Семёнов Сергей Александрович : другие произведения.

Поговорим о глаголе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Небольшая статейка для одной из творческих групп в "ВКонтакте" о важной роли глагола в литературе


  
Поговорим о глаголе
  

И обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

А.С.Пушкин

  
   Всем здравия. Сегодня хотелось бы поговорить о самой яркой, самой живой энергичной части в русском языке. Наверное, вы уже догадались, о чем пойдет речь. Конечно же, о глаголе.
   Пожалуй, глагол играет самую важную роль в литературе. Еще известный русский издатель и редактор Николай Греч отметил, что глагол "придает речи жизнь", "присутствием своим животворит отдельные слова". Современные исследователи утверждают, что в глаголе, образно говоря, течет самая алая, самая артериальная кровь русского языка. Глагол, при многообразии стилистических приемов образного употребления является неисчерпаемым источником экспрессии.
   Ну, пожалуй, довольно болтовни и красивых слов. Перейдем от слов к делу. Уясним для начала первое правило.
  
  1. Глагол должен быть ярким, живым.
  Чем ярче глагол - тем энергичнее предложение, тем красочнее картинка. Вместо "вбежал" - влетел, ворвался. Вместо "ударил гром" - "гром расколол тишину". Вместо "закричали" - тишина взорвалась криками. Уходите от стандартных схем и набивших оскомину глаголов. Ищите новые, яркие, емкие глаголы. Помните - от редких слов веет свежестью, они оживляют повествование. А редкие глаголы к тому же оживляют картинку, добавляют энергии, красочности. Иногда яркий глагол предпочтительнее целой фразы.
  
  2. Избегайте отглагольных существительных.
   Еще одно зло, которое нужно смело искоренять. Может быть, отглагольные существительные и нужны где-то: в протоколах, научных докладах и т.д. Но у нас - литература. Обилие отглагольных существительных "сушит" речь, делает ее блеклой. Зачем писать "сделала предложение", когда можно просто "предложила"? Или зачем нам нужна фраза "они брали происхождение", когда можно заменить ее одним глаголом "происходили". Отглагольные существительные - признак канцелярита, а не литературы. Мы же хотим писать интересный, "живой" текст, а не научный доклад или протокол.
   Подведем итог: в огромном, подавляющем большинстве случаев лучше заменить существительное (особенно отглагольное!) глаголом.
  
   3. Искоренять глаголы-штампы.
   Думаю, не нужно объяснять, что это такое. Этих самых глаголов пруд пруди в любом тексте. Начал, закончил, подумал, сделал, пошел, выполнил, отправился, продолжил и т.д. Глаголы, в принципе, неплохие, но они настолько избиты, что хочется от них тут же избавиться, заменить на что-то более живое и яркое. Посмотрим примеры ниже:
  
  Начал работать
  Приблизились к станции
  Дорога кончилась
  Пришла ночь
  Наступили сумерки
  Подумал Ваня
  Сделала замечание Маша
  
  И т.д.
  
  Давайте-ка теперь поработаем над вышеизложенным.
  
  - закипела работа
  - впереди блеснули огни станции (добавили чуточку динамики и таинственности)
  - дорога уперлась в гору (в лес, в болото и т.д.)
  - темнота окутала окрестности
  - незаметно подкрались сумерки
  - закралась Ване в голову мысль
  - пожурила Маша
  
   4. "Былки" - страшная напасть.
   Так и есть. Глагол "был" (была, было, были) - король глаголов-штампов. Самый пустой и безликий, не несущий никакого смысла и энергии глагол. Вроде бы сначала кажется, что без него никуда. На самом деле в 99% случаев заменяется на любой другой, более яркий и емкий глагол.
   Давайте-ка поиграем в игру. Напишем предложение с "былкой" и примемся его улучшать. Пускай будет вот такое, самое незатейливое - "у него была дочь". Предложение как предложение, ничем особо не примечательно. Теперь задумаемся. Почему, собсно, была? А теперь где - умерла что ли (тьфу-тьфу-тьфу).
   Итак, наша задача - выкинуть это проклятое слово "была". Допустим, так - "он растил дочь". Уже лучше. Можно пойти дальше и продолжать улучшать. Все зависит от вашей фантазии и желания.
  Или вот: "в доме Ивана Петровича были большие окна". Попробуем разнообразить? Например, "большими окнами дом смотрел на березовую рощу у реки". Уже лучше - избавились от "былки" и заодно добавили "картинки" (березовая роща, река).
   И т.д.
  
  5. Избегать пассивного залога.
  Пассивный залог сложно назвать ошибкой. Можно писать с ним, и многие так и делают. Иногда, конечно, без него никуда, но в 99% случаев его нужно истреблять. От него веет тем самым страшным словом "канцелярит", а мы, вроде бы, договорились бороться с проклятой канцелярщиной и писать красиво и энергично.
  "Дело было сделано". Как вам? Отвратно, не правда ли? В таком предложении можно наковырять три стилистических огреха. Оно нам надо?
  Зачем писать - "враг был уничтожен", когда лучше написать "они уничтожили врага"? В первом варианте фраза отдает канцелярщиной, какой-то отчетностью, документальностью, что далеко от литературы. Зачастую этот самый проклятущий пассивный залог соседствует с "былкой", что еще больше уродует фразу.
  Вот еще примеры:
  Было велено - велели
  Они были отправлены - их отправили
  Экзамен был начат - начался экзамен
  Картина восхвалялась художниками - художники хвалили картину
  И т.д.
  
  А вот что на эту тему пишет король ужасов Стивен Кинг.
  Я не хочу сказать, что для пассивного залога вообще места нет. Положим, что некто помер на кухне, но оказался в другом месте. "Тело было перенесено из кухни и положено на диван в гостиной" - так вполне можно написать, хотя от слов "было перенесено" и "положено" у меня просто отрыжка. Мне бы больше понравилось "Майра и Фредди перенесли тело из кухни и положили на диван". Почему вообще тело должно быть подлежащим? Оно же, черт его дери, мертвое! Что, трудно до этого допереть?
  Ну вот, основные советы при работе с текстом и глаголами. Вне списка хотелось бы еще посоветовать не увлекаться сложными деепричастными оборотами. Они здорово нагружают текст. Ну, и почаще искать и использовать синонимы. Одно из богатств русского языка - великое многообразие слов. Не стесняйтесь пользоваться этим богатством.
  И помните - с ошибками и неточностями пишут все. Только 99% пишущих так и оставляют, как написано, а вот один процент - после тщательно работает над текстом. Написать пять страниц сухого текста или одну, но живого и яркого за то же время... Что для вас лучше? Выбирать вам.
  
  Ну, и напоследок, совет от Великого и Ужасного Стиви.
  Есть одно очень хорошее наставление, которому я призываю следовать всех-всех-всех: читать больше. Кинг говорит: вы не научитесь хорошо писать, если не будете поглощать достаточно текста. Вы можете читать сложные вещи, чтобы чему-то научиться, вы можете читать дерьмо, чтобы знать, как писать не стоит, но вы не должны останавливаться.
  Всем удачи, творческих успехов и публикаций!
  
  В статье использованы материалы из книг:
  Нора Галь "Слово живое и мертвое"
  Стивен Кинг "Как писать книги"
  Юрий Никитин "Как стать писателем"

  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список