Марина Хоста (Санкт-Петербург), действительный член Артузовской ассоциации;
Александр Верховский (Москва), действительный член Артузовской ассоциации.
Небольшое предисловие
Предмет разговора - так называемая "шпионская" литература. Авторы вынуждены сразу предупредить и извиниться перед возможными читателями. Это не критическое исследование, исчерпывающий обзор или тому подобная работа. Авторы не являются ни литературными критиками, ни филологами или литературоведами. Не принадлежат они и к сонму поклонников детективной, приключенческой, остросюжетной или шпионской художественной литературы. Что же заставило их обратиться к этой теме?
Дефицит информации о спецслужбах заставляет интересующихся пытаться удовлетворить любопытство за счет художественной литературы. Насколько оправданны эти надежды, есть ли связь между жизнью и вымыслом - вот основной вопрос нашего обозрения.
Профессионалов и любителей, которые захотят получить дополнительную информацию, мы можем отослать к списку литературы*, посвященной исследованию жанра. Список, естественно, не исчерпывающий, однако основные работы в нем отражены.
Считаем также необходимым выразить свою признательность людям, в дискуссиях с которыми родилась эта статья - Славе Л. (известному более как "чекист-оккультист") и Евгению Жирнову (издательский дом "Коммерсантъ"). Благодарим за предоставленный доступ к личной библиотеке Николая Wolfschanze.
НЕ МЫ ПЕРВЫЕ, НЕ МЫ ПОСЛЕДНИЕ...
С момента своего рождения и в ходе дальнейшего развития ни шпионская, ни тем более детективная литература не избежали пристального взгляда критиков и литературоведов. Уже в советское время были известны и доступны (переведены на русский язык) исследование "Полицейский роман" (1964) французов Проспера Буало и Пьера Эро (Тома Насержака), писавших под общим псевдонимом Буало-Насержак, литературоведческое исследование детективно-шпионского жанра художественной литературы монография "Черный роман" болгарина Богумила Райнова [1], работа "Анатомия детектива" венгра Т.Кестхейи. Следует отметить что Буало-Насержак и Райнов и сами являлись авторами достаточно известных и крепких детективных (а Райнов также и шпионских) романов.
Известно, что советский писатель, а в прошлом советский разведчик, Роман Николаевич Ким в 60-е годы прошлого века перед своей смертью провел интересные исследования западной шпионской литературы, результаты которых, к сожалению, были изложены им только в устной форме в узком кругу и до наших дней дошли лишь в воспоминаниях современников. В конце 80-х - начале 90-х 20 века появились обзорно-критические статьи Б.Дворсон, А.Вулиса, а также насыщенные фактами и размышлениями предисловия к ряду изданий Г.Анджапаридзе, С.Белова. Менее известны, в силу того что они носили в основном характер предисловий, послесловий и комментариев, но от этого не теряют в своем качестве, статьи Ю.Уварова, А.Бессмертного-Анзимирова, Ю.Комова, Г.Косова, Л.Митрохина и других. Наконец, перед самым распадом СССР в 1991 году в издательстве "Книжная палата" вышла популярная библиографическая энциклопедия "Зарубежный детектив XX века (в русских переводах)" С.Бавина.
Однако в большинстве своем "шпионский роман", или, иначе говоря, произведения о специальных службах или сотрудниках спецслужб, терялись в этих исследованиях и обзорах среди просто "детективных" произведений. Поэтому мы и взяли на себя смелость провести самостоятельное небольшое исследование истории этого жанра.
ОСНОВАТЕЛИ И КЛАССИКИ ЖАНРА
Наш рассказ не может обойтись без краткого экскурса в историю и современность просто детектива, как отечественного, так и иностранного.
Практически любая работа по истории детективной литературы начинается с имени американца Эдгара Аллана По. Любители обычно упоминают только "Убийство на улице Морг", профессионалы знают еще и два других криминальных произведения По: "Тайна Мари Роже" и "Похищенное письмо". После По большинство сразу же переходят к англичанину Артуру Конан Дойлю. И это в общем-то справедливо. Именно популярность его героев - сыщика Шерлока Холмса и его спутника и биографа доктора Ватсона, дала субъективный толчок развитию жанра. Среди объективных предпосылок появления и развития детектива следует отметить переход западного общества к капиталистической формации, формирование в европейских государствах постоянных специализированных институтов по расследованию преступлений и борьбе с преступниками - полиций, а также культурные традиции в лице существовавшей приключенческой литературы.
В это же самое время другим интересным представителем английской литературы детективного направления стал Гилберт Кит Честертон с его сыщиком-любителем патером (священником) отцом Брауном. При этом Честертон работал в достаточно трудном и специфическом жанре детектива - он писал короткие детективные рассказы.
Период между первой и второй мировыми войнами стал годами расцвета классического детектива как популярного массового чтива - в первую очередь в журналах, а также во впервые появившихся книжных сериях. Большинство авторов этого периода не представляют сейчас никакого интереса, однако именно в эти годы началось творчество английской писательницы Агаты Кристи с ее основными сквозными героями - частным сыщиком бельгийцем Эркюлем Пуаро в одной серии и старушкой детективом-любителем мисс Марпл в другой, а также французского писателя Жоржа Сименона, который придумал инспектора уголовной полиции (доросшего позднее в его произведениях до комиссара) Мегрэ. Предшественниками Сименона во франкоязычной литературе были французские писатели Эмиль Габорио, Гастон Леру, а также Морис Леблан со своей серией книг про авантюриста Арсена Люпена.
В конце 30-х годов прошлого века в Америке как естественная реакция на состояние общества после Великой депрессии появляется жанр "крутого" детектива (триллера). Отцом-основателем крутого детектива считается Дешил Хэммет. Поскольку на этом наш экскурс в историю просто детектива почти заканчивается, дальше мы просто перечислим наиболее видные фигуры его истории в 20 веке.
В американской литературе свой след оставили такие авторы как Ник Картер, Эллери Куин (последний - псевдоним писателей Фредерика Даннэя и Манфреда Ли), Эд Макбейн (подлинное имя - Сальваторе Ломбино), Росс Макдональд (он же Кеннет Миллар) с серийным героем частным сыщиком Лу Арчером, Хью Пентекост (на самом деле Джадсон Филипс), Рекс Стаут с его частными сыщиками Ниро Вульфом и Арчи Гудвином, уже упомянутый Сэмюэл Дэшил Хэммет, Рэймонд Торнтон Чандлер и Эдгар Уоллес, ну и естественно, Эрл Стенли Гарднер со сквозным героем адвокатом Перри Мейсоном.
Другая англоязычная ветвь детектива представлена англичанами: Хэмондом Иннесом, Джоном Диксоном Карром, низкопробным, по мнению многих, но не менее издаваемым и читаемым Джоном Кризи, основателем так называемого "спортивного" детектива Диком Френсисом (он же Ричард Стенли), классическим Питером Чейни [3], Джеймсом Хэдли Чейзом [4] (псевдоним Рене Брабазон Реймонда).
Немного поотстав в количестве писателей и цифрах тиражей, но вовсе не в качестве, за американским и английским детективом следует французский. Во всем мире известны такие имена как Себастьян Жапризо (он же Жан Батист Росси), Буало-Насержак (совместный псевдоним двух человек - Проспера Буало и Пьера Эро), уже упоминавшийся заслуженно признанный и чрезвычайно плодовитый Жорж Сименон.
Ни Германия, ни Италия не могут похвастаться впечатляющими вкладами в копилку мирового детектива. Частично это было вызвано неприятием детективной литературы тоталитарными режимами, некоторое время правившими этими странами, частично - особенностями национальных литератур. Однако мы все же можем назвать такие имена как швейцарский немец Фридрих Дюрренматт и итальянцы Массимо Фелисатти и Фабио Питтору. Наиболее яркими представителями "скандинавской" ветви жанра можно смело назвать шведов Пер Вале и Май Шеваль с их десятью полицейскими романами со полюбившимися многим в Европе героями.
Даже загадочный и туманный Восток не смог остаться в стороне от общей тенденции. Тем более что и история культуры, и особенности литературы располагали к этому. На многие языки переведены, например, японцы Сэйте Мацумото и Сэйити Моримура. Кроме того, голландец Р.Х.ван Гулик написал большое количество стилизованных детективов на восточном (в основном китайском) материале.
Женщины как авторы детективов оказались разбросаны по всему миру. В Новой Зеландии родилась Найо Марш, впоследствии со своими романами ставшая всемирно известной, хотя и не настолько, как Агата Кристи. Польская литература подарила нам Анну Клодзинскую и работающую в ироническом детективном ключе Иоанну Хмелевскую.
ПОДДЕРЖИМ ОТЕЧЕСТВЕННОГО "ПРОИЗВОДИТЕЛЯ"
Ну, а что же Россия, спросите Вы? Да, поделки криминального чтива были популярны еще в царской России: на книжных развалах продавались и переводные приключения частных сыщиков Пинкертона и Холмса, и уголовные истории русского сыщика Путилина и репортера Гиляровского. Прочие имена уже как то подзабыты. Впрочем, формальные признаки детектива можно найти и в произведениях классической русской литературы, например, романе "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского или рассказе А.П.Чехова "Злоумышленник", однако мы не стали бы относить их к детективам - все таки преступление играет здесь роль фона.
После революции детективу, как и его родственникам авантюрному и приключенческому жанрам удалось продержаться лет 10 - такие книги и произведения в журналах печатались и продавались вплоть до конца 20-х годов, например "Гиперболоид инженера Гарина" А.Толстого, "Испытательный срок" П.Нилина или повесть "Дипломатическая тайна" Л.Никулина. Ряд прекрасных образцов дала эмиграция, например украинский писатель и бывший политик Владимир Винниченко. Однако объединительно-зачистные и цензурно-идеологические процессы в создаваемой властью единой советской литературе надолго остановили его существование и развитие. Так что надо признать вполне справедливым высказываемый многими исследователями тезис о плохом сочетании детектива с тоталитарным режимом. Лишь после Великой Отечественной войны появилась наконец более или менее сильная в литературном отношении серия романов об уголовном розыске, принадлежавших перу Аркадия Адамова [5]. Однако нормальное развитие жанра началось только после смерти Сталина. Кстати говоря, одновременно произошло и возрождение в СССР переводного зарубежного детектива, которое началось с выхода в свет рассказов Честертона (1958 ) и романов Сименона (1960).
Поскольку с 1930-х годов отечественный детектив и произведения о чекистах и разведчиках (такой вид принял в Советском Союзе шпионский жанр) пошли разными путями, то здесь мы напоследок лишь бегло проиллюстрируем основные моменты истории советского (а затем и российского) чистого детектива в 1960-1990-х годах.
В 1950-1960 годы продолжил развивать милицейскую тему в своих книгах Аркадий Адамов, ряд романов об органах обеспечения общественного порядка (так одно время назывались органы внутренних дел) выпустил советский писатель Николай Томан [6]. Конец 60-х - начало 70-х годов время прихода в литературу молодых и талантливых профессиональных писателей: Юлиана Семенова [7] (выпустившего в этот период первые две вещи цикла о сотруднике уголовного розыска Костенко "Петровка, 38" и "Огарева, 6"), Николай Леонов [8] со своим любимым сыщиком Львом Гуровым, братья Аркадий и Георгий Вайнеры [9] (и у них в большинстве произведений действует сквозной герой - сотрудник опять-таки уголовного розыска Стас Тихонов) , а также Эдуард Хруцкий [10], Анатолий Ромов [11], Гелий Рябов [12]. Оригинальным по теме (деятельность уголовного розыска в годы Гражданской войны) были книги Юрия Кларова "Конец Хитрова рынка", "Полоса отчуждения".
На Украине на родном языке и в переводах на русский в 70-х и 80-х безраздельно господствовали Ростислав Самбук [13] и Владимир Кашин [14] (ему принадлежит цикл "Справедливость - мое ремесло" в который вошли "Справедливость - мое ремесло", "Чужое оружие", "По ту сторону добра", "Следы на воде" и другие). Типичными представителями национальная литература других советских республик можно назвать прибалта Андрис Колбергс с детективами "Тень", "В автомобиле под утром", "Обнаженная с ружьем" и среднеазиата Октема Эминова, написавшего "Дело возбуждено", "Будь начеку, Бекназар" "Высокое напряжение".
В середине 70-х - середине 80-х к ним прибавились добротные подробные психологические детективы Станислава Родионова [15] о следователе прокуратуры, Леонида Словина [16] с сыщиками из транспортной милиции, Даниила Корецкого [17], Василия Веденеева [18] (практически все последние - бывшие или действующие сотрудники милиции). Иногда к жанру обращаются и маститые советские писатели - и тогда появляются и "Мой друг Иван Лапшин" Юрия Германа [19] и "Деревенский детектив" Виктора Астафьева. Автором многочисленных детективных произведений со сквозным героем полковником уголовного розыска Корниловым выступил ленинградский писатель Сергей Высоцкий. Другой советский член Союза писателей Виктор Пронин был автором большого количества детективных произведений, цикла иронических детективов о следователе Зайцеве и журналисте Ксенофонтове и детективной эпопеи "Банда".
Восьмидесятые годы принесли в наш детектив с одной стороны определенную социальную остроту - на темы открывшихся коррупции, оргпрерступности тут же прореагировали большинство признанных метров. Так, скажем, Юлиан Семенов выпустил вторую часть произведений о полковнике Костенко - гораздо более правдивые, динамичные и острые "Противостояние", "Кутузовский проспект", "Репортер". Уже во многих детективах милицейский герой либо вынужден бороться и со своими коллегами, либо вообще сменен на пока еще робкую, но набирающую силу независимую фигуру (в основном, правда, либо смелого журналиста, либо уволенного, оставного или подставленного мента). Целый ряд детективных произведений, на остросоциальном иностранном материале, получивших в советском книгоиздании название политических детективов, выпустили Леонид Млечин [20] и Виктор Черняк [21].
НОВЫЕ ВРЕМЕНА
В конце 80 - начале 90-х годов книжные прилавки и лотки оказались прочно оккупированы зарубежным детективами, шпионскими романами и близкими им политическими детективами, социальными антиутопиями и спецназовскими экшенами. Железный занавес пал и в России появился Джеймс Бонд. (Правда интеллегентный столичный читатель Москвы и Питера давно уже был знаком с ним - маленькие pocket-book'и Флеминга [22] и прочих шпионских и детективных серийщиков, привезенные из-за границы и купленные букинистах, в 70-80-е годы были популярным чтивом для изучения и развития английского языка). Вместе с Бондом мы получили перед августовскими событиями 1991 года большое количество антиутопий на тему государственных переворотов в советской России. Появились и первые переводы более свежих, чем Флеминг, авторов. Издательство "Международные отношения" открыли массовому читателю Джона Ле Карре [23] (за что им огромное спасибо), издательство "Новости" - Джека Хиггинса [24], Кена Фоллета [25], издательство "Мир" - Тома Клэнси [26], многочисленные издательские кооперативы - Чейза, Гарднера, Стаута, Дика Френсиса, Роберта Ладлэма [27] и Фредерика Форсайта [28]. Тиражи были еще советские - 100 000, 200 000, а нередко и 300 тысяч экземпляров. Одновременно резко падает уровень издательской культуры - плохие переводы, плохая верстка и невычитанные корректором тексты (как следствие перехода на электронную базу и экономии на корректорах и редакторах), в общем воруем, спешим и экономим. Об авторских правах в большинстве случаев никто и не заикался. Потом в конце 90-х большинство западных классиков будет собрано и переиздано "Новыми Книжными".
В середине 90-х делают первые шаги новые отечественные авторы (Маринина [29], Бушков [30], Головачев, Ильин [31], Кржижановский [32] и другие). Правда многие из новых сходили с дистанции после первых одной-двух-трех книг. Зато оставшихся ждал бешеный успех, какой не мог присниться в советские времена. Восстанавливают свои пошатнувшиеся позиции и некоторые советские мэтры (Леонов, Корецкий). Остаются на плаву и бывший прокурор Безуглов [33], и "зять" начальника ГРУ и председателя КГБ Хруцкий, и выпустивший уже не лакированный и надуманный, а реалистичный цикл про транспортных ментов одного из московских вокзалов Словин. Для этого времени характерен все более сильный возврат к серийности - как самих книжных серий, так и их героев. Во многом это связано с желанием по максимуму проэкплуатировать удачный персонаж, во многом - использование сквозного героя позволяет экономить на изобразительных средствах. Появились и вариации - действующие сотрудники, служащие закону и государству, уступают свое место либо отставникам (бывшим операм, спецназовцам, следакам), действующим в интересах себя любимого, либо какой-нибудь структуры. Все смелее и смелее изображаются ранее неизвестные большинству методы работы, все динамичнее, острее и кровопролитнее действо. Книги становятся похожи на жизнь, а события в жизни, в отображении газет и телевидения, все больше начинает походить на крутые боевики.
Расширение количества ведомств, ведущих оперативно-розыскную работу, приводит к появлению новых героев. Уже не только классические менты, разведчики, контрразведчики колют подслественных, вербуют агентов, разрабатывают, следят, подслушивают, натравливают спецназ. Появлются крутые налоговые полицейские, сотрудники таможни, кремлевские охранники, частные секьюрити из охранных предприятий и служб безопасности. Не желает умирать, хотя и бьется на страницах по-прежнему в одиночку "бывший" (оперативник, спецназовец, разведчик, чекист).
Стираются грани. Взяв в руки книгу, уже зачастую почти невозможно однозначно ее идентифицировать - к какому жанру она относится? Что это? Крутой триллер, политический детектив, шпионский роман, просто детектив или мистика. Возьмите, например, "СМЕРШ-2" Головачева, "Стальной король" Юлии Латыниной [34], или произведения Чингиза Абдуллаева [35] про супер агента ООН "Дронго", книги Фридриха Незнанского [36] про следователя Генпрокуратуры Александра Турецкого.
ЕЩЕ РАЗ ОБ ИСТОКАХ, НО УЖЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ "ШПИОНСКОГО" РОМАНА
Как уже многократно замечено исследователями, да и нами немного ранее по тексту, история детектива начинается с американского писателя и поэта Эдгара По. Однако мало кто отмечает, что кроме детективного рассказа "Убийство на улице Морг" у По есть еще одно произведение, с полным правом помещаемое нами в "шпионский раздел" - это рассказ "The Gold-Bug" ("Золотой жук", 1843), в котором важную роль в развитии сюжета играет разгадка шифра. Несмотря на давность написания, рассказ содержит прекрасный пример применения частотного анализа для взлома шифра при отсутствии ключа, что остается по-прежнему одним из основных методов работы реальных спецслужб. Впрочем, о криптографии в художественной литературе у нас будет отдельный раздел ниже, поэтому вернемся к хронологии.
Гораздо раньше "Золотого жука" вышел в свет роман Джеймса Фенимора Купера "Spy" ("Шпион, или повесть о нейтральной территории", 1821), в основе которого лежат вполне реальные события американской истории периода войны за независимость и который является вполне "шпионским произведением", несмотря на всю архаичность стиля, которым он написан. Присутствуют шпионские элементы и в романе англичанина Чарльза Диккенса "A Tale of Two Cities" ("Повести о двух городах", 1859).
Следующим по важности для развития жанра обычного детектива обычно следует Конан Дойль. Но и его главный герой - частный сыщик Шерлок Холмс также замечен и на ниве шпионажа (точнее контршпионажа) - это приключения позднего Холмса перед первой мировой войной в новеллах "Морской договор", "Второе пятно", а также его опыты в области криптографии (рассказ "Пляшущие человечки"). И опять-таки из поля зрения большинства как-то выпадает Герберт Кейт Честертон с его прекрасным романом о политической полиции и анархистах-заговорщиках "The Man Who Was Thursday" ("Человек, который был Четвергом", 1908). Кстати, иррациональная ситуация, когда большинство заговорщиков являются агентами тайной полиции, через много лет повторилась в жизни - на Кубе. После победы кубинской революции руководство одной из самых многочисленных контрреволюционных организаций, за исключением одного человека, составляли агенты кубинских органов госбезопасности.
Менее известны в нашей стране и другие авторы этого периода. Например, произведения потомка польских эмигрантов английского писателя Джозефа Конрада - романы "The Secret Agent: A Simple Tale" ("Секретный агент", 1907, другой перевод - "Тайный агент") и "Under Western Eyes" ("Глазами Запада", 1911). Шотладский писатель пэр и барон Джон Бухан тоже оставил свой след в истории английской литературы - во время Первой мировой войны им были написаны "Thirty-Nine Steps" ("Тридцать девять шагов", 1915), "Greenmantle" ("Зеленая мантия", 1916), "Mr. Standfast" ("Мистер Стэндфаст", 1919), а сразу после ее окончания "The Three Hostages" ("Три заложника", 1924). Другой, ныне забытый англичания Е. Филлипс Оппенгейм в 1898 году выпустил "Mysterious Mr. Sabin" ("Загадочный мистер Сабин", 1898), а также послевоенный "The Great Impersonation" ("Великое перевоплощение", 1920). В 1903 году появился роман Эрскина Чайлдерса "The Riddle of the Sands" ("Загадка песков"). Позднее англичанин Чарлз Вильямсон напечатал роман "Любовь и шпионаж".
Еще более плодовитым оказался английский писатель Уильям Тафнелл Ле Ке со своими шпионскими романами и детективами "Secret Service" ("Секретная служба", 1896), "Guilty Bonds" ("Преступные узы", 1890), "Secrets of Monte Carlo" ("Тайны Монте-Карло", 1899), "An Observer in the Near East" ("Наблюдатель на Ближнем Востоке", 1907), "Where the Desert Ends" ("Где кончается пустыня", 1923).
Ну и наконец, в каком-то смысле шпионским можно считать и приключенческий роман классика английской поэзии Редьярда Киплинга "Ким" (Kim, 1901).
Ну и напоследок нашего краткого исторического экскурса, о наших. В царской России основателями "шпионского" жанра можно считать Александра Ивановича Куприна с рассказом "Штабс-капитан Рыбников", навеянным событиями русско-японской войны и известного русского дореволюционного писателя Николай Николаевича Брешко-Брешковского, написавшего свои "шпионские романы" "Гадины тыла" (1915), "В сетях предательства" (1916), "Ремесло сатаны" (1916) на актуальном материале Первой мировой войны.
В советское время, отринувшее предшественников, пришлось начинать все сначала. Вся страна зачитывалась перед войной приключениями чекиста майора Ивана Пронина - героя книг Льва Овалова [37], победоносное шествие которого началось с публикации рассказа "Сломанные мечи" в 1939 году в журнале "Вокруг света". Во время войны появляются пропагандистские агитки о бдительности типа "Военной тайны" Льва Шейнина [38]. Однако тоталитарные режимы не очень-то любят детективные и шпионские романы - вот почему подлинный расцвет жанра наступит только после смерти Сталина и начнется в в конце 50-х годы. Авдеенко [39] и Брянцев [40], Томан и Дольд-Михайлик [41], Михайлов [42] и Платов [43], Кожевников и Ардаматский, Самбук и Насибов [44], Гагарин [45] и Дорба [46] и многие другие авторы надолго завладели вниманием покупателей книжных магазинов и читателей бесплатных библиотек самой "читающей страны мира". Вершиной этой пирамиды стали Юлиан Семенов с многочисленными повестями, романами и рассказами о Штирлице-Исаеве и Владимир Богомолов с романом "В августе сорок четвертого..." (он же "Момент истины").
После распада СССР им на смену пришли новые плодовитые авторы и новые герои: Бушков с бывшим спецназовцем капитаном 2 ранга по кличке "Пиранья", героя романов "Охота на Пиранью", "Пиранья: первый бросок", "Четвертый тост", Абдуллаев с суперагентом "Дронго", а также генерал госбезопасности Верлинов и хитрый мент майор "Лис" Корецкого.
Ссылки:
Райнов Богомил (Райнов Богомил) - болгарский писатель и поэт. Родился в 1919 году в Софии. Автор ряда художественных романов и повестей о болгарском разведчике Эмиле Боеве "Господин Никто" (1967), "Что может быть лучше плохой погоды" (1968), "Большая скука" (1971), "Реквием" (1973), "Наивный человек средних лет" (1973), "Умирать - в крайнем случае" (1976), "Тайфуны с ласковыми именами" (1977), "Утро еще не день" (1981), отличающихся высокими художественными достоинствами, а также реалистичностью и достоверностью описания (изображения) работы разведки. Лауреат Димитровской премии. Кроме того - автор литературоведческого исследования детективно-шпионского жанра художественной литературы монографии "Черный роман".
Ким Роман Николаевич (1899-1967) - советский писатель. Родился в 1899 году во Владивостоке. Детство и юность прошли в Японии, учился в Токийском колледже (1907-1917). В 1917 году вернулся в Россию. В 1923 году окончил восточный факультет Дальневосточного госуниверситета. В 1923-1930 годах читал курсы китайской и японской литературы в московских вузах. Дебютировал в художественной литературе в 1927 году. Автор приключенческих повестей на документальном материале "По прочтении сжечь" (1962), "Агент особого назначения" (1962), "Кобра под подушкой" (1962), "Школа призраков". На склоне лет провел глубокое исследование западной приключенческой литературы.
Peter Cheyney (Питер Чейни) - популярный английский мастер детективов. Родился в 1896 году, умер в 1951 году. Автор детективов о контрразведке "Черный дуэт, или убийцы из контрразведки", "Еще один глоток", "Зловещее поручение".
James H. Chase (Джеймс Чейз) - популярный американский мастер детективов. Также автор произведений о борьбе разведок "Запах денег" ("The Whiff of Money"), "Запишите это на мой счет" ("Have This One on Me").
Аркадий Адамов - советский детективный писатель. Один из первых возрождателей жанра детектива в советской литературе в 50-е годы. Автор серии произведений о сотрудниках уголовного розыска "Дело пестрых", "Круги по воде", "След лисицы", и главном герое - инспекторе Виталии Лосеве, например "На свободное место", "Злым ветром" и другие.
Томан (Анисимов-Томан) Николай Владимирович - советский писатель. Родился в 1911 году в Орле. Окончил железнодорожное училище. Член партии с 1944 года. Работал в редакции газеты "Гудок". Учился в Литературном институте им. А.М.Горького в 1937-1938 годах. Участник советско-финляндской и Великой Отечественной войн. Автор приключенческих повестей "На прифронтовой станции", "Что происходит в тишине", "Made in ...", "В погоне за Призраком", сборника "По светлому следу".
Семенов Юлиан Семенович - известный советский писатель. В детективном жанре написал цикл повестей и романов о полковнике милиции полковник Костенко "Петровка,38", "Огарева, 6", "Противостояние", "Тайна Кутузовского проспекта", "Репортер". Член редколегии сборника "Поединок". Автор серии художественных произведений о советском разведчике Исаеве-Штирлице под общим названием "Тайная война Максима Максимыча Исаева" в составе "Пароль не нужен", "Бриллианты для диктатуры пролетариата", "Нежность", "Испанский вариант", "Альтернатива", "Третья карта", "Майор Вихрь", "Семнадцать мгновений весны", "Приказано выжить", "Экспансия-1", "Экспансия-2", "Экспансия-3", "Отчаяние", "Бомба для председателя", романа о Ф.Э.Дзержинском "Горение" (в 3-х книгах) и романов о советской контрразведке "ТАСС уполномочен заявить...", "Межконтинентальный узел".
Леонов Николай Иванович - советский и российский детективный писатель. Родился в 1933 году в Москве. Имеет высшее юридическое образование, десять лет работал в милиции. Автор цикла художественных романов и повестей о сотруднике уголовного розыска Льве Ивановиче Гурове, прошедшем в его книгах путь от лейтенанта до полковника милиции, например "Шакалы", "Приступить к задержанию", "Мы с тобой одной крови", "Удачи тебе, сыщик", "Один и без оружия", "Обречен на победу", "Плата за жизнь", "Бросок кобры", "Мент поганый", "Наркомафия", "Ловушка", "Ринг", "Защита Гурова", "Деньги или закон", "Стервятники", "Смерть в прямом эфире", "Кровь алая". А также повестей о советских разведчиках и чекистах "Операция "Викинг"", "За строками досье" (обе - совместно с Ю.Костровым).
Аркадий и Георгий Вайнеры - советские детективные писатели, братья. Авторы многочисленных детективных произведений с главным героем сотрудником уголовного розыска Стасом Тихоновым "Лекарство против страха", "Визит к Минотавру", "Город принял" и другие, а также политических детективов о чекистах "Евангелие от палача", "Петля и камень в зеленой траве".
Хруцкий Эдуард Анатольевич - советский детективный писатель. Родился в 1933 году. Зять бывшего председателя КГБ и начальника ГРУ И.А.Серова. Окончил военное училище, служил в армии, затем работал в редакциях московских газет и журналов. В течение многих лет член редколлегии и составитель сборника "Поединок" издательства "Московский рабочий". Президент Московской Ассоциации детективного романа. Автор многочисленных детективных произведений, в том числе трилогии в составе "Приступить к ликвидации", "По данным уголовного розыска", "Четвертый эшелон", циклов "ОББ-1" и "ОББ-2", а также произведений "Шпион", "Истина", "Операция прикрытия".
Ромов Анатолий Сергеевич - советский и российский детективный писатель. Родился в Москве в 1935 году. Окончил Литературный институт им. А.М.Горького и Высшие сценарные курсы. Работал корреспондентом журнала "Смена". Автор многочисленных детективных произведений, а также повестей о чекистах "Таможенный досмотр", "Колье Шарлотты" и о российской военной контрразведке "Похитители облаков", "В чужих не стрелять".
Рябов Гелий - советский писатель. Автор (вместе с А.Нагорным) художественной повести о чекистах "Мы из контрразведки" и сценариев художественного фильма "Один из нас" (Мосфильм, 1970), сериалов "Государственная граница" и "Рожденная революцией".
Самбук Ростислав Феодосьевич - украинский писатель. Автор романов и повестей о разведчиках и контрразведчиках "Крах черных гномов", "Фальшивый талисман", "Марафон длиной в неделю", "Сейф", "Сокровища "третьего рейха"", "Чемодан пана Воробкевича".
Владимир Леонидович Кашин - украинский детективный писатель. Автор цикла детективных повестей "Справедливость - мое ремесло", центральный герой всех романов цикла - инспектор уголовного розыска Дмитрий Коваль.
Станислав Родионов - советский детективный писатель. Автор цикла детективных произведений "Следователь прокуратуры" о следователе Рябинине.
Леонид Словин - советский детективный писатель. Работал в органах внутренних дел на транспорте. Автор двух циклов о сотрудниках транспортной милиции: "интеллектуального" ("Транспортный вариант", "Дополнительный прибывает на второй путь" и другие) и "крутого" ("Когда в нас стреляют", "Бронированные жилеты" и другие).
Данил Корецкий - советский и российский детективный писатель, полковник милиции, заведующий кафедрой Ростовской высшей школы милиции. Автор научных трудов по проблемам оборота огнестрельного оружия и многочисленных детективных произведений, например "Антикиллер", "Пешка в большой игре", "Акция прикрытия", "Основная операция", "Разящий удар", "Ментовская работа", "Опер по прозвищу "Старик"", "Оперативный псевдоним", "Антикиллер-2", "Привести в исполнение", "Смягчающие обстоятельства".
Веденеев Василий Владимирович - советский детективный писатель. Родился в 1947 году в Москве. Окончил Московский государственный педагогический институт, работал в МУРе. Кандидат юридических наук, подполковник милиции. Автор многочисленных детективных произведений, а также приключенческих произведений "Волос "Ангела"", "Премьера без репетиций", "Человек с чужим прошлым".
Герман Юрий Павлович - русский советский писатель. Родился в 1910 году в Риге в семье служащего. Печататься начал в 1926 году. Корреспондент ТАСС и Совинформбюро. Участник Великой Отечественной войны, майор береговой службы, писатель при политуправлении Северного флота. Член партии с 1958 года. Идеей социалистического гуманизма проникнуты его "Рассказы о Дзержинском" (1938-1957). Умер в 1967 году.
Млечин Леонид Михайлович - журналист, писатель и историк. Родился в 1957 году. Закончил Московский госуниверситет им. М.В.Ломоносова. Член Союза Писателей СССР. Автор и ведущий телепередач "Де-Факто", "Особая папка". Автор книг о советской разведке в 30-е годы ""Фермер" сообщает из Парижа", "Сеть Москва-ОГПУ-Париж", "Алиби для великой певицы", книг о спецслужбах "Председатели КГБ. Рассекреченные судьбы", "МОССАД. Тайная война".
Черняк Виктор Львович - советский писатель. Родился в 1945 году в Москве. В 1967 году окончил факультет автоматики, телемеханики и электроники Московского электротехнического института связи. Первая журналистская публикация - в 1968 году, первая литературная публикация - в 1972 году. Автор романа "Час пробил". Член Союза Журналистов СССР. С 1981 года - ответственный секретарь Комиссии по приключенческой литературе Московской писательской организации. Составитель сборников политических детективов "Арена".
Ian Fleming (Ян (Йен) Ланкастер Флеминг) - английский писатель. Родился в 1908 году, шотландец. Учился в Итоне и Сандхерстском Королевском военном колледже, а также в Мюнхенском и Женевском университетах. В предвоенные годы репортер агентства Рейтер, работник коммерческого банка и биржевой фирмы. В 1939-1946 годах - в звании коммандера служба в английской военно-морской разведке. Автор 14 книг об английском разведчике - "агенте 007" Джеймсе Бонде: "Казино "Рояль"", другой перевод - "Казино "Руйаль"" или "Казино "Руаяль"" ("Casino Royale", 1953), "Живи - пусть умирают другие", другой перевод - "Живи и дай умереть" ("Live and Let Die", 1954), "Проект "Мунрейкер"" ("Moonraker", 1955), "Бриллианты - навек", другой перевод - "Бриллианты вечны" или "Бриллианты навсегда" ("Diamonds are Forever", 1956), "Из России с любовью" ("From Russia with Love", 1957), "Доктор Но" ("Doctor No", 1958), "Золотой палец" ("Goldfinger", 1959), "Только для Вашего сведения" ("For Your Eyes Only", 5 рассказов, 1960), "Операция "Гром"" ("Thunderbalt", 1961), "Шпион, который любил меня" ("The Spy Who Loved Me", 1962), "На тайной службе Её Величества", другой перевод - "На секретной службе Её Величества" ("On Her Majesty's Secret Service", 1963), "Живешь только дважды", другой перевод "Живешь лишь дважды" ("You Only Live Twice", 1964), "Человек с золотым пистолетом" ("The Man with Golden Gun", 1965) и "Осьминожка" ("Octopussy", 1965). Умер в 1964 году.
John le Carre (Джон Ле Карре) - псевдоним известного английского писателя Дэвида Джона Мура Корнуэлла (David John Moore Cornwell). Родился в 1931 году. Учился в Бернском университете и Оксфорде. Работал в британском посольстве в Бонне, консульстве в Гамбурге. Работал в МИ-5 и МИ-6. Автор художественных романов и повестей "Звонок покойнику" ("Call for the Dead", 1961, другой вариант перевода - "Зов мертвеца"), "Убийство по джентельменски" ("A Murder of Quality", 1962, другой вариант перевода - "Убийство высшего класса"), "Шпион, пришедший с холода" ("The Spy Who Came In from the Cold", 1963), "Война в Зазеркалье" ("The Looking Glass War", 1965, другой вариант перевода "Зеркальная война"), "В одном маленьком немецком городке" ("A Small Town in Germany", 1968), "Шпион, выйди вон!" ("Tinker Tailor Soldier Spy", 1974), "Достопочтенный школяр" ("The Honourable Schoolboy", 1977), "Команда Смайли" ("Smiley's People", 1979), "Маленькая барабанщица" ("Little Drummer Girl", 1983), "Идеальный шпион" ("A Perfect Spy", 1986), "Русский Дом" ("The Russia House", 1989), "Секретный пиллигрим" ("The Secret Pilgrim", 1990), "Ночной администатор" ("The Night Manager", 1993), "Наша игра" ("Our Game", 1995) и последнего на сегодняшний день романа "Портной из Панамы" .
Jack Higgins (Джек Хиггинс) - английский писатель. Родился в 1929 году в Великобритании. Закончил колледж Беккетт Парк и Лондонскую экономическую школу. Автор остросюжетных романов "Орел приземлился" (1975), "Орел улетел" ("The Eagle Has Flown", 1991), "Судный день", "Штормовое предупреждение", "Холодная гавань", "Эпицентр бури", "Ярость льва", "Час охотника", "Ад всегда сегодня", "Полночь не наступит никогда", "Сольная партия" ("Solo", 1980).
Ken Follett (Кен Фоллетт) - английский писатель. Родился в 1949 году в Уэльсе. После окончания Лондонского университета работал газетным репортером. Автор написанных на принципах максимального реализма остросюжетных произведений о разведке и промышленном шпионаже "Встряска" (1975), "Игольное ушко" ("Eye of the Needle", 1977), "Ключ к "Ребекке"" ("The Key to Rebecca", 1980), "Человек из Санкт-Петербурга" (1982), "На орлиных крыльях" ("On Wings of Eagles", 1983), "Пять тигров" (1985).
Tom Clancy (Том Клэнси) - современный американский писатель, основатель жанра техно-триллера. Автор многочисленных (тираж его книг давно перевалил за 50 миллионов книг) политических детективов, в которых показана деятельность современных спецслужб, в том числе "Игры патриотов", "Охота за "Красным Октябрем"", "Кремлевский кардинал" ("The Cardinal of the Kremlin", 1989), "Реальная угроза" ("Clear and Present Danger", 1990), "Все страхи мира" ("The Sum of All Fears", 1991), "Без жалости" ("Without Remorse", 1993), "Красный шторм" , "Долг чести", "Слово президента", "Зеркальное отображение", в большинстве из которых действует главный герой - чиновник ЦРУ Джек Райн, и в соавторстве с М.Гринбергом автор политического триллера "Игры во власть. Политика".
Robert Ludlum (Роберт Ладлэм) - американский писатель. Родился в 1927 году. В 1945-1947 году служил в морской пехоте США, потом получил юридическое образование. Автор политических детективов "Наследие Скарлатти", "Бумага Мэтлока", "Обмен Райнеманна", "Рукопись Чэнселлора", "Заговор "Аквитания"", "Превосходство Борна", "План Икаруса", "Круг Матарезе".
Frederick Forsyth (Фредерик Форсайт) - английский писатель. Родился в 1938 году в городе Ашфорд, графство Кент на юго-востоке Англии. Образование получил в привелегированной Танбриджской частной мужской школе и Гранадском университете в Испании. В 1956-1958 служил в королевских ВВС, потом работал репортером и сотрудником британского информационного агентства Рейтер. Корреспондент в Берлине, Париже, Праге. Автор политических триллеров "День Шакала" (1971), "Досье "Одесса"" (1972), "Псы войны" (1974), "Пастырь" (1975), "Дьявольская альтернатива" (1979), "Нет возврата" (1982), "Посредник" (1988), "Обманщик" ("The Deceiver", 1991), "Кулак бока" (1994), "Надежда Лейтона" (1995) и шпионских романов "Четвертый протокол" (1984), "Икона" (1996).
Александра Маринина - российская детективная писательница. Сотрудник милиции, преподаватель Академии МВД. Автор многочисленных детективных произведенй о сотруднице российской милиции Каменской.
Георгий Бушков - санкт-петербургский писатель. Автор целого ряда остросюжетных произведений о приключениях бывшего морского спецназовца в отставке Мазура по кличке "Пиранья" "След Пираньи", "Охота на Пиранью", "Пиранья: Первый бросок", а также приключенческих триллеров "Четвертый тост" и другие.
Ильин - российский писатель. Автор "Игра на вылет", "Обет молчания", "Киллер из шкафа" и других произведений.
Кржижановский - российский писатель. Автор произведений "Новый порядок" и "Адский лабиринт".
Анатолий Безуглов - советский детективный писатель, бывший сотрудник прокуратуры, доктор юридических наук, профессор. Член Союза писателей. После окончания Московского юридического института шесть лет работал прокурором уголовно-судебного отдела Прокуратуры СССР. Автор многочисленных детективных произведений и киносценариев. Издатель журнала "Интерпол-Москва".
Юлия Латынина - известная российский журналистка и писательница. Ведущая телепередачи "Рублевая зона". Автор серии остросюжетных экономических триллеров на современной экономической тематике "Стальной король", "Охота на Изюбря" и других.
Чингиз Абдуллаев - азербайджанский русскоязычный писатель. Родился в 1959 году в Баку. Доктор юридических наук. Автор большого количества политических детективов о специальном агенте Дронго: "Голубые ангелы", "Закон негодяев", "Месть негодяев", "Кредо негодяев", "Мрак под солнцем", "Симфония тьмы", "Лучше быть святым", "Выбери себе смерть", "Обретение ада", "Тень Ирода", "Уйти и не вернуться", "Пройти чистилище", "Зло в имени твоем", "Измена в имени твоем", "Игры профессионалов", "Охота на человека" и другие.
Фридрих Незнанский - русскоязычный писатель. Родился в 1932 году в Белоруссии. Окончил Московский юридический институт. Затем 15 лет проработал следователем прокуратуры и 10 лет - адвокатом. Эмигрировал. Автор целого ряда политических детективов о советской жизни, наиболее известные из которых о следователе Александре Турецком "Ярмарка в Сокольниках", "Операция "Фауст"" (впервые опубликованы за рубежом), "Ящик Пандоры". Вернувшись в Россию начал выпуск серию книг "Марш Турецкого", в которой вышли "Оборотень", "Девочка для шпиона", "Частное расследование", "Операция "Кристалл"" и другие.
Овалов Лев (Шаповалов Лев Сергеевич) - советский писатель. Родился в 1905 году в Москве. Член партии с 1920 года. Окончил Московский государственный университет в 1929 году, печатается с 1925 года. В 1941-1956 годах был репрессирован. Автор популярных в свое время произведений о советском чекисте и разведчике майоре Иване Николаевиче Пронине "Приключения майора Пронина", "Рассказы майора Пронина", "Рассказы о майоре Пронине", "Голубой ангел", "Медная пуговица" и "Букет алых роз", "Секретное оружие".
Шейнин Лев Романович - советский детективный писатель. Родился в 1906 году в поселке Брусованка Витебской губернии, умер в 1967 году в Москве. Учился в Высшем литературно-художественном институте им. В.Я.Брюсова в 1921-1923 годах. В 1923-1950 годах в органах следствия и прокуратуры, бывший следователь прокуратуры и начальник Следственного отдела Прокуратуры Союза СССР. Член Партии с 1929 года. Репрессирован, реабилитирован. Писать начал в 20-е годы. В 1930 годы опубликовал "Рассказы следователя" - одно из первых произведений советской детективной литературы. Работал в детективно-приключенческом жанре, автор трилогии "Военная тайна" (1943-1959), автор пьесы и сценария "Ошибка инженера Кочина" (1939).
Авдеенко Александр Остапович (Александр Евстафьевич) - советский писатель. Автор популярной в 50-60-е годы трилогии остросюжетных художественных произведений о чекистах и пограничниках "Над Тиссой", "Горная весна", "Дунайские ночи".
Брянцев Георгий Михайлович - советский писатель, чекист-ветеран. Родился в 1904 году на Северном Кавказе в станице Александрийской, умер в 1960 году. В 1924 году вступил в ВКП(б). В 1925-1950 годах служил в органах государственной безопасности. В период Великой Отечественной войны по линии органов госбезопасности занимался подготовкой разведчиков и сам перебрасывался в тыл врага со специальными заданиями. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной звезды, знаком Заслуженный чекист. В 1948 году вышла его первая книга - сборник партизанских рассказов "От нас никуда не уйдешь". Широкую известность ему принесли военно-приключенческие произведения "Их было четверо" (сборник рассказов), повести "По ту сторону фронта", "Конец осиного гнезда", "Следы на снегу", "Голубой пакет", "Клинок эмира", романы "По тонкому льду", "Это было в Праге" ("Дело было в Праге"), "Тайные тропы".
Дольд-Михайлик Юрий Петрович - украинский писатель. Автор переведенных на русский язык художественных романов о советском разведчике Григории Гончаренко "И один в поле воин", "У черных рыцарей", "Гроза на Шпрее".
Михайлов Виктор Семенович - советский писатель. Автор популярных в 1950-х годах военно-приключенческих произведений о разведчиках "Бумеранг не возвращается", "Под чужим именем", "На критических углах", "Пирамида дает трещину" а также документального произведения "Повесть о чекисте" ("РВ-204 уходит в полночь").
Платов (Ломакин) Леонид Дмитриевич - советский писатель. Основатель объединения приключенцев при Московской писательской организации. Член редколлегии сборника "Приключения". Автор военно-приключенческих остросюжетных произведений "Предела нет", "Секретный фарватер".
Насибов Александр Ашотович - советский писатель. Пришел в литературу после Великой Отечественной войны. Автор художественных произведений о разведчиках "Безумцы", "Долгий путь в лабиринте", "Тайник на Эльбе", "Неуловимые".
Гагарин Станислав Семенович - советский писатель. Автор художественных произведений о советских разведчиках и контрразведчиках "Три лица Януса", "Несчастный случай", "Бремя обвинения", "Черный занавес", "... Пожнешь бурю".
Дорба Иван Васильевич - украинский писатель. Автор романов о советских разведчиках "Белые тени", "Под опущенным забралом".
Дополнительная литература
на русском языке:
работа Адамова А. Мой любимый жанр - детектив. М., 1980.
Аксенова Н.С., Васильев М.В. Солдаты Дзержинского Союз берегут. Рекомендательный указатель литературы о чекистах, М.: Книга, 1973, 64с..
Бавин С. Зарубежный детектив XX века (в русских переводах): Популярная библиографическая энциклопедия, М.: Книжная палата, 1991, 206с..
печатная работа венгра Кестхейи Т. Анатомия детектива.
Райнов Б. Черный роман, М.: Прогресс, 1975, 288с., пер. с болгарск..
Шалашова З. Приключения и путешествия [рекомендательный указатель] . М., 1979.
работы французского исследователя детективной литературы Мартена Р. (R.Marten)
Зоркая Н. Проблемы изучения детектива: опыт немецкого литературоведения. Новое литературное обозрение, No22 (1996), стр. 65-77
на английском языке:
Masters Anthony Literary Agents, Oxford: Basil Blackwell, 1987.
на французском языке:
Boileau P. et Narcejac Th. Le roman policier, Paris, 1964.
Veraldi G. Le roman d'espionnage, Paris, 1983.
на немецком языке:
Kriminalliteratur, Munchen, 1994.
P.Nusser. Der Kriminalroman, Stuttgart, 1992.
V.Zmegac. Der wohltemperirte Mord. Zur Theorie und Geschichte des Detektivromans, Frankfurt, 1971.
и отдельные публикации:
Бессмертный-Анзимиров А. О детективной литературе (краткий обзор) , в книге: СборникДетектив Франции. Выпуск 5-й, Ренессанс, 1993, стр. 387-412.