Семёнов Игорь : другие произведения.

Ленивы и нелюбопытны

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    старческое ворчание о деградации общества в целом и подрастающего поколения в особенности. Часть первая - дошколята.


ЛЕНИВЫ И НЕЛЮБОПЫТНЫ...

старческое ворчание о деградации общества в целом и подрастающего поколения в особенности

  
   "Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны..."
  

Из "Путешествия в Арзрум" (1836) A. С. Пушкина

  
  
   Да, дорогой вы наш Александр Сергеевич! Ленивы вы были и не любопытны - и вы, и поколение ваше. Только что бы вы сказали, милостивый государь, "наше всё", глянув на поколения последующие? За исключением, может быть тех, кто жил в первой половине века двадцатого, боюсь, что, окромя великого и могучего русского мата, вы бы слов подобрать не сумели. А про начала века двадцать первого и матюгов бы подходящих подобрать не сумели.
   Я, конечно, века девятнадцатого не видывал. Поскольку только во второй половине прошлого века на свет появился. Про то, что "до меня" было, только книжки читал, фильмы смотрел да рассказы старших слушал. А это всё, как ни крути, информация субъективная, редактированная, отфильтрованная и частично искажённая. Так что судить сложно. Но можно. А уж сравнивать различные годы жития собственного могу и вовсе смело. Правда, тоже субъективно, через собственное восприятие действительности, кое у каждого из современников разное будет. Поелику и действительность у каждого - сугубо своя. Как говаривали марксисты, учение которых в меня старательно впихивали в юности: объективная реальность, данная нам в ощущениях. Только, блин, не учли они, что ощущения у всех разные. Иногда очень разные. Отсюда и поговорка: "Врёт, как очевидец".
   К чему это я?
   Да всё просто. Степень ленивости и нелюбопытности разных поколений я буду сравнивать, не уходя в дебри времён, а исключительно на примере собственных наблюдений и воспоминаний.
   Для начала.
   Что нужно для полноценного любопытства? Как такового? Не так уж и много.
      -- Знать, что именно тебя интересует
      -- Помнить, что про это ты точно ещё ничего не знаешь, зато знаешь, что из предыдущих знаний и умений привело тебя к искомому. Чтоб не получилось по принципу "в одно ухо уже влетало, да сразу вылетело". И, разумеется, запомнить и усвоить, всё, что получил при удовлетворении своего любопытства. Иначе зачем было это делать? В идеале при этом понимая, что лишних знаний не бывает. Никаких.
      -- Знать где и как искать и каким способом это любопытство удовлетворить.
      -- Желательно (но не обязательно) предполагать, что с этим потом можно дальше сделать.
      -- Преодолеть собственную лень. Ибо она - первый враг любопытства.
      -- Воспринимать процесс познания как самую увлекательную игру на свете. Ибо наша жизнь - действительно игра. По всем показателям. И учимся мы лучше всего, играя, разыгрывая ситуации и прочее. и (привет Эрику Берну) общаемся тоже играя. И нельзя всю жизнь играть лишь во что-то одно. Жизнь должна быть разнообразной. В идеале: не сменяющимися периодами, а разнообразной ежедневно. Отсюда и вред односторонней специализации. В то, что узкая специализация - требование нашего времени я просто не верю. Это создано искусственно, поскольку такими "флюсами" разнообразным манипуляторам легче управлять. Из "флюса" проще сделать идеального "потребителя", свято верящего, что растительное масло может быть без холестерина, а может быть с таковым, даже не предполагая, что холестерин - белок животного происхождения, "потребителя",считающего, что два дополнительных пикселя или герца в новом телевизоре дают несравненное с прежним качество изображения.
      -- Для полноценности процесса находится в хорошей физической форме. Поскольку физическая слабость и, тем паче, болезни полноценному удовлетворению любопытства мешают преизрядно, порой вовсе тому препятствуя.
      -- Личная смелость. Так как трусость не пустит любопытство дальше постановки вопроса (в лучшем случае), не даст возможности любопытство удовлетворить и максимально способствует развитию лености. Смелость, переходящая в безбашенность также вредна, поскольку не позволит удовлетворить любопытство по причине бесполезной нелепой гибели такого любопытного.
   КРАТКИЙ ИТОГ. Для полноценного удовлетворения любопытства необходимы: хорошая память, смелость на грани безрассудства (но не переходящая за грань), прекрасная физическая форма, умение наблюдать и анализировать, победа над ленью, умение играть, отсутствие чванства перед знаниями и умениями других и, как следствие, умение делать жизнь свои и окружающих разнообразной, умение пользоваться результатами удовлетворения любопытства и умение подарить эти результаты окружающим. В идеале - сохранить как можно больше окружающих тебя любопытными.
  
   Боги, Мать-природа, эволюция (нужное подчеркнуть или дополнить на основании собственных убеждений) создала нас любопытными, способными впитывать новое как губка воду. "Нас" - это не только людей, животный мир в это понятие мною тоже включён. За мир растительный и микробов не ручаюсь, но и отрицать полностью не имею права, зато имею право предполагать, что какие-то элементы любопытства, то есть - способности и, главное, желания постигать нечто новое, присущи всем формам жизни во Вселенной. Любопытство и степень этого любопытства котёнка, щенка, воронёнка и человечка абсолютно одинаковы. Пока не испортили ограничениями и ненужными барьерами, а также "всем готовым", удобным для горе-воспитателей. Почему оно нам дано, это любопытство? Зачем оно всякому живущему? Ответ прост: любопытство - залог выживания рода, вида, природы в целом. Выживания и развития. Гегель был прав в том, что остановка в развитии, как довольство всем (собой в первую очередь) неизбежно влечёт сначала деградацию, затем смерть (в том числе и физическую) как отдельного индивида, так и общества. Да, способность учиться новому, узнавать новое, бороться и искать, с возрастом становится всё меньше и меньше, у многих просто сходя на ноль. Отсюда старческий консерватизм, отсюда стариковское "мне уже ничего не надо", "скорее бы сдохнуть". Однако заметим: чем выше смог человек подняться с детства и в молодости, чем больше натренировано его любопытство, тем позднее наступит тот унылый период, когда "уже ничего не надо, ничего не интересно". Или вовсе не наступит никогда.
   Одним из ярчайших примеров человека несостарившегося, оставшегося любопытным до конца дней своих был русский фельдмаршал Миних. Войны, ссылки, возраст на его дух не действовали. Выходец из крестьянской семьи достиг немыслимых для большинства представителей своего сословия высот. Исключительно потому, что был всю жизнь именно любопытным и неленивым. Учился всему и везде. Не чванился, щедро делясь знаниями. Без страха брался за новое. Полководец, инженер, сельский учитель и садовник (в ссылке). Блестящий ум и отменная физическая форма. В том возрасте, когда его ровесники были дряхлыми развалинами, впавшими в маразм, он очаровывал женщин, закидывал правительство проектами (осуществимыми), неустанно трудился сам и подпинывал окружающих. И, заметьте, это в те времена, когда хилых практически не было, вымирали они ещё в младенчестве. Интересно, как бы смотрелся фельдмаршал в среде нынешних пенсионеров?
   Кто-то, возможно, меня за такой пример упрекнёт. мол, почему немца выбрал. Или почему именно этого, ведь был тот Миних такой-сякой... Ответ прост: кто первый пришёл на ум, того и выбрал. Каждый для себя (предварительно полюбопытствовав) может отыскать примеры, ему наиболее симпатичные. Кто мешает? Уж точно не я.
  
   Что-то я увлёкся. Пора уже приступать от абстракций к конкретике.
   Как и положено ворчливо-брюзжащему старикашке, сравнивать буду своих ровесников и детей и подростков современности. Сразу, как "истинно творческая личность" издам вопль: "Я ТАК ВИЖУ!" А чо? У малевичей всяких прокатило, а мне нельзя?
  
  
   Сравнивать буду по возрастным группам.
  
   Часть первая.
   ДОШКОЛЯТА.
  
  
   Аспект первый: физическое развитие, игрушки и игры, социализация, познание мира и развитие навыков и умений вне образовательных учреждений и вне общества взрослых.
  
   Ну, что на свежем воздухе проводили гораздо больше времени и физически были крепче и закалённее, говорить даже не приходится. И родители нашего поколения, и бабушки-дедушки были в этом отношении к детям гораздо более понимающими людьми. И твёрдо знали, что свежий воздух и игры на этом воздухе полезны. И не боялись отпустить пятилетнего отпрыска во двор. Машины по дворам не гоняли (их и было-то во дворах - одна-две на четырёхподъездную пятиэтажку), и про педофилов и прочих уродов слыхом не слыхивали. А двор (улица, квартал) - это вам не детский садик. И не только потому, что во дворе приходится общаться не только с полными ровесниками, как в садике, но и с теми, кто младше, и кто старше. А два-три года в детстве - огромная разница. Это не только лучшая социализация, это и удовлетворение любопытства, и постижение огромной массы разнообразных знаний и умений. И развитие памяти. И развитие фантазии и воображения. И много чего ещё. Могли и "плохому научить". Но по большей части улицы и дворы учили нас полезному и нужному. Садик - вещь формальная и заформализированная даже в советские времена. В садике программа, от которой особо не свернёшь и не развернёшься. Двор, улица, подъезды и подворотни, скверики и квартиры друзей - это свобода найти себе любое занятие и любую компанию для любой игры. И возможности только расширяются. И всё проходит весело, увлекательно, потому как - через игру, как и положено нормальным представителям биосферы.
   Примеров можно приводить великое множество - до бесконечности. Каждый может вспомнить что-то своё. Но без примеров обойтись не смогу.
   В эпоху моего раннего детства, как сейчас утверждают, игрушек было мало, игрушки были хуже, они были скучные, блёклые и т.п. Ну-ну! Нас с друзьями игрушки вполне устраивали. А, когда чего-то не хватало для задуманного, мы делали это сами. Или, как минимум, находили недостающему адекватную своим умениям (и воображению) замену. Которая нас тоже вполне устраивала, поскольку выполняла все предназначенные такой замене функции. Особенно при том, что развитое воображение - великая вещь, которую не сможет заменить никакая напичканная электроникой "интерактивная игрушка" современности.
   Мне, конечно, ближе те игрушки, которыми пользовался я сам, те игры, в которые играл я. То есть, игрушки и игры для мальчиков. Но, поскольку у меня была сестрёнка, поскольку во дворе и девчонки росли, могу и про девчачьи радости рассказать. Хоть и поменьше.
   Игрушечное оружие. Я даже не буду говорить про бред нашего времени о запрете таких игрушек. Родину защищать (а порой и зачищать о дерьма) - прямая обязанность любого мужчины с самого рождения. Любой народ - народ-воин, кто таковым не был, тот исчез с лица земли. Ассортимент "Детского мира" был стандартным для всей страны. ППШ, Каланя (металлический, на батарейках с имитацией звука очередей и мигающей лампочкой на дульном срезе), чуть ли не полноразмерный станкач Максима (тоже на батарейках), несколько револьверов, пистолеты - от ТТ до Браунинга. Большая часть под использование пистонов (и никто из тогдашних взрослых не боялся, что бахают, что опалить морду можно). Отдельно (поскольку для игры в войнушку не очень подходило) - охотничье ружьё-переломка с пружинными пульками и мишенью в виде бегущего волка. Из холодного оружия - сабли, кинжалы, луки, мечи (иногда в комплекте с каплевидным щитом и шлемом из тускло-красной пластмассы). Собственно говоря, вполне достаточно для игры. Кстати, с пластиковым а-ла "кавказским" кинжалом (он был даже с ножнами) очень даже неплохо можно было отрабатывать подобие ножевого рукопашного боя. Нас устраивало не всегда. Хотелось чего-то более "контактного". Выходили из положения просто: делали сами, в раннем возрасте прибегая к помощи взрослых (реже) и старших приятелей (чаще). При этом самоделки признавались более стоящими игрушками, чем заводские изделия. И делались прой более реалистичными. У нас во дворе жили два парня. Когда мне было 5 лет, они учились классе в седьмом, потом в ПТУ, но с нами возиться не прекращали. Так вот: они всех малявок снабжали тем, что сейчас можно назвать "массогабаритными макетами боевого оружия". Делали из дерева, иногда с металлическими стволами, с тщательным вытачиванием мельчайших подробностей, вставляли в корпуса начинку, позволяющую оружию имитировать звук выстрелов (от пистонов до трещоток автоматического оружия), красили в "настоящие" цвета. Но халявы нам не было. Поскольку в процессе изготовления мы принимали активное посильное участие. Иначе - не будет тебе автомата. А потом и сами начали пробовать. И взрослые не пугались, что дитятко из дому на улицу тащит ножовку, молоток и напильники. А ножи-складешки у нас лет с шести точно у всех всегда при себе были - свои личные. А как без них? Вырезать что-то, подстрогать. Да мало ли? И в "ножички" играли постоянно. Кто не знает или позабыл, расскажу. На утоптанной площадке ножом чертится круг, разделённый на равные секторы по количеству играющих (чаще - один на один). Каждый по очереди становится в свой сектор и кидает нож в сектор соседа (чтоб воткнулся). После удачного броска в секторе противника проводится черта (от места попадания в направлении, указанном клинком). Таким образом "земля" соперника делится на две части, тебе отходит территория, прилегающая к твоей "земле", противник остаётся с похудевшей территорией. Делаешь второй бросок, третий, пока не "обронишься". Право бросать переходит к противнику, который начинает отвоёвывать потерянное и захватывать своё. Условие простое: проигрыш засчитывается тогда, когда ты не сможешь стоять на своей "земле" даже на носке одной ноги, то есть, не в состоянии, выстоять в своём секторе хотя бы минимальное время, необходимое для производства броска. Были и "безземельные" соревнования - "заказухи". "Заказываешь бросок (в землю или в мишень) определённого вида, а соперник обязан повторить так же и с тем же результатом. Офигительно развивает координацию, глазомер и прочее. И никто не вопил, что растут бандиты. До сих пор помню свой первый ножичек. Дед подарил на пятилетие. Металлическая узкая рукоятка, узкий, в один сантиметр примерно, серый тусклый клинок длиной около десяти сантиметров, дополнительные прибабахи: отвёртка, открывашка, шило, ножницы, пилка. И гордая надпись "Титан" на ручке. В теперешнее время его, наверное, было бы можно назвать мультитулом. Он мне долго прослужил, почти до совершеннолетия.
   А мелкие поделки мы просто отливали из свинца. Лет с семи - вполне самостоятельно. Делали формочки в земле, выдавливая образец. Разводили костерок, ставили консервную банку с привязанной ручкой, бросали туда останки старых аккумуляторов или куски оболочки телефонного кабеля (цветная проволока тоже вся в дело шла). И готово. Оставалось только подпилить маленько надфилем. И, опять-таки, никто нас за это не гонял, на запрещал, не наказывал. Никто почему-то не боялся, что мы обожжёмся. Так что у большинства брелоки на ключах были самодельные, свинцовые. Ну, не только брелоки, конечно. Разное отливали. Но в более позднем возрасте. Поэтому об этом позднее.
   Вернусь к оружию. Страйкболов с пейнтболами у нас не было. Зато были прекрасные заменители, не имеющие возрастных ограничений. Для стрельбы на меткость - рогатки и самострелы со спуском из бельевой прищепки. Алюминиевой проволоки, чтоб пульку выгнуть у нас хватало, много где валялась чуть ли не целыми мотками. Цветмет же тогда наркоши остервенело не собирали. Для перестрелок друг с другом - брызгалки. Это вам не какие-то "водяные пистолеты"! Это куда лучше. подбирался подходящий (желательно побольше ёмкостью) пластиковый флакон из-под шампуня, в крышке сверлилось отверстие, куда вклеивалась длинная часть шариковой ручки - для повышения кучности и дальности выстрела. С боеприпасами не проблема: из половины домов на уровне земли краник торчал. И пофиг, что с них "барашки" были сняты - у каждого пацана с пяти лет в кармане свой лежал. Лето, жара, следы попаданий высыхают мгновенно. Заодно освежает. А хлюздить, отрицая попадание, не принято было.
   Впрочем, мы ведь, в войнушку играя, не только бегали и стреляли. И пленных брали, и штабы оборудовали, строя разнообразные бункеры, помосты на деревьях и "халабуды". Понятно, что строку в основном вели те, кто постарше, а малявки-дошколята на подхвате были. Поэтому подробнее об этом тоже позднее чуток. Когда о школьных годах начну говорить.
   А пока про улицы-дворы продолжим. Само собой, были и салки (у нас "в доса" или " в досика" называлось почему-то), и жмурки (на лестницах и площадках подъездов (с прыжками через перила - круче всякого паркура), в "цепи, раскуйте нас!", и в "чижа", и в "пуговки" (развитие меткости, глазомера, координации), казаки-разбойники с рисованием стрелок на асфальте. И многое другое. Футбол-хоккей - само собой. С мячом вообще много чего было: "штандер", "вышибало", всего и не упомню.
   Нам ведь много пространства и не нужно было. Заросли кустов длиной четыре подъезда и глубиной метра три - уже лес. Яма, оставленная ремонтниками - окоп или бункер. Бетонная блямба водораспределительного узла - дот (и люк сверху, а амбразура сбоку).
   Игры в мушкетеров, богатырей и прочих меченосцев и шпажистов вообще ничего не требовали. Для малявок вместо шпаг и мечей вполне годились очищенные от листьев и боковых веток центральные стебли гуляй-поля - и гибкость, и прочность достаточные для короткого боя. Так ведь фехтовальный поединок долгим не бывает, минута - и то уже много, даже для дошколят. А на новый бой оружие рядом растёт.
   Теперь о транспортных средствах. Велосипеды - само собой. Хоть и маловато их у нас было почему-то. Был период, когда один велик на всех. И катались по очереди, по два круга вокруг дома. И владелец своей очереди ждал терпеливо, не выступая. И родители такого владельца не вмешивались, не призывая чадушко кататься в одну харю. Поскольку это было справедливо. А, попробуй кто не поделиться (бывало, хоть и редко), кто с таким потом водиться будет? Правда, не навсегда, раскаявшихся без проволочек обратно принимали. А у меня был ещё педальный автомобильчик. Подарили мен его в три года. А к пяти годам лимузин был превращён в полную "бурбухайку". Фар он давно лишился после многочисленных ДТП, "Багажник" был вмят внутрь, как и "Капот". Поскольку автомобиль стал многоместным. Меньше, чем втроём на него не садились. Зато как весело было разгоняться и, дружно вопя, гнать по дорожкам! А ведь была ещё чудесная вещь под названием "карт". К настоящему картингу это никакого отношения не имело. По ощущениям больше походило на гонки болидов "Формулы-1". Главное - делался "карт" самостоятельно, компанией из двух трёх пацанов. И с производством болида шестилетки уже вполне справлялись. Главное было: найти составляющие. Из брусков сколачивалась вытянутая рама с парой-тройкой поперечин. Бруски коротких сторон периметра выступали вбок. К ним приколачивались парой гвоздей крупные шарикоподшипники, служащие колёсами. Кусок фанеры или ДСП по центру вместо сиденья - карт готов. Сел, откинулся, упёрся ногами в передний брус, зажмурил глаза - к гонке готов! Друзья, толкая сзади, разгоняют до ближайшего спуска. И: секунд десять-двадцать восторга и скорости обеспечены. Под грохот подшипников по асфальту. Болиды те были недолговечными (как и в "Формуле-1"), так что чинить их приходилось не реже, а то и почаще. Чинить! Точнее сказать - сколачивать по новой. При этом удовольствие получаешь и от строительства, и от поездки.
   А можно было просто прыгать на выброшенной кем-то кроватной сетке, прислонив её одним краем к чему-нибудь. Долго и самозабвенно.
   Зимой удовольствия малость другие. Лыжи да коньки в дошкольном возрасте почти никого не интересовали и мало у кого водились. А вот горки, крепости, снежки - наше всё было. И в специальных пластиковых ледянках никто не нуждался. Любой кусок картона под задницу - и поехал! А то и просто так. Самый шик - стоя. Единственный негласный запрет был: кататься с ледяных горок на санках, поскольку металлические полозья лёд разбивали.
   И никто себя ущербным не считал от того, что дворы не были оборудованы специальными безопасными горками, качелями и "лазилками". ЖЭК ставил качели, карусельку, пару непонятных лестницеобразных металлоконструкций, которыми никто не пользовался. Остальное было творчеством жильцов. Нашему двору повезло с дедом Кузиным (см. мой рассказ "Соседи"), который много чего сколотил для дворовой детворы. Зато в соседнем дворе, где располагался дворовый клуб, был корт, брусья и турники. Нам всем хватало.
   Нам просто не нужно было, по большому счёту, никакого готового оборудования для дворовых игр. потому что мы могли превратить в полезное для игры всё, что видели вокруг, любую ветку и палку, любой куст и сугроб, любую яму. И, не побоюсь громкого слова, это капитально развивало нашу фантазию, наше воображение. И кучу всего-всего. Потому что мы не играли готовым, мы сами творили игру.
   А сейчас! Что я, не вижу, что во дворах уныло стоят современнейшие деревянно-пластиковые горки и лесенки, качельки-карусельки. Скучные, ядовито-яркие и безопасные (якобы). Скучные, потому что на них детей почти и нет. если не в садике, то дома дети сидят, в планшеты и "развивающие смартфоны" уткнувшись. Так родителям спокойнее. А учиться общению - зачем? Само собой как-то потом придёт. Ан нет! - Не придёт оно. И боюсь, что уже никогда. Растёт жуткое поколение не умеющих общаться, не умеющих играть, не умеющих самостоятельно развлечь себя без аниматоров. Какой-то массовый аутизм с эгоизмом.
  
   Игры домашние.
  
   Если сейчас кто-то скажет, что в СССР было мало игрушек для игр в квартире, то он просто соврёт. Их было много и разных по функциональности и направленности. В ассортименте, вполне достаточном для развития и веселья. Более того, считаю, что те игрушки были добрее и полезнее нынешних. У нас не было монстров и трансформеров. Зато были богатыри Невского и солдаты Великой Отечественной. У девочек не было Барби и Мокси и прочих зомби. Зато они не заморачивались новой куклой, которая точно такая же, но платье другое. Другое платье просто шилось мамой или самой девочкой. И куклы были более человекообразными. Они изображали маленьких девочек, с которыми можно было играть "в маму". А в кого можно играть с Барби (которая изображает лицо старше своей хозяйки), я так и не понял до сих пор, невзирая, что две дочки выросли. В неказистые алюминиевые кастрюльки моей сестрёнки Светы можно было положить настоящую еду и есть её игрушечными металлическими ложками-вилками. Светка обычно мелко крошила конфеты и печеньки, так что я с друзьями с удовольствием изображали гостей, пожирая эту "приторную смесь Карлсона".
   Солдатики! Как много в этом слове... Для памяти моей и для сердца моего. Какие баталии мы устраивали с друзьями. И не только в квартирах. Порой и лестничные площадки между этажами становились полем битвы. И соседи не ворчали, аккуратно обходя наши боевые порядки. А, когда нас не устраивали наборы магазинные, мы делали солдатиков сами. Мы с друзьями делали бумажных (дедушка мой научил), разных эпох и народов. "Железячниками" были ещё теми: мундиры и доспехи тщательно перерисовывали из "Книги будущих командиров" и учебников истории (сначала учебников старших братьев и сестёр, потом из собственных). И упаси боже допустить неуместный ляп! Раскрашивали с двух сторон, для совпадения прикладывая к оконному стеклу. Пытались даже делать полководцев с портретным сходством, как уж могли. Крепости и бастионы клеили из бумаги, картона, лепили из пластилина - по кирпичику, украшали как могли. Пушки, сначала тоже бумажные, со временем обрели способность забрасывать противника ядрами. Схемы боёв из всё той же "Книги будущих командиров" тоже без внимания не оставляли. Строго н следовали, поскольку одна из сторон непременно хотела битву переиграть с положительным результатом для себя, невзирая на историческое поражение. Чем не альтернативщики мы были? А брат моей жены Андрюха - он и солдат лепил из пластилина, только оружие было из спичек и проволоки. Моя с друзьями "солдатиковая болезнь" затянулась аж до седьмого класса. И нам не было стыдно. Просто с каждым годом внешний вид наших солдат становился всё точнее, а битвы разыгрывались всё больше и больше похоже на тактические игры во взрослых офицерско-генеральских "песочницах". Но удовольствие от игры было всегда.
   Но ведь, кроме солдатиков, было ещё много-много всякого разного и жутко интересного.
   Обожал возиться с конструкторами. Дошколёнком - с более простыми, потом всё сложнее и сложнее. Пластик, дерево, металл, электрооборудование (подробнее - во второй части, посвященной школьникам). Было у тех конструкторов главное отличие от нынешних "Лего", "Дупло" и прочих им подобных. Там было больше простора для фантазии, для творчества. Намного больше. У меня иногда ощущение, что все современные конструкторы сделаны для идиотов, для которых любой шаг влево или вправо от заданной инструкции-конструкции подобен ужасу. Или для воспитания таких идиотов. Узкая специализация с младенчества. Купили тебе коробочку "Лего" и можешь ты из неё собрать только что-то одно, строго определённое. Если что другое попробуешь сделать, то или вообще не получится, или уж слишком примитивное и скучное. Поскольку все детальки очень уж узкоспециализированные. Хочешь собирать что-то другое - покупай новый набор. кому это выгодно? Только производителю и продавцу. Ничего личного - голый бизнес. В ущерб детскому развитию.
   Игры настольные. Великое множество на все вкусы. И не только в коробках. Были ведь ещё ежемесячные вкладыши в "Весёлых картинках", там даже развёртка бумажного кубика прилагалась, и не всегда с точками от одного до шести. Были и ограниченные "тройкой" - так диктовали условия игры. Впрочем, такие игры печатали и журналы для тех, кто постарше. Уже не со сказочными персонажами и зверушками, а что-то посолиднее. Например, мы с друзьями надолго запали на игру из польского журнала для подростков "Горизонты техники для детей", в ней игровые фишки путешествовали по изобретениям и открытиям, как положено, то резко перепрыгивая вперёд, то откатываясь назад, то пропуская ход. У магазинных отличие было в готовых фишках, в том, что игровое поле в плёнку запаяно и кубики готовые.
   Машинки. Всех марок и размеров. Часть из них надо было собирать самому. Пусть и из всего десятка деталек. У меня года в три появился интереснейший самосвальчик (Советского производства), у которого и под съемным капотом, и на дне были изображены все основные детали. А на коробке был рисунок, где все части подписаны и поясняется, что какая запчасть делает в машине. Играя, запоминал. Правда, я как-то машинками не увлёкся, мне не интересно было. И по сию пору неинтересно. Никогда никакого удовольствия от управления транспортным средством не испытывал - ни в детстве, ни ныне. Даже модельки автомобилей не собирал, в отличие от большинства ровесников.
   Современные игрушки этого типа тоже как-то не впечатляют. Особенно качеством. Или впечатляют, но уже ценой. А наши были доступны для любой советской семьи. Доступность - вообще показатель для таких вещей как игрушки. А с этим сейчас не очень.
   Сборные модели. корабли, самолёты, танки. Наверное, единственное, чему я завидую глядя на ассортимент сегодняшний. у нас поскуднее было. Но всё равно нравилось. Танк я в детстве (уже подростком) клеило всего один - ИС-3 с дистанционным управлением (гусеницы были мягкие, резиновые). Впрочем, моделирование, это разговор уже не детсадовского уровня. так что пока прекращу.
   Главное: мы, будучи дошколятами, и дома и на улице, играя, фантазировали, творили чудеса, превращая что угодно во что угодно. Празднуя, не ждали аниматоров, не ждали, когда нас начнут развлекать родители. Мы и сами умели развлекаться.
   И правила, порой самими же установленные, соблюдали строжайше. За "хлюзду" наказание было страшное: в игру не брали. Порой аж несколько дней. Что для дошколёнка -вечность. Это было гораздо страшнее "бана" в компьютерных онлайн игрушках.
   написал вспомнил другое. Году так в 2012 увлёкся игрой "в танки". Сделано замечательное. Белорусы молодцы. Но, играя, обнаружил проблему. Уже не только среди играющих детей и подростков, но и среди тех, кто уже слегка перешагнул за двадцать. Я понял, что большинство не умеет общаться. не умеет играть, не умеет быть командой. То есть, не умеет делать то, что положено делать в командной игре. Что для моего поколения было само собой разумеющимся. И не понимают, что такое ответственность перед командой за свои действия. Отсюда такие явления "в танках", как "тимкилл" и "тимдамаг". То есть, когда союзник вдруг ни с того, ни с чего расстреливает своих, когда он вдруг сообщает противнику о твоём расположении. Когда выталкивает твою машину под вражеский огонь. просто так. Оказалось, что такие иногда даже собираются в целые кланы, где хвалятся друг перед другом не слаженностью действия и победами, а именно такими действиями, выкладывая записи таких боёв в сеть. Насколько ущербным надо себя чувствовать, насколько быть аутистом, чтобы таким гордиться? Мне писали ровесники: "Так там же дети, успокойся!". Как меня уже достало это самое "ОНИЖЕДЕТИ"! Тем более, чтол этим "онижедетям" порой 20--25 лет. Я задавал простой вопрос: "Друг, вспомни детство, себя в пять, десять, двенадцать лет, в юности. Играл? Играл в войну? Играл. Что бы было с тобой, если бы ты, играя в войну на улице, стал себя так вести, как эти "дети" в сетевой игрушке? Кто бы потом тебя позвал играть?". На этот вопрос ни один из игроков не ответил иначе как "Стал бы последним чмом надолго". Просто-напросто, дело в том, что мы, играя, общались реально. И с двух-трёх лет учились ОТВЕЧАТЬ за свои слова и поступки. Отвечать реально разбитыми носами и отказами играть. У нас не было возможности уйти в другую онлайн игру с другими партнёрами. Мы не могли сказать то, что "дети" пишут друг другу в чате. Потому что могли за такое получить по морде. Безнаказанность сетевого общения порождает монстров, которые потом начинают путать реальность с виртуальным миром всеобщего аутизма. И это страшно. Потому что рано или поздно эти монстры, потребляди, не способные на творчество, тупые, хилые и эгоистичные, при том агрессивные, выходят в мир. Выходят те, у кого всё готовое, примитивное и разжёванное, напрочь с младенчества убило способность познавать и творить, сделало ленивыми и нелюбопытными. А, спустя всего пару десятков лет, будут этим миром править. Потому и согласен с Олегом Верещагиным: до 14 лет как минимум не должно быть никакого допуска ребёнка в мир виртуальной реальности, в сеть. НИКАКОГО ВООБЩЕ!
   Да, в моём детстве некоторые взрослые тоже били тревогу. Что сидим много за телевизорами (это при одной-двух программах-то!), и мало на воздухе бываем (с "теперь" бы сравнили!), и прочее, о чём постоянно тот же Верещагин твердит применительно к современности. И вот думаю: а не так уж они были неправы. Зараза ведь организм постепенно пожирает, потихоньку наращивая темпы. Особенно такая.
  
   ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ (во второй части о школьниках).
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"