Семенов Сергей Александрович : другие произведения.

Бердяев о чувствах вины и обиды

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Н.А. Бердяев []
  Чувства вины и обиды, их смысл и особенности их проявления интересовали Бердяева на протяжении всего творчества. В произведениях разных лет он возвращается к ним снова и снова. В книге "Философия неравенства" (написана в 1918 г., опубликована в 1923 г.) он пишет: "Не аристократична всякая психология обиды, всякая психология претензии. Это - плебейская психология. И аристократична психология вины, вины свободных детей Божьих. Аристократу более свойственно чувствовать себя виновным, чем обиженным. Этой аристократической психологией проникнуто христианство. Христианское сознание сынов Божьих, а не рабов мира, детей свободы, а не детей необходимости, - аристократическое сознание. Те, которые чувствуют себя пасынками Божьими, обиженными судьбой, теряют благородные, аристократические черты. Аристократ, благородный должен чувствовать, что всё, что возвышает его, получено от Бога, а всё, что унижает его, есть результат его вины. Это прямо противоположно той плебейской, неблагородной психологии, которая всё возвышающее чувствует благоприобретенным, а всё унижающее обидой и виной других. Тип аристократа прямо противоположен типу раба и типу parvenu. Это разные душевные расы. Аристократический склад души может быть и у чернорабочего, в то время как дворянин может быть хамом".
   В книге "О назначении человека" (Париж: Современные записки, 1931. 320 с.) он продолжает эту тему: "Переживание вины и есть переживание аристократическое, переживание благородных, как переживание обиды есть переживание плебейское, унизительное".
   В работе "О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики" (1939 г.) он возвращается к этой проблематике: "Чувство вины и чувство жалости - аристократические чувства. Чувство обиды и чувство зависти - плебейские чувства. Слово "плебейский" я употребляю здесь в психологическом смысле. Весь смысл существования аристократического духовного типа - в существовании типа людей, которые не склонны испытывать состояние обиды и зависти, ressentiment и которым более свойственно испытывать состояние вины и жалости, сострадания".
  Испытывая чувство обиды, человек признает, что он пропустил удар, который нанес ему противник, что он слаб и находится во власти темных стихий, окружающих его. Отсюда понятна та несвобода, та зависимость от внешнего мира, о которой говорит Бердяев. Это плебейское чувство, так как только плебеи расписываются в своей слабости, в своей зависимости от внешнего. Напротив, чувство вины, согласно Бердяеву, чувство аристократическое. Человек добровольно принимает на себя это чувство, что означает, что он свободен. А свобода - это признак истинного аристократа.
  Все мы в своей жизни испытывали чувство обиды, некоторые принимали вину на себя. В зависимости от присутствия в человеке этих двух чувств, степени органичности их, человек и является аристократом или плебеем. Каждый из нас стремится быть аристократом, а не плебеем (конечно, если он задумывается об этом). Так давайте же искореним в себе плебейское, перестанем обижаться как на отдельных людей, так и на весь мир, возьмем судьбу в свои руки, примем вину за все происходящее вокруг на себя. И быть может, после этого мир станет лучше.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"