большие!))). И тут только, чуточку успокоившись, и косой обратил внимание на стук навязчивый. ПО сторонам глянул - нет, стук рядом где-то раздается. Смотрит - а это он сам так трясется, что ложки его расписные стучат друг о друга. Когда Заяц с хищником столкнулся - ложки как раз в руках были (любовался мастер работой своей). А как волка увидел, так и забыл обо всем. Лапы сами от страха стали дробь на ложках отбивать. Улыбнулся Заяц: "Раньше только зубы стучали от страха, теперь еще и ложки стучат". И тут только понял, почему волк не напал на него! Он шума испугался! Не понял, что за новый звук стучащий, и не стал связываться. Радость и гордость зайца взяла за такой удачный исход поединка! Хоть и понимал, что случайно хищника напугал, но гордость аж раздула косого. Еще радостней прежнего помчался он по тропинке. Теперь-то уж точно есть, что рассказать сородичам. Теперь он не только мастер чудный, вон какие ложки красивые получились. Теперь он еще и гроза волков! Заяц даже поцеловал ложки от радости!
   Бежит дальше по тропинке, улыбается во весь заячий рот - только два передних зуба торчат! Но по сторонам оглядывается: вдруг волк сообразил, что за шум был и передумал косого отпускать. Но нет, не слышно! Только расслабился - из-за дерева лиса выходит. Конечно, лиса - не волк. Она не такая грубая и жестокая, но хищница и от добычи так просто не откажется. Заяц начал пятиться назад за куст, из-за которого выбежал.
   - Ты куда, это, Длинноухий, собрался? - промурлыкала Лиса.
   - Дак...это ...заблудился я чуток, мне в другую сторону надо было! - сказал Заяц, заикаясь и пятясь, он еще надеялся ускользнуть в кустарник.
   - Нет, погоди, - Лиса одним прыжком оказалась позади косого, и отрезала путь к отступлению.
   - Чего так скоро? Давай поболтаем, Может, пообедать задержишься? - Рыжая недвусмысленно облизнулась.
   Отступать было некогда и некуда.
   - Ну, пропал! На этот раз точно пропал! - от этих мыслей Заяц даже уши повесил. И тут вспомнил Волка. И ложки свои.
   - Эх, была - не была! - подумал косой. - Двум смертям не бывать - одной не миновать! Вдруг получится.
   Он несмело потянулся за пояс к ложкам. Достал и давай на них дробь отбивать. Дерево, из которого сделаны ложки, хорошее было: просушенное, отшлифованное. Звук от него громкий идет, такое ощущение, что весь лес слышит Зайкин стук. Но Лиса чем и опасней волка: дама умная! Её так просто не проведешь. Сразу поняла, откуда стук идет.
   - И зачем ты стучишь? - спрашивает Зайца. Такого ей еще видеть не приходилось. Чтобы длинноухие перед смертью обряды какие-то исполняли.
   А Заяц колотит в ложки, что есть силы. Всё больше от страху, конечно, тут и стараться сильно не надо было. Лапы трясутся, не удержать. Даже вроде какая-то мелодия послышалась Зайке в этом стуке. "Да ну, какая мелодия! - сам себе ответил Заяц, - Это тебе от страха всякое слышится!"
   А Лиса пуще прежнего удивляется, даже хвостом перестала землю мести, растерялась. " Чего косой творит? Совсем что ли от страха с ума сошел? Тут уговаривать меня надо, чтобы в живых оставила, убегать на худой конец! А он в ложки свои колотит! Сумасшедший какой-то! Такого съешь еще живот разболится!" - размышляла про себя Лисица.
   Решила подурачиться она над добычей.
   - А я поняла! - заулыбалась Рыжая, - ты решил меня развлечь перед обедом. Чтобы мне веселее кушать было решил песни попеть, а ложки твои какие музыкальные! Что за мелодия-то у тебя получается???
   - Ну да мелодия! - расхрабрился Заяц от такой перемены разговора. - Это я такой новый инструмент придумал! На ложках играть! Слышишь, музыка получается!
   И давай ритм отстукивать плясовой, под который зайцы танцевали у себя на опушках.
   - Да какой же это инструмент! Да еще музыкальный! Обычные ложки! Только красивые очень!
   Х-ммм! - от такой похвалы Заяц и вовсе расцвел, как маков цвет, забыл, что добычей может стать.
   - Вот такой инструмент! Знаешь, как мы пляшем под него! - уже без застенчивости врал косой. - А какие частушки поем!
   И он пустился в пляс, сочиняя на ходу частушки:
   По деревне шум и гам - все пропали куры!
   Никто лисицу не догнал, все собаки - дуры!
  
   Волк ягненка нес домой и лисичку повстречал,
   Пока глазки строил ей, и ягненка потерял!
  
   Лисицу зайцы оббегают - хищница лихая!
   Но восхищаются тайком - красивая какая!
   - Ну ты, Заяц, и ловкач, - очень уж Лисице частушки понравились. Она-то в них ловкая да умелая, а остальные увальни и неудачники.
   Хохочет лиса, мордочку в хвост прячет:
   - Еще давай! Нравится мне!
   Зайцу целый концерт пришлось дать. Но не напрасно. Лисице он так понравился, что она передумала есть косого. А может, все такие побоялась сожрать малахольного, вдруг все-таки несварение желудка начнется! Решила отпустить серого домой.
   - Ну, ты меня позабавил, Заяц! И, правда, чудо какой инструмент у тебя! За это отпускаю тебя, не буду есть.
   - Вот чем Лиса удивительная, - подумал Заяц,- так это творческим подходом к любой ситуации. Вот волк, толстокожий и грубый, никогда бы музыкой не проникся. А Лиса, пожалуйста, порадовалась - и не стала ради желудка музыканта губить.
   - Спасибки вам! - крикнул Заяц, и не пускаясь в долгие разговоры, как дунул с тропинки в кусты. Вдруг передумает рыжая. А там из кустарника до дядькиного дома - рукой подать. В несколько прыжков доскакал косой до сородичей, и когда уже только добежал - понял от какой беды его ложки спасли. Да еще дважды! Слава о волшебных зайкиных ложках прогремела по всему лесу. И сам Заяц стал героем. Историю свою разукрашенную фантазией он рассказывал раз сто, а может, тысячу. И каждый рассказ сопровождал игрой на волшебных ложках. Так наловчился играть на них, что и вправду стали они вскоре, как музыкальный инструмент. И мода на них пошла! Все зайцы стали с такими ложками ходить и свято верили, что они хищников отпугивают.
   Сказка ложь, да в ней намек! - так, кажется, говорили в древности. Конечно, сказку про Зайку мы придумали, но инструмент такой "деревянные ложки" всё же существует. И используют его в народном творчестве, на ложках играют! Отбивают ритм и создают очень веселые композиции. Ты тоже можешь взять две ложки, сложить их выпуклыми сторонами и постучать. После небольшой тренировки можешь стать отличным ложечником. Не хуже нашего Зайца!

Ложки.

   Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это и прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, -- бесспорный факт. Наши расписные деревянные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Тысячами вывозят их иностранцы к себе домой в качестве сувениров. Еще бы: легко, красиво, дешево и сразу "два зайца" -- старинный предмет быта и он же -- музыкальный инструмент.
   0x08 graphic

Ложки с бубенчиками

   Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной "наковальней", по которой бьют третьей ложкой. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок.
   Иногда, при игре сидя, в ногах зажимают два-три, а то и четыре половника, по которым также периодически ударяют ложкой или проводят ею глиссандо.
   Освоение игры на ложках требует некоторого труда и терпения. Разучивать тот или иной, особенно сложный, ритмический рисунок следует вначале медленно, добиваясь автоматизма в движениях.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"