Сегеда Андрей Олегович : другие произведения.

О подобии Божием в человеке

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Новосибирская духовная семинария

Доклад по предмету "Догматическое богословие"

тема: "О подобии Божием в человеке"

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   выполнил: студент 2 курса Сегеда Андрей Олегович

Новосибирск

2010

   В первой главе книги Бытия, в стихах 26, 27 Господь говорит о творении человека. "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их".
   Преподобный Исаак Сирии замечает, что Бог действует различным образом при создании мира ангельского, вещественного и человека. Если ангельский мир Бог сотворил в молчании, вещественный мир создается творческим повелением "да будет", а перед сотворением человека Бог как бы останавливается. Он не приказывает земле произвести человека, а устраивает Свой Предвечный Совет.
   Это совещание Божественных Лиц имеет глубокий смысл. Если все чувственные твари -- это отдельные части нашего видимого мира, то человек не является простой частью мира. Он -- личность и в силу этого соединяет в себе все: мир видимый и невидимый.
   Если мы внимательно вчитаемся в строки этих стихов Священного Писания, то мы увидим замысел Творца относительно сотворения человека и его воплощение. В замысле фигурируют две категории, в которых человек должен соответствовать Богу: образ, и подобие. Далее видим, что сотворенному человеку был усвоен только образ. Образ, но не подобие. Попробуем разобраться, почему так случилось.
   Прежде всего, определим значение самих понятий "образ" и "подобие", и потом более подробно рассмотрим последнее.
   Образ - это наличие в человеке таких качеств, присущих кроме него только Богу, как воля и разум. Некоторые толкователи под образом понимают трехсоставность самого человека: дух, бессмертную душу и тело.
   Что же такое подобие? По прп. Иоанну Дамаскину, подобие это уподобление Богу через добродетель, насколько это возможно для человека. Один из самых авторитетных толкователей книг Ветхого Завета, объясняя этот момент, говорит о подобии как о "стремлении к умственному и нравственному совершенству, дающему ему возможность господствовать над природой".
   Если принять вторую точку зрения, то получится, что человек уже обладал подобием в раю, что стремление к совершенству уже сильно было развито у первого человека, так как он действительно был господином природы. Поэтому мне кажется, что точка зрения прп. Иоанна Дамаскина более верна.
   Многие толкователи Священного Писания считают, что человеку при отсутствии подобия изначально было предназначено впасть в грех и расстроить свое духовное существо, чтобы потом он мог через покаяние и сознательный выбор пути служения Богу, через осознание того, что он потерял, выработать в себе добродетели.
   Достижение богоподобия -- цель челове­ческой жизни. Выполнение этой задачи зависит от свободной воли человека. Подчиняясь свободно воле Божией, человек может развивать свою природу и совершенствовать "образ". С другой стороны, человек имеет власть не считаться с волей Бога и не исполнять свое назначение, но в таком случае его существование лишается смысла.
   По замыслу Создателя человек при самом его сотворении был причастен всякому благу. Именно в этом причастии, согласно святителю Григорию Нисско­му, и состоит образ Божий. Но первоначально человек не обладал полнотой этих благ, он мог достичь этой полноты лишь со временем, в движении к своему Первообразу, к Богу. Это движение человека от "образа" к Первообразу и выражается у отцов словами "достигать уподобления Богу".
   Избирая добродетель, человек вступает на путь послушания Богу. Направляет вектор своей воли параллельно воле Бога. И тогда начинает действовать синергия - Бог начинает соучаствовать в спасении доверившегося ему человека.
   Соучастие - это значит счастье. Человек, совершенствующий образ, все более и более "обоживается" и получает счастье, покой, умиротворение. Его душа, которую не может насытить ничто иное, получает требуемую ею бесконечность в Боге.
   Однако важно помнить, что насколько бы человек не был богоподобен, он все же будет совершенно отличен от Бога. Между Ним и нами - пропасть. Но стремиться к обретению подобия Божия для человека жизненно необходимо.
  
  
  
  

Список литературы:

   Источники:
      -- Иоанн Дамаскин, прп., Точное изложение православной веры, Издательство Сретенского монастыря, Москва, 2007
      -- Russian Orthodox Bible, United Bible Societies, 1991.
   Литература:
      -- Лопухин А.П, Библейская история Ветхого Завета, Братство прп. Иова Почаевского, Монреаль, 1986.
      -- Алипий Кастальский-Бороздин, архим., Исаия Белов, архим., Догматическое богословие, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Сергиев Посад, 1994.
  
   Russian Orthodox Bible, United Bible Societies
   Алипий Кастальский-Бороздин, архим., Исаия Белов, архим., Догматическое богословие
   Иоанн Дамаскин, прп., Точное изложение православной веры
   Лопухин А.П, Библейская история Ветхого Завета
   Алипий Кастальский-Бороздин, архим., Исаия Белов, архим., Догматическое богословие
  
  
  
  
  
  
  
  
  

4

  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"