Селенская Элли : другие произведения.

Истинна ли красота? Истинно ли благо?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сейчас упростим.

  Истинна ли красота? Истинно ли благо? Каково соотношение красоты, практического блага и истины у людей. Может ли быть истинно, красиво или хорошо, то, с чем согласно большинство?
  Следует переопределить эти вопросы. Что общего может быть у людей?
  Начнём с того что можно выделить три типа людей, соответственно категориям. Для людей истины, важнейшее это поиски истины, правды, справедливости. Для людей красоты, важнейшее это эстетическое наслаждение. Для людей блага, важнейшее это практическая выгода, успех. Всё это может относиться как к одному индивиду, то есть быть субъективно, так и ко многим, то есть в пределе, становится объективным (в человеческой реальности, разумеется, а не в действительности).
  Объясню. Красивое может быть для каждого своё. Но все могут, иногда, согласится на счёт красоты чего-то одного. Каково это одно в отношении других категорий и есть вопрос дальнейшего исследования. Благо, также может быть для каждого своё. Но также, общество может выбирать общие блага, с которыми все согласятся (всё это, разумеется, может быть относительно в историческом смысле, но это другой вопрос, который к тому же так же сводится к более общему). И наконец, для каждого истина может быть субъективна, индивидуальна. Но опять же, все могут договориться и искать какую-то более общую истину.
  Для индивида, важнейшая его категория поглощает ценности других категорий. Так для человека красоты, то, что красиво и хорошо и истинно. Для человека истины, то, что истинно и хорошо и красиво. И наконец, для человека практики, что хорошо то и красиво и истинно. И это так же и для общего. Тогда общая ценность подавляет остальные 2\3 людей. В обществе, ставящем выше всего практическую ценность, истина и красота определяется как то, что хорошо - это прагматизм. Примеры? Религия полезна - поэтому следует считать её истинной. Картина приносит доход - значит, следует считать её красивой. И далее соответственно.
  А теперь рассмотрим отношение субъективных единиц этих категорий к их общему.
  Если многие ценят нечто хорошее, то и индивид вынужден считать это хорошим. Но если индивиду важнее красота, то значит, он вынужден считать это красивым, а он не может.
  Видно, что здесь много борьбы. Возникает вопрос, что с этим делать? и надо ли? И что Действительно Красиво Истинно и Хорошо? Спрашивая о действительности, обо всём бытии, вместе со всем вне-человеческим, следует исследовать, что есть красота, истина и благо для бытия, мира, вселенной.
  Но вне-бытия нет. Бытие ничто не может оценить извне. А значит нужно рассмотреть бытие в целом само для себя. Очевидно, высшей ценностью такого бытия является оно само. Может ли быть внутри бытия что-то более ценное для него? Конечно, не следует вообще применять человеческое отношение ценности к бытию. Ценность относится только к сознанию. А значит в целом ценно только сознание. Ценность как акт придания важности, оценивания есть акт сознания. Позволительно тогда утверждать что в бытие в целом, ценно только сознание. Именно сознание создаёт ценности, внутри себя и вовне, но в обоих случаях в бытие.
  Такая позиция выглядит как релятивизм сознания. Но без решения вопросов о сознании, нельзя этого утверждать. Может быть нечто выше сознания? Но кто оценивает это "выше"? Ведь оценивает пока только сознание. С другой стороны, жизнь сознанию даёт физическое бытие. Но не следует только поэтому признавать ценным физическое бытие.
  Итак, увидев, что в целом, в конце концов, ценно только сознательное-бытие вернёмся к раннему вопросу. Если так, то ценности определятся так: истинны истины-в-сознании (логика) и истины-для-сознания (законы физического бытия), благи блага-в-сознании (нравственность) и блага-вне-сознания (мораль\практика-выгода), красиво красивое-в-сознании (фантазия) и красивое-вне-сознания (произведения фантазии, искусство).
  Величина направленности наружу\внутрь определяется у индивидов их характером (интроверсия\экстраверсия), у обществ - их внешней\внутренней политикой.
  Ценности (их уже 6 видов) индивида противостоят ценностям общества. Но общество влияет на индивидов внутри себя. А извне, на индивидов влияют ещё и другие общества. А общества состоят из индивидов, поэтому тут есть и обратная связь. Но рассмотрим следующую борьбу, индивида и общества. Так как категорий ценности три и доминантна в обществе одна, то подчиняя другие категории, общество также подчиняет их и у индивида. То есть, например, общество-блага навязывает индивиду-красоты своё благо и истину. Индивид отдаёт обществу то, что он менее ценит. Получается, 2\3 ценностей индивида не принадлежат ему. В чём тогда все соглашаются? Можно выделить множество слоёв от индивида, семьи, друзей, знакомых, коллег, властных структур, до мирового общества. Вследствие множества слоёв, на каждом может быть разное большинство, а значит разные доминирующие ценности. Итак, во всём этом обили связей и противоборств, следует не искать одной точки зрения (правильнейшей лучшей красивейшей), а исследовать способы разрешения конфликтов индивидов, обществ и общества с индивидом. На уровне индивидов будет крайний субъективизм, пока кто-то не встанет на сторону общества или не прикроется им. А значит и в политике следует встать на позицию общую всему сознательному. И вот, самое интересное это борьба индивида и общества.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"