В последнее время, когда редкая газета не прибегает к жанру этакого публицистического вопля, когда обычай нормального разговора в газетах подменен митинговым криком, и журналисты подчиняясь криво истолкованному в России закону рынка, пишут в основном разного рода страшилки, будоража мозг и нервы бедного читателя, трудно писать о настоящей проблеме. Это как в известной сказке про мальчиков, пастухов и волка, когда мальчики кричали, "волк-волк", пастухи привыкли, и стоило придти настоящему волку - никто на защиту стада не вышел. Поэтому в условиях всеобщей инфляции самого понятия "общественная опасность", когда в тысячах коммерческих публикаций такие слова как "несчастье", "катастрофа" и "гибель" затасканы в угоду иммоментного успеха той или иной дежурной публикации, трудно писать о реальных опасностях, нависших над нашим обществом.
Раскол. Что скрывается этим словом? А скрывается за этим словом смертельная непримиримая вражда между вчерашними друзьями и братьями. Скрывается за этим словом опасность, выражаемая страшным словосочетанием "гражданская война".
Самый известный и самый трагичный для нашей истории раскол XV11 века, тоже как и теперь происходил в условиях смены общественно-экономической формации, тоже сопровождался общим кризисом государственной власти и производства и был одновременно и причиной и следствием большой смуты.
Когда читаешь историческую литературу, посвященную расколу Никона и Аввакума, диву даешься, насколько общественно-экономическая ситуация была похожа на нынешнюю. В стране был кризис, поразивший все сферы жизни от экономики до идеологии. Треть - а то и почти половина пахатных земель в аграрной России в то время не засеивалась. В условиях процесса установления крепостного права, государство буквально душило население налогами. В высших сферах духовной и светской власти не было единомышлия. И недовольство населения, социальные потрясения стали в итоге той благотворной питательной почвой, на которой расцвел идеологический раскол по вере.
Главным идеологическим вопросом раскола был вопрос о сохранении святости греческих богослужебных книг и греческой формы православия под игом турок. Часть духовенства считала, что греки под турками утратили чистоту веры и только Москве удалось сохранить веру в чистоте. Отсюда и понятие, Москва - Третий Рим. Формальным же поводом для раскола стало решение Собора 1654 года о церковных новшествах. Московские богослужебные книги были признаны негодными и подлежали переписыванию по греческому канону, был принят новый обряд, предусматривавший большое и принципиальное отличие от прежнего - отмена земных поклонов, сокращение литургии, крещение тремя перстами и многое другое, что не могло пройти незаметно. И произошло страшное. Общество раскололось. В отход от реформированной церкви пошло большое количество людей всех социальных групп от высшего духовенства - протопоп Аввакум, и высших светских лиц - боярыня Морозова, князья Хованские, но также и многочисленные стрельцы и крестьяне. Светские власти буквально войной пошли на раскольников. Так монахов, затворившихся в Соловецком монастыре правительственные войска осаждали более семи лет и в конце концов большинство монахов погибло. Протопоп Аввакум был сожжен, боярыня Морозова умерла в тюрьме, общее количество раскольников, погибших в так называемых "гарях" составило более двадцати тысяч человек.
Вот что значит в России раскол по вере!
А теперь, мы стоим на пороге нового раскола, не менее, а может и более страшного, чем тот. И причиной нового раскола становится принятие или непринятие православным христианином идентификационного номера налогоплательщика -ИНН.
Об этом уже много писалось. Часть духовенства увидело в этом государственном нововведении сбывшееся пророчество Иоанна Богослова - о конце света и о "каиновой печати на челе", без которой нельзя будет человеку ничего ни купить - ни продать... И государство дало повод так подумать, потому как в разработанной на Западе по его заказу технологии учета налогоплательщиков предусматривался штрих-код, начинавшийся с непременных трех шестерок - то есть "числа зверя". Кем и зачем это было сделано - предмет особого разговора, мы же теперь будем говорить только о последствиях этой государственной новации - о расколе, который уже буквально начался не только среди клириков, но и среди мирян.
Уже известны случаи, когда благочестивые батюшки, не пожелавшие принять ИНН (даже в измененном и смягченном без штрих-кода виде) - теряют работу в приходах из-за того, что епископы требуют от всего клира законопослушно принять в налоговой ИНН (ведь церкви тоже имеют бухгалтерии, завязанные на государство!). И нет единства среди батюшек - исповедующих прихожан. Кто-то благословляет своих пасомых принять ИНН, а кто-то нет. И верующие миряне в смятении. Идти ли в налоговую? Не будет ли это духовной смертью? И есть уже движение отказников, приносящих в налоговую инспекцию заявления об отказе от оскорбляющей их религиозные чувства процедуры. И вчерашний товарищ по работе уже волком глядит на вас, когда вы спрашиваете его, а принял ли он ИНН.
И что характерно! Новый раскол точно так же как и прежние (а расколы были не только в семнадцатом веке) - тоже происходит в условиях глубокого кризиса и социальных потрясений. И это очень опасно, так как люмпенизированное озлобленное общество всегда готово стать взрывоопасной питательной средой для любых идей и бунтов.
Но для нас, здравомыслящих православных людей теперь важно не допустить раскола среди верующих. В этом выражается и главная позиция Русской Православной церкви и ее главы - Патриарха Всея Руси Алексия Второго. Не допустить раскола! В Заявлении Священного Синода от 7 марта 2000 года, обращенного прежде всего к высшей светской власти, содержится глубокая обеспокоенность инициативами правительства проводимыми в области внедрения ИНН и эта обеспокоенность логически выливается в просьбу снять причину возможного социального напряжения. Устранить причину возможного раскола в "гарях" которого вполне реально потерять и значительную часть отцов церкви, и вместе с ними - часть глубоко верующих прихожан.
И здесь неплохо вспомнить историю недавнего раскола "обновленцев", происходившего в первой половине ХХ века. Суть обновленческого внутрицерковного движения была в том, чтобы перевести литургию на русский язык, священникам брить бороды и так далее. Так вот, богоборческое советское государство в тридцатых годах решило сделать ставку на "обновленцев", проводя линию, обязательного условия сохранения церквей - принятие епископатами обновленческих реформ. Клир, совершенно понятно - раскололся. Церковь стала на опасном краю. И вот именно Ленинградский епископат нашел в себе мужество и политическую мудрость - сохранить единство клира и прихожан и не допустить раскола. В Лавре формально решили признать обновленчество, но под его внешним прикрытием - сберегли всех благочестивых отцов, что передали нам и сохраненный обряд и ту церковь, которую мы теперь имеем.
Поэтому и мы должны в память об отцах нашей церкви, тех, что в самые суровые годы гонений находили в себе и мудрость и волю к политическому здравомыслию - сохранить нашу веру в единстве и никакого раскола - не допустить! Мы обязательно вернемся к этой теме - разговор далеко не закончен. Но пока нам надо помнить одно - любой раскол нужен только врагам земли русской и самой Веры Православной.