"Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто" (1 Кор. 13:2).
"Истинная любовь подобна призраку - все о ней говорят, но мало кто ее видел..." Франсуа де Ларошфуко
В отличие от страсти, вожделения или даже влюбленности, любовь далеко не всегда требует жертв, тем более безвозвратных. Если влюбленные ради своих эмоций, ради того чтобы показать и доказать свои чувства, иногда готовы умереть (Ромео и Джульетта), то ради любви люди готовы жить! Любящие горят ровным пламенем, как бы танцуют, стараясь предвосхитить движения друг друга, отказываются от своих желаний ради своих желаний возлюбленных.
Любовь - тема непростая
Наверное, самой популярной и наиболее волнующей человечество темой на протяжении всей его истории является любовь. Тысячи мыслителей пытались дать этому понятию определение, посвящали теме любви философские и богословские труды. Многие сотни писателей ради нее создавали свои романы, пьесы, стихи и повести. За нее люди шли на смерть и ради нее совершали подвиги.
Книга книг, Библия, тоже уделяет любви множество своих страниц. Богом-всеведцем нескончаемый духовный поиск человека в этой области был предвосхищен еще при его сотворении, когда в райском саду Он сказал: "- нехорошо быть человеку одному"!
Стала ли тема любви менее острой с течением времени? Уверенно можно сказать, что нет, наоборот! Сейчас духовный поиск человека лишь обострился, потому что из массового сознания пропали якоря, за которые ранее всегда можно было зацепиться: четкие понятия добра и зла, достоинства и бесчестья, любви и греха. Сегодня многое стало толерантно и допустимо, а посему любовью не любят, а все больше "занимаются".
Впрочем, в таком положении виноваты не только падение нравов и пропаганда греха. Даже само слово "любовь" в русском языке слишком многозначно, используя его, люди часто обманываются. У нас любовью могут назвать и отношения человека с Богом, и самого Бога, и добрые отношения между родственниками или друзьями и пристрастие ко вкусной пище или понравившемуся автомобилю. Всю гамму отношений между мужчиной и женщиной, от простой симпатии до полного единения душ и от здоровых семейных отношений до случайного интима тоже называют любовью. Но ведь все эти явления далеко не равнозначны!
Какой бывает любовь?
Куда понятнее в этом случае английский, или греческий. В первом любовь к существам живым, имеющим душу, обозначается словом "love", а привязанность к разного рода неодушевленным предметам, например, к любимой подушке - "like". Во втором мы вообще встречаем пять разных понятий любви для обозначения отличных друг от друга видов отношений, которые мы расположим ниже в порядке возрастания их значимости и нравственной силы.
"Мания" - то, что нормальному человеку даже трудно назвать "любовью". Неподдающееся разуму влечение к кому-то или чему-то, желание любой ценой обладать объектом вожделений, одержимость, страсть, весьма разрушительная.
"Эрос" - влечение физическое, основанное на гормонах, желание интимной близости.
"Сторге" - привязанность к вещам или домашним питомцам, работе, образу жизни или малой родине - дому, привычка.
"Филио" - дружеская любовь к человеку, основанная на общих интересах, жизненных ценностях и взаимной симпатии.
"Агапи" - наивысшее из проявлений любви, любовь в первую очередь к Богу, основанная на желании богопознания, но также и к другому человеку, основанная на восхищении богатством его внутреннего мира, доходящая до готовности пожертвовать собой ради единения с Богом или спасения близкого человека.
Из рассмотрения самих значений любви уже можно сделать вывод о том, что единого ее определения не существует и не может существовать. Разные люди всегда будут понимать под словом "любовь" разные моменты, а их собеседники будут всегда плохо понимать, что те имеют в виду.
Низшие проявления любви
Когда человек влюблен, он часто не прочь обмануться. Услышав признание в любви, он слишком доверчиво и торопливо распахивает объятья навстречу своему возлюбленному, и потом, когда бывает брошен, испытывает много горя, боли и недоверия к людям, потому что не сумел распознать за этой "любовью" обыкновенную похоть, "эрос".
Беззаконный эрос, отношения вне брака и обязательств, вне влюбленности и любви коверкают человеческие души. Что бы там себе не думали люди, механистически относящиеся к интимной близости, они забывают о том, что человек - это не собака, не олень и не кролик. Что он не зверь, а высокодуховное существо. И вступая в телесное общение с другим человеком, он волей-неволей вступает в общение душ. Если эта близость происходит единожды в жизни человека, в браке, это обогащает его. А если он будет относится к людям, как к вещам, то для него это закончится плачевно - во время этих беззаконных отношений он будет рвать и рвать свою душу, пока не исковеркает ее окончательно. И лишь многими трудами и посредством божественной помощи он будет иметь шанс излечить и восстановить ее.
Еще хуже, когда человек испытывает страсть и желание обладать. Поистине, такая "мания" - это одержимость, которая охватывает человека, слишком расслабившего свою волю и слишком привыкшего потакать всем своим желаниям. Страсть - это самое опасное из всех возможных любовных состояний! Неудовлетворенная и непобежденная - она разрушает самого человека, а удовлетворенная - субъект его любви и все вокруг. Она не только никогда не оканчивается любовью, но и часто служит причиной всевозможных бед и преступлений. Так троянский царевич Парис, из жажды обладания умыкнувший чужую жену - Елену Спартанскую, навлек месть греков и гибель на всю свою страну.
Привязанность, "сторге" - это состояние, которое в человеческих отношениях чаще всего либо дополняет "филио" - у старых друзей или родственников, либо остается после влюбленности в семьях людей, которые не смогли обрести любовь. Хотя чаще всего привязанность в нашей жизни проявляется по отношению к вещам или животным. Часто она может быть чрезмерной и причинять людям страдания (например, если умерла любимая собака), но важно помнить, что животные - лишь отражения нас самих и с их уходом мы ничего не теряем.
Влюбленность
Откуда мы узнаем о любви? Чаще всего из книг или фильмов. Писатели и режиссеры очень любят жанры романа и мелодрамы, они не устают эксплуатировать переживания героев, как правило, весьма юных (Ромео - 15 лет, Джульетта - 13 лет), которые так легко находят отклик в душе читателя либо зрителя, называя их любовью.
На самом деле это в лучшем случае влюбленность, "филио". Конечно, она сама по себе неплоха. Влюбленность заставляет сердце трепетать, активизирует душевные силы человека. Благодаря влюбленности он может написать изящный мадригал, совершить какой-нибудь благородный поступок. Влюбленный становится добрее к окружающим, восприимчивее к красоте. Но отношения, которые возникают на почве таких переживаний, чаще всего непрочны, потому что основаны только на симпатии и свежести впечатлений. Большинство влюбленностей не обоюдны. Еще меньше из них приводят людей к серьезным отношениям.
Нередко случается и так, что влюбленность перетекает в настоящую любовь. Сначала человеку другой человек просто нравится, но со временем он знакомится с ним ближе и поражается, какой прекрасной и чистой может быть душа его избранника. Этот благоговейный трепет перед прекрасным Божьим Образом перерождает влюбленность в его душе в крепкие узы любви, "агапи". Эта внутренняя красота, этот отблеск Божества властно притягивает его к себе. Душа его начинает жаждать единения со второй душой и ради этого человек готов поступиться очень многим: частью свободы, своими амбициями, привычками, а иногда карьерой, или даже жизнью.
Любовь - это состояние
Священники, основываясь на Священном Писании, утверждают, что истинная любовь - это не столько чувство, сколько собственно отношения, процесс, только процесс духовный (прот. Илья Шугаев: "Один раз и на всю жизнь"). В любви, в браке, люди избавляются от шероховатостей, подобно камням в мешке сглаживаются друг о друга. Благодаря взаимным уступкам, заботе и терпению, они оба поднимаются вверх по лестнице совершенства, постепенно уподобляясь Богу. Вот почему Церковь благословляет брак.
Любовь к Богу не мешает любви к человеку. Наоборот, вторая является подготовительным этапом к первой. Конечно, любовь к Богу можно обрести через монашество, но этот путь для немногих избранных.
В первом послании Иоанна Богослова сказано: "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4:20). Поэтому, большинство христиан призвано к браку, к воспитанию любви к Богу через любовь к другому человеку.
В отличие от страсти, вожделения или даже влюбленности, любовь далеко не всегда требует жертв, тем более безвозвратных. Если влюбленные ради своих эмоций, ради того чтобы показать и доказать свои чувства, иногда готовы умереть (Ромео и Джульетта), то ради любви люди готовы жить! Любящие горят ровным пламенем, как бы танцуют, стараясь предвосхитить движения друг друга, отказываются от своих желаний ради своих желаний возлюбленных.
Любовьсозидательна! Она любящих не ослепляет, а просвещает, на разрушает, а созидает. Ради своей любви и своей семьи человек старается жить. Так, солдат на войне, хоть и совершает подвиги, но старается беречь себя для мира, для того, чтобы вернуться к жене и детям.
Любовь в ее апогее - это наш Господь, единый в Троице, где все Ипостаси Бога любят друг друга. Господь любит каждого из нас, какими бы мы ни были, и дарит нам жизнь и возможность совершенствования. А кроме того он постоянно призывает к любви и нас с вами: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Ин. 13:34).